Скрыть
Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 28-29 Рече же им Иисус: егда вознесете Сына Человеческаго, тогда уразумеете, яко Аз есмь, и о Себе ничесоже творю, но, якоже научи Мя Отец Мой, сия глаголю: и пославый Мя со Мною есть: не остави Мене единаго Отец, яко Аз угодная Ему всегда творю

Вслед за тем, так как ни многими знамениями, ни учением не мог привлечь их к Себе, Он начинает уже беседовать о кресте, говоря: егда вознесете Сына Человеческаго, тогда уразумеете, яко Аз есмь, и о Себе ничесоже творю, но якоже научи Мя Отец Мой, сия глаголю. И Пославый Мя со Мною есть: не остави Мене единаго Отец (ст. 28–29). Этим показывает, что справедливо сказал: начаток, яко и глаголю вам.

Так-то они были невнимательны к словам Его! Егда вознесете Сына Человеческаго. Не ожидаете ли вы, что тогда по преимуществу избавитесь от Меня, когда умертвите Меня? Но Я говорю: тогда-то особенно вы и узнаете, яко Аз есмь, из знамений, из воскресения и пленения; все это действительно достаточно показывало силу Его. И не сказал Он: тогда узнаете, Кто Я, но: когда увидите, что Я ничего не потерплю от смерти, тогда, говорит, уразумеете, яко Аз есмь, то есть Христос, Сын Божий, все носящий и устраняющий, и не противник Его (Отца). Поэтому-то Он и присовокупил: и о Себе ничесоже глаголю. Вы узнаете тогда и то, и другое – и силу Мою, и единомыслие Мое с Отцом. В самом деле, изречение: о Себе ничесоже глаголю показывает и неразличность существа, и то, что Он не говорит ничего несогласного с мыслями Отца. Когда вы лишены будете богослужения, когда вам не позволено будет даже служить Ему, как прежде, тогда вы узнаете, что это Он делает в отмщение за Меня, негодуя на тех, которые не послушали Меня. Как бы так Он говорил: если бы Я был противник Богу и чужд Ему, то Он не воздвиг бы против вас столь великого гнева. Об этом говорит и Исаия: даст лукавыя вместо погребения Его (Ис. 53, 9); и Давид: тогда возглаголет к ним гневом Своим (Пс. 2, 5); и Сам Христос: се, оставляется дом ваш пуст (Мф. 23, 38). То же самое показывают и притчи, когда, например, (Христос) говорит: что сотворит делателем тем господин винограда того? Злых зле погубит их (Мф. 21, 40–41). Видишь ли, что Он везде говорит так потому, что они еще не веровали? Но если Он погубит их, как и действительно погубит, потому что сказано: враги моя оны, иже не восхотеша мене, да царь бых был над ними, приведите семо и изсецыте (Лк. 19, 27), то почему Он называет это не Своим делом, но Отца? Потому, что говорит приспособительно к их немощи, а вместе с тем воздает честь и Родившему Его. Поэтому Он не сказал: оставлю дом ваш пуст, но: оставляется, – выразился безлично. Между тем, так как Он сказал: колькраты восхотех собрати чада твоя, и не восхотесте (Мф. 23, 37), и потом уже присовокупил: се, оставляется, то этим показывает, что именно Он произвел это запустение. Так как вы, говорит Он, не хотели познать Меня, когда Я благодетельствовал и служил вам, то узнаете, Кто Я, когда подвергнетесь наказаниям. И Пославый Мя Отец со Мною есть. Чтобы не подумали, что выражение – Пославый Мя – означает, что Он меньше, – говорит: со Мною есть. То указывает на Домостроительство, а это – на Божество. И не остави Мене единаго, яко Аз угодная Ему всегда творю (ст. 29). Опять Он снизошел к речи уничиженной, непрестанно обращаясь к тому, что они говорили, именно – что Он не от Бога и что не соблюдает субботы. Приспособительно к этому Он говорит: угодная Ему всегда творю, показывая, что и нарушение субботы угодно Ему. Так Он говорил и пред крестом: думаете ли, яко не могу умолити Отца Моего (Мф. 26, 53), – хотя одним только словом: кого ищете? – поверг их ниц на землю. Почему же Он не говорит: ужели вы думаете, что Я не могу вас погубить, когда доказал это самим делом? Из снисхождения к их немощи; а притом Он всячески старался показать, что не делает ничего противного Богу. Так точно и здесь Он говорит человекообразно. А в каком смысле сказано: не остави Мене единаго, – в таком же и это: яко Аз угодная Ему всегда творю.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно.

«И Пославый Мя со Мною есть, и не остави Мя Единаго (яко Аз угодная Ему творю всегда)». Ясно показывает здесь, что открывает волю Бога и Отца, Сам имея не другую какую-либо отличную от воли Отца, ибо Он есть живая и ипостасная Воля и Хотение Родившего Его, согласно сказанному одним из святых в книге псалмов: «В воле Твоей путеводишь Меня» (Пс. 72:24), и опять: «Господи, в хотении Твоем доставь красоте моей силу» (Пс. 24:8), то есть во Христе все добро для любящих Его, но как сообщающий для нашего ведения намерения и мысли Бога и Отца. Как наше внешнее и произносимое языком слово открывает находящиеся в глубине нашей души мысли и намерения, получая как бы некое научение и соответственно этому построяя речь, таким же образом мы должны благочестиво представлять, что и Сын, конечно превосходя приведенное сравнение, изрекает мысли и намерения Отца, так как Он есть и Слово и Премудрость Бога и Отца. И поскольку Оно не безыпостасно, как человеческое, но имеет сущность и жизнь как обладающий собственным существованием в Отце и с Отцом, то и говорит здесь, что Он не один, но что с Ним и Пославший Его. Когда же говорит: «со Мною», то выражает опять нечто благоприличное и таинственное. Не так, конечно, должны мы понимать эти изречения Его, что подобно тому, как с пророком каким-либо бывает Бог, защищающий его Своею силою и помогающий Своими внушениями или возбуждающий к пророчеству откровениями чрез Духа, так и с Ним (пребывает) Родивший. Но здесь Он употребляет это «со Мною» в другом смысле, а именно в том, что «Пославший Меня», то есть Бог и Отец, есть одной со Мною природы.

Таким же образом разумей и находящееся у пророка Исаии о Христе: «Узнайте, народы, и покоряйтеся, потому что с нами Бог» (Ис. 8:9–10). Слова эти, конечно, могут приличествовать и тем, которые возымели на Него надежду спасения. Однако ж и таковые говорят «с нами Бог» не потому, что, как, пожалуй, может подумать кто, Бог будет помощником и защитником, но потому, что «Он с нами», то есть из нас, ибо Слово Бога стало человеком, и этим все мы получили спасение, расторгли узы смерти и освободились от тления греха, как скоро низошло к нам и с нами явилось во образе Божием сущее Бог Слово. Поэтому как там (у пророка) разумеем выражение «с нами Бог» вместо «Слово, сущее от Бога и Отца, явилось в одной с нами природе», так и здесь, когда Христос говорит: «Пославший Меня со Мною есть и не оставил Меня одного», мы должны, сохраняя полное соответствие в рассуждениях, ясно видеть таинственное указание Его на то, что, как уже ранее сказано нами, Бог и Отец одной есть со Мною природы. «И не оставил Меня одного», ибо действительно было бы странно не иметь «Мне с Собою» Бога и Отца, от Которого Я родился.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга V

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 28-29 Итак, Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю. Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно

Много чудес совершил Иисус, и однако же не привлек иудеев к Себе. Теперь говорит им о Кресте. Вы, говорит, думаете, что когда распнете Меня, будете свободны от всякой заботы и избавитесь от Меня. А Я говорю, что вы узнаете, что это Я, то есть Христос, Сын Божий, все носящий и держащий (Евр. 1, 3), и что Я не противник Отцу, не действую и не говорю Сам от Себя, ибо не имею собственной воли, отличной от воли Отца. Как же они узнают Его на кресте? Из знамений того времени, из воскресения Его и пленения их. Ибо все это могло обнаружить Его силу. Итак, когда распнете Меня, вы узнаете то и другое, и силу Мою, и единомыслие Мое с Отцом. Ибо Отец не предал бы вашего города римлянам в отмщение за Меня и не совершил бы знамений на кресте, если бы Я не был Сыном Его и единомысленным, а не противным Богу. Тогда узнаете, что чему Я ни учу и что ни говорю, это от Него, несомненно, божественно и не Мое, но Пославшего Меня. Потом, дабы не подумали, что послание и посольство означает подчиненность, говорит, что Отец Мой со Мною. Хотя Он и послал Меня как Человека, но Я неразлучен с Ним, а Он со Мною, как Бог с Богом. За сим опять нисходит к уничиженной речи и говорит: «и не оставил Меня одного», потому что Я делаю угодное Ему. Так смиренно говорит Он для иудеев. Они говорили, что Он не от Бога, потому что не хранит субботу. А Он говорит: «Я делаю угодное Ему», так что, если и субботу нарушаю, то делаю угодное Ему. Впрочем, такою уничиженною речью Он нисколько не вредит Своей славе, но слушателям приносил пользу, да и Свою славу чрез это упрочивал. Ибо слушатели, слыша, что Он все относит к Отцу, охотнее прилагались к Нему и веровали в Него, так что смирение более возвышало Его. Видишь ли достоинство блаженного смирения? А что это так, слушай далее.

Евфимий Зигабен (†1118)

И Пославый Мя со Мною есть

Чтобы мы не подумали, что Пославший больше Его, предупреждает такое предположение говоря: и Пославый Мя со Мною есть, как неотделимый. Послание свидетельствует о Домостроительстве Божием, а бытие вместе с Посланным – о взаимной их связи. Пресвятая Троица, равно наполняя всякое место, нераздельна.

Не остави Мене единаго Отец, яко Аз угодная Ему всегда творю

Если Иисус Христос сказал это как человек, то Он сказал, что Бог вездесущ, согласно с известным изречением: еда небо и землю не Аз наполняю (Иер. 23, 24)? Хотя Бог преимущественным образом находится, сказано там, в тех, которые достойны Его. Если же Он сказал это, как Бог, то сказал о нераздельности Пресвятой Троицы, в Которой есть различие Ипостасей, но Которая едина вследствие тождества существа и Божества. Аз угодная Ему всегда творю, или как повинующийся Ему по человечеству, или как равный Ему по Божеству и воле. А если угодная Ему всегда творю, то значит угодно Ему и исцеление приходящих в субботу. Понимай эти уничиженные речи, как сказанные с премудрой целью ради немощи иудеев, о чем выше мы уже говорили; они особенно привлекали народ, пример чего есть тут же. Смотри: см. Ин.8:30

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

28. Итак, Иисус сказал им: когда вознесёте Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю. 
29. Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно. 

 Итак, Иисус сказал: теперешнему непониманию иудеями речи Господа Он противопоставляет ясный свет, который имеет пролиться на их сознание вскоре, как только совершится дело Христово.
– Когда вознесёте: речь идёт ближайшим образом о вознесении Господа иудеями на крест (Феофил.), чему соответствует самое выражение «вы вознесёте», распятие Господа как дело иудеев представляется в Деян. 3 и далее. Но крест один сам по себе, на который вознесли иудеи Господа, ещё не снял повязки с глаз их и не заставил их сознать, что это Он (Он был для них соблазном; ср. 1Кор. 1:23). Такое образумливающее действие крест оказал на них только тогда, когда потом обнаружилось, что он – начало Его славы, что после креста последовало воскресение и вознесение Его к Отцу. Поэтому в слове вознесёте здесь, как и Ин. 3:14, двоякий смысл: когда вы умертвите Меня на кресте и тем вознесёте на престол к Отцу Моему.
– Тогда узнаете и пр.: это возвещаемое признание Его Сыном Божиим – Мессиею совершилось в совести всех без изъятия иудеев, когда, по вознесению Господа и ниспослании Святого Духа, открылось всесвятое божественное достоинство Его лица, Его дела, Его учения чрез посредство апостольской проповеди и основание Церкви Его в самом Израиле. Всякому недоразумению тогда волей-неволей положен был конец, и недоразумение перешло – у одних в веру, у других в совершенное ожесточение. Это признание продолжало постепенно развиваться в Израиле при распространении Христовой Церкви среди него, когда иудеи с течением времени присоединялись к ней мало-помалу, и совершится окончательно при будущем всеобщем обращении иудеев в Царство Христово, каковое обращение провидит и изображает св. Ап. Павел Рим. 11 и далее
– Что это Я: ср. прим. к ст. Ин. 8:24
 Ничего не делаю: ср. прим, к Ин. 7:16-17.
 Как научил Отец: ср. прим. к Ин. 8:16, 18.
– Отец не оставил Меня: усиление мысли, заключающейся в предшествующем выражении, с отрицательной стороны.
– Не оставил, хотя врагам Его могло казаться, что Он оставлен, беззащитен, в их руках. Ибо Я делаю и пр.: причина, почему Отец не оставил Его, но пребывает с Ним. Творить угодное Ему то же, что творить волю не Свою, но волю Пославшего Его; ср. прим. к Ин. 5:30 и парал.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 28-29. Итак, Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю. Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно. 


Ст. 28-29. Рече же им Иисус: егда вознесете Сына человеческаго, тогда уразумеете, яко аз есмь, и о себе ничегоже творю, но, якоже научи мя Отец мой, сия глаголю: И пославый мя со мною есть: не остави мене единаго Отец, яко аз угодная ему всегда творю.

«Уразумеете, яко Аз есмь», уразумеете, что Я есмь тот, Кто вечно и неизменно Себе подобен, Иегова во век Сущий и благословенный (ср. Исх.3:14).

Все яснее и яснее раскрывает Господь, уча в храме, Существо Свое, полное единство Свое с Богом Завета и великую тайну воплощения и страдания Своего как жертву, приносимую за грех людей. «Уразумеете, что Я Сущий, когда вознесете Сына человеческого». Только совершив страшное преступление над Тем, Кто восприял смиренный образ человека, узнаете вы величие Его и узнаете в Нем Бога: «О Себе ничегоже творю», глаголет Господь «но якоже научи Мя Отец Мой сия глаголю». «Пославый Мя со Мною есть».

Таким образом Господь излагает для верующих и для будущего разумения всех христиан учение о единстве Бога Отца и Сына, о воплощении Сына под видом и именем Сына человеческого, о крестной смерти Сына человеческого и о всегдашнем однако единении Сына человеческого с Богом Отцом: «не остави Мя единого Отец, яко Аз угодная Ему всегда творю».

Здесь мы должны опять напомнить то, что мы не раз говорили на основании учения святых вселенских учителей, – что там, где Сын человеческий отделяет личность Свою от личности Бога Отца, – «угодная Ему творю», – там надо разуметь, что Господь Слово говорит о Себе как о человеке (с телом и душою), образ Коего предвечно рождаемое Слово восприяло по милосердию Своему во исполнение Божественного обещания о спасении человечества, волею же Божественною Господь всегда един с волею Отца: «Аз и Отец едино есма» (Ин.10:30).

Господь всегда угодная творит Отцу как человек, давая сим человечеству образ, к коему должно стремиться непрестанно человечество, и с сим стремлением соединено и обещание, выраженное в словах: «не остави Мене единого Отец, яко Аз угодная Ему всегда творю». Глаголя сие по человечеству, Господь сим дает разуметь и верующим, что, стремясь быть подобными Сыну человеческому и угодная творити Богу, и они не будут оставлены Богом. Конечно человек возвышается и приближается к Богу соответственно вере своей и делам своим, а Богочеловек творил дела Божии, потому что Он единое со Отцем и Отец всегда с Ним, но восприяв на Себя человеческие тело и душу, Господь освятил их и открыл возможность человеку в душе и теле стремиться вечно к недосягаемому, но всегда видимому и чувствуемому Образу Своему, служащему для человека путеводной звездой в жизни. И не следует еще упускать из виду, что дело человека искать своего спасения через Господа (верою и делами), а дело Богочеловека было спасти всех. От человека и человечества Господь восприял с плотию и душою только скорбь и страдания земли, радости же Его были Божественные, радость любви и радость спасения людей и радость просветления их Духом Святым (ср. Лк.10:21;Ин.16:7,14,20-24;17:1-13;24 и мн. др.). Радости Божественные сопутствовали Богочеловеку как человеку, ибо Божество бесстрастно, как замечает св. Афанасий Великий (Афанасий вел. на Аполлин. кн. 2, в изд. 1853 том 3, стр.387, 400–402), и радовалась человеческая душа Богочеловека радостию Божественною, раскрывая тем и всякой душе человеческой возможность пользоваться этой радостью, которая есть отблеск вечного счастия, присущего Божеству. Проявление радости святой на земле есть раскрытие завесы, отделяющей счастие вечное от суеты земной; переход от сомнений и горя и скорби земли к покою вечной любви и правды. И сие благоволил Господь открыть душе человеческой, восприяв и явив в душе человеческой сии священные радости. Но раскрывая путь к вечному счастию душе человеческой, восприятой Им, Господь Иисус находится как Бог Слово в полном единении с Богом Отцом: «Имя Отца, говорит св. Григорий Богослов (Слово о Сыне второе и третье в изд. 1843, ч. 2 листы 141 и 153 на обор.), несть ни существа, ниже действия, но имства* или отношения, каковое имеет Отец к Сыну, или Сын к Отцу».

* примечание сайта: имство (церк.слав.) - свойство, качество.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно

Несмотря на то, что врагам удастся умертвить Христа, Он выражает Свою твердую уверенность в том, что Отец постоянно пребывает с Ним как могущественный защитник.

«Отец не оставил Меня». Спаситель здесь говорит, что до сих пор враги Христа, несмотря на все свои старания, не смогли причинить существенного вреда Христу. Отсюда естественно сделать вывод о том, что в будущем, когда враги Христа умертвят Его, Бог все-таки не оставит Его.

«Ибо Я всегда делаю». Здесь указывается нравственное основание единения Христа с Богом, а не метафизическое (происхождение Логоса от Бога). Но и последнее здесь не исключается.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible