Скрыть
а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

Святые отцы

Прочие

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны

«Творяй же истину (то есть любитель и творец дел истины) грядет к свету, да явятся дела его, яко о (в) Бозе суть соделана». Он не отказывается от просвещения Духом, будучи руководим Им, конечно не насильственным образом, к разумению того, не преступил ли он Божественную заповедь и все ли сделал по закону Божию.

Таким образом, нежелание узнать то, чрез что можно дойти до лучшего, служит ясным доказательством необузданного стремления ко злу, а жажда быть просвещаемым и закон Божий делать как бы правилом и руководителем к богоугодной жизни (служит доказательством) влечения к добру. Зная, что это так, и досточудный Псалмопевец воспевает: «закон Господень непорочен, обращаяй души: свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы: оправдания Господня права, веселящая сердце: заповедь Господня светла, просвещающая очи» (Пс. 18:8–9).

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 18-21 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы, ибо всякий делающий злое ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы. А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны

Что значит: верующий в Сына не судится? Неужели не судится, если жизнь его нечиста? Весьма судится. Ибо таких и Павел не называет искренно верующими. Показывают, говорит (Тит. 1, 16), что они знают Бога, делами же отрекаются Его. Впрочем, здесь говорит о том, что не судится по тому самому, что уверовал: хотя в злых делах отдаст самый строгий отчет, но за неверие не наказывается, потому что за один раз уверовал. «А неверующий уже осужден». Как? Во-первых, потому, что и самое неверие есть осуждение; ибо быть вне света - одно только это - величайшее наказание. Потом, хотя здесь не отдается еще в геенну, но здесь соединил все, что доводит до будущего наказания; подобно тому, как и убийца, хотя бы не был приговорен к наказанию приговором судьи, осужден сущностью дела. И Адам умер в тот же день, в который вкусил от запрещенного дерева; хотя он был жив, но по приговору и по существу дела был мертв. Итак, всякий неверующий уже здесь осужден, как несомненно подлежащий наказанию и не имеющий прийти на суд, по сказанному: не воскреснут нечестивии на суд (Пс. 1, 5). Ибо от нечестивых не потребуется отчет, как и от диавола: они воскреснут не на суд, а на осуждение. Так и в Евангелии Господь говорит, что князь мира сего уже осужден (Ин. 16, 11) как потому, что сам не уверовал, так и потому, что Иуду сделал предателем и прочим приготовил погибель. Если же в притчах (Мф, 23, 14-32; Лк. 19, 11-27) Господь вводит и подлежащих наказанию дающими отчет, то не удивляйся, во-первых, потому, что говоримое есть притча, а говоримое в притчах не нужно принимать все, как законы и правила. Ибо в день тот каждый, имея непогрешимого судью в совести, не потребует другого обличения, но пойдет связанный сам от себя; во-вторых, потому, что Господь вводит дающими отчет не неверующих, а верующих, но несострадательных и немилостивых. Мы же говорим о нечестивых и неверующих; а иное - нечестивый и неверующий и иное - немилосердый и грешный. - «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир». Здесь неверующих показывает лишенными всякого оправдания. В том, говорит, состоит суд, что свет пришел к ним, а они не устремились к нему. Не тем только они согрешили, что сами не искали света, но, что всего хуже, тем, что он пришел к ним, и они однако же не приняли. Посему-то они и осуждены. Если бы свет не пришел, то люди могли бы сослаться на незнание добра. А когда Бог Слово пришел и предал Свое учение, чтобы просветить их, и они не приняли, тогда они уже лишились всякого оправдания. - Чтобы кто-нибудь не сказал, что никто не предпочтет тьму свету, выставляет и причину, по которой люди обратились к тьме: потому что, говорит дела их были злы. Так как христианство требует не только правого образа мыслей, но и жизни честной, а они пожелали валяться в грязи греха, то посему делающие худые дела не пожелали идти к свету христианства и подчиниться Моим законам. «А поступающий по правде», то есть ведущий жизнь честную и богоугодную, стремится к христианству, как к свету, чтобы еще более преуспеть в добре и дабы явны были дела его по Боге. Ибо таковой, правильно веруя и проводя честную жизнь, светит всем людям, и Бог прославляется в нем. Посему причиною неверия язычников была нечистота их жизни. Быть может, скажет иной, что же, разве нет христиан порочных и язычников одобрительных по жизни? Что есть христиане порочные, я и сам это скажу; но чтоб нашлись язычники добрые, не могу сказать решительно. Некоторые могут найтись «от природы» кроткими и добрыми, но это - не добродетель, а добрым «от подвига» и упражнения в добре - никто. Если же некоторые казались добрыми, то все делали из-за славы; делающий же для славы, а не для самого добра, с охотою предастся злому пожеланию, когда найдет к тому случай. Ибо если у нас и угроза геенною, и всякое иное попечение, и примеры бесчисленных святых едва удерживают людей в добродетели, то бредни и гнусности язычников тем менее удержат их в добре. Велико и то, если не сделают их совершенно злыми.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны

Как премудро Господь наставляет учителя Израилева. Прежде преподает ему истину о духовном рождении, которое необходимо для того, чтобы принять и усвоить умом и сердцем новое, небесное, благодатное учение; и в самом деле, просвещение от Духа Божия необходимо для усвоения верою и делами истины о беспредельной любви Божией к роду человеческому, сошествии на землю Сына Божия ради спасения человеков, о Его страданиях и смерти; о Сыне Божием как о Свете мира и о страшной тьме, в которой находится мир. Затем Господь научает его высочайшим истинам христианства.

Дневник. Том II. 1857–1858

Евфимий Зигабен (†1118)

Творяй же истину грядет к свету

Делающий доброе, живущий праведно, идет к свету, любит свет.

да явятся дела его

при помощи света, потому что он не стыдится их.

яко о Бозе суть соделана

потому что они в Боге соделаны, потому что угодны Богу. Сказано да явятся не потому, чтобы сам человек искал этого, но потому, что это составляет естественное следствие самого дела, так как свет обыкновенно делает видимым все приближающееся к нему.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

Поясняя это учение о суде, – как он происходит, Спаситель продолжает: суд же состоит в том, что свет пришёл в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Чувственный свет есть образ света духовного, духовного просвещения, или озарения, благодати (Прем. 7:29-30; Ис. 45:7,59:9); тьма – образ мрака духовного, богоневедения, ослепления и нечестия (Ин. 12:351Ин. 1:6-8; Еф. 5:8-11; Рим. 13:12-13 и др.). Словом свет ев. Иоанн, у которого преимущественно это слово употребляется в приложении ко Христу и Его учению, иногда называет Самого Иисуса Христа, как источника света духовного, как Учителя и просветителя мира и всякого человека, грядущего в мир (Ин. 1:4,8:12,9:5,12:35 и др.), иногда – учение Иисуса Христа, просвещающее людей, рассеивающее заблуждения, сообщающее человеку высшее истинное ведение о Боге и человеке, о добродетели и пороке. Этот свет пришёл в мир просветить всех и тем даровать спасение. Но люди, продолжает Спаситель, более возлюбили тьму, нежели свет, не хотели просветиться светом истины, а оставались во тьме заблуждений, по склонности своего сердца – возлюбили (ср. Ин. 5:35; Лк. 16:8; Деян. 26:18-232Кор. 4:4).

Так это было постоянно (Ин. 1:5), так это было и во время самого пришествия Спасителя (Ин. 1:9-11). Странное, по-видимому, явление! Спаситель показывает его истинную причину в делах людей: потому что дела их были злы. Ибо всякий, поясняет Спаситель, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы. А поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны. Дела суть внешнее выражение внутренних расположений, мыслей и чувств; следовательно, злые дела есть свидетельство о злой настроенности души, проявление злых помышлений и чувств, испорченности ума, сердца и воли.

Таким образом, причина привязанности людей более к тьме, чем к свету – злое настроение, испорченность, омрачение духовное. Свет истинного Христова учения обличает, – делает явными, видимыми внутренние расположения человека из дел его, показывая соответствие или несоответствие их с законом Божиим. Потому любящий тьму, делающий худое, т. е. одержимый злыми наклонностями сердца, порочными побуждениями воли и ложными мудрствованиями ума, что всё выражается в делах его, не идёт к свету, боится просвещения духовного и ненавидит его как обличителя его дел; а поступающий по правде, что, в противоположность первому, означает человека с добрым настроением душевным, идёт к свету, жаждет просвещения; стремящийся к истине и добродетели желает большего и большего просвещения светом истины, чтобы явны были дела его, потому что в Боге, сообразно с волею и законом Божиим, соделаны.

Из слов Спасителя с первого взгляда можно заключить, что грешник не может приходить к свету, что противоречит учению Нового Завета. «Что же значат слова Его? Он говорит о тех, которые навсегда решились оставаться во зле» (Злат.). В отношении к понятиям Никодима вся эта речь Спасителя о суде имела такой смысл: участие в Царстве Мессии, во всех благах, какие дарует оно членам своим, и отчуждение от участия этого, – спасение и погибель, живот и смерть зависят не от каких-нибудь земных, человеческих прав и преимуществ, – не от того, например, что одни происходят по плоти от Авраама, а единственно от веры в Единородного Сына Божия; Он пришёл спасти весь мир, но если, несмотря на это, некоторые погибают и погибнут, то они сами причиною своей погибели. – Этим оканчивается в Евангелии беседа Спасителя с Никодимом.

Спаситель открыл ему истинное учение о лице и Царстве Мессии во всех существенных чертах, в противоположность искажённым понятиям о том иудеев и Никодима самого. Какое действие произвела на него вся эта беседа, евангелист здесь не упоминает. После, Никодим говорил пред фарисеями в защиту Христа (Ин. 7:50), и, по смерти Спасителя, вместе с Иосифом Аримафейским, приходил на Его погребение (Ин. 19:39). Очевидно, он был тайным последователем Господа. Предание говорит, что впоследствии он действительно сделался христианином.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 20-21 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

Ст. 20-21 Всяк бо делаяй злая, ненавидит света и не приходит к свету да не обличатся дела его, яко лукава суть. Творяй же истину грядет к свету, да явятся дела его, яко о Бозе суть соделана.

В стихах 20 и 21 замечают, что для выражения факта соделания добра и зла употреблено два разных выражения: делать и творить. Делаяй злаяό φαῦλα πράσσων; творяй истинуὁ ποιῶν τὴν ἀλήθειαν. Последний глагол ποιεῖν, творить, имеет значение более возвышенное, чем глагол πρὰττειν, который обнимает собою весь ряд только обычных, человеческих, земных деяний. Творить истину – значит создавать нечто, имеющее вечное значение; значит облекать в реальную форму отвлеченную идеальную мысль добра вечного. Эти деяния добра, имеющие на себе отпечаток источника всякого добра, воли Божией, суть проявления вечного света, сияющего во тьме, – Бога откровения. Человек, который проявляет таковые деяния, есть «творяй истину»: он способствует по мере сил своих к созданию и утверждению истины в мире, он работник Господа в вертограде Его. Не Господь нуждается в возведении величественного и незыблемого здания истины в мире: оно нужно для счастия человечества, и пока оно не воздвигнуто на краеугольном камне, который есть Христос, дотоле не может человечество вкушать счастия и радости, коим каждый человек был бы причастен. Но это здание истины созидается из всех добрых дел человеческих, а Зодчий и Основание есть Бог, воплотившийся как Слово, и Животворящий Духом Святым Своим.

Не многие еще в Иудее и Галилее и Самарии и Сирии знали Господа Иисуса, но среди испорченного народа Иудейского были люди, желавшие добра и потому стремившиеся в свету, когда Он воссиял среди «народа сидящего во тме» (Ис. 9:1; Мф. 4:16). Это желание света и выделило немедленно тех, кои стремились к Нему, от тех, кои возненавидели Его, ибо «дела их были злы». Жаждавшие и алкавшие правды были те, которые сохранили в сердце своем свет откровения ветхого завета, и к сему еще неполному, но приумноженному этими людьми нравственному богатству Господь присовокупил великие богатства завета благости Своей в открытии им радости спасения и вечной жизни. От негодного же раба, скрывшего в землю порученное ему богатство, отнято было то, чем он не умел пользоваться, ибо «имущему дано будет, от неимущего же и еже мнится имея, взято будет от него» (Мф. 25:14-30). Таково значение этой всеобнимающей притчи в отношении народа Иудейского и в особенности фарисеев и книжников, которые «взяли ключи разумения; сами не вошли и входящим воспрепятствовали» (Лк. 11:52).

«Творяй истину», жаждущий добра и по мере сил своих творящий оное, «грядет к свету». Иногда грядет он еще бессознательно, но добро, живущее в его душе, приведет его несомненно к свету и Господу нашему Иисусу. Таковы были все те честные и добрые души, которые Господь призвал к Апостольству, которые окружали Господа как ученики Его; наконец те толпы народа, которые были как овцы без пастыря и которые слушали Его с услаждением (Мф. 9:36; Мк. 12:37). Апостолы и ученики Господа были лишь Им озарены вечным светом, но Господь избрал и призвал их потому, что они до избрания и призвания стремились к добру и жаждали света и истины.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 20-21 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны

Христос сказал сейчас об определенном круге лиц из иудейского народа, которые не захотели пойти к свету Христовой истины. Теперь Он сначала по отношению к злым, а потом по отношению к добрым людям выясняет причину различного отношения всяких людей к свету истины. Злому человеку не хочется, чтобы свет осветил его дела, которые не заслуживают по своей бесполезности того уважения, какое доселе им воздавалось (такой смысл имеет употребленное в 20-м ст. выражение φαῦλα – дела незначительные, плохие, хотя, может быть, и не всегда вредные или коварные). Так, и у апостола Павла сказано: «все же обнаруживаемое делается явным от света» (Еф.5:13). С другой стороны, есть люди, поступающие «по правде» или, точнее, делающие истину (ὁ ποιῶν τὴν ἀλήθειαν), т. е. люди честные, искренние, чуждые всякого лицемерия (ср. Ин.1:47). Такие люди охотно идут навстречу свету, стремятся к приобретению истины, явившейся во Христе – не для того, конечно, чтобы прославиться перед другими людьми, но для того, чтобы познать самих себя и оценить как следует свое поведение. Тогда такие люди «воодушевляются еще большей ревностью для достижения высшего нравственного идеала» (проф. Богословский). И они не боятся обнаружения их дел, потому что знают, что делали их «в Боге», т. е. для Бога и с Его помощью.

Нужно заметить, что говоря о том, что искренно любящий истину человек не боится, чтобы «дела его явны были», Христос этим самым делает некоторый упрек Никодиму, который считал себя человеком, дорожащим истиной (ср. стих 2), и в то же время опасался, что его дело – посещение Христа – будет обнаружено, почему и пришел ко Христу только ночью. Этот упрек, очевидно, подействовал на Никодима, потому что он после стал даже защищать Христа в Синедрионе (Ин.7:50) и принял участие в Его погребении (Ин.19:38–40). Предание сообщает, что по воскресении Христа он был крещен апостолами Петром и Иоанном и скончался мученической смертью (память его празднуется 2 августа).

Во второй половине главы идет речь о деятельности Христа в Иудее. Эта деятельность была необыкновенно успешна, и ученики Kрестителя даже почувствовали зависть ко Христу (стихи 22–26). Затем приводится последнее свидетельство Kрестителя о Христе. Сначала Kреститель говорит о себе и своем отношении ко Христу (стихи 27–30), а потом о божественном достоинстве лица Господа Иисуса Христа (стихи 31–36).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible