Скрыть
Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 4-5 Аз прославих Тя на земли, дело соверших, еже дал еси Мне да сотворю: и ныне прослави Мя Ты, Отче, у Тебе Самого славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть

Аз прославих Тя на земли (17, 4). Хорошо сказано: на земли, потому что на небе Отец уже прославлен, имея славу и по естеству, и будучи поклоняем от ангелов. Следовательно, не о той славе говорит, которая нераздельна с существом Его, – так как эту славу Он всегда имеет вполне, хотя бы и никто не прославлял Его, – но о славе, происходящей от служения людей. Поэтому и выражение: прослави Мя (ст. 5) нужно разуметь точно так же. И, чтобы убедиться, что Он говорит об этом роде славы, послушай далее. Дело соверших, еще дал еси Мне да сотворю его (ст. 4). Но ведь дело только было еще начато или даже еще и не начато: как же Он говорит: соверших? Это – или потому, что Он с Своей стороны сделал все, или потому, что о будущем говорит, как уже о совершившемся, или – что всего лучше сказать – потому, что все действительно было уже совершено, когда положен был корень благ, из которого непременно должны были произрасти плоды, и Он уже соприсутствует, соприкасается тому, что должно было совершиться впоследствии. При этом Он опять выражается приспособительно: еже дал еси Мне. Если бы, действительно, Он ожидал, пока не услышит и не узнает, – это было бы гораздо ниже Его славы. Но что Он пришел на это по Своему произволению, явно из многих мест. Так, например, Павел говорит: Он так возлюбил нас, что предал Себя Самого за нас (Еф. 5, 2), и: Себе умалил, зрак раба приим (Флп. 2, 7). И опять: яко же возлюби Мя Отец, и Аз возлюбих вас (Ин. 15, 9). Прослави Мя Ты, Отче, у Тебе Самого славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть (17, 5). Где же слава? Пусть у людей Он, действительно, был не славен, облекшись в одежду (плоти); но каким образом Он ищет прославления и у Бога? О чем же Он здесь говорит? Речь – о воплощении. Естество плоти действительно не было еще прославлено; оно не сподобилось еще нетления и не приобщилось Царского Престола; поэтому Он не сказал: на земли; но: у Тебе.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 4-6 Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира

Отсюда познай, как Отец прославляет Сына. Без сомнения, прославляет так же и Сын Отца. «Я», говорит, «прославил Тебя на земле». Справедливо прибавляет: «на земле». Ибо на небесах Он был прославлен, будучи поклоняем от ангелов, а земля не знала его. А как Сын всем возвестил о Нем, то и говорит: Я прославил Тебя, посеяв богопознание по всей земле и совершив то дело, которое Ты поручил Мне. Ибо дело воплощения Единородного было - освятить нашу природу, низвергнуть миродержца, которого прежде боготворили, насадить богопознание между тварью. Как же Он совершил это, когда еще и не начинал? Все, говорит, что Мне нужно было сделать, Я совершил. Да, Он сделал то, что больше всего: всадил в нас корень добра, победив диавола, и Самого Себя предал всепожирающему зверю - смерти, а от этого корня по необходимости пойдут и плоды богопознания. Итак, говорит, Я совершил дело, потому что Я посеял, посадил корень, а плоды вырастут. «Прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира». Естество плоти еще не было прославлено, так как оно не сподоблялось еще нетления и не приобщалось царского престола. Посему-то и говорит: «прославь Меня», то есть Мое человеческое естество, которое теперь не в чести, которое будет распято, и возведи оное в ту славу, которую Я - Слово и Сын Твой - имел у Тебя прежде бытия мира. Ибо естество человеческое Он с Собою посадил на престоле царском, и теперь поклоняется Ему всякая тварь. «Я открыл имя Твое человекам». Теперь объясняет, что значат слова: Я прославил Тебя на земле, - именно: Я возвестил имя Твое. Как же Сын возвестил? Ибо Исаия еще говорил: «клянитесь Богом истинным» (8, 1). Но мы много раз говорили, что если тогда имя Божие и было известно, то одним только иудеям, и притом не всем, а теперь говорится о язычниках, что им будет известно имя Божие, так как Христос дал уже семена богопознания, низложив диавола, введшего идолослужение. И иначе. Если и знали Бога, то знали не как Отца, а только как Творца; но Сын возвестил о Нем, как Отце, и словами и делами дав знать о Самом Себе; а кто доказал Сам о Себе, что Он Сын Божий, тот, очевидно, вместе с Собою дал знать и об Отце.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Ст. 4-5 Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира

Смотри, как за прославлением от Иисуса Христа Бога Отца следует сейчас Его Собственное прославление по человечеству. Я прославил Тебя… И ныне прославь Меня Ты… Господь Спаситель явил имя Бога Отца тем людям, которых дал Ему Бог Отец из мира, то есть уверовали сердцем в Бога только избранные, которые по своим добрым расположениям достойны были узнать Бога и Егоже посла Он – Иисуса Христа, и узнали, что вся, елика дал Ему Отец, от Отца суть.

Дневник. Том II. 1857–1858

Николай Сербский, свт. (†1956)

Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить

Что означают слова на земле? Они означаю: во плоти и среди людей. Дело, кое Господь совершил во плоти среди людей, есть дело человеческого спасения. До Его смерти на Кресте дело сие состояло в животворящих глаголах, никогда дотоле не слыханных на земле, и в бесчисленных чудесах, никогда дотоле не виданных среди людей. Но и глаголы, и чудеса Свои Господь приписывал Отцу Своему Небесному, дабы, наряду с послушанием, научить людей и смирению.

Евфимий Зигабен (†1118)

Аз прославих Тя на земли

Иисус Христос прибавил – на земли, потому что на небе Бог был прославлен, так как имел славу, так сказать, от природы и Ему поклонялись Ангелы. Значит, Он говорит здесь не о той славе, которую Бог Отец имел по самому существу Своему и которой Он обладал вполне, хотя бы никто не прославлял Его, – а о той, которая воздается Ему почитанием людей. Такой же смысл имеют и слова: прослави Сына Твоего. А чтобы мы знали, что Он действительно об этой славе говорит, Сам Он прибавил:

Дело соверших, еже дал еси Мне да сотворю

разумеется – евангельская проповедь. Но это дело только начиналось еще; как же Иисус Христос говорит: соверших? Потому что Он исполнил уже то, что относилось собственно к Нему. Или – о будущем Он говорит здесь, как о совершившемся уже; или же говорит так потому, что Он насадил уже корень всех благ, который, без сомнения, принесет плод. Итак, Иисус Христос прославил Бога Отца на земле тем, что всей вселенной Он сообщил уже познание Его через Евангелие, которое апостолы будут проповедовать по всему миру: во всю землю, сказано, изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их (Пс. 18, 5; Рим. 10, 18), – прославил и тем, что приписывал Богу Отцу все, и Свое учение, и чудеса.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 4-5. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.

– Я прославил Тебя на земле и пр.: Господь свидетельствует пред Отцом Своим Небесным, что дело искупления человечества, которое составляет глубочайшее основание Его молитвы о прославлении Себя (Ин.17.1), совершено Им и тем прославлен Сам Отец Небесный. Вся жизнь Господа по Его вочеловечении, всё Его учение и все Его действия являли славу Божию, но особенно – Его смерть искупительная и последовавшее за тем воскресение; смертью Его совершено то дело, которое в предвечном совете Божием положено было Ему совершить (Ты поручил Мне исполнить), а всею жизнью Его совершено дело возвещения людям божественной истины, которую Он должен был возвестить. Пред духовным взором Господа, совершенно готового на смерть, всё Его дело представляется уже оконченным (прославил, совершил: ср. прим. к Ин.13:31;12:31). Теперь Ему следует уже и по человечеству войти во славу божественную, и Господь молит Отца Своего Небесного ввести Его во славу сию.
– Ныне, когда Я уже совершил дело Своё на земле, прославь, введи и по человечеству в ту славу, у Тебя Самого – на небе, в единении с Тобою (Кол.3:3), в отличие от славы Его на земле (ст. Ин.17:4), которую Я имел у Тебя по божеству Моему прежде бытия мира, т. е. от вечности (Ин.1:1;8:58), как славу Единородного Сына Божия, Бога Слова. При воплощении Слова эта вечная слава Его как бы скрылась в воспринятом образе раба (Флп.2 и далее). По совершении же Им дела искупления, Он как уже Богочеловек должен восприять прежнюю славу Свою как Бога, славу вечную. «Естество плоти ещё не было прославлено, так как оно не сподоблялось ещё нетления и не приобщалось царского престола. Посему-то и говорит: прослави Мя, т. е. Моё человеческое естество, которое теперь не в чести, которое будет распято, и возведи оное в ту славу, которую Я – Слово и Сын Твой имел у Тебя прежде бытия мира. Ибо естество человеческое Он с Собою посадил на престоле царском и теперь поклоняется Ему всякая тварь» (Феофил., ср. Злат.). Господь молит о введении Его в сию славу, хотя как Бог имеет право на неё и как Искупитель приобрёл сие право, – молит потому, что во всех своих действиях на земле Он выражает полную Свою зависимость от Отца Своего Небесного, смирив Себя (Флп.2:8).

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 4-5 Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.
Ст. 4-5 Аз прославих тя на земли, дело соверших, еже дал еси мне да сотворю. И ныне прослави мя ты Отче у тебе самаго славою, юже имех у тебе прежде мир не бысть.

На земли прославил Бога Отца Господь наш Иисус Христос, ибо о славе небесной Бога во Святой Троице покланяемого мы знаем, но узреть оную не можем. «Не о той славе, которая нераздельна с существованием Бога, говорит Христос, так как эту славу Он всегда имеет вполне, но о славе, происходящей от служения людей», говорит Иоанн Златоуст.

Но разве нужна бы была Богу эта слава от людей, если бы в этом служении Богу не заключались радость и счастье самих людей и возвышение к Богу той бессмертной души, которая создана по образу и подобию Божию? Господь в 4 стихе говорит опять о Себе Аз (ср. выше Ин, 17:2-3), потому что дело Его служения человечеству и жертвы и прославления Бога совершает Он в образе человеческом, и к этому существу человека, воспринятому Богом, относятся и слова: «дело соверших еже дал еси Мне да сотворю». Бог, во Святой Троице покланяемый, в предвечном Совете Своем определяет дело спасения, а Богочеловек в человеческом существе совершает его, не преставая быть Богом. В предыдущих 2–3 стихах Господь глаголал о Иисусе Христе как Бог, теперь же глаголет яко Богочеловек, облекшийся в бренную плоть. Посредством «совершенного дела» вечная слава Сына Божия единородного и единосущного со Отцом, сливается со славою Богочеловека, «прославившего Отца на земле». В настоящую минуту моления Господь глаголет уже как окончивший дело: «соверших», ибо все последующее рассматривается как совершившееся уже в Божественном предведении, а самое значение событий раскрывается ученикам Словом Божиим. Дело Божие совершено, дело попущенного злодеяния начинается. Дело же воскресения есть прославление Бога.

Рассматривая грядущее страдание Свое, как уже совершенное в Божеском предведении, как бы уже прошедшее, Господь глаголет ко Отцу о славе Своей предвечной, дабы восстановить твердость духа учеников. Иоанн Златоуст говорит, что Господь глаголет о прославлении плоти «ибо естество плоти не было еще прославлено; оно не сподобилось еще нетления и не приобщилось царского престола: потому Он не сказал, прослави Мя Отче на земле»: а сказал «прослави Мя Ты Отче у тебе самаго славою». Слава Сына Божия вечна и непреставаема «прежде даже мир не бысть», но временно Сын Божий обрекся в бренную плоть, посему моление Господа «прослави Мя Ты Отче у тебе самаго славою, юже имех у тебе прежде мир не бысть», относится к полному естеству человеческому, прославленному и вознесенному на небеса Господом, влекущим к Себе и с Собою нас, хотя грешных но верующих, ибо «куплены мы ценою» «да прославим Бога в телесах наших и в душах наших, яже суть Божия» (1Кор. 6:20 и ср. Римл. 8:11).

«Седе одесную Мене», говорил вдохновенный Псалмопевец, провидя Духом Божиим торжественную минуту прославления человека во Христе Иисусе.

«Прослави Мя Отче славою вечною, сказал Господь» (говорит по поводу сего св. Афанасий Великий). «Не лишившись славы, но явившись в неславном теле, глаголет сие Господь, желая показать, что рабий зрак не отлучен от Божеской славы... но являет в себе оную... Слово убо явило воссиявший в Нем рабий зрак. Господь есть небесный человек, не потому что с неба явил плоть, но потому что плоть взятую от земли, сделал небесною».

Мы видели еще в изучении в 1-й главе имени Сына человеческого, что и св. Григорий Богослов (к Квидонию) указывает на взятие на небо существа человеческого прославленного во Иисусе Христе

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-5 Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира

Новый мотив для исполнения просьбы Христа о прославлении состоит в том, что Он уже со Своей стороны, так сказать, объективно исполнил возложенную на Него задачу (см. стих 3) – сообщил людям спасительное познание об Отце и Себе Самом. Этим Он прославил уже Отца, хотя, конечно, пока только на земле, в состоянии Своего уничижения. Теперь и Отец со Своей стороны пусть прославит Христа у Себя Самого, т. е. вознесет Его на небо и даст Ему то величие, в каком Он пребывал от века (ср. Ин.1:1 и сл.; Ин.8:58). Христос и на земле владел божественной славой, но эта слава все-таки была сокрыта и только изредка вспыхивала (например, в преображении). Скоро она будет осенять всем своим величием Христа-Богочеловека.

Толковая Библия

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О смирении.

Мф.12:18-21. Эти пророческие слова Исаии (Ис.42:1) относятся не к обыкновенному, смертному человеку, а к Мессии, так как Он благоволил Себя умалить до раба: ср. Филип.2:7. Исполнил поручение Бога Отца: Ин.17:4; истинное смирение возвышает и людей смертных: Псал.146:6; Сир.3:18, но от ложного и лицемерного смиренномудрия предостерегает апостол: Кол.2:18.

Краткий толкователь мест Священного Писания


О спасении рода человеческого.

Ин.17:2-4. Люди своими грехами отпали от Бога и стали плотию: Быт.6:3; но Бог не хотел погибели рода человеческого, а хотел его вразумления и спасения. Посему Отец и предал Сыну весь род людской, чтобы Он устроил их cпaceниe и дал им живот вечный. Основанием и началом жизни вечной служить познание Бога-Отца и посланного Им в мир Иисуса Христа; кто уверовал во Христа и крестился, тот спасен: Мк.16:16; а неуверовавший осужден: Ин.12:48; но и уверовавший должен до конца сохранить свою веру: Мф.10:22; Евр.3:6.

Краткий толкователь мест Священного Писания

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible