| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 41 | 42 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
| 51 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
| 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
| 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
| 51 | 52 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| 1 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Новый Завет:Мф.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 |
Толкования на Евангелие от Иоанна 6:3
Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими.
Святые отцы
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Кирилл Александрийский, свт. (†444)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Филарет (Гумилевский), свт. (†1866)
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Д.П. Боголепов, проф. (†1880)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 1-3 По сих иде Иисус на он пол моря Галилеи Тивериадска: и по Нем идяше народ мног, яко видяху знамения Его, яже творяше над недужными. Взыде же на гору Иисус и ту седяше со ученики Своими
Христос, узнав о дошедшем до фарисеев слухе, что Он приобретает Себе учеников и крещает более, чем Иоанн, отошел в Галилею, чтобы погасить в них зависть и Своим удалением укротить их ярость, которая, конечно, родилась в них от этих вестей. Однако ж, удалившись опять в Галилею, Он идет уже не в прежние места, – пришел не к Кану, а на ту сторону моря. И по Нем идяше народ мног, яко видяху знамения, яже творяше. Какие знамения? Почему евангелист не говорит о каждом из них? Потому, что этот евангелист заботится о том, чтобы большую часть книги наполнить словами и беседами Христа к народу. Вот смотри: в продолжение целого года, даже и в праздник Пасхи, евангелист не упоминает ни об одном чуде, кроме исцеления расслабленного и еще сына у царедворца. Евангелист не о том заботится, чтобы все пересказать: это и невозможно было бы; но из многого и великого – только немногое. И по Нем идяше, говорит, народ мног, яко видяху знамения, яже творяше. Это следование за Христом было делом не очень твердого убеждения; иудеи увлекались более чудесами, нежели высотою учения, которое слышали; а это было признаком грубых душ: знамения, сказано, не для верующих, а для неверных (1Кор. 14, 22). Но не таков был народ, упоминаемый у Матфея, а вот, послушай, каков: ужасахуся вси о учении Его, говорит Матфей, зане учаше их, яко власть имея (см.: Мф. 7, 28, 29). Но для чего Христос восходит теперь на гору и там садится с учениками? Для совершения имеющего быть чуда. А что взошли на гору только ученики, это – вина народа, который не последовал за Ним. Но не для этого только Он восходит на гору, а и для того, чтобы научить нас всегда уклоняться от шума и народной молвы, потому что уединение способствует любомудрию. Впрочем, Он часто и один восходил на гору и проводил там ночь в молитве, научая нас, что особенно приступающему к Богу должно удаляться от всякого шума и искать безмолвного времени и места.
Кирилл Александрийский, свт. (†444)
Ст. 2-4 За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными. Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими. Приближалась же Пасха, праздник Иудейский
Когда Господь удалился из Иерусалима, согласно сказанному у пророков: «Оставил Я дом Мой, покинул удел Мой» (Иер. 12:7), – когда Он, оттолкнув непослушный и необузданный народ Иудейский, предает Себя иноплеменникам, тогда и «великое множество следует (за Ним)». Восходит Он и на гору, в полное соответствие тому, что сказал в предупреждение: «И Я когда вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32). А вознесен Он был от земли и тогда, когда восходил за нас на крест. Вознесен был опять и иначе, когда, как на гору, восшел в Божественную честь и славу, ибо мы не бесчестим Его, подобно иудеям, но поклоняемся Ему как Богу и Спасителю. Ведь у тех Он считался кем-то низким и совершенно ничтожным, – не содрогались они даже и называть Его самарянином (Ин. 8:48), а несколько приличнее бесчестили Его, называя плотниковым сыном (Мф. 13:55). А у верующих в Него Он вызывает благоговение как чудотворец и Бог, как совершитель дивных дел. В самом деле, послушай, сколь благочестивая цель руководит последовавшими за Ним: «Потому что», – сказано, – «видели чудеса, которые Он творил над больными», – именно потому считали должным горячо следовать за Ним, что от совершавшихся дел приходили к соответственному (делам) познанию Совершавшего и по Божественному всемогуществу уразумевали Сына, природно им (всемогуществом) облеченного. Этим же путем Спаситель повелел приходить нам к вере в Него, в словах: «Ибо дела, кои Я творю, сами дела свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:36), и опять: «Если не творю дела Отца Моего, не веруйте мне, – если же творю и если Мне не веруете, делам Моим веруйте» (Ин. 10:37-38). Как «от величия красоты созданий Творец их созерцается» Бог (Прем. 13:5), так от Божественных знамений, по точно такому же способу рассуждений, созерцается Совершитель знамений, и вера последователей Его справедливо должна иметь к Нему благоговение.
Но, думаю, в этих словах сокрыта и более тонкая и непростая мысль. Обратим внимание на то, что, по словам Евангелиста, последовавшие за Христом не только были любозрителями «чудес» (вообще), но (он указывает и на то), пред какими именно «чудесами» они справедливо благоговели, так как прибавляет: «которые (чудеса) Он творил над больными», дабы чрез это показать противоположность в мыслях между иудеями и последовавшими (за Ним). Одни за то, что исцелил расслабленного, нечестиво негодуют, а другие не только удивляются за это, когда Он был в присутствии их, но и к удаляющемуся сходятся, как к чудотворцу и Богу. Посему да избежим свойственного иудеям неразумия, – исповедуя Христа Владыкой своим, будем приникать к Нему непрестанно, что терпеливо делали мудрейшие ученики, отнюдь не допуская отставать от Него и отделяться, наконец самими делами восклицая мужественно сказанное Павлом: «Кто нас отлучит от любви Христовой!» (Рим. 8:35). Будем же следовать за Ним и за гонимым и избегающим упорства врагов Своих, дабы восходить нам и «на гору и там» сидеть с Ним, то есть да поднимаемся к преславной и пресветлой благодати чрез соцарствование с Ним, как и Сам сказал: «Вы последовавшие за Мною в искушениях Моих, в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своея, сядете и вы на двенадцати престолах, судя двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19 и Лк. 22:28). Такие созерцания, думаю, заключает в себе изречение, что ученики пребывали при Спасителе и, взошедши, на горе сели с Ним.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 1-4 После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады. За ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными. Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими. Приближалась же пасха, праздник иудейский.
Господь после строгой речи к иудеям, которая возбудила в них зависть и гнев, укрощает их удалением от них и уходит на ту сторону моря Тивериадского. Озеро называет морем, потому что Божественное Писание собрания вод назвало морями (Быт. 1, 10).
Иначе: переходит с места на место для того, чтобы испытать расположение народа. Ибо тогда как нерадивые оставались в своем месте, более усердные следовали за Ним.
Впрочем, смотри, и те, которые следовали, следовали не из-за учения, но из-за телесной пользы от чудес, потому что, говорит, видели чудеса, которые Он творил над больными. Упоминаемые у Матфея последователи лучше и любомудрее, потому что они, говорит, дивились учению Его, ибо Он учил, как власть имеющий (Матф. 7, 28. 29).
Восходит “на гору”, потому что намеревался совершить чудо. Ибо Он не любил чести и славы, чтобы творить чудеса посреди городов, но, избегая пустой славы людской, ищет уединения, научая и нас сему же.
Восходит на гору и потому: что желает сообщить ученикам нечто таинственное. Ибо Он обыкновенно всегда так делал. Потому что тому, кто имеет вести такую речь, нужно быть свободным от всякого смущения, и место нужно, свободное от всякого шума.
“Приближалась, — говорит, — пасха, праздник иудейский”. И однако же Он не идет на оный, но удаляется в Галилею, потому что Он не подлежал уже постановлениям закона, чтобы выполнять законные праздники. И иначе: так как злоба иудеев преследовала Его, то Он, получивши случаи, мало-помалу обессиливает закон; образ прекратился.
Примечай и сие: праздник иудейский. Он не был праздник Христов, когда Христос не пошел на оный, а одни только иудеи.
Филарет (Гумилевский), свт. (†1866)
Ст. 1-4 После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады. За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными. Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими. Приближалась же Пасха, праздник Иудейский.
Выражение после сего – означение времени неопределенного, более или менее продолжительного. После того, как исцелен был расслабленный (Ин.5:5-9) совершено было много чудес (Ин.6:2), о которых Иоанн не рассказывает, много было событий, которые описаны другими евангелистами и много прошло времени. Насыщение народа 5 хлебами, по словам самого Иоанна, было уже тогда, как приближалась же Пасха, праздник Иудейский (Ин.6:4), т.е. перед третьей пасхой, в которую не был Иисус в Иерусалиме. – Самые близкие события, предшествовавшие чудесному насыщению народа были послание апостолов на проповедь и возвращение к Иисусу с вестью об успехах (Мк.6:7,30; Лк.9:2,10). Другое обстоятельство, имевшее связь с проповедью учеников, была тревога Ирода Антипы, по воле которого Предтеча лишен головы (Мф.14:12). Этот Ирод, властитель по имени, а на деле покорный слуга блудницы, был столько же суеверен, сколько и сладострастен, столько же тщеславен, сколько и бездушен. Услышав о проповеди и чудесах Иисуса, он тревожно говорил: это воскрес из мертвых Креститель. Страстный до чудесного, он хотел видеть Иисуса и для того, чтобы быть очевидцем чудес Его (Лк.9:7-9). Понятно, что с таким пустым человеком Господь Иисус не хотел иметь никакого дела. И вот Он как для того, чтобы ученики Его могли отдохнуть в уединенном месте, так и для того, чтобы не встретиться как-нибудь с бездушным Иродом и его слугами, удаляется за озеро галилейское (Мк.6:14-16,31; Мф.2:13). Славянский перевод: иде на он пол моря Галилеи Тивериадска, столько же неверен и темен, сколько не верен и русский: «пошел на ту сторону моря Галилейского в окрестности Тивериады». Иисус был пред тем в Назарете и его окрестностях (Мф.13:54; Мк.6:5-6). Тивериада от Назарета в 4½ часах пути на северо-востоке и в 3 часах от Капернаума на юг. – Все эти места были на западной стороне Галилейского озера. Поскольку же Тивериада лежала на западном берегу озера Галилейского (Plinius hist. 5, 15), по переправе через озеро на восточный берег Иисус вовсе не мог быть «в окрестности» Тивериады. Славянский перевод следовал мысли Зигабена: «на ту сторону озера Галилейского или Тивериадского». Только в подлинном тексте нет: или (ητοι). Держась строго текста, переводят так: «пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, насупротив Тивериады». По словам св. Луки, Иисус удаляется в пустынное место, что близ Вифсаиды (Лк.9:10). Иоанн указывает в этой пустыне гору, где отдыхали ученики и Спаситель (Ин.6:3). Вифсаида восточной стороны Галилейского озера иначе назывались Юлиадою. О ней знают не только Иос. Флавий (de bello iud. 3, 10. 7), но и Плиний (hist nat. 5, 15). Находясь в нижней Гавлаопитиде, она принадлежала к тетрархии Филипповой (Флавий de bello 2, 9. 1. antigv. 18, 2. 1) и след. была не во власти Ирода Агриппы, жалкого убийцы Предтечева. За Ним последовало множество народа. По словам св. Марка (Мк.6:33), «пешие из всех городов бежали туда и пришли прежде их». Иисус с учениками переправился на восточный берег в лодке (Мф.14:13), а народ сухим путем обошел озеро и однако прибежали на место прежде Иисуса. «Так велико было желание, так сильна была жажда, что преодолели все препятствия» (Златоуст). Потому что видели чудеса, которые Он творил над больными. Евангелист Иоанн, говоря это, предполагает, что читатели знают из других евангелий об исцелениях, совершавшихся Спасителем пред этим временем. И точно по известию Лк.9:27 (ср. Мф.9:35 и пр.) пред тем совершено было множество чудес и почти все они состояли в исцелении больных. В вифсаидской пустыне Спаситель по известию Луки, «беседовал» с пришедшими «о царствии Божием и требовавших исцеления исцелял». Точнее и картиннее изобразил действительность св. Марк. «Иисус вышедши (из лодки) увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были как овцы без пастыря и начал учить их» (Мк.6:34). Иоанн замечает: «приближалась же пасха, праздник иудейский». Почему это замечено? По всей вероятности, в объяснение того, от чего так много теперь было народа около Иисуса: на пасху отправлялись в Иерусалим целыми караванами. Эти богомольцы, конечно, надеялись, что великий Учитель также отправится в Иерусалим на пасху и они будут сопутствовать Ему. Но тогда, как закон предписывал праздновать пасху в Иерусалиме и тогда как ни один случай, освобождавший иных по преданию от путешествия на пасху (болезнь, старость, слепота, хромота) не относился к Иисусу Христу, Христос Иисус в эту пасху не был в Иерусалиме, показывая в Себе Господа субботы и пасхи, или как говорит Златоуст, «взяв за случай испорченность иудеев».
Следовавшее за тем чудесное насыщение народа описывают все четыре евангелиста (Мф.14:15-21; Мк.6:35-44; Лк.9:12-18); Иоанн дополняет описание других некоторыми частными чертами, хотя иное и опускает.
Евфимий Зигабен (†1118)
Взыде же на гору Иисус и ту седяше со ученики Своими
Взошел на гору, уча нас успокаиваться от шума и смятения мирского, так как уединение удобно для любомудрствования. Часто Иисус Христос Сам один отправляется на гору, проводит там ночь и молится, научая нас тому, что всякий, прибегающий к Богу, должен сам быть свободным от всякого смущения и избирать место, свободное от шума и смятения
Д.П. Боголепов, проф. (†1880)
Об этом событии все евангелисты рассказывают вообще согласно; особенности, какие каждый здесь имеет, служат лишь к взаимному пополнению повествований. Так, ев. Матфей замечает, что евших было около 5000 человек, «кроме женщин и детей» (Мф.14:21); ев. Марк (Мк.6:40) и Лука (Лк.9:14) указывают порядок, в каком, по распоряжению Иисуса Христа, разместились люди, чтобы вечерять: все разделены были апостолами на отделения или группы, по 50 и по 100 человек в каждой; один ев. Иоанн говорит, что это чудесное насыщение произошло незадолго пред Пасхою (Ин.6:4) и что пять хлебов и две рыбы нашлись не у самих апостолов (Мф.14:17, Мк.6:38, Лк.9:13), а вообще в караване у одного мальчика (Ин.6:9.) Все первые три евангелиста говорят, что Иисус Христос, выйдя на берег, встретил множество народа; хотя теперь Он искал уединения и отдыха, но сжалился над народом и стал исцелять больных и долгое время предлагать собравшимся учение о царствии Божием (Мф.14:14, Мк.6:34, Лк.9:11). Ев. же Иоанн так изображает начало события: «Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими (Ин.6:3); возведши очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу» и пр. (Ин.6:5). Но такое изображение произошло у него, очевидно, от сокращения рассказа, от опущения обстоятельства, посредствующего между выходом на берег и фактом чудесного насыщения. После сего примиряется и то различие, что по первым трем евангелистам ученики начинают говорить Спасителю: «Место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи» (Мф.14:15, Мк.6:35, Лк.9:12), а по ев. Иоанну Сам Иисус обращается к Филиппу с вопросом: «Где нам купить хлебов, чтобы их накормить» (Ин.6:5)? Дело, очевидно, происходило так: ученики приступили к Иисусу, говоря, что следует отпустить народ; но Христос говорит им: «Вы дайте им есть» (первые три ев.). Очень может быть, что говорящим собственно был Филипп, и Христос, испытывая его, продолжает: «Где нам купить хлебов?» Тот отвечает, что для такого множества народа не довольно будет хлеба и на двести динариев. (Ин.6:7) Тогда Господь спрашивает: «Сколько у вас хлебов? Подите, посмотрите» (Мк.6:38). Андрей возвращается и возвещает, что здесь есть мальчик, у которого имеется пять хлебов и две рыбы (Ин.6:9). Тогда Иисус Христос велит принести их к Себе и чудесно насыщает народ.
Руководство к толковому чтению Четвероевангелия и Книги Деяний Апостольских
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
Иисус взошёл на гору и там сидел с учениками Своими.
– Взошёл на гору: это было близ Вифсаиды Юлии на северо-востоке от Галилейского моря, в пустыне (Лк.9:10). Господь удалился сюда, по сказанию первых трёх евангелистов, в то время, когда ученики Его, посланные Им на проповедь в Галилею, возвратились к Нему и, между прочим, принесли весть о смерти Крестителя Иоанна и когда Господь узнал, что Ирод Антипа Галилейский желал бы видеть Его (Мф.14:1 и далее; Мк.6:14 и далее; Лк.9:7,10 и далее). Восполняя частною чертою сказания их, Иоанн говорит, что Господь с учениками Своими взошёл на гору и сел там.
Георгий Константинович Властов (†1899)
Ст. 2-4 И по нем идяше народ мног, яко видяху знамения его, яже творяше над недужными. Взыде же на гору Иисус, и ту седяше со ученики своими. Бе же близь пасха, праздник жидовский.
«Народ мног», который шел за Господом был простой и добрый народ: они были, как Господь сказал с милосердием о них, «яко овцы, не имущие пастыря» (Мк. 6:34). Народ этот составлял резкую противоположность с теми, которых Иоанн называет Иудеи (Фарисеи и Саддукеи). Эти простые люди Галилейские так полюбили простыми сердцами своими Господа, что в простоте своей хотели поставить Его царем (Ин. 6:15). Если же и в Галилее находились ропотники и хулители, спорившие с Господом, то это опять были те же Иудеи (Ин. 6:41). Они же возмутились, слыша учение о таинстве плоти и крови (Ин. 6:52), и это очень ясно указано тем обстоятельством, что Господь глаголал сие в синагоге в Капернауме (Ин. 6:59), где начальствующие и влиятельные люди конечно были фарисеи и книжники. Хотя эти «Иудеи» сначала были тронуты словами Господа, как увидим ниже, но слово это заглохло в них, или похищено было врагом человечества, поэтому они и отошли от Господа (Ин. 6:60; Ин. 6:66). Простой же неученый народ толпами ходил за Иисусом, сердцем ведая, что Он Господь.
Мы здесь заметим, что чудо умножения хлебов и рыбы имело место два раза (1). Мы не можем смешать эти два чуда на основании ясных слов Господа в (Мф. 16:9-10). У Евангелиста Иоанна сказуется о первом чуде с пятью хлебами.
1) Первый раз пять хлебов (Мф. 14:13) и (Мк. 6:30; Лк. 9:10). Другой раз семь хлебов, (Мф. 15:32-38) и (Мф. 16:9-10).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими
Христу нужно было побеседовать с возвратившимися из путешествия апостолами (Мк.6:30-31), и потому Он удалился с ними на одну из гор.