| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 41 | 42 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
| 51 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
| 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
| 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
| 51 | 52 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| 1 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Новый Завет:Мф.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 |
Толкования на Евангелие от Иоанна 1:12
А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
Святые отцы
- Афанасий Великий, свт. (†373)
- Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Кирилл Александрийский, свт. (†444)
- Симеон Новый Богослов, прп. (†1022)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Филарет (Гумилевский), свт. (†1866)
- Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Стефан (Яворский), митр. (†1722)
- Никифор (Феотокис), архиеп. (†XVIIIв.)
- Д.П. Боголепов, проф. (†1880)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Иоанн Бухарев, прот. (†1912)
- Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Ст. 12-13 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились
Весьма кстати и здесь употреблена предусмотрительность. Иоанн речением «быти» выражает, что сынами нарицаются не по естеству, а по усыновлению, речение же «родишася» употребил, потому что и они вполне получили именование «сын». Но люди, как говорит пророк, «отвергошася» Благодетеля (Ис. 1, 2). И то есть Божие человеколюбие, что Бог впоследствии по благодати делается Отцом тех, которых сотворил, делается же Отцом, когда созданные Им люди, как сказал апостол, приемлют в сердца свои Духа Сына Его, «вопиюща: Авва Отче» (Гал. 4, 6). Сии – то, «елицы прияша» Слово, прияли от Него «область чадом Божиим быти», а иначе, быв по естеству тварями, не соделались бы сынами, если бы не прияли Духа Сына, Сына сущего по естеству и истинного. Поэтому, чтобы совершилось сие, «Слово плоть бысть», да сделает человека способным к приятию в себя Божества.
Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)
Крупный, многоценный и царский бисер, поступающий в царский венец, принадлежит только царю; и один царь может носить этот бисер; другому же человеку не позволено носить такой бисер. Так, если кто не рожден от царственного и Божия Духа и не соделался небесным и царским родом и Божиим чадом, по написанному: «елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти», то, не соделавшись сыном Царя, не может он носить небесный и многоценный бисер, сей образ света, и света неизглаголанного, то есть Господа, потому что обладающие сим бисером и носящие его будут жить и царствовать со Христом во веки. Ибо так сказал Апостол: «яко же облекохомся во образ перстнаго, да облечемся и во образ Небеснаго» (1Кор. 15, 50).
Собрание рукописей типа II. Беседа 23
Пристало и мне сказать вместе с пророком Исаией, что терпел я, как рождающая, пока не иссушу их и не погублю (Ис 42, 14-15). В самом деле, если знаешь сам себя, что изливается в тебе источник Святого Духа, это знамение того, что враги иссушены и погибли. Как говорит наш Спаситель, Царствие небесное не здесь или там, но внутри вас есть (Лк 17, 21). Опять же и Апостол говорит: «Царствие Божие не в слове, а в силе» (1Кор 4, 20; Мк 9, 1). Ибо есть люди, которые глаголют о делах Царства, но не творят их; и есть иные творящие дела Царства, но не говорящие ни скрыто, ни в известности. Но те, в которых сбылось слово Спасителя, что Царство Божие внутри вас, малочисленны и редкостны и трудно их найти; в них вошел Святой Дух Божий и исполнилось слово евангелиста Иоанна, что уверовавшим в имя Его Он дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, не от хотения мужа, но от Бога родились.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 11-12 во своя прииде, и свои Его не прияша. Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующым во имя Его
Если вы помните прежние наши размышления, то мы с большею охотою будем продолжать назидание, получая отсюда и для себя много пользы. Как скоро вы запомнили прочитанное, то и для вас вразумительнее будет слово наше, и от нас не много потребуется труда, потому что вы, при своей любознательности, можете уже глубже вникать в дальнейшее учение. Кто всегда теряет (из памяти) то, что ему преподано, тот всегда будет нуждаться в учителе и никогда не узнает ничего. А кто все принятое хранит и к тому прилагает дальнейшие (наставления), тот скоро из ученика может сделаться учителем и будет полезен не для себя только, но и для других. Я надеюсь, что именно таково будет предстоящее собрание, и заключаю это из такой великой его ревности к слушанию. Потому в душах ваших, как в надежном хранилище, мы положим сребро Господа и, сколько поможет благодать Духа, изъясним предложенное нам сегодня чтение. Евангелист, говоря о прежних временах, сказал: мир Его не позна; далее, обращая речь ко временам самой проповеди, он говорит: во своя прииде, и свои Его не прияша. Своими он здесь называет иудеев, как народ особый, или всех людей, как происшедших от этого народа. И как выше, болезнуя о неразумии многих людей и пристыжая общий дух (времени), он говорил, что не познал Создателя мир, чрез Него происшедший, так и здесь, негодуя на неблагодарность иудеев и многих других, он произносит еще более тяжкое осуждение, говоря: свои Его не прияша, тогда как Он к ним-то и приходил. Но не один евангелист, а и Пророки с удивлением говорили то же самое, наконец и Павел, изумленный тем же. Так взывали Пророки, говоря от лица Иисуса Христа: людие, ихже не ведех, работаша ми, в слух уха послушаша мя. Сынове чуждии солгаша ми, сынове чуждии обетшаша и охромоша от стезь своих (Пс. 17, 44–46). И в другом месте: имже не возвестися о Нем, узрят, и иже не слышаша, уразумеют (Ис. 52, 15). Также: обретохся не ищущим Мене, явлен бых не вопрошающим о Мне (см.: Ис. 65, 1). А Павел в Послании к Римлянам говорил: что убо? Егоже искаше Израиль, сего не получи, а избрание же получи (Рим. 11, 7). И в другом месте: что убо речем? Яко языцы, не гонящии правду, постигоша правду… Израиль же, гоня закон правды, в закон правды не постиже (Рим. 9, 30–31). Поистине, достойно удивления то, как иудеи, воспитанные на книгах пророческих, каждый день слушавшие Моисея, который весьма многое говорит о пришествии Христовом, равно и других, после него бывших Пророков, наконец видевшие и Самого Христа, Который каждый день творил для них чудеса, с ними только и беседовал, и как ученикам еще не дозволял ходить на путь языков, или входить в какой-либо город самаринский, так и Сам этого не делал и часто говорил, что Он послан к овцам, погибшим дому Израилева, – как, говорю, иудеи, получив столько знамений, слыша каждый день Пророков и Самого Христа с Его постоянными внушениями, до того ослепили и оглушили сами себя, что уже ничто не могло привести их к вере во Христа.
Между тем язычники, не имея у себя ничего такого, никогда не слышав Божественных вещаний, даже, так сказать, и во сне всегда занимались только бреднями людей умопомешанных (такова языческая философия), перечитывали пустословия поэтов, привязаны были к деревам и камням и не знали ничего здравого и полезного ни в верованиях, ни в правилах жизни; а жизнь их была еще более нечиста и преступна, чем учение. Да и могло ли быть иначе, когда они видели, что их боги находят удовольствие во всяком пороке, что они чествуются срамными словами и еще более срамными делами и это принимают, как празднество и почесть; кроме того, чествуются и гнусными убийствами и умерщвлением детей, – и в этом люди подражали богам же. Но, несмотря на то что они ниспали до такой глубины зла, вдруг, как бы какою машиною, поднялись на высоту и явились нам, блистая с самого верха небес. Как же это и отчего произошло? Послушай, что говорит об этом Павел. Блаженный Апостол, тщательно исследуя эти обстоятельства, не оставил их до тех пор, пока не нашел причины и не изъяснил ее всем. Какая же это причина? И отчего была у иудеев такая слепота? Послушай, что говорит об этом он сам, тот, которому вверено было это Домостроительство. Что же он говорит в разрешение такого недоразумения многих? Не разумеюще, говорит он, Божия правды и свою правду ищуще поставити, правде Божией не повинушася (Рим. 10, 3). Вот за что они подверглись такому несчастию. И в другом месте, то же самое излагая иначе, Апостол говорит: что убо речем? Яко языцы, не гонящии правду, постигоша правду, правду же, яже от веры. Израиль же, гоня закон правды, в закон правды не постиже. Чесо ради? зане не от веры… Преткнушася бо о камень претыкания (Рим. 9, 30–32). Это значит, что неверие иудеев было для них причиною зол, а неверие происходило от надменности. Сначала они имели больше, нежели язычники, именно: получили закон, имели познание о Боге и прочее, о чем говорит Павел. Но по пришествии Христа, как скоро увидели, что как они, так и язычники по вере равночестно призываются ко спасению и что в деле веры обрезанный не имеет никакого преимущества пред обращенным из язычников, – тогда от гордости они перешли к зависти и не стерпели великого и неизреченного человеколюбия Господа. А это произошло в них не от чего-либо другого, как от высокомерия, злости и человеконенавистничества.
Какой же вред вам, бессмысленнейшие из людей, принесло это попечение (Господа), оказанное другим? Разве уменьшились ваши блага от того, что другие получили участие в них? Но поистине злость слепа и ничего справедливого не может скоро понять. Терзаясь мыслию, что и Другие будут иметь участие в тех же правах, они обратили меч на самих себя и лишили сами себя человеколюбия Божия. Но так требовала справедливость. Сказано: друже, не обижу тебе, хощу же и им дати, якоже тебе (Мф. 20, 13, 14). Но они не стоят и этих слов. Наемник (упоминаемый в Евангелии), хотя и досадовал, по крайней мере мог указать на свои труды в продолжение целого дня, на тяготу, зной и пот; они же что могли бы сказать? Ничего такого; в них была только беспечность, невоздержность и множество пороков, в которых постоянно обличали их все Пророки и которыми они, так же как и язычники, оскорбляли Бога. На это указывая, Павел и говорил: несть разнствия между иудеем и эллином. Вси бо согрешиша и лишени суть славы Божия, оправдаеми туне благодатию Его (Рим. 3, 22–24). Но этот предмет с пользою и весьма мудро излагает Апостол в целой главе Послания. А пред тем он еще показывает, что иудеи даже большего достойны наказания: елицы бо в законе согрешиша, говорит он, законом суд приимут (Рим. 2, 12), то есть суд более строгий, так как, кроме природы, они имеют обвинителем и закон. Да и не поэтому только, а и потому, что они были причиною хуления Бога между язычниками. Вас ради, сказано, имя Мое хулится во языцех (Ис. 52, 5, ср.: Рим. 2, 24). Это особенно раздражало их, так что и уверовавшим от обрезания казалось странным это обстоятельство; потому-то они и обвиняли Петра, когда он возвратился к ним из Кесарии, за то, что он входил в общение с людьми необрезанными и ел вместе с ними; да и после того, как поняли предопределение Божие, они еще дивились, как дары Духа Святого излились и на язычников, этим изумлением выражая то, что они никогда не ожидали такой странности. Итак, зная, что это особенно уязвляло их, Апостол все направляет к тому, чтобы уничтожить их гордость и подавить их слишком надменное высокомерие. И смотри, как это он делает: после рассуждения о язычниках, показав, что они не имеют никакого ни в чем оправдания, ни надежды на спасение, тщательно обличив также и превратное их учение и нечистоту их жизни, он переносит свое слово на иудеев. Повторив все, сказанное о них Пророком – что они и преступны, и коварны, и лукавы, и что все вообще непотребны, и ни один из них не взыскует Бога, но все уклонились, и тому подобное, – Апостол присовокупляет: вемы же, яко елика закон глаголет, сущим в законе глаголет: да всяка уста заградятся, и повинен будет весь мир Богови. Вси бо согрешиша и лишени суть славы Божия (Рим. 3, 19, 23). Что же ты превозносишься, иудей? Что о себе много думаешь? Твои уста заграждены, твоя самоуверенность уничтожена, и ты вместе со всем миром подлежишь суду и, подобно другим, имеешь нужду в оправдании туне.
Бог, Человеколюбец и Благодетель, все творит и все устрояет так, возлюбленные, чтобы мы блистали добродетелию. И, желая, чтобы мы были благочестны, Он без всякого насилия и принуждения, а только убеждением и благотворениями всех, желающих того, призывает и привлекает к Себе. Потому, когда пришел Он, одни приняли Его, а другие не приняли. Он никого не хочет иметь Своим рабом против воли или по принуждению; а хочет, чтобы все свободно и добровольно служили Ему и познавали сладость служения Ему. Люди, имея нужду в услужении рабов, связывают их законом рабства и против воли их; а Бог, не имея нужды ни в чем, никаких, подобных нашим, потребностей, все творит только ради нашего спасения и в этом делает нас самим себе господами. Потому и нежелающих Он не подвергает никакому насилию или принуждению; Он имеет в виду только нашу пользу. А против воли быть увлечену на служение – все равно, что и совсем не служить. Почему же, скажешь ты, Он наказывает не желающих повиноваться Ему? Зачем угрожает геенною не слушающим повелений Его? Это потому, что, будучи попремногу благ, Он имеет великое попечение о нас даже и тогда, как мы не повинуемся Ему, не отступает и тогда, как мы удаляемся и бегаем от Него. И как мы уклонились от первоначального пути благотворения, то есть не восхотели идти путем убеждения и благополучия, то Он повел нас другим путем – наказаний и мук, путем, конечно, весьма тяжким, но неизбежным. Когда первый путь пренебрегается, тогда по необходимости надобно идти другим. И законодатели полагают многие и жестокие наказания преступникам; однако ж за то мы не осуждаем их, а, напротив, еще и более уважаем их за постановления о наказаниях, так как, не имея ни в чем никакой надобности с нашей стороны, часто даже не зная, кто впоследствии будет пользоваться помощию их постановлений, заботятся о благоустройстве нашей жизни тем, что добродетельным людям воздают честь, а людей порочных, нарушающих спокойствие, укрощают наказаниями. Если же мы таких законодателей почитаем и любим, то не гораздо ли более должны благоговеть пред Богом и любить Его за столь великое попечение о нас? И различие между попечительностию тех и Промыслом Божиим о нас – беспредельно. Подлинно, богатство благости Его неизреченно и превышает всякое разумение. Заметь же: Он во своя прииде, не по собственной какой-либо нужде (потому что, как я сказал, Божество ни в чем не нуждается), а для благотворения своим. Несмотря на то, свои не приняли, но отвергли Того, Кто пришел к ним для их же пользы; мало того: изгнав Его из виноградника, убили (Лк. 20, 15). И при всем том Он не преградил для них покаяния, но дал им возможность, только бы сами захотели, и после того беззакония очистить все согрешения свои верою в Него и сравняться с теми, которые ничего такого не сделали и более других Ему любезны. А что я говорю это не без основания и не в шутку, ясное также свидетельство дают все обстоятельства блаженного Павла. Он гнал Христа, уже после распятия Его, и свидетеля Его Стефана убил руками других многих; но, когда раскаялся, осудил в себе прежние грехи, прибег к Тому, Кого гнал, Тот тотчас сопричислил его к Своим друзьям и притом первейшим, поставил его – гонителя, хулителя и оскорбителя – проповедником и учителем всей вселенной. Он и сам не стыдился проповедовать об этом, восхищенный человеколюбием Божиим, и в писаниях своих, как бы на столпе, изобразив прежние свои дерзости, обнаружил их пред всеми, считая за лучшее выставить на позор пред всеми прежнюю свою жизнь, чтобы тем яснее показать величие дара Божия, нежели скрыть неизреченное и неисповедимое человеколюбие Господа, не желая обнаружить пред всеми собственное заблуждение. С этой целию он то там, то здесь упоминает о гонениях, наветах и ополчениях своих против Церкви; в одном месте говорит: несмь достоин нарещися Апостол, зане гоних Церковь Божию (1Кор. 15, 9); в другом: яко Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз (1Тим. 1, 15); в третьем: слышасте мое житие иногда в жидовстве, яко по премногу гоних Церковь Божию и разрушах ю (Гал. 1, 13).
Таким образом Павел, как бы в некоторое воздаяние Христу за долготерпение к нему, показывая, кого, какого враждебного и неприязненного человека (Господь) спас, с великим дерзновением возвещает о той брани, которую он вначале со всею ревностию воздвигал против Христа. Вместе с тем он внушает благие надежды и тем, которые отчаиваются в себе самих. Христос, говорит он, для того и помиловал его, чтобы в нем первом показать все долготерпение и преизобильное богатство благости Своей, в пример тем, которые после того могли уверовать в Него для жизни вечной, хотя бы и их грехи превышали всякую надежду прощения. На это именно указывая, и евангелист говорит: во своя прииде, и свои Его не прияша. Откуда пришел Все Наполняющий и Везде Сущий? Какое место лишил Своего присутствия Тот, Кто в руке Своей держит все и над всем владычествует? Никакого места Он не оставил (как это возможно?). А совершилось это по Его снисхождению к нам. Так как Он, будучи в мире, не казался находящимся в мире, потому что неведом был, напоследок же явил Себя, благоволив облечься в нашу плоть, то это самое явление и снисхождение Его евангелист и называет пришествием. Достойно удивления, что ученик не стыдится унижения своего Учителя, но смело описывает нанесенное Ему оскорбление: и это – не маловажное доказательство его правдолюбивого духа. Впрочем, если стыдиться, то надобно стыдиться за тех, которые нанесли, а не за Того, Кто претерпел оскорбление. Он тем еще более прославился, что и после такого оскорбления так промышляет о Своих оскорбителях; а они пред всеми оказались неблагодарными и презренными, потому что отвергли, как врага и неприятеля Того, Кто пришел к ним с такими благами. Да и не тем только они повредили себе, но и тем, что не получили того, чего достигли принявшие Его. А что получили последние? Елицы прияша Его, даде им область чадом Божиим быти (ст. 12). Но для чего же ты, блаженный, не сказываешь нам и о наказании тех, которые не приняли Его, а говоришь только, что они свои были и во своя Пришедшего не приняли? А что они за это потерпят, какому наказанию подвергнутся, того ты не присовокупил. Может быть, чрез это ты более устрашил бы их и угрозою смягчил бы грубость их надменности. Для чего же ты умолчал об этом? Но какое же другое, говорит евангелист, наказание могло бы быть более того, что они, имея возможность сделаться чадами Божиими, не делаются таковыми, но добровольно лишают сами себя такого благородства и чести? Впрочем, наказание их не ограничится тем только, что они не получат никакого блага; их постигнет еще огонь неугасающий, что впоследствии яснее открывает евангелист. Теперь же он говорит о неизреченных благах, дарованных принявшим Господа, и вкратце изображает эти блага следующими словами: елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти. Хотя бы то были рабы или свободные, эллины или варвары, или скифы, хотя бы немудрые или мудрые, жены или мужи, дети или старцы, незнатные или знатные, богатые или бедные, начальники или простолюдины – все, говорит евангелист, удостоены одной почести. Вера и благодать Духа, устранив неравенство мирских достоинств, всем им сообщила один вид, на всех напечатлела один образ – Царский. Что может сравниться с таким человеколюбием? Единородный Сын Божий не возгнушался сопричислить к лику чад – и мытарей, и волхвов, и рабов, и самых неважных людей, многих еще с поврежденными членами тела и со множеством недостатков. Такова сила веры в Него, таково величие благодати! Как огонь, проникши в землю, в которой есть металл, тотчас из нее производит золото, так, и еще лучше, крещение делает омываемых им из бренных золотыми, когда Дух, наподобие огня, проникает в наши души и, попаляя в них образ перстнаго, износит, как бы из горнила, образ небеснаго, образ новый, светлый, блестящий. Но для чего евангелист не сказал: сотворил их чадами Божиими, а говорит: даде им область чадом Божиим быти? Чтобы показать, как много нужно заботливости для сохранения во всю жизнь в чистоте и неповреждении того образа усыновления, который напечатлен в нас при крещении; а вместе – чтобы показать и то, что такой власти никто не может отнять у нас, если наперед сами себя не лишим ее. Если получающие от людей в каких-либо домах полномочие имеют почти такую же силу, какую и те, которые им дали его, то тем более мы, получив от Бога такую почесть, если только не сделаем ничего недостойного этой власти, будем всех сильнее, потому что всех выше и совершеннее Тот, Кто сообщил нам такое достоинство. Еще и то хочет показать (евангелист), что благодать не иначе приходит, как только к тем, которые сами желают и заботятся о приобретении ее. Таким-то людям принадлежит область – соделываться чадами. А если сами люди предварительно не возымеют желания, то и дар не приходит, и благодать в них ничего не производит.
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими
А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими. Суд истинно праведный и богоприличный. Первородный Израиль отвергается, ибо не восхотел пребыть в свойстве к Богу, не принял Сына, пришедшего как к своим, отверг Подателя благородства, Дарователя благодати отринул, а язычники приняли чрез веру. Посему Израиль справедливо должен иметь возмездие за свое безумие, плакать об отсутствии благ, получать горький плод своего неповиновения, лишаясь сыноположения. Язычники же должны наслаждаться благами от веры, обретать славные награды за свое послушание и быть пересаженными на место того (Израиля). Отсекаются они от дикой по природе маслины и вопреки природе прививаются к хорошей маслине (Рим. 11:24). Израиль услышит: «Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева» (Ис. 1:4), а к язычникам один из учеников Христовых скажет: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет. 2:9). Поскольку приняли Сына чрез веру, то получают власть быть учиненными между «чадами Бога». Дает же Сын то, что только Ему Одному собственно и по природе составляет Его власть, предложив (эту власть) в общение и совершая это дело как образец присущего Ему человеколюбия и любви к миру. Не могли ведь «носившие образ перстнаго» избежать тления иначе, как чрез то, чтобы назнаменована была нам, посредством призвания к усыновлению, красота «образа небеснаго» (1Кор. 15:49). Став причастными Ему (Евр. 3:14) чрез Духа, мы получили запечатление в подобие с Ним и восходим в первоначальный вид образа, по которому, как говорит Божественное Писание, мы и сотворены. Так снова получив наконец изначальную красоту природы своей и преображенные соответственно оной Божественной природе, будем препобеждать зло, приключившееся нам вследствие преступления. Итак, мы восходим в сверхъестественное достоинство чрез Христа, но будем и мы сынами Божиими отнюдь не без всякого различия с Ним, а только посредством благодати по подражанию Ему. Он есть истинный Сын, сущий из Отца, а мы – усыновленные по человеколюбию, в качестве благодати получая (достоинство, выраженное в словах): «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы» (Пс. 81:6). Созданная и служебная тварь призывается к сверхъестественному (усыновлению Богу) единым только простым мановением и волею Отца, а Сын есть Бог и Господь не по воле только Бога и Отца, и самое это бытие Богом и Сыном не приобретено Им по одному только изволению (Бога Отца), но, воссияв из самой сущности Отца, собственное ее (сущности Отца) свойство имеет по природе. Так опять оказывается Он истинным Сыном, являясь таковым по сравнению с нами; ибо то, что по природе, отличается от того, что по усыновлению, и истинное – от подражательного: мы название сынов получили по усыновлению и подражанию, а Он, следовательно, – по природе и истинно, Коему мы, и став таковыми, представляем противоположность, приобретая это благо по благодати, вместо природного достоинства.
Симеон Новый Богослов, прп. (†1022)
Ст. 11-14 Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца
Итак, Бог, Который был в мире и не был познаваем от него, пришел, говорит, во своя, и свои Его не прияша. Своими называет Он мир и людей, сущих в мире, и потому что есть Творец и Владыка их, и по сродству, в какое вступил с людьми чрез свое вочеловечение. Размысли же добре о том, что мы сказали, и познай что Бог Слово, в начале сый у Бога и Отца, имеющий жизнь в Себе и все создавший, и сущий светом, просвещающим всякого человека, Он самый, Который был прежде бытия мира и создал мир, Который есть в мире и не познается миром и не объемлется им, – Он пришел в мир и соделался человеком, да явится яко Бог и познается, как есть, тем, кои приемлют Его, яко Бога, с верою и соблюдают заповеди Его. Почему святой Евангелист и говорит: елицы прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его, иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася. И Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины. Нате! Вот вам зеркало, о коем я сказал прежде, – эти самые слова! И посмотрите, прошу вас, какая точность в словах Евангелиста! Как ясно обозначает он признаки, по коим познаются верные, чтоб мы и самих себя могли познавать, и ближних своих! Елицы же, говорит, прияша Его, разумеется, посредством веры, и исповедали Его Богом, а не человеком только, даде им область чрез Крещение чадами Божиими быти, освободив их от тиранства диавола; так чтоб они не только были верными, но, если восхотят жить и по заповедям Его, чтоб к вере притяжали и святость чрез делание заповедей Его, как и в другом месте говорит Господь: святи будите, яко Аз свят есмь (Лев.19:2). И опять: будите милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть (Лк.6:36). Потом Евангелист показывает и способ, как таковые делаются чадами Божиими, говоря: иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася. Рождением здесь называет он духовное изменение, совершающееся и узреваемое чрез Крещение Духом Святым, как говорит Сам неложный Господь: Иоанн крестил есть водою, вы же имате креститися Духом Святым (Деян.1:5). Посему крещаемые Духом Святым бывают, как свет во свете, и знают Родившего их, потому что видят Его. А что рожденные благодатию Святого Духа имеют нужду быть питаемыми и святым причащением пречистого Тела и честной Крови Господа нашего, о сем послушай, что говорит Евангелист: и Слово плоть бысть и вселися в ны. И что слова сии говорят о Пречистых Тайнах, послушай Господа, который говорит: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин.6:56). Когда же родимся мы духовно благодатию Святого Духа и соделаемся чадами Божиими, и чрез причастие пречистого Тела и честной Крови Господа вселится в нас и станет обитать, как Свет, Христос, Сын и Слово Бога воплотившееся, тогда последует и сие: видехом славу Его, славу, яко Единороднаго от Отца. Ибо, когда родимся мы духовно от Него, когда Он вселится в нас чрез Тайны и мы станем сознательно пребывать в Нем, тогда, в тот самый час, как будет сие в нас, вдруг узреваем мы славу Божества Его, славу яко Единородного от Отца, то есть такую, какой никто другой не имеет, ни Ангел, ни человек. И поелику Отец и Сын Его Единородный едино суть, то явно, что и слава Их обоих едина есть, каковая открывается и познается (ведомою делается) всем, кому хощет Сын открыти, чрез Святого Духа, от Отца исходящего.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими
Тем, которые приняли Его, рабы ли они, или свободные, отроки или старцы, варвары или греки, всем дал власть соделываться чадами Божиими. Кто же это такие? Верующие во имя Его, то есть те, которые приняли Слово и истинный Свет, и приняли верою, и обняли. Почему евангелист не сказал, что Он «сделал» их чадами Божиими, но «дал (им) власть» соделываться чадами Божиими? Почему? Слушай. Потому, что для сохранения чистоты не достаточно креститься, но нужно много старания, чтобы сохранить неоскверненным образ сыноположения, начертанный в крещении. Посему многие, хотя приняли благодать сыноположения чрез крещение, но по нерадению не пребыли до конца чадами Божиими. Иной, быть может, скажет и то, что многие принимают Его чрез веру только, например, так называемые оглашенные, но не соделались еще чадами Божиими, впрочем, если захотят окреститься, имеют власть удостоиться и этой благодати, то есть сыноположения. - Иной скажет еще и то, что хотя мы чрез крещение получаем благодать усыновления, но совершенство получим в воскресении; тогда надеемся получить совершеннейшее усыновление, как и Павел говорит: «усыновления ожидаем» (Рим. 8:23). Посему и евангелист этот не сказал, что тех, кои приняли Его, Он сделал чадами Божиими, но дал им власть соделываться чадами Божиими, то есть получить эту благодать в будущем веке.
Филарет (Гумилевский), свт. (†1866)
Ст. 12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
Ст. 12 Ели́цы же прия́ша Его́, даде́ им о́бласть ча́дом Бо́жиим бы́ти, ве́рующим во и́мя Его́,
Елицы же прияша, – значит и из иудеев не все не приняли Господа: – так по словам самого таинника. Так и по истории христианства. Его приняли, в Него веровали апостолы и другие лучшие люди (Ин.10:42,11:45). Его приняли Павел гонитель и очень многие другие.
Елицы же прияша, οσοι, кто бы то ни были, – не только из иудеев, но и из язычников, которых захотел собрать в едино стадо небесный пастырь, – даде им область, право или по Златоусту честь чадом Божиим быти. По естеству мы все чада гнева, как грешники от колыбели до гроба. Но Сын Божий, примирив с нами правду Божию Своим крестным страданием, даровал нам честь детей Божиих, поставил нас в права любимых чад Божиих. И иудеи назывались детьми Божиими, как поклонники истинного Бога (Втор.14:1,2). Но новые дети Божии отличаются тем от прежних, что они служат Богу не с понуждениями, нужными для раба, а с любовию сыновнею (Гал.3:6), не покорены стихиям вещественным, уставам обрядовым, а закону духовному, – не отягчены чувством проклятия, а ощущают близость к себе Бога – Отца (Гал.4:1; Кол.2:14) и дышат надеждами на вечный покой (Рим.6:17; Ин.17:26).
В чем состоит принятие Бога – Слова, столько благодетельное для людей? Это показывает евангелист словами: верующим в имя Его. Те приняли и принимают Его, которые веруют в Него! И по другим наставлениям небесным, небесного гостя принимают верою. Не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что не верите тому, которого Он послал: так говорил Сам Господь (Ин.5:38).
Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)
А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими
Кто эти чада Божии? Все члены Церкви Христовой на земле, наследники будущих вечных благ в царстве небесном, как разъясняет св. Апостол: «Мы дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8:16–17). Что же требуется для этого высокого жребия от всякого человека? Вера в Бога (Евр. 11:6), вступление в лоно Церкви Божией (Деян. 2:47; Ин. 3:5) и жизнь по заповедям Божиим (Мф. 7:21).
Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание)
Евфимий Зигабен (†1118)
А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими.
«А тем, которые приняли Его», принявшие учение Его, «дал власть быть чадами Божиими»; но не сразу сделал их чадами Божиими, чтобы они через небрежение не потеряли благодати, а дал им только власть быти, чтобы они через свое страдание сделались такими чадами. Но неужели не все имеют власть быть чадами Божиими? Не все, а только те, которым дана эта власть; дана же она только верующим в Него. Поэтому евангелист, поясняя то, кому Слово дало эту власть, присоединил: «верующим во имя Его», т. е. в Него. От Него зависит даровать такую власть, а от них – воспользоваться ею. Иное дело быть усыновленным Богу через крещение, а иное – быть чадом Божиим через исполнение евангельских заповедей: то – начало, а это – конец; то – дар Божий, а это – дело усердия.
Стефан (Яворский), митр. (†1722)
Святой Дамаскин в Книге 4 о Православной вере в главе 16 говорит: Должно почитать святых, как друзей Христовых, как чад и наследников Божиих, как говорит Евангелист Иоанн Богослов: А тем, которые приняли Его, (...) дал власть быть чадами Божиими (Ин.1:12). Почему они уже не рабы, но сыны. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, (Рим.8:17). И Господь в святом Евангелии говорит Апостолам: Вы друзья Мои (...) Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его (Ин.15:14-15)».
И ниже: «Действительно, что может быть честнее, как быть в руце Божией? Ибо Бог есть жизнь и свет, и находящиеся в руце Божией пребывают в жизни и свете». И ниже: «Те, кто живет так, с дерзновением предстоят Богу». И ниже: «Сколь много нужно было бы тебе потрудиться, чтобы найти покровителя, который представил бы тебя смертному царю и замолвил бы пред ним слово за тебя? Поэтому ужели не должно почитать предстателей всего рода человеческого, которые приносят Богу свои молитвы за нас? Конечно, должно почитать, воздвигая Богу храмы во имя их, принося дары, почитая дни памяти их и веселясь тогда духовно, чтобы веселье это было соответственно тем, которые созывают нас».
Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви
Претыкание В псалме 126 говорится: ибо даст Господь возлюбленным своим сон. Вот оно, наследие Господне (Пс.126:2-3) Толкование: сон – это смерть. Наследие Господне – это жизнь вечная. Ибо, когда умирают возлюбленные Господа, телом они получают от Бога сон, душой же наследуют жизнь вечную, как свое наследие во Иисусе Христе. Зачем же о них молиться? Зачем напрасно просить о благодеянии, если оно уже получено безо всякой просьбы? Исправление претыкающимся ОТВЕЧАЮ, А. Это слово, возлюбленным, относится к святым угодникам Божиим, прожившим богоугодную жизнь и свято скончавшимся, то есть к явным святым. О таковых наша Православная Церковь не молится, но она молится о тех, кто покаялся перед смертью в своих грехах, но из-за смерти не исполнил епитимию, или искупление. ОТВЕЧАЮ, Б: Псалмопевец говорит о воскресении мертвых, которое произойдет в последние времена, как бы говоря: после этого сна человеческих тел, который будет длиться до самого восстания из мертвых, избранники Божии получат уготованное им Богом наследие. Правильным будет следующее толкование слов псалма. Когда возлюбленные, или верные Божии, умирают, их тела лежат, как бы отягощенные сном, а впоследствии явится наследие Господне, то есть явятся все избранники в своих прославленных телах. Это и есть наследие Христово, которое они стяжали своей честной кровью и о котором во втором псалме говорится: Проси у Меня, и дам народы в наследие тебе (Пс.2:8). И это ясно видно из последующих слов: Вот оно, наследие Господне, – сыновья, порожденные нами, награда наша (Пс.126:3), то есть наследие Христа Бога нашего, которое явится тогда. Они будут сыновьями по благодати, которая будет наградой от Него за их труды и которую они стяжали своей кровью. Господь родил их по Духу и верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими (Ин.1:12). Детьми называет верных и Павел: Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос (Гал.4:19)! В своих посланиях Иоанн также часто называет верных детьми: Дети мои! сие пишу вам (1Ин.2:1). И снова там же: Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи (1Ин.2:12). И снова там же: Дети! Последнее время (1Ин.2:18). И снова: Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиною (1Ин.3:18).
Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви
Догмат о добрых делах, служащих причиной вечного спасения
Преткновение
Верующие (вѣ́рнїи) в Священном Писании называются сынами Божиими, а жизнь вечная называется наследием или достоянием, которое дается сынам без всяких сыновних трудов. Ты устрояешь мне достояние мое (Пс.15,5). И там же: достояние мое – самое лучшее для меня (Пс.15,6). Знает Господь пути непорочных, и наследие их в век пребудет (Пс.36,18). Дал наследие боящимся имени Твоего (Пс.60,6). После того как Он даст возлюбленным Своим сон. Вот наследие от Господа (Пс.126,2-3). И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными (Деян.20:32). К наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас (1Пет.1,4). И еще: вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение (1Пет.3,9). Уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего (Еф.1,13-14). Там же: какое богатство славного наследия Его для святых (Еф.1,18). Еще: никакой блудник (и прочие)… не имеет наследия в Царстве Христа и Бога (Еф.5,5). Зная, что в воздаяние от Господа получите наследие (Кол.3:24). Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? (Евр.1,14). Еще: призванные к вечному наследию получили обетованное (Евр.9,15). Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф.5,5), то есть землю живых. А что верующие являются сыновьями Божиими, ясно: А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин.1:12). Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии (Рим.8:16). Так как, поскольку жизнь вечная есть наследие или достояние, а мы – сыновья Божии, из этого явно следует, что жизнь вечная дается сынам как наследие и достояние без всяких сыновних трудов.
Исправление претыкающимся
Отвечаем первое возражением. Жизнь вечная в Священном Писании называется наградой (мздо́ю): Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда (мзда́) на небесах (Мф.5,12). Позови работников и отдай им плату (мзду) (Мф.20,8). Приидите, благословенные Отца Моего, (и далее)… ибо алкал Я, и вы дали Мне есть и так далее (Мф.25,34-35). Бог воздаст каждому по делам его (Рим.2:6). Каждый получит свою награду (мзду) по своему труду (1Кор.3,8), – и так далее. Здесь Священное Писание явственно требует дел и трудов.
Отвечаем второе. Жизнь вечная называется наградой, и та же жизнь вечная называется наследием или достоянием. Что же, неужели эти слова друг другу противоречат? Никак. Ибо оба свойства всецело соблюдаются при получении жизни вечной. И, чтобы совершенно уразуметь это, предлагаем некоторые необходимые сведения, о которых мы говорили и в предисловии этого догмата.
Сведение первое
Мы не являемся сыновьями Божиими по природе, ибо таков один Сын Божий, Христос Бог наш. Мы же являемся сынами Божиими по благодати, или по сопричтению, или по причастию, или по усыновлению, или по принятию на правах родных сыновей. Все это означает одно и то же.
Сведение второе
Некоторые из нас получают усыновление в младенчестве во Святом Крещении, а другие – в совершенном возрасте при оправдании, когда они из грешников благодатью Божией становятся праведными. Это бывает в таинстве Святого Покаяния или в таинстве Святого Крещения, если случится креститься взрослому.
Сведение третье
Младенцы, если умирают сразу по Крещении, получают жизнь вечную только одним наследованием или достоянием.
Сведение четвертое
Взрослые, в полном уме, и пребывающие в усыновлении Божием даже до смерти, получают жизнь вечную двумя способами: и как воздаяние (мздꙋ), и как наследие. И апостол соединяет их оба: И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие (Кол.3,23-24). Обрати внимание, что апостол соединяет вместе воздаяние (то есть награду) и наследие. И еще: Мы – дети Божии… и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться (Рим.8,16-17). Обрати особое внимание, что апостол для наследия требует и страдания, ибо иначе мы не будем сонаследниками Христу и с Ним не прославимся, если не захотим с Ним страдать.
Скажешь. Если сынам должно достаться наследство или достояние, так как они сыны, то зачем еще трудиться, ради наследия того, что дается без труда?
Отвечаем. Без трудов дается младенцам, сразу умирающим после Крещения, как мы уже говорили. А возросших Своих сынов, имеющих полный ум, Господь Бог захотел почтить и тем, чтобы своими трудами и заслугами они стяжали себе жизнь вечную, и не только как наследие, но и как мздовоздаяние, потому что ценнее иметь нечто от трудов, чем от одного дарования. Поэтому Господь Бог, чтобы воздать Своим сынам большую славу, благоизволил явить это тем, чтобы они трудами и заслугами уготовали себе жизнь вечную.
Основание всего этого есть Сам Христос, Которому должна воздаваться слава и превозноситься имя Его за само то, что Он Сын Божий. Но так как уничижил Себя Самого, приняв образ раба… смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имении (Флп.2,7-9). Но если Христу, Который является Сыном Божиим по природе, дана была слава Его плоти и превознесение Его имени двойным способом, то есть как мздовоздаяние и как достояние, тем более нам, являющимся сыновьями только по благодати и дарованию, предстоит получать жизнь вечную обоими этими способами: и как мздовоздаяние и как наследие.
Скажешь. Тогда младенцы блаженнее взрослых, ибо они имеют даром то, что те получают многими трудами.
Отвечаем. Не так, но взрослые блаженнее по двум причинам. Первая. Так как они своими трудами получают наследие, которое имеет лучшую честь. Вторая. Насколько больше и многочисленнее их труды и заслуги, настолько большее они получают наследие. Отсюда большая разница между взрослыми и младенцами, ибо младенцам необходимо довольствоваться только той частью наследия, которую они приняли от Божиих щедрот. Взрослые же простираются на большую часть и, насколько изобилуют более многочисленными делами, настолько большее получают воздаяние, по слову апостола: каждый получит свою награду по своему труду (1Кор.3,8).
Никифор (Феотокис), архиеп. (†XVIIIв.)
Ст. 12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими.
Этим «тем, которые» опровергает высокомудрие Иудеев, кои, думая, что один только их род есть избранный и Богом возлюбленный, творили Бога лицеприятельным. «Тем, которые», говорит Иоанн, – хотя бы Израильтяне, хотя бы язычники, хотя бы и Еллины, хотя бы и варвары, рабы или свободные, всякого рода, всякого возраста, звания и состояния люди, – те, которые приняли Его, то есть признали Его Богом и уверовали во имя Его, уверовали то есть, что Он есть Спаситель мира, – всем сим дал власть быть чадами Божиими.
О сущих же в законе Израильтянах говорит Исаия: «сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене» (Ис.1:2); и Павел: «иже суть Израилите, ихже всыновление и слава, и завети и законоположение, и служение и обетования» (Рим.9:4). Если стало быть и те были уже чада Божия, имеющие благодать усыновления, то для чего Евангелист говорит, что Сын Божий даст область верующим во имя Его быть чадом Божиим? Сущие под законом Иудейским, поскольку веровали во истинного Бога и во обетования Его, то имели прообразовательную и сенную благодать усыновления. Обрезание и прехождение через Черное море были прообразованием святого крещения, посредством коего верующие во Христа бывают чадами Божиими. Но ни обрезание, ни прехождение через Черное море, ни прочие уставы и обряды законные не сильны были по себе сделать человека чадом Божиим: «сень бо имел закон грядущих благ, не самый образ вещей, никогдаже можаше приступающих совершити» (Евр.10:1). Всякий человек, после прегрешения Адамова, соделался грешник и враг Богу; одна только смерть единородного Сына Его примирила человека с Богом. Кровь и вода, от прободенного ребра Спасителя нашего исшедшая, освятила человека и сотворила его чадом и сыном Божиим.
Почему ж не сказал он: сотвори их чадами Божиими, но – «дал власть быть чадами Божиими»? Те, которые хотя и уверовали во имя Господа нашего Иисуса Христа, но не приняли Божественного крещения, те не суть чада Божии, но через веру во Христа имеют силу и власть быть чадами Божиими. Тогда же таковыми бывают, когда через Божественное крещение омывшись от праотеческого греха, сподобятся соединиться со Иисусом Христом, единородным Сыном Бога Отца: «Елицы бо во Христа крестистеся», учит Богоглаголивый Павел, «во Христа облекостеся» (Гал.3:27). Сего ради неверующий не управлен есть, и никакого дерзновения и власти не имеет быть чадом Божиим. Уверовавший же во Христа предуготован и близок есть ко усыновлению, имея дерзновение и силу веры. Но уверовавший и крестивыйся воистину есть чадо Божие, и Его сын и вечного Царствия наследник: «иже бо веру имет и крестится, спасен будет» (Мк.16:16).
Но посмотрим и на другое сих слов толкование. Когда сын приемлет право сыновства? Тогда, когда вступит в наследие отца своего. Мы, поскольку через веру и крещение есть чада Божия, то и наследники Его есть: «аще же чада и наследницы Богу, снаследницы же Христу» (Рим.8:17). А поскольку наследие сие не в сем веке, но в будущем приемлем, для того и сказал Евангелист: «дал власть быть чадами Божиими», то есть, чтобы показать, что в будущей жизни приемлем совершенное и неизменное право и благодать усыновления, вступая в наследие Бога и Отца нашего.
Толкование Воскресных Евангелий с нравоучительными беседами, часть 1
Д.П. Боголепов, проф. (†1880)
Но хотя этот истинный Свет был и действовал в мире еще до своего воплощения, так как мир чрез Него произошел, и потому он не мог в нем не быть; но мир Его не познал (Рим.1:18 и др.). Ἴδια, οἱ ἴδιοι противополагается κόσμος. Если под последним разуметь весь человеческий мир, то под первым нужно разуметь часть его – народ иудейский. По отношению к Израилю Он употреблял особенные средства просвещения, но большинство народа иудейского не уверовало в Него, как бы следовало, и оказало пришедшему к нему Свету противление. Где же этого противления нет, там деятельность Света открывается в том, что таковые люди чрез веру в Него делаются сынами Божиими, возрожденными силою Св. Духа.
Руководство к толковому чтению Четвероевангелия и Книги Деяний Апостольских
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
– А тем, которые приняли Его и пр.: не все, впрочем, свои не приняли Его и не узнали Его. И прежде воплощения Его избранные Его знали Его, веровали в Него и ожидали видеть пришествие Его (Ин.8:56; Мф.13:16; Деян.3:26). «Други Божии и все дивные мужи познавали Христа ещё прежде явления Его во плоти» (Злат., ср. Феофил). И по явлении Его во плоти многие из своих уверовали в Него, или приняли Его, хотя правда, что число таких избранных было не особенно велико сравнительно с числом званых (Рим.9:27). Впрочем, не о своих только, но обо всех принявших Христа говорит евангелист в рассматриваемом стихе. Слово приняли евангелист поясняет словом уверовали; следовательно, принять Слово значит уверовать в Него как Мессию, Искупителя и Спасителя своего (Ин.3:18,9:35,20:31).
– Быть чадами Божиими: в особенном, исключительном смысле внутренней нравственной близости к Богу. Выражение очевидно образное, заимствованное из отношений отца к сыну сравнительно с отношениями его к рабам и наёмникам. По вере ставшие сынами Божиими находятся под особенным промышлением и попечением Божиим (Ин.17:23; Рим.8:31-32), с сыновним дерзновением обращаются к Богу (1Ин. 5:14-15) и делаются наследниками Божиими и сонаследниками Христовыми, наследниками вечных и нетленных благ в обителях Отца своего небесного (Рим. 8:17, 1Кор. 2:9), соблюдая здесь Его заповеди по чувству сыновней любви, а не из рабского страха (1Ин. 3:22; Ин. 14:15). «Если ты раб: бойся побоев; если наёмник: одно имей в виду – получить плату. Если стои́шь выше раба и наёмника, если ты сын: стыдись Бога, как отца, делай добро потому, что хорошо повиноваться отцу, хотя бы ничего не надеялся ты получить; угодить отцу само по себе есть награда» (Григ. Б.) Войти в такое отношение к Богу како Отцу – Господь дал власть верующим в Него. Не сказал евангелист: сделал чадами Божиими, усыновил Богу, но – дал власть соделываться чадами Божиими, дал возможность усыновления Богу.
Потому евангелист сказал так, как объясняет св. Златоуст (ср. Феофил.), что 1) благодать не действует насильственно, не стесняет человеческой свободы и самовластия, но приходит и действует только в тех, кто желает её и заботится о приобретении её. В их власти соделываться чадами Божиими; если же не хотят, дар не приходит и не действует в них. Божие дело дать благодать, человеческое – представить веру; 2) потому, что с нашей стороны великое потребно тщание, чтобы сохранить чистым и незапятнанным данный нам в крещении образ сыноположения. Для сохранения чистоты недостаточно только того, чтобы креститься и веровать. Если мы хотим навсегда удержать в себе сию светлость, то должны вести достойную её жизнь. – Вера во имя Христово даёт верующему власть, право и возможность усыновления Богу потому, что верующий во имя Его или в Него верует вместе с тем в совершенное Им искупление себя вместе со всеми другими, а вера в искупление есть вера в примирение с Богом чрез прощение грехов, с чем вместе снимается с человека клятва законная и он вступает в отношения к Богу близкие, чистые, нравственные, первоначальные, каковы они были при невинном состоянии в раю, – отношения сына к любящему отцу. Таковую власть дал Господь принявшим Его. Но разве древние, подзаконные не имели её? «Правда, и они назывались сынами Божиими, но между нами и ими большая разность. Закон во всём имел тень будущего (Евр.10:1) и не сообщал израильтянам сыноположения вполне, но как бы в образе и мысленном представлении. – У них как крещение было образом и тенью, так и сыноположение их прообразовало наше усыновление. Хотя и они назывались сынами, но в тени, и самой истины сыноположения не имели, как мы теперь имеем чрез крещение» (Феофил.).
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Дети, чада, чадца
Дети, чада, чадца. Это слово имеет в Свящ. Писании обширное значение. Первоначально оно означает естественное родство и в этом смысле прилагается не только к ближайшим потомкам человека, но и к отдаленному его потомству. Не только целые племена, но и народы обозначались как сыны и дети своего родоначальника, как, напр., сыны Израиля, Эдома и пр. Второе значение сего слова исключительно духовное: верующие называются сынами или чадами Божиими, по вере Иисуса Христа и по благодати возрождения (Ин.1:12,13).
В древние времена делался большой пир в то время, когда дети отнимались от груди. Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак, сын его, был отнят от груди (Быт.21:8).
По иудейскому законоположению родители были облечены значительной властью над своими детьми, так что даже могли продавать своих дочерей в рабыни, хотя, впрочем, с некоторыми ограничениями (Исх.21:7,8). Из IV кн. Царств (4Цар.4:1) и ев. Матфея (Мф.18:25) явствует, что каждый заимодавец мог взять детей должника в рабы к себе в уплату долга.
Родительская власть не только была гарантирована и освящена положительным предписанием закона (Исх.20:12), но он даже налагал смертную казнь на тех детей, которые осмелились бы ударить своего отца или мать или злословить их (Исх.22:15,17).
Обязанность ревностно воспитывать детей в законе Божием сильно и неоднократно предписывается Богом народу израильскому (Исх.12:26-27,13:8-16; Втор.4:10,4:20-23,11:19), и от времени до времени давались особенные обетования благословения на подобное религиозное воспитание (Притч.22:6; Еккл.11:1-6). Случайные указания на ранние годы св. ап. Павла и Тимофея (Деян.22:3; 2Тим.3:15) служат замечательным и прекрасным доказательством той ревности, с какой благочестивые иудеи занимались религиозным воспитанием своих детей и обучением их в слове и законе Божием. На какой степени стояло у иудеев светское воспитание, мы не имеем точных и положительных сведений, впрочем, судя по успехам, которые, как известно, оказывали евреи в музыке, поэзии, живописи и, быть может, в естествознании, можно думать, что ими не были пренебрегаемы и другие отрасли знания и образования; очень может быть, что должность нынешних школьных учителей весьма нередко брали на себя тогда левиты.
Относительно постановлений раздела родительской собственности между детьми см. Наследство.
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 12-13 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
От Бога рожден всякий верующий, что Иисус есть Христос, говорит Иоанн Богослов в своем послании (1Ин.5:1). Читаемые нами два стиха заключают в себе всех верующих, кто бы они ни были – Иудеи или язычники. Ибо не все Иудеи отверглись Господа: если народ Израильский устами своих учителей не приял Господа, а потому погиб, как народ, – то отдельные личности, уверовавшие в Господа, не только спаслись, но еще удостоились быть Апостолами и учениками Господа и руководителями человечества. «Израиль, чего искал, не получил, избранные же получили, а прочие ожесточились» говорит св. Апостол Павел (Рим.11:7).
Когда народ Иудейский со своими первосвященниками и книжниками отвергся Мессии, Господа и Спасителя, то при вопле разъяренной толпы «распни, распни Его!» и «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф.27:23-25-Мк.15:13-Лк.23:21) расторгся союз Бога Завета с народом Израильским. Как знамение сего, когда Богочеловек испускает Дух Свой на кресте, завеса, скрывавшая в храме Ветхого Завета святая святых, раздирается надвое (Мф.27:51-Мк.15:38-Лк.23:45) и древняя ветхозаветная церковь рушится навсегда. От нее остается только незыблемое её основание, тот краеугольный камень, который «отвергли зиждущии» (Мф.21:42-Мк.12:10-Псал.117:22).
Христианская церковь не есть продолжение ветхозаветной церкви или перерождение её в новую: Церковь Христова создана на развалинах древней церкви, хотя на том же основании. Это церковь новая, – не развитие древней церкви, а новый храм Духа Святого, возведенный Словом Божиим в душах людей, очищенных кровию Богочеловека. Новая церковь отвергла прежде всего национальный характер ветхой церкви и все ее учреждения. Она создана не из народа или племени, а из отдельных личностей, из нового материала: новые по духу люди стали членами новозаветной церкви и в этот новый мех влито вино новое. Чадами Божиими до разрыва союза народа иудейского с Богом именовались только иудеи, принадлежавшие к ветхозаветной церкви, – отныне дается право всем отдельным личностям всех рас и племен, не исключая и иудеев, «тем которые прияли Господа», – именоваться «чадами Божиими»: «верующий в Сына Божия, говорит Господь наш, не будет осужден» (Ин.3:18).
Евангелие св. Богослова Иоанна везде указывает, что право именоваться чадом Божиим есть право, даруемое лишь Богом. Никакие человеческие соображения или человеческие заслуги не могут соделать чадом Божиим того, который не призван Господом и не признан Им. Никакое происхождение, которым так гордились иудеи, говоря «мы чада Авраама» (Мф.3:9; Ин.8 и мн. др.) не дает права считать себя чадом Божиим, ибо не рождение плотское, а рождение от Бога, «рождение свыше», о котором понятия не имели учители израилевы (Ин.3:3, 10 (беседа Господа с Никодимом) ), – то только рождение давало право входа в ту новую церковь Божию, которая есть преддверие в Царствие Божие.
Мы должны присовокупить, что, рассматривая в частности выражения 13-го стиха, мы видим, что область «быть чадами Божиими» дарована тем, кто прияли Господа, верующим во имя Его, «которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились». В этих выражениях толкователи различают 1) рождение от крови, и видят в этом указание на фамильную родовую гордость; 2) рождение от хотения плоти, под которым разумеют весь народ иудейский, размножающийся естественным путем брачного сожительства; и 3) в выражении от хотения мужа усматривают особую гордость, которая зиждется на происхождении от знаменитого предка. Упомянув об этом взгляде, мы не отстаиваем его, ибо главная мысль заключается лишь в том, что Церкви Божией, Христовой нет дела до рождения плотского, – она знает только духовное рождение. Но это рождение или возрождение (ср. Ин.3:3-8), совершаемое Духом Божиим, могло совершиться в человеках лишь тогда, когда Сам Бог благоволил низойти до человека и восприять его плоть.
«Не возможно было иначе Божией явиться к нам любви, как разве посредством плоти, яже бы напоминала, яко нас ради сниде» (Григорий Богослов 1 посл. к пресвитеру Кандонию (на Аполлинария). В перев. Арх. Иринея 1843 г. ч. 2, лист 252 на обор).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими
Однако нашлись люди как из иудеев, так и из язычников (выражение ὅσοι, по-русски – «тем, которые», обозначает верующих без различия происхождения), которые приняли Его за Того, кем Он Себя объявлял. Этих принявших Христа евангелист называет верующими в Его «имя», т. е. в Его силу как Сына Божия (ср. Ин.20:31). Принявшим Его Христос дал «власть» (ἐξουσίαν), т. е. не только право, но и способность, силу становиться чадами Божиими (русский перевод здесь неправильно употребляет глагол «быть»; стоящий здесь глагол γενέσθαι значит именно «делаться», «становиться»). Таким образом, действительными чадами Божиими христиане становятся постепенно, путем усиленной борьбы с остатками греховных наклонностей. «Называться» же чадами Божиими они могут всегда (1Ин.3:1).
Иоанн Бухарев, прот. (†1912)
Ст. 12-13 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились
Соделываться чадами Божиими значит быть в самом близком отношении к Богу, подобно детям к отцу, – быть под особенным Его попечением, иметь свободный доступ к Нему и наследовать царство небесное. Рождение от Бога – это рождение в таинстве св. крещения, когда человек по вере в Спасителя очищается от грехов и получает право на вечное спасение.
Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года
Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
О чтении Священного Писания.
Разумеются уверовавшие во Христа и крестившиеся во Имя Его: Гал.3:26, и соблюдающие заповеди Его: Ин.15:10, а кто хотя и уверовал, и читает слово Божие, но не творит того, что повелевает Господь, услышит: Лк.6:46.