Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

Якоже посла Мя живый Отец, и Аз живу Отца ради: и ядый Мя, и той жив будет Мене ради

Если Сын живет Отцом, то живет другим, а не Собой. Но кто живет другим, тот не может быть истинной жизнью. Ибо святой по благодати не источник святости. Тогда бы не мог сказать Сын:: «Аз есмь живот» (Иоан.11, 25); и еще: «тако и Сын, ихже хощет, живит» (Иоан 5, 21). Поэтому сказанное нужно понимать о Его человечестве, а не о Божестве.

Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия


Положим, что нам предложено следующее место: «Аз живу Отца ради». Ибо это одна из стрел, какие бросают в небо толкующие это место нечестиво. Но здесь изречение, как думаю, именует не предвечную жизнь, ибо все живущее ради другого не может быть неточною жизнию, как нагреваемое другим не может быть истинною теплотою, а Христос и Бог наш сказал о Себе: «Аз есмь… живот» (Ин. 11, 25), но означает сию жизнь во плоти, совершившуюся в сем времени, какой жил Он Отца ради, ибо по Его изволению пришел в жизнь человеческую. И не сказал: «Я жил Отца ради», но говорит: «Аз живу Отца ради», ясно указывая на настоящее время. Может же речение сие именовать и ту жизнь, какой Христос живет, имея в Себе Самом Слово Божие. И что таково подлинно значение сих слов, узнаем из присовокупленного. «И ядый Мя..», – говорит Он, – «жив будет Мене ради» (ср.: Ин. 6, 54). Мы едим Его Плоть и пием Его Кровь, делаясь причастниками Слова и Премудрости, чрез Его вочеловечение и жизнь, подлежащую чувствам. А плотию и кровию наименовал Он все таинственное Свое Пришествие, означил также учение, состоящее из деятельного, естественного и богословского, которым душа питается и приуготовляется со временем к созерцанию Сущего. И таков, может быть, смысл сего изречения!

Письма

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 56-57 Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем. Якоже посла Мя живый Отец, и Аз живу Отца ради: и ядый Мя, и той жив будет Мене ради

Далее говорит: ядый Мою Плоть во Мне пребывает (ст. 56); этим показывает, что такой человек соединяется с Ним. Следующие же слова, если не вникнуть в их смысл, представляются как будто не имеющими связи с предыдущими. Какая, в самом деле, говорят, последовательность – сначала сказать: ядый Мою Плоть во Мне пребывает, и затем продолжать: якоже посла Мя живый Отец, и Аз живу Отца ради (ст. 57)? Однако ж между этими словами есть большое соответствие. Так как (Христос) много раз говорил о жизни вечной, то в подтверждение того же и присовокупил: во Мне пребывает. Если же во Мне пребывает, а Я живу, то явно, что и он будет жить. Потом говорит: якоже посла Мя живый Отец. Это – сравнение и уподобление. Он как бы так сказал: Я живу так, как Отец. А чтобы ты не счел Его нерожденным, Он тотчас прибавил: Отца ради; но этим показывает не то, будто Он для Своей жизни имеет нужду в каком-либо содействии. Еще прежде Он опроверг эту мысль, сказав: якоже Отец имать живот в Себе, тако даде и Сынови живот имети в Себе (5, 26). Если же (допустить, что) Он нуждается в содействии, то будет следовать, что Отец не дал так (то есть Сыну иметь живот в Себе), и значит, те слова – ложны; а если дал, то Сын уже не имеет нужды ни в каком постороннем содействии. Что же значит: Отца ради? Здесь Христос указывает только причину, говоря как бы так: как живет Отец, так и Я живу. И ядый Мя, и той жив будет Мене ради (ст. 57). Жизнь здесь разумеет не обыкновенную, но прославленную. А что Он говорит о жизни не обыкновенной, но о той, славной и неизреченной, это видно из того, что все – и неверующие и непосвященные – тоже живут, хотя и не вкушают той Плоти. Видишь, что речь идет не об этой жизни, но о той. Он как бы так говорит: ядущий Мою Плоть не погибнет по смерти и не подвергнется наказанию. И не об общем также воскресении говорит, так как все одинаково воскреснут, но о воскресении особенном, славном, соединенном с наградою.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною

«Якоже посла Мя живый Отец, и Аз живу, Отца ради, и ядый Мя, и той жив будет Мене ради». Итак, когда Сын говорит, что Он послан, то указывает на Свое воплощение, и ни на что другое. Когда же говорим, что Он воплотился, то утверждаем, что Он стал совершенным человеком. Как «Отец», говорит Он, соделал Меня человеком, и поскольку Я, будучи Богом Словом, как жизнь, родился от Жизни по природе и, став человеком, Своею природою наполнил Мой храм, то есть тело; то таким же образом и ядущий Мою Плоть «жив будет ради Меня». Я восприял умирающую плоть, но как скоро Я вселился в ней, будучи Жизнью по природе, потому что Я – от Живого Отца, то всю ее преобразовал в Мою жизнь. Не побежден Я тлением плоти, напротив, – Я победил ее как Бог. Посему как Я – немедленно скажу это опять ради пользы, – хотя и стал, говорит, плотью – ибо это означает быть посланным, – но «живу ради» Живого «Отца», то есть сохраняя в Себе благородство Родившего; так и принимающий Меня посредством приобщения Моей плоти будет сохранять жизнь в себе, весь преобразуясь в Меня, могущего животворить по причине Моего бытия от животворящего корня, то есть Бога и Отца.

Говорит же, что воплощен Отцом, хотя Соломон утверждает, что «Премудрость создала Себе дом» (Притч. 9:1), и блаженный Гавриил усвояет творение Божественного тела силе Духа, когда обращается ко Святой Деве с такими словами: «Дух Святой найдет на тебя и сила Вышняго осенит тебя» (Лк. 1:35). Это для того, чтобы ты уразумевал опять, что, так как Божество по природе одно и разумеется (одним) и в Отце и Сыне и во Святом Духе, то Каждый должен действовать во всем существующем не отдельно, но если бы о чем и говорилось, что оно произошло чрез одного, то, конечно, это есть дело всей Божественной Природы. Ведь если Святая Троица едина в смысле единосущия, то, без сомнения, и сила должна быть одна во всем, ибо все от Отца чрез Сына в Духе.

Но о чем мы часто уже говорили, это опять скажем, ибо говорить одно и то же хотя и тяжело, но сообщает твердость. Было у Спасителя Христа обыкновение благополезно усвоять действенности Отца все то, что превышает свойственную человеку силу. Это потому, что Он смирил Себя, став человеком, – и поскольку принял образ раба (Флп. 2:7–8), то и не гнушается свойственного состоянию раба (образа речи), однако ж и не отстраняет от себя деятельность во всем вместе с Отцом. Родивший Его все совершает чрез Него, по слову Спасителя, ибо «Отец, – говорит, – во Мне пребывая, творит дела Он» (Ин. 14:10). Таким образом, отдавая должное Домостроительству с плотью, усвояет Богу и Отцу то, что выше силы человека, ибо создать храм в Деве превышает силу человеческую.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга IV


Разнообразно тайноводствует нас чрез это. Так как учение это мало доступно для людей еще не наученных, то, требуя разумения о Себе (Евр. 11:3) от веры, а не исследования, и всесторонне представляя дело, разнообразно облегчает и всячески уясняет нам пользу раскрываемого учения, причем в качестве как бы основания некоего и утверждения для веры полагает сильнейшее к Нему влечение (ср. Рим. 4:18). «Ядущий», говорит, «Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем». Подобно тому как если кто соединит один воск с другим, то один воск он, конечно, увидит оказавшимся в другом; точно таким же, полагаю, образом и приемлющий «Плоть» Спасителя нашего Христа и «пиющий» Его честную «Кровь», как Сам Он говорит, едино с Ним становится, как бы сорастворяясь и соединяясь с Ним чрез это восприятие (Крови и Плоти Христа), так что он во Христе обретается и обратно – Христос также «в нем». Почти таким же образом научал нас Христос и в Евангелии по Матфею, говоря: «Подобно (есть) Царство Небесное закваске, которую, взяв, женщина скрыла (вложила) в три меры (саты) муки, доколе сквасилось все» (Мф. 13:33). Что надо разуметь здесь под женщиною, под троицею мер, называемых сатами, и вообще под сатою, об этом должно быть сказано в своем месте. В настоящем же случае скажем об одной только закваске. Как малая закваска, по словам Павла, все тесто заквашивает (1Кор. 5:6; Гал. 5:9), точно так же и «весьма малая евлогия» все наше тело (подобно тесту) замешивает в себя и наполняет своею силою, так что и Христос пребывает в нас, и мы так же в Нем, ибо со всею справедливостью можно сказать, что и закваска находится во всем тесте, и тесто подобным же образом оказывается во всей закваске. Здесь имеешь краткое объяснение изречения. Но если мы любим вечную жизнь, если желаем иметь в себе Подателя бессмертия, то да не будем, подобно некоторым из нерадивых (христиан), отказываться от благословения (причастия, Евхаристии), дабы искусный в коварстве диавол не расставил нам сети и силки в вредном и ложном страхе (пред таинством). Но ведь написано же, говоришь ты, что «ядущий от хлеба и пьющий из чаши недостойно суд себе ест и пьет» (1Кор. 11:27-29). А между тем я, испытав себя, вижу недостойным. Однако ж когда же ты будешь достоин – и от нас должен выслушать говорящий это, – когда представишь себя Христу? Ведь если ты всегда должен ужасаться своих грехопадений, а между тем не можешь перестать совершать грехопадения, ибо «кто уразумеет грехопадения?» (Пс. 18:13), по слову святого Псалмопевца, то должен будешь оказаться совсем непричастным спасительной святыни. Поэтому благочестиво помышляй более о том, чтобы проводить согласную с (евангельским) законом жизнь и таким образом приобщишься благословению, уверовав в то, что оно изгоняет не только смерть, но и наши болезни. И это потому, что Христос, пребывая в нас, укрощает свирепеющий в членах наших закон плоти (Рим. 7:24-25) и животворно возжигает благоговение к Богу, а страсти умерщвляет, не вменяя нам грехопадений наших, но, напротив, помогая, как больным. Как Пастырь Добрый и душу Свою положивший за овец (Ин. 10:11), Он «обвязывает сокрушенное и восстановляет падшее» (Иез. 34:16).

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга I


О крайнее снисхождение! Создатель дает Своему творению насладиться Собою. Жизнь предлагает Себя смертным в брашно и питье. «Придите, ешьте мой хлеб, — призывает Он нас, — и пейте вино, которое Я смешал для вас. Я уготовал Себя в пищу вам. Я смешал Себя для тех, кто жаждет Меня. Я изволил стать плотью и причастником вашей плоти и крови. Ешьте Меня, поскольку Я — Жизнь, и живы будете, ибо в этом Мое благоволение. Ешьте мой хлеб, ибо Я - жизнеподательный хлебный колос и Я — Хлеб жизни. Пейте вино, которое Я смешал для вас, ибо Я — Питие бессмертия. Я — Лоза истинная. Вкусите наслаждение, которое Я подаю, — вино, которое Я смешал для вас» (Притч. 9:5).

Размышления о мистической Вечери

Симеон Новый Богослов, прп. (†1022)

Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною

Видишь, что говорит? Слышишь, как ясно-ясно взывает Сын Божий, что, чрез причащение Пречистых Таин, такое же имеем мы единение и жизнь со Христом, какое единение и жизнь имеет Он Сам со Отцом? Ибо как Он едино есть с Богом и Отцом Своим по естеству, так, говорит, и мы едино бываем с Ним по благодати, когда вкушаем Плоть Его и пием Кровь Его. И чтобы мы не думали, что все сие совершает видимый хлеб, Он говорил: Аз есмь хлеб сходяй с небесе. Не сказал только: сшедый (ибо это означало бы, что Он только один раз сошел), но что говорит? – сходяй с небесе, то есть Я всегда схожу и прихожу к тем, которые причащаются достойно. При этом, желая отвлечь ум наш от видимого или, лучше сказать, желая возвести нас посредством видимого к созерцанию невидимой славы ипостасного Божества Своего, Христос Господь говорил: Аз есмь хлеб животный, и опять: Отец Мой даст вам хлеб истинный, не от земли, а с небесе. Говоря: хлеб истинный с небесе, показал тем, что хлеб, который от земли, не есть истинный, как не приносящий потребной пользы. И чтоб яснее это показать, говорит: хлеб Божий есть сходяй с небесе и даяй живот миру. Опять говорит: сходяй, и опять: даяй живот. Для чего? Для того, чтоб ты не подумал, что Он говорит о чем-либо телесном и, причащаясь, не представлял что-либо земное, но самую эту малую часть, коею причащаешься, умными очами души своей созерцал обоженною, соделавшеюся совершенно подобною хлебу, сходящему с небеси, который есть Бог истинный, – хлеб и питие бессмертной жизни; дабы не остаться тебе в неверии, с одним хлебом, который видишь чувствами своими, и таким образом не вкушать хлеб лишь земной, а не небесный, и не лишиться за то живота, яко не вкусившему духовно небесного хлеба, как говорит Сам Христос: Дух есть, иже оживляет, плоть не пользует ничтоже (Ин. 6:63). Каких это не пользует? Тех, которые говорят, что Он простой человек, а не Бог.

Слова. Слово 52

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 56-58 Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек. 

Здесь мы научаемся таинству Причащения, Ядущий и пиющий плоть и кровь Господа пребывает в Самом Господе, и Господь в нем. Странное и непостижимое бывает соединение, так что Бог пребывает в нас, а мы в Боге. Не страшное слышишь ты учение. Мы вкушаем не Самого Бога, ибо Он неосязаем и бестелесен, и необъятен ни для глаз, ни для зубов; ни опять вкушаем плоть простого человека, ибо она не может принести никакой пользы. Но как Бог неизреченным смешением соединил Сам с Собою плоть, то и плоть животворит не потому, будто пременилась в Естество Божие, - нет, но по подобию раскаленного железа, которое и остается железом, и обнаруживает силу огня. Так и плоть Господня, пребывая плотию, животворит как плоть Бога Слова.
Как Я, говорит, «живу Отцем», то есть потому, что родился от Отца, Который есть Жизнь, так «и ядущий Меня жить будет Мною», соединившись и как бы претворившись в Меня, могущего животворить. Когда же слышишь, что «Я живу», не думай, что Он живет по причастию жизни. Иначе Богом называлось бы животное. Но нет! Ибо ни животное не называется Богом, ни сотворенное Жизнью.
Часто повторяет слова: «отцы ваши ели манну в пустыне» для того, чтобы убедить слушателей, что если можно было питаться людям без жатвы и сеяния в течение сорока лет и жизнь их поддерживалась, тем более ныне Господь подкрепит нашу разумную жизнь лучшим хлебом, плотию Своею, образовавшеюся из земли - Девы, без сеяния - мужа.
Везде упоминает о жизни и часто приводит это имя, потому что ничто так не приятно людям, как жизнь.
Впрочем, ты можешь есть плоть и пить кровь Владыки не только в Таинственном Причастии, но и иным образом. Плоть ест тот, кто идет путем деятельности. Ибо плоть - неудобоварима, как и деятельность - многотрудна. Кровь пьет как бы вино, веселящее сердце, созерцатель. Ибо созерцание не сопряжено с трудом, есть даже успокоение от трудов, и похоже на питие, как и питие легче, чем пища.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О причащении
 

Сектанты говорят: Вы надеетесь на частицу Христа.

Православный ответ: Мы надеемся на волю Богочеловека с Божеством и человечеством, по слову Его: «ядущий Меня жить будет Мною» (Ин.6:57).

Оружие правды

Евагрий Понтийский (†399)

Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною

И те речения Божественного Писания, которые приводят наши противники, искажая их соответственно своему извращенному пониманию для уничтожения славы Единородного, мы также должны исследовать, дабы раскрыть, насколько это возможно, их смысл. Во-первых, рассмотрим следующие слова: Я живу Отцем. Ибо эти слова есть одна из тех стрел, какие они метают в небо, согласно нечестивому толкованию своему. Думаю, что в этом изречении имеется в виду не предвечная жизнь, — ведь все живущее благодаря другому не может быть саможивым, как и нагреваемое не может быть самонагреваемым, а Господь наш сказал: Я есмь жизнь (Ин. 11:25), — но жизнь здешняя во плоти, заключенная во временные пределы этого земного бытия, которую Господь прожил вследствие Отца, поскольку по воле Отца пришел он в жизнь человеческую. Ведь он не сказал: «Я жил вследствие Отца», но изрек: Я живу Отцем, ясно указывая на настоящее время.

Возможно также, что здесь говорится и о той жизни, которой жил Христос, имея Слово Божие в Себе. И что именно таковым является это изречение, мы узнаем из последующего. Ядущий Меня жить будет Мною. Ведь мы едим плоть Его и пьем кровь Его, становясь общниками Слова и Премудрости благодаря Вочеловечиванию и воспринимаемой чувствами жизни Его.

Послание о вере

Евфимий Зигабен (†1118)

Якоже посла Мя живый Отец, и Аз живу Отца ради

Так как послал Меня живой Отец, то и Я живу неизменно, потому что рожден живым Отцом.

И ядый Мя, и той жив будет Мене ради

Подобно тому как Я живу, потому что родился от живого Отца, так и ядущий Меня будет жить, потому что он будет вкушать Меня, Который есть жизнь, и будет причастником этой жизни.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.

Следствие такового единения· божественная жизнь, исходящая от Отца чрез Сына в верующих в Него.
– Живой Отец: не только живущий Отец, но источник всякой жизни, в существе которого нет никаких элементов смерти, но всё есть жизнь.
– И Я живу Отцем: «не в том смысле, что жизнь и бытие Сына поддерживаются от Отца, но в том, что Сын от Отца существует довременно и безвиновно» (Григ. Б. 3, 88). Господь сими словами выражает, что по силе единения Его с Отцом жизнь Отца есть Его жизнь.
Я живу потому, что Отец Мой есть жизнь и источник жизни (ср. Ин.15:3). «Как живёт Отец, так и Я живу» (Злат.). 
– Ядущий Меня жить будет Мною: будет причастником жизни Моей, которая есть вместе и жизнь Отца, следовательно, причастником жизни божественной, т. е. блаженной, вечной.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Капернаум 

Капернаум (селение Наума, или село утешения) (Мф.4:13, Мф.11:23, Мк.2,1, Лк.7,1, Ин.4,46 и др.). Капернаум упоминается только в Нов. Завете, и о нем часто говорится, как о главном и любимом местопребывании Господа Иисуса, во время Его земной жизни и, так сказать, центральном месте Его деяний в Галилее.
Он лежит на запад. берегу Тивериадского озера, в недальнем расстоянии от Вифсаиды и Хоразина и близ страны Геннисаретской. Евангельские указания на Капернаум многочисленны и преисполнены глубоким интересом. Здесь поселился Господь наш Иисус Христос после того, как оставил Назарет (Мф.4,13), так что Капернаум после того стал называться Его городом (Мф.9,1). Здесь Он уплатил подать на храм (Мф.17,24). Здесь жили ап. Петр и Андрей, и здесь Господь Иисус исцелил тещу Петра, лежавшую в горячке (Мф.8,14-15, Мк.1,29-31). В Капернауме Он исцелил также расслабленного (Мф.9,2-6) и призвал к апостольскому служению Матфея, сидевшего у сбора пошлин (ст. 9). Здесь в синагоге Он изгнал духа нечистого и совершил много других подобных чудес, (Мк.1,33-34, Лк.4,33), как, напр., исцелил находившегося при смерти слугу римского сотника, который построил для иудеев синагогу, и др.
В самом Капернауме или в его окрестностях было произнесено Христом много притчей и сказано много бесед (Мф.9:10-17, Мф.15:1-20, Мк.9,33-50, Ин.6,22-71). Но, несмотря на все чудеса, которые Он совершил здесь, несмотря на все Его вразумления и обличения, высказанные жителям Капернаума за их нечестие, город не раскаялся и не уверовал; и вот над ним был произнесен грозный суд Божий: И ты Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься (Мф.11,23).
И действительно, в настоящее время от прежней славы и величия Капернаума не осталось почти никаких следов. Ныне остается здесь только несколько рыбачьих хижин и одни жалкие развалины города, к которым, по причине дикости означенного пустынного места, покрытого густым и высоким репейником, можно пробраться только с большим трудом. По словам путешественников, ни одна тропа не пролегает сюда, ни одно живое существо не встретится там, за исключением разве ящериц или змей, гнездящихся в бурьяне, покрывающем развалины, которые известны в настоящее время под названием Тель-Гум, как то полагает и Иосиф Флавий.

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 57-58 Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.

Ст. 57-58 Якоже посла мя живый Отец, и аз живу Отца ради: и ядый мя и той жив будет мене ради. Сей есть хлеб сшедый с небесе: не якоже ядоша отцы ваши манну и умроша: ядый хлеб сей, жив будет во веки.
 

«Живый Отец», самобытно живущий, вечно и неизменно Себе подобный есть Иегова, т. е. Сый, Сущий, не зависящий от времени и пространства, причина всякого бытия, которого таинственное имя раскрыто было в древности при горящей и несгораемой купине Моисею (Исх. 3:14).

«Аз живу Отца ради»- это выражение яснее передается русским переводом словами: «живу Отцом» (1).

Другими словами, жизнь Отца и Сына есть жизнь единая, нераздельная жизнь, но бытие всемогущего Бога Творца вселенной созерцается человеком в милосердном отношении Его к человеку, – в Сыне. Сей сын зовет к Себе человека для единения его с Богом, предлагая ему Себя Самого в плоти и крови Его, с которыми соединяется воспоминание и о всех страданиях и благодеяниях Его; «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). «Сей есть хлеб сшедый с небесе»...

Господь в последнем заключительном слове воспоминает начальное возражение неверующих Иудеев о манне и противопоставляет ему учение о хлебе жизни, хлебе небесном. В этом заключительном слове Господь сопоставляет и закон Ветхого Завета с законом Завета Нового: смерть с жизнью; суд с милостию и благодатию.

1) Отцом; διὰ τόν Πατὲρα, "Per Patrem«, не для Отца, как можеть подать мысль слово слав. ради, а нераздельно от Отца; вот настоящая мысль.
 

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 56-57 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Kровь пребывает во Мне, и Я в нем. Kак послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною

Человек, вкушающий Плоть и Kровь Христа, пребывает в действительном общении со Христом, так сказать, воспринимает в себя Христа (ср. Гал.2:20): и верующий находится во Христе, и Христос в нем. Такое тесное общение между Христом и верующим основывается на том жизненном общении, какое существует между Христом и Живым Отцом, т. е. имеющим в себе жизнь (ср. Ин.5:26).

Живу Отцем, т. е. от Отца получил жизнь, но имею, однако, ее в полном Своем распоряжении, так что могу Сам сообщать ее и другим (ср. Ин.5:26). Поэтому-то Сын может тем, кто принимает Его в себя как пищу жизни, сообщать жизнь.

Жить будет Мною. Человек будет жить постольку, поскольку он находит во Христе свою пищу.

Гладков, Б. И. (†1921)

Ин.6:53-58
 

Книжники и фарисеи продолжали спорить, но Господь, желая прекратить этот спор, сказал им, дважды подтверждая справедливость Своих слов (истинно, истинно): если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем... и Я воскрешу его в последний день.

Слова – пребывает во Мне, и Я в нем – не оставляют никакого сомнения в том, что Тело и Кровь Христа, отдаваемые Им за спасение людей, составляют необходимое средство к общению всех верующих со Христом, к единению их во Христе. Недостаточно только верить в Иисуса как Богочеловека, надо слиться с Ним воедино и пребывать в Нем, дабы и Он пребывал в нас. В Нем, как Бого-Человеке, выразилось полное слияние Его человеческой воли с волей Божией; к подобному слиянию своей воли с волей Бога должны стремиться и мы, всей силой своей воли, всеми помыслами и желаниями мы должны пребывать во Христе, желать того, чего Он хотел, поступать во всем так, как Он учил; тогда и Он, руководя нашей волей и нашими действиями, будет пребывать в нас, и тогда только, то есть при таких условиях Он воскресит нас в последний день к Вечной Блаженной Жизни (воскрешены будут все, но не все к Блаженной Жизни). А для такого единения Иисус установил Таинство принятия Тела и Крови Его. Как... Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною, и жить будет не так, как отцы ваши, которые ели манну и умерли; нет, он вечно будет жить.

Толкование Евангелия

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   не Плоть Христову нужно вкушать, которая не пользует нимало, а учение Иисуса Христа, так как слова Его есть дух и жизнь (Ин.6:63).
 

Ответ:
В Евангелии от Иоанна (Ин.6:53-58) Господь Иисус Христос излагает учение о необходимости вкушать Плоть Его и пить Кровь Его и уясняет, что слова Его нужно понимать буквально. Многие правильно поняли обетование Спасителя о необходимости для жизни вечной действительно вкушать именно Плоть и Кровь Его. Если бы слушатели поняли слова Господни не так, как нужно было, то Он указал бы им эту неправильность (Мф.16:6-12) Ошибались они только в том, что грубо, чувственно представляли самый образ вкушения Плоти Его (Ин.6:52,62). Они думали, что Христос будет отделять части от Своего Тела и в виде мяса давать в пищу, почему соблазнились и говорили: «какие странные слова! Кто может это слушать?» На тайной вечере Господь явил, что Тело и Кровь преподает верующим для вкушения под видом хлеба и вина. «Но откуда скажешь, они могли понять, что такое значит есть Плоть? Потому-то им», – замечает святой Иоанн Златоуст, – «и следовало выждать удобного времени и расспросить, а не оставлять Его».(1)
В стихе 63 (Ин.6:63) Господь указывает, как нужно принимать Его учение о таинстве причащения. «Дух животворит; плоть не пользует нимало». Господь не сказал: «Плоть Моя не пользует», а просто «плоть», т.е. все плотское не приносит пользы.
«Дух» и «плоть», когда в Священном Писании противополагаются (Рим.8:5-8; Гал.5:16-23 и др.), означают два направления жизни: человека духовного и человека плотского (1Кор.2:14-15); человека, возрожденного благодатью крещения, который все свои действия устремляет к богоугождению, и человека естественного, не возрожденного, помышления коего – вражда против Бога. Слова Христовы о причащении может принимать, веровать им и не соблазняться ими только человек духовный, сердце которого направлено к небесному. Плотской человек, т.е. нравственно развращенный, занятый земным, греховным, соблазняется и не принимает (как сектанты) учения Христова о причащении, так как предметы духовные понимает чувственно. «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь», – потому, что они божественны, духовны и оживотворяют душу, принимающую их, не подвергают соблазну и ведут к жизни вечной.
Выражения: «Плоть Моя» (Ин.6:51), «Плоть Свою» (Ин.6:52), «Плоти Сына Человеческого» (Ин.6:53), «ядущий Мою Плоть» (Ин.6:54) – означают не учение,(2) а пречистое Тело Господа Иисуса Христа: «хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам (будет распята) за жизнь мира» (Ин.6:51), – а Свое учение Господь уже возвещал 2½ года..
Заповедь Иисуса Христа о вкушении Плоти Его (Ин.6:53) не следует понимать в переносном смысле, как умствуют сектанты, потому что в Священном Писании выражение «есть плоть», (в смысле вкушать, потреблять), понимаемое в переносном смысле, всегда означает причинять обиду, утеснение, зло (Иов.19:22; Пс.26:2; Мих.3:3; Гал.5:15).
Если бы Плоть Иисуса Христа не пользовала нимало, (как понимать то Бог Сын не явился бы «во плоти» (1Тим.3:16; Ин.1:14; Еф.2:13-15; Кол.1:20-22; Евр.10:5-6,10-19 и др.); говорить так, значит отрицать воплощение Христа, Его страдания, смерть, воскресение, т.е. отвергать всю искупительную жертву Христову за грехи мира
«Он сказал так (плоть не пользует нимало)», – объясняет святой Иоанн Златоуст, – «не о Своей Плоти, отнюдь, но о тех, кто Его слова понимает чувственно. Что же значит понимать чувственно? Смотреть на предметы просто и не представлять ничего больше – вот что значит понимать чувственно. Но не так должно судит о видимом, а надобно внутренними очами прозирать во все его тайны. Это значит понимать духовно. Ведь кто не ест Его Плоти и не пьет Его Крови, не имеет жизни в себе: как же Плоть ничего не пользует, когда без нее невозможно жить? Не видишь ли, что слова «плоть не пользует нимало» сказаны не о Плоти Его, но о «плотском слушании?(3)
«Иудеи, услышав о вкушении Плоти Господней, не верят; поэтому», – замечает блаженный Феофилакт, – «и произносят слово неверия: «как?» Ибо когда входят в душу помыслы неверия, тогда возникает и вопрос «как?» Посему и Он, желая показать, что сие не невозможно, но и весьма необходимо, и что нельзя иначе иметь жизни, говорит: если не будете есть Плоти и проч. Так и Никодим от неверия говорил: как может человек войти во утробу матери? (Ин.3:4). Поэтому, когда мы слышим, что не вкушая Плоти Сына, не можем иметь жизни, мы должны иметь несомненную веру при принятии божественных Таин, а не спрашивать: как? Ибо душевный человек, т.е. следующий помыслам человеческим и душевным или естественным, не принимает сверхъестественного и духовного (1Кор.2:14). Так и духовной пищи, Плоти Господней он не разумеет... Слыша о Плоти, они и думали, что Он принуждает их сделаться плотоядцами и кровопийцами... Нужно бы спросить и узнать, чего не знают, а они отступают, и ничего не понимают в духовном смысле, но все по внешности... Они понимали слова Христовы по плотскому... и соблазнялись, Посему Он говорит (Ин.6:63), что духовное только понимание слов Моих полезно, а плоть, т.е. плотское понимание их, нисколько не полезно, а бывает поводом к соблазну. Так они соблазнялись, понимая слова Христовы плотски. Присовокупляет, что слова, которые говорю Я, «суть дух», т.е. духовны, и «жизнь», не имеют ничего плотского, а доставляют жизнь вечную».(4)
------------------------------------------------------------------------------------
(1) - 
Творения. Том. 8. Бесед. 47 на Еванг. от Иоанна. 3902 г., стр. 310.
(2) - В Священном Писании учение Христово нигде не называется Плотию и Кровию Его, а чтение, слушание, принятие слова Божия – вкушением Плоти и Крови Иисуса Христа.
(3) - Творения. Том. 8. Бес. 47 на Еванг. от Ин. 1902 г., стр. 310–311.
(4) - Благовестник. Част, 4. Евангелие от Иоанна. 1908 г., стр. 134–138.

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible