Скрыть
Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 31-34 Глаголаше убо Иисус к веровавшым Ему Иудеом: аще вы пребудете во словеси Моем, воистинну ученицы Мои будете и уразумеете истину, и истина свободит вы. Отвещаша (и реша) Ему: семя Авраамле есмы и ни комуже работахом николиже: како Ты глаголеши, яко свободни будете; Отвеща им Иисус: аминь, аминь глаголю вам, яко всяк творяй грех раб есть греха

Христос, желая углубить в иудеях веру, так, чтобы она не была поверхностною, пронзает душу их словами самыми разительными. Конечно, им, как верующим, естественно было бы и обличения перенести; но они тотчас вознегодовали. Как же (Христос) в этом случае поступает? Сначала увещевает: аще вы пребудете во словеси Моем, воистинну ученицы Мои будете, и истина свободит вы. Как бы так говорит: Я намерен нанести вам глубокую рану, но вы не бойтесь. Впрочем, этим же самым Он уже смирил и гордость их души. От чего, скажи мне, освободит? От грехов. Что же эти гордецы? Семя Авраамле есмы и ни комуже работахом николиже (ст. 33). Тотчас ниспала мысль их, а это произошло оттого, что они были крайне пристрастны к предметам мирским. Аще пребудете во словеси Моем. Этим Он показал, что Он знает тайны их сердца, знает, что они, хотя и уверовали, но не были твердыми в вере. При этом Он обещает им нечто великое, именно – что они будут Его учениками. Так как некоторые прежде отпали от Него, то, намекая на них, Он говорит: аще пребудете; ведь и те слушали и уверовали, но отпали, потому что не были твердыми в вере. В самом деле, мнози от ученик Его идоша вспять и ктому не хождаху с Ним (6, 66). Уразумеете истину, то есть Меня, потому что Аз есмь истина (14, 6). Все иудейское было образом, а истину вы узнаете от Меня, и она освободит вас от грехов. Как тем Он говорил: во гресех ваших умрете, так и этим сказал: свободит вы.

Не сказал: Я избавляю вас от рабства, но представил им самим уразуметь это. Что ж они? Семя Авраамле есмы и ни комуже работахом николиже. Но если уж следовало негодовать, то справедливее было бы на то, что Он сказал прежде, именно: уразумеете истину, и – сказать: что же? Разве теперь мы не знаем истины? Значит, закон и наше знание – ложь? Но они ни о чем этом не заботились, а беспокоятся о мирских делах, предполагая этого рода рабство. Есть, подлинно есть и теперь много таких, которые стыдятся вещей безразличных и этого рабства; но не стыдятся рабства греховного, и лучше хотели бы тысячу раз назваться рабами в этом отношении, нежели однажды в том. Таковы-то были и иудеи. Они и не знали другого рабства, а потому и говорят: ты назвал рабами людей, происшедших от рода Авраамова, – людей благородных, которых, по этой именно причине, не следовало называть рабами. Мы, говорят, никогда не были рабами. Вот чем тщеславятся иудеи! Мы – семя Авраамле, мы – израильтяне; а о своих делах никогда не упоминают. Поэтому Иоанн взывал к ним, говоря: не начинайте глаголати в себе: отца имамы Авраама (Мф. 3, 9). Но почему Христос не обличил их? Ведь они много раз бывали в рабстве: и у египтян, и у вавилонян, и у многих других. Потому, что Он говорил не для состязания с ними, но для их спасения и пользы: вот о чем Он заботился. Он мог бы, конечно, сказать о четырехстах лет рабства; мог бы сказать о семидесяти; мог бы сказать о рабстве во времена Судей, иногда в продолжение двадцати лет, иногда двух, иногда семи; мог бы сказать, что они никогда не переставали быть рабами. Но Он старался доказать не то, что они были рабами людей, но что они – рабы греха. А это рабство и есть самое тяжкое; от него может избавить один только Бог, потому что никто другой не может отпускать грехов, что они и сами признавали. И так как они признавали это делом Божиим, то Он и приводит их к этому, и говорит: всяк, творяй грех, раб есть греха (8, 34), показывая, что Он говорит об этой свободе, о свободе от этого именно рабства.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха

«Отвеща им Спаситель: истинно, истинно глаголю вам, яко всяк творяй грех раб есть греха». Как душевных и смотрящих на одно только телесное отвращает их от присущего им неведения, направляет к более духовному и переводит как бы на непроторенное и совершенно необычное наставление, показывая им сокровенное и в течение долгих времен остававшееся неизвестным рабство. При этом премудро опускает (обличение в том), что они ложно говорят, будто «никому не рабствовали мы никогда» (Ин. 8:33), равно как не указывает и на то, что они напрасно хвастают благородством праотца своего, дабы опять не дать им повода к неподобающим поступкам, так как они были уже возбуждены и весьма склонны к гневу. Ограничиваясь как бы самым необходимым и что надлежало им узнать, Он говорит, что «раб» есть «греха» тот, кто «творит» его. Говорит как бы так: человек, находящийся на земле, как известно вам, есть сложное некое животное, именно из души и тела, – и рабство по плоти касается плоти, а касающееся души и бывающее в душе имеет грех своею варварскою матерью. Поэтому отпущение человека из рабства плотского принадлежит власти владык, а освобождение от греха надлежит усвоять одному только Богу и никому другому не подобает.

Итак, убеждает мыслить правильно и стремиться к истинной и действительной свободе и таким образом искать уже не совершенно в этом отношении для них бесполезной знатности предков, но одного только Бога, владычествующего над собственными законами, которых преступление производит грех, питающий душевное рабство. Господь наш Иисус Христос, как кажется, прикровенно еще и весьма примрачно обличает их как всуе высокомудрствовавших о человеке и думавших, что блаженный Авраам был совершенно свободен. Объявив вообще, что «всякий, делающий грех, есть раб греха», Он и самого Авраама включает в сети как бывшего некогда рабом греха. Ведь он оправдан не как бывший праведным, но когда уверовал Богу, быв призван к свободе вследствие оправдания. И конечно, не по зависти к славе праведника мы говорим это, но так как нет никого среди людей, кто бы не испытал стрел греха, но даже и считающийся великим подвержен игу греха, по написанному: «Нет праведного никого, ибо все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:10, 23). Слава же Божия между прочим состоит и в том, чтобы не иметь никакой возможности впасть в грех, что действительно и принадлежит одному Христу, ибо один Он стал «в мертвых свободен» (Пс. 87:6), так как не соделал греха, хотя и оказался среди мертвых, то есть (как человек) находился среди людей, над которыми некогда властвовала греховная смерть.

Итак – обобщу смысл толкуемых слов, – Господь несколько прикровенно указывает на то, что и сам блаженный Авраам, некогда рабствовавший греху и освобожденный от него посредством одной только веры во Христа, не в состоянии сообщить другим духовное благородство, так как не может обладать властию для освобождения кого-либо тот, кто сам освободился от рабства греху не чрез себя самого, равно и не оказывается дарователем свободы себе самому, но получил ее от другого, очевидно, от Самого оправдывающего Христа.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга V

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 33-36 Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете

Гордые иудеи опять привязываются к суетному благородству и с яростью говорят: «мы семя Авраамово». Если и нужно им было негодовать, то на что-нибудь другое. Он сказал им: вы познаете истину. Посему им следовало бы сказать: что ж, разве ныне мы не знаем истины? Разве все предписания закона и наше познание ложны? Но они ни о чем таком не заботились: они беспокоятся о делах мирских, думая, что Он укоряет их в рабстве и низком происхождении. «Мы семя Авраамово». Нигде они не упоминают о своих достоинствах, но обращаются к отцам. Посему и Иоанн говорит им: не начинайте говорить, что отец у Нас Авраам (Мф. 3:9). Говоря, что никому не были рабами, они явно лгали. Ибо каждый раз, как были пленяемы, они были в порабощении: у египтян, вавилонян и многих иных народов. Господь не обличает их во лжи. Его цель доказать не то, что они рабы человеков, но что они рабы греха. А это рабство и есть самое тяжкое, и от него может избавить один только Бог. Ибо отпускать грехи - дело одного только Бога. Посему говорит: «всякий, делающий грех, есть раб греха», а посему и вы, поколику грешны, также рабы. На это они могли сказать, что хотя мы и подлежим такому рабству, но у нас есть жертвы, есть священники, которые очищают нас от грехов. Он говорит, что и они рабы, потому что все грешили, и лишены славы Божией (Рим. 3, 23). Впрочем, священники ваши, будучи сами рабами, не имеют власти другим прощать грехи. Об этом яснее говорит апостол Павел, именно: что священник должен приносить жертву и за самого себя, как за народ, потому что и сам обложен немощами (Евр. 5, 2. 3). «Раб, - говорит, - не пребывает в дому», то есть не имеет власти дарить что-нибудь, так как он не господин дому, а сын-господин дому и пребывает в доме. Домом называет власть, подобно как в другом месте именует домом начальство, говоря, что «в доме Отца Моего обителей много» (Ин. 14:2). Итак, те священники ваши, будучи рабами, не имели власти прощать грехи. А Я, Сын, пребывающий в дому, то есть имеющий власть и самостоятельное начальство, Владыка дома, одарю вас свободою, потому что все - Мое, и Я единосилен и единовластен со Отцом. Когда Я вас освобожу, тогда вы будете почтены истинною свободою. Теперь вы присвояете себе ложную свободу, а Мною будете освобождены существенно и истинно.

Евфимий Зигабен (†1118)

Отвеща им Иисус: аминь, аминь глаголю вам, яко всяк творяй грех раб есть греха

Показывает, что выше Он разумел рабство греху, а не рабство власти человеческой. А чтобы иудеи не сказали: «Моисей освободил нас от него», – Иисус Христос посредством сравнения показывает, что Моисей не имеет такой власти, потому что сам он был рабом, а имеет Он, как Сын.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

34. Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.Рим. 6:1 д.; Рим. 8:1 д. 2Пет. 2:19.
35. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Исх. 21:2; Быт. 21:10; Гал. 4:30; Пс. 22:61Кор. 7:32; Гал. 5:1.
36. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.

 Делающий грех есть раб греха: «показывает, что о рабстве говорит другом, – рабстве греху, а не рабстве власти человеческой» (Евф. Зиг.). «Господь не обличает их во лжи. Его цель – доказать не то, что они рабы человеков, но что они рабы греха» (Феофил., ср. Злат.).
– Раб греха: преданный греху какому-либо вполне подчинён ему; грех обладает им против его воли, влечёт его к тому, чего он иногда не хочет, как бы цепями сковывает его волю, обладает им так, как господин обладает рабом – невольником и делает с ним что хочет. Прекрасное изображение этого рабства греху у Ап. Павла – (Рим. 6 и далее; 7 и далее).
– Раб не пребывает и пр.:·связь и последовательность мысли такова: что предстоит рабу греха? Изгнание из Царства Мессии. Преданный греху и не желающий свергнуть с себя иго его не может оставаться в святом Царстве Мессии, где должна быть полная духовная свобода, где все члены его должны сознавать себя как дети одного Отца Небесного. Таким образом, чтобы раб греха мог быть членом Царства Христова, он имеет нужду в освобождении от греха, а такое освобождение он может получить только от Сына Человеческого, как раб не может освободиться от своего рабства, если не освободит его господин его (сын домохозяина, как наследник и будущий обладатель всего дома, следовательно, и рабов). Эту мысль о духовном освобождении людей от греха Сыном Божиим, как имеющим власть прощать грехи человеку под условием веры сего последнего в Него как Искупителя, Господь облекает в образ, заимствованный из обыденной гражданской жизни, из положения раба – невольника в семействе при тогдашнем его гражданском отношении.
– Раб не пребывает в доме (т. е. в семействе, в фамилии) вечно (т. е. постоянно, до смерти): его господин, чем-либо недовольный им, может отослать его от себя или продать; любя же его, он может дать ему полную свободу и ввести его как члена в своё семейство. Это положение раба в доме противоположно положению сына господина дома, который, как наследник всего дома, не может быть ни изгнан, ни продан, а остаётся сыном и наследником вечно до своей смерти (разумеется, при обыкновенном положении дел). Сын, как наследник всего, может освободить рабов, сделать их самостоятельными членами государства. Очевидно, слово сын относится здесь к Самому Христу, имеющему власть освободить от рабства греху род человеческий. Христос Своею смертью снял со всех иго греха и сделал свободными от него, верою во Христа всякий может усвоить себе таковую свободу, неверием – снова подпасть под это иго (1Кор. 3:22; Рим. 8:2, 35 и далее; 2Кор. 6 и далее). Эту духовную свободу и обещает Господь тем, кто пребудет в слове Его (см. прим. к ст. 31).

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 34-36. Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете. 

Ст. 34-36. Отвеща им Иисус: аминь, аминь глаголю вам, яко всяк творяй грех раб есть греха: Раб же не пребывает в дому во век: сын пребывает во век: Аще убо Сын вы свободит, воистинну свободни будете:


«Всяк творяй грех раб есть греха», глаголет Господь и пусть всякий, хоть несколько изучающий свою душу, скажет, что он не делается рабом того греховного желания, которое овладевает им. Нет, как ни ужасно, как ни постыдно овладевающее человеком греховное стремление, как ни гнусно оно даже для разума самого этого человека, обуреваемого страстию, – но он только силою воли, и притом только при помощи Божией, – может освободиться от того, чтобы не пасть низко, пасть в собственных глазах своих: до такой степени сильно то рабство, в котором пребывает человек, – и только один Бог может поднять его и «свободить его». Посему-то и сказано: «Аще убо Сын вы свободит, воистинну свободни будете»; и в другом месте:.. «явился Сын Божий, да разрушит дела диавола» (1Ин.3:4,8).

Но в слове Господнем «творяй грех», ὁ ποιῶν τὴν ὰμαρτὶαν, – есть еще более широкое указание. Много грехов прощал и прощает милосердый Господь (Мф.12:31; см. и Мф.9:13: «Господь пришел не праведных, а грешных призвать к покаянию») при покаянии, но под словом «творяй грех» постоянно, настойчиво, с убеждением своей правоты, разумеется нераскаянный грешник, идущий неуклонно по пути неверия и злобы и самонадеянной кичливости как Иудеи, которых посему (ниже ст. 44) Господь и назвал «сынами диавола», ибо они не хотели спасения, считая себя совершенными и не нуждающимися в покаянии (ср. слова Иоанна Крестителя фарисеям и саддукеям Мф.3:7; «порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева?»). Рабы греха и сыны диавола по гордости и злобе, они возмутились, слыша, что они станут свободными лишь тогда, когда Истина освободит их (ст. 32). Господь теперь яснее раскрывает им, кто Истина! «Аще убо Сын вы свободит, воистинну свободни будете»... Ибо «раб не пребывает в дому во век, Сын пребывает во век».

Господь, пришед на землю и родившись от Девы, обрученной мужу из колена Давидова, явился во плоти среди народа обетования. Но народ сей утратил, – по крайней мере среди учителей своих и начальников своих, – высшие духовные начала. Среди него царствовал грех, – не случайный, не частный, а общий, вошедший в строй его умственной и материальной жизни, приявший форму гордости и злобы и неправды во всех ее видах. Освободить от сего рабства сначала народ обетования, а с ним и через него (мы говорим об Апостолах и учениках Господа. Эти Иудеи по рождению были орудиями Божиими) все человечество, – пришел на землю Сын Божий. «Господь пришед к своим и свои Его не приняли» (Ин.1:11), но «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими» (Ин.1:12). Но кто же были сии приявшие Господа? кто были те, которые удостоились счастия быть восприятыми Богом во усыновление? В той же первой главе Иоанна (Ин.1:12,13) указано что счастие сие предоставлено лишь верующим, что не рождение по плоти может дать сие преимущество, но рождение духовное от Бога. Сие таинственное рождение еще яснее раскрывается в беседе Господа с Никодимом и называется рождением от Духа» и «рождением водою и Духом» (Ин.3:3,5 и см. весь опыт изучения сей главы).

Стало быть все те, кои не рождены от Бога, не возродились водою и Духом, остались в рабстве греха и не получили свободы чрез усыновление Богом. Сие-то Господь и выясняет Иудеям, предупреждая их, что раб изгоняется из дома, а только Сын и чрез Него усыновленные пребывают в доме Отца, в доме счастия и правды и любви. Они же «делатели неправды... увидят себя изгоняемыми вон» (Лк.13:28).

Но Иудеи не могли в гордом самообольщении своем допустить мысли, что «аще Сын вы свободит воистину свободни будете». Они не хотели свободы от греха и не хотели Посредника и Ходатая: они хотели земной власти, они думали, что они праведны пред Богом (Мф.5:20;23:28; Лк.18 и сл.), и главнейше они не хотели признать, что Господь Иисус есть Христос.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 34-36 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете

Христос отвечает им, что у них нет и духа свободы: они – рабы греха. «Всякий делающий грех», т. е. совершающий грех как задачу своей жизни, как будто назначенное ему дело, конечно, вполне правильно может быть назван рабом греха. С этим едва ли кто мог спорить, потому что об этом свидетельствовало и слово Божие, и учение раввинов, жертвоприношения за грехи и собственный опыт каждого. Таким образом, все нуждались в свободе, исключая Самого Освободителя, Kоторый теперь явился пред иудеями. K последней мысли Христос переходит, разъясняя различие положения в доме между сыном домохозяина и рабом.

«Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно…» Далее следовало бы ожидать приложения этого правила ко Христу и Его слушателям, но такого приложения Христос не делает ввиду ясности того вывода, какой нужно сделать из сказанного выше. Слушатели Христа, конечно, поняли, что сын – Христос, рабы – они, а дом отца – Царство Божие. Поэтому Господь далее говорит уже прямо о том, как раб может изменить свое положение в доме господина. Для этого он должен обратиться к защите сына (образ рабского подчинения греху здесь отступает на задний план, так как в доме Божием или Царстве Божием грех не может быть господином, а люди – его рабами).

«Сын», т. е. Христос, с полной преданностью и любовью исполняет волю Отца Своего (Ин.5:20, 30; Ин.8:29), и Он в силах спасти, направить на истинный путь тех обитателей дома, которые еще служат Богу совершенно рабски, из страха наказания и часто лицемерно. Он может дать им силу также преданно и свободно исполнять волю Божию. «Итак, – вот следствие, какое выводит Господь из сказанного, – если Сын освободит вас, то истинно свободны будете». Об исполнении этого обещания упоминает апостол Павел (Гал.5:1).

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О свободе.

Ин.8:32-34. «Познайте истину», т. е. Христа: Ин.14:6, «и истина сделает вас свободными» от рабства греху: Рим.6:17, хотя полной свободы от греха на земле не достигается: Рим.7:18-24. Стало быть, здесь разумеется не та свобода, которую обещают находящиеся в заблуждении 2Петр.2:18-19, а свобода евангельская: Гал.5:13; 1Пет.2:16.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible