Скрыть
Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие,

Святые отцы

Прочие

Максим Исповедник, прп. (†662)

Ст. 5-7 И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте

Сопричаствующий покою Божиему, [устроенному Им] ради нас в седьмой день, сопричаствует также, по обожению, и Его действию ради нас в восьмой день, то есть таинственному Воскресению. Он оставил лежать в гробу пелены и плат, который был на главе Его. Видящие эти вещи, как их видели Петр и Иоанн, верят, что Господь воскрес.

Гроб Господень есть мир сей или же сердце каждого верующего. Пелены суть логосы чувственных [вещей] вместе с образами добродетелей. Плат, который был на голове [Господа], есть простое и единообразное ведение [вещей] умопостигаемых, вместе с воспринятым [благодаря ведению] богословием. Посредством этого познавался [Бог] Слово, ибо без того Он, будучи превыше чувственных и умопостигаемых вещей, совершенно недоступен нашему восприятию.

Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 5-13 И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал; ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых. Итак, ученики опять возвратились к себе. А Мария стояла у гроба и плакала. И когда плакала, наклонилась во гроб и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его

Примечай, пожалуй, смирение евангелиста, с каким он свидетельствует о тщательности исследования Петрова. Сам он пришел прежде, увидел лежащие пелены и ничего более не исследует, но дожидается Петра. А пламенный Петр вошел внутрь гроба и тщательно осмотрел все. Тогда и он (Иоанн), вошел после него (Петра), увидел погребальные пелены лежащими отдельно одни от других, и уверовал, впрочем, не тому, что Господь воскрес, а тому, что Его украли. Он поверил словам Марии, что взяли Господа. Почему же поверил Марии, а не помыслил о воскресении? Потому, что они еще не знали Писания, что Ему надлежит воскреснуть из мертвых, и поверили Марии, подозревавшей похищение и переложение тела. Итак, они возвратились к себе, то есть сами по себе, ничего более не узнавши. Мария, по свойственной женщинам чувствительности и любви к слезам, стоит у гроба и плачет. Не находя Иисуса, смотрит на то место, где положено было любимое тело, и в этом одном находит утешение. За то и удостаивается видеть больше, чем ученики. Она увидела то, чего они не видели, именно: двух Ангелов. Видение Ангелов было для нее величайшим утешением. И светлое их одеяние, и сидение их, одного у головы, а другого у ног, показывало, что они знают нечто большее, и, если будут спрошены, могут наставить. И слова: «что ты плачешь?» полны искреннего участия. Чтобы Мария не смутилась, как женщина, вопросом этим утишают ее смущение. Спрашивают с таким участием и кротостью: «жена! что ты плачешь?» Она же с жаром и любовью отвечает: унесли Господа моего, потому и плачу; не знаю куда и переложили Его; я пошла бы туда помазала бы тело Его, и в этом, по крайней мере, нашла бы некоторое утешение. - Ты же пойми, как Петр деятелен и горяч, а Иоанн проницателен и способен к уразумению Божественных предметов. Чисто созерцательный предваряет знанием и даровитостью, а деятельный отстает, однако же усердием и старанием побеждает остроту его, и деятельный первый усматривает какую-нибудь Божественную тайну. Не подобное ли нечто бывает и в науках? И здесь из двоих мальчиков малоспособный и медленный старанием превосходит того, который по природе быстрее и способнее. Так и в духовных предметах деятельный и неискусный в слове нередко понимает лучше, чем созерцательный. - Всякая душа, господствующая над страстями, называется Мариею. Очистившись посредством бесстрастия, она видит в Иисусе Бога и Человека. Ибо один из Ангелов, сидящий в головах, указывает на Божество, а другой, сидящий в ногах, на уничиженное воплощение Слова.

Иоанн Скот Эриугена (†877)

Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу

Оба ведь они бегут ко гробу. Гроб Христов есть божественное Писание, в котором сокровенные тайны Его божества и человечества привалены грузом буквы, словно неким камнем. Но Иоанн бежит скорее Петра. Ведь в глубочайшие тайны божественных знаков дальше и легче проникает сила полностью очищенного созерцания, а не действия, еще только требующего очищения. Однако, первым во гроб входит Петр, потом Иоанн, и как оба бегут, оба входят. Если Петр — символ веры, Иоанн знаменует разум. И как написано: ’’если не поверите, не уразумеете” (Ис 7:9), так необходимо первой во гроб святого Писания входит вера, следуя вторым, вступает разум, доступ которому приготовляется через веру.

Гомилия на пролог Евангелия от Иоанна

Евфимий Зигабен (†1118)

Прииде же Симон Петр вслед его, и вниде во гроб

ничего не боясь, чтобы только загладить вину прежней робости, или желая лучше исследовать дело. Итак, оба они победили друг друга, Иоанн – тем, что первый прибежал ко гробу, а Петр тем, что вошел во гроб.Найди в двадцать четвертой главе Евангелия от Луки место, где говорится: Петр же востав тече ко гробу (Лк. 24, 12), и прочитай объяснение его до слов: дивяся бывшему, – как необходимое и для понимания этого места.

И виде ризы (едины) лежащя

См. Толкование на Ин.20:7

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу. Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый. И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал. Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых. Итак, ученики опять возвратились к себе. (Ин.20:3-10)

– Тотчас вышел и пр.: вследствие вести, принесённой Магдалиной (а может быть, вскоре и другими мироносицами: Лк.24:10-12), Пётр и Иоанн поспешно пошли или побежали ко гробу.
– Побежали они оба вместе, но Иоанн, будучи моложе Петра, бежал скорее, а потому ранее Петра прибежал к гробу (когда уже жён там не было), но не вошёл во гроб; вероятно, робость и страшливость в уединении сада, при таких необыкновенных обстоятельствах, овладели его душой, и он один не решился войти во гроб, а только наклонился в отверстие, от которого отвален был камень, и увидел лежащие пелены. Вслед за ним приходит Симон Петр и входит во гроб: как более мужественный и смелый, каковым он является во всех евангельских сказаниях. Ев. Лука, говоря об этом же путешествии Петра к гробу (Лк.24:12, ср. прим. и прим. к ст. 24), говорит, что он, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и не говорит, чтобы входил в самый гроб. Это не стоит в противоречии с рассматриваемым сказанием Иоанна: ев. Лука говорит так по краткости рассказа своего о сем, а Иоанн восполняет его. Притом, ничто не мешает допустить предположение, что и Пётр, пришедший вслед за Иоанном, сначала так же как и он, наклонившись, посмотрел в гроб и потом уже вошёл в него, и ев. Лука в кратком рассказе своём о сем последнем умалчивает. – Плат.: см. 11:44; Лк.19:20.
– И увидел, и уверовал: уверовал не словам Марии, что тело Господа унесено (Феофил.), а тому, что Господь воскрес (Злат.). Рассматривание оставшихся во гробе одежд и особенно свитого, в особом месте лежащего плата, которым обвита была голова Господа, Иоанна привело к убеждению, что тело Учителя не похищено, ибо при похищении одежды не могли быть в таком порядке; это убеждение привело его к вере, что Христос воскрес, как Сам предрекал то (ср. Злат.). Иоанн говорит о вере в сем положении только своей, о вере же Петра не говорит. Из Евангелия от Луки видно, что подобная вера в воскресение не проторглась ещё в это время в сердце Петра: он пошёл назад, дивясь сам в себе бывшему (Лк.24:12). Для превращения этого удивления в веру Петру нужно было особенное явление Воскресшего, которого он и удостоился (Лк.24:341Кор.15:5).
– Ибо они ещё не знали и пр.: для объяснения того, почему один из учеников теперь только, при виде одежд Господа в гробе, а не ранее и не без видения этих одежд, уверовал, а другой возвратился только с удивлением происшедшему, евангелист делает замечание, что они ещё не знали из Писания, что Ему должно из мёртвых воскреснуть. Когда писал своё Евангелие Иоанн, он знал уже предсказания ветхозаветного Писания о воскресении Мессии, и поэтому, повествуя о путешествии своём к гробу, он выражает как бы удивление, как они были тогда ещё несовершенны, что до самого этого времени воскресения не веровали ему, не разумея Писания. К уразумению Писаний Господь отверз ум учеников только по Своему воскресению (Лк.24 и прим.); полное же ведение и уразумение ими Писаний совершилось по излиянии на них даров Духа Святого в день Пятидесятницы, сообразно обетованию Господню (16 и парал.). – До времени же страданий и воскресения Господа ученики не разумели даже собственных Его яснейших предсказаний о воскресении (Лк.18:34 и прим.), даже спрашивали друг друга, что значит из мёртвых воскреснуть (Мк.9 и прим.). Потому некоторые предречения Его о сем стали для них понятны только по воскресению Его (Ин.2:21-22). После же, спустя дней не более как 50, с каким одушевлением и силой убедительности тот же Пётр, который теперь не знал ещё из Писания о воскресении Господа, доказывал иудеям из Писания, что Ему до́лжно было из мёртвых воскреснуть (Деян. 2:24-31)!
– Ученики опять возвратились к себе: один веруя, другой удивляясь происшедшему, и оба – в ожидании дальнейших разъяснений случившегося.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 3-7 Изыде же Петр и другий ученик и идяста ко гробу. Течаста же оба вкупе: и другий учении тече скорее Петра, и прииде прежде ко гробу. И приник виде ризы лежащия: обаче не вниде. Прииде же Симон Петр в след его, и вниде во гроб, и виде ризы едины лежащя. И сударь, иже бе на главе его, не с ризами лежащь, но особь свит на едином месте.

Ст. 3-7 Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу. Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый. И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте.

Три свидетельства воскресения Господа даны были ученикам Петру и Иоанну, чтобы они на основании их поднялись на крыльях веры до понимания совершившейся тайны. Мария Магдалина приносит весть об отваленном камне; сами они видят, во-первых, – пустую гробницу, во-вторых, – «ризы», т. е. пелены, плат и плащаницу не в беспорядке разбросанные, а положенные в порядке.

В ту минуту, когда Мария Магдалина приносит им, – знающим что гробница Господа запечатана и охраняется стражею из римских воинов состоящею (Мф. 27:66), неожиданную весть что камень отвален от гроба и стражи уже нет, Петр и Иоанн еще не понимают вполне события, сердце их бьется сильнее тревогою и надеждою, но они прежде всего спешат своими глазами видеть, что именно произошло. Иоанн, как младший Петра летами, бежит естественно скорее его и прибегает ко гробу первый, но не входит в гробницу, одержимый благоговейным страхом: он только «приник», т. е. наклонился и смотрел с напряженным вниманием в отверстую гробницу, никем уже не охраняемую и, по-видимому, пустую. Не входит он ранее Петра в гробницу потому, что с свойственным ему смирением, он признавал над собою преимущество лет Петра и памятовал слова Господа: «ты еси Петр» (Мф. 16:18)... В это время подходит Петр и не останавливаясь входит в гробничную пещеру, ибо душа его жаждала скорее постигнуть раскрывающуюся тайну. Пред ним второе свидетельство, пустая гробница и третье свидетельство, на которое в особенности указывает Златоуст (1. cit), это пелены и платок, обвивавший Господа, сложенные в порядке, и свидетельствовавшие, что при совершившемся событии не преступная человеческая рука нарушила покой гробницы, а произошло нечто сверх естественное. Не Иудеи стали бы снимать ризы и свивать плат, если бы они унесли тело Господа; для учеников было ясно, что оставление в гробе земных гробовых одежд Господа должно было знаменовать ненужность их. Следующие стихи еще более разъясняют состояние душ учеников.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-7 Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте

Иоанн только бросил мимолетный взгляд на пелены (как показывает употребленный о нем глагол βλέπει, стих 5), а Петр, как человек более решительный, вошел в саму гробницу и здесь не нашел ничего, кроме пелен и головного платка, который в свитом виде лежал отдельно от пелен. Петр рассмотрел это со вниманием (θεωρεῖ), но не пришел к какому-либо определенному решению по вопросу о том, что же случилось с телом Христа.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible