Скрыть
Не принимаю славы от человеков,

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 41-43 Славы от человек не приемлю, но разумех вы, яко любве Божия не имате в себе. Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене: аще ин приидет во имя свое, того приемлете

Далее, чтобы, ради великого попечения Его об них, не стали они подозревать Его в любочестии и чтобы не подумали, будто, желая от них веры Себе, Он наблюдает Свою выгоду (а Он упоминал и о голосе Иоанна, и о свидетельстве Бога Отца, и о Своих делах, и обещал жизнь, и употреблял все, чтобы привлечь их к Себе), – так как, говорю, многие, вероятно, подозревали, что Он говорил такие слова из любви к славе, то вот послушай, что Он прибавляет: славы от человек не приемлю (ст. 41), то есть не имею в ней нужды. Не такова, говорит, Моя природа, чтобы Мне нуждаться в человеческой славе. Если солнце от светильника не получает приращения света, тем более Я далек от того, чтобы иметь нужду в человеческой славе. А для чего говоришь это, могли сказать Ему, если не нуждаешься в славе? Да вы спасены будете (ст. 34); это Он сказал еще прежде. Но то же самое выражает и здесь словами: да живот имате. Но Он выставляет и другую причину, – какую? Разумех вы, яко любве Божия не имате в себе (ст. 42). Иудеи часто гнали Его, будто бы из любви к Богу, – за то, что Он делал Себя равным Богу (ст. 18); с другой стороны, Он знал, что они не хотели веровать в Него. Итак, если бы кто спросил: для чего же Ты говоришь это? – Он и отвечает: для того, чтобы обличить вас в том, что вы преследуете Меня не из любви к Богу. И Сам Он свидетельствует обо Мне и делами, и Писаниями. Как прежде вы Меня гнали, считая Меня богопротивником, так теперь, когда Я показал это, вам следовало бы обратиться ко Мне, если бы вы любили Бога. Но вы не любите Его; поэтому-то Я и сказал это, чтобы показать, что вы слишком надменны и напрасно хвалитесь, прикрывая только свою зависть. Но это доказывает Он не только из настоящих обстоятельств, но и последующих. Аз приидох, говорит, во имя Отца Моего, и не приемлете Мене; аще ин приидет во имя свое, того приемлете (ст. 43). Видишь ли, как Он и там и здесь говорит о Себе, что Он послан от Отца, и суд получил от Него, и ничего не может делать Сам от Себя, именно для того, чтобы отсечь всякий предлог к неправомыслию. Но о ком это Он говорит: приидет во имя свое? Здесь Христос намекает на антихриста и вместе представляет неопровержимое доказательство их неблагомыслия. Если вы преследуете Меня, говорит Он, из любви к Богу, то гораздо более следовало бы так поступить с антихристом. Он ничего подобного не будет говорить, то есть что послан от Отца, что пришел по воле Его; но совершенно напротив, насильственно будет похищать все ему не принадлежащее и называть себя богом над всем, как и Павел пишет: паче всякаго глаголемаго Бога или чтилища, показующу себе, яко Бог есть (2Сол. 2, 4). Это именно и значит, что он приидет во имя свое. Но Я, говорит Христос, пришел не так, а во имя Отца Моего. Достаточно было и этого для доказательства, что они не любят Бога, так как не приняли Того, Кто говорил им о Себе, что послан от Бога. Но в настоящем случае Он показывает бесстыдство их и с противоположной стороны – из того, что они готовы принять антихриста. Как скоро они не приняли говорившего им о Себе, что Он послан от Бога, но готовы были поклониться тому, который не признает Бога, а превозносится и выдает себя за Бога над всеми, то ясно, что гонение (на Христа) было делом зависти, а не любви к Богу. Таким образом, Христос представляет две причины на то, что сказал о Себе: сперва более снисходительную, сказав: да вы спасени будете, и: живот имате: потом, – так как они намеревались осмеять Его, – представляет и более поразительную причину, показывая, что, хотя бы слушающие и не веровали Ему, Бог во всяком случае сделает Ему угодное.

Павел, беседуя об антихристе, пророчески сказал: послет им Бог действо льсти, да суд приимут вси не веровавшии истине, но благоволившии в неправде (2Сол. 2, 11, 12). Но Христос не сказал, что антихрист придет, но: аще приидет, щадя слушателей, потому что их нечестие тогда еще не вполне открылось. Вот почему Он умолчал о причине пришествия антихриста; а Павел с точностию означил эту причину для людей, могущих разуметь, и тем лишил иудеев всякого извинения.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 41-42 Не принимаю славы от человеков, но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу

«Славы от человека не приемлю: но разумех вы, яко любве Божия не имате в себе». Чувствует опять, а вернее – как Бог видит, что непослушная и необузданная толпа фарисеев свирепеет не столько за то, что обвинял их в ненадлежащем исследовании Писаний, но более за слова: «Не хотите прийти ко Мне». Чем постоянно болеют сами, то, думают, может обладать и Спасителем. Вероятно, они думали – и это по великому безумию, – что Спаситель одержим честолюбием начальствовать над ними и желанием получать Себе почести от всех, чрез призвание их в ученики Себе. Возымев в своем уме такое подозрение, они уже стали ожидать вскорости лишиться власти над народом и немало скрежетали, видя, что Наследник хочет потребовать плод виноградника. Посему в гневе и злости за сказанное (Христом) они едва не говорят находящееся в евангельских притчах: «Пойдемте, убьем Его и удержим наследство Его» (Мф. 21:38). Поэтому, уничтожая это, из суетности в них родившееся, подозрение и вырывая у них ростки зависти и злости, Он говорит открыто: «Славы от человека не принимаю». Не зову, говорит, слушателей в ученики к Себе с тем, чтобы, подобно вам, уловлять Себе почести от вас ли или от других, – да и не мог бы Я получить этой награды за Свое учение, так как Сам по Себе имею всю полноту славы, не уступающей пред славой от вас, но Я сказал, что вы не хотите прийти ко Мне, потому что ясно узнал, «что любви Божией не имеете в себе». Будучи лишены любви к Богу, говорит, как же вы могли бы прийти ко Мне, от Бога явившемуся Богу Единородному?

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга III

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 39-42 Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную: а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь. Не принимаю славы от человеков, но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу. Сказал им, что в вас не пребывает слово Божие, то есть Писания, свидетельствующие обо Мне. Научая же, как они могут возыметь в себе слово Божие, говорит: исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь. Смотри, не сказал: вы имеете, но «думаете». Сказал «думаете», объявляя, что они поистине никакой пользы от них (Писаний) не получали, так как ожидали спасения от одного только чтения, не прилагая веры. Они (Писания) свидетельствуют о Мне, но вы не хотите прийти ко Мне, чтоб иметь жизнь. Отсюда узнаем, что они были злы по произволению. Ибо не сказал: вы не можете прийти, но «не хотите придти». - Пусть манихеи слышат, что зло не в природе состоит, но в свободном изволении. - Когда напомнил им о свидетельстве Иоанновом, о свидетельстве Отца и свидетельстве дел Своих, единственно только из желания им спасения, а между тем многие могли подумать, что Он говорит это из любви к славе, то посему говорит: Славы от людей Я не принимаю, то есть не нуждаюсь в славе, да и Природу имею не такую, чтобы нуждалась в славе от людей. - Вы Меня преследуете под тем предлогом, что любите Бога. Но не так это, нет. Ибо Я знаю об вас, что вы не имеете в себе любви к Богу, хотя и выставляете всюду, что гоните Меня из любви к Богу. Иудеи действительно не имели любви к Богу, потому что гнали самосущую Любовь - Сына Божия. Действительно, не имели они в себе и слова Его пребывающего, ибо отказывались от Слова и Бога.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Не принимаю славы от человеков

Постарайся и ты так вести себя, чтобы видно было, что ты ищешь славы Божией, а не человеческой.

Дневник. Том II. 1857–1858

Евфимий Зигабен (†1118)

Славы от человек не приемлю

Не люблю ее, так как не нуждаюсь в ней, подобно тому как солнце не нуждается в свете светильника. Но зачем же Иисус Христос говорил это? Чтобы всяким способом привлечь их к вере, через которую они могли иметь жизнь вечную.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Не принимаю славы от человеков,

Не принимаю славы и пр.: не из суетной славы от людей, не из желания, чтобы Меня прославляли люди, говорю вам это; но говорю так, зная, в чём заключается причина или основание вашего неверия (ср. Злат, и Феофил.). Слава Моя или прославление Меня как Мессии не зависит от людей, и Я не принимаю таковой славы от них. Бог, свидетельствующий обо Мне в слове Своём, прославляет и прославит Меня как Мессию, и от Него принимаю и приму Я эту славу (17 и далее).

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 39-42 Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь. Не принимаю славы от человеков, но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу.

Ст. 39-42 Испытайте писаний, яко вы мните в них имети живот вечный: и та суть свидетельствующая о мне. И не хощете приити ко мне, да живот имате. Славы от человек не приемлю, Но разумех вы, яко любве Божия ни имате в себе.

«Исследуйте», говорит Господь: исследовать Писания, или испытывать их, не значит толковать их произвольно, и притом держась буквы написанного, как делали то Иудеи постоянно (Ср. Мф. 5:20-48; Мф. 12:2 и cл. Мф. 15:3 и мн. др). Испытывать Писания значит со смирением стараться понять, что Господь повелел и что Он обещает. Мы несколько раз указывали на то, что Иудеи в книги Завета вносили свои собственные мысли, цели и желания. К этому надо присовокупить, что по весьма серьезным исследованиям новейших писателей (1) Иудеи вынесли из плена синкретическую ложную философию, в которой можно ясно различить следы влияния и Вавилонян и Персов (2). С другой стороны, и греческо-римское влияние внесло в среду, особенно саддукеев, взгляды философских школ совершенно не согласные с духом книг Ветхого Завета. Высшее сословие, особо покровительствуемое Римлянами, принадлежало к этим приверженцам чуждых Израилю учений, соблюдая, однако, строго обряды Иудейства, дабы не лишиться влияния на толпу, которую, с другой стороны, посредством строгой обрядовой жизни они держали в повиновении. Таким образом, среди ученых Иудеев, или зараженных отчасти идолопоклонническими и суеверными религиозными учениями, или же зараженных индифферентизмом и даже атеизмом греческих философов, не было людей, которые бы изучали Божие слово в простоте честной души, ищущей истины и правды. Не мудрено, что они не поняли и не уразумели истинного смысла Мессианских пророчеств и искали в Библии того, чего им хотелось а не того, что в ней было. Если бы они могли изучить священные книги свои с чистым сердцем, доброю волею и неповрежденным умом, то они не отверглись бы Того, который пришел в мир, дабы спасти его, не в славе и величии, а в уничижении, в страдании и скорбях, «дабы взять на себя наши немощи и понести болезни» (Ис. 53:4).

«Не хощете, говорит Господь, приити ко Мне». «Разумех вы, яко любве Божия не имате в себе». Господь прямо обвиняет Иудеев в злой воле и в отсутствии любви к Богу. Он видит эти сердца, ищущие только земных благ и в которых не было ни любви к Богу, ни любви к ближнему; эти искаженные умы, которые вместо Божией премудрости ставили свои мысли и мечты и думали получить спасение мелочным обрядовым исполнением закона, – и Он прямо говорит им, что именно те писания, на основании которых они думают получит жизнь вечную, – те самые писания суть обвинители их, ибо они глаголали о Нем, Сыне Божием, пришедшем в мир грешников спасти. Если бы они сознали себя грешниками и неразумевающими, то Господь спас бы их и просветил их; но они считали себя праведными и знающими, не имея ни желания добра, ни любви Божией, и Господь оставил их: «се, оставляется вам дом ваш пуст»! (Мф. 23:38). «Аще бысте слепи были, не бысте имели греха: ныне же глаголете, яко видим: грех убо ваш пребывает» (Ин. 9:41).

В стихе 41-м есть еще иное указание: «Славы от человек не приемлю», говорит Господь. В словах сих, по-видимому, есть еще намек на то, что книжники и фарисеи особенно были озлоблены на Господа, что он не искал их благоволения и не только не опирался на них, чтобы влиять на народ, но еще изобличал черноту сердца их и испорченность ума их. Это сословие, как видно, совершенно забыло о Боге и о нравственном значении человека: для него человеческая слава стояла превыше всего.

1) См. в особ. Franck la Kabbale (Paris 1843) p. 353 et suiv. Есть и очень хор, нем. пер.: Gelinek. (Leipzig 1844).
2) См. Каббалу. Для того, чтобы провести известные мысли в текст Библии, Иудеи Каббалисты даже читали слова Писания как анаграммы, не говоря уже об аллегорическом толковании в самых широких размерах (См. Frank. la Kabbale р. 70).

 

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 41-42 Не принимаю славы от человеков, но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу

Господь говорит о Себе как о едином Источнике жизни вовсе не из узкого честолюбия: для Него не имеет привлекательности тот почет, каким люди обыкновенно окружают своих избранников. Он не потому так строго отзывался об иудеях, что недоволен был их непочтительным отношением к Нему как к учителю. Его резкие отзывы об иудеях объясняются тем, что Он хорошо знает их как людей, которые не имеют любви к Богу или, правильнее, любви Божией, какая свойственна Богу (ср. Ин.17:26; Рим.5:5). В самом деле, если бы они имели такую любовь, которая обнаруживается в сострадании и милосердии к несчастным, то они не восстали бы против Христа за то, что Он совершил исцеление расслабленного в субботу.

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О богослужении.

Ин.5:41. Здесь слава понимается в смысле достоинства – седение одесную Отца: Пс.109:1; такой славы люди дать Христу не могли, ибо она дается только от Бога (Филип.2:9-10). Но благодарности и молитвенных подвигов от людей Бог требует: Лк.17:18; 1Кор.10:30-31;6:20; Кол.3:17; 1Фес.5:17.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible