Скрыть
Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 12-14 Глагола им Иисус: приидите, обедуйте. Ни един же смеяше от ученик истязати Его: Ты кто еси; ведяще, яко Господь есть. Прииде же Иисус, и прият хлеб и даде им, и рыбу такожде. Се уже третие явися Иисус учеником Своим, востав от мертвых

Что же Иисус? Приидите, говорит, обедуйте. Ни един же смеяше истязати Его (ст. 12). Теперь они уже не имели своей обычной смелости, не дерзали, как прежде, и не обращались к Нему с речью, но в молчании, с великим страхом и благоговением сидели и смотрели на Него. Они знали, яко Господь есть (ст. 12), и потому не спрашивали: кто еси? Видя изменившееся лицо, исполненное необычайного величия, они были очень изумлены и хотели бы что-нибудь спросить об этом; но страх и сознание, что это был не другой кто, а именно Он, удерживали их от вопроса, и они лишь вкушали то, что Он создал Своею высокою властию. Здесь Он уже не взирает на небо и не делает ничего человеческого, как это было прежде, показывая, что и тогда это делалось по снисхождению. А что Он не постоянно и не так, как прежде, обращался с учениками, об этом говорит (евангелист): се уже третие явися им, востав от мертвых (ст. 14). Христос повелевает принести и часть рыбы, чтобы показать, что видимое ими – не призрак. Впрочем, здесь не говорится, чтобы Он Сам ел с ними, но Лука в другом месте говорит о Нем: с нимиже и ядый (Деян. 1, 4). Как это было, мы не можем сказать. Без сомнения, это происходило как-нибудь чудесно, не потому, чтобы естество еще нуждалось в пище, но – по снисхождению, для доказательства воскресения.

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 9-14 Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть. Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты? зная, что это Господь. Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу. Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых

Угли, рыба и хлеб, которые видят теперь ученики, составляют также чудо. Ибо Он столько человек напитал ими не из готового вещества как прежде в пустыне пятью хлебами (Ин. 6, 9-12) и двумя рыбами, но просто, из ничего. Когда Господь сказал: «придите, обедайте», то никто не спрашивает и не осмеливается спросить. Они не имели уже прежней смелости, но в молчании и со страхом удивлялись Ему; знали, что это Господь, потому и не спрашивали. Видя, что образ Его изменился и исполнен поразительного величия, они сильно изумлялись. Желали бы, по крайней мере, об этом спросить, но страх в сознании, что это был не иной кто, а именно Он, удерживал их от вопроса, и они лишь вкушали то, что Он для них сотворил. Как же сотворил? С полною властью. Ибо Он уже не взирает на небо и не призывает Отца, ибо это делалось тогда из снисхождения. Повелевает принести рыбы, ими пойманной, для того, чтобы показать, что видимое ими не было призраком. Здесь не говорится, чтобы Он ел с ними, а Лука говорит, что Он вместе и ел (Лк. 24, 30. 43). Как Он ел, мы не можем объяснить, ибо это происходило необыкновенным образом, - не потому, чтобы природа Его нуждалась в яствах, но это было делом снисхождения, для доказательства воскресения. Евангелист говорит: «это уже в третий раз явился», и сим показывает, что Он обращался с ними не постоянно и не так, как прежде. - Понимай это, пожалуй, и в созерцательном смысле: когда преобладала тьма идолослужения; тогда была ночь. Пророки, трудившиеся тогда, до явления Христа - Солнца, не поймали ничего. Хотя они, по-видимому, имели в своем неводе один народ израильский, но как и он часто впадал в идолослужение, то, можно сказать, они ничего не поймали. Когда же воссияло утром Солнце правды, и распростерта сеть апостольская, учение поистине правое, в сравнении с которым закон и пророки представляются левою стороною, тогда невод этот вытаскивается, и ко Христу приводятся не одни язычники, которых можно назвать «сто», но и израильтяне, которых можно разуметь под «пятидесятью». Ибо когда войдет полнота язычников, тогда и Израиль спасется (Рим. 11, 25. 26). Три рыбы означают веру во Святую Троицу. Ибо сто и пятьдесят, то есть язычники и иудеи, пойманы не без трех, так как без веры в Троицу никто не называется уловленным. Повеление: «придите, обедайте» служит намеком на то, что святые после трудов своих получают успокоение, довольство и наслаждение. Ибо все, что тогда ни совершалось, ни говорилось, исполнено таинственности. Например то, что Мария почла Его за садовника, по-видимому, просто, но в сем есть и нечто сокровенное. Ибо Он действительно был истинный делатель сада, в саду гроба, как бы в раю, исправляющий женский род, и обольстившую первого садовника - Адама обращающий от обмана и неверия. Ибо обращение Марии и учение о воскресении указывает на то, что женский род обращается и возводится к совершенству.

Григорий Палама, свт. (†1359)

Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых

Первый раз Он пришел к ним, собранным в доме вечером того самого дня, в который Он воскрес; затем, по прошествии восьми дней, Он снова пришел, когда и Фома был с прочими; а, вот, в третий раз Он уже к ним не пришел, но явил Себя им, показывая, что Он всегда был с ними, хотя и не был видим чувственными очами. Допустил же им видеть Себя, когда Ему это было угодно, потому что таковой способностью обладают бессмертные тела.

Беседы (омилии). Омилия 23. На 10-е утреннее воскресное Евангелие

Евфимий Зигабен (†1118)

Се уже третие явися Иисус учеником Своим востав от мертвых

В первый раз Иисус Христос явился вечером в тот же день, в который воскрес (Ин. 20, 19), во второй раз – через восемь дней после того (Ин. 20, 26), а в третий раз теперь. Очевидно, что после этого ученики пошли на гору, куда повелел им идти Иисус, именно после того, как они опять получили наставление от Господа (Мф. 28, 16). Являлся Иисус Христос и женам, которые были как бы ученицами Его, и двум тем, о которых упоминается у евангелиста Марка (16, 12), и Петру, и Клеопе с его спутником (Лк. 24, 18), – но всем вместе ученикам Он явился теперь уже в третий раз. Теперь Он не жил уже вместе с ними постоянно. Но здесь евангелист не упомянул, вкушал ли пищу и Сам Иисус Христос; на это указывает, как мне кажется, евангелист Лука в книге Деяний Апостольских в том месте, где говорит Петр: с Ним ядохом и пихом, по воскресении Его от мертвых (Деян. 10,41).

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты? зная, что это Господь. Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу. Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых. (Ин.21:12-14)

– Придите, обедайте: кажется, ученики держались несколько вдали, на что указывает и дальнейшее замечание.
– Никто не смел спросить и пр.: нечто необычайное и особенное, сравнительно с прежними явлениями ученикам, было на этот раз в Явившемся, так что и ученики находились в особенном состоянии духа. «Знали, что это Господь, потому и не спрашивали. Видя, что образ Его изменился и исполнен поразительного величия, они сильно изумлялись. Желали бы, по крайней мере, об этом спросить, но страх и сознание, что это был не иной кто, а именно Он, удерживали их от вопроса» (Феофил., ср. Злат.). 
– Иисус приходит: словами придите, обедайте Господь подзывает к месту, где приготовлена пища, учеников, а потом и Сам приходит, следовательно, и Сам был в некотором расстоянии.
– Берёт хлеб и пр.: как глава семейства или хозяин угощения.
– Уже в третий раз явился ученикам, т. е. собранным вместе (хотя на этот раз они были и не все); о первых двух явлениях говорит сам же Иоанн (Ин.20:20 и далее; Ин.20:26 и далее). Господь являлся ученикам в продолжение 40 дней (Деян.1:3), но Иоанн ограничивается сказанием только об этих трёх явлениях.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 12-14 Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты? зная, что это Господь. Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу. Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых.
Ст. 12-14 Глагола им Иисус: приидите, обедуйте. Ни един же смеяше от ученик истязати его, ты кто еси? ведяще яко Господь есть. Прииде же Иисус, и прият хлеб, и даде им, и рыбу такожде. Се уже третие явися Иисус учеником своим, востав от мертвых.

Мы уже выше говорили, что Господь предлагает пищу ученикам, знаменуя тем, что «вест бо Отец небесный, яко требуете сих всех» (Мф. 6:32). Сам Он во плоти сый, пречистыми руками своими преломляет и раздает пищу ученикам, знаменуя сим отеческие отношения свои к ним и указуя, что Им, Сыном Божиим, даруется и разделяется всякое благо людям, ибо также соделывал Он, питая немногими хлебами многие тысячи людей (Ин. 6:1-13; Мф. 14:19; Мк. 6:41; Лк. 9:16). Но в отношении учеников своих после воскресения, Господь являл особое отеческое милосердие, не только как Отец предстоя неоднократно их трапезе, когда Он являлся им вкупе, но еще вкушая с ними пищу, по свидетельству Евангелиста Луки (Лк. 24:43), дабы знаменовать общение с ними во плоти, как и в духе.

Весьма замечательно указание Евангелиста, что ученики не смели спросить Его: «ты кто еси? видяще яко Господь есть».

Нельзя сомневаться в том, что тело человеческое облекавшее Господа и с Ним совознесенное к престолу Святой Троицы, после слов Его: «восхожду ко Отцу» (Ин. 20:17), сделалось еще более величественным и просветленным, так что ученики, зная, что это Господь; с некотором благоговейным трепетом иногда спрашивали себя, Он ли тот, к которому они так привыкли, который допускал с собою обращение простое, как равный с равным, который любил и учил их, который подвергся оскорблениям и смерти? Вопрос «кто Ты?» который не смели высказать ученики, не значил, что они сомневались в том, что это Господь Иисус, воскресший из мертвых, что ясно указывается Иоанном в ст. 12. Невысказанный вопрос имел значение более глубокое и важное. Это был вопрос подобный тому который высказал Иаков таинственному борцу, который отвечал Иакову: «на что ты спрашиваешь о имени Моем? Оно чудно и благословил его там» (Быт. 32:29). Иакову ничего не было более разъяснено, но Апостолы уже получили разъяснение тайн Божиих в последней беседе и хотя на них нападало еще по временам благоговейное недоумение, но они не высказывали своего вопроса, просившегося на уста их, потому что Дух Святой воспоминал им и разъяснял им то, что глаголал прежде Господь, «Он бо, говорил Господь, – Мя прославит, яко от Моего приимет и возвестит вам» (Ин. 16:14).

Евангелист в ст. 14 прибавляет, что это третий раз Господь явился ученикам, восстал от мертвых. Ясно, что Евангелист говорит только о явлениях Господа ученикам вкупе, т. е. представителям церкви Христовой, как церкви. Посему в число этих явлений не входят явление Господа Марии Магдалине и женам мироносицам, и Петру, и Иакову, и ученикам, шедшим во Эммаус, ибо это были явления отдельным лицам, а не церкви. Таким образом, мы ясно понимаем, что собранию Апостолов Господь явился в день воскресения Своего, потом через семь дней после того (вместе с Фомою) и это явление на озере Галилейском вкупе многим ученикам было третье, и посему первое после того, что ученики пошли из Иерусалима в Галилею. Уже после сего явления на озере Галилейском, должно было произойти явление Господа в Галилее более чем пятистам братий, о котором говорит Апостол Павел (1Кор. 15:6). Можно полагать, что во время беседы Господа с Петром, Иоанном и другими учениками на озере, Он повелел им оповестить всех других учеников о том месте, где они увидят Его. Благочестивое предание указывало, что собрание учеников имело место там, где произнесена была Господом нагорная проповедь о блаженствах. Что явление пятистам ученикам должно было подразумеваться в Мф. 28:16-17, это кажется явствует из того, что некоторые усомнились. Это слово конечно не могло уже относиться ни к одному из Апостолов, которые видели Господа, и, вероятно, относится к некоторым из многочисленных учеников, коим явился Господь, по всей вероятности после событий на озере Галилейском и восстановления Петра во всех правах первоверховного Апостола.

Здесь Господь вероятно неоднократно (Деян. 1:4) глаголал с Апостолами и учениками о царствии Божии, после чего приказал им идти в Иерусалим, где и вознесся с горы, называемой Елеон, близ места Вифании (Лк. 24:50, Деян. 1:4,9-12).

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том II

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 12-14 Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь. Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу. Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых

Благоговейный страх не позволял ученикам самим начать беседу с Христом, когда Он пригласил их обедать. Господь при этом ничего не сказал ученикам о цели Своего явления, но те и без особых объяснений должны были понять смысл всего происшедшего. Чудесный улов рыбы предуказывал им на тот успех, какой они будут иметь в деле привлечения ко Христу душ человеческих, если только во всем будут следовать указаниям Христа. Обед, к которому пригласил их Христос, обозначал, во-первых, восстановление тесных дружеских отношений между ними и Христом, а во-вторых, служил ручательством за то, что в то время, когда они будут заняты делом проповеди, Господь позаботится об удовлетворении их земных нужд.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible