Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 21-23 Глагола ей Иисус: жено, веру Ми ими, яко грядет час, егда ни в горе сей, ни во Иерусалимех поклонитеся Отцу: вы кланяетеся, егоже не весте: мы кланяемся, егоже вемы, яко спасение от Иудей есть: но грядет час, и ныне есть, егда истиннии поклонницы поклонятся Отцу духом и истиною: ибо Отец таковых ищет покланяющихся Ему

Везде нужна нам, возлюбленные, вера; вера – мать всех благ, врачевство ко спасению; без нее невозможно усвоить ничего из высоких догматов. Подобно тому как люди, усиливающиеся переплыть море без корабля, хотя и могут немного проплыть, действуя руками и ногами, но, простираясь далее, скоро поглощаются волнами, так и те, которые руководятся только собственным разумом, прежде нежели чему-нибудь научиться, претерпевают кораблекрушение, как и Павел говорит, что некоторые относительно веры подверглись кораблекрушению [В славянском тексте: от веры отпадоша] (1Тим. 1, 19). Чтобы и нам того же не потерпеть, будем держаться этого священного якоря, которым и Христос ныне ведет жену. Когда она сказала: отцы наши в горе сей поклонишася, и вы глаголете, яко во Иерусалимех есть место, идеже кланятися подобает, – Христос отвечал ей: жено, веру Ми ими, яко грядет час, егда ни в горе сей, ни во Иерусалимех поклонитеся Отцу. Здесь Он открывает ей важный догмат, которого не сказал ни Никодиму, ни Нафанаилу. Она старалась доказать превосходство своих обрядов пред иудейскими и подтверждала это примером своих отцов; но Христос не отвечал ей на этот запрос, потому что излишне было бы тогда говорить об этом и объяснять, почему отцы ее в горе той поклонялись, а иудеи – в Иерусалиме. Итак, Он умолчал об этом. Но, отвергая важность равно того и другого места, Он возвышает душу жены внушением, что ни иудеи, ни самаряне не имеют ничего великого в сравнении с тем, что имеет быть даровано в будущем, – и затем уже изъясняет различие между ними. Но при этом отдает предпочтение иудеям, не место предпочитая месту, но в самом духе давая преимущество иудеям. Христос как бы так сказал: о месте нет нужды спорить, но в образе богопочитания иудеи имеют преимущество пред самарянами, потому что, говорит, вы кланяетеся, егоже не весте; мы кланяемся, Егоже вемы. Как же самаряне не ведали, кому поклонялись? Они думали, что Бог ограничивается местом и существует в одной какой-либо стране; сообразно с таким понятием они и служили Ему. Так, отправив посольство к персам, извещали, что бог этого места негодует на нас, представляя его, таким образом, нисколько не выше идолов. Поэтому они продолжали служить и бесам, и Богу, смешивая то, что не может быть смешано. Но иудеи были свободны от этого заблуждения, признавали Бога, хотя и не все, Богом вселенной. Поэтому Христос и говорит: вы кланяетеся, егоже не весте; мы кланяемся Егоже вемы. Не удивляйся, что Христос причисляет Себя к иудеям. Он говорит применительно к понятию жены, как иудейский Пророк. Потому и употребил выражение: мы кланяемся. Что Он Сам есть Лицо поклоняемое, это теперь всякому известно: поклоняться – дело твари, а Господу твари свойственно принимать поклонение. Пока же Он беседует как иудей, потому и говорит: мы, то есть иудеи. А и возвышая таким образом иудейский закон, Он снова внушает к Себе Самому доверие и убеждает жену еще более внимать Его словам, потому что ставит учение Свое вне подозрения и дает видеть, что возвышает веру иудеев не по единству рода, как их единоплеменник. Тот, кто отзывается так о таком месте, которым иудеи наиболее хвалились и приписывали себе преимущество пред всеми народами, – Кто уничтожает столь важное для них преимущество, Тот, очевидно, не в угоду кому-либо говорит об этом, а по истине и по силе пророческой. Итак, отдалив жену от подобных помыслов словами: жено, веру Ми ими и прочее, Христос затем присовокупляет: яко спасение от Иудей есть. Слова эти означают или то, что из Иудеи произошли блага для вселенной (так как здесь получило начало познание Бога, отвержение идолов и все другие догматы; да и ваше поклонение, хотя и неправильное, от иудеев ведет свое начало); итак, или это, или же свое пришествие в мир Он называет спасением; а лучше, не погрешит тот, кто и то и другое назовет спасением, которое, по словам Христовым, от Иудей есть. На то указывая, и Павел сказал: от нихже Христос по плоти, сый над всеми Бог (Рим. 9, 5). Видишь, как Христос восхваляет Ветхий Завет и показывает, что этот Завет корень благ и что Сам Он ни в чем не противоречит закону. Но хотя Он и говорит, что начало всех благ – от иудей, однако грядет час, и ныне есть, егда истиннии поклонницы поклонятся Отцу духом и истиною (ст. 23). Мы, говорит, превосходим вас, жена, образом нашего поклонения; но и оно наконец прекратится, изменится не только место, но и самый образ служения Богу, и это уже близко: грядет час, и ныне есть.

Так как Пророки за долгое время изрекали свои предвещания, то Христос, отклоняя здесь подобное предположение, говорит: и ныне есть. Не думай, говорит, что это предсказание исполнится только спустя долгое время. Это событие уже наступает; уже скоро истиннии поклонницы поклонятся Отцу духом и истиною. Словами: истиннии поклонницы Он исключает иудеев вместе с самарянами. Хотя первые лучше последних, но гораздо хуже будущих поклонников, – настолько, насколько прообраз ниже истины. Говорит же Он здесь о Церкви, потому что ей свойственно истинное и достойное Бога поклонение Богу. И Отец таковых ищет покланяющихся Ему (ст. 23). Если же Он издревле таковых искал, то дозволил иудейский образ поклонения не потому, чтобы Сам этого желал, а по снисхождению и для того, чтобы и иудеев привести к истине. Кто же это истинные поклонники? Это те, которые не ограничивают служения Богу каким-либо местом, а поклоняются Ему духом, как и Павел говорит: молю вас, братие, щедротами Божиими, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше (Рим. 12, 1).

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу

«Веруй Ми, жено, яко грядет час, егда ни в горе сей, ни во Иерусалимех поклонитеся Отцу». Осуждает невежество тех и других (иудеев и самарян) вместе, говоря, что образ богослужения у них обоих переменится на более истинный, так как, говорит, уже не будет отыскиваться такое место, о котором станут думать, что собственно и исключительно в нем одном обитает Бог, но как все Наполняющему и все Объемлющему Своей силой «поклонятся Господу кийждо от места своего» (Соф. 2:11), как говорит один из святых пророков. Часом же и временем такой перемены обычаев называет Свое явление с плотью в мире.

Заметь, как Он весьма искусным употреблением слова «(Отец)» приводит ум женщины к разумению учения о Сыне, называя Бога Отцем; ибо как мог бы Он быть мыслим как Отец, если бы не было Сына?

См. также Толкование на Ин. 2:1

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II

Анастасий Синаит, прп. (†701)

Ст. 21-24 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

Кто суть те «истинные поклонники», которые «будут поклоняться Отцу» и Богу «не на горе сей, и не в Иерусалиме»?

Вопрошание [это] подлинно страшно и чуждо для человеческого уха, а поэтому можно ошибиться и [не дать] яснейшего ответа и разрешения [его], поскольку не все вмешают то, что они слышат о Божественных тайнах. Однако, опираясь на некое священное собеседование со святыми мужами, еще и ныне живущими во плоти, попытаемся несколько разъяснить этот вопрос.

Ведь некто из здешних, придя к отшельнику, безмолвствующему [в пустыне], говорит ему: «Удивляюсь я, отче, как выдерживаешь ты, удалившись от святой Церкви и находясь вдали от Причастия и Святых Собраний?»

На это человек Божий ответил: «Все Собрания, Литургии, Праздники, Причастия и Жертвы свершаются для того, о человече, чтобы очистился человек от грехов своих и чтобы Бог вселился в него, по сказанному Христом: «Мы, Я и Отец, придем и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23) и «Вселюсь в них и буду ходить» (2Кор. 6:16). Поэтому, как только человек становится одушевленным и богозданным храмом Божиим и Отец, Сын и Святой Дух вселяются в него и ходят в нем, то богоносная душа его удаляется от всякого желания [присутствовать] в тварных церквях, (участвовать] в зримых жертвах, вещественных собраниях и праздниках человеческих; она [уже] не желает поклоняться Богу «ни на горе сей, ни в Иерусалиме». Ведь такой человек внутри себя имеет Отца, внутри имеет Сына – Архиерея, внутри имеет Духа – истинного Огня, внутри имеет истинную жертву «дух сокрушен» (Пс. 50:19), внутри имеет жертвенник – чистую совесть, внутри имеет жертву умилостивления – духовные слезы, внутри имеет горний Иерусалим – радующуюся душу. Наконец, он, как духовный, духовными очами приносит жертвы. Ибо «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».

Ведь, как научает [апостол] Павел, «видимое временно», будь то жертвы или приношения, а «невидимое вечно» (2Кор. 4:18); Это же невидимое есть то, что в сердце происходит «в духе и истине», что не видел глаз, что «не слышало [ухо]» и что «не приходило на сердце человеку» до Пришествия Христа, но что приготовил и открыл Бог (1Кор. 2:9) нам через Духа Своего, обитающего в нас. Тот, кто удостоился стяжать эти [блага], как обόженный вселением Бога в него, сам в себе поклоняется [Богу], или даже сам в себе поклоняется самому себе и чтит себя, видя плоть свою, [ставшую] скинией Бога (Откр. 21:3) и представляющую собой жилище, жертвенник и святилище Бога. Таковой [подвижник] не почитает ни неба, ни Ангелов, ни зримую жертву и ничего иного из того, что в мире, паче собственного храма своего тела, в котором видит обитающую [в нем] полноту Троицы».

Вопросы и ответы

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 16-22 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа; ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев

«Пойди, позови мужа своего». Видя, что она настаивает на получении, а Его побуждает на даяние, говорит: «позови мужа своего», как бы показывая, что и он должен с тобою участвовать в сем даре Моем. Она, чтобы скорее скрыть и вместе получить, говорит: я не имею мужа. Теперь-то Господь чрез пророческое ведение открывает Свою силу, перечисляет прежних ее мужей и обнаруживает того, которого она теперь скрывает. Не пришла ли она в досаду, выслушавши это? Не оставила ли Его и не убежала ли? Нет, она еще более удивилась, еще более укрепилась и говорит: Господи! вижу, что Ты пророк; и спрашивает Его о предметах божественных, а не о житейских, например, о здоровье тела или об имуществе. Так целомудра и благорасположена к добродетели душа ее! О чем же спрашивает? «Отцы наши поклонялись на этой горе». Говорит это об Аврааме и его преемниках. Ибо здесь, говорят, Исаак принесен им на жертву. Как же, говорит, вы говорите, что должно поклоняться в Иерусалиме? Видишь ли, как она стала выше? Незадолго пред этим она заботилась о том, чтобы не мучиться жаждою, а теперь спрашивает об учении (догматах). Посему и Христос, видя ее понятливость, хотя и не разрешает сего недоумения ее (ибо оно не имело особенной важности), но открывает другую, более важную, истину, которую Он не открывал ни Никодиму, ни Нафанаилу. Наступает, говорит, время, когда Богу будут поклоняться ни в Иерусалиме, ни здесь. Ты, говорит, стараешься доказать, что обычаи самарянские достойнее обычаев иудейских. А Я тебе говорю, что ни те, ни другие не имеют достоинства, но наступит другой некоторый порядок, который лучше обоих сих. Но и при этом Я объявляю, что иудеи достойнее самарян. Вы, говорит, кланяетесь тому, чего не знаете; а мы, иудеи, кланяемся тому, что знаем. Себя Самого причисляет к иудеям, потому что Он говорит применительно к понятию женщины, а она разумела Его, как пророка иудейского. Посему-то Он и говорит: «мы» кланяемся. - Как же самаряне не знали, чему они кланялись? Они думали, что Бог ограничивается местом. Посему, когда и львы их пожирали, как выше было сказано, они чрез послов донесли царю ассириан, что Бог места сего не терпит их. Однако же и после того они долго продолжали служить идолам, а не Самому Богу. А иудеи были свободны от такого понятия и, хотя не все, признавали Его Богом всех. «Ибо спасение от иудеев». Слова сии подают нам двоякую мысль. Или ту, что блага для вселенной произошли от иудеев, ибо знание Бога и отвержение идолов от них имеет начало, и все прочие учения (догматы), и сей самый род вашего поклонения самарянского, хотя неправильный, получил начало от иудеев же. Или Он «спасением» называет Свое пришествие, которое было от иудеев. Можно под «спасением» разуметь и Самого Господа, который по плоти был от иудеев.

Григорий Палама, свт. (†1359)

Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу

Видите ли, что и на нее простирается, что она будет из числа таковых, которых Бог ищет, и что она поклонится Высочайшему Отцу не в связи с понятием места, но по-Евангельски? Потому что это к ней относятся слова, что «ни в горе сей, ни во Иерусалиме поклонитеся Отцу», а вместе Он ясно предвозвещает и перемену закона: потому что когда вносится изменение в поклонении, необходимо следует и перемена закона.

Омилия 19. На Евангелие Христово о самарянке

Николай Сербский, свт. (†1956)

Ст. 19-22 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев

Господь намеренно ставил пред Собою цель затронуть духовные струны в душе самарянки. Он смог сделать это, указав на ее прошлое. В женщине, в коей до сего действовал исключительно чувственный, земной разум, вдруг начал пробуждаться ее разум духовный, дотоле усыпленный наркозом разума чувственного. Во-первых, она признает Христа пророком. Для начала довольно и этого. И сразу же вслед за тем ее интерес к предметам духовным начинает быстро расти. Она задает Господу вопрос, весьма актуальный в ее дни. Споры о месте поклонения Богу велись между самарянами и иудеями постоянно. Что Богу угоднее: чтобы люди поклонялись Ему на горе Самарянской или в Иерусалиме? Кто является истинным поклонником и истинным богомольцем: тот, кто поклоняется и молится Ему здесь, или тот, кто поклоняется и молится там? Отцы наши поклонялись на этой горе. Женщина не говорит: «мы», но отцы наши, чтобы этим как бы придать большую важность горе сей и более убедительно оправдать современных ей самарян. Она словно хочет сказать: не мы избрали эту гору для поклонения Богу, но отцы наши, которые были больше нас и ближе к Богу, чем мы. И теперь, как и ранее, Господь не отвечает женщине на ее вопрос ни да, ни нет. Он продолжает будить ее душу и возносить ее все выше и выше. Поверь Мне. Поверь Мне, а не тем, которые говорят тебе о поклонении на горе сей, и не тем, которые говорят тебе о поклонении в Иерусалиме. Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме вы будете поклоняться Отцу. Господь намеренно употребляет слово Отец вместо «Бог» или «боги» (самаряне поклонялись и Богу, и богам), дабы тем дать женщине понять, что с новым пониманием Бога как Отца придет и новое поклонение. Поклонение Отцу не будет зависеть от места, почему и совершенно упразднятся обе исключительности, и самарянская, и иудейская. Господь сим предрекает то, что вследствие Его пришествия в мир вскоре и сбылось. Но хотя Он и уравнивает ценность и одной, и другой исключительности и предрекает уничтожение обеих, тем не менее, Он признает за иудеями известное превосходство над самарянами в богопознании. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся. Господь видит, что женщина считает Его иудеем, и Он говорит в соответствии с ее убеждением, причисляя и Себя к иудеям и не желая вести с нею разговор о сей вещи, не имеющей для Него значения. Вы, самаряне, не знаете, чему кланяетесь, ибо вы кланяетесь многим богам, многим идолам; вы якобы чтите Бога Авраамова и Иаковлева, но наряду с тем приносите жертвы и бесчисленным идолам ассирийским и вавилонским. Иудеи, по крайней мере, знают о Едином Боге, хотя и они, подобно вам, служат Ему окамененным сердцем, помраченным умом и мертвыми обычаями. И все же спасение от Иудеев; то есть: Мессия родится среди иудеев и чрез Него придет спасение всему миру. Так обетовано праотцам, так проречено пророками, так предуготовано Промыслом Божиим, и – так и исполняется.

Евфимий Зигабен (†1118)

Глагола ей Иисус: жено, веру Ми ими, яко грядет час, егда ни в горе сей, ни во Иерусалимех поклонитеся Отцу

У Софонии (2, 11) сказано: и поклонятся Ему кийждо от места своего. Этим Иисус Христос предсказывает прекращение вместе самарянского и иудейского богослужения, что было сделано римлянами после крестной смерти Иисуса Христа. Под часом разумей время.

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о святейшей Литургии, или Бескровной Жертве

В Евангелии святого Иоанна написано: Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине (Ин.4,19-23). Здесь нужно знать, что слово поклонение, которое написано в этом месте Евангелия, означает не простое поклонение, которое могло быть везде, а обозначает приношение жертвы, которая приносилась не везде. Но самаряне приносили свои жертвы на горе, называемой Гаризим, находящейся рядом с их городом Сихарь или Сихем, иудеи же в Иерусалиме. Поэтому, когда читаешь слова: Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме (Ин.4:20), – под словом поклонение разумей жертвоприношение. Это ясно и из других мест Священного Писания. Так, в Книге Бытие Авраам говорит своим рабам: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся (то есть принесем жертву), и возвратимся к вам (Быт.22,5). Так пишется и в Евангелии: Из пришедших на поклонение в праздник (то есть, чтобы принести жертву) были некоторые Еллины (Ин.12:20). То же читаем и в Деяниях апостолов: евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской… приезжавший в Иерусалим для поклонения (Деян.8:27), – то есть чтобы принести жертву. Ибо потому из дальних стран приходили в Иерусалим, что там было место жертвоприношения. Поэтому Самарянка, видя во Христе пророка, вопрошает его о самарянах и иудеях, чья святыня лучше, самарян ли, приносящих жертвы на горе Гаризим, или иудеев, приносящих жертвы в Иерусалиме? Христос отвечает: наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться (Ин.4:21), – как бы сказал: Отныне будущие христиане не на горе сей и не только в Иерусалиме, но на всяком месте будут приносить жертвы. Потому что жертва будущих христиан не будет определена только одним местом, как жертвы иудеев и самарян прикреплены к одному месту. Но жертва христиан будет приноситься всегда на всяком месте, как прорек пророк Малахия. Добавляет же Христос и это: истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине (Ин.4:23). То есть, иудеи не приносят жертвы духом, ибо они, держась только внешнего чина и, принося в жертву животных, сердцем далеко отстоят от Бога, а самаряне не приносят жертвы поистине, так как приносят не истинному Богу, а идолу: Вы не знаете, чему кланяетесь (Ин.4:22). Но будущие христиане, истинные поклонники, принесут жертву истинному Богу со внутренним благоговением духа.
Короче сказать, Христос, беседуя с самарянкой, показывает такую разницу христианской жертвы от жертв иудейских и самарянских, что первая будет приноситься на всяком месте, а две последних приносились только на двух местах. И так как Христос говорил это о жертве свойственной и истинной, а не о духовной, поэтому христиане имеют некую жертву свойственную и истинную, приносимую на всяком месте. Но таковая жертва не есть жертва крестная, кровная, ибо она совершилась только единократно на одном месте. Поэтому она есть жертва бескровная, евхаристическая, приносимая всякий день в храмах Божиих.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Никифор (Феотокис), архиеп. (†XVIIIв.)

Ст. 21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.

Какое «наступает время»? Есть то время, в которое и храм Иерусалимский, и святыни Самарянские имели быть уничтожены, или «наступает время» – время пришествия Его в мир и Божественного явления, которое уничтожило уставы закона и показало, что всякое место есть пристойно для поклонения Богу. Почему и ниже говорит: «но приидет час, и ныне есть» (Ин.4:23). Но для чего сказал, что во время пришествия Его ни на горе Самарийской, ни в Иерусалиме не будут люди поклоняться? Все в Него верующие и в Иерусалиме, и в Самарии, и на всяком месте кланяются, молятся и бескровные приносят Богу жертвы. Какой же смысл заключают слова Господни? Мнение Самарян и Иудеев через сие отвергает Спаситель, и возвещает кончину законных и сенных жертв, а истинное Богу поклонение определяет. Не на горе сей, говорит Он, – не во Иерусалиме поклонитесь, думая, что одни только сии места приличны к поклонению Божию. Когда же Господь поговорил с женою о месте поклонения, начинает потом беседовать и о лице, Коему кланяться надобно.

Толкование Воскресных Евангелий с нравоучительными беседами

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.

В ответ на этот вопрос женщины Господь открывает ей высокую истину Своего учения, истину древности и всемирности основываемой Им религии.
– Поверь Мне: признанный от жены за пророка, Господь требует от неё веры в Себя, убеждает веровать и даёт ей уже сим предчувствовать величие той истины, которую хочет высказать ей.
– Наступает время: разумеется время, когда жизнью и учением, смертью и воскресением Иисуса Христа будет основано и утверждено новое Царство Божие на земле. Теперь, когда Христос говорил с Самарянкою, это время не наступило ещё, но наступало, ибо Царство Христово уже основывалось.
– Не на горе сей, не в Иерусалиме: Господь возвещает, что настанет новый порядок вещей, при котором противоположность между иудеями и самарянами в отношении к месту богослужения или богопоклонения уничтожится, ни самарянам не нужно будет ходить в Иерусалим, ни иудеям путешествовать на Гаризин для совершения общественного богопочтения.
Люди будут поклоняться Богу как Отцу, и этот сыновний характер нового богопочтения освободит его от всяких временных и местных ограничений, в нём сольются все национальности, все местности на все времена. В этом отношении Господь не даёт предпочтения ни Иерусалиму, ни Гаризину. В будущем места поклонения Отцу Небесному будут всюду, во всех странах, во всех народностях; ни Гаризин ваш, ни Иерусалим наш не будут исключительными местами богопочтения; древнее и теперешнее их значение для вас и для нас проходит, будет новый порядок в этом отношении. Этим указывалось женщине, что имеющий такое важное значение, теперь предложенный ею, вопрос в ближайшем будущем потеряет всю свою важность.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 21-24 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.  Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет СебеБог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

Ст. 21-24 Глагола ей Иисус: жено, веру ми ими, яко грядет час, егда ни в горе сей, ни во Иерусалимех поклонитеся Отцу. Вы кланяетеся его же не весте: мы кланяемся его же вемы: яко спасение от иудей есть. Но грядет час и ныне есть, егда истиннии поклонницы поклонятся Отцу духом и истиною: ибо Отец таковых ищет покланяющихся ему. Дух есть Бог: и иже кланяется ему, духом и истиною достоит кланятися.
 

   «Грядет час», глаголет Господь о наступавшем событии, когда Иерусалим и гора Гаризим перестанут считаться исключительным местом поклонения Всевышнему.
    Русский перевод точнее передает значение греческого οὔτε... οὔτε Господь не говорит, что в Иерусалиме и в Самарии не будут поклоняться Отцу, а глаголет и не (οὔτε) в Иерусалиме и не (οὔτε) на горе сей, то есть везде в мире будут поклоняться; а Иерусалим и гора сия не будут считаться исключительным местом поклонения Богу. Этим Господь раскрывает нам закон Божиего смотрения: каждому мировому событию определено время его совершения и время его известно только Богу: «не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян.1:7).
    Время поклонения Господу во всем мире без различия местности и племен наступило: «но грядет час и ныне есть». Иерусалим должен лишиться своего значения, как исключительного места поклонения Богу, но Господь указывает однако, что «спасение от Иудеев». Как бы низко ни пал народ Иудейский, он был однако народом избранным, верным хранителем вверенных его хранению законов и обетований, и это наследие он свято и верно передал христианскому новому миру, миру света, жизни и движения, между тем, как отживавшее Иудейство оставалось во мраке и бездействии предрассудков и агонии последних минут своей народной жизни. Обращаясь к Самарянам, Господь глаголет ко всем иноземцам и обещает им восприятие их в общую семью истинных поклонников Богу духом. Но все сии поклонники, восприятые из язычества, должны помнить, что до пришествия Господа нашего Иисуса Христа единое на земле разумное и Богом освященное поклонение Ему существовало лишь среди Иудеев, которым было открыто Богом то, что человек мог знать о Всевышнем, а что все иноземцы находились вне Откровения. Но независимо от этого и еще важнее этого, «спасение от Иудеев» указывает на появление Спасителя, Мессии среди этого народа. Иудейство не было только высшей религией древнего мира; сила его не была только в том, что оно было чистым Монотеизмом (поклонением единого Бога): Иудейство было подготовлением к великому таинству воплощения Бога Слова и на это событие указывали все пророчества. Но воплощение Бога-Слова разрушало все преграды, доселе между Иудеями и другими народами воздвигнутые, и вносило в мир духовный элемент свободы: «где Дух Господень – там свобода» (2Кор.3:17).

    Когда Господь наш явился на земле, то вместе с сим наступил и час поклонения Богу духом и истиною. Но это поклонение наступает не вдруг и не мгновенно: «грядет час и ныне есть», глаголет Господь в круг времени ко всему человечеству. Человечество не вдруг поняло слово Господне, не вдруг примкнуло к тесному вначале кружку «поклонников в духе». Даже среди христиан из Иудеев долго держалось пристрастие к ветхозаветным обрядам (Деян. 15:5,20) и Иудейской исключительности (Деян. 11:2,3,18), пока Господни Апостолы, наставляемые Духом Святым, не рассеяли совершенно тот полумрак, в котором находились еще ревнители древнего закона. Божий промысл указал и страшным событием, предсказанным Господом (Мф.24:2, Лк.11:50, Лк.21), что древний закон отменен: Иерусалимский храм был разрушен; святой град попран был язычниками; от народа Иудейского взыскана была кровь убитых пророков. Они отверглись Сына Божия и Бог отвергся их. Но великое сие знамение разрушения Иерусалима и храма утверждало на вечно поклонение Богу в духе и истине повсеместно во всем мире, как Он и повелел, устраняя и уничтожая самое место обрядного поклонения.

    Вместе с сим Господь устанавливает новое поклонение в духе и истине, присовокупляя «Дух есть Бог и иже кланяется Ему духом и истиною достоит кланятися». В словах Господа есть во первых откровение о Святой Троице единосущной и нераздельной, и во вторых поучение, как подобает человеку покланяться Господу – духом и истиною.

    «Истина есть Сам Сын (Ин.14:6, Пс.42:3), говорит Св. Афанасий Великий. И Сам Господь учил Самарянку и чрез нее и нас о совершенстве, нераздельном и едином Божестве Святыя Троицы... «А поскольку Истина есть Сам Сын... то истинные поклонники поклоняются Отцу, но поклоняются Ему Духом и Истиною, то есть исповедуя Сына и в Нем Духа, потому что Дух неотлучен от Сына, как Сын неотлучен от Отца».

    «Бог есть свет» (Ин. 1:5); «Бог есть любовь» (1Ин.4:8); «Бог есть Дух» (Ин.4:24). Эти определения Божества суть выражения конечно не могущие исчерпать полноту Существа Божия, и суть только средства словами человеческими приблизиться к возможному для человеческих сил созерцанию Божественных совершенств. Вместе с сим указуется на то, что Дух Божий, неотделимый от Существа Божия, есть Бог: и таким образом вполне раскрывается христианину понятие об Отце, Сыне и Святом Духе: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1Ин.5:7). Раскрывая сие великое таинство, Господь наш учит человека, что Творец мира, Единый и Непостижимый, не может быть созерцаем очами земными и представление о Нем не может иметь определенной формы как только в образе воплотившегося ради нашего спасения Сына Божия. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.» (Ин.1:18). Посему поклонение Творцу мира может быть совершаемо только в духе: только дух человеческий может возвыситься к Господу, «когда привлечен будет Господом» (Ин.6:44; Ин.12:32). Таинственное общение Всевышняго с созданием и вознесение духа человеческого к Богу может произойти только через веру в Господа нашего Иисуса Христа при благодатной помощи Духа Святого, ибо «и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1Кор.12:3).

    Нет молитвы, нет поклонения Богу, говорит Господь, если дух не участвует в них; недостаточно молиться во храме Божием словами, надо чтобы молитва была и во внутреннем храме души человеческой. Св. Августин (de civitate Dei) прекрасно говорит: «Ищешь ли ты возвышенного места для поклонения Богу? Освяти Ему себя в тайниках души твоей, ибо, как сказал Апостол Павел, «ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1Кор.3:17). Хочешь молиться во храме, молись в себе самом, но прежде всего соделай себя храмом Божиим». «Или не весте, говорит Апостол, яко телеса ваша храм живущего в вас Святого Духа суть, его же имате от Бога и несте свои? Куплени бо есте ценою» (великою) (1Кор.6:19-20). Итак не в Иерусалиме и не на Гаризиме, а везде во всем мире на всяком месте да прославим Бога и кланяемся Ему в духе и истине.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.


Ни в горе сей, ни в Иерусалимех поклонитеся Отцу [не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу]. Смысл этих слов несколько затемняется в обычном переводе на русский язык чрез то, что пред словами: «будете поклоняться», – не полагается отрицания, тогда как это требуется для ясности русских выражений и по примерам других мест Свящ. Писания. Так, в том месте, где Христос говорит жене, ятой в прелюбодеянии: ни аз тебе осуждаю (Ин.8:11), – это переводится с отрицанием, полагаемым пред глаголом, а именно так: «и Я не осуждаю тебя», «ни Я тебя не осуждаю» (ср. ни мене весте, ни Отца моею, Ин.8:19). И по многим другим примерам, вышеозначенные слова Господа, сказанные самарянке, должно переводить (сообразно со свойствами греческого языка и нашего русского) так: ни на горе сей, ни в Иерусалиме не будете поклоняться Отцу. Это прямо противоречит сектантскому представлению о том, будто для поклонения Богу все места безразличны: по предсказанию Самого Христа, скоро два места на земле перестанут быть местами поклонения Богу: это – Иерусалим и самарянская гора. Почему? Конечно, потому, что и в Иерусалиме разрушен будет храм, и гора самарянская предана будет забвению. За то от восток солнца и до запад (Мал.1:11), на всяком месте будут воздвигаться Богу христианские храмы. Итак, на слова самарянки о разногласии иудеев с самарянами, касающемся места поклонения Богу (Ин.4:20), Господь отвечает, что будущие события положат конец этому разногласию: «скоро поклонения Богу не будет ни у вас, на вашей горе, ни у нас, в Иерусалиме», как бы так говорит Иисус Христос.
«Что же касается настоящего, то мы, иудеи, - как бы так продолжает Господь, Ин.4:22, - лучше знаем то, чему кланяемся, потому что Бог, Которому кланяются как иудеи, так и самаряне, полнее открывается во всем Свящ. Писании, чем в одних Моисеевых книгах, принимаемых самарянами. Однако и это преимущество иудеев скоро пройдет, потому что явятся поклонники, которые, не будучи непременно ни иудеями, ни самарянами, превзойдут и тех, и других тем, что будут истинными, поклонниками».

Примечания к Евангелию в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу

В ответ самарянке Христос говорит, что скоро уже самаряне будут «поклоняться Отцу» (так Христос называет здесь Бога для того, чтобы внушить самарянке мысль о той близости, какая должна существовать между людьми и Богом) не на своем Гаризине и не в иудейском Иерусалиме. Здесь, несомненно, заключается пророчество об обращении самарян, по крайней мере, значительной их части к вере во Христа. Это пророчество исполнилось вскоре по вознесении Христа (Деян.8:14).

Гладков, Б. И. (†1921)

Ст. 21-24 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине
 

Иисус обращается к самарянке как бы с такими словами: если ты говоришь, что Я пророк, то поверь Мне, что в этом вопросе не правы и самаряне и иудеи; настанет время, когда будут поклоняться Отцу Небесному не только на горе сей или в Иерусалиме, но везде; но до наступления этого времени более осведомлены были в этом вопросе иудеи, чем вы, так как вы, кроме книг Моисея, не знаете других книг Священного Писания; к тому же, и самое спасение людей должно произойти от иудеев, которым обещан Спаситель-Мессия.

Говоря – мы знаем, чему кланяемся, – Иисус причисляет Себя к иудеям, и делает это (по объяснению Златоуста) потому, что говорит применительно к понятию самарянки, как иудейский пророк. Скоро эта женщина узнает, что Иисус Сам есть Лицо поклоняемое, но пока Он беседует с ней, как иудей.

Сказав сначала, что наступает время, когда будут поклоняться Отцу и не на горе сей, и не в Иерусалиме, Иисус, постепенно открывая самарянке Себя как Мессию-Христа, в дальнейшем разговоре с нею сказал, что это время уже наступило. С пришествием Его на землю люди познают Бога; они узнают, что Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине; они узнают, что только таких поклонников Отец ищет Себе.
 

По мнениям самарян и иудеев, поклоняться Богу можно только там, где Он пребывает; вот почему женщина, беседовавшая с Иисусом и убедившаяся, что говорит с пророком, то есть Посланником Бога, спрашивает Его: где же Бог находится? Где Он принимает поклонение? На горе ли Гаризим, или в Иерусалиме?

Вопрос этот и вызвал объяснение Иисуса, что Бог есть Дух, и потому поклоняться Ему надо не так, как поклоняются самаряне и иудеи: они воображают, что принесение животных в жертву для сожжения на точно определенном месте и преклонение приносящим жертву своей головы и всего тела перед жертвенником освобождают его от дальнейших обязанностей по отношению к Богу и людям и делают его праведным; нет, не таких поклонников ищет Себе Бог! Не жертвоприношениями, не преклонением тела, вообще не внешними знаками почтения надо поклоняться Богу, а мысленно и чистосердечно, то есть духовно, истинно; и поклоняться надо везде, потому что Бог Вездесущ!

Толкование Евангелия

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

Ст. 21-22. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.

О храме.


Православные xpиcтиaнe не на одной какой-либо горе и не в одном Иерусалиме кланяются и строят храмы, а на всяком месте, соответственно потребности верующих. Храмам Сам Христос оказывал почтение и называл домом молитвы для всех народов: Мф.21:12-13; Мк.11:16-17, потому что в храме, при собрании единомысленных молитвенников, есть особенное присутствие благодати Божией: 3Цар.9:3; Исх.25:22
Мф.18:19.

Краткий толкователь мест Священного Писания

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   
Поклоняться Богу надо в духе (без внешних форм поклонения), и храмы не нужны: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4:24).(1)
 

Ответ:   Самарянка спрашивала Господа: где должно поклоняться Богу, т.е. совершать общественное богослужение, на горе ли Гаризин (где был храм самарянский, разрушенный в 130 году до Рождества Христова) или в Иерусалиме (где был храм иудейский)?(2) Господь сказал (Ин.4:21), что христианское поклонение не будет приурочено ни к горе Гаризин, ни к Иерусалиму, которые перестанут быть исключительными местами поклонения Богу: иудейский храм будет разрушен, гора самарянская предана будет забвению, а поклоняться будут по всей земле (Мал. 1:11). Следовательно, в споре о месте поклонения ни иудеи, ни самаряне не имеют преимуществ. Что же касается образа поклонения Богу, то в этом отношении преимущество на стороне иудеев (Ин.4:22). Самаряне, хотя и приняли Пятикнижие Моисеево, были язычниками – идолопоклонниками (4Цар.17:33), и их «поклонение» было ложным. Иудеи содержали ветхозаветное Откровение Божие в полноте и превосходили самарян более совершенным знанием о Боге: «ибо спасение – от «иудеев». «Слова эти», – объясняет святой Иоанн Златоуст, – «означают или то, что из Иудеи произошли блага для вселенной (так как здесь получило начало познание Бога, отвержение идолов и все другие догматы; да и ваше поклонение, хотя и неправильное, от иудеев ведет свое начало); итак, или это, или же Свое пришествие в мир Он называет спасением; а лучше, не погрешит тот, кто и то, и другое назовет спасением, которое, по словам Христовым, от иудеев (Рим.9:5). Мы, говорит, превосходим вас, жена, образом нашего поклонения; но и оно, наконец, прекратится; изменится не только место, но и самый образ служения Богу, и это уже близко (Ин.4:23). Словами «истинные поклонники» Он исключает иудеев вместе с самарянами. Хотя первые лучше последних, но гораздо хуже будущих поклонников настолько, насколько прообраз ниже истины. Говорит же Он здесь о Церкви, потому что ей свойственно истинное и достойное Бога поклонение Ему».(3)
«Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе», т.е. дух человека должен принимать участие в молитве, в противоположность поклонению самарянскому, исключительно внешнему, «и истине», – в противоположность поклонению иудейскому, символическому и прообразовательному. Богослужение самарян ограничивалось одними внешними обрядами и чувственными жертвами. Иудеи покланялись Богу истинному и, принося Ему чувственные жертвы, в тоже время возносились к Нему духом и верою в грядущего Мессию, исповедывали даже, что «жертва Богу – дух сокрушенный» (Пс.50:19); но самые их жертвы были тенью грядущих благ, а не истиною (Евр.10:1-3), прообразуя великую Голгофскую жертву. Новозаветное полонение соединяется с действительной, совершенной, истинной жертвой Христовой (Евр.10:10-14) – Телом и Кровью Его.(4) Это поклонение, вопреки самарянскому, не ограничивается одними внешними обрядами, а есть вместе и духовное и, вопреки иудейскому, состоит в приношении не прообразовательных жертв, а Жертвы истинной, почему христиане православные есть «истинные поклонники», веруя, что Бог есть дух (Ин.4:24), они поклоняются Ему духом и по связи души с телом, естественно, выражают свое поклонение во внешних формах – обрядах. «Так как самаряне», – говорит блаж. Феофилакт, – «ограничивая Бога местом, и говорили, что на этом месте должно поклоняться, а у иудеев все совершалось в образах и тенях, то против отличия самарян употребляет слово: «в духе», так что речь имеет такой смысл: вы, самаряне, совершаете служение Богу какое-то местное, а истинные поклонники будут совершать не местное, ибо они будут служить в духе, т.е. умом и душою... Не будут поклоняться под образом и тенью, как иудеи, но «в истине», так как обычаи и обряды иудейские будут отменены... Для отличия от образа и тени употреблено слова «в истине».(5) Установленное Иисусом Христом поклонение «в духе истине» не отрицает, как умствуют сектанты, св. храмов и внешних форм поклонения. Сам Господь совершил таинство причащения в особой горнице (Мк.14:15), христиане во времена апостолов имели особые, отдельные помещения (церкви) для богослужений (1Кор.11:22 и др.). Иисус Христос, молясь духом, «возводил очи к небу» (Ин.11:41), «преклонял колени» (Лк.22:41), падал «на лицо» (Мф.26:39), произносил слова молитв (Мф.26:39,42-44; Мк.14:32-33; Лк.22:41-45; Ин.11:41-48), дал образец молитвы (Мф.6:9; Лк.11:11), пел священные песнопения (Мф.26:30). Апостол Павел, служа Богу духом (Рим.1:9), ходил в храм (Деян.22:17; Деян.3:1), преклонял колени во время молитвы (Деян.20:36,21:5; Еф.3:14; Деян.9:401Кор.14:25; Откр.4:10).
Сектанты между прочим не обращают внимания в повествовании евангелиста о беседе Господа с самарянкою на то, что она спрашивала Его не о месте «молитвы», а – «поклонения». Здесь слово: «поклоняться» (πρоσκυνεῖν) означает внешнее обнаружение религиозной настроенности, видимое служение Богу, не единичный только акт поклонения (Мф.2:11; Мк.5:6; Ин.9:38; Мф.28:9), а целый религиозный культ, целую совокупность обрядов и священнодействий (Ин.12:20) «из пришедших на поклонение» – ινα πρоσκυνησωσιν, Деян.8:27,24:11). Господь восемь раз употребил выражение «поклоняться», – «поклонники», ни разу не разъясняя его смысла; следовательно, Он придавал этому слову (поклоняться) то же самое значение, что и самарянка, т.е. употребил его в собственном, буквальном смысле. Если бы Господь желал отменить всякое внешнее поклонение Богу, то Он, несомненно употребил бы другое выражение, как, например, молиться (πρоσεύχεσθαι – Мф.6:5-6), чтить, почитать (σέβεσθαι – Mt.15:9; Деян.18:13).
--------------------------------
(1) - Сектанты (баптисты, пашковцы и др.) враждебно относясь к св. храмам, в то же время усиленно стремятся открывать свои молитвенные дома. Такова последовательность и искренность сектантов.
(2) - Евреи молились на всяком месте (Пс.102:22; Дан.6:10 и др.) но поклонение (богослужение, соединенное с жертвоприношениями) должны были, по заповеди Божией совершать в одном месте, избранном Богом (Втор.12:5; 16:6, 16). Таким местом господь избрал Иерусалим (3Цар.8:16), где и был устроен храм. Самаряне местом поклонения считали гору благословения – Гаризин (Втор.27:12). Так как в кн. Второзаконие (Втор.12:5) место поклонения не названо, а других священ. книг самаряне не принимали, то поэтому у них происходили с иудеям споры о месте поклонения.
(3) - Творения. Том. 8. 33 Беседа на Евангелие от Иоанна. 1902 г., стр. 213 –21.
(4) - Макарий, еп. Тамбов. Слово в неделю о Самарянине, сказанное 20 апреля 1858 г.
(5) - Благовестник. Часть 4. Еванг. от Иоанна. 1908 г., стр. 83.

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible