Скрыть
Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 36-38 аще убо Сын вы свободит, воистинну свободни будете: вем, яко семя Авраамле есте: но ищете Мене убити, яко слово Мое не вмещается в вы: Аз, еже видех у Отца Моего, глаголю: и вы убо, еже видесте у отца вашего, творите

Аще убо Сын вы свободит (ст. 36). Видишь ли единосущие Его с Отцом, – как Он показывает, что имеет одинаковую с Ним власть? Аще Сын вы свободит, то уже никто не станет этому противоречить, и вы будете иметь верную свободу, потому что Бог оправдаяй. Кто осуждаяй? (Рим. 8, 33, 34). Этим он показывает, что Он свободен от греха, и вместе намекает на свободу только по имени. Последнюю дают и люди, но первую – один Бог. А чрез это Он убеждает их стыдиться не того рабства, но рабства греховного. И, чтобы показать, что они, хотя бы и не были рабами, так как отвергли от себя то рабство, тем не менее – рабы, Он тотчас присовокупил: воистинну свободни будете (ст. 36). А этим присовокуплением Он и показывает, что их свобода – не истинная. Потом, чтобы они не сказали, что не имеют греха (а можно было думать, что они и это скажут), смотри, как Он подверг их обвинению в нем. Не обличая всей их жизни, Он выставляет на вид то злодеяние, которое они только еще хотели совершить, и говорит: вем, яко семя Авраамле есте, но ищете Мене убити (ст. 37). Незаметно и мало-помалу отстраняет их от этого родства, научая не превозноситься им, потому что как свобода и рабство, так и родство зависят от дел. И не сказал Он тотчас: вы не дети Авраама, вы человекоубийцы, а Он праведник; но пока еще соглашается с ними и говорит: вем, яко семя Авраамле есте, но не в этом дело; а потом произносит против них более сильное обличение. И весьма часто можно видеть, что Он, намереваясь совершить что-нибудь великое, после совершения говорит с большим дерзновением, так как свидетельство от дел заграждало им уста. Но ищете Мене убити. Что ж, скажут, если справедливо? Напротив, совсем несправедливо. Поэтому Он представляет и причину: яко слово Мое не вмещается в вы (ст. 37). Как же было сказано, что они уверовали? Но я уже сказал, что они опять отложились. Поэтому-то Он сильно и обличает их. Если вы тщеславитесь родством с ним, то вам надобно выказывать и жизнь его. И не сказал Он: вы не вмещаете слова, но: слово Мое не вмещается в вы, показывая тем высоту Своих догматов. А за это не убивать следовало, напротив – еще более почитать и уважать, чтобы научиться. Что ж, могли сказать, может быть, Ты от Себя это говоришь? Поэтому Он присовокупил: Аз, еже видех у Отца Моего, глаголю, и вы, еже слышасте у отца вашего, творите (ст. 38). Как Я, говорит, и словами и истиною являю Отца, так и вы – своими делами. Я имею не только одно и то же существо с Отцом, но и одну и ту же истину.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас

«Вем, яко семя Авраамле есте; но ищете Мене убити, яко слово Мое не вмещается в вы». Многообразно указывая им на совершеннейшую тщетность и полнейшую бесполезность их похвальбы родством Авраама, говорит это для того, чтобы они искали истинного и Богу любезного благородства. Бог смотрит не на плоть, по сказанному Самим Спасителем нашим Христом: «Плоть не пользует нисколько» (Ин. 6:63), – но, напротив, принимает и всякой похвалы удостаивает душевное благородство – ведает Он имеющих истинное благородство, которых как бы в одну добродетель собирает одинаковость дел или тожество нравов и украшает одинакового вида благами, но соответственно этому – и напротив (бывает с людьми дурными). Иначе каким образом мы, сущие от земли и созданные из брения, по написанному (Иов. 33:6), можем называться родом Владыки всего, как Павел говорит: «Родом будучи Бога» (Деян. 17:29). Бесспорно, конечно, то, что мы соделались родственными Ему, по плоти в таинстве Христовом (воплощения). Но истинность этого можно видеть и в другом отношении. Серьезно помышляя и рассуждая о том, что Ему угодно и что надо жить благочестиво, мы назовемся сынами сущего над всем Бога, и, направляя в доступной нам мере свой ум к угодному Ему, таким образом мы оказываемся действительно сродными Ему по подобию и точнейшему сходству с Ним.

А что в качестве родства Бог принимает подобие и точнейшее сходство в делах или нравах, это мы ясно узнаем, вникая в священные слова и исследуя Божественное Писание…

Но истинность сказанного можем видеть и на самих иудеях, если вспомним слова Иоанна, разумею святого Крестителя. Объявляя тщетною их похвальбу родством с Авраамом, он говорит: «И не говорите в себе: отца имеем Авраама, ибо силен Бог из камней сих воздвигнуть семя Аврааму» (Мф. 3:9). Так как сказано было ему от Бога: «Умножая, умножу семя твое, как звезды небесные» (Быт. 22:17), то народ Иудейский, основываясь, конечно, на неложности Обетовавшего, возомнил много о себе и надеялся, говорит, на то, что никоим образом и никогда он не лишится родства с предком, дабы сохранилось обетование. Но, уничтожая эту их надежду, блаженный Креститель ясно говорит, что «силен Бог из камней сих воздвигнуть чад Аврааму» (Мф. 3:9). Согласен с этим и блаженный Павел, говорящий так: «Не все ведь, которые от Израиля, те Израиль, ни (также) потому, что суть семя Авраама, все дети» (Рим. 9:6–7).

Когда таким образом всесторонне доказана та истина, что Бог ведает только родство по нравственности и поведению, то напрасною уже оказывается похвальба святыми и добрыми предками, при недостатке и полном отсутствии их добродетели (в потомках).

Поэтому вполне основательно Господь говорит иудеям: «Знаю, что семя Авраамово есте, но ищете Меня убить, потому что слово Мое не вмещается в вас». Да, говорит, – когда посмотрю на одну только плоть и буду рассуждать, откуда произошел Иудейский народ, тогда вижу (вас) явившимися от семени Авраама. Но если обращу внимание на красоту его жизни и нравственности, созерцаю, говорит, вас чужими (ему) и уже не родными. Ведь «ищете Меня убить», между тем как праотец, о котором вы так много думаете, не был убийцею, – и всего хуже и беззаконнее то, что вы преследуете Меня не по основательным винам, но желаете убить вполне несправедливо. «Потому» только вы и решились истребить, «что слово Мое не вмещается в вас», хотя оно и призывает вас к жизни и спасению. «Не вмещается же в вас» по причине обитающего в вас греха и как бы не оставляющего добрым советам и увещаниям никакого места. Итак, убийцы и в то же время неправедные судьи суть иудеи, определявшие смертную казнь Тому, Кто не совершил никакой неправды, а, напротив, мог оказать помощь и старался спасать их. Каким же еще образом могли быть сродственными Аврааму праведному и доброму те, которые столько отставали от его добродетелей и столько удалялись от подобной ему нравственности, сколько порок, как это должен признать каждый, отстоит от добродетели?

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга V

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 37-38 Знаю, что вы семя Авраамово: однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас. Я говорю то, что видел у отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего

Вы, говорит, считаете себя семенем Авраамовым. Я согласен с тем, что вы сохраняете плотское родство с этим святым, но у вас нет с ним родства по духу, Он праведен, человеколюбив и странноприимен, а вы (умалчиваю уже о прочих сторонах вашей жизни, а выставлю самое явное, что вы теперь делаете) дышите убийством и ненавистью к людям. Ибо вы ищете убить Меня и злоумышляете против Меня. Как же вы истинные его дети, когда так далеки от свойств отца? Если хвалитесь сродством, то должны подражать и добродетели его. Чтобы не сказали, что мы справедливо ищем убить Тебя, Он выставляет причину. Вы, говорит, беснуетесь против Меня не за другое что, как за то, что слово Мое превышает ваше разумение и не вмещается в вас. Между тем за это нужно было бы не убивать, а уважать и почитать, и сильнее желать, чтобы Я научил высоте догматов. Чтобы опять не сказали Ему, что мы и за слово Твое справедливо ненавидим Тебя, потому что Ты говоришь нам не от Бога, а от Самого Себя, и потому мы не можем принять Твоего учения, - Он прибавляет: Я говорю не Сам от Себя, но говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего. Я, говорит, возвещаю божественное и небесное и тем являю Отца Моего, а вы своими делами являете отца вашего то есть диавола. Когда слышишь сии слова: «Я говорю то, что видел», то не думай о телесном видении, но разумей знание естественное, истинное и самое верное. Как глаза, здраво видящие дело и истину видят истинно и не обманываются, так и Я истинно говорю то, что узнал от Отца.

Евфимий Зигабен (†1118)

Вем, яко семя Авраамле есте: но ищете Мене убити

Не сказал прямо: не есте, щадя их пока, но прикровенно указал и на это. Так как вы ищете Меня убить, то не есте: Авраам никого не убивал несправедливо. Как свобода обнаруживается в делах, приличных свободному, так и рабство. Указывает и причину убийства.

Яко слово Мое не вмещается в вы

Слово Моего учения, будучи возвышенным, не вмещается в вас, так как вы имеете ум узкий вследствие глупости и направленный долу. Вот вы уже отреклись от того, что так недавно приняли, не будучи в состоянии вместить этого. А чтобы иудеи не сказали: «Ты говоришь это от Себя», – Иисус Христос присоединяет: см. Ин.8:38

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

37. Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Моё не вмещается в вас. 
38. Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего. 

 Знаю, что вы семя Авраамово и пр.: на второе положение иудеев, будто они рабами никогда и никому не были (ст. Ин. 8:33), Господь ответил (ст. Ин. 8:34-36), теперь отвечает на первое, что они – семя Авраамово. Господь не отрицает, что они происходят по плоти от Авраама, но указывает вместе с сим на такой нравственный факт, который показывает, что они не дети Авраама – отца верующих – по духу и вере. Факт тот, что они ищут убить Господа: однако ищете убить Меня. Странным представляется, что, говоря речь к уверовавшим в Него, Господь обличает их в намерении убить Его. Но, как видно из хода речи, эта вера уверовавших в Него на сей раз была вера поверхностная, которая не выдержала первой же пробы, и тотчас снова эти люди перешли в оппозицию Господу (см. прим. к ст. Ин. 8:31-33). Потому в дальнейшей речи Своей Господь и не отличает уже этих на минуту уверовавших и не устоявших в вере от неверующих, цель конечная которых была убить Господа (Ин. 5:16 Ин. 7:32 и парал.). Основание их такого намерения относительно Его Господь указывает в том, что слово Его не вмещается в них. Общий смысл сего изречения тот, что они не веруют в учение Его как Мессии, и потому не веруют и в Него Самого, как Мессию. Буквально выражение значит: учение Моё не умещается в вашей душе вполне; она слишком тесна для вмещения Моего учения; она как каменистая почва, на которой посеянное семя, только что взошедши, засыхает, не имея корня доброго (ср. Мф. 13:5-6, 20-21). Выражение метко характеризует только что уверовавших в Него (ст. Ин. 8:31) и тотчас отпавших (ст. Ин. 8:33); они приняли было слово Его, но оно не вместилось в душе их, наполненной предрассудками и ложными представлениями о Мессии и Его Царствии, оно не нашло себе там удобной почвы, нашло почву каменистую и не дало плода, даже не произросло, а, только что пустив малый корень, тотчас засохло.
– Я говорю то и пр.: основание внутреннее того, почему слово Господа не вмещается в них, то, что Его учение и их дела имеют совершенно различный источник, из коего то и другие истекают; Его учение происходит от Бога, а они делают то, чему научились от дьявола, вследствие чего они и не понимают учения божественного.
– Я говорю и пр.: см. прим. к Ин. 3:11-13.
– Что видели у отца вашего: т. е. что узнали от дьявола (ст. Ин. 8:44). В противоположность видению и ведению Сыном тайн и дел Отца (Ин. 5:19-20 и парал.), открывающего Сыну всё, представляется, что иудеи – враги Христа, как дети дьявола, видят и знают, что делает отец их, который тоже открывает им волю свою. Конечно, видение и ведение их не только по содержанию и существу, но и по способу совершенно отлично от видения и ведения Сына и сопоставляются, как противоположные.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 37. Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас.

Ст. 37. Вем, яко семя Авраамле есте: но ищете мене убити, яко слово мое не вмещается в вы:

Господь утверждает историческое происхождение Иудеев от Авраама, но он указывает им, что они должны бы были быть и духовными чадами Авраама, а не искать смерти праведника (см еще ниже ст. 40). Чтобы унаследовать данные Аврааму обетования, потомки его должны были быть и духовно соединены с великим своим праотцем. Великая вера, которою обладал Авраам означала и великую душу, способную вместить великие слова и великие обетования. Маленькие и испорченные души Иудеев, погруженные в земные дела, в земные разсчеты, в мелкое тщеславие, сделались неспособными вместит великое слово Божие. «Слово Мое не вмещается в вас», говорит со скорбию Господь, упоминая о тайных помыслах их, стремящихся к убиению Господа. Господь скорбит о них, ибо эти несчастные, могущие как каждый человек, носящий в душе своей образ Божий, – соделаться вместилищем слова Божия, соделались вместилищем мысли дьявольской и соделались сынами тьмы (Слово Мое не вмещается в вы: ὁ λόγος ὁ εμὸς οὐ χωρεῖ ἐν ὑμῖν – наши оба перевода совершенно правильно передают эту мысль, но Вульгата несколько удаляется от мысли, переводя слова «не вмещается» словами «non capit»: не овладевает вами. Biblia Sacra 1822 правильнее переводит «non habet locum apud vos»).

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 37-38 Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас. Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего

Теперь Господь обличает национальную гордость, которая мешала им познать истину и достигнуть истинной свободы. Так как Его слушатели стали на точку зрения, общую всему иудейству, гордившемуся своим происхождением от Авраама, которое будто бы одно само по себе давало им право занять место в Царстве Божием, то Господь здесь не делает различия между Своими слушателями, уверовавшими в Него, и иудеями, Ему враждебными. Пусть они и дети Авраама, но они в то же время иудеи, а иудеи стремятся умертвить Его, так как «слово» Его или Его учение вообще не вмещается в них или, точнее, не встречает в их душе условий для своего утверждения (глагол χωρεῖν значит «вмещаться», а также «двигаться вперед», «проникать внутрь» – Прем.7:23, 25). Оно вошло в их душу, но не захватило всего их внутреннего существа, потому что там сильно влияние других внушений – внушений, идущих «от отца их». Но кого Он разумеет под «их отцом», Христос пока не говорит.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible