Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Евангелие от Иоанна 17:21
да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня.
Святые отцы
- Афанасий Великий, свт. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Николай Варжанский, мч. (†1918)
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
- Николай Афанасьев, протопр. (†1966)
Афанасий Великий, свт. (†373)
да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут: да (и) мир веру имет, яко Ты Мя послал еси
Если бы нам возможно было сделаться тем, что Сын в Отце, то надлежало бы сказать: и тии в Тебе едино да будут, как Сын в Отце. Теперь же не сказал сего, а говоря: «в Нас», показал расстояние и различие, а именно, что Он единый есть в едином Отце как единое Слово и Премудрость, мы же – в Сыне и чрез Сына в Отце. Но говоря это, не иное что дал разуметь, как следующее: «Нашим единством «и тии» да сделаются едино друг с другом так же, как Мы едино по естеству и в действительности, иначе не сделаются едино, если не научатся единству «в Нас». А что речение «в Нас» имеет это значение, послушай Павла, который говорит: «сия же… преобразих на себе и Аполлоса… да от нас научитеся не паче написанных мудрствовати» (1Кор. 4, 6).
Итак, речение «в Нас» не значит «во Отце», как Сын во Отце, но есть только пример и образ и употреблено вместо слов: да научатся от Нас. Как Павел для коринфян, так и единство Сына и Отца для всех служит образцом и уроком, из которого, взирая на естественное единство Отца и Сына, люди могут научиться, как и они должны в образе мыслей сделаться едино друг с другом.
Если же в рассуждении сего изречения должно защищаться и иным образом, то можно еще сказать, что речение «в Нас» равнозначительно словам: силою Отца и Сына да будут едино, говоря то же самое, потому что без Бога невозможно стать «едино». И это опять можно найти и в божественном слове, например: «о Бозе сотворим силу» (Псал. 59, 14), и: «Богом… прейду стену» (Псал. 17, 30), и: «о Тебе враги наша избодем роги» (Псал. 43, 6). Итак, явно, что о имени Отца и Сына можем сделаться «едино», возыметь твердый союз любви. Ибо ту же опять мысль распространяя, Господь говорит: «и Аз славу, юже дал еси Мне, дах им: да будут едино, якоже Мы едино» (Иоан. 17, 22). Весьма прилично и здесь не сказал: да будут в Тебе, как и Я в Тебе, но говорит: «якоже и Мы». А говоря «якоже», показывает в сказанном не тождество, но образ и пример. Посему Слово подлинно и истинно имеет тождество естества с Отцом, а нам, как сказано: возможно только подражать.
Итак, Спаситель, говоря о нас: «якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут», не означает этим, что будем иметь с Ним тождество. Но это есть моление к Отцу, как написал Иоанн, чтобы чрез Него подавался верующим Дух, чрез Которого и надеемся быть в Боге и сочетаться с Ним. Поелику Слово в Отце, а Дух дается Словом, то хочет, чтобы прияли мы Духа и чтобы, когда приимем Его, имея в себе Духа Слова, сущего в Отце, оказались и мы по Духу сделавшимися «едино» в Слове, а чрез Слово и во Отце. Если же говорит: как мы, то это не иное что значит, как следующее: таковая данная благодать Духа да сделается в учениках неутратимою и непреложною. Ибо что, по сказанному прежде, Слову в Отце естественно, о том желает, чтобы и нам чрез Духа дано сие было непреложно. Зная это, Апостол сказал: «кто ны разлучит от любве Христовы?» (Рим. 8, 35). «Нераскаянна бо дарования» Божия и благодать призвания (Рим. 11, 29). Следовательно, Дух пребывает в Боге, а не мы сами по себе. Как мы – сыны и боги по сущему в нас Слову, так будем в Сыне и в Отце и будем почитаемы сделавшимися «едино» в Сыне и в Отце, потому что в нас тот же Дух, Который и в Слове, сущем в Отце. Посему, когда отпадает кто от Духа по причине какого – либо порока, то хотя непреложная благодать пребывает в желающих, если кто по падении раскаивается, однако же сей падший уже не в Боге, потому что отступил от Него сущий в Боге Святой и утешительный Дух; напротив же того, согрешающий будет в том, кому подчинил себя, как было это с Саулом. Ибо «Дух Господень отступи от него, и давляше его дух лукавый» (1Цар. 16, 14). Слыша это, надлежало бы, наконец, устыдиться богоборцам и не воображать себя равными Богу. Но они не разумеют этого, ибо сказано: «нечестивый не разумеет разума» (Притч. 29, 7). Они не терпят благочестивых словес, потому что тяжко им и слышать их.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 19-21 и за них Аз свящу Себе, да и тии будут священи во истину. Не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя, да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут: да (и) мир веру имет, яко Ты Мя послал еси
И за них Аз свящу Себе, да и тии будут священи во истину (17, 19). Что значит: свящу Себе? Приношу Тебе жертву. Жертвы же все называются святыми, как и действительно свято все, принесенное Богу. Но так как в Ветхом Завете освящение было в прообразе, под видом овцы, а теперь оно уже не в прообразе, но в самой истине, то Он говорит: да и тии будут священи во истину Твою. И их самих Я посвящаю Тебе, и делаю приношением. Это Он говорит или потому, что Глава их делается жертвою, или потому, что они и сами будут жертвою. Представите, сказано, уды ваша жертву живу, святу (Рим. 12, 1), и еще: вменихомся яко овцы заколения (Пс. 43, 23). Таким образом, и без смерти Он делает их жертвою и приношением. А что словом свящу Он намекал на Свою жертву, это видно из того, что следует далее. Не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя (Ин. 17, 20). Так как Он умер за верующих, а между тем сказал: за них Аз свящу Себе, то, чтобы кто не подумал, что Он умер только за Апостолов, Он прибавил: не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя
Чрез это Он опять ободрил их души, показав, что будет много учеников. Так как Он сделал общим достоянием то, что им принадлежало по преимуществу, то опять утешает их, объявляя, что они же будут виновниками и спасения других. А сказав и о спасении их, и об освящении верою и жертвою, Он говорит, наконец, о единомыслии и тем заключает Свое слово. Этим Он начал, этим и оканчивает. В начале Он сказал: заповедь новую даю вам (13, 34), а теперь: в Нас едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе (17, 21). Слово якоже опять не означает, по отношению к ученикам, точного равенства, потому что для них таковое и невозможно было. Оно значит: сколько возможно для людей, – подобно тому, как и в словах: будите милосерды, якоже и Отец ваш (Лк. 6, 36). А что значит: в Нас? По вере в Нас. Так как ничто столько не соблазняет всех, как раздор, то он старается, чтобы были едино. Что же, скажешь, достиг ли Он этого? И очень достиг, – потому что все, уверовавшие чрез Апостолов, суть едино, хотя некоторые из них и отделились. Впрочем, и это (отделение) не укрылось от Него; напротив, Он предсказал и о нем и показал, что оно происходит от человеческого нерадения. Да и мир веру имет, яко Ты Мя послал еси (17, 21). Это же самое Он говорит и в начале: о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (13, 35). Но каким образом другие могли чрез это уверовать? Уверуют, говорит, потому что Ты – Бог мира. Итак, если они будут соблюдать все то, чему научились, то слушающие их узнают Учителя по ученикам. Если же они будут в несогласии, то никто не скажет, что они – ученики Бога мира; а не признавая Меня миротворцем, никто не будет исповедовать и того, что Я послан Тобою. Видишь ли, как до самого конца Он старается утвердить Свое единомыслие с Отцом?
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 20-21 Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня
Сказал: «за них Я посвящаю Себя». Чтобы кто-нибудь не подумал, что Он умер только за апостолов, прибавляет: «не о них же только, но и о всех верующих в Меня по слову их». Здесь Он опять ободрил души апостолов тем, что они будут иметь много учеников. А чтобы, слыша: «не о них только молю», апостолы не соблазнились, как будто Он не отдает им пред прочими никакого преимущества, утешает их, объявляя, что они для многих будут виновниками веры и спасения. А как Он достаточно предал их Отцу, чтобы Он освятил их верою и совершил за них святую жертву для истины, говорит, наконец, опять о единомыслии, и с чего начал, то есть с любви, тем и заканчивает речь и говорит: «да будут все едино», то есть да имеют мир и единомыслие, и в Нас, то есть по вере в Нас, да сохранят полное согласие. Ибо учеников ничто так не соблазняет, как если учители разделились и неединомысленны. Ибо кто захочет слушаться тех, которые сами неединомысленны? Посему говорит: «и они да будут едино», в вере в Нас, «как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе». Частица «как» опять не означает совершенного равенства. Ибо нам невозможно объединиться друг с другом, как Отец с Сыном. Частицу «как» должно понимать так же, как и в словах: «будьте милосерды, как Отец ваш» (Лк. 6, 36). - «Да уверует мир, что Ты послал Меня». Единомыслие учеников докажет, что Я, Учитель, от Бога исшел. Если же будет между ними раздор, то никто не скажет, что они ученики Примирителя; а если Я не Примиритель, то не признают Меня посланным от Тебя. Видишь ли, как Он до конца утверждает Свое единомыслие с Отцом?
Николай Варжанский, мч. (†1918)
Сектанты говорят: «Учение о том, что единство Церкви состоит в соединении многих отдельных собраний христиан в одно общее или вселенское собрание единой веры и порядка – Писание не учит так, и баптисты отвергают это учение» (Бапт. 1910 г., №24, 187).
Православный ответ: читайте: Мф.16:18; Еф.4:4-6; 1Кор.12:12-14,20; Ин.17:20,21.
Сектанты говорят: Господь молился не об единстве Церкви, а об единстве Апостолов (Ин.17:21) (Мозаев Дий).
Православный ответ: Господь молился о всей Церкви, о всех верующих, а не об Апостолах только: «не о них же только молю, но и о верующих в Меня, по слову их да будут все едино» (Ин.17:20-21).
Евфимий Зигабен (†1118)
Не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя, да вси едино будут
Ст. 20-21: Опять Иисус Христос высказал и утешение ученикам, показывая, что через их проповедь и другие сделаются учениками.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня
— Да будут все едино: в единении духа, стремлений, любви и т.п. на основании веры (ср. Еф.4:3; Деян.4:32).
— Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе: см. прим. к Ин.10:38;14,10,20.
— И они да будут в Нас едино: см. прим. Ин.15:5-6. («Частица — как опять не означает совершенного равенства. Ибо нам невозможно объединиться друг с другом так, как Отец с Сыном» (Феофил., ср. Злат.). Разумеется единение верующих со Христом и Богом нравственное, по образу или подобию единения Сына с Отцом по существу или природе. — Такой духовный организм Церкви на земле будет таким поразительным явлением, что при созерцании его самый неверующий и враждебный делу Христову мир будет мало-помалу приходить и придет к вере в Иисуса как Мессию: да уверует мир, что Ты послал Меня. Это начало приходить в исполнение с самых первых времен христианства, идет чрез всю его историю и придет в совершение по исполнении времен: первое малое общество верующих во Христа было явлением, которое все более и более привлекало неверующий иудейский мир в недра Христовой Церкви (ср. Деян.21:20); по перенесении христианства в среду языческих обществ, быстро возрастала Церковь Христова, и враждебный языческий мир все более и более переходил на сторону христианства; наконец, по пророческому изображению ап. Павла, и самый враждебный представитель неверующего и враждебного мира — народ еврейский в массе, как национальность — придет к вере во Христа (Рим.11:25 и д.). Исключаются из сего только отдельные члены этого враждебного мира, которые совершенно ослепли духовно и ожесточились сердцем, для которых вера во Христа (Мессию) стала нравственной невозможностью (ср. Ин.12:39-40).
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 20-21 Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня.
Ст. 20-21 Не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради в мя. Да вси едино будут: якоже ты Отче во мне, и аз в тебе, да и тии в нас едино будут: да и мир веру имеет, яко ты мя послал еси.
В словах сих, обращенных к нам восприявшим от Апостолов благовестие, видим установление церкви Божией на земле. Все верующие в Господа нашего Иисуса Христа Его всеобъемлющею любовью заключены в этом торжественном о них молении. Сие моление Бога, во второй Ипостаси Святой Троицы являемого, заключает в себе и настоящее и будущее с той минуты, когда произнесено. Оно обнимает всю Церковь Христову от основания её до скончания веков и глаголет о всех верующих как об уже существующих, ибо для Бога все верующие уже объяты вперед в Его милосердии и любви. Спасение человека, созданного по образу и подобию Божию, вот цель Божественной премудрости; а для спасения человека необходимо единение с Богом, последствием которого есть и единение между собою в единой мысли и любви братьев по вере. Великое, святое будущее человечества заключается, как говорит Господь, «да вси едино будут: якоже ты, Отче, во мне и аз в тебе, да и тии в нас едино будут». Тогда и «мир веру имет», что Господь Иисус Христос есть Бог, снисшедый в мир грешников спасти. Мир восприявший эту веру, уже не мир иудейский и языческий, это мир перерожденный, мир христианский; он есть церковь Бога живого, освящаемая Духом Святым. Еще в то время, когда вселенская церковь созидалась, великий видящий восклицал: «ей гряди Господе Иисусе» (Откр. 22:20), а Апостол Павел писал к Римлянам: «едино тело есмы о Христе» (Рим. 12:5) и к Ефесянам: «едино тело, един дух есмы, призванные к Господу... един Бог и Отец всех» (Еф.4:4-6).
«Сия есть заповедь Его, да веруем во имя Сына Его Иисуса Христа и любим друг друга...» (1Ин. 3:23). «О сем разумеем, яко в Нем пребываем и той в нас, яко от Духа своего дал есть нам» (1Ин. 4:13).
Дух единения в Боге, дух любви суть достояние церкви Божией, осеняемой и управляемой Духом Святым.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня
Здесь указаны три предмета или три цели, на которые устремлено внимание молящегося Христа (три раза употреблена частица ἵνα – чтобы). Первая цель заключена в просьбе: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе». Единение верующих понимается здесь, очевидно, как согласие в побуждениях и цели их духовных стремлений. Kонечно, такого в точности единения, какое существует между Отцом и Христом, между людьми быть не может. Но, во всяком случае, это высшее единство между лицами Божества должно всегда преподноситься верующему сознанию как идеал.
Вторая цель определена словами «и они да будут в Нас едино». Верующие только тогда смогут сохранить взаимное единение, когда будут пребывать в Отце и Сыне: единение, существующее между Отцом и Сыном, будет содействовать и укреплению единства между верующими.
Третья цель – особенная: «да уверует мир, что Ты послал Меня». Мир, терзаемый эгоистическими стремлениями, никогда не мог мечтать о достижении настоящего единства в мыслях и чувствах. Поэтому то единодушие, какое он увидит в христианском обществе, поразит его удивление, и от такого удивления недалек будет переход и к вере во Христа как Спасителя, посланного людям Самим Богом. История Церкви действительно показывает, что такие случаи бывали. Таким образом, единение всех верующих, в свою очередь, само должно послужить делу божественного домостроительства. Неверующие, видя тесное единение верующих между собой и с Отцом и Сыном, придут к вере во Христа, установившего такое чудное единство (ср. Рим.11:14).
Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
О единстве Церкви Христовой.
Под верующими во Христа, по слову апостолов, должно разуметь и тех, которых они будут научать своими писаниями и преданиями по своем отшествии: 2Петр.1:15. Посему здесь должно разуметь христиан всех последующих времен: всю соборную, апостольскую Церковь. О единстве этой Церкви и молит Господь Отца Своего в трех последующих стихах: Ин.17:21-23.
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: в оправдание нарушения единения с Церковью православные ссылаются на слова апостола: «ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19).
Ответ: «Апостол говорит не о разномыслиях в догматах», – объясняет блаженный Феофилакт, – «но о таких разделениях, каково, например, относительно столов. Что же значит: надлежит? (1)
Так как вы – люди, то дело возможное и неизбежное, что не все ходят право. Посему-то я и верю. Подобно и Господь сказал: «надобно прийти соблазнам» (Мф.18:7), т.е. Поскольку в мире есть злые, то необходимо будут и придут соблазны. «Дабы (ἵνα) открылись между вами искусные» (1Кор.11:19).(2)
Частица «дабы» означает здесь не причину, но следствие дела, как видно из многих мест.(3) Ибо, когда гордые не принимают за свой стол, тогда являются искусные, т.е. бедные, потому что они терпят презрение, а прежде сего терпение их не было видно. Или искусными называет тех, кто хранит еще обычай относительно стола; ибо не все же нарушали его. Итак, когда нарушители оказываются неискусными, оказываются искусными хранители».(4)
Так как возникшие среди коринфян «разделения» (1Кор.11:18), «разномыслия» (1Кор.11:19) касались их благоповедения (1Кор.11:21), то апостол обличает их кротко – «не похвалю» (1Кор.11:22,1Кор.11:16). Когда же он говорит о догматических распрях, касающихся веры, то грозно обличает лжеучителей и их последователей (Гал.1:8-9); называет то «псами» (Флп.3:2), то «сожженными в совести» (1Тим.4:2), то «служителями диавола» (2Тим.2:26). О единении верующих, выражающемся в единомыслии религиозном учил и молился Господь (Ин.10:16,13:35,15:4,17:21 и др.), учил и молился апостол (Еф.4:2-6; Рим15:5-6; 1Кор.1:10 и др.). Сектанты, нарушая единение веры своим лжеучением, осуждены апостолом (Гал.1:8-9) и подлежат строгому суду Божию (Иуд.1:4-23).
------------------------------------------------------------------------------------------
(2) - «Искусные» – δόκιμοι (От δόκιμος) испробованные, испытанные, неподдельные, безукоризненные.
(3) - Ин.9:39; Рим.5:20 и др.
(4) - Толкования на Новый Завет. Том. 6. Толков. на Послан. к Кор 1906 г., стр. 101-102.
Николай Афанасьев, протопр. (†1966)
И вы - тело Христово, а порознь - члены
«Сие есть Тело Мое… τοΰτό μού έστιν τό σώμα» (1Кор. 11: 24). Здесь это совпадение в употреблении слова σώμα особенно значимо. Я вовсе не склонен строить теории исходя из употреблении того или другого слова – попытки этого рода всегда были слишком ненадежны. Однако в некоторых случаях употребление одного и того же слова может служить указателем на его содержание, особенно когда это слово употребляется одним и тем же автором в одном и том же труде. Основываясь на этом совпадении, не имеем ли мы право сделать вывод, что Церковь для апостола Павла есть σώμα, о котором Христос сказал: «сие есть Тело Мое»? Эти слова Христа были произнесены во время Тайной Вечери в момент раздачи хлеба. Тело Христово есть Тело евхаристическое, и тогда Церковь есть Тело Христа в его евхаристическом аспекте.
«И вы – тело Христово, а порознь – члены (μέλη έκ μέρους)». В первой части этого стиха мысль апостола Павла направлена к Евхаристии, во второй – ко крещению. Для него крещение и Евхаристия неразрывно связаны: одно не может быть без другого. Следовательно, крещение может быть понято только в свете учения о Теле Христовом. В Евхаристии верующие становятся Телом Христовым благодаря приобщению евхаристическому хлебу и вину, потому что в крещении они уже стали «новой тварью». Оставаясь в старом эоне, Церковь принадлежит новому эону. Все, что было старого, исчезло, и родился новый мир (2Кор. 5, 17). Это новое есть новая тварь Божия, первенец Которого – Христос в Духе и через Дух. Вот почему присоединение к Церкви есть творческий акт Бога. «Итак, кто во Христе, тот новая тварь» (2Кор. 5, 17). Творческим актом крещеный присоединяется к Телу Христову и становится членом этого Тела. Все те, кто введены в одно Тело, напоены одним Духом. «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1Кор. 12, 13). Крещение одним Духом в одно Тело Христово создает онтологическое единство всех членов Церкви через единство с Телом Христа. Члены Тела Христова едины между собой, потому что онтологически они одно с Христом в Его Теле. Апостол Павел утверждает и энергично настаивает на этом онтологическом единстве членов Тела Христова, единстве, которое уничтожает различие между иудеем и эллином, между свободным и рабом. Апостол Павел повторяет это в различных посланиях. «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе – πάντες γάρ ύμεΐς εΤς έστε ένΧριστφ Ίησοΰ» (Гал. 3: 28). «Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его» (Рим. 10: 12). «…Где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3: 11; ср.: Еф. 3: 6). Во всех этих отрывках о единстве всех в Теле Христовом апостол Павел исходит из крещения, но его мысль немедленно обращается к Евхаристии, где это единство актуализуется. Онтологическое единство членов Церкви, на котором настаивает апостол Павел (что доказывает, насколько он считал его важным для понимания природы Церкви), вытекает из онтологического единства Тела Христова, но с другой стороны, онтологическое единство членов Церкви есть начало того, что они в Теле Христовом.
Принадлежала ли самому апостолу Павлу мысль о единстве членов Церкви? Настойчивость апостола, о которой я только что говорил, скорее предполагает, что он излагал не свое собственное учение, но «предание», полученное от Господа. «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино (Svώσιν), как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино (Sv), как Мы едино (Sv). Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино (ΐνα ώσιν τετελειωμένοι εις Sv), и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин. 17: 20–23). Говорит ли евангелист Иоанн о мистическом единстве верующих с Христом? При данном параллелизме «да будут все едино, как Мы едино» мистическое единство верующих с Христом предполагало бы мистическое единство Сына с Отцом. Из того, что второе предположение неприемлемо, неприемлемо и первое. Единство Христа с верующими не мистическое, но онтологическое: они суть одно с Отцом и Сыном через Сына, как Сын – одно с Отцом. Мы сталкиваемся здесь не с совпадением учения апостола Павла с учением апостола Иоанна. Одно и другое восходит к аутентичной традиции, которая свою очередь происходит от Христа. Таким образом, евангелист Иоанн дает нам ключ для понимания мысли апостола Павла.
Полное и совершенное единство членов Церкви вытекает из их единства с Христом. Так же как у апостола Иоанна, у апостола Павла речь идет не о единстве мистическом, но о единстве природы. Это сверхэмпирическое единство, не упраздняющее эмпирических различий, которые апостол и не предполагал упразднять, особенно, разумеется, различий в поле. Это единство принадлежит будущему веку, но оно начинается здесь и реализуется каждый раз в Евхаристии. В Теле Христовом нет различий ни национальных, ни социальных, ни даже различий в поле, поскольку онтологическая природа всех членов та же для всех. Быть «одно во Христе Иисусе» благодаря единству хлеба (είς άρτος) значит быть в Его Теле. Церковь есть Христос в Своем Теле; те, кто в Церкви, суть один Христос, потому что нет другого Христа и нет другого Тела Христова, и тогда Христос – все и во всем. Употребляя в послании к Галатам (3: 28) слово «одно» – είς, апостол Павел хотел подчеркнуть онтологическую целостность Церкви, которая следует из онтологической целостности Тела Христова. Один Христос, и одно Его Тело, члены которого напоены одним Духом. Вот почему эмпирическое различие между членами Церкви продолжает существовать в нынешнем эоне, но оно уничтожено в сверхэмпирическом единстве природы Тела Христова, которое принадлежит уже новому эону. Один лишь творческий акт Бога, вводящего крещеного в Церковь, снимает эмпирические различия, поскольку он создает «новую тварь во Христе».