Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Евангелие от Иоанна 18:37
Пилат сказал Ему: итак, Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.
Святые отцы
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Иннокентий Херсонский, свт. (†1857)
- Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 37-40 Рече же ему Пилат: убо Царь ли еси Ты; Отвеща Иисус: ты глаголеши, яко Царь есмь Аз: Аз на сие родихся и на сие приидох в мир, да свидетелствую истину: (и) всяк, иже есть от истины, послушает гласа Моего. Глагола Ему Пилат: что есть истина; И сие рек, паки изыде ко Иудеом и глагола им: аз ни единыя вины обретаю в Нем: есть же обычай вам, да единаго вам отпущу на Пасху: хощете ли убо, (да) отпущу вам Царя Иудейска; Возопиша же паки вси, глаголюще: не Сего, но Варавву. Бе же Варавва разбойник
Христос и всегда нас учил терпению, но в особенности теперь, когда Его судят и водят по разным местам. Так, когда Его привели к Анне, Он отвечал с великою кротостию и слуге, который ударил Его в ланиту, сказал такие слова, которые могут уничтожить всякую гордость. Отсюда Он перешел к Каиафе, потом к Пилату и, проведя таким образом целую ночь, Он везде и во всем обнаруживал великую кротость. В то время, как о Нем говорили, что Он злодей, хотя доказать того не могли, – Он стоял молча; а когда был спрошен о Царстве, тогда отвечал Пилату, чтобы научить его и возвести к высшим понятиям. Но почему Пилат производит допрос не в присутствии иудеев, но наедине, вошедши в преторию? Он имел о Христе довольно высокое понятие, и потому хотел, вдали от смятения иудейского, узнать все в точности. Когда же он спросил: что сотворил еси? – Христос в Своем ответе об этом ничего не сказал; а о чем преимущественно желал Пилат услышать, именно о Царстве Его, о том сказал следующее: Царство Мое несть от мира сего, то есть Я действительно Царь, но не такой, какого ты себе представляешь, а гораздо славнее. Этими и дальнейшими словами Он уже дает заметить, что Он не сделал никакого зла. В самом деле, Кто говорит о Себе: Аз на сие родихся и на сие приидох, да свидетельствую истину, Тот показывает, что Им не сделано никакого зла. Потом, сказавши: всяк, иже есть от истины, послушает гласа Моего, Он привлекает внимание Пилата и склоняет его сделаться слушателем Своих слов. Если кто, говорит, истинен и любит истину, тот непременно будет слушать Меня. И этими немногими словами до того, действительно, пленил Пилата, что тот сказал: что есть истина? (ст. 38). Впрочем, (Пилат) продолжал пока заниматься делом, которое не терпело отлагательства. Он понимал, что этот вопрос требовал времени, а между тем хотел избавить Иисуса от неистовства иудеев. Потому-то он вышел и – что говорит? Аз ни единыя вины обретаю в Нем (ст. 38). Смотри, какое благоразумие! Не сказал: так как Он погрешил и достоин смерти, то простите Его для праздника; но сначала оправдал Его от всякой вины и потом уже с полным правом просит, чтобы они, если не хотят отпустить Его, как невинного, – по крайней мере пощадили бы Его, как виновного, ради праздника. Поэтому и присовокупил: есть обычай вам, да единаго вам отпущу на Пасху, и потом, желая преклонить их: хощете ли убо, да отпущу вам Царя Иудейска? Возопиша же вси: не Сего, но Варавву (ст. 39–40). Какое гнусное желание! За подобных себе просят и виновных отпускают, а невинного повелевают предать казни! Таков уже издавна их обычай! Но ты во всем этом замечай человеколюбие Господа.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 37-39 Пилат сказал Ему: итак, Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем. Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли отпущу вам Царя Иудейского
Когда Пилат спросил Господа, Царь ли Он, Он отвечал: «Я на то родился», то есть чтобы быть Царем. Я имею это по существу и по рождению от Отца. Ибо то самое, что Я родился от Царя, свидетельствует, что Я - Царь. Посему, когда слышишь, что Отец дал Сыну жизнь, и суд, и все прочее (Ин. 5, 22. 26), то слово «дал» понимай вместо «родил» Его, так что Он имеет жизнь, судит, и все это приходит от Отца к Сыну по естеству. «На то Я пришел в мир» сей, чтобы сказать это, и научить, и убедить всех в том, что Я - Царь, Владыка и Господь. Желая этим привлечь внимание Пилата и склонить к выслушанию Своих слов, говорит: «всякий, кто от истины, слушает гласа Моего». Посему и ты, Пилат, если ты чадо истины и любишь ее, послушаешь Моего гласа и поверишь, что Я - Царь, но не такой, каковы цари мира сего, имею власть не приобретенную, а природную, присущую Мне по самому рождению от Бога и Царя. Делает здесь намек и на то, что иудеи не суть от истины, потому что не хотят слушать гласа Его; если же они не от истины, то, без сомнения, вымыслили на Него все ложно, и Он истинно не повинен смерти. Этими немногими словами Он так пленил Пилата, что Пилат спросил об истине, что она такое. Ибо она почти исчезла между людьми, и никто не знал ее, а все были уже в неверии. Но поелику этот вопрос требовал особого времени для разрешения, а теперь нужно было избавить Иисуса от неистовства иудеев, то Пилат выходит к ним и говорит: «Я никакой вины не нахожу в Нем», и говорит это разумно. Ибо не сказал: хотя Он погрешил и достоин смерти, но для праздника простите Ему: но сначала объявил Его свободным от всякой вины, а потом уже предлагает им и об отпуске Его. Посему, если Иисус будет отпущен, то им Он не обязан нисколько: ибо они отпустили невинного. Если осудят Его, этим докажется злоба их, потому что осудили невинного. Смотри: и название «Царя Иудейского» имеет некоторый свой смысл: Пилат этим, очевидно, высказывает то, что Иисус нисколько не виноват, но что они напрасно обвиняют Его, будто Он домогается царства. Ибо того, кто выдает сам себя за царя и восстает против владычества римлян, правитель римский не отпустил бы. Посему, сказав: «отпущу Царя Иудейского», Пилат объявляет Иисуса решительно невинным и насмехается над иудеями, говоря как бы так: на Кого вы клевещете, что Он выдает Себя за царя, Кого вы называете бунтовщиком и мятежником, Того я признаю нужным отпустить, очевидно, потому, что Он не таков. - Некоторые в словах: «Я на то родился» - разумели указание не на предвечное рождение от Отца, а на рождение в последнее время от Девы. Я для того соделался человеком и родился от Марии, чтобы погубить ложь и диавола и доказать, что Божеское естество царствует над всеми. Итак, истина состоит в том, чтобы познавали Меня и чрез это познание спасались, Я для того пришел, чтобы сообщить людям истинное познание о Боге и даровать им спасение. - Достойно исследования то, по какому поводу возник у иудеев обычай отпускать ради Пасхи одного узника. На это можно, во-первых, сказать то, что учащие учениям, заповедям человеческим (Мк. 7, 7), весьма много вводили от своего мудрования, но не соблюдали заповедей Божиих. Так и это ввели без разумного основания, между тем как в прочих случаях оставляли обряды, предписанные законом. Потом, можно сказать, что и в Писании находится похожее законоположение, с которого они могли взять повод ко введению в обычай таких отпусков лиц осужденных. Ибо о невольном убийстве написано: «если кто-нибудь не по вражде и без особенного намерения причинит зло ближнему, бросит сосуд или камень, а упавшая вещь поразит проходящего, и человек этот умрет; то такой убийца - невольный. Рассудит же об этом вся синагога (собрание), и освободят его от смерти, ибо он убил не злонамеренно, но поместят его во град убежища, то есть накажут изгнанием». Отсюда, быть может, как мы догадываемся, взяли они повод и ввели такой обычай, чтобы отпускать одного из осужденных за убийственное намерение. Закон предписывает это дело вести синагоге иудейской, но как иудеи были во власти римлян, то и право отпускать узников они предоставляли начальникам римским, как теперь Пилату.
Иннокентий Херсонский, свт. (†1857)
Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего
Еще ап. Павел назвал это признание Господа Себя царем на суде Пилата свидетельством доброго исповедания (1Тим. 6, 13). В самом деле, оно показывало самую высшую степень самоотвержения и вместе мудрости. Словами: «Я на то родился, чтобы свидетельствовать об истине», – Господь показал, между прочим, что и тайный намек Пилата – удержаться от именования Себя царем, как весьма опасного, совершенно недостоин Его, потому что Он действительно есть Царь, в самом возвышенном смысле этого слова, Царь – единственный, вечный. Между тем, этими же самыми словами до очевидности обнаружилось свойство царства Христова и Его безопасность для римской власти.
Римский всадник не способен был понять все это в смысле христианском, конечно, а лишь в философском. Римляне, особенно вельможи римские, были в то время знакомы с философией стоиков, по учению которых, истинный мудрец и человек добродетельный есть царь. Изречение Горация: «Ты правитель (гех), если право поступаешь», – сделалось в Риме почти народной пословицей. Одно, может быть, не нравилось игемону, что царь, мудрец, подлежащий его суду, упорен не только в своих мыслях, но и выражениях, даже опасных: обыкновенный, думал он, недостаток мудрецов-энтузиастов, не знающих политики…
Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего
И ты подражай своему Господу: свидетельствуй везде и при всяком удобном случае истину.
Евфимий Зигабен (†1118)
Рече же Ему Пилат: убо Царь ли еси Ты; Отвеща Иисус: ты глаголеши, яко Царь есмь Аз
См. Толкование на Ин. 18: 35
Аз на сие родихся и на сие приидох в мир, да свидетельствую истину
Сначала Пилат спросил: Ты ли Царь Иудейск? И Иисус Христос ответил: Царство Мое несть от мира сего, т.е. Он объявил Себя Царем, хотя и не земным. Затем Пилат опять спросил: убо Царь ли еси Ты? И Господь опять ответил, что Он Царь. Утверждая далее, что Он свидетельствует об истине, Иисус Христос как бы так говорит: для того Я родился, для того и воплотился и пришел в мир, чтобы учить истине (Поэтому, как во всех других случаях Я говорю правду, так и теперь. Или – Аз на сие родихся… значит: будучи Царем, Я для того и воплотился, чтобы царствовать, и пришел в мир для того, чтобы научить той истине, что будучи вечным Царем, Я воплотился для вечного царствования над уверовавшими в Меня)
(И) всяк, иже есть от истины, послушает гласа Моего
Всякий, кто от истины, кто любит истину, слушает голос Мой, верит Моему учению.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
Иисус отвечал: в ответе на вопрос Пилата Господь утверждает, что он действительно Царь, только не в смысле политическом, а в духовном, и объясняет характер Царства Своего.
– Царство Моё не от мира сего: не мирское в общем смысле, не политическое, не такое, например, как царство римское; оно в мире же, в царствах мирских будет, но характер его не таков, как характер мирских политических царств. Следовательно, и Я Царь, но только не в политическом смысле, «не такой, какого ты себе представляешь» (Злат.). Видимый, наглядный признак сего – тот, что если бы Царство Моё было политическое, и Я был Царь в этом смысле, то служители Мои, все сторонники моих политически царских прав, подвизались бы за Меня, ратовали бы за Меня, защищали бы Меня, чтобы Я не подпал под суд Синедриона. Но этого ничего не было, никто не подвизался за Меня; теми многочисленными толпами народа, которые несколько дней назад встречали Меня как царя и называли царём, Я не хотел воспользоваться не только для того, чтобы провозгласить Себя царём израилевым, но и для того, чтобы защитить Себя от мероприятий против Меня Синедриона. Из этого видно, что Царство Моё не политическое, не мирское. – Римлянин, конечно, не мог понять, что такое это за Царство не от мира сего, когда это понятие не вмещалось ещё даже в самых избранных учениках Господа (Деян.1:6); но он должен был понять, что это Царство действительно не политическое, что Господь – не политический претендент – бунтовщик против римского Кесаря. Но в таком случае самые слова
– Царь, Царство казались Пилату странными в устах обвиняемого. Посему с недоумением Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Или: в таком случае царь ли Ты? Господь подтверждает, что Он действительно Царь (Ты говоришь, ср. Мф.26 и прим.), и объясняет положительно (тогда, как в предшествующем изречении объяснил отрицательно), в каком смысле Он Царь, – Он Царь духовного Царства истины, и Его подданные – те, которые от истины и следуют возвещаемой Им истине.
– Я на то родился в мир, как человек, и на то пришёл в мир, как посланный от Бога (Ин.3:17; 10:36; 17:18), чтобы свидетельствовать об истине, которую видел и слышал от Бога (Ин.3:11,
32; 1 и далее). Истина здесь понимается вообще как истина Христова, как истина религии.
– Всякий, кто от истины: кто способен внимать истине, у кого есть чувство истины; это – то же, что привлечённый Отцом (6 и далее), или данный Сыну Отцом (ср. 8:47).
– Слушает гласа Моего: ср. прим. к Ин.10 и парал.
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 37 Пилат сказал Ему: итак, Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.
Ст. 37 Рече же ему Пилат: убо царь ли еси ты? Отвеща Иисус: ты глаголеши, яко царь есмь аз. Аз на сие родихся, и на сие приидох в мир, да свидетельствую истину. И всяк, иже есть от истины, послушает гласа моего.
Господь раскрывает язычнику тайну Своего пришествия в мир, потому что и язычники будут призваны к царствию Божию, и за них проливается священная кровь Богочеловека, и они люди, на которых образ и подобие Божие, и их Господь хочет привести к стаду своему. «Итак, ты Царь?» вопрошает Пилат Господа. «Ты глаголеши» глаголет Господь; и может быть эти слова следует понимать еще глубже: «ты чувствуешь невольный трепет, ты сознаешь душою, что я Царь»; так думаем мы надо разуметь слова Господа Пилату: «Ты глаголеши яко Царь есмь Аз»
Но Господь раскрывает еще большее Пилату; Он раскрывает, что Он родился для того, чтобы восприять Царство; Он пришел в мир для того, чтобы свидетельствовать об истине. И в словах Господа есть еще ясное отделение Себя как источника истины от других людей, имеющих быть просвещенными вносимой Господом истиной. «Всякий иже есть от истины послушает гласа Моего», присовокупляет Господь, для поучения самого Пилата. Господь ведал грядущую смерть Свою по приговору того же Пилата; Господь ведал, что это натура слабохарактерная, хотя горделивая, низкопоклонная и тщеславная, трусливая, но не совершенно дурная (Златоуст), и по человеколюбию не возгнушался им, а и на этой почве посеял Слово Свое, ибо оно имело принести плод, если не в самом Пилате, то в других слышащих его и предназначенных для царствия Божия.
Остановимся несколько на отношениях Спасителя нашего и Господа к язычникам во времена Его земной жизни, когда обрядовые Иудеи считали преступлением сообщаться с язычниками.
Первое милосердное отношение Господа к язычникам проявилось в исцелении слуги сотника (Мф. 8:5-10); второе – в исцелении дочери Сирофиникиянки (Мф. 15:22-28) и в обоих этих случаях Господь указал на теплую веру язычников. И Греки, подошедшие к Филиппу (Ин. 12:21), были, по-видимому, совершенно готовы быть осененными теплою благодатною верою. Наконец и язычник Пилат удостоился слышать из уст Богочеловека глаголы о вечной истине, с напоминанием, что нет условной истины, а есть одна Истина вечная, и что единый источник её Тот, который в образе смиренного, оклеветанного, обвиненного стоит перед ним. Все эти язычники, к которым с милосердием обращалось Слово Божие «иже плоть бысть», представляли собою типы всех язычников, имеющих примкнуть в будущем к Церкви Божией. Чище всех тип сотника, у которого Господь исцелил слугу по вере господина его. Это тип человека много испытавшего, видевшего много опасностей, знающего жизнь воина, который по опыту трудной жизни своей выработал в себе убеждение, что не случайность управляет миром, что есть Бог на небесах, в руках Которого наша жизнь. Этот сотник построил синагогу Иудеям (Лк. 7:5), потому что он в Боге сердца своего узнал Бога Израилева. Этот сотник с чистым сердцем и теплой верой напоминает и сотника, стоявшего против креста (Лк. 23:47) и в особенности напоминает сотника Корнилия, «которого молитвы и милостыни пришли на память пред Богом» (Деян. 10:4 и след.) и который был крещен Петром и удостоился восприятия Духа Святого. Это была нива, готовая к восприятию слова Божия, давшая обильный плод.
Женщина Хананеянка (Сирофиникиянка) была также как и сотник охвачена теплой, благодатной верой и есть представительница всех тех языческих женщин, которые как Лидда Фиатирская, крестившаяся в Филипиах (Деян. 16:14-15), слушали с любовью и огнем веры благодатное Слово Божие, и «которым Бог отверз сердце». Эти языческие женщины, нашедшие в христианстве все то, чего жаждет женское сердце: чистоту, святость супружества, самоотвержение, милосердие к страждущим, были одним из сильнейших орудий Божиих по распространению христианства, ибо они по преимуществу воспитали юное христианское поколение «коему Господь благоволил дать царство» (Лк. 12:32); они по преимуществу были представительницами христианского милосердия и любви среди больных и бедных и над постелью умиравших, как они же удивляли мир своим мужеством при физической слабости своей, когда нужно было мученичеством своим запечатлеть веру свою в Христа. Женщины язычницы, как и женщины иудеянки, потому еще с неудержимою любовью стремились ко Христу, что Он их поднял из рабства и в них повелел видеть и чтить полного человека равного мужчине. Они то и создали посредством воспитания нового поколения то новое перерожденное общество, в коем «нет уже ни Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола ни женского; ибо все одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28).
Греки, жаждавшие видеть Господа Иисуса, были предшественниками тех Эллинов и вообще всех народов, примкнувших к греческой культуре, которые правда в начале искали везде только человеческой мудрости (1Кор. 1:22), но некоторые, познав Слово Божие, восприняли его всею душою, как то было в Антиохии и в Кипре и в Финикии, и в Антиохии Писидийской, и в Дервии и в Листре, и в Сирии и Киликии и в Галатии и Фригии и в Троаде и в Македонии и даже в городах по преимуществу греко-языческих, где проповедовались языческие философские теории как в Афинах и Коринфе (Деян. 17:34,18:8), или в городах, где занимались тайными науками, как в Ефесе (Деян. 19:19). И в Риме множество Римлян язычников уверовали в Господа (Деян. 28,28-31). Но мы сделаем одно важное различие между простыми Римлянами, к которым принадлежали и выше упомянутые нами верующие сотники, и высшим, богатым классом Римлян, которые представляли собою совершенно особое общество.
К этому последнему классу принадлежал и Пилат, тип Римлянина во власти, выработавшийся при императорах. Это можно сказать был с нравственной стороны худший тип язычника.
Римлянин высших классов был по большей части низнопоклонный и угодливый раб Кесаря; но вместе с тем это был человек гордый, эгоистический, ничему не верующий, и не чувствующий потребности в вере, хотя поддерживающий тщательно языческие обряды своих предков по государственным соображениям. Эти люди были всегда во главе всех гонений, воздвигаемых позже на христиан. Единственною целью жизни Римлян этого класса было доставить себе все возможные наслаждения и окружить себя несметными богатствами; они то ограбили весь мир в свою пользу, чтобы удовлетворить своему тщеславию и страсти к пышности. Но они дрожали и ползали перед Кесарем, как указывает решение Пилата перед угрозой доноса на него (Ин. 19,12-13).
В числе этого класса людей были некоторые, которые были поколеблены гласом истины, как напр. проконсул Сергий Павел на Кипре (Деян. 13:7-12); Феликс с женою Друзиллою (Деян. 24:25); Порций Фест вместе с Агриппой царем (Деян. 26:24-31). Но мир с его гордостью, тщеславием и наслаждениями слишком опутал их, чтобы они могли стать Господними; языческая философия с её отрицанием и сомнением не могли не подорвать в них всех тех начал, на коих зиждется вера; они сомневались даже в себе самих и способностях своего разума, и не хотели верить стремлениям и порывам души своей, иногда стремившейся к правде и истине.
К этому типу принадлежал и Пилат, не могший не сознавать полной невинности стоящего пред ним Господа Иисуса, но приказывающий бить его (Ин. 19:1), желавший по совести отпустить Его (Ин. 19:12), признающий публично Господа Иисуса невинным, умывающий руки перед народом (Мф. 27:24) и старавшийся опереться на мнение Ирода Антипатра (Лк. 23:7-15), но испугавшийся криков народа и в особенности угрозы доноса, что он противник Кесарю.
Эта то мелкая, эгоистичная, бесхарактерная личность, скрывавшая слабость свою под личиной римской гордости, личность без убеждений (см. Ин.18:38) и думающая, что нет истины в жизни, а есть только известное стечение обстоятельств; эта личность, представлявшая собою высшее римское общество, была призвана произнести решающий приговор над Господом Иисусом. И в ней мы видим орудие судеб Божиих. Римское общество достигло апогея суеверия и разврата и индифферентизма и осудить на смерть Жертву за мир должен был представитель этого общества, ибо от этого именно безверия и эгоизма и разврата и индифферентизма, пришел спасти душу человеческую Иисус Христос Бог наш. И к этому представителю Римлян обращены Господом милосердные слова напоминания: «всяк иже есть от истины послушает гласа Моего».
Но Пилат не был готов их послушать.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего
Пилат понял, что Христос не имеет никакого намерения выступить в качестве претендента на иудейский престол. Но в то же время он слышал, что Христос все-таки не отказывается от той мысли, что Он – Царь. Поэтому он и спрашивает Христа «итак Ты Царь» (лучше перевести: «все-таки же Ты Царь»). Может быть, этим вопросом Пилат хотел дать понять Христу, что Ему лучше бы не настаивать на Своем притязании на какое-то неизвестное царство, которое не принадлежит к этому миру… Христос отвечает на это утвердительно: «ты говоришь» (ср. ответ Христа Иуде на Тайной Вечери: «ты сказал» – Мф.26:25). При этом Христос Свой утвердительный ответ обосновывает выражением Своего самосознания: «ибо (так правильнее перевести стоящую здесь частицу ὅτι, переведенную в русском тексте союзом «что») Я Царь». Но чтобы лучше разъяснить Пилату характер Своего Царства, Христос дает теперь положительное описание Царства (ранее, в 36-м стихе,дано только отрицательное определение Царства Христова). Христос родился, т. е. «исшел от Отца» (Ин.16:28) и пришел в мир, т. е. выступил в мире не для того, чтобы обычными земными средствами приобрести власть над людьми, а для того, чтобы свидетельствовать об истине и этим проповеданием истины приобретать для нее подданных. Такие подданные могут найтись не только среди иудеев, но и среди всяких народов: всякий, кто не утратил стремления к истине, следовательно, и язычник Пилат, может понять Христа – проповедника истины. Христос таким образом подал здесь Пилату руку, чтобы направить его на истинный путь, приглашал его ознакомиться с Его учением.