Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 22-27 Реша же ему: кто еси; да ответ дамы пославшым ны: что глаголеши о тебе самем; Рече: аз глас вопиющаго в пустыни: исправите путь Господень, якоже рече Исаиа пророк. И посланнии беху от фарисей: и вопросиша его и реша ему: что убо крещаеши, аще ты неси Христос, ни Илиа, ни пророк; Отвеща им Иоанн, глагола: аз крещаю водою: посреде же вас стоит, Егоже вы не весте: Той есть Грядый по мне, Иже предо мною бысть, Емуже несмь аз достоин, да отрешу ремень сапогу Его

Реша же ему: кто ести? да ответ дамы пославшим ны: что глаголеши о тебе самем (ст. 22). Видишь ли, как они еще сильнее приступают и настаивают, повторяют вопросы и не отстают? Но Иоанн с кротостию сперва отвергает их ложные предположения, и потом дает действительное понятие о себе: аз, говорит, глас вопиющаго в пустыни: исправите путь Господень, якоже рече Исаиа пророк (ст. 23). Так как он уже высказал о Христе нечто великое и высокое, то, как бы в ответ на их мысль, тотчас спешит обратиться к Пророку и таким образом подтверждает свои слова. И посланнии беху от фарисей: и вопросиша его и реша ему: что убо крещаеши, аще ты неси Христос, ни Илиа, ни пророк? (ст. 24–25). Видишь ли, как не напрасно я говорю, что они именно до этого хотели довести его? А сначала этого они не говорили, чтобы не подвергнуться общей от всех укоризне. Потом, когда он сказал: несмь Христос, они, желая скрыть то, что затевали в душе, переходят к Илии и к (обещанному) Пророку. Когда же Иоанн сказал, что он ни тот, ни другой, они наконец, приведенные в недоумение, сбросив с себя личину, уже открыто выставляют свой лукавый замысел и говорят: что убо крещаеши, аще неси Христос? Потом, опять желая прикрыться, присоединяют и других лиц, Илию и Пророка. Так как не могли поколебать его честию, то думают обвинением вынудить у него признание в том, чего не было. Но и этого не могли сделать. О, безумие! О, надменность и безвременная суетливость! Вы посланы узнать от него, кто и откуда он: не хотите ли предписывать ему и законов? И этого именно хотели они, принуждая его объявить себя самого Христом. Однако ж он и теперь не негодует и не высказывает ничего такого, хотя и справедливо было бы, как, например: «вы ли хотите мне приказывать и давать законы?» Но опять показывает большую кротость. Аз, говорит, крещаю водою: посреде же вас стоит, Егоже вы не весте. Той есть Грядый по мне, иже предо мною бысть, ему же несмь аз достоин, да отрешу ремень сапогу Его (ст. 26–27).

Что на это могли бы сказать иудеи? Здесь обвинение на них неопровержимое, осуждение нещадное; они сами на себя произнесли суд. Каким образом? Они почитали Иоанна достойным всякой веры и столько правдивым, что верили ему не только тогда, когда он свидетельствовал о других, но и когда говорил о себе самом. Если бы они не были такого мнения о нем, то не послали бы узнать от него о нем же самом. Известно, что мы верим только тем людям, когда они говорят о самих себе, которых признаем людьми самыми правдивыми. Но не это только заграждает их уста, а и самое расположение духа, с которым они приступили к нему; они пришли к нему с особенным усердием, хотя потом и переменились. Указывая на то и на другое, Христос говорил: он бе светильник горя и светя: вы же восхотесте возрадоватися в час светения его (Ин. 5, 35). А самый ответ Иоанна еще более показал в нем человека, достойного веры. Кто не ищет славы своей, сказано, тот истинен есть, и несть неправды в нем (Ин. 7, 18). И он не искал; но отослал их к другому. Между тем посланные были из людей доверенных, почетных, так что им не оставалось никакого убежища или оправдания в своем неверии Христу. Почему вы не приняли того, что говорил о Нем Иоанн? Вы послали своих старшин, чрез них вы спрашивали его, вы слышали, что отвечал Креститель; они, с своей стороны, показали всю ревность, все любопытство, указывали на всех лиц, которых вы предполагали в нем. И, однако ж, он с полною свободою исповедал, что он – ни Христос, ни Илия, ни Пророк. Не ограничиваясь этим, он сказал и то, кто он сам, беседовал о сущности своего крещения, именно, что оно маловажно и несовершенно и не имеет в себе ничего, кроме воды, – показывая тем превосходство крещения, дарованного Христом. Присовокупил и свидетельство Исаии пророка за долгое до того время, и одного наименовал Господом, а другого – Его служителем и рабом. Что же после этого оставалось делать? Не уверовать ли в Того, о Ком (Иоанн) свидетельствовал, – поклониться Ему и исповедать Его Богом? А что свидетельство это было делом не лести, а истины, это показывал нрав и любомудрие свидетеля. Понятно это и потому, что никто не предпочитает себе ближнего и, когда можно получить самому честь, никто не захотел бы уступить ее другому, особенно когда честь так велика. Таким образом, и Иоанн не представил бы такого свидетельства о Христе, если бы Он не был Богом. Если бы и от себя отклонил эту честь, как такую, которая выше его природы, то, конечно, не приписал бы ее и другому, низшему существу. Посреде же вас стоит, Егоже вы не весте. Это он сказал потому, что (Христос) обыкновенно вмешивался в толпу народа, как человек простой, и учил всегда противу гордости и тщеславия. Ведением же здесь Иоанн называет знание точное, именно о том, кто Он таков и откуда. А выражение: по мне Грядый Иоанн часто употребляет, говоря как бы так: «не думайте, что все заключается в моем крещении. Если бы оно было совершенно, то не пришел бы после меня другой с установлением другого крещения. А мое крещение только приготовление и указание пути к тому крещению. Наше дело – тень и образ. Должно прийти другому лицу, которое покажет истину». Таким образом слова: по мне Грядый наиболее указывают на Его достоинство. Если бы (крещение Иоанново) было совершенно, то не было бы нужды искать второго. Предо мною бысть, то есть Он досточтимее, славнее меня. А чтобы не подумали, что это превосходство есть только сравнительное, то, желая показать Его несравненное достоинство, Иоанн присовокупляет: емуже несмь аз достоин, да отрешу ремень, то есть Он не просто предо мною бысть, но так, что я недостоин быть в числе даже последних служителей Его: развязывать обувь и есть дело самого низкого служения.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст.26-28   Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете.
Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его.
Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн.

 

Незлобно переносит блаженный Креститель (речь) своих порицателей, а данное им в словах о себе самом объяснение весьма целесообразно обращал в предмет спасительной проповеди. Научает уже, хотя и против их воли, посланных от фарисеев, что Христос уже внутри дверей. Я, говорит, ввожу детоводственное крещение, для начала покаяния омывая водою оскверненных грехом и научая от низшего возноситься к совершеннейшему; ибо надлежало исполнить на деле то, что проповедовать послан я, –«приготовьте», то есть, «путь Господу.» Но Податель большего и досточуднейшего и Дарователь всякого совершенства во благе «стоит среди вас» , еще не знаемый по причине облачения телом, настолько превосходящий меня, Крестителя, что я не должен считать себя достойным быть у Него даже в качестве слуги. Это, полагаю, означают слова: «не достоин» развязать «его ремень обуви.» Высказывая истину, он совершает и нечто другое полезное, а именно: убеждает надменного фарисея смиренномудрствовать, а себя самого представляет в образец этого.

«Это», говорит, «происходило в Вифаваре при Иордане» (за Иорданом), сообщая и это как бы знак точной и тонкой памяти своей; ибо все мы имеем обычай в повествованиях о предметах важнейших вспоминать и места, в коих им случилось быть.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга I

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 26-27 Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его

Примечай кротость святого и правдивость. Кротость в том, что он не отвечает им ничего сурового, несмотря на их высокомерие; правдивость в том, что он свидетельствует о славе Христа с большою смелостью и не скрывает славы Господа с тем, чтоб себе заслужить доброе имя, но объявляет, что я крещу крещением не совершенным (ибо крещу в одной только воде, не имеющей прощения грехов), но приготовительным к принятию крещения духовного, дарующего прощение грехов. «Стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете». Господь соединился с народом, и потому не знали, кто Он и откуда. - Может быть, кто-нибудь скажет, что и в ином смысле Господь стоял среди фарисеев, но они не знали Его. Так как они, по-видимому, прилежно занимались Писаниями, а в них возвещаем был Господь, то Он был «среди» их, то есть в сердцах их, но они не знали Его, потому что не понимали Писаний, хотя и имели их в сердцах. Может быть, и в том смысле, что Господь был посредником между Богом и людьми, Он стоял «среди» фарисеев, желая примирить их с Богом, но они не знали Его. - Постоянно прибавляет: «Идущий за мною», чтобы показать, что его крещение не совершенное, но приготовительное к крещению духовному. «Стал впереди меня», то есть почтеннее, славнее меня, и настолько, что я не считаю себя и между последними Его рабами. Ибо развязывать обувь - дело последнего служения. - Знаю я и читал у одного из святых такое объяснение: «обувь» везде понимается о плоти грешников, подлежащей тлению, а «ремень» или повязка - об узах греховных. Итак, Иоанн у прочих, приходящих к нему и исповедующихся, мог развязывать ремень грехов, ибо они приходили к нему связанные узами собственных грехов; и, убеждая их к покаянию, указывал им путь и к совершенному свержению с себя ремня сего и греховной обуви; на Христе же, не находя ремня или уз греха, естественно не мог и развязать его. Почему же не находил его? Потому, что Он не сделал греха, и не нашлось лжи в устах Его (1Пет. 2, 22). «Обувью» означается и явление к нам Господа, «ремнем» ее - способ воплощения и того, как Слово Божие соединилось с телом. Способ сей невозможно разрешить. Ибо кто может объяснить, как Бог соединился с телом?

Толкование на Евангелие от Иоанна

Филарет (Гумилевский), свт. (†1866)

Ст. 26-27 Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его.

Ст. 26-27 Отвеща́ им Иоа́нн, глаго́ла: аз креща́ю водо́ю, посреде́ же вас стои́т, Его́же вы не ве́сте. Той есть Гряды́й по мне, И́же пре́до мно́ю бысть, Ему́же несмь аз досто́ин, да отрешу́ реме́нь сапогу́ Его́.

В ответе своем Предтеча, не говоря ни слова укоризны для заносчивой гордости, даст ей однако понять легкомыслие её; он повторяет сказанное, что он точно не из воскресших пророков, но он, как сказал уже, вестник о грядущем Господе – Мессии. «Готовьте путь Господу», – говорит голос в пустыни у пророка. То же самое говорил Предтеча, когда проповедывал: покайтеся. Крещения его – крещение приготовительное, крещение в покаяние и оставление грехов (Лк.3:3; Мф.3:11); крещения удостаивал он тех, которые приходили с исповедью грехов своих. Это вовсе не то крещение, которое имел совершить по пророчествам Мессия. Протестанты, как и фарисеи, допрашивавшие Предтечу, без основания смешивали крещение Иоанново с крещением Христовым, – и выходило, что не понимали ни того, ни другого.

Посреде же вас стоит, Его же вы не весте. «Это сказал он потому, что Христос обыкновенно являлся в толпе народа, как человек простой и учил против гордости и тщеславия», с какими являлись надменные иудейские книжники (Златоуст). Иудеи ждали, сильно ждали Мессию: но так как ждали они не того Мессию, – кроткого ангела, искупляющего страданиями своими свободу духовную людям, о котором говорили пророки, а Мессию придуманного страстями их, то и оказалось, что не узнали они пришедшего Мессию.

Той есть грядый, иже предо Мною бысть, ему же несмь аз достоин, да отрешу ремень сапогу Его. С какою любовью Предтеча пользуется случаем говорить о Мессии истинном, о Мессии пророков. Вот, говорит он, тот, которого обещали пророки, – он идет. Он идет после меня, явился по времени после меня со своим служением: но как он древен! Предо мною бысть, далеко прежде меня существовал. Как Он высок! «Я недостоин развязать ремень у обуви Его». Сапог – сандалия у восточных прикреплялся к ноге ремнем. Развязывать ремень сандалий – было делом слуг. Ученики уважаемого и любимого учителя считали себе за честь, если прикрепляли и развязывали ремень сандалий у учителя (Lichtfoot ad h. 1.). Иоанн креститель не считает себя достойным слугою и учеником Того, Кто шел за ним, Христа Иисуса. Так велик, так высок Тот учитель, Тот Владыка!

Учение Евангелиста Иоанна о Слове

Евфимий Зигабен (†1118)

Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете.

Иисус Христос находился в то время среди народа. Он шел креститься как один из многих, и это было известно Иоанну по Божественному Откровению. Слова: «Которого вы не знаете» относятся к Его Божеству.

Толкование Евангелия от Иоанна

Д.П. Боголепов, проф. (†1880)

Ин.1:24-28 

Замечание евангелиста, что «посланные были из фарисеев», хочет разъяснить мотив дальнейшего вопроса о праве Иоанна крестить, если он не Христос, не Илия, не пророк. Фарисеев, следовательно, в деятельности Иоанна более всего соблазняло крещение. Почему? Или потому, что оно было крещение покаяния, что чрез него все люди, не исключая и гордых своею законною праведностью фарисеев, объявлялись нравственно-нечистыми, или потому, что крещение Иоанново было нововведение и потому оскорбляло их законную ревность, или по тому и другому вместе: тайная неприязнь к Иоанну происходила в них уже оттого, что он своею проповедью (Мф.3:7 и др.) объявлял и их нечистыми; юридически же они считали себя обязанными допросить его о праве вводить новые обряды в религиозную жизнь народа, – праве, которое они готовы были признать только за Мессиею и Его предтечами. (Смысл ответа Иоанна см. объяснение на Мф.3:11 и паралл., Ин.1:15. п. 1 и 18).

Руководство к толковому чтению Четвероевангелия и Книги Деяний Апостольских

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 26-27. Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете.  Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его.

 Иоанн сказал им и пр.: смысл ответа Иоаннова тот, что его крещение есть только предварительное крещение, приготовительное к тому крещению, какое будет совершать пришедший уже Мессия, к крещению Духом Святым и огнём (Мф.3:11 и прим. и парал.). Посланные, как видно, не поняли предшествующего ответа Иоаннова о себе как предтече (ст. Ин.1:23), может быть, потому, что книжники указанного места из пророка Исаии не считали относящимся к Мессии и Его предтече, а потому и спросили – почему же он крестит, если он не Мессия, не предтеча Его в их смысле. Иоанн теперь яснее открывает им о себе как предтече (хотя не в их смысле) уже пришедшего Мессии и в этом указывает своё право и обязанность крестить, хотя это крещение есть только ещё предварительное. Теперь посланные могли яснее понять – кто такой Иоанн; не говорит же яснее о себе и Христе, оставляя место их вере, ибо вера, прежде всего, нужна, чтобы прийти к Мессии и вступить в Его начинавшее устрояться царство.
– Я крещу в воде: см. прим. к Мф.3:11 и парал.
Стоит среди вас: выражение, означающее не то, что в настоящую минуту Он стоит – находится между вами, но вообще – явился уже, пришёл к народу Своему, живёт между ними.
 Которого вы не знаете: выражение указывает на вопрос посланных – что же ты крестишь, если ты не Христос; эта форма вопроса предполагает, что они не знают ещё явившегося среди них Мессию – Иисуса из Назарета. Если и узнан и принят Он был при крещении, то лишь некоторыми; вообще же иудеи ещё не знали Его.
Он-то Идущий и пр.: см. прим. к ст. Ин.1:15.
– Я недостоин и пр. см. прим. к Мк.1:7, и парал.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 26-27 Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его.

Ст. 26-27 Отвеща им Иоанн, глагола: аз крещаю водою: посреде же вас стоит, Его же вы не весте. Той есть Грядый по мне, Иже предо мною бысть: Емуже несть аз достоин, да отрешу ремень сапогу Его.

Ниже, в 33-м стихе, Иоанн Креститель говорит о «крестящем Духом Святым» (Ин.1:33). Здесь же он в стихе 26-м указывает, что крещение его есть крещение лишь приуготовительное, неполное, что оно есть только образ другого крещения Духом Святым. Объяснив стоявшим пред ним фарисеям приуготовительный характер своего крещения, он указывает им, что если они ищут сердцем и душою Того, Который есть чаяние Израиля, то Он уже находится среди их. Весьма замечательно, что услышав, что есть Некто «грядый, Иже пред Иоанном бысть» и «Емуже Иоанн не достоин да отрешит ремень сапогу его», – фарисеи не любопытствуют узнать, кто же Сей, возвещенный столь торжественными словами. По-видимому посланные не хотят и даже боятся вникнуть в эту тайну и не только не исследуют, кто Сей стоящий посреди их, но по-видимому не отвечают ничего и удаляются в молчании. 


Мы выше говорили по поводу стиха 15-го (Ин.1:15), что выражение «бысть предо мною», и «первее мене бе» удаляет мысль в неопределенную глубину прошедшего , подобно тому, как в 58-м ст. 8 главы Ев. от Иоанна (Ин.8:58) Господь глаголал: «Аминь, Аминь глаголю вам, прежде даже Авраам не бысть Аз есмь».

Мы не совсем уверены в том, совершенно ли удаляются фарисеи с Иордана после сего разговора с Иоанном, или присутствуют при другом свидетельстве Иоанна о Господе и Духе Святом, произнесенном на другой день (Ин.29-34). Святой Евангелист Иоанн ничего об этом не говорит. По изучении текста Мф.3:7-12 в совокупности с 1-й главой Иоанна видно, что слова, обращенные к фарисеям и саддукеям, приходившим креститься у Иоанна, были слова, произнесенные до крещения Господа, а в Евангелии Иоанна говорится о крещении Господа, как о совершившемся уже событии, и потому нельзя смешивать фарисеев и саддукеев, приходивших креститься, с посланными из Иерусалима иереями и левитами вопросить Иоанна: «ты кто еси?» Поэтому свидетельство Евангелиста Матфея не разъясняет вопроса, оставались ли и на другой день посланные из Иерусалима и слышали ли они второе свидетельство Иоанна Крестителя. Мы склоняемся к мысли, что хотя они уже не вступали в пререкание с Крестителем, но оставались на другой день и слышали свидетельство его о «Крестящем Духом Святым» (ср.Ин.1:29-34).


 

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Kоторого вы не знаете

Иоанн отвечает фарисеям, что его крещение не имеет того значения, какое должно было иметь крещение, которое, по представлению фарисеев, будет совершать Мессия или кто-либо из пророков. Он, Иоанн, крестит только в воде, – очевидно противополагая в мысли своему крещению то крещение Духом Святым, которое будет совершать Мессия (Мф.3:11). Нет, как бы говорит Иоанн, не на меня вы должны устремить все свое внимание, а на Того, Kто уже находится среди вас неведомо для вас, т. е., конечно, на Мессию, Kоторого вы ждете.

Толковая Библия

Гладков, Б. И. (†1921)

Ин. 1:22-27

«Так кто же ты? Скажи! Ведь нас послали узнать – кто ты? И мы должны дать ответ пославшим нас; и по какому праву ты крестишь, если ты не Христос, не Илия и не Пророк?»
Отвечая на эти вопросы, Иоанн повторил свой ответ, данный приходившим к нему фарисеям и саддукеям, но добавил: «Идущий за мною стоит среди вас». Он говорил прежде, что приблизилось Царство Небесное, что Христос идет, что пришествие Его близко, что лопата Его уже в руке Его и что секира у корня дерев лежит (Лк. 3:16-17, Мф. 3:7-12); теперь же, после Крещения Иисуса, сошествия на Него Святого Духа и слышанного им голоса с неба, он прямо возвещает, что Христос уже пришел, стоит среди вас... Я недостоин развязать ремень у обуви Его.
Обувь бедных людей того времени состояла из двух дощечек, или пластинок коры, или кожи, которые ремнями привязывались к подошвам; при входе в дом рабы или слуги снимали эту обувь с пришедших и омывали им запыленные от ходьбы ноги. Обязанности развязывания ремней обуви, снимания ее и омывания ног считались самыми унизительными; и вот, Иоанн ставит себя, в сравнении с Христом, в такое же положение, в каком находится последний раб по отношению к своему господину.

Толкование Евангелия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka