Скрыть
После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так:

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Посем явися паки Иисус учеником (Своим, востав от мертвых,) на мори Тивериадстем. Явися же сице

Посем явися учеником на мори Тивериадстем (21, 1). Видишь, что Он не постоянно обращается с ними и не так, как прежде? Явился вечером и скрылся; потом – еще однажды, спустя восемь дней, и опять скрылся; затем теперь – на море, и опять при великом страхе. Но что значит: явися? Из этого видно, что если бы Он не снизошел, то не был бы видим, так как тело Его было уже нетленно и безсмертно. А для чего упомянул о месте? Чтобы показать, что Христос избавил их от чрезмерного страха, так что они выходили уже из дома и ходили повсюду. Они уже не сидели, запершись в доме, но, избегая опасности от иудеев, отправились в Галилею. И вот Симон идет ловить рыбу. Так как Христос не постоянно находился с ними, а Дух Святой еще не был им дарован, и они оставались тогда без всякого поручения, то, не имея никакого дела, они обратились к своему промыслу.

Исихий Иерусалимский, прп. (†433)

Недоумение LVIII. Где Христос ел рыбу? Если в Иерусалиме, то как Иоанн повествует, что в Галилее [это] произошло (Ин. 21:1)? Если же в Галилее, как Лука говорит, что [Христос] заповедал ученикам: «Вы пребывайте в городе Иерусалиме» (Лк. 24:49) и как оттуда, возведя их в Вифанию, вознёсся?

Разъяснение. Поскольку часто в течении сорока дней [по Воскресении] сотрапезничал Господь ученикам, то об одной трапезе в Галилее рассказал Иоанн, а о двух – Лука, первая [из которых] в Эммаусе, и другая – в Сионе, во [время] которой и печёную рыбу упомянул (Лк. 24:42), но ни рыб, ни угля, ни хлеба, как [было] на трапезе в Галилее, записанной Иоанном (Ин. 21:9-10).

Цитаты из Св. Писания, если это особо не оговорено, приводятся по переводу еп. Кассиана (Безобразова) и П.А. Юнгерова. Слова в квадратных скобках отсутствуют в оригинале и добавлены для связности речи.Перевод: иерей Роман Романов.

«Собрание недоумений и разъяснений»

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 1-8 После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: были вместе Симон Петр и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его. Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймайте. Они закинули и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою (ибо он был наг) и бросился в море. А другие ученики приплыли в лодке (ибо не далеко были от земли, локтей около двухсот), таща сеть с рыбою

Словами: «Иисус явился» евангелист выражает ту мысль, что если бы Он не захотел и по снисхождению не явил Сам Себя, то при нетленном теле и не был бы видим. Для чего он упомянул о месте - море Тивериадском? Для того чтобы показать, что они не боялись уже иудеев так, как прежде, но большой страх отвергли. Они уже не сидели запершись, но выходили из дома, на что прежде не осмеливались, и ходили повсюду, так что дошли и до Тивериады, которая не на малом расстоянии от Иерусалима. Это море в Галилее. - Ученики ловили рыбу, ибо не имели, чем бы другим заняться. Сам Иисус не постоянно находился с ними, Дух еще не был им дарован, и учительство не было им поручено окончательно; посему они и принялись за свое прежнее ремесло. Петр, будучи весьма деятелен, не может оставаться в праздности, но с горячностью стремится к делу, а прочие следуют за ним, потому что они уже не разлучались друг от друга. - Явившись к ним, когда они трудились и утомились, Он не тотчас обнаруживает Себя, а сначала хочет вступить в разговор с ними. Как бы желая купить у них что-нибудь, спрашивает: дети, нет ли у вас чего-нибудь съестного? Когда же они отозвались что нет, и, по Его приказанию, закинув сеть по правую сторону лодки, получили улов, тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: «это Господь». Здесь мы опять находим указание особенностей в учениках: Иоанн был проницательнее, а Петр пламеннее. Поэтому Иоанн первый узнал Господа, а Петр первый поспешил к Нему. Опоясавши себя, Петр выразил почтение к Иисусу, а бросившись в море, выказал свою любовь. Ибо он не удержался, как прочие, но пустился вплавь, хотя они были от берега на расстоянии около двух сот локтей. «Эпендитис» (славянское «епендит», русское «одежда») есть одежда из льняного полотна, какою опоясываются финикийские и сирийские рыбаки, или по нагому телу, или поверх одежды, просто сказать как живописцы изображают апостолов опоясанными поверх одежды. Так как Петр, занимаясь ловлею, был наг, то он опоясывается эпендитом из уважения (ибо это означается опоясанием) и первый спешит к Господу. Событие настоящее не малое, но важное, потому что и много рыбы поймано, потом и сеть не порвалась.

Евфимий Зигабен (†1118)

Посем явися паки Иисус ученикам (Своим, востав от мертвых), на мори Тивериадстем

После Воскресения Своего Иисус Христос не находился с учениками постоянно, как прежде, но являлся им только по временам. Выражение явися и другие тому подобные показывают, что Иисус Христос по свойству нетленного уже тела Своего был невидим для обыкновенных глаз, но только по Своему снисхождению и по особым целям Домостроительства Божия Он иногда был видим. Упомянутое здесь море находилось в Галилеи, куда ученики пошли, опять ободрившись духом.

Явися же сице

так, как евангелист далее говорит.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: (Ин.21:1)

– После того: после явления ученикам в восьмой день по воскресению (Ин.20:26-29).
– При море Тивериадском, или озере Галилейском (см. прим. к Мф.4:18). Господь предварял Своих учеников, что Он явится им в Галилее (Мф.26:32), то же сказали ангелы мироносицам (Мф.28:7). Об исполнении сего обетования Господня повествуют два евангелиста, Иоанн и Матфей (28 и далее). Первую неделю по воскресению Господа ученики пребывали, как видно, в Иерусалиме и не спешили в Галилею, Господь, являясь им здесь, уверил их в Своём воскресении и – затем мы видим и Его и их в Галилее, пред вознесением же опять в Иерусалиме.
– Явился: «видишь, что Он не постоянно обращается с ними и не так, как прежде? Явился вечером и – скрылся, потом – ещё однажды, спустя восемь дней, и опять скрылся; затем является теперь на море... Из этого видно, что если бы Он не снисшёл, то не был бы видим, так как тело Его было уже нетленно и бессмертно» (Злат., ср. Феофил.).

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так:

В главе Ин. 6:1, мы находим выражение об этом большом озере или внутреннем море, в котором соединены два его имени: «море Галилеи Тивериадское». Но у этого внутреннего моря было еще имя древнейшее, Киннереф, которое мы находим в Чис. 34:11, у Иисуса Навина (Нав. 12:3,13:27), и которое по-видимому изменилось в произношении в Генисарет. Это последнее имя мы встречаем как имя полосы земли (около Капернаума на западном берегу) у Мф. 14:34, и как имя самого озера у Лк. 5:1. Во время пророка Исаии, по всей вероятности и об стране лежащей около озера и о самом озере говорили не иначе как о стране Галилейской и об озере Галилейском, по крайней мере в известном пророчестве Ис. 9:1 говорится о «земле Завулоновой и земле Неффалимовой, на пути приморском»; «Галилея языческая», называет ее пророк.

Тивериадским начало называться это внутреннее море лишь после перенесения столицы тетрархом Галилеи Иродом Антипой во вновь почти выстроенный и великолепно украшенный им город, которому он дал имя императора Тиверия.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так

«После того», т. е. после событий, описанных в 20-й главе.

«Опять явился Иисус…» Kак видно из 14-го стиха, это явление было уже третьим в ряду явлений, бывших ученикам. Первое имело место в первый день по воскресении, второе – в восьмой (Ин.20:19, 26).

«При море Тивериадском» – см. комментарии к Ин.6:1.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible