Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.

Святые отцы

Прочие

Григорий Нисский, свт. (†394)

Плоть Моя истинно есть брашно, и Кровь Моя истинно есть пиво

Возлюбивший прекрасное, сам будет прекрасен; потому что благость Пребывающего в нем в себя претворяет приявшего ее. Посему-то всегда Сущий предлагает нам Себя в снедь, чтобы мы, прияв Его в себя, соделались тем же, что Он. Ибо говорит: Плоть бо Моя истинно есть брашно, и Кровь Моя истинно есть пиво (Ин. 6:55). Посему кто любит сию Плоть, тот не бывает другом собственной своей плоти, и кто с любовию расположен к сей Крови, тот соделается чистым от крови чувственной. Ибо Плоть Слова и Кровь, какая в этой Плоти, имеют в себе не один какой-либо благодатный дар, — но сладостны для вкушающих, желательны для вожделевающих, достолюбезны для любящих

Точное истолкование Екклезиаста Соломонова

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Плоть Моя истинно есть брашно, и Кровь Моя истинно есть пиво

Что значат эти Слова? Ими Он хочет или сказать то, что Плоть Его есть истинное брашно, спасающее душу, или же уверить их в сказанном, так, чтобы они не считали слов Его загадкою и притчею, но знали, что непременно должно вкушать Его Тело.

Нил Синайский, прп. (†430)

Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие

Божественные помышленья – это действительно вкушенье мяса, ибо сказано: «плоть Моя истинно есть брашно» (Ин. 6:55). Потому ты охотно причащайся всегда этой, как говорит Павел, «твердой пищи» (Евр. 5:14).

Письма на разные темы. Пресвитеру Тервону

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие

«Плоть бо Моя истинное есть брашно и Кровь Моя истинное есть питие». Противопоставляет опять подаянию манны таинственное благословение (хлеб) и струям из каменистых ущелий вкушение (питие из) чаши. О чем уже ранее сказал другими словами, это же опять и здесь говорит, разнообразно излагая одно и то же учение. Убеждает именно в том, что им не следует удивляться манне, а, напротив, принимать Его как хлеб с неба и подателя вечной жизни; «ибо отцы ваши», говорит, «ели манну в пустыне и умерли, сей же есть хлеб, с неба сходящий, дабы кто от него ест, и не умер» (Ин. 6:49–50). Пища из манны, говорит, на весьма малое время удовлетворив потребность тела и отвратив вред голода, снова становилась бессильною как не сообщавшая евшим вечной жизни. Следовательно, то не была «пища истинная» и хлеб с неба. Святое же тело Христово, питая к бессмертию и жизни вечной, есть «пища» действительно «истинная». Но те пили и воду из скалы – и что же отсюда (получали), говорит, и какая была польза пившим? Ведь они скончались. Следовательно, и то было питие не истинное, «истинное» же подлинно «питие» есть честная «Кровь» Христа, всецело до основания искореняющая тление и отталкивающая вселившуюся в человеческой плоти смерть, ибо это есть кровь не просто одного из обыкновенных смертных, но Самой Жизни по природе. Поэтому мы и телом и членами Христа называемся как принимающие в себя чрез благословение (Евхаристию) Самого Сына.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга IV

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 52-55 Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие. 

Иудеи, услышав о вкушении плоти Господней, не верят; поэтому и произносят слово неверия «как»?. Ибо когда входят в душу помыслы неверия, тогда сопривходит и слово «как»?. Посему и Он, желая показать, что сие не невозможно, но и весьма необходимо, и что нельзя иначе иметь жизни, говорит: если не будете есть плоти, и прочее. Так и Никодим от неверия говорил: как может человек войти в утробу матери (Ин. 3, 4)? Посему когда мы слышим, что, не вкушая плоти Сына, не можем иметь жизни, мы должны иметь несомненную веру при принятии Божественных Тайн, а не спрашивать: «как»?. Ибо душевный человек, то есть следующий помыслам человеческим, душевным или естественным, не принимает сверхъестественного и духовного (1Кор. 2, 14). Так и духовной пищи, плоти Господней, он не разумеет. Между тем не причащающиеся оной не будут иметь участия в жизни вечной как не принявшие Иисуса, Который есть истинная Жизнь. Ибо вкушаемое есть плоть не простого человека, но Бога, и могущая боготворить как соединенная с Божеством. Она есть истинно пища, поколику удовлетворяет не на малое время, не портится, как преходящая пища, но способствует к вечной жизни. Подобным образом и питие крови Господней есть истинно питие, потому что утоляет жажду не на время, но пиющего охраняет от жажды и нужды навсегда, как и самарянке говорил Господь: пиющий воду, которую Я дам, не будет жаждать (Ин. 4, 14). Ибо кто чрез причащение Божественных Тайн получит благодать Святаго Духа, тот не будет, подобно неверующим, ощущать ни голода разумного, ни жажды.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие

Господь ставит в сравнение Плоть и Кровь Свою с нашею пищею и питием! Как бесконечно далеко оставляют за собою Плоть и Кровь Христовы, как духовная пища и питье, – обыкновенную нашу пищу и питье и как по преимуществу Плоть и Кровь Господа заслуживают названия брашна и пива человеческого, или пищи и пития! Обыкновенные пища и питье насыщают только тела наши, и то ненадолго: мы в день несколько раз вкушаем; притом как бы кто ни утучнял себя пищею, непременно должен когда-нибудь помереть: обыкновенная пища не сильна для того, чтобы продлить жизнь человека навсегда; она дана только для временного питания и подкрепления нашего стихийного растительного состава, как соки, получаемые растениями из земли, только известное время питают их и поддерживают их жизнь, и растения от времени и влияния стихий наконец пропадают. Не таково брашно и не таково пиво, которые дает нам вкушать Сын Божий: ядущий Его Плоть и пиющий Его Кровь имеет жизнь вечную, как вечен Сам Он, и воскреснет в последний день для этой бесконечной жизни. Ядущий Его Плоть и пиющий Его Кровь в Нем пребывает, и Он в нем. Как послал Его живый Отец, и Он (Спаситель) живет Отца ради, то и ядущий Его, жить будет Его ради.

Дневник. Том II. 1857–1858

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О причащении
 

Сектанты говорят: «Дух животворит; плоть не пользует нимало». Значит, не нужна и Христова Плоть.

Православный ответ: Православные отвечают, что сектантам, действительно, не нужна Плоть Христова, потому что они отреклись от истинного Спасителя, а для нас Плоть Христова истинно есть пища и Кровь Господа Иисуса истинно есть питие (Ин.6:55).

Оружие правды

Евфимий Зигабен (†1118)

Плоть бо Моя истинно есть брашно, и Кровь Моя истинно есть пиво

Истинно есть брашно, т.е. важнейшее, так как оно питает важнейшую часть человека – душу; равным образом и кровь. Или Иисус Христос сказал это, уверяя, что Он говорит не загадку или притчу.

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о Святейшей Евхаристии, то есть Таинстве Тела и Крови Христовых


Когда Иудеи слышали Христа, обещавшего дать есть Свою Плоть, удивлялись и спорили между собою, говоря: «Как Он может нам дать есть Свою Плоть?» (Ин.6:52). Что же Христос? Он не толковал им свое высказывание их кальвинским толкованием и не утолил их удивление и сомнение объяснением Своих слов как образных. Но Он только подтвердил ранее сказанное, говоря: Ибо Плоть Моя истинно есть пища, (а не образно) и Кровь Моя истинно есть питие, (а не образно) (Ин.6:55). И снова говорил, как бы давая клятву: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин.6:53-54).

Сами слова Христа яснее солнца: Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие (Ин.6:55). Причастие Божественных Таинств происходит, как известно, не только одной верой, но и естественным ядением существенного Тела Христа и естественным питием существенной Крови Христа. Если же есть Тело Христа и пить Кровь Христа есть только веровать в Христа, как говорят противники, то зачем тогда было говорить Христу: Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие?

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.

– Ибо Плоть Моя и пр.: основание как для отрицательного (ст. Ин.6:53) так и положительного (ст. Ин.6:54) уверения о необходимости вкушать Плоть Сына Человеческого и пить Кровь Его. Необходимо это потому, что это именно и только одно это есть истинная пища и истинное питие, т. е. сообщает истинную жизнь человеку, жизнь вечную. Ядущий всякую другую пищу и пиющий всякое другое питие подлежит смерти; Тело и Кровь Господа дарует бессмертие. Сими же словами Он хочет «уверить их в сказанном, так чтобы они не считали слов Его загадкой и притчею, но знали, что непременно до́лжно есть Тело Его» (Злат.).

Толкование на Евангелие от Иоанна

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Капернаум 

Капернаум (селение Наума, или село утешения) (Мф.4:13, Мф.11:23, Мк.2,1, Лк.7,1, Ин.4,46 и др.). Капернаум упоминается только в Нов. Завете, и о нем часто говорится, как о главном и любимом местопребывании Господа Иисуса, во время Его земной жизни и, так сказать, центральном месте Его деяний в Галилее.
Он лежит на запад. берегу Тивериадского озера, в недальнем расстоянии от Вифсаиды и Хоразина и близ страны Геннисаретской. Евангельские указания на Капернаум многочисленны и преисполнены глубоким интересом. Здесь поселился Господь наш Иисус Христос после того, как оставил Назарет (Мф.4,13), так что Капернаум после того стал называться Его городом (Мф.9,1). Здесь Он уплатил подать на храм (Мф.17,24). Здесь жили ап. Петр и Андрей, и здесь Господь Иисус исцелил тещу Петра, лежавшую в горячке (Мф.8,14-15, Мк.1,29-31). В Капернауме Он исцелил также расслабленного (Мф.9,2-6) и призвал к апостольскому служению Матфея, сидевшего у сбора пошлин (ст. 9). Здесь в синагоге Он изгнал духа нечистого и совершил много других подобных чудес, (Мк.1,33-34, Лк.4,33), как, напр., исцелил находившегося при смерти слугу римского сотника, который построил для иудеев синагогу, и др.
В самом Капернауме или в его окрестностях было произнесено Христом много притчей и сказано много бесед (Мф.9:10-17, Мф.15:1-20, Мк.9,33-50, Ин.6,22-71). Но, несмотря на все чудеса, которые Он совершил здесь, несмотря на все Его вразумления и обличения, высказанные жителям Капернаума за их нечестие, город не раскаялся и не уверовал; и вот над ним был произнесен грозный суд Божий: И ты Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься (Мф.11,23).
И действительно, в настоящее время от прежней славы и величия Капернаума не осталось почти никаких следов. Ныне остается здесь только несколько рыбачьих хижин и одни жалкие развалины города, к которым, по причине дикости означенного пустынного места, покрытого густым и высоким репейником, можно пробраться только с большим трудом. По словам путешественников, ни одна тропа не пролегает сюда, ни одно живое существо не встретится там, за исключением разве ящериц или змей, гнездящихся в бурьяне, покрывающем развалины, которые известны в настоящее время под названием Тель-Гум, как то полагает и Иосиф Флавий.

Библейская энциклопедия 1891г


Пища

Пища 
(Быт.1:29, Мк.7:19). Для пропитания человеку вначале были назначены Богом семена древесные и плоды (Быт.1:29). Употребление мяса животных разрешено после потопа (Быт. IX, 2–4). Вообще же пищу человека должно было составлять все, что Бог назначил ему для пропитания как из царства растительного, так и из животного (Быт.9:3, Рим.14:2-3). К этому издавна служила еще соль как приправа (Иов.6:6).

Главную пищу составлял зерновой хлеб: пшеница, ячмень, полба, пшено и проч., которые частью в виде муки употреблялись на приготовление хлеба и других печений, частью варились с разными приправами и маслом, частью употреблялись в колосьях и зернах, поджаренных на огне (Быт.25:29,34, Лев.23:142Цар.17:28,29, Нав.5:11, Лев.2:1,4,14 и др.). С хлебом, как повседневной пищей, употреблялось молоко не только коровье, но и овечье и козье (Втор.32:14, Притч.27:27), свежее, густое, или свернувшееся, пресное, или кислое.

Без сомнения, израильтяне умели приготовлять разного рода сыры и творог (Иов.10:101Цар.17:182Цар.17:29), сбивали также, вероятно, и масло (Притч.30:33). Очень любили также пчелиный мед (Исх.16:31, Притч.16:24, Сир.39:32), также виноградный, сваренный в сироп морс из сладкого винограда и лесной мед диких пчел (1Цар.14:25, Мф.3:4), которым Палестина и доселе богата, изюм, или сушеный виноград, сушеные фиги, или смоквы (1Цар.25:182Цар.16:1), финики и разные свежие плоды.

Овощами служили преимущественно стручковые плоды, чечевица и бобы, также лук, чеснок, огурцы и разного рода зелень и злаки, частью разводимые в садах (3Цар.21:2) и частью на полях растущие (Притч.15:17).

Между животной пищей первое место занимает мясо рогатого скота, коров, овец и коз. Особенно ценилось мясо тельцов, агнцев и молодых коз, вероятно, также голубей и горлиц; притом к столу богатых шла еще дичь – олени и различные птицы (3Цар.4:23, Неем.5:18). А рыбу, вкус к которой израильтяне приобрели еще в Египте (Чис.11:5), доставляло, в великом множестве, озеро Геннисаретское (Ин.21:11, Мф.14:17,15:34), так что в Галилее она, вероятно соленая и изжаренная на огне, служила обыкновенной закуской при хлебе (Ин.6:9,11,21:9 и др.), а впоследствии финикияне приносили на рынок даже морскую рыбу (Неем.13:16).

Наконец, бедные люди ели еще саранчу (Лев.11:22, Мф. 3:4, Мк.1:6), частью соленую и высушенную, или изжаренную, частью сваренную в воде и приправленную маслом. Законом запрещено было употреблять нечистых животных, все мертвое, издохшее, удавленное (Исх.22:31, Лев.17:18, Втор.14:21). Не должно было есть крови никакого животного и ничего не есть с кровью (Лев.17:10-14,7:26, Втор.12:16,23, Иез.23:252Цар.14:32, Деян.15:20, 29,21:25 и проч.).

Что касается питья, то между разными видами его первое место занимала вода (Притч.25:21-25 и др.), а для лучшего утоления жажды в простых классах употреблялся особенный кислый напиток, вроде уксуса, смешанного с водой (Руф.2:14). Вино, употребляемое состоятельными людьми, иногда разбавлялось водой и часто приправлялось пряными кореньями, отчего становилось острым и ароматическим. Употреблялось, наконец, крепкое вино – сикера (Лк.1:15).

Что до уксуса, или вина с миррой, или до уксуса с желчью, которое давали на крест Господу (Ин.19:29, Мр.15:23, Мф.27:3,4), то это было кислое или окисшее вино, употребляемое воинами, но которое теперь смешано было с миррой или каким другим одуряющим и притупляющим чувство веществом. Такой напиток давали пить осужденным, чтобы несколько уменьшить и облегчить тягость их страданий.

Самым обыкновенным часом обеда был полдень. Молитва перед обедом в первый раз упоминается в I кн. Царств (1Цар.9:13). Во времена Иисуса Христа она была обычна прежде и после каждого обеда и состояла в благословении, т. е. в благодарении и прославлении Бога (Мф.15:361Кор.10:301Тим.4:4). После Вавилонского плена вошло в обычай вместо сидения на коврах возлежать за столом на ложах (Ам.6:4).

Женщины на Востоке не были приглашаемы к столу мужчин, а обедали в особой комнате; только в Вавилоне знатные женщины присутствовали на пирах мужчин.

При еде не употреблялись ни тарелки, ни ложки, ни ножи, ни вилки. Вместо тарелок им служил тонкий хлебец, на который жители Востока клали то, что мы кладем на тарелки. Хлеб они разламывали руками, а мясо подавалось уже нарезанное маленькими кусочками, которые они и подносили ко рту пальцами правой руки; даже соус и молоко они ели, обмакивая в них хлеб рукой. Так жнецы (Руф.2:14) макали свой хлеб в кислый соус, или в уксус; так Господь Иисус Христос обмакнул Свой кусок в блюдо и подал его Иуде предателю (Ин.13:26). То же самое делается и теперь почти во всех восточных странах, хотя в настоящее время имеются уже деревянные ложки даже при дворе персидского шаха. Трехзубая вилка, упоминаемая в I кн. Царств (II, 13), служила не для еды, но для вынимания мяса из горшка или котла.

Напитки подавались в чашках или кубках, как это и теперь водится на Востоке. Пища и питие нередко в Свящ. Писании употребляются в иносказательном смысле, означая манну и изведенную воду из камня в пустыне (1 Кор.10:3-4), исполнение воли Божией (Ин.4:32-34), слово Божие (Мф.4:41Кор.3:2; Евр.5:12-14), наконец, Тело и Кровь Xристовы (Ин.6:32-35,48-58).

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ин. 6:52-56


Верующих в Него Господь ведет все к высшему разумению сей тайны и для «спасаемых» слова сии, воспринимаемые чистым и любящим сердцем были «Божией силой и Божией премудростью» (1Кор. 1:18, 24). Для других же, неверующих и озлобленных Иудеев, сии слова жизни были «безумием и соблазном» (1Кор. 1:23). Слова Господа, обращенные к многочисленному собранию, положили начало великому таинству Евхаристии, – таинству общения человека с Богом посредством вкушения плоти и крови, «обоженной» (выражение Св. Афанасия Великого) Богочеловеком. Раскрывается сие великое таинство яснее для учеников в последнюю вечерю, когда Он, преподав им хлеб, глаголал: «приимите ядите, сие есть тело Мое»: и взяв чашу, подал им, глаголя: «пийте от нее вси: сия бо есть кровь Моя Нового завета, яже за многия изливаема во оставление грехов» (Мф. 26:26-28, и паралельные). Наконец, вполне разъясняется для учеников, а чрез них для всех христиан, сие таинство страданием, смертью и воскресением Господа. «Уразумеешь после» сказал Господь Симону Петру, не хотевшему дать умыть свои ноги (Ин. 13:7). И в настоящем поучении, Господь прежде всего требует от слушающих безусловной веры. Есть нужды, что ты теперь не понимаешь, но прежде всего верь: «уразумеешь после» (1): уразумеешь, когда Господь во время благоприятное Духом Святым просветит твое разумение. Те, «коих избрал Отец» (Ин. 6:37, 44) и поверили, уразумев лишь впоследствии, когда великая скорбь и великая радость и великая любовь к Господу приуготовили их души восприять Духа Святого Утешителя, который, егда пришел Дух Истины, наставил на всяку истину» (Ин. 16:13).

Господь с хлебом жизни, воспринимаемым в образе плоти и крови Его, соединяет вечную жизнь верующего и воскресение его в последний день: эта вечная жизнь есть «пребывание в Боге»; «ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем». Таким образом плоды приобщения плоти и крови Христовой верующим заключаются в полном его благодатном общении с Богом воплощенным и сие единение есть причина вечной жизни и вечной радости.

«И возрадуется сердце ваше» (Ин. 16:22).

«И радость сия будет совершенная» (Ин. 17:13).


1) Мы напоминаем прекрасное и трогательное выражение Авраама в сказании о жертвоприношении Исаака «Иегова – ире» (Быт. 22:14), «Господь усмотрит», говорит Авраам сыну, когда тот его спрашивает: «где же агнец для всесожжения?» Иегова-ире и назвал это место Авраам, которое впоследствии называлось Мори-Иаг, Усмотрение Иеговы. Это гора Mopиа, т. е. гора Сион, на которой стоял храм Иерусалимский, сей образ ветхозаветный воодушевленного храма тела Господня. Господь усмотрит есть выражение веры. Уразумеешь после, говорит Господь.
 

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 54-55 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Kровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Kровь Моя истинно есть питие

Мысль, выраженная в предыдущем стихе, повторяется здесь в усиленной форме (понятие «есть» обозначено здесь не глаголом φαγεῖν, а более сильным и резким словом τρώγειν).

«Истинно есть пища» (ἀληθής), т. е. в противоположность земной пище, которая дает только телесную и временную жизнь, Плоть и Kровь Христова дает жизнь истинную – вечную и духовную – и потому может быть названа истинной пищей.

Гладков, Б. И. (†1921)

Ин.6:53-58
 

Книжники и фарисеи продолжали спорить, но Господь, желая прекратить этот спор, сказал им, дважды подтверждая справедливость Своих слов (истинно, истинно): если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем... и Я воскрешу его в последний день.

Слова – пребывает во Мне, и Я в нем – не оставляют никакого сомнения в том, что Тело и Кровь Христа, отдаваемые Им за спасение людей, составляют необходимое средство к общению всех верующих со Христом, к единению их во Христе. Недостаточно только верить в Иисуса как Богочеловека, надо слиться с Ним воедино и пребывать в Нем, дабы и Он пребывал в нас. В Нем, как Бого-Человеке, выразилось полное слияние Его человеческой воли с волей Божией; к подобному слиянию своей воли с волей Бога должны стремиться и мы, всей силой своей воли, всеми помыслами и желаниями мы должны пребывать во Христе, желать того, чего Он хотел, поступать во всем так, как Он учил; тогда и Он, руководя нашей волей и нашими действиями, будет пребывать в нас, и тогда только, то есть при таких условиях Он воскресит нас в последний день к Вечной Блаженной Жизни (воскрешены будут все, но не все к Блаженной Жизни). А для такого единения Иисус установил Таинство принятия Тела и Крови Его. Как... Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною, и жить будет не так, как отцы ваши, которые ели манну и умерли; нет, он вечно будет жить.

Толкование Евангелия

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   не Плоть Христову нужно вкушать, которая не пользует нимало, а учение Иисуса Христа, так как слова Его есть дух и жизнь (Ин.6:63).
 

Ответ:
В Евангелии от Иоанна (Ин.6:53-58) Господь Иисус Христос излагает учение о необходимости вкушать Плоть Его и пить Кровь Его и уясняет, что слова Его нужно понимать буквально. Многие правильно поняли обетование Спасителя о необходимости для жизни вечной действительно вкушать именно Плоть и Кровь Его. Если бы слушатели поняли слова Господни не так, как нужно было, то Он указал бы им эту неправильность (Мф.16:6-12) Ошибались они только в том, что грубо, чувственно представляли самый образ вкушения Плоти Его (Ин.6:52,62). Они думали, что Христос будет отделять части от Своего Тела и в виде мяса давать в пищу, почему соблазнились и говорили: «какие странные слова! Кто может это слушать?» На тайной вечере Господь явил, что Тело и Кровь преподает верующим для вкушения под видом хлеба и вина. «Но откуда скажешь, они могли понять, что такое значит есть Плоть? Потому-то им», – замечает святой Иоанн Златоуст, – «и следовало выждать удобного времени и расспросить, а не оставлять Его».(1)
В стихе 63 (Ин.6:63) Господь указывает, как нужно принимать Его учение о таинстве причащения. «Дух животворит; плоть не пользует нимало». Господь не сказал: «Плоть Моя не пользует», а просто «плоть», т.е. все плотское не приносит пользы.
«Дух» и «плоть», когда в Священном Писании противополагаются (Рим.8:5-8; Гал.5:16-23 и др.), означают два направления жизни: человека духовного и человека плотского (1Кор.2:14-15); человека, возрожденного благодатью крещения, который все свои действия устремляет к богоугождению, и человека естественного, не возрожденного, помышления коего – вражда против Бога. Слова Христовы о причащении может принимать, веровать им и не соблазняться ими только человек духовный, сердце которого направлено к небесному. Плотской человек, т.е. нравственно развращенный, занятый земным, греховным, соблазняется и не принимает (как сектанты) учения Христова о причащении, так как предметы духовные понимает чувственно. «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь», – потому, что они божественны, духовны и оживотворяют душу, принимающую их, не подвергают соблазну и ведут к жизни вечной.
Выражения: «Плоть Моя» (Ин.6:51), «Плоть Свою» (Ин.6:52), «Плоти Сына Человеческого» (Ин.6:53), «ядущий Мою Плоть» (Ин.6:54) – означают не учение,(2) а пречистое Тело Господа Иисуса Христа: «хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам (будет распята) за жизнь мира» (Ин.6:51), – а Свое учение Господь уже возвещал 2½ года..
Заповедь Иисуса Христа о вкушении Плоти Его (Ин.6:53) не следует понимать в переносном смысле, как умствуют сектанты, потому что в Священном Писании выражение «есть плоть», (в смысле вкушать, потреблять), понимаемое в переносном смысле, всегда означает причинять обиду, утеснение, зло (Иов.19:22; Пс.26:2; Мих.3:3; Гал.5:15).
Если бы Плоть Иисуса Христа не пользовала нимало, (как понимать то Бог Сын не явился бы «во плоти» (1Тим.3:16; Ин.1:14; Еф.2:13-15; Кол.1:20-22; Евр.10:5-6,10-19 и др.); говорить так, значит отрицать воплощение Христа, Его страдания, смерть, воскресение, т.е. отвергать всю искупительную жертву Христову за грехи мира
«Он сказал так (плоть не пользует нимало)», – объясняет святой Иоанн Златоуст, – «не о Своей Плоти, отнюдь, но о тех, кто Его слова понимает чувственно. Что же значит понимать чувственно? Смотреть на предметы просто и не представлять ничего больше – вот что значит понимать чувственно. Но не так должно судит о видимом, а надобно внутренними очами прозирать во все его тайны. Это значит понимать духовно. Ведь кто не ест Его Плоти и не пьет Его Крови, не имеет жизни в себе: как же Плоть ничего не пользует, когда без нее невозможно жить? Не видишь ли, что слова «плоть не пользует нимало» сказаны не о Плоти Его, но о «плотском слушании?(3)
«Иудеи, услышав о вкушении Плоти Господней, не верят; поэтому», – замечает блаженный Феофилакт, – «и произносят слово неверия: «как?» Ибо когда входят в душу помыслы неверия, тогда возникает и вопрос «как?» Посему и Он, желая показать, что сие не невозможно, но и весьма необходимо, и что нельзя иначе иметь жизни, говорит: если не будете есть Плоти и проч. Так и Никодим от неверия говорил: как может человек войти во утробу матери? (Ин.3:4). Поэтому, когда мы слышим, что не вкушая Плоти Сына, не можем иметь жизни, мы должны иметь несомненную веру при принятии божественных Таин, а не спрашивать: как? Ибо душевный человек, т.е. следующий помыслам человеческим и душевным или естественным, не принимает сверхъестественного и духовного (1Кор.2:14). Так и духовной пищи, Плоти Господней он не разумеет... Слыша о Плоти, они и думали, что Он принуждает их сделаться плотоядцами и кровопийцами... Нужно бы спросить и узнать, чего не знают, а они отступают, и ничего не понимают в духовном смысле, но все по внешности... Они понимали слова Христовы по плотскому... и соблазнялись, Посему Он говорит (Ин.6:63), что духовное только понимание слов Моих полезно, а плоть, т.е. плотское понимание их, нисколько не полезно, а бывает поводом к соблазну. Так они соблазнялись, понимая слова Христовы плотски. Присовокупляет, что слова, которые говорю Я, «суть дух», т.е. духовны, и «жизнь», не имеют ничего плотского, а доставляют жизнь вечную».(4)
------------------------------------------------------------------------------------
(1) - 
Творения. Том. 8. Бесед. 47 на Еванг. от Иоанна. 3902 г., стр. 310.
(2) - В Священном Писании учение Христово нигде не называется Плотию и Кровию Его, а чтение, слушание, принятие слова Божия – вкушением Плоти и Крови Иисуса Христа.
(3) - Творения. Том. 8. Бес. 47 на Еванг. от Ин. 1902 г., стр. 310–311.
(4) - Благовестник. Част, 4. Евангелие от Иоанна. 1908 г., стр. 134–138.

Православная Церковь и сектанты


Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   
Причащаться повелел Господь учением Его, а не пищею тленною (Ин.6:27).

Ответ:
Под пищею тленною нужно разуметь обыкновенную пищу (хлеб и рыбу – Лук.9:13), а под «пищею, пребывающею в жизнь вечную» – Плоть и Кровь Иисуса Христа (Ин.6:48-56).
Учение Свое Он уже возвещал 2½ года, поэтому не о нем сказал, что «даст вам Сын Человеческий» (Ин.6:27), а о Своем Теле и Крови, которые Он имел дать верующим для причащения.

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible