Скрыть
Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 31-34 Глаголаше убо Иисус к веровавшым Ему Иудеом: аще вы пребудете во словеси Моем, воистинну ученицы Мои будете и уразумеете истину, и истина свободит вы. Отвещаша (и реша) Ему: семя Авраамле есмы и ни комуже работахом николиже: како Ты глаголеши, яко свободни будете; Отвеща им Иисус: аминь, аминь глаголю вам, яко всяк творяй грех раб есть греха

Христос, желая углубить в иудеях веру, так, чтобы она не была поверхностною, пронзает душу их словами самыми разительными. Конечно, им, как верующим, естественно было бы и обличения перенести; но они тотчас вознегодовали. Как же (Христос) в этом случае поступает? Сначала увещевает: аще вы пребудете во словеси Моем, воистинну ученицы Мои будете, и истина свободит вы. Как бы так говорит: Я намерен нанести вам глубокую рану, но вы не бойтесь. Впрочем, этим же самым Он уже смирил и гордость их души. От чего, скажи мне, освободит? От грехов. Что же эти гордецы? Семя Авраамле есмы и ни комуже работахом николиже (ст. 33). Тотчас ниспала мысль их, а это произошло оттого, что они были крайне пристрастны к предметам мирским. Аще пребудете во словеси Моем. Этим Он показал, что Он знает тайны их сердца, знает, что они, хотя и уверовали, но не были твердыми в вере. При этом Он обещает им нечто великое, именно – что они будут Его учениками. Так как некоторые прежде отпали от Него, то, намекая на них, Он говорит: аще пребудете; ведь и те слушали и уверовали, но отпали, потому что не были твердыми в вере. В самом деле, мнози от ученик Его идоша вспять и ктому не хождаху с Ним (6, 66). Уразумеете истину, то есть Меня, потому что Аз есмь истина (14, 6). Все иудейское было образом, а истину вы узнаете от Меня, и она освободит вас от грехов. Как тем Он говорил: во гресех ваших умрете, так и этим сказал: свободит вы.

Не сказал: Я избавляю вас от рабства, но представил им самим уразуметь это. Что ж они? Семя Авраамле есмы и ни комуже работахом николиже. Но если уж следовало негодовать, то справедливее было бы на то, что Он сказал прежде, именно: уразумеете истину, и – сказать: что же? Разве теперь мы не знаем истины? Значит, закон и наше знание – ложь? Но они ни о чем этом не заботились, а беспокоятся о мирских делах, предполагая этого рода рабство. Есть, подлинно есть и теперь много таких, которые стыдятся вещей безразличных и этого рабства; но не стыдятся рабства греховного, и лучше хотели бы тысячу раз назваться рабами в этом отношении, нежели однажды в том. Таковы-то были и иудеи. Они и не знали другого рабства, а потому и говорят: ты назвал рабами людей, происшедших от рода Авраамова, – людей благородных, которых, по этой именно причине, не следовало называть рабами. Мы, говорят, никогда не были рабами. Вот чем тщеславятся иудеи! Мы – семя Авраамле, мы – израильтяне; а о своих делах никогда не упоминают. Поэтому Иоанн взывал к ним, говоря: не начинайте глаголати в себе: отца имамы Авраама (Мф. 3, 9). Но почему Христос не обличил их? Ведь они много раз бывали в рабстве: и у египтян, и у вавилонян, и у многих других. Потому, что Он говорил не для состязания с ними, но для их спасения и пользы: вот о чем Он заботился. Он мог бы, конечно, сказать о четырехстах лет рабства; мог бы сказать о семидесяти; мог бы сказать о рабстве во времена Судей, иногда в продолжение двадцати лет, иногда двух, иногда семи; мог бы сказать, что они никогда не переставали быть рабами. Но Он старался доказать не то, что они были рабами людей, но что они – рабы греха. А это рабство и есть самое тяжкое; от него может избавить один только Бог, потому что никто другой не может отпускать грехов, что они и сами признавали. И так как они признавали это делом Божиим, то Он и приводит их к этому, и говорит: всяк, творяй грех, раб есть греха (8, 34), показывая, что Он говорит об этой свободе, о свободе от этого именно рабства.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики.

«Глаголаше убо Иисус к веровавшим Ему иудеом: аще вы пребудете во словеси Моем, истинно ученицы Мои есте». Требует от уверовавших твердости, постоянства и готовности держаться однажды избранного ими блага. В этом состояла вера в Него. Колебание же Он объявляет неразумным и совершенно бесполезным, так как «муж двоедушный непостоянен во всех путях своих», как написано (Иак. 1:8), а старание крепко держаться благоплодного поистине мудро и полезно. Итак, поскольку дело касается до простого (буквального) понимания, то Он говорит, что если они пожелают следовать словам Его, то в таком случае они, конечно, и называться будут учениками Его.

Говоря, что «если вы пребываете в слове Моем», Он является отвлекающим их искусно и кротко от постановлений Моисеевских и отдаляющим от приверженности к букве, – повелевающим обращать внимание уже не на то, что сокрыто (сказано?) или совершено в образе, а на Его учение, которое, очевидно, есть евангельская и Божественная проповедь. Правда, Он говорил также к нам и чрез святых пророков, но то были посредники, чрез которых вел речь к нам. Но под Его словом в собственном смысле надо разуметь евангельскую проповедь, ибо мы находим, что она была к нам не чрез другого, но чрез Него. Поэтому-то, вочеловечившись, Он говорит: «Сам Я говорящий присутствую» (Ис. 52:6). То же засвидетельствует и Павел, говорящий в Послании к Евреям (Ин. 1:1): «Многократно и многообразно древле Бог говоривший отцам в пророках (чрез пророков), напоследок дней сих возглаголал нам в Сыне (чрез Сына)». Итак, Сын самолично явился для научения нас в последние времена века. Вот почему словом Его в собственном смысле и должно называться евангельское учение.

Таким образом, яснее и прямее следовало сказать так: вы, принявшие веру в Меня и, хотя и поздно, однако ж познавшие Того, Кто свыше возвещается вам чрез закон и пророков, уже не должны держаться образов, данных чрез Моисея, ни увлекаться подзаконными тенями и полагать в них всю силу спасения, но в учениях духовных, в евангельских и Моих проповедях.

Впрочем, не невероятно было, напротив, – даже не могло подлежать сомнению, что недавно и едва только принявшие веру, имея мысль еще колеблющуюся и удобопреклонную к переменчивости, не могли бы снести таких речей, но как всегда готовые впадать в гнев за наносимое этими словами оскорбление премудрому Моисею и за уничтожение его посредством пренебрежения данных им древним заповедей, они легко обратились бы к свойственной им дерзости и по всегдашней заботе своей согласоваться с ним уже в ничто вменили бы желание веровать во Христа.

Вот почему домостроительно и еще прикровенно противопоставляя Свои слова Моисею, то есть евангельскую проповедь – закону, и новые наставления ставя гораздо выше древних, Он говорит: «Если вы пребываете в слове Моем», то действительно вы «ученики Мои есте». Блистая всесовершенною верою и без всяких колебаний приняв в свой ум евангельское учение, а о подзаконной сени не очень заботясь, они суть поистине ученики Христовы. А те, кто приступают к Нему не с таким настроением, сами осмеивают себя, не будучи истинными Его учениками и потому лишаясь спасения. Так и блаженный Павел неразумно желавшим после (принятия) веры получать оправдание от закона, ясно говорил в Послании: «Вы упразднились от (остались без) Христа, которые оправдываетесь (по вашему мнению) в законе (чрез закон), от благодати отпали» (Гал. 5:4).

Досточудна поэтому и достопочтенна однообразная вера и непреклонное желание следовать Христу, обращая подзаконные тени в знание о Нем и загадочно сказанное о Нем преобразуя в духовное научение, ибо чрез закон и пророков возвещается тайна о Нем.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга V

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 30-32 Когда Он говорил это, многие уверовали в Него. Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными

Я сказал, что слушатели смиренными речами более увлекались. На это намекает и евангелист. Когда Он говорил это, замечает он, то многие уверовали; говорил «это», то есть речи смиренные и как бы недостойные Его славы. Посему, когда слышишь, что Он говорит о Самом Себе нечто малое и несовершенное, ни в каком случае не смущайся, ибо Он говорит это для слушателей, которые не могут понять что-нибудь высшее и тотчас приходят в ярость. Чего бы не случилось с ними, не могущими постигнуть глубины богословского таинства, когда высота Его славы осталась непостижимою и для христиан, познавших Его силу и спасенных Им? Когда слышишь, что многие уверовали, понимай так, что уверовали просто и как случилось, а не как должно было, уверовали потому, что им понравилось смирение в речах. А что они не были верующими в точном смысле, это очевидно. Ибо Он к уверовавшим иудеям говорил: «если пребудете в слове Моем». Сим показывает, что хотя они уверовали, но поверхностно, и потому не останутся в вере. Обличая же их в этом, показывает, что Он знает сердца их и есть Бог. А как некоторые из прежних мнимых учеников Его удалились, посему к уверовавшим теперь Он говорит: хотя те удалились, но если вы пребудете в Моем слове и вере, то «познаете истину», то есть Меня, ибо Я есмь Истина (Ин. 14, 6). Ныне же вы не знаете истины, потому что закон, блюстителями которого вы себя почитаете, не есть истина, но образ и тень. Если познаете Меня, Который истинен, то «истина освободит вас», то есть Я освобожу вас от грехов. Ибо кто верует во Вземлющего грех мира, тот, без сомнения, свободен от грехов. Как неверующим Он сказал, что «умрете во грехах своих». (Ин. 8, 21), так тем, которые пребудут в вере, обещает свободу от грехов. Ибо законные жертвы и окропления, как образы, не освобождали от грехов, а жертва духовная и истинная чрез веру и познание освобождает (от грехов) нас, которые уже не остаемся рабами, но соделываемся сынами Божиими.

Филарет (Гумилевский), свт. (†1866)

Ст. 30-32 Когда Он говорил это, многие уверовали в Него. Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными

Сия Ему глаголющу мнози вероваша в Него. Как было не одуматься, когда изумительный учитель говорит о будущем как о настоящем? Сила ответов Иисуса хитрым книжникам давала чувствовать превосходство Его перед земными учителями. Глаголаше к уверовавшим Ему иудеом: аще вы пребудете в словеси Моем, воистину ученицы Мои будете, – Небесный учитель, проникавший взором свои сердца людей, видел, что вера новых верующих еще не тверда, легко может поколебаться при встрече с бедами жизни. И Он поспешает подать помощь юным детям веры. Достойный ученик, говорит, верен учению учителя в самые тяжкие минуты жизни. Он пребывает в слове мыслями, чувствами, желаниями; он делами доказывает, что слово пребывает в сердце его. Иначе вера его была бы ростком, не имеющим надежного корня Мф. 13:20. Апостол писал: «будьте исполнители слова, а не слушатели только; обманывающие самих себя. Ибо кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, видящему собственное лицо свое в зеркале, который посмотрел себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в совершенный закон свободы и пребудет в нем: тот будучи не слушателем забывчивым, а исполнителем дела, блажен будет в своем действовании» Иак. 1:22-25. И познаете истину, говорил Господь. Истина – Христова истина, учение Христово Гал. 3:1; Кол. 1:6. Познание истины Господь поставляет в зависимости от пребывания в слове Его. Когда учение Христово перейдет из слова в жизнь: тогда узнают все достоинство и все значение истины Христовой. И истина свободит вы. Свобода коренящаяся на лжи, на заблуждении, – ложная свобода, жалкое рабство. С возрастанием истины Христовой в душе раскрывается истинная свобода души. Как пребывание в слове предшествует верному познанию истины: так познание истины предшествует свободе духа. Таков порядок, указанный Господом! Бывает по временам, что пытаются изменить этот порядок. Сперва хотят быть свободными, чтобы свободно исследовать и дознавать истину: но из того выходят только заблуждения и преступления на несчастье людей. Иному быть нельзя и потому, что этот превратный порядок дознания истины психологически неправилен. И истина свободит вы. От чего? Прежде всего от предрассудков и заблуждений ума, которых так много между людьми. Это оправдано и опытом. От какого густого мрака языческой и иудейской жизни освободилось человечество по милости учения Христова! Еще от чего освободит? От греха не только действительного, но и услаждения в грехе, столько близкого к испорченной душе. Кто в глубине души верит той Божественной Истине, что мы повинные за грехи осуждению примирены с правдою Божиею смертью Сына Божия: в том по благодати Божией является и растет детская любовь к Богу, постепенно освобождающая от услаждения в грехе 1Ин. 3:1; 1Ин. 4:19; Рим. 6:18; Рим. 8:21; Иак. 1:25. А с тем вместе избавляется он от рабского служения закону Рим. 7:6; Гал. 5:1, 13; Гал. 4:26, 31; 1Тим. 1:9.

Учение Евангелиста Иоанна о Слове

Евфимий Зигабен (†1118)

Глаголаше убо Иисус к веровавшым Ему Иудеом

к тем, которые тогда же уверовали.

Аще вы пребудете в словеси Моем, воистинну ученицы Мои будете

Если вы пребудете не так, как другие пребывали, о которых евангелист сказал: от сего мнози от ученик Его идоша вспять и ктому не хождаху с Ним (Ин. 6, 66), – аще вы пребудете, говорит, во словеси Моем т.е. в Моем учении, которое Я сообщу вам, то тогда воистинну ученицы Мои будете, а теперь вы еще не ученики.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

30. Когда Он говорил это, многие уверовали в Него. Ин. 7:31, 6:60, 66, 10:42.
31. Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моём, то вы истинно Мои ученики, Ин. 15:4, 7:17.
32. и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ин. 8:36; Гал. 5:1; Иак. 1:25; Мф. 3 п

 Многие уверовали в Него: уверовали именно как в Мессию; сила и истина слов Господа произвела на них такое впечатление, что они поверили словам Его о Себе как Мессии, хотя эта вера некоторых из многих тотчас же почти оказалась более чем слабою.
– К уверовавшим в Него Иудеям – между многими в этот раз уверовавшими в Господа оказались уверовавшие иудеи. Т. е., по словоупотреблению Иоанна в этих главах, противники Господа, враждебно расположенные к Нему (ст. 22; 7:11, 13, 15 и др.), – такова была сила Его слова, что приводила к вере в Него, хотя и не надолго, даже врагов! Может быть, в числе этих уверовавших теперь были некоторые и из членов Синедриона, ибо, как замечает далее евангелист (Ин. 12:42), и из начальников многие веровали в Него, только по страху пред фарисеями не выказывали этого. Как бы то ни было, но этим теперь уверовавшим иудеям Господь Сам не доверял (ср. 2:24), зная, что эта вера неглубокая, что тотчас же и оправдалось, ибо она не выдержала испытания, какому подверг её Христос, и даже перешла почти тотчас снова в оппозицию Ему (ср. Злат, и Феофил.). Это испытание веры было, правда, нелёгкое («Господь пронзает их душу словами самыми разительными», Злат.), но таково оно и должно было быть в отношении к людям, считавшим себя и представителями и руководителями народной веры. Испытание таково: Господь, без сомнения, знал, что великое дело, какого ожидали тогда (превратно) от Мессии, – это освобождение богоизбранного народа от ненавистного ему ига римского, под которым тогда жил народ. Возводя это понятие о свободе в Царстве Мессии к истинному духовному понятию о сем, Господь и говорит об этом освобождении их Мессиею, но не прямо, а несколько прикровенно, так сказать, не договаривая сначала, предлагает им действительное средство к свободе, но, не определяя сначала – к какой свободе.
– Если пребудете в слове Моём: вот средство к свободе. Пребыть в слове Его значит – приняв с верою Его учение – твёрдо стоять в нём, не колебаться, сделать его основным началом своей нравственно-религиозной и всей жизни. Условная форма речи (если...) в устах Господа давала им понять, что здесь встретятся препятствия, что в их сердцах слово Его может встретить такие предрассудки и предубеждения, по которым оно может быть не принято ими, не пустить корня (ср. Ин. 5:38).
– То вы истинно Мои ученики: истинно, действительно, а не внешне только, не по временному только увлечению, может быть, лёгкому, поверхностному, как теперь (ср. Злат, и Феофил.).
– И познаете истину: под этим условием – если пребудете в слове Моём – вы достигнете высшего духовного просвещения, именно познаете истину, так как истина есть содержание учения Христова и познание её есть неотъемлемая принадлежность верующего во Христа (ср. 17:17; 1Ин. 1 и далее).
– И истина, или познание этой истины, просвещение этой истиной, сделает вас свободными: т. е. от греха, как вслед за сим объясняет Сам Христос, но теперь умалчивает, производя испытание веры этих вновь уверовавших иудеев.
– Или прямее: «познаете истину, т. е. Меня, ибо Я есмь истина (Ин. 14:6)... Если познаете Меня, Который истинен, то истина освободит вас, т. е. Я освобожу вас от грехов. Ибо кто верует во вземлющего грех мира, тот, без сомнения, свободен от грехов» (Феофил.). В этой свободе, которую дарует истина, и состоит истинная свобода в мессианском Царстве.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 31-33. Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и позна́ете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? 

Ст. 31-33. Глаголаше убо Иисус к веровавшим ему Иудеом: аще вы пребудете во словеси моем, воистинну ученицы мои будете. И уразумеете истину и истина свободит вы. Отвещаша и реша ему: семя Авраамле есмы и никомуже работахом николиже: како ты глаголеши, яко свободни будете;
 

Отличие веры «Иудеев» от веры людей «простых сердцем» заключалось в том, что убеждаясь, что Господь Иисус есть Мессия, они не хотят однако «пребыть во словеси Его». Признавая в эту минуту, что Господь Иисус есть Христос, они однако не хотят отказаться от несбыточных надежд земного царства, от всех предрассудков своих, от кичливости Иудея и книжника; они не могут подняться до любви к Богу и ближним своим и уразуметь душою сию великую тайну царствия Божия: что Бог есть любовь (1Ин.3:8,23;4:21). Господь хочет возвести их на Свой путь («Аз есмь путь» Ин.14:6), глаголя к ним: «аще вы пребудете во словеси моем, воистинну ученицы мои будете и уразумеете истину и истина свободит вы».

Но Иудеи не восхотели понять глубоких священных слов сих. Они не могли и не хотели понять, что только отрешившись навсегда от своего кичливого разума и восприяв сердцем Божественный огнь, могли они соделаться учениками Господа и идти по пути, Им указанному, который приведет их к нравственной свободе, к той свободе, которая отрешает человека от материальных уз земли и среды, в коей он живет, и от всех мелких и суетных влияний, воздымая его выше их и делая его по истине свободным от сей кратковременной жизни, ибо по истине «страннии и пришельцы есмы на земли и взыскуем вечного отечествия» (Евр.11:13-14).

Только пребывая во словесах Господних, могли Иудеи уразуметь истину (абсолютную), которая могла освободить их от оков их безумия. Истина здесь разумеется не как отвлеченное только понятие, но как воплощение Самого Бога Слова, вечной истины, ибо «Бог есть истина и суды Его праведны» (Пс.18:9;88:34;110:7;Ис.65:16). «Небо и земля прейдут, словеса же Господа не прейдут» (Мф.24:35). Посему и ранее (ст. 25) глаголал Господь: «Аз есмь начаток, яко и глаголю вам» (см. выше на ст. 25.).

Уразуметь истину есть уверовать, что Господь Иисус есть Христос, – и есть вместе с тем уразуметь волю Божию и тем освободиться от рабства плоти и греха и земли, ибо «где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3:17).

Таково учение, преподанное Господом Иудеям; таково учение любви, коим Он и этих хульников и озлобленных влек к Себе, но не только сердце их было глубоко испорчено, – даже самый разум их был отуманен разлагающим воспитанием Иудейских школ. Привыкшие к букве Иудеи не понимают духа слов Господа; они начинают препираться о словах, давая им самое узкое толкование и тем выказывая себя совершенно неспособными подняться на высоту, куда хочет вести их Господь. Перед ними носятся призраки величия народа, которым как рабами вскоре за тем наводнены были все базары Востока (Флавий Иос. война Иуд. кн. 6, гл. 44; кн. 7, гл. 25, 27). Они указывают на Авраама и данные ему обетования, забывая, что их грехи и неверие были уже причиной их рабства в руках многих народов, – но главное, не понимая того, что только «все верующие благословятся с верным Авраамом» (Галат.3:9,16 и ср. Быт.12:7). Иудеи, говоря о рабстве, и не подозревают, что есть рабство духовное, в котором они находятся; что земное рабство кончается с мимолетною жизнью земною, и никакой тиран не в состоянии удержать раба, душа которого освободилась от земных уз, – но что рабство духовное, рабство греха и злобы и неверия сковывает бессмертную душу и за гробом.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 30-32 Kогда Он говорил это, многие уверовали в Него. Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными

Христос говорил с особой силой убеждения, и Его слова были так действенны, что многие из Его слушателей-иудеев уверовали в Него и, конечно, чем-нибудь заявили о происшедшей в их сердцах перемене. Но к этой группе иудеев Господь обращается с увещанием стать на самом деле Его учениками. Недостаточно, если они будут выражать только согласие с Его учением, нужно всю свою жизнь и мышление направить по указанному Христом пути. Нужно, чтобы они познали истину, возвещаемую Христом, во всем ее объеме, тогда они действительно будут свободны.

«Истина сделает вас свободными». Христос говорит здесь о свободе от гибельного влияния, которое оказывали на иудеев раввины-фарисеи. Такая свобода могла быть приобретена только через твердое и самостоятельное усвоение и через опытное исследование возвещенной Христом истины (ср. Ин.6:68 и сл.; Ин.3:33, 7:17).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible