Скрыть
Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 36-38 аще убо Сын вы свободит, воистинну свободни будете: вем, яко семя Авраамле есте: но ищете Мене убити, яко слово Мое не вмещается в вы: Аз, еже видех у Отца Моего, глаголю: и вы убо, еже видесте у отца вашего, творите

Аще убо Сын вы свободит (ст. 36). Видишь ли единосущие Его с Отцом, – как Он показывает, что имеет одинаковую с Ним власть? Аще Сын вы свободит, то уже никто не станет этому противоречить, и вы будете иметь верную свободу, потому что Бог оправдаяй. Кто осуждаяй? (Рим. 8, 33, 34). Этим он показывает, что Он свободен от греха, и вместе намекает на свободу только по имени. Последнюю дают и люди, но первую – один Бог. А чрез это Он убеждает их стыдиться не того рабства, но рабства греховного. И, чтобы показать, что они, хотя бы и не были рабами, так как отвергли от себя то рабство, тем не менее – рабы, Он тотчас присовокупил: воистинну свободни будете (ст. 36). А этим присовокуплением Он и показывает, что их свобода – не истинная. Потом, чтобы они не сказали, что не имеют греха (а можно было думать, что они и это скажут), смотри, как Он подверг их обвинению в нем. Не обличая всей их жизни, Он выставляет на вид то злодеяние, которое они только еще хотели совершить, и говорит: вем, яко семя Авраамле есте, но ищете Мене убити (ст. 37). Незаметно и мало-помалу отстраняет их от этого родства, научая не превозноситься им, потому что как свобода и рабство, так и родство зависят от дел. И не сказал Он тотчас: вы не дети Авраама, вы человекоубийцы, а Он праведник; но пока еще соглашается с ними и говорит: вем, яко семя Авраамле есте, но не в этом дело; а потом произносит против них более сильное обличение. И весьма часто можно видеть, что Он, намереваясь совершить что-нибудь великое, после совершения говорит с большим дерзновением, так как свидетельство от дел заграждало им уста. Но ищете Мене убити. Что ж, скажут, если справедливо? Напротив, совсем несправедливо. Поэтому Он представляет и причину: яко слово Мое не вмещается в вы (ст. 37). Как же было сказано, что они уверовали? Но я уже сказал, что они опять отложились. Поэтому-то Он сильно и обличает их. Если вы тщеславитесь родством с ним, то вам надобно выказывать и жизнь его. И не сказал Он: вы не вмещаете слова, но: слово Мое не вмещается в вы, показывая тем высоту Своих догматов. А за это не убивать следовало, напротив – еще более почитать и уважать, чтобы научиться. Что ж, могли сказать, может быть, Ты от Себя это говоришь? Поэтому Он присовокупил: Аз, еже видех у Отца Моего, глаголю, и вы, еже слышасте у отца вашего, творите (ст. 38). Как Я, говорит, и словами и истиною являю Отца, так и вы – своими делами. Я имею не только одно и то же существо с Отцом, но и одну и ту же истину.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете

«Аще Сын вы свободит, истинно свободни будете». Одному, говорит, Сыну по природе, истинно свободному и изъятому от всякого рабства, оказывается присущею возможность освобождать, но отнюдь никому другому. Ведь как то, что по природе есть мудрость, свет и сила, – первое умудряет способных воспринимать мудрость, второе освещает нуждающихся в свете, а третье укрепляет требующих силы; таким же образом и Тот, Кто есть Бог от Бога и является подлинным и свободным плодом над всем царствующей Сущности, доставляет свободу, кому пожелает. Поэтому никто не может сделаться истинно свободным чрез того, кто не имеет свободы по самой своей природе. Когда же сам Сын восхощет освободить кого, сообщая ему Свое собственное благо, тогда таковые назовутся истинно свободными как получившие это достоинство от имеющего власть (на это), а не от другого кого-либо из наделенных (этим благом) отынуду и украшенного как бы чужими дарами.

Таким образом, в предыдущем изречении содержится необходимейшее объяснение и в данном там различии заключается весьма полезная мысль для старательных и внимательных слушателей. Ведь надлежало уразумевать, откуда необходимо нам искать благородства по Богу и познавать Сына, могущего освобождать. Поэтому утешающиеся мирскими достоинствами да не увлекаются высокомудрием и надменными помыслами и да не нападают на славу и благодать святых, хотя бы и малые некие из малых были они по плоти, ибо кажущееся блестящим у людей недостаточно для благородства у Бога, но только слава по жизни и добродетельным нравам делает человека истинно свободным и благородным. Иосиф, например, продан был в рабство, как написано (Пс. 104:17), но и в таком состоянии был свободен и сиял душевным благородством. А Исав родился от свободного и был свободен, но постыдным поведением обнаруживал рабскую душу. Поэтому благородны у Бога, как только что сказали мы, не те, кто имеют богатство, в изобилии владеют деньгами и утешаются славою мирских почестей, но блистающие святою жизнью и законным поведением.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга V

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 33-36 Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете

Гордые иудеи опять привязываются к суетному благородству и с яростью говорят: «мы семя Авраамово». Если и нужно им было негодовать, то на что-нибудь другое. Он сказал им: вы познаете истину. Посему им следовало бы сказать: что ж, разве ныне мы не знаем истины? Разве все предписания закона и наше познание ложны? Но они ни о чем таком не заботились: они беспокоятся о делах мирских, думая, что Он укоряет их в рабстве и низком происхождении. «Мы семя Авраамово». Нигде они не упоминают о своих достоинствах, но обращаются к отцам. Посему и Иоанн говорит им: не начинайте говорить, что отец у Нас Авраам (Мф. 3:9). Говоря, что никому не были рабами, они явно лгали. Ибо каждый раз, как были пленяемы, они были в порабощении: у египтян, вавилонян и многих иных народов. Господь не обличает их во лжи. Его цель доказать не то, что они рабы человеков, но что они рабы греха. А это рабство и есть самое тяжкое, и от него может избавить один только Бог. Ибо отпускать грехи - дело одного только Бога. Посему говорит: «всякий, делающий грех, есть раб греха», а посему и вы, поколику грешны, также рабы. На это они могли сказать, что хотя мы и подлежим такому рабству, но у нас есть жертвы, есть священники, которые очищают нас от грехов. Он говорит, что и они рабы, потому что все грешили, и лишены славы Божией (Рим. 3, 23). Впрочем, священники ваши, будучи сами рабами, не имеют власти другим прощать грехи. Об этом яснее говорит апостол Павел, именно: что священник должен приносить жертву и за самого себя, как за народ, потому что и сам обложен немощами (Евр. 5, 2. 3). «Раб, - говорит, - не пребывает в дому», то есть не имеет власти дарить что-нибудь, так как он не господин дому, а сын-господин дому и пребывает в доме. Домом называет власть, подобно как в другом месте именует домом начальство, говоря, что «в доме Отца Моего обителей много» (Ин. 14:2). Итак, те священники ваши, будучи рабами, не имели власти прощать грехи. А Я, Сын, пребывающий в дому, то есть имеющий власть и самостоятельное начальство, Владыка дома, одарю вас свободою, потому что все - Мое, и Я единосилен и единовластен со Отцом. Когда Я вас освобожу, тогда вы будете почтены истинною свободою. Теперь вы присвояете себе ложную свободу, а Мною будете освобождены существенно и истинно.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете

Ах, златая, премирная свобода, даруемая Сыном Божиим, когда ты совсем освободишь нас от рабства смертоносному греху?

Дневник. Том II. 1857–1858

Евфимий Зигабен (†1118)

Аще убо Сын вы свободит, воистинну свободни будете

Теперь вы еще не истинно свободны, так как порабощены греху; а когда Сын вас освободит, тогда никто не возразит. Бог оправдаяй. Кто осуждаяй (Рим. 8, 33)? Телесную свободу дарует и человек, но духовную один только Сын, как собственно Господь; и это есть в собственном смысле свобода. Затем, умолчав о всех остальных их грехах, Иисус Христос обнаруживает предмет их мысли в настоящее время. Он знал, что они уже отпали от Него, но говорит с ними кротко.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

34. Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.Рим. 6:1 д.; Рим. 8:1 д. 2Пет. 2:19.
35. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Исх. 21:2; Быт. 21:10; Гал. 4:30; Пс. 22:61Кор. 7:32; Гал. 5:1.
36. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.

 Делающий грех есть раб греха: «показывает, что о рабстве говорит другом, – рабстве греху, а не рабстве власти человеческой» (Евф. Зиг.). «Господь не обличает их во лжи. Его цель – доказать не то, что они рабы человеков, но что они рабы греха» (Феофил., ср. Злат.).
– Раб греха: преданный греху какому-либо вполне подчинён ему; грех обладает им против его воли, влечёт его к тому, чего он иногда не хочет, как бы цепями сковывает его волю, обладает им так, как господин обладает рабом – невольником и делает с ним что хочет. Прекрасное изображение этого рабства греху у Ап. Павла – (Рим. 6 и далее; 7 и далее).
– Раб не пребывает и пр.:·связь и последовательность мысли такова: что предстоит рабу греха? Изгнание из Царства Мессии. Преданный греху и не желающий свергнуть с себя иго его не может оставаться в святом Царстве Мессии, где должна быть полная духовная свобода, где все члены его должны сознавать себя как дети одного Отца Небесного. Таким образом, чтобы раб греха мог быть членом Царства Христова, он имеет нужду в освобождении от греха, а такое освобождение он может получить только от Сына Человеческого, как раб не может освободиться от своего рабства, если не освободит его господин его (сын домохозяина, как наследник и будущий обладатель всего дома, следовательно, и рабов). Эту мысль о духовном освобождении людей от греха Сыном Божиим, как имеющим власть прощать грехи человеку под условием веры сего последнего в Него как Искупителя, Господь облекает в образ, заимствованный из обыденной гражданской жизни, из положения раба – невольника в семействе при тогдашнем его гражданском отношении.
– Раб не пребывает в доме (т. е. в семействе, в фамилии) вечно (т. е. постоянно, до смерти): его господин, чем-либо недовольный им, может отослать его от себя или продать; любя же его, он может дать ему полную свободу и ввести его как члена в своё семейство. Это положение раба в доме противоположно положению сына господина дома, который, как наследник всего дома, не может быть ни изгнан, ни продан, а остаётся сыном и наследником вечно до своей смерти (разумеется, при обыкновенном положении дел). Сын, как наследник всего, может освободить рабов, сделать их самостоятельными членами государства. Очевидно, слово сын относится здесь к Самому Христу, имеющему власть освободить от рабства греху род человеческий. Христос Своею смертью снял со всех иго греха и сделал свободными от него, верою во Христа всякий может усвоить себе таковую свободу, неверием – снова подпасть под это иго (1Кор. 3:22; Рим. 8:2, 35 и далее; 2Кор. 6 и далее). Эту духовную свободу и обещает Господь тем, кто пребудет в слове Его (см. прим. к ст. 31).

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 34-36. Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете. 

Ст. 34-36. Отвеща им Иисус: аминь, аминь глаголю вам, яко всяк творяй грех раб есть греха: Раб же не пребывает в дому во век: сын пребывает во век: Аще убо Сын вы свободит, воистинну свободни будете:


«Всяк творяй грех раб есть греха», глаголет Господь и пусть всякий, хоть несколько изучающий свою душу, скажет, что он не делается рабом того греховного желания, которое овладевает им. Нет, как ни ужасно, как ни постыдно овладевающее человеком греховное стремление, как ни гнусно оно даже для разума самого этого человека, обуреваемого страстию, – но он только силою воли, и притом только при помощи Божией, – может освободиться от того, чтобы не пасть низко, пасть в собственных глазах своих: до такой степени сильно то рабство, в котором пребывает человек, – и только один Бог может поднять его и «свободить его». Посему-то и сказано: «Аще убо Сын вы свободит, воистинну свободни будете»; и в другом месте:.. «явился Сын Божий, да разрушит дела диавола» (1Ин.3:4,8).

Но в слове Господнем «творяй грех», ὁ ποιῶν τὴν ὰμαρτὶαν, – есть еще более широкое указание. Много грехов прощал и прощает милосердый Господь (Мф.12:31; см. и Мф.9:13: «Господь пришел не праведных, а грешных призвать к покаянию») при покаянии, но под словом «творяй грех» постоянно, настойчиво, с убеждением своей правоты, разумеется нераскаянный грешник, идущий неуклонно по пути неверия и злобы и самонадеянной кичливости как Иудеи, которых посему (ниже ст. 44) Господь и назвал «сынами диавола», ибо они не хотели спасения, считая себя совершенными и не нуждающимися в покаянии (ср. слова Иоанна Крестителя фарисеям и саддукеям Мф.3:7; «порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева?»). Рабы греха и сыны диавола по гордости и злобе, они возмутились, слыша, что они станут свободными лишь тогда, когда Истина освободит их (ст. 32). Господь теперь яснее раскрывает им, кто Истина! «Аще убо Сын вы свободит, воистинну свободни будете»... Ибо «раб не пребывает в дому во век, Сын пребывает во век».

Господь, пришед на землю и родившись от Девы, обрученной мужу из колена Давидова, явился во плоти среди народа обетования. Но народ сей утратил, – по крайней мере среди учителей своих и начальников своих, – высшие духовные начала. Среди него царствовал грех, – не случайный, не частный, а общий, вошедший в строй его умственной и материальной жизни, приявший форму гордости и злобы и неправды во всех ее видах. Освободить от сего рабства сначала народ обетования, а с ним и через него (мы говорим об Апостолах и учениках Господа. Эти Иудеи по рождению были орудиями Божиими) все человечество, – пришел на землю Сын Божий. «Господь пришед к своим и свои Его не приняли» (Ин.1:11), но «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими» (Ин.1:12). Но кто же были сии приявшие Господа? кто были те, которые удостоились счастия быть восприятыми Богом во усыновление? В той же первой главе Иоанна (Ин.1:12,13) указано что счастие сие предоставлено лишь верующим, что не рождение по плоти может дать сие преимущество, но рождение духовное от Бога. Сие таинственное рождение еще яснее раскрывается в беседе Господа с Никодимом и называется рождением от Духа» и «рождением водою и Духом» (Ин.3:3,5 и см. весь опыт изучения сей главы).

Стало быть все те, кои не рождены от Бога, не возродились водою и Духом, остались в рабстве греха и не получили свободы чрез усыновление Богом. Сие-то Господь и выясняет Иудеям, предупреждая их, что раб изгоняется из дома, а только Сын и чрез Него усыновленные пребывают в доме Отца, в доме счастия и правды и любви. Они же «делатели неправды... увидят себя изгоняемыми вон» (Лк.13:28).

Но Иудеи не могли в гордом самообольщении своем допустить мысли, что «аще Сын вы свободит воистину свободни будете». Они не хотели свободы от греха и не хотели Посредника и Ходатая: они хотели земной власти, они думали, что они праведны пред Богом (Мф.5:20;23:28; Лк.18 и сл.), и главнейше они не хотели признать, что Господь Иисус есть Христос.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 34-36 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете

Христос отвечает им, что у них нет и духа свободы: они – рабы греха. «Всякий делающий грех», т. е. совершающий грех как задачу своей жизни, как будто назначенное ему дело, конечно, вполне правильно может быть назван рабом греха. С этим едва ли кто мог спорить, потому что об этом свидетельствовало и слово Божие, и учение раввинов, жертвоприношения за грехи и собственный опыт каждого. Таким образом, все нуждались в свободе, исключая Самого Освободителя, Kоторый теперь явился пред иудеями. K последней мысли Христос переходит, разъясняя различие положения в доме между сыном домохозяина и рабом.

«Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно…» Далее следовало бы ожидать приложения этого правила ко Христу и Его слушателям, но такого приложения Христос не делает ввиду ясности того вывода, какой нужно сделать из сказанного выше. Слушатели Христа, конечно, поняли, что сын – Христос, рабы – они, а дом отца – Царство Божие. Поэтому Господь далее говорит уже прямо о том, как раб может изменить свое положение в доме господина. Для этого он должен обратиться к защите сына (образ рабского подчинения греху здесь отступает на задний план, так как в доме Божием или Царстве Божием грех не может быть господином, а люди – его рабами).

«Сын», т. е. Христос, с полной преданностью и любовью исполняет волю Отца Своего (Ин.5:20, 30; Ин.8:29), и Он в силах спасти, направить на истинный путь тех обитателей дома, которые еще служат Богу совершенно рабски, из страха наказания и часто лицемерно. Он может дать им силу также преданно и свободно исполнять волю Божию. «Итак, – вот следствие, какое выводит Господь из сказанного, – если Сын освободит вас, то истинно свободны будете». Об исполнении этого обещания упоминает апостол Павел (Гал.5:1).

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

Кто свободен от рабства греха?

Ин.8:36. Очевидно слово «сын» относится здесь к Самому Христу, имеющему власть освободить от рабства греха: Гал.3:13; Ин.14:21. Христос своею смертью снял со всех иго греха и сделал, свободными от него верующих и исполняющих заповеди Его: Рим.8:3. Неверующие, или верующие, но искажающие учение Христово снова подпадают под иго рабства греха: Евр.6:4-6;10:29.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible