Скрыть
Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 10-12 Глагола же Ему Пилат: мне ли не глаголеши; Не веси ли, яко власть имам распяти Тя и власть имам пустити Тя; Отвеща Иисус: не имаши власти ни единыя на Мне, аще не бы ти дано свыше: сего ради предавый Мя тебе болий грех имать. От сего искаше Пилат пустити Его. Иудее же вопияху, глаголюще: аще Сего пустиши, неси друг кесарев: всяк, яже царя себе творит, противится кесарю

Затем иудеи, опровергнутые во всем, обращаются к обвинению в преступлении государственном и говорят: всяк, иже царя себе творит, противится кесарю (ст. 12). Поэтому надобно было бы тщательно исследовать, действительно ли он домогался власти и замышлял низвергнуть кесаря с царства; но Пилат такого тщательного исследования не делает. Потому и Христос ничего не отвечал ему, так как знал, что он обо всем спрашивает напрасно. С другой стороны, о Нем свидетельствовали дела, и потому Он не хотел опровергать и защищаться словами, показывая тем, что Он добровольно идет на смерть. А так как Он молчал, то Пилат говорит: не веси ли, яко власть имам распяти Тя? (ст. 10). Видишь ли, как он уже наперед осудил сам себя? И подлинно, если все от тебя зависит, то почему же ты, не найдя в Нем никакой вины, не отпускаешь Его? Когда таким образом Пилат сам на себя произнес осуждение, (Иисус) говорит: предавый Мя тебе болий грех имать (ст. 11), показывая тем, что и он также повинен греху. А чтобы низложить его высокомерие и гордость, говорит: не имаши власти ни единыя на Мне, аще не бы ти дано было (ст. 11), – чем показывает, что все это совершается не случайно и не по обыкновенному порядку, но таинственно. А чтобы, услышав слова: аще не бы ти дано было, не подумал, что он свободен от всякой вины, – присовокупил: предавый Мя тебе болий грех имать. Но ведь если в самом деле дано было, то, очевидно, ни он (Пилат), ни они (иудеи) не подлежат обвинению? Напрасно ты будешь говорить это. Выражение: дано здесь значит – допущено. Христос как бы так сказал: (Бог) допустил быть этому; однако ж поэтому вы не чужды преступления. Этими словами Он устрашил Пилата и представил ясное Себе оправдание, почему Пилат и искаше пустити Его. Но иудеи снова стали кричать: аще Сего пустиши, неси друг кесарев (ст. 12). Так как, представивши обвинения от своего закона, они нисколько не успели, то теперь злонамеренно обращаются к чужим законам, говоря: всяк, иже царя себе творит, противится кесарю. Но где же Он являлся похитителем царской власти? И чем вы можете доказать это? Порфирою? Диадемою? Одеянием? Воинами? Но не всегда ли Он ходил один с двенадцатью учениками, употребляя все простое – и пищу, и одежду, и жилище?

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 8-11 Пилат, услышав это слово, больше убоялся, и опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя, и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мной никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе

Пилат, услышав одно только слово, что Он есть Сын Божий, убоялся. А они видели Божеские дела Его, однако умерщвляют Его за то самое, за что нужно было поклоняться Ему. Спрашивает Его не так, как прежде: «что Ты сделал?» - но: Кто Ты? Тогда обвиняли Его, как царя, потому естественно и спрашивал: что Ты сделал? А теперь, когда клевещут, что Он Сам Себя выдает за Сына Божия, спрашивает: «откуда Ты»? Иисус молчит, ибо Он объявлял уже Пилату: «Я на то родился», и: «Царство Мое не отсюда»: однако же Пилат нисколько не воспользовался этим и не стал за истину, но уступил требованию народа. Посему Господь, презирая вопросы его, как предлагаемые напрасно, не отвечает ничего. Оказывается, что Пилат нисколько не имеет твердости, но всякая случайная опасность может поколебать его. Он боялся иудеев; трепетал и Иисуса, как Сына Божия. Посмотрим же, как он сам себя осуждает своими словами: «Я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя». Если все зависело от тебя, почему же ты не отпустил Того, Кого нашел невинным? Господь, низлагая его высокомерие, говорит: ты не имел бы надо Мной никакой власти, если бы не было тебе дано свыше. Ибо Я не просто так умираю; но совершаю нечто таинственное, и это свыше предопределено для общего спасения. А чтобы ты, услышав: «дано свыше», не подумал, что Пилат не подлежит ответственности пред Богом, прибавляет: «более греха на том, кто предал Меня тебе». Этим показывает, что и Пилат повинен в грехе, хотя и меньшем. Ибо оттого, что умереть Христу «дано свыше», то есть допущено, Пилат и иудеи не становятся уже невинными; но свободная воля их выбрала злое, а Бог попустил и дозволил им привесть это в дело. Итак, оттого, что Бог попущает злобе приходить в дело, злые не свободны от вины; но за то, что они избирают и совершают злое, они достойны всякого осуждения.

Иннокентий Херсонский, свт. (†1857)

Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя

Мы не имеем права простирать суждения своего о Пилате далее приговора, который уже произнесен вслух Самим Господом. «Более» (во всяком отношении более) «греха на том, кто предал» ему Господа – на Иуде, иудеях, особенно на старейшинах иудейских. Тогда как первосвященники, видимо, приближались к ужасной крайности (некоторые, может быть, и впали в нее) греха против Духа Святого, который, по слову Самого Спасителя, не простится ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12, 32), Пилат явно грешил только против Сына Человеческого, следовательно, принадлежал к числу тех грешников, за спасение которых осужденный им Сын Божий шел теперь на крест.

Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя

Пилат выказывает при сем случае свою власть: а не подумает об обязанностях, которые власть на него налагает? Великое несчастие иметь, подобно Пилату, власть в своих руках, и не иметь достаточно твердости, чтобы противостать зверским требованиям злых людей, замышляющих утеснение невинности. Лицеприятие или недостаток твёрдости доводит до великих несправедливостей: а когда учинена великая несправедливость, как поправить её?

Избранные места из Священной Истории

Евфимий Зигабен (†1118)

Глагола же Ему Пилат: мне ли не глаголеши; не веси ли, яко власть имам распяти Тя и власть имам пустити Тя

И боится и стращает. Разгневанный тем, что Иисус Христос не ответил ему, хотя он старался даже защитить Его, Пилат угрожает своей властью. Безумный! Если ты имеешь власть отпустить Его, почему же не отпускаешь, хотя и знаешь, что Он не виновен, и несколько раз уже засвидетельствовал это о Нем?

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе. (Ин.19:10-11)

– Мне ли не отвечаешь и пр.: «и боится и стращает» (Евф. Зиг.).
– Имею власть, имею власть: язык гордого сановника римского, которого гордость уязвлена была этим молчанием Господа, в коем он мог также прочесть безмолвный упрёк слабости своего характера и нечестности, обнаруженным им во всём суде его над Господом. Господь отвечает на эту гордую речь римлянина с удивительною мудростью, поставляя эту власть его, коей он хвалился, под высшую, им несознаваемую, власть и тем как бы извиняя несколько вину Пилата, которая всей тяжестью должна пасть не на него, а на предателей.
– Ты не имел бы и пр.: власть, которой ты хвалишься надо Мною, не твоя, а дана тебе свыше, т. е. от Бога (Ин.3:3, 31), или с неба (Ин.3:27). Предав народ Свой в рабство языческой римской власти, Бог чрез то самое поставил и Меня – Царя Иудейского – пред судом римской царской власти, представителем коей здесь в настоящее время состоишь ты, и – только в силу этой данной тебе власти ты имеешь теперь надо Мною власть, и ты должен исполнить то, что предопределено тебе свыше, от Бога. Ты будешь виновен в этом осуждении Меня, потому что против совести своей осуждаешь; но более греха будет на том, кому не дано было свыше надо Мною власти предавать Меня на суд тебе, кто сделал это самовольно. – Под предавшим разумеется верховный совет еврейский – Синедрион, как представитель его – первосвященник лета того Каиафа, как орудие его – Иуда Искариот, и вообще – народ еврейский в худшей его части, не принявший Мессию своего, не уверовавший в Него.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Cт. 10-11. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?
Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

Cт. 10-11. Глагола же ему Пилат: мне ли не глаголеши? Не веси ли, яко власть имам распяти тя, и власть имам пустити тя?
Отвеща Иисус: не имаши власти ни единыя на мне, аще не бы ти дано свыше: сего ради предавый мя тебе болий грех имать.

Пилат раздражается как всякий человек, чувствующий себя неправым. Он не понимает многозначительного молчания Господа, немого укора его себялюбия и слабости, и в нем опять подымается гордость римского правителя. Он прямо и грубо указывает на власть свою.

Господь останавливает его и поправляет его, указывая, что без воли Божией ничего совершиться не может, и, что стоящий перед Ним гордый правитель потому только имеет власть среди людей, что так было угодно Богу и что ему в особенности дана власть над жизнью и смертью Стоящего перед ним, потому что совершаются судьбы Божии, ему непонятные.

Гордые слова Пилата служили ему самому тяжким осуждением пред Господом. Он сам заявляет публично о невинности Господа, потому что он вполне сознает ее и хвалится в эту минуту, что в руках его жизнь и смерть невинного. Он не находит в себе достаточно честности, чтобы защитить невинного той властью, которая дарована ему от Бога? (ср. Римл. 13:1).

Указывая на то, что все настоящие события совершаются не случайно, а по Божию велению, Господь однако напоминает Пилату, что великий грех лежит на нем, гордом, слабом и несправедливом властителе, ибо он не пользуется своею властью по тому закону правды, который написан в сердцах всех людей (Римл. 2:15). Господь еще намекает может быть на то, что в развитии Божественного плана Пилат был избран именно потому, что он был человек cлабый, несправедливый и низкопоклонный, и что «ему дана власть свыше», дабы совершились те великие события, которые были предначертаны Богом.

Но если Пилат, представитель гражданской власти, остался ниже своего общечеловеческого значения и несет грех свой перед вечной справедливостью, – то как назвать преступление Иудеев с их первосвященником, которые предали Пилату и Римлянам на смерть заведомо неповинного ни в чем, и с ожесточенной злобой добивались Его убийства, когда сам безучастный римский правитель защищал Его? Но и это не исчерпывает всей вины первосвященников и клевретов их. Они знали писания, они должны были узнать Мессию; но мы скажем более, они узнали Его, по крайней мере подозревали, что Иисус есть Христос, и предали Его смерти потому, что Он не отвечал их идее и желаниям; потому что они понимали, что если Он действительно Мессия, то они ничто.

Господь в милосердии Своем различает вину Пилата, коему «дана была власть свыше» и коей он пользовался несправедливо, от греха гораздо тягчайшего тех, кто предал Его.

Здесь под именем «предавый» разумеется не один Иуда, тип изменника, – но все иудейское фарисейское общество с первосвященниками своими и их сторонниками, к которым всей душей примкнул Иуда предатель, выразивший в себе это общество. Все иудеи, отвергшиеся Христа и кричавшие: «распни Его» (Ин. 19:6), заключены в этом слове Господа: «предавый мя тебе, болий грех имать».

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 10-11 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе

Пилат понял, что Христос не признает его достойным беседы с Собою, и с чувством оскорбленного самолюбия указывает Христу на то, что Он в его руках. Но Христос говорит в ответ Пилату, что сам он не имеет власти распоряжаться судьбой Христа (положить жизнь и принять ее назад – это зависит только от Самого Христа, Ин.10:17 и сл.; Ин.12:28 и сл.). Если же теперь Пилат и имеет право осудить Христа на казнь, то потому, что так ему указано («дано», т. е. назначено) свыше или от Бога (ἄνωθεν, ср. Ин.3:27). Напрасно Пилат гордится своим правом прокуратора в настоящем случае, он является в деле Христа жалким, бесхарактерным, лишенным совести человеком, которому именно в силу таких ему присущих свойств Бог и попустил стать палачом Неповинного Страдальца. Тем не менее, в словах Христа о Пилате ему не дается какого-нибудь оправдания. Нет, виновен и он, хотя вина его меньше, чем вина предавшего Христа Пилату. В том, что он осудил Христа, Пилат показал свой низкий характер, свою испорченную натуру и хотя, совершая свое кровавое дело, он исполнял, сам не сознавая того, таинственные предначертания воли Божией, тем не менее лично он как судья – блюститель справедливости изменил своему призванию и подлежит за это осуждению. Что же касается предавшего Христа Пилату иудейского народа и особенно первосвященника и священников (ср. Ин.18:35: «Твой народ и первосвященники предали Тебя мне»), то этих людей Христос признает виновными в большей мере, чем Пилат, потому что они знали Писания, в которых содержались пророчества о Христе (Ин.5:39), а с другой стороны, знали достаточно о деятельности Христа (Ин.15:24), чего нельзя было сказать о прокураторе, который далеко стоял от тех вопросов, которые возбудили враждебные чувства ко Христу в сердцах иудеев.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible