Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Евангелие от Иоанна 16:4
Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 4-6 Но сия глаголах вам, да, егда приидет час, воспомянете сия, яко Аз рех вам: сих же вам исперва не рех, яко с вами бех. Ныне же иду к Пославшему Мя, и никтоже от вас вопрошает Мене: камо идеши; Но яко сия глаголах вам, скорби исполних сердца ваша
Сия глаголах вам, да, егда приидет час, воспомянете сия (Ин. 16, 4), а поэтому признаете верным и все прочее. Вам, конечно, уже нельзя будет сказать, что Я, льстя вам, говорил только приятное для вас и что слова Мои были обман. Кто имел бы в виду обмануть, тот не стал бы и предсказывать нам неприятного. Для того Я предсказал об этих бедствиях, чтобы они нечаянным нашествием не смутили вас, а с другой стороны – и для того, чтобы не говорили, будто Я не предвидел, что они наступят. Итак, вспоминайте, яко Аз рех вам (ст. 4). И действительно, иудеи, преследуя их, всегда прикрывались коварным предлогом, будто гонят их как людей вредных. Но это не смущало учеников. Они уже наперед слышали и знали, за что они страдают, и эта причина могла вполне ободрить их. Потому-то Христос везде и выставляет ее, говоря: не познаша Мене; и: сотворят за Меня, за имя Мое и за Отца (16, 3; 15, 21); и: Я первый пострадал; и: отваживаются на это несправедливо.
Когда печаль поразила и учеников, как людей еще несовершенных, – смотри, как исправляет их упреком. Прежде они обращались к Нему с множеством вопросов. Так и Петр говорил: камо идеши? (Ин. 13, 36). И Фома: не вемы, камо идеши, и како можем путь ведети? (14, 5). И Филипп: покажи нам Отца Твоего (14, 8). А теперь, услышав, что от сонмищ ижденут вы, что возненавидят вас и что всяк, иже убиет вы, возмнится службу приносити Богу (16, 2), так упали духом, что даже объяты были немотою и уже ничего Ему не говорят. Вот в этом Он и укоряет их, говоря: сих же вам исперва не рех, яко с вами бех. Ныне же иду к Пославшему Мя, и никтоже от вас вопрошает Мене: камо идеши? Но яко сия глаголах вам, скорби исполних сердца ваша. Действительно, опасна неумеренная печаль; опасна и может довести до смерти; потому и Павел говорил: да не како многою скорбию пожерт будет таковый (2Кор. 2, 7). Сих же вам исперва не рех, говорит. Почему же не сказал сначала? Чтобы не сказал кто, что Он говорил по заключению из многократных прежних случаев. Зачем же приступает Он к столь трудному делу? Я знал, говорит Он, это и сначала, и не говорил вам не по незнанию, но потому, что с вами бех. Опять и это (сказано) человекообразно. Как бы так говорит: вы были в безопасности, и вам можно было спрашивать всегда, когда вы хотели; вся война воздвигнута была против Меня, и потому излишне было говорить об этом сначала. Но ужели, действительно, Он этого не говорил? Не сказал ли Он, призвав двенадцать (учеников): пред владыки и цари ведени будете, и на соборищах биют вас (Мф. 10, 18, 17)? Как же теперь говорит: исперва не рех? Тогда Он предсказывал только удары и ведение на суд, а не то, что их смерть будет казаться столь вожделенною, что убиение их станут даже считать за служение Богу. А между тем это особенно и могло устрашить их, что их будут судить, как нечестивцев и людей вредных. К этому нужно прибавить и то, что там Он говорил о страданиях, которые они должны были претерпеть от язычников; а здесь с особенною силою сказал еще и о гонениях иудейских, и показал, что они уже при дверях. Ныне же иду к Пославшему Мя, и никто же от вас вопрошает Мене: камо идеши? Но яко сия глаголах вам, скорби исполних сердца ваша. Не малое они получили и отсюда утешение, узнав, что Ему известна чрезмерность их скорби. Они были в крайнем смущении от страха разлуки с Ним и от ожидания имеющих постигнуть их бедствий, так как не знали, будут ли в силах мужественно перенести их. Но почему Он не сказал им об этом после, когда они уже удостоились Духа? Чтобы ты знал, что они были весьма добродетельны. Если, не удостоившись еще Духа, они не отпали, несмотря на то что погружены были в скорбь, то подумай, какими имели быть они, сподобившись благодати. Если бы они тогда услышали и перенесли, мы всё приписали бы Духу; а теперь это всецело – плод их души и ясное доказательство любви ко Христу, проистекавшей из одного их сердца.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 1-4 Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились. Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня. Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том
Я, говорит, сказал вам об этом, прежде чем сбылось, для того, чтобы вы не соблазнились впоследствии, когда увидите, что многие не веруют вашей проповеди и что вы сами подвергнетесь бедствиям, но чтобы, заключая по тому, что Я сказал вам об этом прежде, нежели сбылось, приняли и утешение Мое с верою, что Я не обману вас в этом случае так же, как не солгал и в предсказании о бедствиях. - «Изгонят вас из синагог», отлучат от своих собраний и славных мест и лишат всякого общения. Ибо сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучат от синагоги (Ин. 9, 22). Не только вы будете изгнаны из синагог, но и примете смерть, и смерть поносную, ибо вас будут убивать, как людей вредных, врагов Божиих. И всякий убивающий вас будет так стараться об убиении вас, что «будет думать, что он тем служит Богу», то есть будет думать, что он совершает дело богоугодное и святое. Присовокупляет и достаточное утешение. Говорит: «так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня». Вы будете страдать за Меня и за Отца, и потому терпите. Ибо блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня (Мф. 5, 11). Это блаженство да будет вам утешением при воспоминании о нем. Я сказал вам об этом для того, чтобы вы, когда увидите сбывшимися печальные Мои речи, поверили и прочим. Ибо вам нельзя будет сказать, будто Я, желая обмануть вас, предсказывал вам только приятное; но как, предсказавши печальное, Я не обманул, так и в предсказании о радостном достоин веры. Сказал вместе и для того, чтобы вы не оставались без приготовления, но приготовились бы, помня, что Я сказал Сам об этом, и потому стояли противу скорбей мужественно.
Евфимий Зигабен (†1118)
Но сия глаголах вам, да, егда приидет час, воспомяните сия, яко Аз рех вам
Я сказал вам это для того, чтобы вы, когда придет время гонения и смерти вашей, вспомнили о том, что Я говорил вам, – т.е. для того, чтобы вы вспомнили, что Я все это наперед сказал вам, потому что все знал, и чтобы на основании верного предсказания несчастий вы были убеждены, что исполнятся и обещанные Мною блага. Никакой обманщик не предсказывает того, что разоблачает обман, а только то, что вовлекает в него. Такие и им подобные предсказания часто повторяет Иисус Христос ученикам с той целью, чтобы во время бедствий они не смущались, зная о них наперед, и чтобы не ослабевали, зная, что страдают за Бога. В борьбе за добродетель великим подкреплением служит – знать, за что идет борьба. И для нас, если мы страдаем за хорошего человека, должно служить утешением то, что мы страдаем за хорошего. Если же кто-либо с радостью страдает за дорогого ему человека, то тем более – за Бога и за добродетель.
Сих же вам исперва не рех, яко с вами бех
потому что Я был с вами и вам не предстояли такие страдания, пока Я с вами был. А теперь Я вам говорю это, потому что Я разлучаюсь с вами и самые бедствия уже приближаются. Но и сначала, когда Иисус Христос призвал учеников Своих, Он сказал им: се, Аз посылаю вас яко овцы посреде волков (Мф. 10, 16), и: предадят бо вы на сонмы, и на соборищих их биют вас, и пред владыки же и цари ведени будете Мене ради;… и будете ненавидими всеми имене Моего ради, а также: и не убойтеся от убивающих тело (Мф. 10, 17. 18. 22. 28). Почему же Он сказал, что сих же вам исперва не рех? Потому что слово сих указывает здесь на нечто отличное от вышесказанного; оно относится к словам: но приидет, или приближается, час, да всяк, иже убиет вы, возмнится службу приносити Богу (Ин. 16, 2), а это предсказание гораздо страшнее прежних всех.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
– Так будут поступать и пр.: не указывая более частных черт выражения ненависти мира к ученикам Своим, Господь снова указывает им только на причину сего, для утешения их и ободрения, дабы они знали, что эти страдания их ради Бога и Христа составляют высочайшую славу их.
– Потому что не познали и пр.: см. прим. к Ин.15:21.
– Я сказал вам сие, т. е. о предстоящих ученикам страданиях, о ненависти к ним мира по отшествии Господа и пр., для того, чтобы укрепить веру учеников. Тяжки будут эти страдания, но, вспоминая о том, что Господь и Учитель их предсказывал им о них, они должны укрепляться духом в этой борьбе против мира, а не ослабевать. Ибо если эти предречения Господа должны сбыться, то сбудутся и предречения Его о победе Его и их над враждебным им миром (ср. прим. к Ин.13:19).
– Не говорил же сего вам сначала: т. е. с начала общественного служения Своего, по избранию учеников (Ин.15:27). Господь и прежде и даже не раз говорил ученикам Своим о предстоящих им страданиях и бедствиях, и в чертах не менее сильных, чем здесь (ср. Мф.5 и далее; Лк.6 и далее; Мф.10 и далее; Лк.12 и далее; Мф.21 и далее; Мф.24:9); но прежде Он не выяснял им так полно ни причины предстоящих им страданий, ни тесной связи их со всем делом Своим. Причина, почему так именно Он говорит им обо всем этом теперь, а не прежде, та, что Он был прежде с ними, а теперь отходит от них. Когда Он Сам был с ними во всё время Его общественного служения, вся вражда мира обращена была против Него Самого, ученики оставались как бы в стороне; но с отшествием Его они будут представителями дела Его на земле, а потому на них обратится вражда мира, направленная прежде против Него; они должны будут на себе выносить удары этой вражды (ср. Злат., и Феофил.).Потому, для укрепления их в этой предстоящей борьбе, Он и открывает им теперь с возможной полнотой и в связи со всем делом Своим характер предстоящей им деятельности, вместе с обетованиями и успокоениями.
Георгий Константинович Властов (†1899)
Господь не только воспитывает и приуготовляет Апостолов: слово Господне творит новый вид людей, все вперед знающих, на все готовых, которых в будущем ничего не может удивить или поразить, которые выступят на проповедь, зная вперед, что их ожидает и которые наперед уже обрекли и положили жизнь свою в жертву Господу к проповедуемому учению истины и любви. Такая нравственная жертва есть одна из величайших сил мира, ибо убеждение в истине и любовь, – с решимостью и готовностью положить жизнь свою за истину учения о любви Божией, – представляют собою силу не человеческую, а силу Божию.
Господь всего сего «не говорил же сего вам сначала», ибо Он присутствием Своим оберегал и охранял их, довершая их воспитание. Теперь, оставляя их, удаляясь от них в образе человеческом, Он все раскрывает им, готовя их во всеоружии как мужей совершенных выступить на брань с миром. Хотя и прежде Господь указывал ученикам: «и поведут вас к правителям ... будут бить вас...»(Мф.10:18), но Господь не раскрывал им еще всей той глубокой ненависти, которой они подвергнутся, всего того нравственного страдания, которое они перенесут, когда их будут считать за злодеев, за нечестивцев, за богохульников.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами
О страданиях, ожидающих апостолов, Господь не говорил им в начале их следования за Христом. Причина этого состояла в том, что Он Сам был постоянно с ними. В случае каких-либо неприятностей, какие могли постигнуть апостолов со стороны иудеев, Христос всегда мог успокоить их. Да таких неприятностей с ними раньше и не было. Но теперь Он удаляется от апостолов, и они должны знать всё, что их ожидает.
Отсюда есть основание заключать, что евангелист Матфей в речь Христа, сказанную апостолам при отправлении их на проповедь (Мф. 10:16–31), поместил предсказания ученикам об ожидающих их страданиях не потому, что Господь уже тогда ознакомил учеников с ожидающей их участью, а просто потому, что хотел в одном разделе соединить все наставления Христа ученикам как проповедникам Евангелия.
Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
Ин.16:4-6. Первые могут спастись, последние подлежат осуждению. Такому осуждению подлежит главный виновник, князь миpa – диавол: Ин.8:44;12:31, а затем и все творящие волю диавола, чрез непокорность заповедям Господним: 1Ин.3:8; 2Петр.2:1-3.