Скрыть
Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 6-8 рожденное от плоти плоть есть, и рожденное от Духа дух есть. Не дивися, яко рех ти: подобает вам родитися свыше. Дух, идеже хощет, дышет, и глас его слышиши, но не веси, откуду приходит и камо идет: тако есть всяк (человек) рожденный от Духа

Но как Никодим, слыша это, непрестанно приходил в смущение, то посмотри, как Христос открывает ему непостижимость этого таинства и неясное для него делает ясным. Христос говорит: рожденное от плоти плоть есть, и рожденное от Духа дух есть. Он отвлекает Никодима от всего чувственного и не дозволяет ему телесными очами рассматривать это таинство. Мы не о плоти беседуем, Никодим, а о Духе (этими словами обращая его к горнему). Не ищи (здесь) ничего чувственного. Дух этими очами не может быть видим. Не думай также, что Дух рождает плоть.

А как же, – может быть, спросит кто-нибудь, – родилась плоть Господня? Она родилась не от Духа только, но и от плоти. Потому Павел, показывая это, и говорит: раждаемаго от жены, бываема под законом (Гал. 4:4). Дух образовал ее так: не из ничего (для чего в таком случае нужна была бы утроба матерняя?), но из девственной плоти; а каким образом – я объяснить не могу. Так было для того, чтобы кто-либо не подумал, будто Рожденный чужд нашего естества. Если и после этого есть люди, которые не веруют в такое рождение, то до какого бы нечестия ниспали они, если бы Христос не восприял плоти от Девы? Рожденное от Духа дух есть. Видишь ли достоинство Духа? Он творит дело Божие. Выше (евангелист) говорил: от Бога родишася (Ин. 1:13); а здесь говорится, что их рождает Дух. Рожденное от Духа дух есть, то есть рожденный от Духа духовен. Рождение здесь разумеется не по существу, а по достоинству и благодати. А если и Сын рожден таким же образом, то какое преимущество Он будет иметь пред людьми, так рожденными? Каким образом Он тогда есть Сын Единородный? От Бога рожден и я, но – не от существа Его. Если же и Он не рожден от существа, то чем Он отличается от нас? В таком случае Он будет меньше даже и Духа, потому что такое рождение происходит от благодати Духа. Ужели поэтому, чтобы быть Сыном, Он имеет нужду в содействии Духа? Да и чем такая мысль различается от учений иудейских? Но, сказав: рожденное от Духа дух есть, Христос опять видел, что Никодим смущается, и потому обращает речь к примеру чувственному. Не дивися, говорит Он, яко рех ти: подобает вам родитися свыше. Дух, идеже хощет, дышет (ст. 7–8). Словом не дивися обнаруживает смущение души его и затем обращает его к тончайшему из тел. Сказав: рожденное от Духа дух есть, Христос уже отвлекал Никодима от представлений плотских; но как тот все еще не понимал, что значат Его слова: рожденное от Духа дух есть, то Он и переносит его мысль к другому изображению, не останавливая его на грубых телах и не говоря о существах совершенно бестелесных (так как Никодим, и слыша о таких предметах, не мог постигать их), но находя нечто среднее между существом телесным и бестелесным, – движение ветра, – и чрез то вразумляет его. Именно о ветре Он говорит: глас его слышиши, но не веси, откуду приходит и камо идет (ст. 8). Но если говорит: идеже хощет, дышет, то этим не выражает того, будто ветер имеет какой-либо произвол, а только указывает на его естественное движение, движение беспрепятственное и сильное. Писание обыкновенно говорит так и о предметах неодушевленных, например: суете тварь повинуся не волею (Рим. 8, 20). Итак, слова: идеже хощет, дышет означают то, что ветер неудержим, что он распространяется всюду, что никто не может препятствовать ему носиться туда и сюда, но что он с великою силою рассеивается и никто не может задержать его стремления.

И глас его слышиши, то есть – гул, шум, но не веси, откуду приходит и камо идет. Тако есть всяк рожденный от Духа. В этом все и заключается. Если, говорит, ты не умеешь объяснить ни исхода, ни направления ветра, который, однако ж, ты ощущаешь и слухом и осязанием, то для чего усиливаешься понять действие Духа Божия, – ты, который не понимаешь действия ветра, хотя и слышишь его звуки? Таким образом, слова: идеже хощет, дышет сказаны для означения власти Утешителя и значат вот что: если никто не может сдержать ветра, но он несется, куда хочет, то тем более не могут задержать действия Духа ни законы природы, ни условия телесного рождения и ничто другое подобное. А что слова: глас его слышиши сказаны именно о ветре, видно из того, что Христос, беседуя с неверующим и незнающим действия Духа, не сказал бы: глас его слышиши. Потому, как не видим ветра, хотя он и издает шум, так незримо для телесных очей и духовное рождение. Но ветер еще есть тело, хотя и тончайшее, потому что все, подлежащее чувству, есть тело. Если же ты не досадуешь на то, что не видишь этого тела, и поэтому не отвергаешь его существования, то почему смущаешься, слыша о Духе, и требуешь при этом такой отчетливости, не делая того в отношении тела?

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 7-8 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа

«Не дивися, яко рех ти: подобает вам родитися свыше. Дух, идеже хощет, дышет, и глас его слышиши, но не веси, откуда приходит и камо идет: тако есть всяк рожденный от Духа». В том состоит достоинство учителя, когда он различными способами наставляет ум слушателей и посредством многих рассуждений представляет доказательства трудного предмета. Так и Христос дает ясное представление о таинственном предмете посредством сравнения. «Дух», говорит, то есть этот воздушный и стихийный «ветер дует» вокруг всей вселенной, – и там, где он свободно пробегает, присутствие его обозначается одним только шумом, но он скрывается от всех глаз и сообщается более тонкому чувству телесного слуха, производя ощущение присущей ему по природе действенности. Таким же образом, говорит, ты должен понимать и Мое учение о возрождении чрез Духа, от малых примеров руководимый к большим и в приведенных словах, как в образе, разумея сверхчувственные предметы.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 6-8 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа

Господь, отвлекая внимание Никодима от рождения плотского, говорит: рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа - дух, то есть человек, родившийся крещением, становится духовен; ибо слово «дух» ты должен разуметь вместо: «духовный». Правда, крестившийся не делается духом божественным, но, получив Духом сыноположение, благодать и честь, удостаивается быть духовным. Видя же, что Никодим и еще смущается, говорит: не удивляйся. Потом пытается учить чувственным примером. Дух, говорит, дышит, где хочет, и голос его слышишь, однако же не знаешь его направления, потому что он неудержим и беспрепятствен и по силе природы имеет стремление во все стороны. Если говорит: «дышит, где хочет», то не потому, будто ветер имеет способность свободного выбора и желания, но потому, что хочет (как я сказал) указать на естественное его движение и неудержимую силу. Если же не знаешь, где и как дышит ветер, сей дух, подлежащий чувству, то как хочешь уразуметь возрождение от Духа Божия? Если сей дух не может быть задержан, то тем более не подчинится законам природы благодать Духа Святаго. Да постыдится духоборец Македоний и предшественник его Евномий. Первый поставляет Духа в раба, однако здесь слышит, что ветер дышит, где хочет, и, следовательно, тем более Дух имеет самовластно движение и действует, где и как хочет. А Евномий, прежде погрешив в сем же самом и назвав Духа тварью, до того простер свою дерзость, что будто он знает Бога так же, как самого себя. Пусть же слышит, что он не знает движения и стремления ветра; как же, преступный, дерзаешь присвоить себе знание Сущности Божией?

Евфимий Зигабен (†1118)

Не дивися, яко рех ти: подобает вам родитися свыше

Видя, что Никодим еще не отрешился от грубых представлений и смутился этим, Иисус Христос успокаивает его, и затем с премудрой целью приводит ему следующий пример, который был, с одной стороны – чувственный, вследствие слабости Никодима, а с другой – стоял уже на средине между телесной грубостью и бестелесной тонкостью, чтобы этим возвысить мысль его. Он говорит: см Ин.3:8

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: до́лжно вам родиться свыше.
 

Говоря о возрождении водою и Духом, Спаситель высказал Никодиму, что нужно было для определения и объяснения понятия возрождения. Заметим со св. Златоустом мудрую постепенность, с которою премудрый Учитель возводит учителя израилева от чувственных его понятий к истинному пониманию небесного учения. Богочеловек как бы нарочито неясно выразился прежде (ст. 3) о способе возрождения, употребив только слово свыше – чтобы возбудить любознательность Никодима и таким образом постепенно возводить его от низших чувственных понятий к новым, возвышенным, духовным. Действующее начало и способ возрождения в предшествующем изречении Спасителя не были обозначены; потому, как мы видели, Никодим и не понял Его, и предложил вопрос: как это может статься?

Христос объясняет Своё изречение, указывает на действующее начало и способ возрождения: Святый Дух силою и действием своих благодатных даров, при посредстве воды, возрождает человека, преобразует или воссозидает его природу. Это возрождение дарует человеку новое начало жизни, из которого может развиться новое направление, противоположное тем господствующим началу и направлению, которые являются во всяком не возрождённом человеке, как члене человечества, заражённого грехом, от которого оно не может освободиться своими только силами. Когда и в ком совершится это духовное возрождение, или преобразование, явится это новое начало жизни, тогда и тот может увидеть Царство Божие и войти в него; это необходимое условие, без которого участником его сделаться невозможно.

Теперь Никодим более мог понять, чего требует Иисус. Он знал воду как средство к очищению, предписанному законом в известных случаях (например, Чис. 19:7), и, конечно, сам употреблял её как очистительное средство. Он знал воду как символ внутреннего, духовного очищения, о котором говорили древние пророки (например, Ис. 1:16), и которым пользовались иногда при присоединении прозелитов, и которым пользовался креститель Иоанн, приготовляя иудеев к Царству Мессии, обязывая к покаянию и исповеданию своих грехов, – он знал Иоанново крещение покаяния, хотя, может быть, и не понимал его. Теперь, когда Иоанн говорил (чего Никодим не мог не знать), что Грядущий после него будет крестить Духом Святым (Мф. 3:11), и когда иудеи ожидали, что Мессия будет крестить (Ин. 1:25), Никодим, слыша от Иисуса Христа о рождении водою и Духом, должен был, наконец, понять, что Иисус говорит ему о необходимости крещения для участия в Царстве Мессии, хотя, без сомнения, и не понимал сего возрождения посредством крещения и, вероятно, недоумевал, зачем оно нужно для потомков Авраама – прямых и первых наследников Царства Мессии. Почему это необходимо для всех – Спаситель раскрывает в словах: рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух.

Прежде всего, заметим, что ев. Иоанн выражение: рождённое (в среднем роде) употребляет вместо (мужеского): рождённый (ср. ст. 8; 1Ин. 5:4), равно как и слова: плоть есть и дух есть вместо – плотский есть и духовный есть. Всё выражение значит: рождённый от плоти человек есть плотский, а рождённый от Духа есть духовный. Итак, необходимость возрождения для каждого, желающего быть участником в Царстве Божием, основывается на том, что всякий человек, рождённый от плотского, есть плотский. Что же это значит? Слово плоть по употреблению Святого Писания имеет несколько значений. Кроме прямого значения вещественной части человеческого состава, это слово имеет ещё следующие значения:

1) плотью называется греховная чувственность человека, т. е. грехи плоти, – извращённое состояние потребностей телесных, которые вследствие действия на них греха изменили своё естественное назначение и удовлетворяются уже не тем, чем следовало бы удовлетворяться для жизни духа, а, приковывая волю к другим предметам, требуют другого удовлетворения, – греховная чувственность в деятельном её влиянии на дух и нравственную жизнь. Для означения такого понятия плоти служат выражения, употребляемые ев. Ап. Павлом: тело плоти (Кол. 2:11), тело греха (Рим. 6:6), похоть плоти (Еф. 2 ср. 2Пет. 2:18; Ин. 1:13) и другие.

2) Плотью тот же Апостол называет не одну только греховность человека чувственную, но и духовную; так – в число плотских дел он включает идолослужение, волшебство, разногласие и ереси, дела, очевидно, не принадлежащие чувственности (Гал. 5:19-21); также плотью называет он надежду некоторых оправдаться делами закона (Гал. 3, ср. Рим. 4:1); плотью же называет привязанность христиан коринфских к языческой философии (1Кор. 1:26), Наконец

3) плоть означает не только проявления греха чувственного или духовного, но самое начало греха, действующее против начала добра (Гал. 5:17), и вообще – всего человека греховного, не облагодатствованного, живущего и действующего под грехом, а не по Богу (Рим. 7:5,8:1,4,8-92Кор. 10, ср. Быт. 10:6; Деян. 2:17). В этом последнем значении употреблено слово плоть и в настоящем месте, плоть как самое начало зла в человеке, противодействующее добру, оскверняющее всего человека и не позволяющее ему примириться с Богом, держащее его в состоянии отпадения от Бога и противления Ему; от него происходят и все частные преступления и грехи. Это есть прирождённый грех, заразивший весь род человеческий, и он главное препятствие для всякого к примирению с Богом и вступлению в Царство Христово, препятствие, которое нужно уничтожить и которое уничтожается в возрождении или крещении. Грех сей передаётся от родителей к детям, и потому рождённый от плоти есть и сам плоть.

Таким образом, эти слова Спасителя можно перефразировать так: всякий человек, поскольку рождается от родителей, заражённых грехом прирождённым, сам имеет на себе этот грех и потому не может быть участником в Царстве Мессии, доколе в крещении не очистится от сего греха, а равно и происходящих от него грехов произвольных, доколе не родится свыше. В отношении к понятиям Никодима о Царстве Мессии, этим выражением давалось знать ему, что и иудеи все и он, несмотря на происхождение своё от Авраама, – плоть суть, и, следовательно, также нуждаются в возрождении для участия в Царстве Мессии, как и не происходящие от Авраама по плоти. Т. е. сим выражением отвергался странный предрассудок иудеев, что одно плотское происхождение от Авраама даёт право на участие в Царстве Мессии.

С другой стороны, если Никодим не понимал, что такое грех, если он почитал грехом одно только внешнее (фактическое) преступление закона, что можно в некоторой мере очистить различными внешними действиями, например предписанными омовениями и пр., – то из сих слов Спасителя он должен был узнать, что грех не есть (только) то или другое частное греховное дело, но всё состояние человека не возрождённого, не облагодатствованного, есть состояние греховное, – следовательно, для очищения себя от греха мало одних внешних действий, а необходимо полное перерождение, или возрождение от Духа Святого; ибо только рождённое от Духа есть дух, т. е. только рождённый от Святого Духа духовен, каков должен быть всякий истинный член Царства Мессии, так как Царство сие есть духовное. Следовательно, всем нужно родиться от духа. – Очевидно, что в сем последнем изречении Спасителя два раза употреблённое слово: Дух употреблено не в одном и том же значении в обоих местах; иначе выходила бы обоюдность.

В словах: рождённое от Духа под Духом, очевидно, разумеется Дух Святой, или вообще Бог как Дух; это выражение прямо указывает на предыдущие слова: если кто не родится Духом, т. е. здесь высказывается действующая причина возрождения – Дух Святой, или благодатная сила Святого Духа. В последнем же выражении есть дух указывается не причина действующая, а самая сущность возрождения, производимого силою и действием Святого Духа. Дух Святой освящает человека, очищая его скверну греховную, воссозидая искажённые в нём грехом образ и подобие Бога Духа и даруя ему силы быть духовным, нравственно совершенным, святым. Плотский человек не может быть таковым (1Кор. 2:14), эта перемена совершается силою Святого Духа в возрождении. Следовательно, всем без исключения, желающим участвовать в Царстве Мессии, иудеям и еллинам, необходимо возродиться от воды и Духа.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.

В седьмом стихе особенно важно таинственное указание на различие между Глаголющим Господом и слушающим человеком. Господь говорит: вам подобает родитися свыше. Господь на земле родился от Девы Марии, которая сестра нам, по выражению св. Афанасия Великого, но родился наитием Духа Святого (Мф. 1:20), который о Нем свидетельствовал при крещении во Иордане, что Он Сын Божий (Лк. 1:35 и др.). Пришел Господь на землю «да всех привлечет к Себе» (Ин. 12:32). Посему, хотя привлекающий к Себе Господь, облеченный в плоть, есть полный человек по душе и телу, но рождение Его, как воплощенного Бога, было иное, чем обыкновенных людей, и Ему, как Богу, не нужно было родитися свыше, ибо «Он и Отец одно суть» (Ин. 10:30). Посему Он и глаголет, что желающим подняться к Богу нужно сперва возродиться и по плоти и по духу, ибо в воскресении мертвых плоть сорадуется просветленному духу, как сопутница вечной души; а образ сего указан нам в просветленной плоти воскресшего Господа.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше

Христос видит, что Никодим удивляется такому решительному заявлению о необходимости возрождения, и поэтому приглашает Никодима перейти от удивления к скорейшему осуществлению предъявленного ему Христом требования.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible