Скрыть
Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 31-34 Глаголаше убо Иисус к веровавшым Ему Иудеом: аще вы пребудете во словеси Моем, воистинну ученицы Мои будете и уразумеете истину, и истина свободит вы. Отвещаша (и реша) Ему: семя Авраамле есмы и ни комуже работахом николиже: како Ты глаголеши, яко свободни будете; Отвеща им Иисус: аминь, аминь глаголю вам, яко всяк творяй грех раб есть греха

Христос, желая углубить в иудеях веру, так, чтобы она не была поверхностною, пронзает душу их словами самыми разительными. Конечно, им, как верующим, естественно было бы и обличения перенести; но они тотчас вознегодовали. Как же (Христос) в этом случае поступает? Сначала увещевает: аще вы пребудете во словеси Моем, воистинну ученицы Мои будете, и истина свободит вы. Как бы так говорит: Я намерен нанести вам глубокую рану, но вы не бойтесь. Впрочем, этим же самым Он уже смирил и гордость их души. От чего, скажи мне, освободит? От грехов. Что же эти гордецы? Семя Авраамле есмы и ни комуже работахом николиже (ст. 33). Тотчас ниспала мысль их, а это произошло оттого, что они были крайне пристрастны к предметам мирским. Аще пребудете во словеси Моем. Этим Он показал, что Он знает тайны их сердца, знает, что они, хотя и уверовали, но не были твердыми в вере. При этом Он обещает им нечто великое, именно – что они будут Его учениками. Так как некоторые прежде отпали от Него, то, намекая на них, Он говорит: аще пребудете; ведь и те слушали и уверовали, но отпали, потому что не были твердыми в вере. В самом деле, мнози от ученик Его идоша вспять и ктому не хождаху с Ним (6, 66). Уразумеете истину, то есть Меня, потому что Аз есмь истина (14, 6). Все иудейское было образом, а истину вы узнаете от Меня, и она освободит вас от грехов. Как тем Он говорил: во гресех ваших умрете, так и этим сказал: свободит вы.

Не сказал: Я избавляю вас от рабства, но представил им самим уразуметь это. Что ж они? Семя Авраамле есмы и ни комуже работахом николиже. Но если уж следовало негодовать, то справедливее было бы на то, что Он сказал прежде, именно: уразумеете истину, и – сказать: что же? Разве теперь мы не знаем истины? Значит, закон и наше знание – ложь? Но они ни о чем этом не заботились, а беспокоятся о мирских делах, предполагая этого рода рабство. Есть, подлинно есть и теперь много таких, которые стыдятся вещей безразличных и этого рабства; но не стыдятся рабства греховного, и лучше хотели бы тысячу раз назваться рабами в этом отношении, нежели однажды в том. Таковы-то были и иудеи. Они и не знали другого рабства, а потому и говорят: ты назвал рабами людей, происшедших от рода Авраамова, – людей благородных, которых, по этой именно причине, не следовало называть рабами. Мы, говорят, никогда не были рабами. Вот чем тщеславятся иудеи! Мы – семя Авраамле, мы – израильтяне; а о своих делах никогда не упоминают. Поэтому Иоанн взывал к ним, говоря: не начинайте глаголати в себе: отца имамы Авраама (Мф. 3, 9). Но почему Христос не обличил их? Ведь они много раз бывали в рабстве: и у египтян, и у вавилонян, и у многих других. Потому, что Он говорил не для состязания с ними, но для их спасения и пользы: вот о чем Он заботился. Он мог бы, конечно, сказать о четырехстах лет рабства; мог бы сказать о семидесяти; мог бы сказать о рабстве во времена Судей, иногда в продолжение двадцати лет, иногда двух, иногда семи; мог бы сказать, что они никогда не переставали быть рабами. Но Он старался доказать не то, что они были рабами людей, но что они – рабы греха. А это рабство и есть самое тяжкое; от него может избавить один только Бог, потому что никто другой не может отпускать грехов, что они и сами признавали. И так как они признавали это делом Божиим, то Он и приводит их к этому, и говорит: всяк, творяй грех, раб есть греха (8, 34), показывая, что Он говорит об этой свободе, о свободе от этого именно рабства.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?

«Отвещаша Ему семя Авраамле есмы и никомуже работахом николиже: како Ты глаголеши, яко свободни будете». Опять подвергают осмеянию обещание Спасителя нашего – даже более, негодуют, якобы оскорбленные. Для того, говорят, кто непричастен никакому рабству, какая же может быть нужда в призывающем нас к свободе и как бы в качестве дара сообщающем уже присущее нам? Не знают они, хотя и привыкли много думать о себе, что праотец Авраам не был сыном, судя по мирскому, знатного отца и не блистал отличиями этой жизни, но прославился одною только верою в Бога: «Поверил, – сказано, – Авраам Богу, и вменена ему в праведность вера, и другом Божиим был назван» (Иак. 2:23). Отсюда со всею ясностью можешь видеть причину присущей ему славы. Так как назван другом Вседержителя Бога, то поэтому и стал великим и славным, вменена ему вера в праведность и правда от веры соделалась для него причиною свободы по Богу. Итак, когда, уверовав, он получил оправдание, то есть когда отвергся неблагородства греховного, тогда явился знатным и благородным и свободным. Неразумно поэтому иудеи, презирая освободившую и самого первоначальника рода благодать, сосредоточивают свои помыслы на одном только освобожденном ею (Аврааме), но, не обращая внимания на то, откуда происходит и куда направляет эта слава его, бесчестят Подателя присущих ему качеств, оставляют в пренебрежении Источник всякого благородства и преувеличенно думают об удостоенном причастия к Нему (Аврааме).

Оказываются пустыми хвастунами также и в заявлении, что они никому никогда не рабствовали, – этими своими словами они изобличаются как лгуны. Ведь они были в рабстве у египтян в течение четырехсот тридцати лет, только благодаря вышней благодати были выведены из дома рабства и из печи железной, как написано (Втор. 4:20), то есть жестоковластия египтян. Были в рабстве и у вавилонян и ассириян, которые, опустошив всю Иудейскую страну и самый Иерусалим, переселили в свою страну всего Израиля. Итак, совершенно не здравомысленна речь иудеев, ибо кроме неведения об истинном рабстве, разумею рабство во грехах, они совершенно отвергают и другое неблагородное рабство (политическое), имея ум, привыкший высокомудрствовать по ничтожным поводам.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга V

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 33-36 Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете

Гордые иудеи опять привязываются к суетному благородству и с яростью говорят: «мы семя Авраамово». Если и нужно им было негодовать, то на что-нибудь другое. Он сказал им: вы познаете истину. Посему им следовало бы сказать: что ж, разве ныне мы не знаем истины? Разве все предписания закона и наше познание ложны? Но они ни о чем таком не заботились: они беспокоятся о делах мирских, думая, что Он укоряет их в рабстве и низком происхождении. «Мы семя Авраамово». Нигде они не упоминают о своих достоинствах, но обращаются к отцам. Посему и Иоанн говорит им: не начинайте говорить, что отец у Нас Авраам (Мф. 3:9). Говоря, что никому не были рабами, они явно лгали. Ибо каждый раз, как были пленяемы, они были в порабощении: у египтян, вавилонян и многих иных народов. Господь не обличает их во лжи. Его цель доказать не то, что они рабы человеков, но что они рабы греха. А это рабство и есть самое тяжкое, и от него может избавить один только Бог. Ибо отпускать грехи - дело одного только Бога. Посему говорит: «всякий, делающий грех, есть раб греха», а посему и вы, поколику грешны, также рабы. На это они могли сказать, что хотя мы и подлежим такому рабству, но у нас есть жертвы, есть священники, которые очищают нас от грехов. Он говорит, что и они рабы, потому что все грешили, и лишены славы Божией (Рим. 3, 23). Впрочем, священники ваши, будучи сами рабами, не имеют власти другим прощать грехи. Об этом яснее говорит апостол Павел, именно: что священник должен приносить жертву и за самого себя, как за народ, потому что и сам обложен немощами (Евр. 5, 2. 3). «Раб, - говорит, - не пребывает в дому», то есть не имеет власти дарить что-нибудь, так как он не господин дому, а сын-господин дому и пребывает в доме. Домом называет власть, подобно как в другом месте именует домом начальство, говоря, что «в доме Отца Моего обителей много» (Ин. 14:2). Итак, те священники ваши, будучи рабами, не имели власти прощать грехи. А Я, Сын, пребывающий в дому, то есть имеющий власть и самостоятельное начальство, Владыка дома, одарю вас свободою, потому что все - Мое, и Я единосилен и единовластен со Отцом. Когда Я вас освобожу, тогда вы будете почтены истинною свободою. Теперь вы присвояете себе ложную свободу, а Мною будете освобождены существенно и истинно.

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?

Лгут несчастные, ослепляемые гордостью и самомнением; не видят своего бедственного состояния, своего порабощения не только в духовном отношении, но и в отношении гражданском. Иудеи в разные эпохи были рабами и египтян и многих ханаанских народов, и вавилонян, и сириян. В то время, в которое так бесстыдно провозглашали о своей свободе, они были в полном порабощении у римлян.

Аскетическая проповедь

Евфимий Зигабен (†1118)

Отвещаша (и реша Ему): семя Авраамле есмы и ни комуже работахом николиже: како Ты глаголеши, яко свободни будете

Они не возражают Иисусу Христу: как, разве ложен закон? Разве ложно знание иудейское? Этого они не говорят, не об этом у них забота; а они негодуют на оскорбление плотского их благородства, предполагая, что Иисус Христос как рабам какого-то человека сказал им: свободит вы. Справедливо поэтому говорил им Иоанн: и не начинайте глаголати в себе: отца имамы Авраама (Мф. 3:9). Этим действительно хвастались иудеи. Не имея возможности похвалиться собственными добродетелями, они выставляли на вид благородство предков. Но что же Иисус Христос? Не изобличил их в том, что они часто находились в рабстве – у египтян, вавилонян и у разных других народов, умолчал об этом рабстве, которое нисколько не вредит благородству души; Он сказал о грехе, который вредит этому благородству и порабощает его. Такое рабство самое тяжелое и от него не может освободить никто другой, кроме одного только Иисуса Христа и Его учения.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

33. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Мф. 3 п.; Лев. 25:39.

 Ему отвечали: подразумевается – те же, к которым Он обращал предшествующую речь, т. е. уверовавшие в Него иудеи (ст. 31). Сейчас же и оказалось, какова эта их вера, «тотчас ниспала их мысль, а это произошло оттого, что они были крайне пристрастны к предметам мирским» (Злат.).
– Мы семя Авраамово: т. е. потомки Авраамовы, а потомству его обещано было господство над миром и благословение чрез него мира (ср. Быт. 12:7, 22:1 и далее; Ин. 17:16).
– И не были рабами никому никогда: очевидно, это крайнее преувеличение, порождённое страстью, которая так затронута словом Господа, страстью гордости происхождения своего от Авраама, страстью национальной гордости, униженной, уязвлённой и в прошедшем и в настоящем; это крик от разбережённой раны. При этом страстном болезненном крике они как бы забывают о рабстве Египетском, Вавилонском и других менее важных временах рабства, и о настоящем римском, которое, впрочем, как бы в удовлетворение их гордости оставляло им призрак политической свободы.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 31-33. Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и позна́ете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? 

Ст. 31-33. Глаголаше убо Иисус к веровавшим ему Иудеом: аще вы пребудете во словеси моем, воистинну ученицы мои будете. И уразумеете истину и истина свободит вы. Отвещаша и реша ему: семя Авраамле есмы и никомуже работахом николиже: како ты глаголеши, яко свободни будете;
 

Отличие веры «Иудеев» от веры людей «простых сердцем» заключалось в том, что убеждаясь, что Господь Иисус есть Мессия, они не хотят однако «пребыть во словеси Его». Признавая в эту минуту, что Господь Иисус есть Христос, они однако не хотят отказаться от несбыточных надежд земного царства, от всех предрассудков своих, от кичливости Иудея и книжника; они не могут подняться до любви к Богу и ближним своим и уразуметь душою сию великую тайну царствия Божия: что Бог есть любовь (1Ин.3:8,23;4:21). Господь хочет возвести их на Свой путь («Аз есмь путь» Ин.14:6), глаголя к ним: «аще вы пребудете во словеси моем, воистинну ученицы мои будете и уразумеете истину и истина свободит вы».

Но Иудеи не восхотели понять глубоких священных слов сих. Они не могли и не хотели понять, что только отрешившись навсегда от своего кичливого разума и восприяв сердцем Божественный огнь, могли они соделаться учениками Господа и идти по пути, Им указанному, который приведет их к нравственной свободе, к той свободе, которая отрешает человека от материальных уз земли и среды, в коей он живет, и от всех мелких и суетных влияний, воздымая его выше их и делая его по истине свободным от сей кратковременной жизни, ибо по истине «страннии и пришельцы есмы на земли и взыскуем вечного отечествия» (Евр.11:13-14).

Только пребывая во словесах Господних, могли Иудеи уразуметь истину (абсолютную), которая могла освободить их от оков их безумия. Истина здесь разумеется не как отвлеченное только понятие, но как воплощение Самого Бога Слова, вечной истины, ибо «Бог есть истина и суды Его праведны» (Пс.18:9;88:34;110:7;Ис.65:16). «Небо и земля прейдут, словеса же Господа не прейдут» (Мф.24:35). Посему и ранее (ст. 25) глаголал Господь: «Аз есмь начаток, яко и глаголю вам» (см. выше на ст. 25.).

Уразуметь истину есть уверовать, что Господь Иисус есть Христос, – и есть вместе с тем уразуметь волю Божию и тем освободиться от рабства плоти и греха и земли, ибо «где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3:17).

Таково учение, преподанное Господом Иудеям; таково учение любви, коим Он и этих хульников и озлобленных влек к Себе, но не только сердце их было глубоко испорчено, – даже самый разум их был отуманен разлагающим воспитанием Иудейских школ. Привыкшие к букве Иудеи не понимают духа слов Господа; они начинают препираться о словах, давая им самое узкое толкование и тем выказывая себя совершенно неспособными подняться на высоту, куда хочет вести их Господь. Перед ними носятся призраки величия народа, которым как рабами вскоре за тем наводнены были все базары Востока (Флавий Иос. война Иуд. кн. 6, гл. 44; кн. 7, гл. 25, 27). Они указывают на Авраама и данные ему обетования, забывая, что их грехи и неверие были уже причиной их рабства в руках многих народов, – но главное, не понимая того, что только «все верующие благословятся с верным Авраамом» (Галат.3:9,16 и ср. Быт.12:7). Иудеи, говоря о рабстве, и не подозревают, что есть рабство духовное, в котором они находятся; что земное рабство кончается с мимолетною жизнью земною, и никакой тиран не в состоянии удержать раба, душа которого освободилась от земных уз, – но что рабство духовное, рабство греха и злобы и неверия сковывает бессмертную душу и за гробом.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными

Услышав, что Христос обещает даровать им какую-то свободу, уверовавшие во Христа иудеи обижаются на Его слова. «Значит, – говорят они, – Христос считает нас еще несвободными. А ведь они никогда не были ничьими рабами!» Kакую «свободу» они имели в виду, говоря это? Kонечно, не политическую. Они не могли не знать, что такой свободы у них давно уже не было, что действительным владыкой иудеев был представитель римского императора, прокуратор. Свобода, которую они думают иметь, это свобода духовная, свобода от чуждого языческого влияния: язычники могли поработить их, но духа их они пленить не могли…

Толковая Библия

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О свободе.

Ин.8:32-34. «Познайте истину», т. е. Христа: Ин.14:6, «и истина сделает вас свободными» от рабства греху: Рим.6:17, хотя полной свободы от греха на земле не достигается: Рим.7:18-24. Стало быть, здесь разумеется не та свобода, которую обещают находящиеся в заблуждении 2Петр.2:18-19, а свобода евангельская: Гал.5:13; 1Пет.2:16.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible