Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Евангелие от Иоанна 16:33
Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.
Святые отцы
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Исидор Пелусиот, прп. (†440)
- Кирилл Александрийский, свт. (†444)
- Максим Исповедник, прп. (†662)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Амвросий Оптинский, прп. (†1891)
- Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Стефан (Яворский), митр. (†1722)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Гладков, Б. И. (†1921)
- Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 32-33 Се, грядет час, и ныне прииде, да разыдетеся кийждо во своя и Мене единаго оставите: и несмь един, яко Отец со Мною есть: сия глаголах вам, да во Мне мир имате: в мире скорбни будете: но дерзайте, (яко) Аз победих мир
Выражение же: Отец со Мною есть (ст. 32) Он опять употребил для них, потому что всегда и везде хотел научить их этому. Потом, чтобы показать, что, говоря таким образом, Он еще не преподал им знания совершенного, но сказал так для того, чтобы они не смущались мыслями, – а им естественно было подумать нечто человеческое и что они не получат от Него никакой помощи, – говорит: сия глаголах вам, да во Мне мир имате (ст. 33), то есть чтобы вы не удаляли Меня из ваших мыслей, но всегда имели бы в своем сердце. Итак, пусть никто не возводит в догмат этих слов: они сказаны в наше утешение и по любви. Не теперь только, говорит, вы подвергаетесь таким страданиям, и ваши бедствия этим не окончатся; но до тех пор, пока вы будете в мире, вы будете иметь скорбь, – не теперь только, когда предают Меня, но и после. Но будьте бодры духом: вы не потерпите никакого зла. Когда Учитель победил врагов, то не должно уже скорбеть ученикам. Но как, скажи мне, Ты победил мир? Сказал же Я, что низложил его князя; но вы это узнаете и впоследствии, когда всё будет уступать и повиноваться вам.
Исидор Пелусиот, прп. (†440)
Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир
Известно тебе, что труды и подвиги порождают несказанное и непрекращающееся веселье, и что в сравнении с величием славы, доставляемой добродетелью, труды сии ничто. Итак, почему же, зная это, домогался ты узнать значение сказанного: скорбни будете в мире сем? Ибо известно, что настоящая жизнь есть поприще подвигов и борений, а венцы и награды предоставлены жизни будущей.
Вооружая себя надеждою на то, что будущие блага даны будут воздвигшим славные победные памятники над пороком, прекрасно ограждая себя отовсюду и молитвами сооружая сию крепкую стену, отражай нападение малодушия; потому что оно сильно овладеть и мужественною душою, если она, непрестанно мечтая о венцах, не будет переносить горестей.
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Прекрасно и полезно в этих словах Христос, можно сказать, возглавляет все бывшее к ним рассуждение и, в немногих словах сосредоточив смысл сказанного, предложил им сокращеннейшее ведение Своей воли. Я веду, говорит, теперь такие речи к вам, побуждая вас «мир» иметь «во Мне», и чтобы вы, кроме того, ясно знали, что беды вам «в сем мире» приключатся и вы подвергнетесь ради Меня многим скорбям. Однако ж не поддавайтесь этим ужасам, ибо «Я победил мир».
Но чтобы совершенно ясным сделать для тебя это изречение, прежде всего поговорим о том, что значит иметь «мир» во Христе. Ведь мир или любители мирских вещей иногда также осуществляют мир друг к другу, но только отнюдь не во Христе. Вот, например, преданные телесным страстям бывают ради этого очень дружественны и приятны с людьми единонравными им; зарящийся на совсем ему не подобающие владения и ради сего бывающий корыстолюбцем или вором будет, конечно, по душе упражняющемуся в одинаковом с ним пороке. Ведь каждое животное любит подобное себе, по написанному, и к подобному себе будет привязан человек (Сир.13:19-20). Но во всем этом почтенное имя мира является подделкою, и это вполне верно. Но у святых не так. Не грехом оказывается союз мира, но верою, надеждою, любовью и силою благочестия к Богу. И это – во Христе. Мир во Христе явился для нас главою всех благ, привнося вместе с собою как бы сестру свою – любовь друг к другу. А любовь, по слову Павла, есть исполнение всего Божественного закона (Рим.13:10; Гал.5:13-14). А что любящим друг друга следует, конечно, прежде всего возлюбить и Самого Бога, это несомненно, ввиду слов Иоанна, что, если кто возлюбил брата, тот, без всякого сомнения, возлюбит и Самого Бога (1Ин.4:20).
Но означает и нечто другое, разумею опять изречение: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир». Если кто захочет разуметь это проще, он, без сомнения, скажет: Христос явился, конечно, выше и могущественнее всякого греха и мирской опасности, и так как победил, то подаст победу и искушаемым ради Него. Если же кто пожелает разуметь что-либо более тонкое, чем сказанное сейчас, то он может размышлять следующим образом. Как мы оказались победителями тления и смерти потому, что, как человек, Христос ожил ради нас и за нас, соделав Свое воскресение началом порабощения смерти, причем значение этой победы должно, конечно, простираться и на нас, так как Победитель был из нас, поскольку явился человеком, и мы как бы превозмогаем грех, умерщвленный, конечно, в первом Христе, переносящем, очевидно, и на нас, как на Свой род, это благо; так и «мужайться» мы должны потому, что и мы препобедим мир, ибо «победил» Христос, как человек ради нас, являясь началом и дверью и путем для человеческой природы и в этом. Да, некогда падающие и побеждаемые, мы (теперь) возобладали и победили ради Того, Кто был из нас и ради нас победил. Ведь если бы Он победил как Бог, для нас никакого значения это не имело бы, а если как человек, то мы в Нем победили, ибо Он явился нам с неба вторым Адамом, по Писаниям (1Кор.15:47).
Поэтому как носили «образ перстного» (1Кор.15:49), по подобию с тем (Адамом первым) будучи должны подпасть игу греха, так, конечно, будем носить и образ Небесного, то есть Христа, побеждая владычество греха и превозмогая всякую мирскую скорбь, ибо «победил» Христос.
Максим Исповедник, прп. (†662)
Тот, кто смог умертвить посредством [духовного] делания земные члены (Кол. 3:5) и победить, через [исполнение] заповедей Слова, мир страстей в себе, не претерпит никаких скорбей. Он уже покинул мир и оказался во Христе — Победителе мира страстей и Подателе всяческого мира. Ибо не отказавшийся от пристрастия к материальным [вещам] будет всегда одержим скорбями, ибо его сознание изменяется одновременно [с этими вещами], которым по естеству присуще изменяться. А для оказавшихся во Христе не будет причин чувствовать какое-либо вещественное изменение. Поэтому Господь и говорит: Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир. Во Мне - то есть в Слове добродетели вы имеете мир; [вы], освободившиеся от беспорядочного движения и смятения материальных страстей и вещей. В мире - то есть в пристрастии к вещественному. Скорбь - [то есть то, что возникает] вследствие постоянного изменения этих материальных вещей. Ведь скорбью одержим и тот, кто подвизается в добродетелях по причине связанного с этим труда, и тот, кто любит [вещественный] мир вследствие обмана, который [несут с собой] материальные [вещи]. Но одна скорбь - спасительная, а другая - тлетворная и пагубная. Господь дарует освобождение обоим: для одного это - упокоение от трудов добродетелей в себе через бесстрастие в созерцании, для другого - избавление от пристрастия и привязанности к тлетворным [вещам] через покаяние.
Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
«Сие, - говорит, - сказал Я вам, чтобы вы не удаляли Меня из ваших мыслей и не колебались, и не смущались продолжать твердую любовь ко Мне, но чтобы вы имели во Мне мир», - то есть, чтобы вы пребывали непреклонными, принимая за верное все, что Я ни говорил вам.
Да слышит и Арий, что все это смиренное и, по-видимому, недостойное славы Сына, сказано ради слушателей, а не для того, чтобы мы пользовались этими словами при определении догматов; ибо они сказаны в утешение апостолов, как показывающие любовь Его к ним.
Искушения для вас не остановятся на страшных этих словах, но до тех пор, пока вы будете в мире, вы будете иметь скорбь, не теперь только, когда Я предаюсь, но и после этого. Но вы противостойте искушающему помыслу.
А когда Я победил, вам, ученикам, должно не скорбеть, но презирать мир, как уже побежденный. Как же Он победил мир? Низложив начальника мирских страстей.
Впрочем, это видно из последующего. Ибо все Ему покорилось и уступило. Как с поражением Адама вся природа осуждена, так с победою Христовою победа простерлась на всю природу, и во Христе Иисусе нам дарована сила наступать на змей и скорпионов, и на всю силу вражескую (Лк.10:19). Ибо чрез человека смерть вошла, чрез человека же и жизнь, и сила на диавола (1Кор.15:21). Ибо, если бы победил один только Бог, тогда ничто не относилось бы к нам.
Амвросий Оптинский, прп. (†1891)
Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир
На земле предписано нам иметь скорбные испытания, как сказано Самим Господом: в мире скорбны будете. Слова эти ясно показывают, что хотя все места целого мира исходи, а безскорбного положения нигде не обрящешь; везде потребно будет и смирение, и терпение, и неосуждение других. Только этими духовными средствами приобретается мирное устроение души, соразмерно тому, насколько мы будем простираться к смирению и долготерпению и неосуждению других. Ежели дозволявшии, или присвояющии себе право судить, находили недостатки и неправильности в Самом Господе, Источнике всякой истины, называя Его льстецом, самарянином, и хуже того (см. Мф. 27:63; Ин. 8:48), то какого заключения не сделают относительно обыкновенных людей. Всего лучше и спасительнее для нас последовать заповеди апостола, глаголющаго: Темже прежде времене ничтоже судите, дондеже приидет Господь, Иже во свете приведет тайная тмы и объявит советы сердечныя; и тогда похвала будет комуждо от Бога (1Кор. 4:5).
Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир
Господь Спаситель есть мир наш, нашего сердца, нашей души. Не отставай же от Него никогда. В мире будете иметь скорбь (подвергнут вас люди разным страданиям): но мужайтесь: Я победил мир. Я победил его, обессилил и вас сделаю победителями. Не бойтесь же его. Это – минутный огонь.
Евфимий Зигабен (†1118)
Сия глаголах вам, да во Мне мир имате
Это сказал Я вам не с тем, чтобы сообщить вам совершенное знание, но чтобы вы не соблазнялись о Мне и не смущались, когда Меня возьмут, свяжут и поведут, когда и многое другое Я претерплю, как Человек.
В мире скорбни будете
не только в то время, когда Я буду страдать, но вообще до тех пор, пока вы будете жить в этом мире. Настоящая жизнь есть некоторого рода ристалище , место для упражнения борцов за Бога и испытания любящих Меня. Прежде еще Иисус Христос сказал: узкая врата, и тесный путь вводяй в живот (Мф. 7, 14). А чтобы ученики совершенно не упали духом, слыша, что всю свою жизнь они будут испытывать скорби, Иисус Христос ободряет их, говоря:
Но дерзайте, (яко) Аз победих мир
т.е. зло и злого отца этого мира. Выше было сказано, что князь мира сего осужден (Ин. 16, 11), т.е. побежден. Итак, не бойтесь: если Учитель победил, то победили и ученики, подражающие своему Учителю. Причиняющие разные бедствия и убивающие тело сами будут побеждены душой вашей, и отняв у вас то, что можно отнять, сами будут побеждены тем, чего отнять нельзя.
Стефан (Яворский), митр. (†1722)
Если воинский полк разделен на две части и воюет под началом одного полководца, одного вождя, и если одна часть победила врагов и видит, что другая часть борется с врагами, скажите мне, противники, разве не придут победители на помощь своим подвизающимся друзьям? Ответьте также, согрешают ли борющиеся с врагами, зовя на помощь своих друзей-победоносцев? Если вы правильно рассудите, то ответите, что не согрешат ни призывашие на помощь, ни оказывающие ее.
Но что есть человеческая жизнь, если не брань и искушение (Иов.7). Вождь это Сам Христос, как говорится в Евангелии: И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет вождь (Мф.2:6 также см. Мих.5:2). А так как сей Вождь и Сам победил:... мужайтесь: Я победил мир (Ин.16:33), то желает. Чтобы и Его воины тоже стали победителями: Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его (Откр.3:21).
Но поскольку в битве под началом этого Вождя войско разделилось на две части, и одна из них уже победила, то есть Божии святые, торжествующие на Небесах, а другая еще подвизается, то есть мы, живущие на земле, то достойно и праведно призывать нам на помощь тех, кто позаботится о нас в наших бедах, и не оставят нас без помощи.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир
– Сие сказал Я вам, заключает Господь Свою великую прощальную беседу с учениками, чтобы вы имели во Мне мир. Все, что Господь предложил им в этой беседе, имело главнейшей целью вселить в сердце учеников мир, спокойствие духа ввиду предстоящих событий (да не смущается сердце ваше, да не устрашается; Ин.14:1,27). Этот мир, это спокойствие духа они должны найти в Нем, в общении с Ним (Ин.14:27), в единении духовном с Ним.
– В мире, враждебном Мне и Моему делу обществе людей, вы будете иметь скорбь, когда среди него будете продолжать дело Мое в распространении Моего учения и утверждении Моего Царства на земле, потому что этот мир враждебно относится и отнесется к вам и ко Мне и к Пославшему Меня (Ин.15:18-21). Ненависть этого враждебного мира к вам причинит вам много скорби, на что Господь с силой указывал ученикам в этой же беседе (Ин.15:18-16,4); но при этой скорби, при тех бедствиях и страданиях мир духа их во Христе не только не должен умаляться, но должен возрасти до героизма, до величайшего дерзновения при их деятельности в деле Христовом. Это дерзновение, это мужество их должно иметь основание в уверенности, что Господь победил мир: победил совершением великого дела искупления человечества Своей смертью, вследствие чего и князь мира сего изгнан вон и осужден (Ин.12:31; Ин.16:11). Победа над миром представляется духовному взору Господа уже совершившейся (как в Ин.13:31 и парал.). Этим торжественно победным восклицанием: мужайтесь, Я победил мир, оканчивается эта поистине великая последняя прощальная беседа Господа с учениками, начавшаяся также торжественно победной песнью: ныне прославился Сын Человеческий и Бог прославился в Нем!
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Враги нашего спасения, указываемые в Священном Писании, суть:
а) окружающий нас мир;
б) плоть и ее греховные похоти;
в) главный враг наш – диавол (Ин.16:33; 1Ин.2:15,16, Ин.5:4,5; Иак.4:4; Рим.7:14-23; 1Пет.2:11; Гал.5:17; Кол.3:5 и др.).
Всеоружие в брани с врагами нашего спасения апостол Павел указывает в следующих словах: верующие должны препоясать свои чресла истиною и облечься в броню праведности; обуть ноги в готовность благовествовать мир; взять щит веры, которым можно угасить все раскаленные стрелы лукавого; взять шлем спасения и меч духовный, который есть слово Божие, и, наконец, молиться всякою молитвою и прошением во всякое время духом (Еф.6:13,18).
Георгий Константинович Властов (†1899)
Не может человек иметь мир в душе своей иначе, как во Христе Иисусе Господе нашем.
«Мир мой оставляю вам, мир мой даю вам»(Ин.14:27), глаголал Господь, завещая его как высшее благо.
Мир посреди бедствий и скорби и горя на земли, вот удел христианина, и если он сам нарушил этот мир своими грехами и страстями, то и тогда милосердие Господа встречает на полпути грешника, возвращающегося к Нему; и Господь возвращает ему утраченный душою его мир, допущением его к святым таинствам Своим установленным для всех и паче всего для кающихся грешников, ибо грешников пришел Господь призвать к покаянию (Мф.9:13).
«В мире будете иметь скорбь», говорит Господь ученикам Своим, указывая на неминуемую борьбу с миром, но как прекрасно замечает Златоуст: «подвижник не тогда бывает славен, когда не вступает в борьбу с врагом, но тогда, когда сразившись с ним остается непобежденным». Впереди христианам предстояла двоякая борьба, с собою и с миром. Но имея в мыслях ободряющие слова Господа: «мужайтесь» и имея в душе любовь и веру, они, во-первых, овладели собою во имя и ради Господа Иисуса, и, во-вторых, вступив в борьбу с миром победили его верою, «ибо всякий рожденный от Бога побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша»(1Ин.5:4).
«Мужайтесь: Я победил мир»; вот почему победили и Апостолы этот древний упорный и фарисейский и языческий мир. Господь победил мир торжеством света над тьмою, истины над ложью, благостью над злобою, святостью над страстями и воскресением над смертью. И кто из Апостолов мог сомневаться в победе, видя торжество Господа над смертью и над князем тьмы? И кто из них мог сомневаться, что ему как победившему именем и силою Господа готовится венец славы(1Пет.5:4; 2Тим.4:8; Откр.2:10)? Посему и побежден был мир.
Присовокупим одно еще важное указание для понимания слов Господних: «Я победил мир». В словах сих, как указывает Афанасий Великий надо разуметь победу Богочеловека как человека над диаволом, ибо против Божества и не дерзнул бы восстать искуситель и отец лжи и злобы и беззаконий. Диавол не уразумел Божества в Господе Иисусе(Мф.4:3. В искушении Господа Иисуса, диавол является представителем мира и его нечистых желаний), но приступив к Нему как к сыну Адама, не обрел в Нем признаков древнего своего влияния и одоленный сказал: «кто это идет от Едома... выступающий в полноте силы Своей»(Ис.63:1). Победив диавола, яко человек, Господь дал власть и братьям Своим по плоти побеждать мир и князя мира диавола.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир
Здесь находится заключение к речам 15-й и 16-й главы (14-я глава имеет свое особое заключение в ее 31-м стихе). Господь для того и держал добавочные речи, помещенные в главах 15–16, чтобы апостолы имели «в Нем мир», т. е. мир, какой Он имеет, с каким Он идет на страдания (ср. Ин.14:27). И этот мир должен и у апостолов иметь свое основание в том же, в чем он имеет опору во Христе, именно, Христос уверен в Своей победе над враждебным Ему миром, который уже, можно сказать, теперь лежит у Его ног, как побежденный (ср. Ин.13:31). Так и ученики должны в мысли об одержанной их Учителем победе почерпать силы для перенесения грядущих скорбей (ср. стих 21).
Некоторые из новейших толкователей считают 15-ю и 16-ю главы вставкой, которую сделал позднейший писатель. Главным основанием для такого мнения служит то обстоятельство, что в Ин.14:31 Господь приглашает апостолов «встать и идти» из горницы, признавая таким образом прощальную беседу оконченной. Но критики напрасно смущаются таким обстоятельством. Kак и выше сказано (см. комментарии к Ин.16:31), Господь мог продолжить Свою беседу с учениками, видя, что они прямо не в состоянии последовать Его приглашению, не могут, так сказать, от великого горя подняться со своих мест. Точно так же мало силы имеет и другое основание, на которое ссылаются критики, не признающие подлинности этих глав. Именно, они говорят, что в этих главах отчасти повторяется то, что уже известно из Ин.13:31–14:31 (Хейтмюллер). Но что же удивительного, если Господь, утешая Своих учеников, повторяет иногда одни и те же мысли? Очевидно, что они нуждались в таком повторении, что иное они в первый раз недостаточно ясно себе усвоили…
Гладков, Б. И. (†1921)
Ст. 31-33 Иисус отвечал им: теперь веруете? Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною. Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир
Зная, насколько еще слаба вера Апостолов, Иисус спросил их: «Теперь веруете? Не думаете ли вы, что теперь вера ваша настолько крепка, что может выдержать всякие испытания? Нет, до пришествия к вам вместо Меня, иного Утешителя, Духа Святого, ваша вера так слаба, что поколеблется при первом же искушении. Наступает час, и настал уже, когда вы в эту же ночь оставите Меня одного и рассеетесь каждый в свою сторону, куда кто успеет скрыться. Но Я не останусь Один, потому что со Мной будет Отец. Я предупреждаю вас о том, что вы все в эту же ночь оставите Меня и что после того вас ожидает в мире много скорбных дней; и делаю это для того, чтобы вы не падали духом при предстоящих вам испытаниях. Необходимое для этого спокойствие духа, кротость, мир души и готовность пострадать за правду вы найдете во Мне, если будете пребывать в постоянном единении со Мною. Мужайтесь же! Вас ожидает победа, потому что Я победил мир!»
Апостолы, конечно, не поняли этого торжественного победного возгласа, а вслед затем, когда наступили дни тяжких испытаний их веры во Христа, они, быть может, и не вспоминали о нем; не победа, а полное поражение представлялось им, доходившим до уныния, отчаяния. Но когда они, исполняя завет Христа, пошли в мир проповедовать Его учение, когда стали привлекать к Нему толпы людей разных народностей, когда гонения, истязания и самая смерть не могли вынудить у обращенных ими ко Христу отречения от Него, - тогда Апостолы вспомнили победные слова своего Учителя и поверили им.
Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
Об истинных учениках Христовых.
Словами: «дерзайте, Я победил мир», оканчивается поистине великая прощальная беседа Господа с учениками. Победа над миpoм представляется духовному взору Господа как бы совершившеяся: Ин.13:31. Вследствие ненависти миpa к ученикам Христовым, они перетерпели всякие мучения: Евр.11:37; но все это не остановило их восклицать: «кто отлучит нас от любви Божией»: Рим.8:35. Воспламеняйся и ты, христианин, примером апостольской любви, но не примером лжепророков и лжеучителей: 2Петр.2:1-3; 1Тим.4:1.