Скрыть
Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: «куда Я иду, вы не можете прийти»?

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 22-23 Глаголаху убо Иудее: еда Ся Сам убиет, яко глаголет: аможе Аз иду, вы не можете приити; И рече им: вы от нижних есте, Аз от вышних есмь: вы от мира сего есте, Аз несмь от мира сего

Глаголаху убо: еда ся Сам убиет? (ст. 22). Что же Христос? Опровергая предположение их и показывая, что такое дело есть грех, говорит: вы от нижних есте (ст. 23). А это значит: нет ничего удивительного, что так думаете вы, люди плотские и не помышляющие ни о чем духовном. Но Я ничего такого не сделаю: Аз от вышних есмь; вы от мира сего есте (ст. 23). Здесь опять говорит о мирских и плотских помыслах. Отсюда видно, что и слова: Аз несмь от мира сего означают не то, будто бы Он не принял плоти, но что Он далек от их лукавства. В самом деле, Он и об учениках говорит, что они не суть от мира, и, однако ж, они имели плоть. Таким образом, как Павел, говоря: вы несте во плоти (Рим. 8, 9), не бестелесными называет их (римлян), так и Он, когда говорит об учениках, что они не от мира, свидетельствует этим не о другом чем, как только об их любомудрии.

Евфимий Зигабен (†1118)

Глаголаху убо Иудее: еда Ся Сам убиет, яко глаголет: аможе Аз иду, вы не можете приити

Чего желали, то и предполагали. Что же Иисус Христос? Уничтожает такое предположение и показывает, что убивать самого себя – грех.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

22. Тут Иудеи говорили: неужели Он убьёт Сам Себя, что говорит: «куда Я иду, вы не можете прийти»?

 Неужели Он убьёт и пр.: иудеи поняли, что, говоря о Своём отшествии, Господь разумеет добровольное Своё отшествие; но указание, что они не могут быть там, где Он будет, снова раздражило их и снова вызвало насмешку с их стороны, ещё более злую, чем прежде (Ин. 7:35). Прежде в насмешку над такими же словами они говорили, что, должно быть, Он хочет сделаться Мессиею еллинистов (что, по их мнению, было совсем нелепо); теперь говорят, издеваясь, что Он, вероятно, хочет сделаться Мессиею мёртвых в шеоле, куда сойдёт, как самоубийца. Да, конечно (такова мысль насмешки), если Он Сам Себя убьёт, сойдёт в шеол и там объявит Себя Мессиею, то мы, без сомнения, не можем туда последовать за Ним и не придём туда, где Он будет.
– Они, как праведники, конечно, мечтали быть на лоне Авраамовом, а не на месте самоубийц и вообще грешников.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 21-22. Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете прийти. Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: «куда Я иду, вы не можете прийти»?

Ст. 21-22. Рече же им паки Иисус: аз иду, и взыщете мене, и во гресе вашем умрете: аможе аз иду, вы не можете приити. Глаголаху убо Иудее: еда ся сам убиет, яко глаголет: амо же аз иду, вы не можете приити.


Господь предсказывает Иудеям, т. е. фарисеям и книжникам и начальствующим саддукеям и всем их единомышленникам, что они умрут во грехе своем, т. е. умрут нераскаянными грешниками и не войдут в царствие Божие, ибо с их испорченным и гордым сердцем, с их хульными устами они не достойны покаяния и восприятия в царство любви и мира и веры. Но Господь предсказывает им еще, что будет минута, когда и они с тоскою отчаяния будут вспоминать о Нем, а это было тогда, когда на Иерусалим обрушились бедствия, предреченные ему Господом (Мф.21:43;23:35-39;24:2,15;Мк.13:2,14;Лк.19:41-44;21:6-24) и когда вероятно многие из Иудеев начали сознавать, за что несут они наказание (см. еще ниже ст.24).

Но в то время когда Господь был с ними, Иерусалим не узнал времени посещения его (Лк.19:44); Иудеи, как видно из всякого слова их, все более и более утверждаются в намерении убить Господа и притом убить Его всенародно с постановлением судебного приговора, чтобы казнию как преступника уничтожить (как они думают) влияние священных слов Его. В словах их, произносимых в стихе 22-м, слышна боязнь, чтобы Господь Иисус не избег святотатственных рук их самоубийством. По всей вероятности они уже завязали тайные переговоры с Иудой Искариотом, которого уже ранее (Ин.6:70-71) Господь указал как предателя, и в безумии своем осмелились предполагать, что Господь Иисус избегнет рук их самоубийством, что не могло удовлетворить их злобы.

Может быть в словах их и в понимании ими слов Господа есть еще другой намек, относящийся к безумию их самонадеянной гордости. Флавий Иосиф указывает (De Bello Iud. 3, cap. XXV), что самоубийство считалось между Иудеями величайшим преступлением, а из Иудейского предания известно, что они верили, что самоубийцы ввергаются в геенну. Поэтому очень может быть, что в наивно безумной гордости своей Иудеи, слыша слова Господа: «аможе Аз иду, вы не можете прийти», рассудили так, что Он этим намекает на самоубийство, ибо они, – высокодобродетельные люди, – конечно не могут попасть в геенну (Тофет, или долина сынов Енномовых, была известна как место кровавых жертвоприношений Молоху: 4Цар.23:10;Ис.30:33;Иер.19:2,6. См. в особ. последнее пророчество об участи Иерусалима. Но имя Тофет и имя геенна (от Геном, Еном) позже обратились в имя ада, или места загробных мучений).

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: «куда Я иду, вы не можете придти»

Угроза Христа, однако, не произвела никакого впечатления на Его слушателей. Только последнее Его слово, что они не могут за Ним последовать туда, куда идет Он, занимает на минуту их внимание, и они со злобной насмешкой говорят: «Уж не хочет ли Христос покончить с Собою самоубийством?» Самоубийство у иудеев считалось страшным грехом, и с самоубийцей слушатели Христа не желают подвергнуться одной участи.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible