Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Евангелие от Иоанна 6:18
Дул сильный ветер, и море волновалось.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Гладков, Б. И. (†1921)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 16-21 Яко позде бысть, снидоша ученицы Его на море, и влезоша в корабль, и идяху на он пол моря в Капернаум. И тма абие бысть, и не (у) бе пришел к ним Иисус. Море же, ветру велию дыхающу, воздвизашеся. Гребше же яко стадий двадесять пять или тридесять, узреша Иисуса ходяща по морю и близ корабля бывша, и убояшася. Он же глагола им: Аз есмь, не бойтеся. Хотяху убо прияти Его в корабль: и абие корабль бысть на земли, в нюже идяху
Христос, не только находясь телом с учениками Своими, но и будучи далеко от них, устрояет полезное для них. Как всемогущий и премудрый, Он и противные случаи направляет к одной цели. Вот смотри, что Он делает и в настоящем случае: Он оставляет учеников и восходит на гору. Они, оставленные Учителем, так как уже было позднее время, сошли к морю и до вечера оставались в ожидании Его возвращения. А когда наступил вечер, они уже не могли удержаться, чтобы не пойти и не поискать Его: так сильна была любовь их к Нему. Они не говорят: теперь вечер, и ночь наступает, куда же теперь мы пойдем? Место опасное и время небезопасное. Но, пламенея любовию к Нему, они сходят на корабль. Евангелист не без цели, конечно, означает и время, а для того, чтобы тем показать пламенную их любовь. Для чего же Христос оставляет их и удаляется, а еще более – для чего является один, идя по морю? В первом случае Он научал их, каково им быть без Него, и хотел усилить в них любовь к Нему, а в другом – Он показывал им опять Свое могущество. Как не с народом только они слушали учение, так не с народом только видели и чудеса. Тем, которые должны были получить власть над вселенной, надлежало иметь нечто более, чем другим. А какие чудеса, спросишь, они видели одни? Преображение на горе, настоящее чудо на море, многие и великие чудеса по воскресении, а по этим я заключаю и о других. Шли же они в Капернаум, не зная наверное, но только надеясь встретить Его там или даже во время плавания. На это сделал намек и Иоанн, сказав, что тма абие бысть, и не у бе пришел к ним Иисус. Море же, ветру велию дыхающу, воздвизашеся. Чего же они смущаются? Многие и различные обстоятельства приводили их в смущение: и время, потому что была тьма, и буря, потому что море воздымалось, и место, потому что они были не близко от земли, но отплыли яко стадий двадесять пять (ст. 19), и наконец, необычайность явления, потому что они видят Его ходящим по морю. При этом-то сильном их смущении Он говорит им: Аз есмь, не бойтеся (ст. 20). Для чего же Он явился? Чтобы показать, что Он есть тот, кто укротит бурю. На это указал евангелист, сказав: хотяху прияти Его, и абие корабль бысть на земли (ст. 21). Значит, (Христос) сделал их плавание не только безопасным, но и благопоспешным. Народу Он не показал Себя ходящим по морю, потому что это чудо было выше его немощи. Да и ученики не долго видели Его в этом положении, а едва лишь Он явился им, как и удалился. Мне кажется, это чудо другое, а не то, которое рассказывается у Матфея (гл. 14), и что оно действительно другое, это видно из многого. Христос часто совершал одни и те же чудеса с тем, чтобы не только привести зрителей в великое изумление, но и приготовить их принимать эти чудеса с многою верою. Аз есмь, не бойтеся. Сказав эти слова, Он изгнал страх из их душ; а в другом месте Он поступает не так. Потому-то и Петр говорил: Господи, аще Ты еси, повели ми прийти к Тебе (Мф. 14:28). Отчего же они тогда приняли эти слова не вдруг, а теперь поверили? Оттого, что тогда буря продолжала еще качать корабль, а теперь вместе с словами Христа наступала тишина; или, если не по этой причине, то по той, о которой я сказал прежде, то есть что Христос, часто совершая одни и те же чудеса, чрез чудеса предыдущие делал более удобоприемлемыми чудеса последующие. Для чего же Он не взошел на корабль? Чтобы сделать чудо более поразительным, а вместе с тем яснее открыть им Свое Божество и показать, что и тогда, когда Он благодарил, делал это не потому, чтобы нуждался в помощи, а из снисхождения к ним. Итак, Он попустил быть буре, чтобы они всегда искали Его, потом вдруг прекратил ее, чтобы показать Свою силу, и не взошел на корабль, чтобы сделать чудо поразительнее.
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Ст. 17-18 и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним. Дул сильный ветер, и море волновалось
«И тьма уже бысть, и не у бе пришел к ним Иисус. Море же, ветру велию дыхающу, воздвизашеся». В одно и то же время здесь дается много полезного, и случившееся побуждает учеников к пламеннейшему исканию Спасителя. Глубокая тьма ночи устрашает, разливаясь над бушующей водой подобно дыму и лишая возможности знать, куда же наконец надлежало править (лодку). Немало смущает и свирепый ветер, шумно носящийся над волнами и уже поднимающий их до необычайной высоты. Но и когда уже все это было, «еще не приходил», сказано, «к ним Иисус»; ибо в этом-то особенно и была опасность, и отсутствие Христа увеличивало страх в плывших.
Итак, не присутствующие с Ним неизбежно подвергаются обуреванию, будучи как бы отсечены от Него или оказываясь удаляющимися чрез отступление от Божественных законов и отстраняющимися по причине греха от Могущего спасать. Поэтому если тяжело быть в духовной тьме и если трудно потопать в горьком море удовольствий, то приимем Иисуса, ибо это освободит нас и от опасностей и от греха к смерти. А наглядное доказательство сказанного можно увидеть в том, что произошло: оно, конечно, будет заключаться в учениках.
Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга III.
См. также Толкование на Ин. 6:16
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 16-21 Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю и, вошедши в лодку, отправились на ту сторону моря в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним. Дул сильный ветер, и море волновалось. Проплывши около двадцати пяти или тридцати стадий, они увидели Иисуса идущего по морю и приближающегося к лодке и испугались. Но Он сказал им: это Я; не бойтесь. Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли.
Господь удалился на гору один только для того, как мы сказали, чтобы испытать любовь учеников, будут ли они искать Его. Они ждут Его до вечера, думая, что Он придет. Когда же Он не пришел, они не удерживаются, но, любовью побуждаемые искать Его, входят в лодку. Ибо евангелист не просто и как бы случайно указал на время, но для того, чтобы показать их сильную любовь в том, что и вечер их не остановил.
Попускает им испытать бурю для того, чтобы, когда после бури настанет тишина, они более обрадовались случившемуся и чтобы в сердцах их напечатлелось неизгладимое воспоминание о сем.
Когда они находились в опасности, Он предстает пред ними и словом Своим прогоняет страх их, и на море производит тишину, и таким образом творит двоякую тишину - укрощает смущение в душах их и волнение на море.
Не вошел в лодку, чтобы совершить большее чудо. Смотри, три чуда: одно, что Он шел по морю; другое, что укротил волны; третье, что лодка вдруг пристала к тому берегу, куда они плыли, хотя она далеко еще была от того берега, когда пристал к ней Господь.
Иудеи перешли чрез Чермное море под предводительством Моисея, но он все делал как раб и силою молитвы, а Сей действует с совершенною властью. Там вода от воздвигнутого Господом сильного южного ветра расступилась, так что они перешли по суше (Исх. 14:21-22); а здесь совершилось большее чудо: море оставалось при собственной природе, и, однако же, носило Господа на поверхности своей, чтобы исполнилось пророческое слово: «ходит по морю, как по земле» (Иов. 9:8). И ныне многие из нас находятся во тьме мысленной и в опасности потонуть в море мысленном. Но восприимем к себе Христа, - и мы совершенно избавимся от бед. И если некоторые искусители наши, бесы или люди, часто наводят на нас страх и страхом пытаются поколебать нас, то будем слушать Христа, взывающего: «это Я (есмь), не бойтесь». Слова Его имеют такое значение: страхи проходят; посему не бойтесь того, что проходит. А «Я есмь», то есть всегда пребываю; и, как Бог, Я есмь Тот, Который есть (Сущий). Итак, поелику страхи временны и не имеют истинного бытия, а Я есмь, то есть пребываю и никогда не перестаю быть, но истинно есмь, то веру в Меня не изменяйте из-за того, что временно.
Смотри, пожалуй, как Христос является и уничтожает страх не в начале опасности, но в крайности. Он попускает нам стать среди опасностей, чтобы мы, поборовшись со скорбью и стесненные ею, сделались удобоприемлемее и, употребивши в дело всю свою силу и мудрость, но нашедши ее слабою, прибегли к Нему одному, могущему спасать неожиданным образом. Ибо когда ум человеческий утомится, тогда вдруг является спасение от Бога и побуждает нас стремиться к Нему, единственному Спасителю, а не приписывать спасения самим себе.
Если мы пожелаем принять Христа и в лодку нашу, то есть поселить Христа в сердце нашем, то мы тотчас очутимся на той земле, к которой плывем. Что же это за земля? Без сомнения, это - земля обещанная, небо, земля кротких и умирившихся от всякой злобы.
Евфимий Зигабен (†1118)
… И тма абие бысть, и не (у) бе пришел к ним Иисус. Море же, ветру велию дыхающу, воздвизашеся. Гребше же яко стадий двадесять пять или тридесять, узреша Иисуса ходяща по морю и близ корабля бывша, и убояшася. Он же глагола им: Аз есмь, не бойтеся. Хотяху убо прияти Его в корабль: и абие корабль бысть на земли, в нюже идяху
Ст. 17-21: Не (у) бе пришел к ним, т.е. не явился к ним, как сделал после, но послал им испытание. Обо всем этом найдешь в конце четырнадцатой главы. Прочее Иоанн опустил, как рассказанное другими; он повествует только о том, что ими опущено. Следуя другим толковникам, мы доказали, что это хождение Иисуса Христа по морю то же самое, о котором писали Матфей и Марк (6, 47 и сл.)… Но Златоуст предполагает, что оно отлично от того. Вероятно, то было прежде; затем через несколько дней народ хотел взять Иисуса Христа, как сказано здесь, но Он, узнав об этом, опять отправился на гору с учениками и удалился на нее один, т.е. один только отдыхал там, а ученики в виду этого сошли оттуда к морю и, войдя в лодку, отправились в Капернаум, думая, что Иисус Христос опять пройдет пешком по морю и придет к ним немного после; поэтому евангелист этот сказал: и тма абие бысть, и не у бе пришел к ним Иисус. Все же остальное произошло так, как он написал. Во время того хождения по морю ученики, испугавшись, закричали, а во время этого они только испугались, так как вследствие привычки страх у них был меньше: там, когда Иисус Христос сказал: Аз есмь, не бойтеся, – ученики еще не поверили, и потому Петр сказал: Господи, аще Ты еси, повели ми приити к Тебе по водам (Мф. 14, 27-28), – а здесь тотчас же поверили, потому что уже привыкли к этому; тогда ветер не успокоился, пока Иисус Христос не вошел в лодку, а теперь, лишь только послышался голос Его, как наступила тишина, и Он не входил даже в лодку, но в то время как они хотели принять Его, вдруг лодка пристала к берегу, а Сам Он был позади ее.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
Чудо укрощения бури и хождение Господа по водам – то же, которое описано у евангелистов Матфея (Мф.14:24 и далее) и Марка (Ин.6:49 и далее) ев. Лука опускает. Описано оно Иоанном несколько короче, чем не только у первого, но и у второго евангелиста, в общем совершенно согласно с ними, но есть частная черта, восполняющая сказания тех.
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Галилейское море, Геннисаретское озеро, Тивериадское море
Галилейское море, Геннисаретское озеро, Тивериадское море. Под сими названиями разумеется одно и то же озеро, находящееся в стране Галилейской, в Палестине. В древности называлось Киннерефским по внешней своей овальной форме (Чис.34:11, Нав.12:3), теперь называется Геннисаретским от города Геннисар и по красоте природы и окружающих его окрестностей, Тивериадским – от имени близлежащего галилейского города Тивериады (Мф.14:34, Ин.6:1, Мк.7:31). Называется иногда и просто морем (Мф.8:24, Мк.6:47 и др.), или озером (Лк.8:22-23). Простирается в длину на 30, а в ширину на 8 верст; на северном конце в него входит Иордан, а на южном вытекает.
Климат здесь тропический, между базальтовыми утесами растут латусы, пальмы очень высокие и др., а на полях возделывается индиго. Оно, как кажется, обязано своим происхождением какому-либо вулканическому перевороту. Вода в озере приятна на вкус, прозрачна и прохладна. В озере находится множество рыбы, и потому здешние жители большей частью занимались, да и доселе занимаются, рыболовством. Озеро обыкновенно бывает тихо и спокойно, но от ветров со стороны близлежащих гор оно иногда делалось бурным и опасным для плавающих по этому озеру судов. Эти бури могут служить объяснением некоторых мест Евангелия (Мф.8:24-25; Мк.4:37-39; Лк.8:23-24, Ин.6:18).
Сколько священных и трогательных воспоминаний соединено с этим обширным, по преимуществу евангельским озером! Здесь или недалеко от него происходили главнейшие события земной жизни Спасителя. На берегах его высился гордый Капернаум, столь часто посещаемый Господом. Из рыбарей этого озера избрал Он учеников Себе и призвал их к апостольскому служению (Мф.4:18-22, Лк.5:1-11), сделал их ловцами человеков. По смерти своего Божественного Учителя ученики Господа предались своему обычному занятию – рыболовству, и вот, когда Господь явился им по Своем воскресении, они закидывали свои сети в водах этого озера (Ин.21:1,14).
Страна, окружающая озеро, была во времена Господа самой населенной из областей Палестины. Не менее девяти городов стояло на берегах его; многочисленные же селения занимали плодородные и живописные равнины и покатости близлежащих холмов.
В настоящее время вдоль берегов Геннисаретского озера, кипевших некогда жизнью и деятельностью, царствует печальное, ничем не нарушаемое безмолвие. Семь городов из девяти, существовавших некогда, ныне совершенно необитаемы, из двух остальных – Магдала (родина св. равноап. Марии Магдалины) занята полудюжиной грязных лачужек, и только Тивериада сохраняет небольшой остаток своего населения.
Георгий Константинович Властов (†1899)
Господь приказывает ученикам сесть в лодку и удалиться из народной толпы, для того, как мы смеем думать, чтобы они, как люди, еще не вполне просвещенные, не заразились волнением толпы, среди которой росла и развивалась мысль о провозглашении Господа Иисуса царем. Не вдруг поняли и самые ученики Господа учение о царствии Божием, что видно и из просьбы матери Иакова и Иоанна (Мф. 20:22-23; Мк. 10:35-37, 40), и из вопроса всех учеников, вопрошавших Господа перед самым вознесением Его: «не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю» (Деян. 1:6)? Посему в минуту народного возбуждения ученики из самой любви своей к Господу могли быть увлечены к деяниям, не согласным с учением Господа и волею Его, и Он удаляет их временно от толпы и в ту же ночь являет Себя им и им одним Владыкою мира и сил земли. Временно они подвергаются искушению: кругом их мрак, – «тьма бысть» и волнения моря, но Господь и издали (говоря по человечеству) «увидел их бедствующих в плавании» (1) и охраняет их.
У Евангелиста Мк. 6:47 сказано: «лодка была посреди моря». Это совершенно согласно с Евангелистом Иоанном, ибо море Тивериадское имеет в ширину от 40 до 50 стадий (стадтя равна 606 англ. футов), или около семи верст. Подробнее всех Евангелистов рассказывает чудо хождения по водам Евангелист Матфей (Мф. 14:25-34, срав. Мк. 6:47-53 ), и у него мы находим повествование об опыте веры Апостола Петра, хоть выдержавшего испытание, но уже по силе веры своей ставшего первым между Апостолами (2). По сказанию синоптических Евангелий Господь вошел в лодку к ученикам, но Евангелист Иоанн дополняет еще это повествование 21-м стихом, говоря, что когда хотели принять Господа в лодку, – тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли. Таким образом очевидец событий и сам участник в них дает понять, что для человеческих чувств от появления Господа близь лодки до достижения ею своего назначения протекло мгновение, а Господь был уже посреди учеников Своих и вместе с ними вышел на берег. Для учеников постепенно раскрывается величие Того, который призвал их к Себе и от слов которого горели сердца их, но который еще не явил им всей славы своей. Здесь, на озере Тивериадском Господь, подготовляя их понимание к восприятию высших тайн, являет Себя Господом Властелином сил мира и раскрывает им, кто Он. Очень скоро вслед за сим трое высших Апостолов – Петр, Иаков и Иоанн, сподобляются смертными очами узреть преображение Господне на г. Фаворе (3).
1) Мк. 6:48. Срав. беседу Иоан. Златоуста на Ин. 6 (изд. 1862 стр. 516–517) и бес. 43 на Мф. 14:23-24 (изд. 1864) ч. 2, стр. 353–355.
2) И отречение Петра было такое же минутное колебание, как то, которое он испытал, идя по водам.
3) Мф. 17:1-9; Мк. 9:1-9; Лк. 9:28-36. Фавор есть уединенная гора в долине Ездрелонской в пределах Галилеи, недалеко от южной оконечности озера Тивериадского к западу от нее.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 18-21 Дул сильный ветер, и море волновалось. Проплыв около двадцати пяти или тридцати стадий, они увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке, и испугались. Но Он сказал им: это Я; не бойтесь. Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли
Евангелисты Матфей и Марк указывают время, когда к апостолам по морю подошел Иисус. Это было в четвертую ночную стражу. Вместо этого Иоанн указывает расстояние, какое проплыли ученики до встречи со Христом (стадия – см. Лк.24:13). Kогда ученики «хотели принять» Христа в лодку, она тотчас подошла к тому месту, куда они держали путь, т. е. к Kапернауму. Согласно Евангелиям Матфея и Марка, они «действительно приняли» Иисуса в лодку, после чего буря, начавшаяся на море, успокоилась. Чтобы примирить эти противоречивые показания евангелистов, можно допустить, что Иоанн не упомянул о самом вступлении Христа в лодку, чтобы поскорее сообщить о чуде неожиданного прибытия лодки к месту назначения. Притом слово «вдруг» (εὐθέως) не всегда значит «тотчас же» (ср. Мф.24:29), так что между прибытием лодки и явлением Христа на море могло пройти некоторое время, когда Он ехал в лодке с апостолами.
Это было второе чудо, совершенное Христом в Галилее, о котором упоминает евангелист Иоанн. За этот период времени Христос, конечно, совершил в Галилее еще много чудес, но Иоанн описывает только два из них – насыщение пяти тысяч и хождение по морю. О символическом значении первого уже сказано выше (стих 4). С какой целью Иоанн сообщает о хождении Христа по морю? Вероятнее всего, он видел в этом чуде указание на то, что Христос будет помогать апостолам во всех опасностях, хотя бы апостолы считали Его далеким от них по месту пребывания. Затем Иоанн мог видеть в этом чуде доказательство того, что Христос имеет власть над силами природы и что дух вообще возвышается над телесностью и ее условиями. Kак стоящий по своей божественной природе выше закона тяготения и пространственной ограниченности, Христос шествует по волнующемуся морю, и при Его приближении к кораблю прекращается буря. В другом подобном случае (Мф.8:22 и сл.) буря прекращается по слову Христа, здесь – при одном Его приближении к кораблю.
Гладков, Б. И. (†1921)
Бедствие апостолов в море (Мф.14:24-26, Мк.6:47-49, Ин.6:16-19)
Апостолы плыли в лодке; становилось темно... дул сильный ветер, и море волновалось (Ин.6:17-18); они отъехали далеко от берега, их лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный (Мф.14,24). Выбиваясь из сил в борьбе с противным ветром, Апостолы должны были вспомнить, как они погибали на том же море и как буря мгновенно утихла по одному лишь слову их Учителя; они должны были пожалеть, что остались одни, без своего Спасителя, а Он не приходил к ним, Он оставался один на земле, как свидетельствует Евангелист Марк, и увидел их бедствующих в плавании (Мк.6,48), и в четвертую... стражу ночи подошел к ним, идя по морю.
Евреи того времени делили всю ночь на четыре части, называвшиеся стражами, по три часа в каждой. Первая стража – от шести часов пополудни по нашему времени до девяти часов; вторая – от девяти часов до полуночи; третья – от полуночи до трех часов утра; и четвертая – от трех до шести часов утра.
Около четвертой стражи, то есть около трех часов утра проведя всю ночь в молитве, пошел Иисус к бедствующим в плавании, подошел к пустынному берегу, где не было лодок (единственную лодку, на которой приплыли Иисус с Апостолами, теперь било волнами посреди моря), и пошел далее по морю. Плывшие в лодке Апостолы находились от берега, где остался Господь, на расстоянии около пяти верст (25–30 стадий). На таком расстоянии, да еще в темную ночь, Иисус, как Человек, не мог видеть бедствующих Апостолов; а если Он знал, что они бедствуют, то это доказывает Его всеведение, то есть свойство Божеское.
Христос пошел по воде, то есть воспользовался Своей божественной властью творить чудеса, господствовать над законами и силами природы. Но и в данном случае Он воспользовался этой властью не для Себя лично, не для спасения Себя от опасности и не для преодоления препятствий к достижении личных целей; нет, Он пошел по воде для спасения погибавших Апостолов.
Тем временем Апостолы проплыли уже около двадцати пяти или тридцати стадий от берега. Стадий – греческая мера длины, равная приблизительно 185 метрам. Плыли они против ветра, усиленно гребли веслами не менее шести часов, и, вероятно, окончательно выбились из сил, когда увидели идущего к ним по морю Иисуса. Шла уже четвертая стража ночи: было уже достаточно светло (это было весной, перед праздником Пасхи); Апостолы могли хорошо рассмотреть шедшего к ним, но они настолько еще были маловерны, что не могли и подумать, что это идет Иисус. Люди не могут ходить по воде, а Иисус, по их понятиям, был Человек; следовательно, Он не мог идти по морю; следовательно, это не Он, а призрак. В древности существовало поверие, что души умерших могут являться людям и бывают видимы, как призраки или тени. За такой-то призрак Апостолы приняли шедшего к ним Иисуса; приняв это явление за дурное предзнаменование о предстоящем крушении их лодки, они, в страхе за свою жизнь, закричали.