Скрыть
Не поняли, что Он говорил им об Отце.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 25-27 Глаголаху убо Ему: Ты кто еси; И рече им Иисус: Начаток, яко и глаголю вам: многа имам о вас глаголати и судити: но Пославый Мя истинен есть, и Аз, яже слышах от Него, сия глаголю в мире. Не разумеша (убо), яко Отца им глаголаше

Глаголаху убо Ему: Ты кто еси? (ст. 25). Какое безумие! После столь продолжительного времени, после знамений и учения они еще спрашивают: Ты кто еси? Что же Христос? Начаток, яко и глаголю вам (ст. 25). А это значит вот что: вы недостойны даже слушать слова Мои, не только знать, кто Я, потому что вы все говорите с намерением искусить Меня и нимало не внимаете словам Моим. Во всем этом Я мог бы теперь же обличить вас (это именно значат слова Его: много о вас имам глаголати и судити – ст. 26), и не только обличить, но и наказать; но Пославый Мя, то есть Отец, не хочет этого. Не приидох бо, да сужду мирови, но да спасу мир (12, 47). Не посла бо Бог Сына Своего, сказано, да судит мирови, но да спасется им мир (3, 17). Итак, если Он для этого послал Меня, а Он истинен (8, 26), то Я справедливо не сужу теперь никого, но Я говорю то, что служит ко спасению, а не к обличению. Говорит же это Он для того, чтобы не подумали, что Он, слыша все, что они говорили, не мстит им по слабости или что Он не понимает их мыслей и насмешек. Не разумеша убо, яко Отца им глаголаше (ст. 27). Какое бессмыслие! Непрестанно говорил им о Нем (Отце), и – они не понимали!

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Не поняли, что Он говорил им об Отце.

«Не разумеша яко Отца им глаголаше». Духоносец (Евангелист) опять поражается бесчувственности иудеев, и вполне справедливо. И в самом деле, что может быть безумнее тех, кои, несмотря на постоянные и продолжительные к ним беседы о Боге и Отце, ничего, однако ж, не разумеют, когда слышат о Нем слово Спасителя: «Но Пославший Меня истинен». Но необходимо сказать, на каком основании и по какой причине блаженный Евангелист говорит, что иудеи «не уразумели», что этими словами Христос указал им на Бога и Отца. Так как Спаситель сказал им: «Если бы Меня ведали, и Отца Моего бы ведали» (Ин. 8:19), то, дабы и здесь также оказался говорящим истину, Он неуразумевших Сына представляет не разумевающими и Отца, ибо Сын есть как бы некая дверь и врата познания в отношении к Отцу. Поэтому и говорил: «Никто не приходит к Отцу, разве только чрез Меня» (Ин. 14:6), подобно тому как, от образа восходя к первообразу, ум по тому (образу) представляет этот (первообраз). Итак, было необходимо показать, что иудеи ничего не разумеют об Отце, как скоро не восхотели по неведению от познания Сына руководствоваться к восприятию познания Отца. Поэтому-то Евангелист и указывает с такою выразительностью на то, что хотя Христос говорил: «Пославший Меня истинен», они, однако, «не уразумели, что об Отце говорил им».

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга V

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 25-27 Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам. Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру. Не поняли, что Он говорил им об Отце

Спустя столько времени, после того, как явлено столько чудес, они еще спрашивают Его: «кто Ты?» Так они были неразумны, несправедливы и насмешливы. Господь говорит: Я говорю вам то, что и в начале. Вы, говорит, недостойны всецело выслушать Мои речи, ни познать, Кто Я; ибо вы все говорите с целью искусить, а не желаете внимать ничему из Моего учения. Я мог бы и обличить вас в этом и не только обличить, но и наказать. Ибо на это Он намекает, когда говорит: «Много имею говорить об вас и судить». Словом «говорить» указывает на обличение, а словом «судить» на осуждение и наказание. Но, говорит, Пославший Меня послал Меня не затем, чтобы судить и обличать. Ибо не послал Бог Сына Своего, чтобы судить мир, но чтобы спасти мир (Ин. 3, 17). И как Отец Мой послал Меня спасать, а Он истинен; то Я по сему самому ныне никого не сужу, а только говорю то, что слышал от Отца Моего, то есть, что служит ко спасению, а не к обличению. Говорил же Он это для того, чтобы не подумали, что Он не наказывает их по Своему бессилию. Он показывает, что не бессилен Он, но не желает наказывать их, так как пришел не наказывать, а спасать. Когда Он говорил это, они были так неразумны, что не поняли, что Он говорил им об Отце Своем. Как часто и много говорил Он уже им об Отце! Но поистине омрачилось несмысленное их сердце (Рим. 1, 21). - Некоторые же так понимают сии слова: «Пославший Мя истинен» - Я мог бы и ныне судить вас, но оставляю это до будущего века. А вы не веруете и не обращаете внимания на время воздаяния. Но если вы и не веруете, то истинен Отец Мой, который и назначил день для воздаяния вам, и Меня послал возвестить об этом и открыл миру Его правду и силу.

Евфимий Зигабен (†1118)

Не разумеша (убо), яко Отца им глаголаше

Не поняли, что Он говорил им об Отце Своем по существу. Вероятно, в недоумении они спрашивали друг друга: «Кто такой, Пославший Его?» – хотя Он часто говорил о Нем. Настолько они были внимательны к Его речам, или вернее – настолько ум их был поврежден. Вполне справедливо поэтому Иисус Христос сказал им: начаток, яко и глаголю вам (ст. 25).

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

26. Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру. Ин. 3:33, 8:21.
27. Не поняли, что Он говорил им об Отце.

 Много имею говорить и пр.: изречение предшествующего стиха вызвано прервавшим речь Господа вопросом иудеев; вслед за ответом на предложенный вопрос Господь продолжает прежде начатую речь, ст. 21-24. Он высказал тяжёлую для народа истину о его печальном нравственном состоянии и расположении и – до чего доведёт его сие (21-24), и теперь продолжает эту речь, говоря, что Он много такого имеет говорить о нравственном состоянии народа и судить о нём (ст. 16), раскрыть пред его глазами всю бездну его нравственного падения, всю тяжесть его ответственности пред судом Божиим. Но, продолжает Господь, как ни тяжко для вас слышать это, а для Меня – изобличать вас и ещё более восстановлять против Меня, Я это должен сделать и должен всё высказать вам, поскольку Пославший Меня есть самая истина и Я должен говорить истину, слышанную от Него.
– Не поняли, что и пр.: замечание евангелиста об отношении слушателей к смыслу речи Иисуса. Странным кажется это непонимание после того, как Господь постоянно говорил о Пославшем Его, и прежде они как будто понимали подобные речи. Вероятно, часто слушавшие Господа, даже из врагов Его, понимали и теперь хотя внешним образом речь Его, но толпа, окружавшая Его, не понимала, и о ней-то делает замечание евангелист. Вот почему Господь и говорит далее прямо об Отце, как Пославшем Его.


 

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 8:26-27. Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру. Не поняли, что Он говорил им об Отце.


Ст. 8:26-27. Многа имам о вас глаголати и судити: но пославый мя истинен есть, и аз, яже слышах от него, сия глаголю в мире. Не разумеша убо, яко Отца им глаголаше.
 

«Многа имам о вас глаголати и судити», говорит Господь неверующим Иудеям. Верующий в Господа Иисуса не судится (Ин.3:18) и на суд не приходит (Ин.5:24). Посему слова Господа в данном случае относятся к ропотникам и хулителям и озлобленным, кои препирались с Господом и искали убить Его. Страшно приити на суд Бога живого (Евр.10:31) и встать пред вечным Судиею, не имея Защитника и Оправдателя, взявшего на Себя грехи наши и представившего Себя в жертву за них. Господь посему и указывает Иудеям, что Он имеет «судити о них». Для верующих Господь Отец милосердый и Сам их оправдание перед небесным правосудием; для неверующих Он Судия нелицемерный, не применяющий к ним милосердия, потому что они сами отвергли Того, Которого Отец послал на землю глаголать словеса Свои, Божии, самое Слово Свое. Это и разумеется словами Господа: «пославый Мя истинен есть, и Аз яже слышах от Него, сия глаголю в мире». Люди, отвергнувшиеся священных слов Богочеловека, явно суть противники Бога, ибо словеса Богочеловека суть словеса Божии и Сам Он есть Бог. «Неужели, спрашивает Апостол, мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?» (1Кор.10:22). Но на это именно решились Иудеи и заявили себя противниками и врагами Бога, явившегося в образе кротком и милостивом. Господь, милосердый и нелицемерный Судия, стоял вне мира и его злобы, хотя жил в мире. Он «от вышних» влек к Себе любовью «сынов мира сего» (выше ст. 23) и на рубеже двух миров был тою «дверью» (Ин.10 и 9) , которою мог только войти человек в мир высший, духовный, мир счастия и покоя, и правды вечной.

Повторяем, что быть может и из озлобленных некоторые позже «умилились сердцем» (Деян.2:37) и стали Господними. Но в то время, когда Господь глаголал к ним и учил их, «они не поняли, что Он говорит им об Отце», – другими словами они не поняли того, что к ним глаголет «Божия сила и Божия премудрость» (1Кор.1:24).

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Не поняли, что Он говорил им об Отце

Так как Христос в этот раз называл Бога только «Пославшим Его», а не прямо «Отцом», то не удивительно, что фарисеи не хотели понять, что Христос говорил им о Своем Отце – Боге.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible