Скрыть
Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.

Святые отцы

Прочие

Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)

Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте

Из сего видно, сколь много далек Спаситель был от тщеславия: ибо исцелив уклонился, дабы не быть познану от исцеления.

Беседа о расслабленном при купели

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 12-13 Вопросиша же его: кто есть Человек рекий ти: возми одр твой и ходи; Изцелевый же не ведяше, кто есть: Иисус бо уклонися, народу сущу на месте

Так поступил расслабленный; но посмотри, как злобно они действовали. Они не спрашивают: Кто Он, исцеливший тебя? Они молчали об этом, а всячески выставляют на вид кажущееся преступление: кто есть Человек, рекий ти: возми одр твой, и ходи? Исцелевый же не ведяше, кто есть: Иисус бо уклонися, народу сущу на месте (ст. 12–13). Для чего же Христос скрылся? Во-первых, для того, чтобы в отсутствие Его свидетельство было свободно от всякого подозрения: получивший чувство здоровья был, конечно, достоверным свидетелем благодеяния. Во-вторых, для того, чтобы еще более не возжечь гнева их: Он знал, что и один вид человека ненавистного не мало воспламеняет ненавидящих. Поэтому, уклонившись, Он оставляет дело само за себя действовать пред ними, так что уже не Он Сам говорит что-либо о Себе, а исцеленные Им, вместе же с ними и сами обвинители. И они также со своей стороны дают свидетельство о чуде, потому что не говорили: почему ты повелеваешь делать это в субботу? – а: почему ты делаешь это в субботу? Они негодуют не за преступление, а завидуют исцелению расслабленного. Между тем, если тут было человеческое дело, оно было в том, что делал расслабленный; а со стороны Христа было только слово и повеление. Таким образом, здесь Христос повелевает другому нарушить субботу, а в иных случаях Он Сам делает это, например, когда брением от плюновения помазывает очи. Но Он делает это, не преступая закон, а поступая выше закона. Впрочем, об этом после. Не во всех случаях одинаковым образом Он оправдывается, когда обвиняют Его в нарушении субботы, и это надобно заметить тщательно.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 12-13 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте

«Вопросиша же его: кто есть человек рекий ти: возми одр твой и ходи? Исцелевый же не ведяше, кто есть: Иисус бо уклонися, народу сущу на месте». Ненасытна в человекоубийстве душа иудеев. Допытываются до Повелевшего, желая и Его привлечь к ответу вместе с чудесно исцеленным, ибо их, кажется, опечаливало то, что обвиняется за субботу один только что освободившийся от безвыходных сетей и исторгнутый из самых врат смерти. Но назвать своего Врача, хотя этого от него и сильно требуют, он не может, так как Христос благоусмотрительно скрыл Себя, дабы избежать быстрого и пылкого гнева их. И не потому, чтобы Он мог потерпеть что как бы по необходимости, если бы не желал потерпеть, употребляет Он удаление Свое, но и этим опять представляя Себя в образец нам.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Помню: современные молодости моей некоторые благочестивые миряне, даже из дворян, проводившие очень простую жизнь, занимались Иисусовою молитвою. Этот драгоценный обычай ныне, при общем ослаблении христианства и монашества, почти утратился. Моление именем Господа Иисуса Христа требует трезвенной, строго нравственной жизни, жизни странника, требует оставления пристрастий, а нам сделались нужными рассеянность, обширное знакомство, удовлетворение нашим многочисленным прихотям, благодетели и благодетельницы. «Иисус уклонися, народу сущу на месте».

О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником

Николай Сербский, свт. (†1956)

Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте

Исцеленный больной взглянул с постели своей в очи Господни; ощутил Его животворящее дыхание; познал Его чудотворную силу; и более того – назвал Его Господом; но при всем том он не мог объявить ни имени своего Исцелителя, ни места, откуда Он. А Господь, совершив Свое деяние, тут же скрылся в народе и предоставил событиям развиваться самим по себе. Он есть Сеятель, сеющий доброе семя и оставляющий его расти и со временем приносить плод в соответствии с землею, на которую оно пало. Сотворив доброе дело, дело, Божественное и по силе, и по милосердию, Он удаляется от людей, дабы люди не прославляли Его, как Он и сказал немного позднее: «Не принимаю славы от человеков» (Ин. 5:41). Он удаляется и для того, чтобы иные люди не завидовали Ему, как это часто случалось. Наконец, Он удаляется от людей и для примера всем нам, именующим себя христианами. Доброе дело тогда совершенно, когда оно творится из чистого человеколюбия, во славу Божию. Всякий, желающий творить добрые дела, да творит их не из тщеславия и не ради благодарности человеческой; ибо выставляющий свое доброе дело напоказ, словно на базаре, подобен человеку, оставляющему свою овцу среди волков. Итак, следует бережно охранять свое доброе дело, дабы оно не вызвало ни человеческих похвал, ни человеческой зависти. Но тот, кто намеренно вызовет похвалы и зависть людей, одним своим добрым делом сотворит два злых: похвала повредит лично ему, а зависть – другим.

Беседы. Неделя четвертая по Пасхе. Евангелие о чуде в Вифезде

Евагрий Понтийский (†399)

Однако у бесов есть обычай внушать после нечистых помыслов [помыслы] попечения [о суетных вещах], чтобы «Иисус скрылся в народе», [то есть скрылся в массе многопопечительных] умопредставлений, [столпившихся] на месте мысли, и чтобы слово [Божие], заглушаемое терниями заботы [века сего], осталось бесплодным (Мф. 13, 22). Поэтому, отложив помыслы, [исходящие] из заботы [века сего], возвергнем «на Господа печаль нашу» (Пс. 54, 23), «довольствуясь тем, что есть» (Евр. 13, 5).

О помыслах

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Исцелённый же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.

Иисус скрылся: «частью для того, чтобы в Его отсутствие свидетельство об исцелении было свободно от всякого подозрения и не подумали бы, что человек этот благоприятствует Ему; частью для того, чтобы ещё более не воспламенить ярость иудеев» (Феофил., ср. Злат.). Исцелённый же, в радости от исцеления, опустил Его из виду, не узнав даже и имени своего благодетеля.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 13-14 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.

Ст. 13-14 Изцелевый же не ведяше, кто есть: Иисус бо уклонися, народу сущу на месте. Потом же обрете его Иисус в церкви, и рече ему: се здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет.
 

Господь, восстановив телесного человека, уклоняется от выражения его благодарности и радости, в присутствии многочисленного народа. Но исцеление его неполно: Господу угодно дать ему и душевное исцеление, и Господь «обретает» его в храме не случайно, а, как мы смеем думать, «ищет и обретает». Как в исцелении расслабленного в Капернауме (Мф. 9:2-7), Господь исцеляет его тело и душу. Найдя его в храме, Господь предупреждает исцеленного, что недостаточно здравия тела, что ему необходимо самому позаботиться о здравии души своей, и что последнее зависит от воли, дарованной Богом человеку. Помощь Господа в борьбе против зла приходит лишь к тому, кто сам ищет и просит ее. В словах Господа находим и здесь указание, что Он простил прежние грехи бывшему больному, под условием, чтобы он помнил благодеяние ему оказанное и позаботился о душе своей. Много в этих священных словах указаний нам, как Господь земными страданиями лечит нашу бедную, столь часто заблуждающуюся душу, и это суть те притчи, о которых Господь сказал: «како вся притчи уразумеете?» (Мк. 4:13). Сии притчи наполняют всю жизнь нашу, оне суть те скорби, которые предупреждают нас, что мы идем по греховному пути, и что скорби и болезни посланы нам Богом, чтобы заставить нас оглянуться на свою жизнь и проверить ее с повелениями, Господом нам данными.

Но с другой стороны надо помнить, что не всякая немощь и болезнь суть наказания Божии, и иногда оне посланы (как в Ин. 9:3, Ин. 11:4), «да явятся дела Божия». Если мы будем памятовать всегда о кратковременности жизни нашей, о мимолетности страданий и скорбей, то мы сердцем поймем судьбы Божии, готовящие человека к жизни вечной. Велики и непостижимы судьбы Божии для разума, и могут быть восприняты только верою и любовью.

«Да не горше ти что будет», глаголет Господь ко всякому человеку.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте

Для чего Иисус Христос скрылся тотчас по совершении чуда? Он нередко делал так, и избегая славы, и по другим причинам (см. объясн. Еванг. 7 нед. по Пятидесятнице).

Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible