Скрыть
Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 19-22 Отвеща Иисус и рече им: разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю. Реша же Иудее: четыредесять и шестию лет создана бысть церков сия, и Ты ли треми денми воздвигнеши ю; Он же глаголаше о церкви тела Своего. Егда убо воста от мертвых, помянуша ученицы Его, яко се глаголаше, и вероваша Писанию и словеси, еже рече Иисус

Что же Христос? Разорите, говорит, церковь сию, и треми денми воздвигну ю (ст. 19). Он и много такого говорил, что тогдашним слушателям не было понятно, а только впоследствии могло быть ясно. Для чего же Он делал это? Чтобы доказалось Его предведение будущих событий, когда исполнится предсказанное, – как действительно случилось и относительно этого пророчества. Егда воста, сказано, от мертвых, помянуша ученицы Его, яко се глаголаше, и вероваша Писанию и словеси, еже рече Иисус (ст. 22). А в то время, когда Он говорил, они недоумевали, каким образом может исполниться сказанное; другие же возражали так: четыредесять и шестию лет создана бысть церковь сия, и Ты ли треми денми воздвигнеши ю? (ст. 20). Они говорят: сорок шесть лет, разумея построение последнего храма, потому что первый был окончен в двадцать лет.

Почему же Он не объяснил этой притчи и не сказал: Я говорю не об этом храме, но о плоти Моей? Уже впоследствии евангелист, когда писал Евангелие, то истолковал это изречение; а Сам Он в то время умолчал. Почему же умолчал? Потому, что они не приняли бы слово Его: если даже ученики Его не были тогда способны разуметь сказанное, то тем более – народ. Егда же, говорит евангелист, воста Иисус от мертвых, тогда помянуша и вероваша словеси и Писанию. Два предмета здесь представлялись им: Его воскресение и вопрос еще более важный: Бог ли был Тот, Кто обитал в этом храме? То и другое Он давал разуметь в словах: разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю. Это и Павел представляет, как не малое знамение Божественности Его, говоря так: наречением Сыне Божии в силе, по Духу святыни, из воскресения от мертвых, Иисуса Христа (Рим. 1, 4). Почему же Он именно это знамение дает и там, и здесь, и везде, говоря или так: аще Аз вознесен буду (Ин. 12, 32); или: егда вознесете Сына Человеческаго, тогда уразумеете, яко Аз есмь (8, 28); также: не дастся вам знамение, токмо знамение Ионы (см.: Мф. 16, 4); и здесь опять: треми денми воздвигну ю? Да то в особенности и показывало в Нем не простого человека, что Он мог одержать победу над смертию и так скоро разрушить долговременное ее владычество и прекратить тяжкую брань. Потому и говорит: тогда уразумеете. Когда это? Когда, воскресши, привлеку к Себе вселенную (Ин. 12, 32), – тогда-то уразумеете, что и это сделал Я, как Бог и истинный Сын Божий, наказывая за оскорбление Отца. Почему же Он не сказал, какие нужны были знамения для прекращения бывшего зла, а только обещал дать знамение? Потому, что таким образом Он еще более ожесточил бы их, а теперь – более поразил. Впрочем, они ничего не сказали на это; им казалось, что Он говорит нечто невероятное, и потому они не продолжали еще спрашивать Его; они оставили это без внимания, как дело несбыточное. Но если бы они имели смысл, то, – хотя бы это и казалось им тогда невероятным, – по крайней мере, впоследствии времени, когда Он сотворил уже множество знамений, они могли бы прийти и спросить Его о том, чтобы разрешить свое недоумение. Но как они были несмысленны, то на одни слова Его вовсе не обращали внимания, а другие выслушивали с злым умыслом. Потому и Христос говорил им в притчах.

Но представляется еще такой вопрос: каким образом ученики не знали, что ему надлежало воскреснуть из мертвых? Это потому, что они тогда еще не были удостоены благодати Святого Духа. Поэтому, хотя часто слышали слово о воскресении, но нисколько не разумели, а только рассуждали между собою, что бы это значило. В самом деле, весьма странно и дивно было слышать, чтобы кто-нибудь мог воскресить самого себя, и воскресить таким образом. Потому и Петр подвергся упреку, когда, не разумея ничего о воскресении, сказал: милосерд Ты, Господи (Мф. 16, 22). Да и Христос ясно не открывал им этого прежде самого события, чтобы они не соблазнялись, так как вначале еще не верили словам Его, по причине великой их странности, и потому, что еще не знали ясно, кто Он. Тому, о чем громко вопияли самые события, никто не мог не верить; а что говорилось только на словах, тому, конечно, не все хотели верить. Поэтому сначала Он оставил это учение прикровенным; когда же самим делом доказал истину слов Своих, тогда наконец сообщил и разумение их и такую благодать Духа, что ученики Его все вдруг постигли. Той, говорится, воспомянет вам вся (Ин. 14, 26). Если они, потеряв все уважение к Нему в один вечер, разбежались и даже говорили, что и не знают Его, не получив особенной благодати Духа, то едва ли бы они припомнили все сделанное и сказанное Христом во все время (жизни Его). Если же, скажешь ты, они должны были услышать все от Духа, а сами не могли удержать в памяти всего учения Христова, то какая была им нужда пребывать со Христом? Но это было нужно потому, что Дух собственно не учил их, а только приводил на память то, что прежде говорил Христос; но и послание Духа для напоминания Им сказанного не мало содействовало славе Христовой. Итак, сначала это было милостью Божиею, что на них ниспослана благодать Духа, столь великая и обильная; а после было уже их добродетелию то, что они усвоили себе этот дар. Они показали жизнь светлую, великую мудрость и великие подвиги, и презирали жизнь настоящую, ни во что вменяли все человеческое, но были выше всего, и, как легкие орлы, парящие на высоту, делами своими достигали самого Неба, чем и приобрели неизреченную благодать Духа.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его

«Разорите церковь сию». Тем, кои просят благ из благого произволения, Бог подает их благосердно; тем же, кои приступают с искусительной целью, не только не подает щедро того, чего просят, но и подвергает их обвинению в лукавстве. Так, когда фарисеи, по известию других евангельских мест, требовали знамения, то Спаситель обличил их, сказав: «род лукав и прелюбодей знамения ищет, и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка: якоже бо бе Иона во чреве китове три дни и три нощи, тако будет и Сын Человеческий в сердце земли три дни и три нощи» (Мф. 12:39–40). Что сказал тем, то и этим, только с малым изменением, ибо они, как и те, требуют, искушая. Но имеющим такое настроение отнюдь, конечно, не было бы дано и это знамение (Ионы пророка), если бы оно (воскресение Христа) не должно было быть для спасения всех нас.

Надлежит знать, что это (изречение Господа) они сделали предлогом обвинения Его, облыжно говоря пред Понтием Пилатом, чего не слыхали: «сей рече», говорят, «могу разорити церковь Божию» (Мф. 26:61). Посему-то и сказал о них Христос у пророков: «возставше на мя свидетеле неправеднии, яже не ведях, вопрошаху мя» (Пс. 34:11), и опять: «яко возсташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе» (Пс. 26:12). Конечно, не побуждает их к убийству, когда говорит: «разрушьте храм сей», но поскольку знал, что они непременно сделают это, прикровенно указал на это долженствовавшее случиться событие.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 18-22 На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус

Когда иудеи увидели, что Господь делает это с великою властью и говорит: дом Отца Моего не делайте рынком, то говорят: уверь нас каким-нибудь чудом, что Ты Сын Бога и что Ты Им послан. Ибо откуда видно, что Господь дома сего - Отец Тебе? Он же отвечает им приточно, говоря: «разрушьте храм сей», без сомнения, говоря о Своем теле, потому что в нем обитало все Божество Единородного. Словом «разрушьте» не поощряет их к убийству (прочь такая мысль!), но, зная их намерение совершить сие, намекает на то, что случится безотложно. - Пусть и ариане слышат, как Господь и разрушитель смерти говорит: «Я воздвигну». Не сказал: Отец воздвигнет, но «Я» воздвигну, употребив собственную силу, а не нуждаясь в чужой отвне. Иудеи же, думая, что Он говорит о бездушном храме, смеются над Ним. Как, говорят, говоришь Ты, что воздвигнешь его в три дня, тогда как он строился сорок шесть лет? Нужно знать, что когда храм в первый раз строился при Соломоне, тогда все без нужды исполнено в двадцать лет. Впоследствии же, когда евреи после пленения получили позволение строить храм, они начали возобновлять его в царствование Кира; потом, встретив препятствие со стороны завистников, продолжали постройку до царствования Артаксеркса; при нем же, пользуясь полною безопасностью, с большим трудом могли окончить это дело. - Когда же говорится, что иудеи во время строения в одной руке держали копье, а в другой - строительное орудие, то они были в таком большом страхе от соседственных идумеев, а не от персов, ибо от них, то есть от персов, как я сказал, они пользовались полною безопасностью. О сей-то постройке, бывшей после плена, говорят, что она продолжалась сорок шесть лет, так как иудеям препятствовали, и потому они протянули ее от царствования Кира до Артаксеркса. - И неудивительно, что не поняли слов Иисуса иудеи, равно как и ученики. Для них были два величайших затруднения: одно - то, что дело воскресения очень неудобопонятно, тем более что им вовсе неизвестно; другое - то, что живущий в теле есть Бог. Однако же после воскресения ученики поняли, и поверили Писанию. Какому Писанию? И всякому, которое предваряет о воскресении, и, как яснейшему, сему: «Ты не оставишь души моей во аде» (Пс. 15, 10), и сему: «Господь хочет очистить его от раны и показать ему свет» (Ис. 53, 11). Ибо сии места Писания весьма ясно предваряют о воскресении. Аполлинарий пытается найти здесь защиту своей ереси. Желая подтвердить, что плоть Господа была без души, говорит: плоть называется храмом, а храм бездушен; следовательно, и она бездушна. Пораженный громом и вскружившийся! Ты плоть Господа сделаешь, пожалуй, и деревьями, и камнями, так как храм из них?! Когда ты слышишь слова Господа: «душа Моя теперь возмутилась» (Ин. 12, 27) и «Я имею власть положить душу Мою» (Ин. 10, 18), то как их понимаешь? Если ты скажешь, что сие говорится не о словесной и разумной душе, то где ты положишь слова: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23, 46)? Неужели и сие будешь понимать о неразумной душе? А это: «не оставишь души моей во аде» (Пс. 15, 10), как тебе кажется? Но погибай ты со своими единомышленниками.

Евфимий Зигабен (†1118)

Отвеща Иисус и рече им: разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю

Как знамение Своей власти Иисус Христос представляет Свое трехдневное воскресение, и храмом называет Свое тело, которое было храмом и жилищем не только души, но и Божества. Сказал: разорите, не побуждая их к убиению Себя, но зная, что они так поступят, Он предсказал это в образной речи. Итак, разорите, т.е. предайте земле, разъедините с душой, нарушьте связь с нею.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его.

Разрушьте (повелительное наклонение имеет нередко значение будущего времени: разрушите) храм сей и пр.: евангелист далее сам объясняет, что значит это изречение Господа, когда говорит, что Он говорил сие о храме тела своего (ст. 21); значит, Он говорил о насильственной смерти Своей. Соответственно сему слова: Я в три дня воздвигну его означают Его воскресение чрез три дня по смерти, как и истолковали то сами ученики Его по Его воскресению (ст. 22). Итак, на требование иудеями от Господа чуда в доказательство того, что Он имеет власть так действовать во храме, Он отвечает указанием на величайшее чудо, свидетельствующее о Нём как о Мессии – чудо воскресения Его из мёртвых (о смысле и силе доказательства от будущего см. прим. к Мф. 1:23). При другом случае, когда иудеи также просили у Него знамения, Он указывал им на то же самое знамение, только под другим образом (Мф. 12:38-39). Так Господь с самого начала Своего общественного служения предсказывал о Своей смерти и воскресении. – Я воздвигну его: этими словами Господь даёт доказательство Своего божественного всемогущества, ибо ни один умерший не может своею силою и властью воскресить тело своё. «Не сказал: Отец воздвигнет, но – Я воздвигну, употребив собственную силу, а не нуждаясь в чужой силе» (Феофил.).

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его.
 

Господь, зная коварство Иудеев, не дает им намеренно прямого ответа и повода к обвинению «не у бе пришел час Его» (Ин.7:30). Вместо ответа Господь произносит великое таинственное пророчество, которое впоследствии служит основанием обвинения Господа перед синедрионом в буквальном его смысле, и исполняется в другом таинственном его значении, которое понято учениками лишь после славного воскресения храма тела Господня, которое Он с Собою возносит на небо, как вечный храм, в котором обитает для нас земных Господь, с упразднением навсегда храма Иерусалимского, временного святилища, которое должно было упраздниться, когда пришло на землю воплощенное Слово.

Храм в Иерусалиме в ветхом завете был знаком, залогом и доказательством пребывания Господа Бога среди народа Израильского, доколе он пребывал верным Богу своему. «И сказал Господь Соломону: Я услышал молитву твою и прошение твое... Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать Имени Моему там во век; и будут очи Мои и сердце Мое там во вся дни». 

Но с пришествием Господа нашего Иисуса Христа, Бога воплощенного, единым храмом Бога Всемогущего, стало тело человеческое, в которое облекся Сын Божий, освятив человека в полном его образе соединением с человеком Божества. Не здание стало храмом Бога живого, а честное тело Господа нашего Иисуса Христа: «Глаголю же вам, говорил Господь о Себе Иудеям, яко церкве боле есть зде»: (Мф.12:6), или, как прекрасно передает наш русский перевод – «здесь Тот, кто больше храма». «Истинный храм, говорит св. Афанасий великий, есть единение Божества и человечества»; и еще говорит тот же Отец церкви: «Если Отец сотворил все чрез собственное Слово Свое и чрез Сына, то явно, что чрез Него же совершил и воскресение плоти Его. Воскрешается Господь наш Иисус Христос по плоти как человек, «образом обретеся бо яко же человек» (Флп.2:7); но как Бог Он Сам воскрешает Свой храм и дает жизнь плоти Своей. Таково есть значение слов в три дня воздвигну его.

Пророческое слово о разрушении храма знаменовало то грядущее убийство Иудеями Господа Иисуса, на которое Он дал Свое соизволение ради любви Своей к людям. «Распятие, говорит св. Иоанн Златоуст, совершилось не по немощи Распятого, и не потому, что восторжествовали над Ним Иудеи, а потому что возлюбил Бог мир. Вот почему одушевленный Его храм подвергся распятию: да всяк веруяй в он не погибнет, но имать живот вечный». Но это не освобождало от страшной ответственности перед Вечным Судиею тех, чья злая воля совершила преступление над праведным. Заметим еще притом, что Господь предсказывает им, прямо указывая: вы разрушьте храм сей, и Я воздвигну его. В этом слове предначертаны и злоба Иудеев и славное Господне воскресение.

Но пророческое слово Господне знаменовало и нечто другое, находящееся в связи с отвержением Богочеловека и убийством Иисуса как человека. Слово Господа указывало на действительное уничтожение излюбленного Иудеями каменного храма их, указывало на разрушение самой Иудейской церкви, самой нации в ее самостоятельном существовании. Воздвижение в три дня разрушенного храма знаменовало славное Господне воскресение, а с ним восстановление Господня святилища на земле и вечное присутствие Бога среди человеков, соединенных во имя Господа Иисуса Духом Божиим в церковь, которая на земле есть тело Христово. В сем теле Христовом, в церкви Его созревает дух человеческий в жизнь вечную. Это есть духовный храм, воздвигнутый навечно на земле.

Когда Господь глаголал Иудеям о разрушении храма и о восстановлении его в три дня, то Он сказал: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. Лжесвидетели перед синедрионом (Мф.26:61) извращают смысл этих слов, говоря яко бы Господь сказал: «могу разорити церковь Божию и тремя денми создати ю». Но Господь именно говорит Иудеям, что они разорят храм, разумея храм тела Его, и как последствие сего убийства будет разрушение как бы их собственными руками храма Иерусалимского. Во 2Пар.7:19–20 Господь глаголал Соломону в видении: «Если вы отступите... истреблю Израиля... и храм сей». И действительно истребление Израиля и разрушение храма несколько раз в жизни народа указывало ему на гнев Божий. Но ныне в последний раз Господь Иисус Христос сказал Иудеям: «Се оставляется вам дом ваш пуст» (Мф.23:38).

Только те, которые воскликнули: «благословен грядый во имя Господне», (Мф.23:39) те восприняты в общение с Богом.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его

Иудеи требовали от Христа чуда в доказательство того, что Он имеет право выступать как уполномоченный посланник Иеговы, и Христос выражает готовность дать им такое чудо или знамение. Но Своему ответу Христос дает несколько загадочную форму, так что речи Христа не уразумели не только иудеи, но даже и ученики (ср. стих. 22). Говоря: «разрушьте храм сей», Христос как будто бы имел в виду именно иудейский храм, на что указывает и прибавление «сей» (τοῦτον). Если бы, говоря эти слова, Христос указал на Свое тело, то в таком случае не возникло бы никакого недоразумения: все поняли бы, что Христос предсказывает о Своей насильственной смерти. Таким образом, под «храмом» (ὁ ναός в противоположность слову τὸ ἱερόν, которое означает все помещения храма и двор, ср. стихи 14–15) можно было понимать прежде всего храм, который ясно был виден всем. Но, с другой стороны, иудеи не могли не видеть, что таким пониманием изречения Христа ограничиться нельзя. Ведь Христос говорил, что они разрушат храм, а между тем они, конечно, и представить себе не могли, чтобы их руки поднялись на разорение национальной святыни. И потом, Христос тут же изображает Себя восстановителем этого, разрушаемого иудеями, храма, и, очевидно, идущим против воли самих разрушителей иудеев. Опять тут получалось какое-то недоразумение! Но все-таки если бы иудеи и ученики Христовы внимательнее отнеслись к словам Христа, то они могли бы понять их, несмотря на всю кажущуюся их загадочность. По крайней мере, они должны бы спросить, что хотел сказать им Христос этим, очевидно, образным изречением; но они намеренно останавливаются только на простом буквальном смысле Его слов, стараясь показать всю их неосновательность. А между тем, как объяснилось после воскресения Христова для учеников Христа, Христос действительно говорил о храме в двояком смысле: и об этом каменном храме Ирода, и о Своем теле, которое представляло собою также храм Божий. «Вы, – как бы говорил Христос иудеям, – разрушите храм свой чрез то, что разрушите храм Моего тела. Умертвив Меня как своего противника, вы этим самым навлечете на себя суд Божий и Бог предаст на разрушение врагам ваш храм. Вместе же с разрушением храма должно прекратиться и богослужение и кончить свое существование ваша Церковь. Но Я воздвигну Свое тело через три дня, а вместе с тем устрою и новый храм, равно как и новое богослужение, не стесненное теми границами, в каких оно существовало раньше».

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible