Скрыть
Итак, они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 38-42 После сего Иосиф из Аримафеи (ученик Иисуса, но тайный - из страха от Иудеев), просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим (приходивший прежде к Иисусу ночью) и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак, они взяли тело Иисуса и обвили Его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко

Почему не из двенадцати кто-нибудь пришел к Пилату, но осмелился на такое дело Иосиф, быть может, принадлежавший к числу семидесяти? Если кто-нибудь скажет, что ученики (12) скрылись по страху от иудеев, то и он одержим был таким же страхом. Можно сказать, что он (Иосиф) был человек весьма знаменитый и по своей знаменитости известен и Пилату. Подумав, что гнев иудеев укротился, когда ненавистный для них Иисус уже распят, Иосиф безбоязненно приходит и вместе с Никодимом совершает великолепное погребение. Оба они не представляли об Нем ничего Божественного, а расположены к Нему только как к человеку, потому что приносят такие благовония, которые преимущественно имели силу надолго сохранять тело и не давать ему скоро предаться тлению. А это показывало, что они не представляли о Нем ничего великого. Однако же они выказывают к Нему великую любовь, потому что погребают не как преступника, но великолепно, по обычаю иудейскому. Время заставляло их спешить. Ибо смерть Иисуса последовала в девятом часу. Потом, покуда они ходили к Пилату и пока снимали тело, естественно наступил уже вечер, когда нельзя было устроять гробницу. Посему они полагают Его в ближайшую гробницу. Ибо «на том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый». Устрояется так, что гроб близко; посему ученики могут прийти и быть зрителями и свидетелями случившегося, могут быть приставлены воины для охранения и будет неуместна речь о похищении. Всего этого не могло бы быть, если бы Иисус погребен был далеко. «Гроб» был «новый, в котором еще никто не был положен». Так устроилось для того, чтобы нельзя было перетолковать воскресения, будто бы воскрес иной, а не Иисус. И иначе. Гроб новый образно показывал то, что чрез гроб Господень будет обновление от смерти и тления, и в нем мы все обновимся. Заметь, прошу тебя, как много обнищал Господь для нас. При жизни Он не имел дома; по смерти не имеет гроба, но полагается в чуждом; Он наг, и одевает Его Иосиф. Иисус и ныне бывает мертв, когда Его умерщвляют люди, делающие насилие, или страстные до приобретений; Он страдает также от голода; бывает также наг, ибо, что ни терпит бедняк, все то терпит Христос. И ты ныне подражай Иосифу, прилагай добро к добру (ибо Иосиф - значит прибавление), одевай наготу Христа, то есть бедняка. Сделай же это не однажды, но положи во гробе души и всегда помни, всегда размышляй и заботься о таких делах. Примешивай смирну и алой. Ибо должно обносить в уме горькие и строгие судилища тамошнего века и тот Глас, который немилостивых назовет проклятыми и отошлет в огонь (Мф. 25, 41). По моему мнению, нет ничего ужаснее этого Гласа.

Евфимий Зигабен (†1118)

И повеле Пилат. Прииде же и взят тело Иисусово. Прииде же и Никодим, пришедый ко Иисусови нощию прежде, нося смешение смирнено и алойно, яко литр сто. Прияста же тело Иисусово и обвиста е ризами со ароматы, якоже обычай есть Иудеом погребати

Ст.38-40: Все это объяснено при толковании дальнейших слов вышеупомянутой двадцать седьмой главы Евангелия от Матфея. А о том, когда Никодим приходил к Иисусу Христу ночью, сказано в третьей главе этого Евангелия. Будем же и мы подражать этому благообразному члену синедриона, благопристойно думая о причащении Тела Господня, усердно намащая его благовониями добродетелей, обвивая его пеленами чистой совести и полагая в новом и совершенно чистом гробу своего сердца.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

После сего Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак, они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко. (Ин.19:38-42)
 

И в повествовании о снятии с креста и погребении Господа Иоанн восполняет сказания первых трёх евангелистов несколькими новыми чертами.
– По сем Иосиф из Аримафеи и пр.: см. прим. к Мф.27:57-60; Мк.15:42-46; Лк.23:50-53.
– Тайный, из страха Иудеев: см. прим. к Ин.9:22;12:42.
– Пришёл также и Никодим: о нём повествует из евангелистов один только Иоанн.
– Приходивший ночью: см. 3 и далее. Этим евангелист, может быть, указывает на противоположность его теперешнего поведения в отношении к Господу с прежним: тогда к чудотворцу, начинавшему входить во славу, Учителю Израилеву, он приходил тайком ночью, теперь к Распятому идёт открыто. Видно, в распятом Иисусе он узнал прообразованного медным змием в пустыне Мессию (Ин.3:14). «Но почему не пришёл никто из 12 учеников, ни Иоанн, ни Пётр, ни другой кто из знаменитых? Евангелист не скрывает и этого (что не пришли). Что же это значит? – Мне кажется, что Иосиф был из числа людей весьма знаменитых, как это видно и из самого погребения, и что он был известен Пилату. Потому-то он и получил дозволение погрести Иисуса, и он погребает Его уже не как преступника, но – по обычаю иудейскому – великолепно, как человека великого и славного» (Злат., ср. Феофил.).
– Состав из смирны, или мирры, и алоя: о составах благовоний или ароматов см. прим. к Мк.16 и парал.
– Литр около ста: литр 12 унц. Такое великое количество благовоний (ср. Ин.12:3) свидетельствует о великом усердии принёсшего к Распятому и о великой почести, какую хотел воздать Ему при погребении. Состав, вероятно, был отчасти в жидком виде, отчасти в порошке; им частью посыпали пелены, частью намащали тело, частью посыпали самый одр, на который полагалось тело в гробе или пещере, частью сжигали в пещере. На всё это принесено было Никодимом благовоний изобильно.
– Как обыкновенно погребают Иудеи: см. прим. к Мф.27:59-60 и парал.
– На том месте: близ того места, недалеко.
– Был сад, и в саду гроб: по сказанию ев. Матфея, гроб принадлежал самому Иосифу (Мф.27:60), вероятно, и сад.
– Новый и пр.: см. прим. к Лк.23:52.
– Ради пятницы и пр.: в эту пятницу вечером надлежало вкушать агнца пасхального (ср. прим. к ст. 14 и парал.), а в субботу нужно было остаться в покое по закону: следовательно, нужно было спешить погребением, и так как гроб, принадлежащий Иосифу, был близко от места распятия, то в нём и положили Господа.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 39-40 Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак, они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи.
Ст. 39-40 Прииде же и Никодим, пришедый ко Иисусови нощию прежде нося смешение смирнено и алойно, яко литр сто. Прияста же тело Иисусово, и обвиста е ризами со ароматы, якоже обычай есть иудеом погребати.

Доселе, как замечает Златоуст, и Иосиф и Никодим, одержимы были страхом, но любовь к Господу превозмогла этот страх, притом высокое положение обоих дает им смелость и они, хотя с торопливостью, ибо наступала уже суббота и праздник, но устраивают честное погребение пречистому телу с ароматами и чистыми пеленами.

Женщины, стоявшие при кресте, присутствовали при снятии «со креста и при положении пречистого тела в гробницу» (Мф. 27:61; Мк. 15:47 и Лк. 23:55), но нигде не сказано, чтобы при этом присутствовали ученики Господа. Иоанн Златоуст (I, cit) замечает, что даже о Иоанне и Петре не упомянуто. Действительно столько времени прошло в хождении к Пилату и в распоряжениях предшествовавших снятию со креста, что погребение должно было совершиться с большею поспешностью и ученики не могли успеть собраться, будучи притом одержимы страхом, говорит Златоуст.

Мы позволим себе сказать, что Иоанн Богослов, бывший при кресте и получивший последнее приказание Господа о Матери Его, может быть потому не успел присутствовать при положении пречистого тела во гроб, что как сказано Ин. 19:27: «и от того часа поят ю ученик восвояси».

Едва ли пречистая Богоматерь могла сама присутствовать при погребении Господа.

Когда Господь испустил дух на кресте, то естественно думать, что Мать Его, прикованная взорами к Сыну и страдая как Мать, с последним вздохом Господа, упала без чувств к подножию креста и Иоанн, исполняя завет Господа, должен был немедленно искать возможности приютить ее и облегчить её страдания. Вот почему вероятно Иоанн не поспел в положению во гроб тела Господа и почему о нем ничего не упомянуто. Все же другие ученики «рассеянные как овцы стада после поражения Пастыря» (Мф. 26:31, слова пр. Зах. 13:7), в страхе за себя и пораженные ужасом от происшедших событий вероятно скрывались в разных местах Иерусалима и не присутствовали при погребении, а стали собираться и узнавать о происшедшем лишь позже в эту ночь после заката солнца.

Евангелия нам говорят определенно, что благоговейный акт погребения совершен Иосифом с Никодимом, принесшим ароматы, и в присутствии жен ... вот все, что мы знаем. Никодим приносит до ста литр состава благовонной мирры с экстрактом или вероятно порошком алойного дерева. Это очень значительное количество ароматов; вероятно предназначалось для того, чтобы наполнить ими все ложе, на котором должно было покоиться пречистое тело Господне, как это и было в обычае Иудейском для пышных похорон, что мы видим в 2Пар. 16:14 о похоронах царя Асы. Посему вероятно и говорит Евангелист, «якоже обычай есть Иудеом погребати» (См. ниже ст. 41–42).

Одежды, которыми было покрыто пречистое тело Господа, суть плащаница, о которой говорят все три синоптические Евангелия, и пелены или ризы упомянутые Иоанном и Лк. 24:12 (хотя Лука ранее в Лк. 23:53 также упоминает о плащанице).

По сравнению с подробностями, которые мы видели выше в главе XI, о воскресении Лазаря и которые указаны в Ин. 20:7, надо разуметь, что пречистое тело Господа сначала было обвито пеленами, священная глава была повита сударем, т. е. платом, а сверху сего все пречистое тело было завернуто в плащаницу, которая имела вид савана.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 38-42 После сего Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко

Сообщая здесь о снятии с креста и погребении Христа, Иоанн к повествованию синоптиков (Мф.27:57–60; Мк.15:42–46; Лк.23:50–53) делает некоторые дополнения. Так, он один упоминает об участии Никодима в погребении Христа (о Никодиме см. Ин.3). Этот тайный последователь Христа принес огромное количество ароматических веществ, именно, состав из мирровой смолы и алойного дерева (ср. Мк.16:1), для того чтобы в изобилии умастить и тело, и погребальные пелены Христа: этим, очевидно, Никодим хотел выразить свое великое благоговение ко Христу. Имеет, впрочем, вероятность и то мнение (высказанное Луази), что Иоанн хотел этим упоминанием о двух выдающихся представителях иудейства показать, что в их лице все иудейство воздало последние почести своему Царю.

Также один Иоанн замечает, что гробница Христова находилась в саду. Не дает ли он намек на то, что этот сад должен явиться новым Эдемом, где восставший из гроба новый Адам - Христос выступит в своей прославленной человеческой природе, как некогда также в саду вступил в жизнь древний Адам?

Наконец, один Иоанн замечает, что Христа погребли в саду, находившемся поблизости от места распятия потому, что была пятница иудейская. Этим он хочет сказать, что Иосиф и Никодим торопились с погребением Христа, чтобы закончить его к наступлению субботы. Если бы они унесли тело Христа куда-нибудь подальше от Голгофы, то им пришлось бы захватить часть субботы и нарушить покой субботнего дня.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible