Скрыть
Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 24-29 Фома же, един от обоюнадесяте, глаголемыи Близнец, не бе (ту) с ними, егда прииде Иисус. Глаголаху же ему друзии ученицы: видехом Господа. Он же рече им: аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры. И по днех осмих паки бяху внутрь ученицы Его, и Фома с ними. Прииде Иисус дверем затворенным, и ста посреде (их) и рече: мир вам. Потом глагола Фоме: принеси перст твой семо и виждь руце Мои: и принеси руку твою и вложи в ребра Моя: и не буди неверен, но верен. И отвеща Фома и рече Ему: Господь мой и Бог мой. Глагола ему Иисус: яко видев Мя, веровал еси: блажени не видевшии и веровавше

Как веровать просто и без разбора – дело легкомыслия, так и сверх меры испытывать и больше, чем нужно, исследовать – дело ума крайне упрямого. Поэтому-то и Фома подвергается порицанию. Когда Апостолы сказали ему: видехом Господа, он не поверил не столько по недоверию к ним, сколько потому, что считал невозможным это дело, то есть воскресение из мертвых. Он не сказал: я не верю вам, но: аще не вложу руку мою, не иму веры. Но отчего в то время, как все были собраны, не было его одного? Вероятно, он тогда не возвратился еще из прежде бывшего рассеяния. А ты, когда видишь этого ученика неверующим, подумай о человеколюбии Господа, Который и ради одной души показывает Себя в ранах, приходит и для спасения одного, хотя и более других упорного. В самом деле, (Фома) искал себе удостоверения посредством самого грубого чувства и не верил даже глазам. Он не сказал: если не увижу, но: если не осяжу, чтобы узнать, не призрак ли то, что я вижу. Без сомнения, и возвестившие ученики были уже достойны веры, равно как и Сам, обещавший это; тем не менее, однако ж, поелику Фома искал себе большего, то Христос не отказал ему и в этом.

Для чего же Он является ему не тотчас, а спустя восемь дней? Для того, чтобы Фома, внимая в течение этого времени убеждениям учеников и слыша одно и то же, воспламенился большим желанием и сделался более твердым в вере на будущее время. Но откуда он знал, что и ребра прободены? Слышал это от учеников. Отчего же этому он поверил, а тому не поверил? Оттого, что то было событие совершенно необыкновенное и чудесное. Но ты заметь правдолюбие Апостолов: они не скрывают недостатков ни своих, ни чужих, но описывают их со всею истиною. Итак, снова является Иисус и не ожидает, пока (Фома) станет просить Его или скажет что-нибудь подобное, но еще прежде, чем тот сказал что-нибудь, исполняет его желание, показывая тем, что Он был с учениками и в то время, как (Фома) говорил с ними. Он употребил те же самые слова, сильно укоряя его и вразумляя на будущее время. Сказав: принеси перст твой семо и виждь руце Мои, и вложи руку твою в ребра Моя, – прибавил: и не буди неверен, но верен. Видишь ли, что сомнение происходило от неверия? Но так было прежде, чем получили Духа Святого; а после – не так: они уже были совершенны. И не этими только словами Христос укорил, но и дальнейшими. Когда Фома, удостоверившись, успокоился и воскликнул: Господь мой и Бог мой! – Христос сказал: яко видев Мя, веровал еси: блажени не видевшии и веровавше. Вера в том, действительно, и состоит, чтобы принимать невидимое: есть вера уповаемых извещение, вещей обличение невидимых (Евр. 11, 1). А блаженными Он называет здесь не одних только учеников, но и тех, которые уверуют после них. Но ведь ученики, скажешь, увидели и уверовали? Однако ж они ничего подобного не требовали, но от погребальных пелен тотчас приняли слово о воскресении и, прежде чем увидели Самого Христа, уже показали полную веру. Итак, если кто в настоящее время скажет: как бы я желал жить в те времена и видеть Христа чудодействующего! – тот пусть подумает, что блажени не видевшии и веровавше. При этом случае справедливо можно прийти в недоумение, каким образом тело нетленное имело на себе язвы гвоздинные и как возможно было касаться его смертною рукою? Но не смущайся: это было делом снисхождения. Тело, столь тонкое и легкое, что вошло сквозь затворенные двери, очевидно, чуждо было всякой дебелости; но (Христос) показывает его таким для того, чтобы уверить в воскресении и научить, что именно Он был распят и не другой воскрес вместо Него. Поэтому-то Он воскрес, имея на Себе знаки креста; поэтому же Он вкушает и пищу. И Апостолы очень часто представляли это как свидетельство воскресения, говоря: иже с Ним ядохом и пихом (Деян. 10, 41). Потому как до распятия мы видим Его ходящим по волнам и, однако же, не говорим, что тело Его было другого естества, а не нашего, так и после воскресения, видя на Нем язвы, не станем называть Его тленным, – потому что Он показывал их для ученика.

По великому домостроительству Христову Фома отсутствовал тогда, чтобы его сомнение сделало достовернейшим воскресение, потому что, если бы Фома не был тогда в отсутствии и не усомнился бы в воскресении, и Господь не разрешил бы его сомнения очевидным доказательством, то чудо воскресения продолжало бы соблазнять еще многих. А его сомнение и послужило врачевством для всех верных.

Беседы на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Беседа первая

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 24-29 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты; стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие

Фома не был с учениками. Вероятно, он еще не возвратился к ним из бывшего рассеяния. Что значит замечание - называемый Близнец? Это значение имени - Фома. Ибо, как Кифа значит камень, так и Фома значит близнец. Евангелист упоминает о таком значении имени Фомы, кстати, чтобы показать нам, что он был какой-то недоверчивый и имел такой нрав от самого рождения, как показывает самое имя. Когда прочие ученики сказали о Господе, Фома не верил не потому, что считал их лжецами, но потому, что дело воскресения считал невозможным. Почему и обвиняется в неумеренном любопытстве. Ибо, как скоро верить - легкомысленно, так сильно упорствовать - дико и грубо. Смотри, он не сказал: я не верю глазам, но присовокупил: «если не вложу руки моей». Но откуда он знал, что была рана в боку? Слышал это от учеников. Для чего Господь является ему не тотчас, но спустя восемь дней? Для того чтобы он, внимая наставлению соучеников и слыша одно и то же, воспламенился большим желанием и сделался тверже верующим на будущее время. Господь, желая показать, что Он был с ними и тогда, когда Фома высказывал пред соучениками слова своего неверия, не ожидает, пока услышит от него что-нибудь подобное, но Сам вперед исполняет то, чего желал Фома, и употребляет его собственные слова. И смотри, сначала Он говорит с упреком: «подай руку твою», но потом вразумляет: «не будь неверующим, но верующим». Отсюда ясно, что сомнение происходило от неверия, и посему напрасно некоторые в защиту Фомы говорят, что он нескоро поверил по своей основательности. Ибо вот, Господь называет его неверным.

Смотри, как тот, кто сначала не верил, от прикосновения к ребру сделался отличным богословом. Ибо он проповедал два естества и одно лицо во едином Христе. Сказав: «Господь», исповедал человеческое естество; ибо «Господь» употребляется и об людях, например: «Господин! если ты вынес Его» (Ин. 20:15). А сказав: «Бог мой», исповедал божеское существо и таким образом исповедал Одного и Того же Господом и Богом. Господь, показывая нам, что вера состоит в том, чтобы принимать невидимое, говорит: «блаженны не видевшие и уверовавшие». Здесь Он намекает на учеников, которые не касались ни раны от гвоздей, ни ребра, однако уверовали, и не на одних только их, но и на тех, которые уверуют впоследствии. Сказал это не с тем, чтобы лишить Фому блаженства, но чтобы утешить невидевших. Ибо многие говорят: блаженны очи, видевшие Господа. Он утешает таковых, говоря, что более блаженства в том, чтобы не видеть и веровать. - Каким образом тело нетленное оказалось имеющим раны и было осязаемо рукою человеческою? Все это было делом снисхождения. Ибо тело, вошедшее чрез запертые двери, и потому тонкое и легкое, было свободно от всякой грубости. А чтобы уверить в воскресении, Господь показывает его таким, и для того воскрес, имея знаки креста и раны. Также, что Он и ел, ел не по нужде для тела, но для удостоверения в воскресении. Посему, как прежде распятия, ходя по волнам (Мк.6:48), Он имел тело не иной природы, так и ныне показывает оное осязаемым и имеющим раны. Однако же, хотя оно осязаемо и видимо, но нетленно. Ибо это показывается для удостоверения, а не по необходимости и закону тела. Ибо все вкушаемое входит во чрево и изменяется (Мф. 15:17), чего у Христа, после воскресения, не было; но вкушаемое, принимаемое только для удостоверения в воскресении, было потребляемо некоторой невидимой и Божественной силой. Заметь и то, как для одного человека - Фомы - Господь не отказался снизойти и показать ребро, чтобы спасти одну душу неверующую; так и мы не должны презирать ни одного, ни самого малого.

Кирилл Туровский, свт. (†1182)

Ст. 24-29 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты; стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие

Взойдем и мы, братие, ныне мысленно в Сионскую горницу, ибо там собрались апостолы и сам Иисус Христос, при заключенных дверях, явился среди их, и сказав: «мир вам, исполнил их радости. Возрадовашася, сказано, ученицы, видевше Господа» (Ин. 20:21), и отвергли всякую печаль телесную и страх сердечный; в души их проникла духовная смелость, когда они познали своего Владыку, Ибо Он обнажил пред всеми свои ребра и показал Фоме на руках и ногах язвы гвоздинныя. Фома не видел Господа вместе с другими учениками в первое Его пришествие и, слышав о Его воскресении, считал слух ложным и не верил, но, желая быть самовидцем Христа, говорил так: аще не вложу руки моея в ребра Его, и перста моего в язвы гвоздинныя, не иму веры. Посему и Господь, не упрекая Фому, говорил: «принеси руку свою, и осязай пробождение ребр Моих, и веруй, яко сам Аз есмь». Патриархи и пророки прежде тебя провидели Меня и веровали Моему вочеловечению. Испытай же пророчество обо Мне Исаии: «копием, – сказано, – в ребра прободен бысть и изыде кровь и вода» (Ин. 19:34). Я был прободен копием в ребра, чтобы воскресить Адама падшаго чрез ребро; тебя ли покину неверующаго? Осязай Меня! Я тот самый, котораго некогда осязал Симеон и с верою просил отпущения с миром. И не буди неверен, как Ирод, который, слышав о Моем рождении, говорил волхвам: «где Христос раждается? да шед поклонюся Ему» (Мф. 2:8), а в сердце помышлял об убиении Моем; но хотя и младенцев перебил, но Того, кого искал, не нашел: взыщут бо Мене злии и не обрящут. Веруй Мне, Фома, и знай Меня, как Авраам, к которому под сень Я пришел с двумя ангелами, и он узнал Меня, и назвал Меня Господом, и молился о Содоме, чтобы Я не погубил города, хотя бы в нем нашлось не более десяти праведников. И не буди неверен, как Валаам, который, будучи одушевлен Духом Святым предсказал Мое за мир умерщвление, а потом прельстился корыстью и погиб. Верь Мне, Фома, яко сам Аз есмь тот самый, котораго Иаков видел ночью утверждающимся на лествице, и опять узнал Меня духом, когда Я боролся с ним в Месопотамии; ибо тогда Я обещался вочеловечиться в племени его. И не буди неверен, как Навуходоносор, который видел Меня, спасшаго в пещи отроков от огня, и по истине назвал Меня Сыном Божиим, а потом опять, уклонившись к своим прелестям, погиб. Верь Мне, Фома, яко Аз есмь Тот самый, образ котораго видел Исаия на престоле превысоком среди множества ангелов. Я являлся Иезекиилю среди животных в человеческом образе и вас прообразил пророку в виде колес, придержащихся к животным и воздвизающихся вместе со Мною: дух жизни, бывший тогда в колесах – это Дух Святый, котораго Я ныне вдохнул в вас. Я Тот, котораго видел Даниил на облаках небесных, подобнаго Сыну человеческому, сошедшаго к Ветхому деньми: сей пророк изобразил данную Мне от Бога власть на небе и на земле. Принеси, о Близнец, твой перст и осяжи руки Мои, которыми Я слепым отверзал очи и глухим давал слух и немым дар слова. Осяжи и ноги Мои, которыми Я в вашем присутствии ходил по морю и шествовал по воздуху; этими же стопами Я вошел в преисподнюю и попрал ад, а потом путешествовал с Лукою и Клеопою до Еммауса. И не буди неверен, но верен». – Отвечал Фома: «верую, Господи, что Ты Бог мой, о котором писали пророки, предвидя Духом, котораго прообразовал в законе Моисей, котораго отверглись священники и фарисеи, котораго по зависти предали поруганию книжники и иудеи, котораго осудил на распятие Пилат с Каиафою, – котораго Бог Отец воскресил из мертвых. Вижу ребра, из которых источил Ты кровь и воду: воду, да очистишь оскверненную землю; – кровь, да освятишь человеческое естество. Вижу руки, Твои, которыми Ты некогда создал всю тварь, насадил рай, сотворил человека, благословил патриархов, помазал царей, освятил апостолов. Вижу ноги Твои, прикоснувшись к которым блудница грехов одпущение приняла, припадши к которым вдовица мертваго сына живым с душею восприяла; у этих ног кровоточивая, прикоснувшись края риз, исцелела от недуга. И я, Господи, верую, что Ты Бог». И сказал ему Иисус: ты, видев Меня, веровал; блаженны не видевшие, но веровавшие.

Слово на антипасху или в новую неделю по Пасхе

Григорий Палама, свт. (†1359)

Глагола ему Иисус: яко видев Мя, веровал еси: блажени не видевшии и веровавше

Господь ему сказал: «Яко видев Мя, веровал еси: блажени не видевшии, и веровавшии», показывая этим, что те, которые собственными очами взирали на славу (Его), ничем большим не обладают над теми, которые чрез них были приведены в веру в Него. Если же Он сказал не «имеющие уверовать», но – «уверовавшие», то это было сказано в божественном и предведящем значении Знающего все прежде совершения, для которого будущее является как бы уже происшедшим.

Омилия 17. На Евангелие Новой Недели (Фомина Воскресения)

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие

В ответ на исповедание апостола Господь ублажил невидевших и уверовавших. Помянул и нас Господь, помянул всех, не видевших Его телесными очами! Помянул Он и нас, удаленных от Него и пространством и временем! Помянул в то время, когда восприятым на Себя человечеством, принесенным в жертву за человечество и уже прославленным славою воскресения, стоял Он посреди святых апостолов Своих!

Блажени невидевшии и веровавше. Этими словами Господь совокупил с апостолами воедино всех верующих всея земли и всех времен. Когда Он принес молитву о апостолах Отцу Своему пред исшествием на спасительные для нас страдания, тогда соединил с апостолами всех истинных христиан. Не о сих же молю токмо, - сказал Он, - молю не только о апостолах, но и о верующих словесе их ради в Мя (Ин. 17.20). Так и здесь: участниками блаженства апостолов Он соделывает всех чад Церкви. Ваша блаженна очеса, яко видят, - сказал Он апостолам, - и уши ваша, яко слышат. Аминь бо глаголю вам, яко мнози пророцы и праведницы Ветхого Завета вожделеша видети, яже видите, и не видеша: и слышати, яже слышати, и не слышаша (Мф. 13.16-17). Блаженные самовидцы и слуги Слова предали нам виденное и слышанное ими , когда Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом — говорит один из этих самовидцев Слова — славу Его, славу яко единородного от Отца, исполнь благодати и истины (Ин. 1.14). Яснейшее поведание апостолов соделывает нас как бы зрителями событий, которых очевидцами были апостолы. При посредстве церковных таинств мы вступили в существенное общение с Господом и пребываем в этом общении при посредстве этих таинств. Бога, невидимого для чувственных очей, живая вера соделывает видимым для душевного ока — ума.

Аскетическая проповедь

Николай Сербский, свт. (†1956)

Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие

Возвратив Фоме веру и утвердив ее, Господь мягко его укоряет:

Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Господь хочет сказать: «Ты, Фома, поверил чувствам более, нежели духу. Ты хотел удостовериться с помощью чувств, и вот, Я предоставил тебе такую возможность; и ты только теперь поверил, потому что увидел Меня и прикоснулся ко Мне. Но блаженны невидевшие и уверовавшие, то есть те, кто не видел очами, а лишь прозрел духом и принял веру сердцем». Блаженны те, кто уверовал во Христа и Его Евангелие, не видев Христа телесными очами и не прикасавшись к Нему руками. Блаженно дитя, кое верует всему, сказанному матерью, и не ходит, сомневаясь, проверять это с помощью своих очей и рук. «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет» (Мф. 5:37). Господь уже столько раз говорил, что воскреснет, – надо было веровать Ему. Однако, дабы уверить неверующих и утвердить поколебавшихся, Господь не ограничился только пророчеством о Своем Воскресении, но много раз являлся по Воскресении.

Самым важным для Него было, чтобы апостолы, а чрез них и все верные непоколебимо уверовали в Его Воскресение из мертвых. Сие есть основание веры и венец радости для всякого христианина. Потому премудрый Господь сотворил все, да удовлетворит и дух, и чувства Своих апостолов, дабы никто и никогда не поколебался в вере в то, что Он, Господь, жив и прославлен. «Хотя дух животворит; плоть не пользует нимало» (Ин. 6:63), хотя чувства могут обмануть людей скорее, нежели дух, все же снисходительный Господь снизошел к немощи человеческой и сделал все, чтобы удовлетворить и чувственный разум людей, и их чувственную логику. Потому Воскресение Господне воистину стало и доныне является самым доказанным фактом в истории человечества. Ибо какой иной факт из далекого прошлого так всестороннее и тщательно доказан, как этот?

Беседы. Неделя вторая по Пасхе. Евангелие о сомнении и вере апостола Фомы

Евфимий Зигабен (†1118)

Глагола ему Иисус: яко видев Мя, веровал еси: блажени не видевшии и веровавше

Петр и Иоанн поверили Воскресению Господа еще тогда, когда не видели Его, а только увидели погребальные пелены и плат, бывший на Его голове. Остальные ученики тоже, после того, как Петр видел воскресшего Господа и возвестил им, хотя сами не видели Его, однако поверили Воскресению. Обретоста, говорит Лука, совокупленых единонадесяте и иже бяху с ними, глаголющих, яко воистинну воста Господь и явися Симону (Лк. 24, 33). Но почему тот же самый евангелист говорит, что когда Иисус Христос явился ученикам, то они, убоявшеся же и пристрашни бывше, мняху дух видети и т.д., а также, что еще же неверующым им от радости и чудящымся, рече им: имате ли что снедно зде (Лк. 24, 36 и 41)? Так сказал евангелист на том основании, что ученики тогда испытывали такие чувства не потому, что они не верили, что Иисус Христос воскрес, а потому, что они сомневались, Иисус ли Христос это явился им, и хотели достовернее убедиться в этом. Блаженство, изреченное Иисусом Христом не видевшим и уверовавшим, простирается и на тех, которые уверовали через проповедь. Поэтому, если кто-либо говорит: «блаженны жившие во времена Иисуса Христа и видевшие Его», пусть припомнит, что – блажени не видевшии, и веровавше. Но как нетленное тело может иметь следы от ударов и подлежать осязанию? Как?… Это сверхъестественно и допущено Домостроительством Божиим, так как Иисус Христос и ел и пил только для большего убеждения учеников.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 26-29. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. 

После восьми дней и пр.: об этом явлении Господа повествует один только Иоанн. Являлся ли кому-либо Господь в эту неделю, не видно, но что не являлся ученикам, собранным вместе, на это прямо указывает Иоанн (Ин.21:14).
– Были в доме: вероятно, в том же, где и восемь дней назад.
– Фома с ними: не чуждался уже учеников и, может быть, под влиянием обращения с ними тяжкое неверие и безнадёжность мало-помалу оставляли его душу, и она мало-помалу делалась способной вновь к вере. И нужен был только один последний луч, чтобы совершенно осветить объявший душу его мрак и чтобы снова загорелся в ней ярким пламенем светоч веры и упования.
– Пришёл Иисус и пр.: см. прим. к Ин.20.19.
– Подай перст твой и пр.: Господь буквально повторяет слова Фомы, которыми Он выражал условие своей веры (Ин.20:25), что само по себе должно уже было уверить Фому, что Учитель знает и его душевное состояние и как он отнёсся к свидетельству апостолов.
– Не будь неверующим, но верующим: Господь даёт сим чувствовать Фоме, что он находится в положении решительном, стоит на месте, откуда две дороги – полной веры и решительного ожесточения духовного, и вот Он – Господь его воскресший – Сам простирает к нему руки и сердце Своё, желая, чтобы просветилась душа его верой и он снова всей душой принадлежал бы к лику Его учеников.
– Господь мой и Бог мой: живое, полное и высокое исповедание веры в Господа как Мессию. Что особенно поразило Фому, это – не только самое явление Господа и чувственное удостоверение чрез осязание, что это действительно Он, но и – это явление Его всеведения, по которому Он повторил слова Фомы, сказанные в Его отсутствие. Это – то же, что было ранее с Нафанаилом (Ин.1:46- 49 и прим.). Как там, так и здесь сильный луч света истины с силой и быстротой проник в самую глубину души Фомы и изгнал оттоле всякую тьму. И – как иногда бывает в развитии внутренней духовной жизни – вера с низшей степени вдруг восходит на неизмеримую высоту, и Фома с такой силой, ясностью и определительностью выражает свою веру в Господа как Мессию и Бога, как выражал её тогда разве один Пётр. Но эта вера Фомы основывалась на чувственном удостоверении; Господь открывает ему ещё высший путь к вере и ублажает достигших и достигающих силы веры не тем путём, каким достиг её Фома: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие. Так как вера и прочих учеников в воскресение Господа утвердилась видением Его и осязанием (Лк.24 и парал.), то слово, обращённое теперь к Фоме, относится, хотя не в такой степени (так как неверие Фомы было сильнее), и к ним, и Он Сам упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили (Мк.16:14). Противоположность веры от видения и веры от невидения, о которой говорит здесь Господь, есть противоположность между верой, которая для возникновения и поддержания требует чувственного видения чудесного предмета или факта. Т. е. вообще требует чуда, и – верой, которая основывается на простом свидетельстве о предмете веры, на слове, на учении. Таковое противопоставление Господь часто делал (14 и парал.), и отдавал преимущество вере, основывающейся не на чуде, а на слове. С точки зрения чуда вера в целом мире была бы невозможна без постоянно продолжающегося чуда явления Христова каждому частному человеку, если бы каждый для своей веры требовал того, чего требовал Фома. Такой ход и развитие божественного дела на земле невозможны, и Господь ублажает тех, кто другим путём достигает веры, путём доверия свидетельству, слову, учению. Не лишается ублажения и блаженства и путь веры Фомин, но указывается лучший путь веры. «Сказал это не с тем, чтобы Фому лишить блаженства, но чтобы утешить невидевших. Ибо многие говорят: блаженны очи, видевшие Господа. Он утешает таковых, говоря, что более блаженства в том, чтобы не видеть и веровать» (Феофил., ср. Злат.). В лице Фомы исторгнут последний росток неверия в обществе ближайших учеников Господа, и великим изречением Фоме указан новый путь достижения веры, который и будет единственно возможным вскоре, по телесном вознесении Господа от земли на небо к Отцу. Это изречение есть как бы указание окончания евангельской истории и начала апостольской истории, и ев. Иоанн вслед за сим делает заключение своей евангельской книге, так что последняя глава Евангелия его есть особое прибавление, может быть, сделанное им после, с присовокуплением нового заключения целой книги.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

Укор, сделанный Господом Фоме, заключает в себе и эту мысль: «стало быть, если бы ты не видел Меня, то не верил бы Мне?» Это указывало Фоме и всем подобным ему на ту страшную опасность, от которой освобождает их лишь великое милосердие Божие. Это милосердие врачует раны сомнения или отпадения, потому что Бог есть любовь, потому что Пастырь далеко идет искать овцу заблудившуюся и приносит ее на раменах Своих к Своему стаду (Лк. 15:4; ср. Ин. 10:1-9, о Пастыре и овцах), потому что «Сын человеческий пришел спасти погибшее (Мф. 18:11, Лк. 19:10) потому еще что Господь знает немощь человеческую и приходит ей на помощь».

Двое из Апостолов, как мы знаем, согрешили: и Петр отрицавшийся Господа и Фома не уверовавший доколе не увидел; но в их падении и восстании яснее всего выступает сила Божия совершающаяся в немощи (2Кор. 12:9). И Петр и Фома, несмотря на некоторую человеческую слабость нравственных сил, произнесли полнейшие исповедания веры: Так Петр сказал: «Ты Христос Сын Бога живаго». И что же тогда ответил Господь: «блажен ты Симон сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой сущий на небесах» (Мф. 16:16-17, и ср. Ин. 6:69 и ср. об отречении Петра Мф. 26:33-34,69-75 и парал.). И Фома только при помощи Божией и наитием Святого Духа мог воскликнуть: «Господь мой и Бог мой!» Петр павший, и искупивший грех свой покаянием, очищен еще и троекратным вопросом Господа, любит ли он Его (Ин. 21:15-17). И Фома хотя Духом Святым произнес великое и полное исповедание веры, но Господь указывает ему, что это исповедание веры есть действие благодати его осенившей, а не заслуг его. Воля же Фомы была грешна, ибо не умела бороться с неверием и сомнением.

После сего Господь указывает, что «блаженни не видевшии и веровавше». Фоме слова сии указывают, что много людей выше его, которые могут верить, видя очами любви и веры, и что много есть людей и будет впереди, которые не видели и не увидят Господа во плоти, разве после смерти и в великий день судный, но что эти миллионы миллионов людей будут счастливы и блаженны веруя сердцем в Него, Господа славы, облекшегося в полного человека, и отдавшего Себя на страдание во искупление братьев своих по плоти и воскресшего и вознесшего с Собою на небо образ человеческий пред престол Отца.

«Вера есть уверенность в невидимом», говорит Апостол (Евр. 11:1) и потому именно сближает мир видимый с миром невидимым и соединяет нас, существ временно земных, с миром духовным, небесным, до времени нам невидимым.

Вера, подымая человека от земли и земного в область небесную, таинственную, расширяет умственное существование человека, увеличивая до бесконечного его ограниченный земной кругозор.

Несчастлив тот, который, оставаясь во тьме неверия и сомнения, не воскликнет наконец с Фомою: Господь мой и Бог мой, научи меня, помилуй меня, спаси меня!

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

 Господь ублажает здесь тех, которые уверуют, не имев возможности так удостоверяться (и чрез зрение, и чрез осязание), как удостоверялся Фома. Вера без доказательств, без такой очевидности, которая бы вынуждала верить, имеет больше заслуги. Уменьшает ли однако заслугу веры то, когда ее предмет изображен на картине, на иконе? Нет, не уменьшает, потому что такое изображение не служит и не может служить удостоверением, или доказательством: на картине может быть изображено и вымышленное, и недействительное. Посему видящие изображение воскресшего Христа на иконах и верующие в воскресение Его отнюдь не менее блаженны, как и читающие о воскресении и верующие: и те, и другие не видят Христа живым, как видел ап. Фома, а видят только описание или изображение Его, веруют без вынуждающих веру доказательств и удостоверений и получают жизнь вечную, как сказано далее : «Сия писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий – и верующе, живот имате во имя его» (Ин.20:31).

Примечания к Евангелию в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 28-29 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие

Слова Воскресшего одержали победу над упорным сердцем Фомы. Он забыл о своем прежнем требовании и не хочет уже осязать ран на теле Христа. А то, что Фома действительно не воспользовался позволением Христа, видно не только из того, что Иоанн не говорит об освидетельствовании им этих ран, но также из того, что он называет исповедание Фомы прямым непосредственным ответом, какой дан был Фомой на предложение Господа («сказал… в ответ»).

«Господь мой и Бог мой!» Фома, приведя себе на память все, что прежде Христос говорил о Своем отношении к Отцу (Ин. 8:58, 10:29–38 и др.), а также различные проявления чудодейственной силы Христа, выражает теперь открытое исповедание своей веры во Христа не только как в своего Господа – так ученики называли Христа и прежде (Мф. 21:3), – но и как в Бога. Он не ограничивается даже наименованием «Сын Божий», потому что наименование можно было понять и в переносном смысле, а прямо называет Христа Богом, конечно, принявшим человеческую плоть.

«Ты поверил…» Христос утверждает исповедание Фомы, как бы говоря, что Фома, поверив в Божественность Христа, поступил вполне правильно. Господь, однако, этим указанием на путь, каким Фома пришел к вере в Него, путь личного удостоверения, вовсе не унижает Фому перед прочими учениками: ведь и они раньше тоже не поверили свидетельству женщин (Мк. 16:13) и убедились только тогда, когда Господь явился Петру (Лк. 24:34). Впрочем, в ублажении Господом тех, которые уверуют в Него, не видя Его, (Иисус Христос, конечно, имел здесь в виду христиан будущих времен) лежит мягкий упрек Фоме за то, что он пожелал иметь более осязательные доказательства воскресения Христа, чем которые соблаговолил дать людям Бог.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие

Т.е. та вера, которая основывается на искреннем доверии к свидетельству истине, получит большую награду, чем та, которая основывается на видении и исследовании предмета.

Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О вере.
 

Лк.8:47-48. Если бы и мы с такой верой прикасались ко Христу, какая была у женщины, то и нас эта вера спасла бы: Ин.20:291Пет.1:82Кор.5:7; но «в злохудожную душу» не придет благодать; Иак.4:6; Иуд.1:4.

Краткий толкователь мест Священного Писания


О крещении.

Ин.4:39-42. Вера самарян основалась на личном соприкосновении с Господом (ст. 42) и кто может утверждать, что Самаряне после этого не исполнили учения Христова о крещении: Ин.3:5; но и помимо необходимости крещения сказано, что «блаженны не видевшие и уверовавшие»: Ин.20:29.

Краткий толкователь мест Священного Писания


О воскресении Христовом.

Ин.20:17. Если в этот момент Господь воспретил прикасаться к Нему, то нисколько поздней не воспрепятствовал той же Mapии и еще другой с ней ухватиться за ноги: Мф.28:9, а вечером того же дня ученикам Своим предлагал осязать Себя: Лк.24:39. Отсюда доказательство действительного воскресения Христова не одним духом, но и плотию: Ин.20:27-29.

Краткий толкователь мест Священного Писания


О священных изображениях.
 

Ин.20:29. Здесь говорится об отсутствии необходимости телесными очами видеть непосредственно Самого Господа, так как для этого каждый раз потребно новое чудо, а чудес без особой нужды Господь не творит: Мк.8:11-12; на св. иконах, без чудес и знамений, мы можем и должны постоянно созерцать Господа, чтобы тем успешнее устроить свое спасениe; другими словами, святые иконы своими изображениями нам проповедуют тоже, что и Священное Писание. О возможности св. изображений говорится и в Писании: Исх.25:18; 26:1; 3Цар.6:23-35; Гал.3:1.

Краткий толкователь мест Священного Писания

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible