Скрыть
На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 38-42 После сего Иосиф из Аримафеи (ученик Иисуса, но тайный - из страха от Иудеев), просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим (приходивший прежде к Иисусу ночью) и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак, они взяли тело Иисуса и обвили Его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко

Почему не из двенадцати кто-нибудь пришел к Пилату, но осмелился на такое дело Иосиф, быть может, принадлежавший к числу семидесяти? Если кто-нибудь скажет, что ученики (12) скрылись по страху от иудеев, то и он одержим был таким же страхом. Можно сказать, что он (Иосиф) был человек весьма знаменитый и по своей знаменитости известен и Пилату. Подумав, что гнев иудеев укротился, когда ненавистный для них Иисус уже распят, Иосиф безбоязненно приходит и вместе с Никодимом совершает великолепное погребение. Оба они не представляли об Нем ничего Божественного, а расположены к Нему только как к человеку, потому что приносят такие благовония, которые преимущественно имели силу надолго сохранять тело и не давать ему скоро предаться тлению. А это показывало, что они не представляли о Нем ничего великого. Однако же они выказывают к Нему великую любовь, потому что погребают не как преступника, но великолепно, по обычаю иудейскому. Время заставляло их спешить. Ибо смерть Иисуса последовала в девятом часу. Потом, покуда они ходили к Пилату и пока снимали тело, естественно наступил уже вечер, когда нельзя было устроять гробницу. Посему они полагают Его в ближайшую гробницу. Ибо «на том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый». Устрояется так, что гроб близко; посему ученики могут прийти и быть зрителями и свидетелями случившегося, могут быть приставлены воины для охранения и будет неуместна речь о похищении. Всего этого не могло бы быть, если бы Иисус погребен был далеко. «Гроб» был «новый, в котором еще никто не был положен». Так устроилось для того, чтобы нельзя было перетолковать воскресения, будто бы воскрес иной, а не Иисус. И иначе. Гроб новый образно показывал то, что чрез гроб Господень будет обновление от смерти и тления, и в нем мы все обновимся. Заметь, прошу тебя, как много обнищал Господь для нас. При жизни Он не имел дома; по смерти не имеет гроба, но полагается в чуждом; Он наг, и одевает Его Иосиф. Иисус и ныне бывает мертв, когда Его умерщвляют люди, делающие насилие, или страстные до приобретений; Он страдает также от голода; бывает также наг, ибо, что ни терпит бедняк, все то терпит Христос. И ты ныне подражай Иосифу, прилагай добро к добру (ибо Иосиф - значит прибавление), одевай наготу Христа, то есть бедняка. Сделай же это не однажды, но положи во гробе души и всегда помни, всегда размышляй и заботься о таких делах. Примешивай смирну и алой. Ибо должно обносить в уме горькие и строгие судилища тамошнего века и тот Глас, который немилостивых назовет проклятыми и отошлет в огонь (Мф. 25, 41). По моему мнению, нет ничего ужаснее этого Гласа.

Евфимий Зигабен (†1118)

Бе же на месте, идеже распятся, верт, и в верте гроб нов, в немже николиже никтоже положен бе. Ту убо пятка ради Иудейска, яко близ бяше гроб, положиста Иисуса

Ст.41-42: При толковании двадцать седьмой главы Евангелия от Матфея сказано и об этом. Иосиф и Никодим хотели положить тело Иисуса Христа в другом лучшем гробе дальше от города, но ради пятницы иудейской, т.е. празднуемой иудеями с вечера, когда нельзя было ни пойти далеко, ни сделать ничего другого, и в особенности же потому, что уже наступала Пасха, они положили тело Его в ближайшем гробу. Так уже устроило Божие Провидение, чтобы и жены могли посмотреть, где тело полагается, и ученики могли придти вследствие близости и видеть совершившиеся там чудеса.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

После сего Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак, они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко. (Ин.19:38-42)
 

И в повествовании о снятии с креста и погребении Господа Иоанн восполняет сказания первых трёх евангелистов несколькими новыми чертами.
– По сем Иосиф из Аримафеи и пр.: см. прим. к Мф.27:57-60; Мк.15:42-46; Лк.23:50-53.
– Тайный, из страха Иудеев: см. прим. к Ин.9:22;12:42.
– Пришёл также и Никодим: о нём повествует из евангелистов один только Иоанн.
– Приходивший ночью: см. 3 и далее. Этим евангелист, может быть, указывает на противоположность его теперешнего поведения в отношении к Господу с прежним: тогда к чудотворцу, начинавшему входить во славу, Учителю Израилеву, он приходил тайком ночью, теперь к Распятому идёт открыто. Видно, в распятом Иисусе он узнал прообразованного медным змием в пустыне Мессию (Ин.3:14). «Но почему не пришёл никто из 12 учеников, ни Иоанн, ни Пётр, ни другой кто из знаменитых? Евангелист не скрывает и этого (что не пришли). Что же это значит? – Мне кажется, что Иосиф был из числа людей весьма знаменитых, как это видно и из самого погребения, и что он был известен Пилату. Потому-то он и получил дозволение погрести Иисуса, и он погребает Его уже не как преступника, но – по обычаю иудейскому – великолепно, как человека великого и славного» (Злат., ср. Феофил.).
– Состав из смирны, или мирры, и алоя: о составах благовоний или ароматов см. прим. к Мк.16 и парал.
– Литр около ста: литр 12 унц. Такое великое количество благовоний (ср. Ин.12:3) свидетельствует о великом усердии принёсшего к Распятому и о великой почести, какую хотел воздать Ему при погребении. Состав, вероятно, был отчасти в жидком виде, отчасти в порошке; им частью посыпали пелены, частью намащали тело, частью посыпали самый одр, на который полагалось тело в гробе или пещере, частью сжигали в пещере. На всё это принесено было Никодимом благовоний изобильно.
– Как обыкновенно погребают Иудеи: см. прим. к Мф.27:59-60 и парал.
– На том месте: близ того места, недалеко.
– Был сад, и в саду гроб: по сказанию ев. Матфея, гроб принадлежал самому Иосифу (Мф.27:60), вероятно, и сад.
– Новый и пр.: см. прим. к Лк.23:52.
– Ради пятницы и пр.: в эту пятницу вечером надлежало вкушать агнца пасхального (ср. прим. к ст. 14 и парал.), а в субботу нужно было остаться в покое по закону: следовательно, нужно было спешить погребением, и так как гроб, принадлежащий Иосифу, был близко от места распятия, то в нём и положили Господа.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 41-42 На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко.
Ст. 41-42 Бе же на месте, идеже распятся, верт, и в верте гроб нов, в немже николиже никтоже положен бе. Ту убо пятка ради Иудейска, яко близ бяше гроб, положиста Иисуса.

Верт, т. е. сад, принадлежал, – как мы знаем из Мф. 27:60, – вместе с гробницей, иссеченной в скале, Иосифу Аримафейскому. В известном Евангелии Никодима в главе XI упомянуто, что этот гроб был устроен Иосифом для себя. Обыкновенно эти гробницы, – высеченные в скалах и весьма распространенные по обычаю в Палестине, – устраивались так, что первая комната в роде преддверия не имела никаких дверей и потому всегда была открыта воздуху.

Из этого входного помещения открывался вход во вторую комнату или пещеру, которая и была уже настоящею гробницею: в нее то клали тело, потом заваливали камнем входное отверстие второй комнаты, т. е. собственно гробничной комнаты.

В Евангелии от Мф. 28:2, Ангел Господень отваливает камень, и является сидящим на этом камне женщинам, проникающим в первую входную комнату. И в Евангелии от Ин. 20:4-5 мы видим, что прибежавший прежде ко гробу Иоанн входит только в первую часть гробницы, т. е. в первую комнату, и из неё, – видя отваленный камень, – только заглядывает во второе гробничное помещение: «приник, виде ризы лежащия: обаче не вниде». «Прииде же Симон Петр ... вниде во гроб», – т. е. во второе помещение, где прежде покоилось пречистое тело Господа.

Иоанн Златоуст замечает, что все Евангелисты указывают особенно на то обстоятельство, что в гробе никто прежде положен не был, дабы воскресение Господа Иисуса было неопровержимо и не могло быть приписано другому; самая стража, поставленная фарисеями и начальниками, явилась свидетелями славного воскресения. Таким образом все обстоятельства, сопровождавшие великое событие, обставлены человеческими ясными доказательствами. Удостоверена официальными лицами смерть Господа, и удостоверено язычниками (независимо от верных) славное Его воскресение.

«В верте бе гроб нов, в немже николиже никтоже положен бе», говорит ев. Иоанн (ср. Лк. 23:53), имея в виду обычай Иудеев со времен Авраама и Иосифа (Быт. 23:1-20, ср. Быт. 25:8-10, ср. Быт. 49:29-32; Быт. 50:13; Нав. 24:32, по срав. с Исх. 13:19), употреблять одну и ту же гробницу для погребения многих членов одного и того же семейства. Но пречистое тело Господа не должно было придти в соприкосновение с тлением; Божиим промыслом устроены были все обстоятельства, окружавшие смерть и воскресение Господа.

Существуют два мнения относительно того, окончательно ли было приготовлено пречистое тело Господне к погребению с ароматами «по обычаю Иудейскому» в вечер Пятницы или нет. Вопрос этот возник оттого, что в трех синоптических Евангелиях в вечер погребения вовсе не говорится об ароматах, а говорится: «и прием тело Иосиф обвит е плащаницею чистою; и положи е в новом своем гробе» (см. Мф. 27:59-60; Мк. 15:46 и Лк. 23:53). В Евангелии же Иоанна, как мы видели в ст. 40, сказано: «обвиста е ризами со ароматы, якоже обычай есть Иудеом погребати» (Ин. 19:40). У Евангелиста же Луки (Лк. 23:55-56,24:1, у св. Мк. 16:1, особая группа жен покупает еще ароматы по прошествии субботы) указано, что жены, смотревшие как полагалось во гроб пречистое тело, лишь возвратившись домой, начали приготовлять благовония и масти (άρώματα χαί μύρα), и в субботу остались в покое по заповеди и лишь в Воскресенье очень рано шли ко гробу, неся приготовленные ароматы, но там они увидели Ангелов, возвестивших им о воскресении Господа. Сравнивая с благовониями и мастями приготовленными женами «состав из смирны и алоя»: μίϒμα σμύρνης χαί άλόης принесенный Никодимом, мы должны думать, что, во-первых, это два разные приношения, и во-вторых, что тело Господне, завернутое в ризы и плащаницу с благовониями (по Иоанну), не было окончателрно приготовлено к погребению, которое предполагалось вполне довершить после субботнего покоя. И действительно Иосиф и Никодим едва имели достаточно времени, чтобы до наступления заката, сняв с креста пречистое тело Господа, донести его до пещеры в саду Иосифа, одеть его в пелены и плащаницу, положить в гробницу и завалить отверстие камнем.

Нет сомнения по свидетельству Иоанна, что состав принесенный Никодимом, был употреблен для того, чтобы окружить им пречистое тело Господне, или же как думает Златоуст, что пелены, намазанные благовонным составом, плотно прикладывались к телу, как бы оклеивая его, посредством смолы. Но чтобы согласить синоптические Евангелия с указанием Иоанна Богослова, необходимо предположить, что по краткости времени в вечер Пятницы, многое осталось недоконченным и святые жены шли в воскресенье утром с благовониями и мастями, чтобы окончить бальзамирование по обычаю Иудейскому, которое по-видимому было вынесено из Египта. Но этому способу приготовления тела, каждый член его отдельно должен был быть обвязан или забинтован пеленами с благовонными смолистыми веществами, а за тем все тело закутывалось в саван или плащаницу: это была работа весьма кропотливая и медленная, которую конечно невозможно было окончить в Пятницу вечером. Посему думаем мы, и в виду субботнего покоя, Иосиф и Никодим и жены мироносицы отложили до дня, следующего за субботой (т. е. воскресения, как мы именуем его) настоящее погребение тела Господа Иисуса, со всеми обрядами Иудеев, вероятно сообщив о том и ученикам Господа, не ведая какую в этот день Господь дарует им великую радость.

После уже погребения Господа (Мф. 27:62-66), рано в субботу утром, фарисеи и начальники посылают к Пилату депутацию просить Пилата поставить стражу ко гробу, куда положили тело Иисусово, как немедленно донесли им их соглядатаи. Весьма вероятно, что подобно тому, как они не вошли в преторию рано утром в Пятницу, а вызвали Пилата на помост (Ин. 18:28), так и в это утро субботы и дня опресноков они говорили с Пилатом, стоя вне претории. Нет сомнения, что стража у гроба состояла из римских воинов, потому что Иудеи не могли нарушить покой этого дня, и притом иудейскую храмовую стражу нельзя никак причислить к воинам; это были полицейские служители, не имевшие военной организации, которую притом ни в каком случае не потерпели бы Римляне.

Когда Пилат говорит (Мф. 27:65), «имати кустодию» έχετε χουστωδίαν: он не говорит, что вы имеете сами стражу, а говорит: ваша просьба исполнена, я даю воинов в ваше распоряжение: «имате кустодию: идите, утвердите, якоже весте».

В заключение сей главы, воспоминающей о великих страданиях и смерти за нас претерпенных Господом нашим Иисусом Христом, снова напомним слова славного учителя церкви Афанасия, прозванного по истине Великим. «Тело положено было во гроб, когда не отлучаясь от него Слово сходило, как сказал Петр (1Петр. 3:19), проповедовать сущим в темнице духовом ... Страдало собственное тело Господа, и был Господь в страждущем теле, но как Бог Слово Он был бесстрастен»... «В смерти Христовой тело достигло только гроба, но душа снизошла до ада; гроб приял в себе телесное пришествие и в нем было тело, а ад бесплотное и посему когда Господь пребывал там без тела, смерть признала Его человеком, потому что образ собственной своей души, неудержимой узами смерти, как удерживаемый оными явил душам, содержимым в узах, Сам представ пред них, чтобы расторгнуть узы душ, содержимых во аде и положить твердый предел воскресению»... «Там, где тлело человеческое тело, Иисус попускает положить и собственное Свое тело, и где душа человеческая удерживаема была смертью, там Христос показывает, что и Его душа есть человеческая, чтобы Ему как человеку не быть держиму смертью, и как Богу разрушить державу смерти, чтобы где посеяно было тление произросло нетление... чтобы где царствовала смерть, там Ему бессмертному, представ в образе души человеческой, явить бессмертие и сделать нас причастниками своего нетления и бессмертия» (1Кор. 15:40; Римл. 5:12,21)

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 38-42 После сего Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко

Сообщая здесь о снятии с креста и погребении Христа, Иоанн к повествованию синоптиков (Мф.27:57–60; Мк.15:42–46; Лк.23:50–53) делает некоторые дополнения. Так, он один упоминает об участии Никодима в погребении Христа (о Никодиме см. Ин.3). Этот тайный последователь Христа принес огромное количество ароматических веществ, именно, состав из мирровой смолы и алойного дерева (ср. Мк.16:1), для того чтобы в изобилии умастить и тело, и погребальные пелены Христа: этим, очевидно, Никодим хотел выразить свое великое благоговение ко Христу. Имеет, впрочем, вероятность и то мнение (высказанное Луази), что Иоанн хотел этим упоминанием о двух выдающихся представителях иудейства показать, что в их лице все иудейство воздало последние почести своему Царю.

Также один Иоанн замечает, что гробница Христова находилась в саду. Не дает ли он намек на то, что этот сад должен явиться новым Эдемом, где восставший из гроба новый Адам - Христос выступит в своей прославленной человеческой природе, как некогда также в саду вступил в жизнь древний Адам?

Наконец, один Иоанн замечает, что Христа погребли в саду, находившемся поблизости от места распятия потому, что была пятница иудейская. Этим он хочет сказать, что Иосиф и Никодим торопились с погребением Христа, чтобы закончить его к наступлению субботы. Если бы они унесли тело Христа куда-нибудь подальше от Голгофы, то им пришлось бы захватить часть субботы и нарушить покой субботнего дня.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible