Скрыть
И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 19-21 И сие есть свидетелство Иоанново, егда послаша жидове от Иерусалима иереев и левитов, да вопросят его: ты кто еси; И исповеда и не отвержеся: и исповеда, яко несмь аз Христос. И вопросиша его: что убо; Илиа ли еси ты; И глагола: несмь. Пророк ли еси; И отвеща: ни

Люди, стекавшиеся из городов к Иоанну и, в покаянии о своих грехах, получившие крещение, – те самые, после крещения, как бы передумав снова, посылают спросить его: ты кто еси? Подлинно порождения ехидн, змеи, если еще не хуже их. Род лукавый, прелюбодейный и развращенный, ты уже после крещения изведываешь и любопытствуешь узнать о Крестителе? Может ли быть что-нибудь глупее этой глупости? Как же вы приходили к нему? Как исповедовали свои грехи? Как спешили креститься от него? Как вопрошали его о том, что должно делать? Итак, все это делалось у вас безрассудно, без сознания причины и основания на то? Впрочем, ничего такого не сказал блаженный Иоанн, не возопил, не стал их укорять; но отвечал со всею снисходительностию. А для чего он так поступил, – стоит узнать, чтобы всем было явно и очевидно злодейство иудеев. Иоанн часто свидетельствовал пред иудеями о Христе и, когда крестил, нередко напоминал о Нем приходящим и говорил: аз убо крещаю вы водою: Грядый же по мне креплий мене есть: Той вы крестит Духом Святым и огнем (Мф. 3, 11). Но они в отношении к Иоанну показали человеческую слабость: имея в виду славу мирскую и взирая на внешность, они думали, что недостойно Иоанна подчинять себя Христу. Иоанна возвышало многое в их глазах: во-первых, именитое и знатное происхождение, потому что он был сын первосвященника; во-вторых, строгость жизни и презрение всего человеческого, потому что он, пренебрегая и одеждою, и домом, и самою пищею, проводил пред тем все время в пустыне. Во Христе все было напротив, происхождение уничиженное, что иудеи часто и выставляли на вид, говоря: не сей ли есть тектонов сын? Не Мати ли Его нарицается Мариам, и братия Его Иаков и Иосий? (Мф. 13, 55). А мнимое Его отечество было в таком бесславии, что и Нафанаил говорил: от Назарета может ли что добро быти? (Ин. 1, 46). Образ жизни был у Него обыкновенный, одежды, ничем не отличавшиеся от других; кожаного пояса Он не носил, власяницы не имел, меда и акридов не ел; он жил, как и все, присутствовал в собраниях людей порочных и мытарей, только чтобы привлечь их. Иудеи, не понимая этого, поносили Его, как и Сам Он говорит: прииде Сын Человеческий ядый и пияй, и глаголют: се, человек ядца и винопийца, мытарем друг и грешником (Мф. 11, 19). И вот как Иоанн часто отсылал их от себя к Тому, Кто, по их мнению, был ниже его, то они, стыдясь и досадуя на это и желая лучше иметь учителем Иоанна, открыто не осмеливались этого высказать, а отправляют к нему посольство, надеясь лестию расположить его к тому, чтобы он объявил себя Христом. И не каких-либо презренных людей они посылают к нему, как ко Христу, когда, желая схватить Его, послали слуг, потом иродиан и им подобных людей; но священников и левитов, да и священников именно из Иерусалима, то есть почетнейших (евангелист не без причины заметил это). Посылают же затем, чтобы спросить Иоанна: ты кто еси? А между тем и рождение его было известно всем, так что все говорили: что убо отроча сие будет? (Лк. 1, 66), – и молва о нем пронеслась по всей нагорной стране. Опять, когда он пришел на Иордан, жители всех городов спешили к нему, и из Иерусалима и со всей Иудеи шли креститься у него. Итак, эти-то люди теперь спрашивают, – не потому, чтобы не знали его (как могли они не знать человека, сделавшегося столько известным?), но они хотели привести его к тому, что я высказал.

Послушай же, как этот блаженный муж отвечает именно на ту мысль их, с которою они спрашивали его, а не на самый вопрос. Когда они спросили: ты кто еси? – он не вдруг сказал то, что следовало сказать: аз глас вопиющаго в пустыни (Мк. 1, 3). А что? Он уничтожает их предположение, – на вопрос: ты кто еси?он исповеда и не отвержеся, и исповеда, яко несмь аз Христос (Ин. 1, 20). Заметь мудрость евангелиста. Три раза он говорит одно и то же, чтобы показать и добродетель Крестителя, и все лукавство и бессмыслие иудеев. Также и Лука говорит, что, когда народ предполагал, не он ли Христос, – он уничтожил это предположение. Таково свойство благомыслящего служителя – не только не похищать чести, принадлежащей господину, но и отвергать ее даже в таком случае, когда бы предлагали ее другие. Впрочем, простой народ пришел к такому предположению по простоте и неведению; а те спрашивали его, как я сказал, с злым умыслом, надеясь лестию увлечь его к тому, чего хотели. А если бы они не это именно имели в виду, то не перешли бы тотчас к другому вопросу, а стали бы досадовать на то, что он говорит совсем другое и отвечает не на вопрос; они бы сказали ему: разве мы это предполагаем? Разве об этом пришли спрашивать? Но, как бы будучи пойманы и уличены, они переходят к другому предмету и говорят: что убо? Илиа ли еси ты? И глагола: несмь (ст. 21). Они ожидали, что и Илия придет, как и Христос сказал. На вопрос учеников: что убо книжницы глаголют, яко Илии подобает приити прежде? – Он сказал: Илиа убо приидет прежде и устроит вся (Мф. 17, 10, 11). Потом спросили: пророк ли ести? И он отвечал: ни. Однако ж он был Пророк. Почему же он отрекся? Опять потому, что смотрел на цель спрашивавших. Они ожидали, что придет некоторый избранный Пророк, так как Моисей говорил: пророка от братии твоея, якоже мене, возставит тебе Господь Бог твой, того послушайте (Втор. 18, 15). А это был Христос. Поэтому они не вообще говорят: пророк ли ести? – разумея одного из многих Пророков, но с присовокуплением члена: «не тот ли ты Пророк, о котором предвозвестил Моисей?» Поэтому-то он и отрекся – не от того, что он – пророк, а от того, что он – именно тот (предвозвещенный) Пророк.

Исихий Иерусалимский, прп. (†433)

Недоумение II. Почему Иоанн Креститель, спрошенный фарисеями: «Ты Илия?», сказал «Нет» (Ин. 1:21), однако Христос сказал о нём: «Он есть Илия, которому надлежит прийти» (Мф. 11:14)?

Разъяснение. Не в абсолютном смысле Христос сказал о нём: «Он есть Илия, которому надлежит прийти», но добавил: «Если хотите принять, он есть Илия». Ибо сказал так потому, что тот совершил служение Илии. Ведь предтечей Христова пришествия сделался Иоанн, как Илия второго [пришествия] будет.

Цитаты из Св. Писания, если это особо не оговорено, приводятся по переводу еп. Кассиана (Безобразова) и П.А. Юнгерова. Слова в квадратных скобках отсутствуют в оригинале и добавлены для связности речи.Перевод: иерей Роман Романов.

«Собрание недоумений и разъяснений»

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет

«И вопросиша его: что убо? Илиа ли еси? И глагола: несмь. Пророк ли еси ты? И отвеща: ни». Как бы в качестве изъяснения сказав опять: «исповедал, что я не Христос», старается показать, когда или каким образом совершилось это исповедание, и, как мне кажется, желает этим обнаружить неразумие иудеев. Действительно, «глаголющеся быти мудри, они объюродеша» (Рим. 1:22) и, высокомерно присвояя себе знание закона, всюду распростирая заповеди Моисеевы и утверждая, что они (иудеи) точно толкуют слова Пророков, однако же изобличаются как совершеннейшие невежды посредством тех вопросов, кои неразумно предлагают (Крестителю). Ведь священновождь Моисей, говоря, что Господь явится в качестве пророка, предсказывал сынам Израиля, что «Пророка от братий твоих, якоже мене, возставит тебе Господь Бог твой, того послушайте: по всему, елико просил еси от Господа Бога твоего в Хориве» (Втор. 18:15–16). Затем блаженный Исаия, представляя нам Предтечу и Предвестника как «Глас вопиющаго в пустыне», говорит: «уготовайте путь Господень, правы творите стези Его» (Ис. 40:3, цит. по: Мф. 3:3). И с ним третий пророк Иоиль говорит о Фесвите, а это был Илия: «и се Аз посылаю вам Илию Фесвитянина, иже устроит сердце отца к сыну, и противныя в мудрости праведных, да не прииду и поражу землю в конец» (Мал. 4:4–5 и Лк. 1:17).

Итак, хотя возвещалось только о трех, кои должны прийти, то есть о Христе (Мессии), Иоанне и Илии, – иудеи, однако же, ожидают пришествия многих, дабы и услышали справедливо: «заблуждаетесь, не зная писаний» (Мф. 22:29). Так, вопросив блаженного Крестителя и узнав, что он не был Христос, продолжают: «что же? Илия ли еси?» И когда он сказал, что «несмь», то им надлежало бы наконец вопросить о Предтече, ибо это еще оставалось (после вопроса о Христе и Илии). Но они невежественно возвращаются к Самому Христу (Мессии), объявленному в законе пророком, ибо заметь, что говорят они, не зная писаний Моисея: «пророк еси ты?» И «ответил: нет», так как он не был сам Христос (Мессия), как уже и ранее утверждал.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга I

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 21-23 И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия

(Ис. 40, 3). На основании древнего предания ожидали пришествия Илии. Посему спрашивают Иоанна, не Илия ли он, так как и жизнь его была подобна жизни Илииной? Но он отрекся и от сего. Ты - тот пророк? Он отрекается и от сего, хотя был пророк. Как же отрекается? Почему? Потому что не спрашивали его: ты пророк? Но сделали вопрос: ты тот пророк? Тот пророк, которого ожидают, о котором Моисей сказал, что Господь Бог восставит вам пророка (Втор. 18, 15)? Итак, Иоанн отрекся не оттого, что он пророк, а оттого, что он - тот пророк, которого ожидают. А как они знали слова Моисея о том, что восстанет пророк, то и надеялись, что когда-нибудь явится пророк. Потом опять настойчиво спрашивают: скажи же нам, кто ты? Тогда отвечает им: я глас вопиющего в пустыне. Я, говорит, тот, о котором написано: глас вопиющего в пустыне (Ис. 40, 3). Ибо если не прибавить слов: «о котором написано», то сочетание слов представится странным. Что же вопиющего? «Исправьте путь Господу». Я, говорит, раб и предуготовляю сердца ваши для Господа. Итак, вы лукавые и хитрые, исправьте их и уравняйте так, чтобы чрез вас был путь для Господа Христа. Потом приводит свидетелем Исаию. Сказав великое о Христе, что Он - Господь, а о себе, что он исполняет дело раба и глашатая, прибегает к пророку. - Быть может, слова: «я глас вопиющего» кто-нибудь объяснит так: я голос Христа «вопиющего», то есть ясно возвещающего истину. Ибо все вестники закона не громогласны, так как не пришло еще время истины Евангелия, и слабый голос Моисея подлинно указывал на невнятность и неясность закона. А Христос, как самосущая Истина и всем нам возвестивший об Отце, есть «вопиющий». Итак, Иоанн говорит: я голос Слова вопиющего, живущий в пустыне. - Потом другое начало: «исправьте путь Господу». Иоанн, как Предтеча Христа, справедливо называется голосом, потому что и голос предшествует слову. Скажу яснее: голос есть нечленораздельное дыхание, выходящее из груди; когда же языком оно разделится на члены, тогда бывает слово. Так, прежде голос, потом Слово, прежде Иоанн, потом Христос - по явлению во плоти. И крещение Иоанново нечленораздельно, ибо не имело действия Духом, а крещение Христово членораздельно, не имеет ничего тенистого и образного, ибо совершается Духом (Мф. 3, 11).

Евфимий Зигабен (†1118)

И вопросиша его: что убо; Илиа ли еси ты; и глагола: несмь

Обманувшись в этом замысле, они обращаются к другому и, желая скрыть свою цель, говорят: что убо? Илиа ли еси ты, чтобы показалось, что они спрашивают простодушно и без злого умысла, так как ожидали пришествия Илии на основании слов пророка Малахии (4, 5) (4,6): послю вам Илию Фесвитянина… иже устроит сердце отца к сыну. Поэтому и опять предлагают вопрос, чтобы остаться вне всякого подозрения.

Пророк ли еси; и отвеща: ни. Не говорят: пророк (προφητης) ли ты

Так как они знали, что Иоанн был пророк; но: пророк (ο προφητης) ли ты? Именно тот, о котором написал Моисей: пророка от братии твоея, якоже мене, возставит тебе Господь Бог твой, Того послушайте (Втор. 18, 15); а таким пророком был Иисус Христос.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет.

Что же? ты Илия? Представляется, как будто посланные не ожидали такого ответа; может быть, и они не чужды были народного мнения о Иоанне как Христе? Если же он не Христос, кто же он? Его необычайное явление, его проповедь, его действия свидетельствуют, что он человек необыкновенный; не один ли он из тех великих мужей древности, которые, по мнению книжников-богословов тогдашних иудейских, должны были предварить народ о пришествии Мессии и явиться пред временем пришествия Его? Может быть, он Илия? Иудеи полагали, что пред пришествием Мессии явится Илия (см. прим. к Мф. 11:14). – Он сказал: нет. Иудеи полагали, неправильно толкуя пророчество Малахии (Мал. 3:1,4:5), что явится именно Илия древний, Фесвитянин, лично, что он именно сойдёт с неба пред пришествием Мессии. Иоанн в этом смысле отвечает им: нет. Он отвергает, таким образом, ложное представление иудеев, но не отвергает того, что он есть предтеча Мессии, каковым должен быть Илия. Ибо сейчас же вслед за сим говорит, что он пришёл приготовить путь Господу (ст. 23), т. е. что он есть предтеча Мессии, т. е. Илия, но не древний, Фесвитянин, а человек с духом и силою Илии (Лк. 1:76), новый Илия, как и говорил о нём в этом смысле сам Господь (Мф. 11 и пар.). – Пророк? Иудеи воображали также, что Илия не один явится пред пришествием Мессии, а с Иеремиею или с кем-нибудь ещё из древних пророков (Мф. 16 и прим.). Иоанн говорит: нет в том же смысле, в каком сказал, что он не Илия, т. е. что он не воскресший древний Иеремия или какой-либо другой пророк лично, хотя опять сим не отрицается, что он есть предтеча Мессии и вместе с тем пророк, и – ещё величайший из пророков, как назвал его Христос (Мф. 11:11).

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 21 И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет.

На первый вопрос, предложенный посланными из Иерусалима о том, не Илия ли он, Иоанн отвечает отрицательно. По сравнению с Мф.17:10-13 и Мф.11:14, это весьма трудное место: У Мф.11:14, Господь сказал об Иоанне ученикам Своим: "И аще хощете прияти, той есть Илиа хотяй приити». В Мф.17:10-13 читаем: «И вопросиша Его ученицы Его глаголюще, что убо книжницы глаголют, яко Илии подобает приити прежде? Иисус же отвещав рече им: Илиа убо приидет прежде и устроит вся. Глаголю же вам, яко Илиа уже прииде... Тогда разумеша ученицы, яко о Иоанне Крестители рече им».

По-видимому надо разуметь не плотское тожество Иоанна Крестителя с пророком Илией, а тожество духовное. И Ангел Гавриил, возвестивший в Храме Господнем Захарии о рождении ему сына Иоанна, говорит о нем: «Будет велий пред Господем... и предыдет пред Ним духом и силою Илииною» (Лк.1:15,17). У пророка Малахии (Мал.4:5-6) сказано: «говорит Господь Саваоф»... «вот Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы я, пришедши, не поразил земли проклятием». На основании слов сих среди Иудеев ходило верование, что Илия должен приити прежде пришествия Мессии. Но Священное Писание нигде не указывало, чтобы Илия пришел снова во плоти; Иоанн же по духу был такой же обличитель беззаконий, как Илия в свое время; оба они горели любовию к Богу и оба удостоились великих откровений вследствие близости к Богу душ их. Может быть надо обратить еще внимание на то, что имена Илии и Иоанна по значению своему весьма близки друг к другу, почти тожественны. Имя Илии переводится Deus meus est Iehova; Бог мой Иегова. Имя Иоанна или Иоханана переводится (кавалером Драком) «quem Iehova largitus est» или сокращенное (Smith’s BibL dict. Sub-voc) «дар Иеговы».

Иоанн, отрицая, что он есть Илия, или не сознавая, что он есть Илия, предшествующий Господу, по-видимому прежде всего отстраняет мнение Иудеев о том, что Илия восстанет или придет в том же образе и плоти, каким он был при Ахаве Израильском. Но этим не уничтожается тожество его по «духу и силе» (Лк.1:18) с Илией. В сближении Иоанна с Илией, сделанном Господом, есть тайна, которую мы вполне уразуметь не можем.

На второй вопрос, сделанный Иудеями «пророк?» – Иоанн опять отвечает отрицанием. Но по-видимому вопрос Иудеев относится не к пророческому дару вообще, а к известному месту Второзакония (Втор.18:18), в коем говорится (о Мессии) что «Господь глаголет: Я воздвигну им пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста его, и он будет говорить им все, что Я повелю ему. А кто не послушает слов Моих, которые (пророк тот) будет говорить Моим именем, с того Я взыщу».

Вследствие того, что Иоанн видит тайную мысль их, что они в сущности второй раз спрашивают его, не Мессия ли он, т. е. не тот ли он пророк, о котором предсказывал Моисей и который будет говорить именем Господним, – он отрицается, говоря нет; т. е. я не тот пророк, о котором вы думаете.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет

Второй вопрос иудеев задан был Иоанну ввиду того, что иудеи ожидали перед пришествием Мессии Илию пророка (Мал.4:5). Так как Иоанн по своей пламенной ревности о Боге напоминал собой Илию (ср. Мф.11:14), то иудеи и спрашивают его, не есть ли он пришедший с неба Илия? Иоанн таким Илией не был, хотя и был послан «в духе и силе Илии» (Лк.1:17), почему и дал отрицательный ответ на вопрос священников и левитов. Точно так же ответил Иоанн и на третий вопрос иудейской депутации, не пророк ли он. Иудеи предложили ему этот вопрос потому, что ожидали, что перед пришествием Мессии явится пророк Иеремия или какой-либо другой из великих ветхозаветных пророков (ср. Мф.16:14). Понятно, что на такой вопрос Иоанн мог ответить только отрицательно.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible