На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Во утрий (же) виде Иоанн Иисуса грядуща к себе и глагола: се, Агнец Божий, вземляй грехи мира

Во утрий же виде Иоанн Иисуса, грядуща к себе, и глагола: се, Агнец Божий, вземляй грехи мира. Евангелисты как бы разделили между собою времена. Матфей, вкратце обозрев время до заключения в темницу Иоанна Крестителя, поспешает к обстоятельствам последующим; а евангелист Иоанн не только не вкратце представляет то время, но на нем-то в особенности и останавливается. Матфей, после пришествия Иисуса из пустыни, умолчав о промежуточных обстоятельствах, как, например, о том, что проповедовал Иоанн, что говорили посланные (к нему) иудеи, и сократив все прочее, немедленно переходит к темнице. Слышав Иисус, говорит он, яко Иоанн предан бысть, отъиде оттуда (Мф. 4, 12). Но Иоанн сделал не так; а, умолчав об отшествии в пустыню, о котором сказал Матфей, он повествует об обстоятельствах после сошествия Иисуса с горы и, рассказав о многом, затем присовокупляет: не убо бе всажден в темницу Иоанн (3, 24). Но для чего, скажешь, Иисус теперь приходит к Иоанну, делает это не однажды, а и в другой раз? Матфей говорит, что Ему нужно было прийти для крещения. Указывая на это, и Сам Иисус присовокупляет: тако бо подобает нам исполнити всяку правду (Мф. 3, 15). А Иоанн показывает, что Он и в другой раз приходил, уже после крещения, и это замечает словами Крестителя: видех Духа сходяща, яко голубя, и пребысть на Нем (1, 32). Итак, для чего он приходит к Иоанну? Ведь Он не просто пришел туда, а приходил именно к нему. Виде Иоанн, сказано, Иисуса, грядуща к себе. Так как Иоанн крестил Его вместе с другими многими, и многие могли предполагать, что Он приходил к Иоанну по той же причине, как и другие, то есть затем, чтобы исповедать согрешения и омыться в реке с покаянием, то Иисус и приходит снова, чтобы и самому Иоанну дать возможность исправить такое предположение. И действительно, Иоанн, сказав: се, Агнец Божий, вземляй грехи мира, совершенно уничтожил такое подозрение. Если Он так чист, что может даже разрешать чужие грехи, то ясно, что Он приходит не затем, чтобы исповедать свои согрешения, а чтобы чудесному проповеднику дать случай – повторением прежде сказанного еще точнее внушить слушателям прежде о Нем сказанное и присовокупить к тому еще нечто другое. Частица: се употреблена потому, что многие уже давно, вследствие слов Иоанна, хотели видеть Его. Поэтому Иоанн и указывает Его, когда Он явился, и говорит: се, выражая этим, что Он есть Тот, Кого издавна ожидали. Се Агнец. Агнцем называет Его, припоминая иудеям пророчество Исаии и прообразование из времен Моисея, чтобы чрез прообраз ближе привести их к истине. Но агнец ветхозаветный не принимал на себя никогда ничьих грехов, а этот принял грехи всего мира, избавил его от гнева Божия, когда ему угрожала погибель.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира

«На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса». В весьма малое время Креститель оказывается вместе и пророком и апостолом, ибо о Ком недавно предвозвещал, как об имеющем прийти, теперь объявляет Его уже пришедшим. Посему и превзошел меру пророков, как Сам Спаситель говорит в одном месте к иудеям, рассуждая о нем так: «что́ смотреть ходили вы в пустыню?.. пророка? Да, говорю вам, и больше пророка.» (Мф. 11:7, 9). Те (пророки) некогда пророчествовали, что явится Христос, а он (Предтеча) не только восклицал, что приидет, но и указал Пришедшего, ибо «на другой день», говорится, «видит идущего к нему Иисуса».

«И говорит: вот Агнец Божий, который берет на себя грехи мира». Теперь уже несвоевременно было (говорить) «приготовьте путь», когда явился уже и был пред очами Тот, для Кого совершается приготовление (пути). Положение дела требовало других слов. Надлежало раскрывать, Кто был Пришедший и зачем совершает нисшествие Пришедший к нам с небес. Итак, «вот», сказано, «Агнец Божий, взявший грехи мира», на Коего указал пророк Исаия в словах: «как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен» (Ис. 53:7), и Коего, сказано, некогда предобразовал закон Моисеев. Но тогда Он спасал только отчасти, не простирая милость на всех, ибо был образом и тенью, – теперь же Тот, Кто некогда живописуем был посредством загадок, Истинный Агнец, Непорочная Жертва, ведется на заклание за всех, дабы отогнать «грех мира», дабы низвергнуть губителя вселенной, дабы Своею за всех смертью упразднить смерть, дабы разрешить проклятье, бывшее на нас, дабы прекратилось наконец (наказание, выраженное в словах Бога) «ибо прах ты и в прах возвратишься​​​​​​​» (Быт. 3:19), дабы явился Второй Адам – не от земли, но с неба (1Кор. 15:47) – и стал для человеческой природы началом всякого блага, разрушением внесенного (грехом) тления, виновником вечной жизни, основанием преобразования (человека) по Богу, началом благочестия и праведности, путем в Царство Небесное. «Один за всех умер» Агнец, спасая Богу и Отцу весь сонм людей, – «Один за всех», дабы всех подчинить Богу, «Один за всех», дабы всех приобрести, дабы наконец все «не для себя жили, но для Умершего за них и Воскресшего» (2Кор. 5:15). Поскольку мы находились во многих грехах и посему были повинны смерти и тлению, то Отец дал Сына в «избавление» за нас (1Тим. 2:6), Одного за всех, так как и все в Нем, и Он выше всего. Один умер за всех, дабы все жили в Нем, ибо смерть, поглотив Агнца за всех, в Нем и с Ним и извергла всех: все мы были во Христе, ради нас и за нас умершем и воскресшем. А с упразднением греха разве не необходимо принять, что упразднена и явившаяся из него и по причине его смерть? Со смертью корня разве уже могла уцелеть отрасль из него? По какой причине мы должны будем умирать, когда уже уничтожен грех? Посему мы торжествуем заклание Агнца Божия и говорим: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?​​​​​​​» (Ос. 13:14; 1Кор. 15:55); «ибо всякое нечестие», как сказал в одном месте Псалмопевец, «заграждает уста свои» (Пс. 106:42), будучи уже не в силах обвинять согрешивших по своей немощи. Ведь «Бог оправдывает их. Кто осуждает?» (Рим. 8:33-34)? «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал. 3:13), дабы все мы избегли проклятия греха.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира

Господь часто приходит к Предтече. Для чего это? Так как и Господь крестился от Иоанна, как один из многих, то часто приходит к нему для того, без сомнения, чтобы некоторые не подумали, что Он наравне с прочими крестился как виновный в грехах. Креститель, желая исправить такое предположение, говорит: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Тот, Кто настолько чист, что берет на Себя и истребляет грехи прочих, очевидно, не мог принять крещение исповедания (покаяния) наравне с прочими.
Исследуй, прошу тебя, и сие выражение: «вот Агнец Божий». Слово это относится к тем, кои желают видеть Агнца, о котором возвещает Исаия (Ис.53:7-8). Вот, говорит, Тот Агнец, Которого ищут; Тот Агнец, вот здесь. Ибо естественно, что многих тщательно занимавшихся пророческою книгою Исаии, занимал вопрос, кто бы был Тот Агнец. Итак, Иоанн указывает Его. Он не сказал просто Агнец, но «Тот Агнец», так как агнцев много, как и христов много; но Он есть Тот Агнец, Которого прообраз указан у Моисея (Исх. 12) и о Котором возвещает Исаия (Ис. 53). 
Христос называется «Агнцем Божиим» или потому, что Бог отдал Его за нас на смерть, или потому, что Бог принял смерть Христа за наше спасение. Как мы обыкновенно говорим: эта жертва такого-то, вместо того, чтоб сказать: эту жертву принес такой-то; так и Господь называется Агнцем Божиим потому, что Бог и Отец из любви к нам отдал Его на закалание за нас. 
Не сказал Иоанн: «взял» грех, но «берет», потому что Он каждый день берет на Себя грехи наши, одни чрез крещение, другие чрез покаяние. Агнцы, которых закалали в Ветхом Завете, не уничтожали совершенно ни одного греха; но Сей Агнец берет на Себя грех всего мира, то есть истребляет, изглаживает.  Почему не сказал Иоанн: «грехи», но: «грех»? Может быть и потому, что, сказав «грех», он сказал вообще о всех грехах; как мы обыкновенно говорим: «человек» отпал от Бога, вместо «все человечество», так и он здесь, сказав «грех», обозначил все грехи. А может быть и потому, что грех мира состоял в непослушании, так как человек низринулся в страсти чрез неповиновение Богу, а Господь загладил это непослушание, быв послушлив до смерти и уврачевав противное противным.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Тихон Задонский, свт. (†1783)

На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира

Называет его не Судией, судящим мир, хотя Он и есть Судия, но Агнцем Божиим, берущим на Себя грехи мира, то есть свидетельствует людям, что Он пришел в мир не судить грешников за грехи, но взять их грехи, как и Сам о Себе сказал Сын Божий: «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин 3:17). Согласно этому и апостол Его написал: «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1Тим 1:15).

Отсюда почерпнем утешение себе, грешники, что Царь Небесный пришел к нам на землю, как Агнец, взять грехи наши, а не как Судия, судить нас за грехи. Благодарим Его за человеколюбие Его. Да последуем и мы Ему, как Агнцу кроткому, и да будем к ближним нашим незлобивыми: будем молчать пред хулящими нас и обижающими нас, как агнцы пред стригущими их безгласны. Тогда возьмет Он нас на плечи Свои, как Пастырь, и принесет к Отцу Своему.

Видим, что один Он берет на Себя грехи всего мира, но берет грехи тех, которые каются истинно, и перестают грехи ко грехам прилагать, и к Нему с верой прибегают, и просят отпущения грехов, – тем Он отпускает грехи. Покаемся же и мы, перестанем грехи собирать и ими, как долгами, себя обременять, и приступим к Агнцу Сему, чтобы и наше бремя Он взял и облегчил нас, дабы, освободившись от бремени грехов, удобно благодатью Его вошли мы в отечество небесное.

Письма келейные. Письмо 71

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О святом Кресте Христовом
 

Сектанты говорят: Крест Христов осквернен грехами человеческими, потому что Спаситель пригвоздил грехи ко Кресту (Кол.2:14).

Православный ответ: Тогда и жертвенник, на котором приносились жертвы за грехи, должен быть нечист и презираем, но он – «святыня великая» (Исх.30:22-29). Тогда и Кровь Христа, омывшая грехи наши (Ин.1:7; Откр.1:5), – по сектантски, – нечиста, осквернена. Но, по Писанию, «сколь тягчайшему наказанию повинен будет тот, кто ... не почитает за святыню Кровь Завета, которой освящен»(Евр.10:29). Тогда должно почитать оскверненным и Христа, Божия Агнца, Который взял на Себя грехи всего мира (Ин.1:29). Но так могут говорить только безумные сектанты, а для нас крест есть оружие победы Христа над диаволом, жертвенник нашего освящения и «святыня великая».

Оружие правды

Евфимий Зигабен (†1118)

Во утрии (же) виде Иоанн Иисуса грядуща к себе

– на следующий день после возвращения Иисуса Христа из пустыни, так как Иоанн еще оставался при Иордане. Зачем же Иисус Христос идет к Иоанну? Так как некоторые предполагали, что Он, подобно другим, принял крещение покаяния, как грешник, то теперь идет к Иоанну, чтобы представить ему случай исправить такое подозрение более совершенным свидетельством.

И глагола: се Агнец Божий

Назвал Его Агнцем, напоминая прообразы закона и пророчество Исаии, и как бы так говоря: «Вот Агнец, прообразованный в законе и возвещенный Исаией». Затем присоединяет и особенное, преимущественное Его свойство, именно – что Он был послан Богом на заклание для спасения людей. Или: Божий, т.е. Божественный, по причине Своего Божества.

Вземляй грехи мира

Заколаемый агнец законный уничтожал грехи одного народа израильского, как тень, предначертание и прообраз истины, а закланный Агнец Божий уничтожает грехи всего мира и очищает всех живущих в мире, как истина; тот был неразумный, а Этот – разумный и – мало того – даже Божественный. Под грехами разумей не только скверны душевные, от которых Он освобождает соблюдающих заповеди Его, но и немощи телесные, от которых Он освобождает болящих. Сказав: вземляй грехи мира, уничтожил вышеуказанное подозрение. Очевидно, что уничтожающий грехи других людей Сам не имеет грехов; а не имеющий грехов пришел на крещение совершенно по другой причине, которую Креститель и указывает немного после.

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о святых иконах

Святые иконы в Православной Святой Кафолической Церкви имеют начало и основание в Божественном Писании.

Лев Иуда, о котором вещает Иаков, говоря, что сын его Иуда, молодой лев, лег и уснул, как лев и как львица (Быт. 49:9). Не образ ли это Христа? Смотри Апокалипсис, глава 5, где написано о Христе: победил Лев от колена Иудина (Откр. 5:5).

Книга Исхода, глава 17. Камень, источающий воду. Не Христа ли это образ? Смотри 1Кор. 10:4: Камень же был Христос.

Книга Исхода, глава 12. Агнец пасхальный непорочный, заколотый, на огне испеченный, в костях своих несокрушенный. Не был ли он образом Христа, Агнца непорочного, о котором говорит Иоанн Креститель: вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира (Ин. 1:29). Как Овца, веден был Он на заклание, и как агнец перед стригущим его безгласен (Ис. 53:7). И костей Ее не сокрушайте (Исх. 12:10).

Книга Пророка Иезекииля, глава 1. Четверо животных. (Иез. 1:4-14) Не образы ли это четырех Евангелистов, по общему толкованию всей Святой Церкви? Некоторые святые Отцы богомудрствуют, что эти животные – образы Самого Христа. Поистине, лицо человека – образ Воплощения и Рождества Христова, лицо тельца – страдания Христова, лицо льва – Воскресения, лицо орла есть образ Вознесения Господня.

Книга Пророка Даниила, глава 2. Камень, от горы отсеченный нерукотворно. (Дан. 2:34) Не образ ли это Христа, от Девы рожденного, как толкует и сам Даниил Пророк в этой же главе?

Знали ли Израильтяне, создавшие скинию, ковчег, херувимы и другие образы, о заповеди Господней не создавать кумира или не знали? Не можете сказать, что не знали, ибо заповеди Господни хранились на скрижалях в ковчеге. Если же знали, то почему создали херувимы и другие образы? Создали по повелению Божию. Если им было велено, то кто запретил нам? Если вы приведете какие-либо запреты из Писания, то они относятся к идолам и на них направлены. Многие образы появлялись в Ветхом Завете и без повеления Божия, что вы обнаружите во второй части. Если они появляются во славу Божию, то на это не всегда требуется повеление: достаточно повеления в общем, если что-то делается во славу. Если хотите знать, кто нам повелел создавать иконы, то это Христос, Апостолы и вся Святая Кафолическая Церковь: Христос – изображением лица Своего на убрусе. Апостолы – и Преданием, и изображением икон Богородицы, как Апостол Лука. Вся же Церковь Святая – Соборным утверждением. Если же кто Церковь Соборную не слушает, тот язычник и мытарь, по Слову Христа. Ветхозаветное повеление Божие создавать образы во славу Его перешло и к нам.
 

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви


Догмат о Святейшей Евхаристии, то есть Таинстве Тела и Крови Христовых


Что же сказать о ветхозаконном агнце? Как исполнится этот образ, если нет в нашем Таинстве истинного Тела непорочного Агнца, берущего на Себя грех мира (Ин.1:29)? Христос, упраздняя ветхие образы и ветхозаконную пасху, то есть агнца, которого ели по обычаю на ветхозаветной вечери, тотчас совершает исполнение и упразднение этой пасхи и подает иного, лучшего Агнца, то есть Тело Свое и Кровь подает под видом хлеба и вина, как истинный Мелхиседек, говоря: «Сие есть Тело Мое... сия есть Кровь Моя (Мк.14:22-24). Моисей дал мясо агнчее, которое не может очищать от греха. Я же даю вам Тело Мое и Кровь, изливаемую во оставление грехов всего мира». Если же в нашем Таинстве есть только хлеб и вино, то не исполнился и не упразднился этот образ, но были даны знамения вместо знамений, образы вместо образов, тщетные и пустые, вместо тщетных же и пустых образов. Напрасно мы оставили Ветхий Закон, прельстившись изменениями, если восприняли только образы и знамения, а не истину. Скажу более того: если вместо агнца, из которого истекала кровь и ею мазали двери, был взят простой хлеб, то агнец Иудейский яснее предвозвещал смерть Христа, чем простой хлеб, в котором не может быть такого явственного знамения смерти и Крови. Но поскольку этот образ уже упразднился и нам было дано лучшее вместо худшего, Апостол Павел свидетельствует об этом, говоря: Пасха наша, Христос (1Кор.5:7). И тут же, к ядению Тела Его призывая, говорит: Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою злобы и лукавства, но с опресноками чистоты и истины (1Кор.5:8).

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви


Догмат о добрых делах, служащих причиной вечного спасения

Пререкание
Более всего оскверняются добрые дела праведников и получают греховный порок от похоти, которая остается и в праведниках по Крещении и по оправдании и является грехом. И из-за нее дела праведников не могут быть чисты и свободны от греховного порока.

Отвечаем

Крещение омывает, очищает, отнимает, забирает грехи: Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисть меня (Пс.50,4). Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин.1:29). Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф.5,25-27). Если же Бог омывает, очищает, забирает, отнимает грехи Святым Крещением, то, как может быть истинным учение противников, что Бог не отнимает грехов в Святом Крещении, но только прикрывает и не вменяет, чтобы за них наказывать, то есть отнимает необходимость наказания, а грех, который является причиной наказания, оставляет?

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.

– На другой день: не неопределённое – в другой день какой-либо, но определённое – на следующий день, т. е. на другой день после того дня, в который дан был Крестителем ответ посланным к нему из Иерусалима (ст. Ин.1:19-27).
– Идущего к нему Иисуса: идущего не для крещения (так как из дальнейших слов Иоанна видно, что это было уже после крещения, ст. Ин.1:32-33), но для чего-то другого, о чём евангелист не счёл нужным сказать.
– Вот Агнец Божий и пр.: иудеи заколали и вкушали агнца пасхального в воспоминание избавления первенцев их от избиения Ангелом при исшествии их из Египта (Исх.12), и это был величайший и торжественнейший праздник их. Этот агнец пасхальный был прообразом Иисуса Христа (Ин.19:33,361Кор.5:7). Потом законом повелено было приносить при скинии ежедневно в жертву за грех на жертвеннике двух агнцев непорочных, одного утром, другого вечером (Исх.29:36-42). Впоследствии, когда чрез пророков Бог благоволил всё яснее и яснее открывать образ будущего Мессии, когда пророки стали изображать Его как невинного страдальца за грехи людей для их искупления и примирения с Богом, величайший из пророков Исаия изобразил страждущего Мессию также под образом агнца, беспрекословно ведо́мого на заклание (Ис. 53:7). Величайший и последний из ветхозаветных пророков Иоанн Креститель теперь под этим именно образом и указывает народу в Иисусе пришедшего уже Мессию, имеющего пострадать за грехи людей, – дивное ясновидение, какого не имели, даже не могли долго понять и самые ближайшие ученики Господа, для которых речь Самого Господа о Своих страданиях долго оставалась закрытой, непонятной (Лк.18:31-34). «Агнцем называет его, припоминая иудеям пророчество Исаии и прообразование из времён Моисея, чтобы чрез прообраз ближе привести их к истине» (Злат.).
– Агнец Божий, т. е. от Бога исшедший и Самим Богом определённый на заклание (ср. Феофил.).
– Который берёт, т. е. на Себя берёт, Сам, т. е. добровольно, грех, – общее вместо частного (ср. Феофил.), грех как совокупность всех грехов мира, т. е. всего, целого мира, не только иудеев, но и язычников. «Агнцы, которых заколали в Ветхом Завете, не уничтожали совершенно ни одного греха; но сей Агнец берёт на Себя грех всего мира, т. е. истребляет, изглаждает» (Феофил.). «И не сказал Иоанн: имеющий взять, или взявший, но – Который берёт. В самом деле, Он не тогда только принял на Себя грех, когда пострадал, но с того времени и доселе вземлет грехи, не так, как бы всегда был распинаем (ибо Он однажды принёс жертву за грехи), а так, что этою одною жертвою Он всегда очищает грехи» (Злат.). Это – первое, столь ясное при образности, учение об искупительной смерти Мессии, прежде только ещё старец Симеон Богоприимец указал, хотя не столь определительно, на сие (Лк.2:34-35 и прим.).

Толкование на Евангелие от Иоанна

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Агнец

Агнец
 (козленок, ягненок) – слово, употребляемое одинаково о молодых овцах и козлах (Исх.12:3,5). Еврейским законом точно предписано, чтобы пасхальной жертвой непременно был агнец от овец или коз. В том же самом законе содержатся некоторые особенные частности относительно возраста и свойств агнца (Исх.12:5 и Лев.22:27). Пророк представляет Иисуса Христа под видом агнца, ведомого на заклание и безгласного пред стригущим Его (Ис.53:7). То же самое выражение употребил и Предтеча Христов Иоанн о Господе Иисусе Христе, когда узрел Его грядущим на дело общественного служения роду человеческому (Ин.1:29-36). Наименование Иисуса Христа агнцем указывает на Его глубочайшее смирение, незлобие и кротость, но особенно и преимущественно оно применяется к Нему, как к великой, умилостивительной жертве за грехи всего рода человеческого. На основании сего в Свящ. Писании содержатся частые указания то на агнца закланного, то на кровь агнца (Откр.5:6,7:9,14,17).

Слова агнец, агнцы, овцы употребляются в Свящ. Писании также в несобственном смысле о других лицах, как, напр., вообще о членах Церкви, об апостолах Христовых, о современных верующих; точно так же, как о людях, слабых верой, немощных, грешных и т. п. (Иез.34, Ин.10,11,16, Лк.10:3,Мф.10:16).
 

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 29-30 На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня.

Крещение, Господом воспринятое от Иоанна Крестителя, начертано у первых трех Евангелистов; Иоанн Богослов и не повторяет сказания о сем событии, но с одной стороны сказует о первом появлении на служение Господа, а с другой записывает свидетельство Иоанна Крестителя о личности Господа при Его появлении и о схождении на Него Духа Святого, когда Иоанн крестил Его.

Здесь в стихе 29-м рисуется первое появление Господа народу. Господь восприял крещение от Иоанна, Дух Святой, сходящий на Крещаемого и Глас с небеси «Сей есть Сын Мой возлюбленный о немже благоволих» (Мф.3:16-17) в торжественном Богоявлении возвестили Иоанну, что это есть Тот, о котором он должен свидетельствовать и возвещать. После сего Господь во плоти отведен был Духом в пустыню и искушен был, поразил диавола словом Своим. Тогда наступила минута появления Господа на проповедь. Эту минуту изображает Евангелие.

В начале бе Слово, говорит Евангелист: Слово стало плотию: предвестником Его был Иоанн Креститель, он засвидетельствовал о Нем народу, что Он среди их и грядет; и се Он в смиренном образе человека появляется: все взоры обращены на Него, и Иоанн восклицает: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Народ и книжники, стоявшие в безмолвном ожидании и посланные от Синедриона не могли не понять, что Грядущий, на Которого указывал Иоанн, был предсказан пророками. Они не могли не помнить, что пророк Исайя говорил о Мессии «Он был презираем и мы ни во что ставили Его»... «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни»... «Он истязуем был, но страдал добровольно»... как овца веден был Он на заклание и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст своих» (Ис.53:3-7). В этом именно смысле с прямым указанием на пророчества и называет Иоанн грядущего Господа «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». И агнец пасхальный был прообразованием великой жертвы, приносимой за греха наши. Но указывая на человеческую личность, являющуюся народу, Иоанн опять повторяет те таинственные слова, которые мы читали в Ин.1:27 и Ин.1:15 «предо мною бысть», «первее мене бе», то есть удаляет существование Сего (по образу) человека в таинственную глубь прошедшего, и ныне указывая на Него, свидетельствует, что он о Нем вещал, когда вещал о Великом, Коему он недостоин развязать ремень обуви Его.

 

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Kоторый берет на Себя грех мира

На другое утро после беседы с депутацией от синедриона и с фарисеями Иоанн, вероятно, на том же самом месте у реки Иордан, увидев подходившего к нему Иисуса, засвидетельствовал о Нем вслух при всех его окружавших как об Агнце, вземлющем грех мира. Зачем в это время Иисус шел к Иоанну – неизвестно. Kреститель назвал Христа Агнцем (ὁ ἀμνός) Божиим в том смысле, что Его Сам Бог избрал и приготовил для заклания в жертву за грехи людей, подобно тому как евреи при выходе из Египта готовили агнцев, кровь которых должна была спасти их дома от грозного суда Божия (Исх.12:7). Бог давно уже избрал Этого Агнца (Откр.13:8; 1Пет.1:20) и теперь давал Его людям – всем людям без исключения. Едва ли можно видеть в словах Kрестителя отношение к изображенному пророком Исаией Страдальцу (Ис.53), как полагают некоторые древние и новые экзегеты. В этой же главе книги Исаии Мессия назван не прямо Агнцем, а только сравнивается с ним и является несущим не грехи наши, а болезни и скорби.

«Kоторый берет на Себя грех мира» – точнее: уносит грех мира с Собою. Kреститель не указывает времени, когда Этот Агнец унесет на Себе грехи мира. Настоящее время глагола αἴρω означает, так сказать, не ограниченное известным временем действие: Христос «каждый день берет на Себя грехи наши, одни – через Kрещение, другие – через покаяние» (блж. Феофилакт).

Гладков, Б. И. (†1921)

Ст. 29-30 На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня

 
Надо полагать, что это происходило уже после искушения Иисуса. На борьбу с голодом и духом зла шел в пустыню Иисус-Человек; Он вышел из этой борьбы Победителем Своими человеческими силами; и после такой победы к Иоанну на Иордан шел уже Иисус-Мессия, Иисус-Христос, Иисус-Богочеловек. На другой день после допроса Иоанна посланными синедриона Иоанн увидел шедшего к нему Иисуса и, указывая на Него, сказал: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.
Пророк Исайя изобразил страждущего Мессию в виде Агнца, на Которого Господь возложил грехи всех людей (Ис.53:6-7). Поэтому Иоанн, желая указать на Иисуса как на Мессию, называет Его так, как называл Его в своем пророческом вдохновении величайший из пророков.
Иоанн свидетельствует при этом, что шедший в то время к нему Иисус есть Тот Самый, о Котором он уже возвестил народу, фарисеям и саддукеям, – Тот, Который стал впереди его, потому что был прежде. Этими словами – был прежде – Иоанн как бы повторяет пророчество Михея об исхождении из Вифлеема Владыки, Которого происхождение из начала, от дней вечных (Мих.5,2).

Толкование Евангелия

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

Ст. 29. На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.

Об искуплении.


Не сказано: имеющий взять, или взявший, но – который берет... грехи людей приходящих к Господу и кающихся: 1Ин.1:9-10; как, напр., и в другом месте сказано: «приходящего ко Мне не изгоню»: Ин.6:37; или «не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне»: Ин.17:9; отсюда ясно, что Господь берет на себя грехи только тех, кто уверовал в Него и творит волю Его: Ин.9:31.

Краткий толкователь мест Священного Писания

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   
Крест Христов осквернен грехами: «взял его (рукописание) от среды и пригвоздил ко кресту» (Кол.2:14).
 

Ответ:   «Рукописание» – χειρόγραφον – написанное собственною рукою, долговая расписка.(1)  Под рукописанием разумеется не запись грехов, как умствуют сектанты, а закон ветхозаветный, относительно которого евреи дали обязательство: «и отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны» (Исх.24:3; Втор.27:11-23). Предписания закона служили обвинительным свидетельством против человека, который был бессилен исполнить их. Этот закон, данный в форме повелений, Господь упразднил Своею крестною смертью(2) («пригвоздил ко кресту» – Рим.7:1-4; Гал.3:13). «Какое рукописание? Павел говорит о том рукописании», – отвечает святой Иоанн Златоуст, – «которое Израильтяне дали Моисею: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны».(3)
На кресте, кроме «надписи» (Ин.19:19), никакого другого рукописания не было. Господь взял на Себя грехи мира (Ин.1:29) и «вознес их Телом Своим на древо» (1Пет.2:24).
Неужели сектанты скажут, что Тело Его, Он Сам осквернился грехами и потому не достоин поклонения?!! «Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха» (1Ин.3:5). Крест Христов освящен Кровью Его (Кол.1:20).
«Пригвоздил ко кресту». В древности было в обычае прибивать и вешать в публичном месте свитки с определениями закона, потерявшими свою силу, чем оповещалась отмена этих определений закона. Апостол пользуется образом, заимствованным из этого существовавшего в древности обычая, и говорит: «пригвоздил ко кресту», показывая тем, что на кресте, к которому был пригвожден Иисус Христос, был отменен ветхозаветный закон (Рим.7:1-4; Гал.3:13). Исполнение его после крестной смерти Иисуса Христа сделалось излишним; место его заступила вера в Распятого.(4)
--------------------------------------------------------------------
(1) - [По-гречески читается (Кол 2:14) так: ἐξαλείψας (уничтожив) τὸ καθ’ ἡμῶν χειρόγραφоν τоῖς δόγμασιν (долговую расписку, обязательство, закон, написанный повелениями, в форме предписаний, бывший против нас, так как мы не в состоянии были исполнить его, то он, всегда свидетельствовал против нас), ὁ ἦν ὑπεναντίоν ἡμῖν (который закон был нам враждебным, потому что обнаруживал преступления, через которые виновный вступает во вражду с Богом – Римл 4:15), καὶ αὐτὸ ἦρκεν (от αἴρω поднимаю, возвышаю, уношу, убираю, удаляю) ἐκ τоῦ μέσоυ (и его убрал из середины, с дороги, уничтожил, так как закон стоял преградою на пути человека ко спасению), πρоσηλώσας αὐτὸ τῷ σταυρῷ (пригвоздив ко кресту)].
(2) - В русском переводе послания слову δόγμα дано значение учения (τοῖς δόγμασιν – учением), что может навести на мысль, будто бы ветхозаветный закон упразднил Иисус Христос не крестною Своею смертью, а учением. Но слово δόγμα употребляется в Св. Писании не для обозначения известных положений учения, догматов, в каком значении оно стало техническим термином впоследствии, но для обозначения повелений кесаря (Лк.2:1; Деян.17:7), определений, постановлений апостольского собора (Деян.16:4). Таким образом в Посл. к Колос (Кол.2:14) δόγμα не может быть употреблено для обозначения учения Иисуса Христа. Под этим словом нужно разуметь предписания закона ветхозаветного. Словом τоῖς δόγμασιν ближе определяется, чем именно, какою своею стороною закон (χειρόγραφоν) был против человека. Мухин.Н. проф. Послание святого апостола Павла к Колосянам. 1897 г., стр. 180–190. Параллельным рассматриваемому стиху что Кол.2:14) является место в Посл. к Ефсс (Еф.2:15). Различие между этими местами то, что в Посл. к Еф. говорится о разрушении вражды через упразднение закона, а в Посл. к Кол. порядок обратный: упразднен закон, а потому уничтожена и вражда, разделявшая нас между собою и бывшая враждою и против Бога. Богдашевский Д. проф. Посл. святого апостола Павла к Ефесянам. 1904 г.. стр. 403.
(3) - Творения. Том. 11 6 Бес. на Посл. к Колос., пунк. 3. 1905 г., стр. 407).
(4) - Мухин Н. проф. Посл. св. ап. Павла к Колос, опыт исагогико-экзегет. исслед. 1897 г., стр. 191.
 

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible