Скрыть
Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 30-31 Многа же и ина знамения сотвори Иисус пред ученики Своими, яже не суть писана в книгах сих: сия же писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий, и да верующе живот имате во имя Его

Многа же и ина знамения сотвори Иисус (ст. 30). Так как этот евангелист сказал меньше других, то говорит, что и все прочие сказали не все, но столько, сколько нужно было для привлечения слушающих к вере. А если бы, говорит, все было описано, то думаю, что и мир не вместил бы книг (21, 25). Отсюда явно, что не из хвастовства говорили о чудесах, которые они описали, но единственно – для пользы. Да и как возможно, чтобы они описали из хвастовства, когда большую часть их опустили? Но почему же они не о всех рассказали? Преимущественно – по их множеству; потом они думали и то, что, кто не поверил сказанному, тот не поверит и большему, а кто примет это, тому ничего больше не нужно будет для утверждения в вере. Впрочем, мне кажется, что здесь (евангелист) говорит только о знамениях, бывших после воскресения, почему и замечает: пред ученики Своими (ст. 30). Как до воскресения нужны были многие (чудеса) для того, чтобы уверовали, что Христос есть Сын Божий, так после воскресения – для того, чтобы убедились, что Он воскрес. Поэтому и присовокупил: пред ученики Своими, так как после воскресения обращался только с ними, почему и говорил: мир ктому не увидит Мене (14, 19). Потом, чтобы ты знал, что все это было сделано только ради учеников, прибавляет: и да верующе живот вечный имате во имя Его (20, 31). Здесь Он обращает речь вообще к людям и показывает, что сказал об этом не ради Того, в Кого мы веруем, но преимущественно для нашей собственной пользы. Во имя Его, то есть чрез Него, – потому что Он есть живот (14, 6).

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 30-31 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и веруя имели жизнь во имя Его. О каких знамениях говорит здесь евангелист? Ужели о тех, которые Господь совершал до Своих страданий? Нет, но о тех, которые Он творил после Своего воскресения. Ибо евангелист прибавляет: «сотворил пред учениками Своими». Чудеса же до страданий Господь творил не пред учениками, а пред всеми. Посему евангелист говорит теперь о тех чудесах, которые совершены Господом по воскресении. Ибо, обращаясь с одними только учениками в течение сорока дней, Он представлял доказательства воскресения. Как до страдания Он творил чудеса в подтверждение, что Он Сын Божий, так по воскресении Он совершал чудеса пред учениками в подтверждение, что Он Сын Человеческий, то есть носит тело, хотя и нетленное и боговиднейшее, и уже не подлежащее законам плотским. Итак, из многих чудес, совершенных по воскресении, записаны одни только эти, и то не из хвастовства, или для приложения славы Единородному, но, говорит, для того, «дабы вы уверовали». И какая польза и к кому относится? Не ко Христу. Ибо какая польза Ему от нашей веры? Но нам самим служит. «И веруя», говорит, «жизнь имели бы во имя Его». Ибо, веруя, что Он воскрес и жив, мы приготовляем сами себе жизнь, ибо Он воскрес и жив для нас. А кто думает, что Он мертв, а не воскрес и не жив, тот сам себе присуждает и утверждает смерть и погибель.

Николай Варжанский, мч. (†1918)

Научение Церкви


Сектанты говорят: Писания одного вполне достаточно для веры, а следовательно, для христианской жизни и спасения Ин.20:31.

Православный ответ: Евангелист написал сии слова только о своей книге, а не о всем Писании и если так, то придется признать только одно Евангелие Иоанна и во всяком случае придется отвергнуть все, написанное после сего Евангелия. Не нужно тогда и учение о крещении ибо его нет в Евангелии Иоанна.

Сие Евангелие достаточно для убеждения в Божестве Христовом, а кроме сего есть множество других вопросов, о которых частью написано в Писании, частью в Предании.

Оружие правды

Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)

Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его

Частое чтение слова Божия, особенно Евангелия, укрепляет нашу веру в Бога, согревает сердца любовью к Спасителю нашему… Душа наша, особенно среди мира, представляет собою дорогу, на которой падают различные семена неверия и разврата. Всякое семя, задержавшееся в сердце, начинает пускать корни в нас, лукавых и грешных.

А слово Божие, чистое, светлое, здоровое, попадая в нашу душу, выгоняет злые семена неверия и нечестия.

Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание)

Николай Сербский, свт. (†1956)

Ст. 30-31 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его

Вероятнее всего, евангелист Иоанн здесь имеет в виду чудеса, совершенные Господом после Воскресения. Это видно прежде всего из связи с предыдущим описанием явлений воскресшего Господа. Это видно также и из Деяний святых апостолов, где говорится, что Господь явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием, – «постави Себе жива по страдании Своем, во мнозех истинных знамениих (чудесах), денми четыредесятми являяся им, и глаголя, яже о Царствии Божии» (Деян. 1:3). Где же описаны все сии многие истинные знамения, бывшие в продолжение сорока дней? Нигде. И сам Иоанн признает, что о них не писано в книге сей, то есть в Евангелии. Наконец, то, что наш Евангелист подразумевает здесь лишь чудеса, явленные после Воскресения Господня, а не все чудеса на протяжении всей Его земной жизни, понятно из слов, которыми этот же Евангелист завершает свое Евангелие: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21:25). Слова сии относятся ко всем чудесам, сотворенным Господом во время Его жизни на земле, и до Воскресения, и после. Между тем, приведенные выше слова из сегодняшнего Евангельского чтения не могут иметь того же самого значения, что и эти, коими святой Иоанн заканчивает свое Евангелие. Ибо к чему ему было повторяться?

То же, что написано в Евангелии, написано с определенною целью, а именно: дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий. То есть: дабы вы не ждали иного Мессию и Спасителя мира, ибо Тот, Кому подобало прийти, пришел. Тот, Кого предвещали пророки во Израиле и сивиллы у язычников, явился воистину. То, что написано, написано еще и для того, дабы вы, веруя, имели жизнь во имя Его. То есть чрез ту веру, коя была для Фомы подтверждена и материально, имели жизнь вечную. И сие показывает, как эти заключительные слова сегодняшнего Евангелия связаны с предшествующим событием, с Фомою и его неверием.

Стало быть, Господь явился Фоме не только ради самого Фомы, но и ради всех нас, ищущих истину и жизнь. Своим явлением Фоме преблагий Господь помог и всем нам легче веровать в Него, воскресшего и живаго, и чрез ту веру иметь часть в вечной истине и вечной жизни. Во имя Его, – добавляет Евангелист. Почему во имя Его? «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). «Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим. 10:13). Истинной является лишь та жизнь, кою ищут и обретают во имя Господа Иисуса Христа. Все прочее – смерть и тлен. В жаркой пустыне человеческой истории воскресший Христос есть единственный отверстый и непресыхающий источник, напояющий, освежающий и животворящий. Все прочее, что утомленному и жаждущему путнику может показаться источником, не источник, но блеск раскаленного песка, подобный блеску воды, или бесовское наваждение.

Внутренний смысл сегодняшнего Евангельского чтения касается внутренней драмы души человеческой. Желающий, чтобы воскресший и живый Господь явился Духом Божиим в душе его, должен затворить и запереть горницу души своей, да сохранит ее от нашествия внешнего, плотского мира. («Подражай мудрости пчел: они, видя летающий поблизости рой ос, остаются внутри улья, и так избегают вреда от нападающих». Митрополит Феолипт. Добротолюбие.) Точно так же апостолы запирались от кровожадных и материалистичных иудеев. Иудеи, в глубинном смысле, означают плотяность и материализм.

Так ревностно хранимой при запертых дверях душе явится Господь во славе. Явится красный добротою Жених мудрой невесте Своей. Когда же Господь явится, опасение от внешнего мира исчезнет, и мир Христов исполнит душу. Но не только мир. Господь всегда приносит многие дары одновременно. Даруя мир, Он в то же время дарует и радость, и силу, и храбрость; Он утверждает веру; Он укрепляет жизнь. Но и когда явится нам Господь и принесет нам все сии драгоценные дары, все-таки в каком-то уголке нашей души остается сомнение. Этот уголок представляет собою неверующего Фому. Дабы и сей уголок осветить и согреть благодатью Духа Господня, мы должны быть постоянны в молитве ко Господу и терпеливы в ожидании, непрестанно закрываясь и запираясь душою от внешнего мира, от плотских похотей и вожделений. Тогда человеколюбивый Господь помилует нас и сотворит нам по молитве нашей. И явится Он снова, и Своим благодатным присутствием осветит и последний темный уголок нашей души. Тогда, и только тогда, мы сможем назваться живыми душами и по благодати сынами Божиими. И все это – по заслугам Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Коему подобает честь и слава, со Отцем и Святым Духом – Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.

Беседы. Неделя вторая по Пасхе. Евангелие о сомнении и вере апостола Фомы

Евфимий Зигабен (†1118)

Сия же писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий

Не ради честолюбия, говорит Иоанн, мы записали все это, – иначе мы записали бы и много другого, – а ради одной только необходимости, именно, – чтобы вы уверовали, что Иисус есть Христос Сын Божий, предвозвещенный пророками.

И да верующе, живот имате во имя Его

т.е. через Него, так как Сам Он есть жизнь; живот имате, конечно – вечный.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его. (Ин.20:30-31)
 

Много: нечто из этого многого рассказано в Евангелии Иоанновом, нечто – в других Евангелиях, но много осталось совсем не записанным (Ин.21:24-25).
– Других чудес: собственно – знамений, необыкновенных действий в слове и деле (ср. Ин.12:37), в которых Господь явил Себя Мессией, Сыном Божиим (Ин.20:31).
– Пред учениками Своими: следовательно, знамений, известных писателю Евангелия, принадлежащему к числу учеников Христовых, и – знамений достоверных, так как свидетелями их были непосредственные ученики Его.
– О которых не написано в книге сей, т. е. во всём Евангелии Иоанновом, и которые, однако, могли бы быть записаны, как достоверно известные.
– Сие же написано: т. е. то, что из этого многого в этом Евангелии написано, написано для утверждения веры читателей Евангелия и всех христиан в Иисуса как истинного Мессию, Сына Божия. Из многого немногое записано, но и этого немногого достаточно вполне для утверждения сей веры.
– Уверовали: христиане – читатели Евангелия, конечно, веровали, как принадлежащие к Церкви; значит, слово надобно принимать в смысле утверждения веры. Могли быть колеблющиеся в некоторых предметах веры во Христа под влиянием лжеучителей (см. Предисловие § 2); для них особенно нужно было такое утверждение веры; наконец, и неверующие, кто хотел бы читать это Евангелие, могли уверовать, что Иисус есть Христос, Сын Божий.
– И, веруя, имели жизнь: т. е. вечную, какую дарует только вера во Христа (ср. прим. к Ин.3:15-16 и прим.).
– Во имя Его: во имя Мессии, как предмет веры (Ин.14:13-14 и прим. и парал.).

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 30-31 Многа же ина знамения сотвори Иисус пред ученики своими, яже не суть писана в книгах сих. Сия же писана Быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий, и да верующе, живот имате во имя его.
Ст. 30-31 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

Св. Евангелист Иоанн особенно указывает в этом 30 стихе, как в стихе 25 следующей главы, что Евангелисты писали не жизнеописание Господа Иисуса, а Евангелие, благовестие, путь к Господу и вечной жизни и вечному счастью. Посему все многочисленные чудеса и знамения Господа, как в Его земной жизни, так и после воскресения Его, не могли быть записаны, ибо, как говорит Евангелист: «всему миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21:25) и Евангелисты получили повеление Духа Святого сообщить лишь миру радостную весть об искуплении его, и для сего начертать лишь выдающиеся события, в коих особенно сосредоточено поучение и раскрытие тайны милосердия и искупления, и освобождения людей от рабства греха и смерти, чтобы стать «чадами Божиими» и соделаться наследниками царствия Божия, верою в Господа нашего Иисуса Христа.

Это в особенности поясняет Евангелист в стихе 31-м, указывая, что «сия писана бысть да веруете... и да живот вечный имате».

Две цели, – из которых вторая зависит от достижения первой, – указывает Евангелист при начертании Евангелия. Проповедь Евангелия есть деяние, возникшее не в человеческой мысли, это есть продолжение, по повелению Божию, – деяния Божьего, ведущего человека ко спасению. Первая цель, указанная Духом Святым при начертании Евангелий, есть поселить в сердце человеческом веру и убеждение, что Иисус есть Христос Сын Божий, как исповедал то Петр (Ин. 6:69). Вторая цель, зависящая для человека от первой, есть спасти человека этою верою, которая признает, что Христос есть «Господь мой и Бог мой» (Ин. 20:28, исповедание веры Фомы).

Вера сия, перед которой раскрываются в Евангелиях учение и чудеса и страдания Богочеловека, зажигает любовь, любовь неугасимую, вечную к Милосердному, не возгнушавшемуся человеком и его плоти, и отдавшему Себя в образе человеческом на страдание и искупление.

Сия же вера, изучая Евангелия, видит, что по повелению Божию пророки издавна вещали о всех событиях, совершившихся в рождении и жизни и страдании и воскресении Того, которого ожидали все роды земные, начиная с Адама, которому обещано было что «семя жены сотрет главу змия» (Быт. 3:15), и в течение всей жизни народа, которому поручено было хранить обетование, и среди которого «Дух предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу» (1Петр. 1:11-12).

Итак, все то, что служит к познанию Господа Бога во плоти и к полному убеждению и вере в Него, все это находится в Евангелиях, и нет оправдания тому, который закрывает глаза, чтобы не видеть света. С Евангелием в руке мы видим Бога воплотившегося и распятого и воскресшаго, и должны воскликнуть с Фомою: «Господь мой и Бог мой»! «Пред глазами нашими предначертан был Иисус Христос, как бы в нас распятый» (Гал. 3:1), а посему страшимся не покориться истине, как восклицает Апостол. Ибо и св. Евангелист Иоанн, как свидетель событий, пишет в своем послании: «О том что мы видели и слышали возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами, а наше общение с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом» (1Ин. 1:3).

«И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна» (1Ин. 1:4).

Вот цель Евангелий, начертанных по повелению Духа Святого, и по бесконечной любви Бога Отца, открывшего Себя человеку во второй Ипостаси Своей Слове, являющем Бога человеку.

Мысль Божия есть спасение человека, и восприятие его в вечное блаженство; от человека требуется одно: добрая воля и как следствие её – вера, а вера с любовью возносят к Богу.

Миссия Апостолов и Евангелистов была поведать миру о любви Божией.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 30-31 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его

Здесь Иоанн дает первое заключение к своему Евангелию. Он замечает, имея в виду неполноту своего повествования о жизни Христа, что Христос совершил и много «других чудес» или, правильнее, знамений (σημεῖα), которые, однако, не упомянуты «в книге сей», т. е. в его Евангелии. Чудеса или знамения Господь совершал «пред учениками Своими». Это не значит, чтобы и весь народ не был их свидетелем, а сказано Иоанном для того, чтобы внушить своим читателям-христианам доверие к апостолам, которые были руководителями христиан, чтобы выяснить, что проповедь апостолов о Христе как о Боге воплотившемся основана на многочисленных свидетельствах, какие дал им о Своем божественном достоинстве Христос.

«Сие же», т. е. имеющиеся у Иоанна повествования о знамениях, совершенных Христом.

«Дабы вы уверовали». Так как Иоанн писал Евангелие уже для верующих во Христа, то правильным будет признать здесь другое чтение: «дабы вы веровали», т. е. продолжали веровать (ἵνα πιστεύητε, а не πιστεύσητε). Такое чтение подтверждается и другими кодексами (см. у Тишендорфа). Веровать же нужно в то, что «Иисус есть Христос», Мессия, Kоторого ожидали иудеи, и в то же время «Сын Божий», каким иудеи не захотели Его признать и Kоторого после не видели во Христе многие христианские еретики. Только такая вера во Христа как Сына Божия и может дать человеку вечную жизнь. Эта жизнь получается «во имя Его»; правильнее – жизнь имеется, заключается в имени Его. Раз мы нашли во Христе истинного Сына Божия, то мы через это имеем уже истинную, вечную жизнь (ср. Ин.1:12).

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О заблуждающихся.

Ин.12:36. Эта образная речь будет понятна, если прочтем Ин.11:9-10. Ходить во свете значит достигать спасения верою во Христа и следовать согласно Его учению: Ин.20:31; тьма – противоположное истине, ложь – омрачение духовное: Рим.1:211Ин.2:11.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible