Скрыть
Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 11-13 и ктому несмь в мире, и сии в мире суть, и Аз к тебе гряду. Отче Святый, соблюди их во имя Твое, ихже дал еси Мне, да будут едино, якоже (и) Мы. Егда бех с ними в мире, Аз соблюдах их во имя Твое: ихже дал еси Мне, сохраних, и никтоже от них погибе, токмо сын погибельный, да сбудется Писание: ныне же к Тебе гряду, и сия глаголю в мире, да имут радость Мою исполнену в себе

И ктому несмь в мире, и сии в мире суть (ст. 11), то есть: хотя Я и не буду видим во плоти, однако чрез них буду прославляться. Но почему Он непрестанно говорит: в мире несмь; и: так как Я оставляю их, то поручаю их Тебе; и: егда бех в мире, Аз соблюдах их (ст. 12)? Кто станет понимать эти слова просто, тот придет ко многим нелепостям. Возможно ли, в самом деле, допустить, чтобы Его действительно не было в мире и чтобы, отходя, Он поручал их другому? А те слова сказаны как бы простым человеком, который навсегда разлучается с ними. Видишь ли, что Он говорит весьма многое по-человечески и приспособляясь к их понятиям, так как они думали, будто в Его присутствии они будут безопаснее? Потому-то Он и говорит: егда бех, Аз соблюдах их. Но ведь Он же сказал: прииду к вам (Ин. 14, 18), и: с вами есмь до скончания (Мф. 28, 20). Почему же теперь говорит так, как бы действительно намеревался разлучиться? Это, как я уже сказал, приспособление к их мнению, – для того чтобы они несколько успокоились, слыша, что Он говорит так и поручает их Отцу. Так как они, после многих с Его стороны утешений, не убеждались, то Он, наконец, обращается с беседою к Отцу, выказывая сильную любовь к ним. Он как бы так говорил: так как Ты призываешь Меня к Себе, то утверди их в безопасности, потому что Я к Тебе иду. Что Ты говоришь? Разве Сам не можешь хранить их? Конечно могу. Для чего же говоришь это? Да имут радость Мою исполнену (Ин. 17, 13), то есть чтобы они не смущались, будучи еще несовершенны. Этими словами Он показал, что все это говорил так для их успокоения и радости: иначе слова Его представляются противоречащими. Ныне же несмь в мире, и сии в мире суть. Так, действительно, думали ученики, а Он приспособляется к ним. Если бы Он сказал: Я соблюду их, – они не столько поверили бы; поэтому говорит: Отче святый, соблюди их во имя Твое (ст. 11), то есть Твоею помощию. Егда бех в мире, Аз соблюдах их во имя Твое (ст. 12). Опять беседует, как человек и как Пророк, потому что нигде не видно, чтобы Он делал что-нибудь именем Божиим. Ихже дал еси Мне, сохраних, и никтоже от них погибе, токмо сын погибельный, да сбудется Писание (ст. 12). И в другом месте Он говорит: все, еже даде Ми, не погублю от Него (6, 39). Но ведь не один только тот (Иуда) погиб, но и многие впоследствии. Как же Он говорит: не погублю? Сколько от Меня зависит, – не погублю. В другом месте Он показывает это еще яснее, говоря: не изжену его вон (6, 37). Не Моя вина; Я не отгоняю и не оставляю; если же кто сам собою отпадает, Я насильно не влеку. Ныне же к Тебе гряду (17, 13). Видишь, как по-человечески составлена эта беседа? Потому, если кто захочет на этом основании унижать Сына, тот унизит и Отца. Смотри, в самом деле, как Он с самого начала то как бы учит Его и поясняет Ему, то как бы заповедует. Как бы учит, когда говорит: не о мире молю; а как бы заповедует, когда говорит: Аз соблюдах их доселе, и никтоже погибе, и: так и Ты соблюди их. И опять: Твои беша, и Мне их дал еси, и: егда бех в мире, Аз соблюдах их. Но разрешение на все в том, что все эти слова сказаны были приспособительно к их немощи. Сказав, что никтоже от них погибе, токмо сын погибельный, Он прибавил: да сбудется Писание. О каком Он говорит Писании? О том, которое многое о Нем предсказывает. Но (Иуда) погиб не потому, чтобы чрез это исполнилось Писание. Касательно этого я уже много и прежде говорил, что это особенный оборот, свойственный Писанию, – представлять как бы причиною то, что сбывается впоследствии. И если мы не хотим ошибаться, то должны все тщательно исследовать – и свойство говорящего, и предмет (речи), и законы, свойственные Писанию. Братие, не дети бывайте умы (1Кор. 14, 20).

Николай Сербский, свт. (†1956)

Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную

Расставаясь со Своими учениками и с миром, Господь возносит эту молитву ко Отцу Небесному. Господь ведает, что Ему предстоят смерть и гроб, но Он не упоминает о сем в молитве бессмертному Отцу Небесному, ибо смерть и гроб в очах Божиих – ничто. Он говорит о возвращении ко Отцу Своему: Ныне же к Тебе иду, в вечную славу, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Еще Он молит, чтобы ученики Его имели радость Его. Что это за радость? Это радость послушливого Сына, исполнившего волю Отчую. Это радость Миротворца, внутреннего Божественного мира Которого не может поколебать все беснование мира сего. Это радость Домовладыки, Который, расчистив, вспахав и засеяв ниву, веселится при виде возрастающего и процветающего посева. Это радость Победителя, одолевшего всех противников Своих и даровавшего победоносную мощь друзьям Своим, да побеждают до скончания века. Это, наконец, радость чистого и незлобивого сердца – радость, означающая жизнь, любовь и силу. Этой и таковой радости, и при том в избытке, желал Господь Иисус Христос ученикам Своим при расставании с миром.

Сей предсмертной молитве Господа нашего Иисуса Христа Отец внял в полной мере, и ее плоды вскоре явились. Первомученик за веру Христову, святой архидиакон Стефан, во время страданий своих увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога (Деян. 7:55). А прозорливый апостол Павел пишет, что Бог воздействовал во Христе, «воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его» (Еф. 1:20–22). Вот то, что относится к прославлению Господа Иисуса Христа. А что касается духовного единения последователей Его – и сие осуществилось так, как Он молил Отца. Ибо говорится в Деяниях святых апостолов, что «все они единодушно пребывали в молитве и молении» (Деян. 1:14); «у множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян. 4:32).

Однако, как мы отметили, молитва Христова относится не только к апостолам – хотя к ним в первую очередь – но и ко всем, кто уверовал и уверует в Господа по слову их. Эта молитва относилась, таким образом, и к святым отцам Первого Вселенского Собора, память коих мы сегодня совершаем. Соблюди их, – молился Господь Отцу Своему. И Отец соблюл их от заблуждения арианства и Духом Святым вдохновил, просветил и укрепил – и они веру Православную защитили и утвердили. Но эта молитва относится и ко всем нам, крещенным в Церкви Апостольской и узнавшим от апостолов и их последователей о спасительном имени Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. О братия мои, подумайте о том, что Господь Иисус Христос две тысячи лет назад пред самой Своею смертью думал о вас и молился о вас Богу! О, да соблюдет и да очистит вас всесильная молитва сия от всякого греха, да исполнит вас радости и да соединит сердца и души ваши! Да будете все едино в прославлении Отца и Сына и Святаго Духа – Троицы Единосущной и Нераздельной, Коей подобает слава ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.

Евфимий Зигабен (†1118)

Ныне же к Тебе гряду

Опять Иисус Христос повторяет: к Тебе гряду, как и прежде повторял: от Бога изыдох, желая частым повторением сильнее убедить в этом учеников и доставить им через это немалое утешение.

И сия глаголю в мире, да имут радость Мою исполнену в себе

Находясь еще в мире, Я говорю ученикам это, именно: к Тебе гряду и святи их, – говорю для того, чтобы они имели совершенную радость о Мне, будучи убеждены, что и Меня не удержит ад, и Ты будешь им помощником. Хотя они и верили этому, но не будучи еще вполне убеждены, колебались в своих мыслях и не могли быть покойны (Или: Я говорю это уничиженно и человекообразно, чтобы успокоив свои слабые еще умы, ученики исполнились радости совершенной, не считая Меня за противника Богу Отцу).

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст 12-13. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную. 

– Когда Я был с ними в мире
 и пр.: в том же духе продолжает Господь, считая уже дело Своё на земле совершившимся и представляя Себя уже вознёсшимся от земли. Слова Господа в этом стихе относятся к разъяснению сказанного непосредственно пред сим в ст. Ин.17:11; именно к выяснению понятия – соблюди их. – Во время Своей земной жизни с учениками Господь Сам делал в отношении к ним то, о чём просит теперь Отца Своего Небесного. Он соблюдал их во имя Отца (ср. Ин.17.11) – в истине и чистоте (Ин.13:10), и – сохранил, и никто из них не уклонился от истины Божией в ложь мира и не подпал влиянию нечистоты мирской, и, таким образом, никто из них не погиб, кроме одного сына погибели, который погиб по собственной вине и о погибели которого предвозвещено было в Писании.
– Сын погибели – то же, что человек погибший, потерянный, точно так же как сын света означает человека просвещённого (ср. Ин.12:36). Разумеется здесь погибель вечная, духовная, чрез отпадение от источника жизни (ср. Мф.23:15).
– Да сбудется Писание: разумеется пророчество о вероломном предателе, указанное Господом по умовении ног ученикам и содержащееся в Псалме 40 (Пс.40:10, ср. Ин.13:18).
– Ныне же, повторяет Господь (Ин.17.11), к Тебе иду, и сие говорю в мире, заключает Он раскрытие мысли Своей, т. е. приношу Тебе эту молитву Мою об учениках о соблюдении их в имени Твоём, когда Я лично уже не буду, обращаясь с ними как доселе, соблюдать их, – приношу Тебе эту молитву Мою о них, для того чтобы они – свидетели и вместе предмет этой молитвы Моей – зная, что Ты услышишь Меня и исполнишь молитву Мою и будучи тем уверены, что Ты будешь соблюдать их во имя Твоё, имели в себе радость Мою совершенную (см. Ин.15:11), радовались тою же радостью, какой радуюсь Я пред лицом предстоящих Мне страданий и последующей славы; пусть и последнее облако печали в сердце их рассеется, и оно наполнится одной только радостью.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

Господь отходит: но в последние минуты пребывания в мире среди учеников, Он в молении Своем о них дает им обещание, что та радость духовная, которую они чувствовали в Его благодатном присутствии, не отойдет от них в будущем. Господь называет это священное чувство успокоения и радости духовной и стремления к Господу, объемлющее сердце верующего: Моя радость. Мир может дать только временные, греховные и даже, с точки зрения человеческого разума, презренные радости. Вечная чистая радость есть Господня радость.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную

Так как Христос теперь должен удалиться от учеников, то Он намеренно говорит Свою молитву о них вслух, пока еще остается с ними «в мире». Пусть они слышат, пусть знают, Kому Он их поручает. Это знание, что Сам Отец стал их покровителем, сохранит их от упадка духа при надвигающихся испытаниях.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 11-13 Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную

Смысл слов сих стихов такой: Иисус Христос говорит, что немного остается времени Ему быть видимым на земле, что Он отходит с телом на небо к Богу Отцу, как место особенного присутствия Божия. Апостолы же остаются на земле и после отшествия Его на небо, и остаются без видимого охранения и руководства, при соблазнах, ненависти и гонении со стороны людей. Когда Он Сам был на земле, то хранил их, т.е. наблюдал за их верою и охранял от соблазнов так, что никто из них не погиб, кроме сына погибели, Иуды предателя, который погиб сам по своей вине: так как, при всем попечении Иисуса Христа о нем, не захотел слушать Его. И о его погибели предсказано (Ис. 108, 17). Теперь же по отхождении Своем, Иисус Христос просит Бога Отца, чтобы Он Сам Своей всесильной помощью сохранял их в единении веры и любви, подобно единению Самого Сына Божия с Богом Отцом. И просит, пока Сам еще на земле, в мире. Просит при самих апостолах для того, чтобы они имели в себе радость совершенную, т.е. чтобы они не опечалились предстоящей разлукою с Ним и были уверены в помощи Бога Отца.

Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible