Скрыть
Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать сло́ва Моего.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 41-44 вы творите дела отца вашего. Реша же Ему: мы от любодеяния несмы рождени: единаго Отца имамы, Бога. Рече же им Иисус: аще Бог Отец ваш (бы) был, любили бысте (убо) Мене: Аз бо от Бога изыдох и приидох: не о Себе бо приидох, но Той Мя посла: почто беседы Моея не разумеете; яко не можете слышати словесе Моего: вы отца (вашего) диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити: он человекоубийца бе искони и во истине не стоит, яко несть истины в нем: егда глаголет лжу, от своих глаголет, яко ложь есть и отец лжи

Реша Ему: мы от любодеяния несмы рождени: единаго Отца имамы, Бога (ст. 41). Что вы говорите? Вы имеете отцом Бога и обвиняете Христа, когда Он говорит это? Видишь ли, что Он называл Бога Отцом Своим в особенном смысле?

Так как Он отстранил их от родства с Авраамом, то они, не имея ничего сказать против этого, отваживаются на нечто еще большее, – прибегают к Богу. Но Он лишает их и этой чести, говоря: аще Бог Отец ваш бы был, любили бысте убо Мене: Аз бо от Бога изыдох и приидох: не о Себе бо приидох, но Той Мя посла. Почто беседы Моея не разумеете? Яко не можете слышати словесе Моего. Вы отца вашего диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити. Он человекоубийца бе искони и во истине не стоит: егда глаголет лжу, от своих глаголет (ст. 42–44). Он отстранил их от родства с Авраамом; но так как они отважились на большее, то Он уже наносит им удар, говоря, что они не только не чада Авраама, но что они сыны диавола. Чрез это Он нанес им рану, равную их бесстыдству. И это не оставляет без свидетельства, но подтверждает доказательствами, потому что убивать, говорит, свойственно злобе диавола. И не сказал просто: дела, но: похоти его творите, показывая, что как он (диавол), так и они крайне склонны к убийствам и что причиною этого зависть. В самом деле, диавол погубил Адама не потому, чтобы мог обвинять его в чем-нибудь, но по одной только зависти. Вот на это Христос и здесь указывает. И во истине не стоит, то есть в доброй жизни. Так как (иудеи) постоянно осуждали Его, – что Он не от Бога, – то Он говорит, что и это (обвинение) происходит оттуда же (от диавола), потому что он первый породил ложь, сказав: в оньже аще день снесте от него, отверзутся очи ваши (Быт. 3, 5). Он же первый и воспользовался ею. Люди пользуются ею не как своею, но как чужою, а он – как своею.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего

«Почто беседы Моея не разумеете? Яко не можете слышати слово Мое». Разумею обычай Спасителя Христа не дожидаться произнесенных языком слов от неверовавших Ему, но смотреть внутрь сердец и давать ответы на возникавшие еще в глубине сердца их размышления. Человек, не ведая мыслей другого, по необходимости должен ожидать произнесенного слова, а Бог не так. Когда Господь сказал иудеям, что Он пришел не от Себя, как это было обыкновенно у приходивших на пророчество по собственному желанию, а не от Божественного Духа, но послан от Бога, то опять они стали думать или рассуждать в себе самих или даже тихо друг другу шептали: многие пророки возвещали повеления Божии и сообщали нам речи от Духа, но мы не находим у них ничего такого, что есть в речах Этого, – вот, Он совершенно отклоняет от подзаконного служения, переводит к какому-то другому устройству и вводит у нас новый образ жизни, – поэтому очевидно, что слово Его несогласно и не сходствует с древними. Когда Он, как это естественно думать, узрел такие размышления в них, то, показывая, что Он есть Бог по природе, и зная сердечные намерения, воспринимает их и говорит: «Почему беседу Мою не разумеете? Потому что не можете слушать слово Мое». Знал, говорит, Я, что «не можете» понимать «Мою беседу» или учение. Но скажу вам причину этого и объясню, что препятствует тут. «Не можете Мое слышать слово», причем словом «не можете» обличает их бессилие в совершенном благе, по причине подвластности их своим страстям. Ведь преданность удовольствиям расслабляет ум и, необузданным влечением к пороку сообщая бессилие сердцу, делает его вялым и несмелым в совершении добродетели. Итак, наперед обессилев от порочных влечений и угнетаемые собственными страстями, говорит, «Мое слушать не можете слово», ибо «правы пути Господни, – по написанному, – и праведники пойдут по ним, а нечестивцы изнемогут в них» (Ос. 14:10). Родственное этому найдешь и в других словах (Господа) к фарисеям: «Как можете веровать, славу друг от друга принимая, а славы от единого Бога не ищете?» (Ин. 5:44). И здесь их невозможность веровать показывает добровольное бессилие их ума или уже наперед испорченную славолюбием душу. Истинным найдем также и сказанное Павлом: «Душевный же человек не принимает что от Духа Божия, ибо безумие для него (это) есть» (1Кор. 2:14). Итак, поелику были они душевны, то безумием считали (слова) Призывавшего их к спасению и Учившего пути превосходной жизни, прекрасно Направлявшего к благоугождению добролюбивому Богу, Которому всякая честь, слава, держава во веки веков, аминь.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга V

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 42-43 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому, что не можете слышать слова Моего. Так как Он исключил их из родства с Авраамом, то они поднялись еще выше, называют отцом своим Бога. Он укорил их как убийц, а они, защищая себя, говорят, что они мстят за Бога и потому-то составляют совет против Него. Посему и Господь, показывая, что они не за Бога вступаются, по самому замыслу своему хотят убить Его, и не суть дети Божии, как они думали, но даже противники Богу, говорит: «если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня». Ибо Я от Бога сошел в мир, то есть явился во плоти. Я не противник Богу. Я от Него пришел. Посему, восставая на Меня, вы враги Богу. Почему вы не познаете речи Моей, не разумеете и не понимаете того, что Я говорю? Без сомнения, не по другому чему, как потому, что не можете слышать слова Моего, то есть не хотите. Ибо «не мочь» употребляется вместо «не хотеть». Доколе в вас живет зависть и убийственный замысел, как вы можете слушать, что Я говорю?

Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)

Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего

Когда люди не принимают христианской веры, смеются над ней и гонят ее, они сами выносят над собою приговор, как над людьми легкомысленными и ненаучными… Чтобы принять или по крайней мере понять ее, нужно отнестись к ней прежде всего строго научно, то есть безпристрастно, без предубеждений. И это внимательное отношение к христианской вере в ее чистом виде, то есть в православии, а не в извращении, как в католичестве, протестантстве, англиканстве, разных сектах и расколах, тоже именующих себя христианством, невольно внушит уважение к христианской вере. Она есть явление не обычное, а чрезвычайное в мире: не даром во всем мире начинается эра от Рождества Христова… А если еще ближе познакомится человек с православной верою полно, безпристрастно, то он уже станет к ней относиться с благоговением и даже страхом, и этот священный страх откроет пред ним новые светлые и прекрасные картины, и он с восторгом воскликнет: «О, бездна богатства, и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисповедимы пути Его» (Рим. 11:33).

Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание)

Евфимий Зигабен (†1118)

Почто беседы Моея не разумеете

почему вы не понимаете того, что Я говорю? Затем указывает и причину непонимания этого.

Яко не можете слышати словесе Моего

(не можете значит здесь – не хотите), так как вы не хотите понимать Моего слова, т.е. возвышенного учения, вследствие низости своей души, обращенной долу и не понимающей ничего возвышенного. Так как они осмелились назвать своим отцом Бога, будучи недостойными родства даже с Авраамом, то Иисус Христос еще яснее порицает их, как неисцелимых, – что вполне соответствовало их бесстыдству, – сдерживая гордость и надменность людей честолюбивых.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

41. Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. Ин. 8:44; Ис. 57:3, 63:16; Еф. 4:6.
42. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшёл и пришёл; ибо Я не Сам от Себя пришёл, но Он послал Меня. Ин. 16:27.
43. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ин. 8:471Кор. 2:14.

 Господь опять не сказал, кого Он разумеет под именем отца их, однако же, они ясно видели, что Он отрицает сыновство их Аврааму. Кого же, думали они, считает Он отцом нашим? Если не Авраам отец наш, а другой, то выходило бы в этом случае, что мы рождены от прелюбодеяния (Сарры с другим), но это нелепо, это противоречит ясному свидетельству книг Моисеевых, что Сарра родила от Авраама Исаака, а от него родился Иаков, от которого 12 патриархов, родоначальников народа еврейского. Таков смысл ответа иудеев: мы не от прелюбодеяния рождены, следовательно, мы дети Авраама. Если же Ты, продолжается мысль их, не считаешь отцом нашим Авраама, то разумеешь отца не в плотском смысле, а в духовном? В таком смысле Отец у нас один – Бог: одного Отца имеем, Бога. Бога Отцом своим могли называть иудеи не только в общем смысле, как Отца всех по творению (Мал. 2:10) и как Отца в теократическом смысле (Ис. 63:16), но и в силу особенного обетования и особенного действия при рождении сына Авраамова Исаака (Рим. 4:19; Гал. 4:23; ср. Быт. 18:14, 21:1-3).
– Иисус сказал им и пр.: Господь отрицает и это утверждение тем же способом, как отрицал выше и сыновство иудеев Аврааму. Он указывает опять на такой факт, который противоречит этому их утверждению, – факт, что они не любят Его и не принимают учения Его. В силу Своего божественного посланничества Господь во всём Своём учении и делах являлся как Богочеловек и истинный Сын Божий; поэтому каждый, кто Бога называет Отцом своим, должен любить и Его, как истинного Сына Его; следовательно, обнаруженная иудеями нелюбовь к Нему, даже ненависть, по которой они ищут убить Его, есть неопровержимое доказательство, что их притязание на сыновство Богу – ложное притязание, что они не сыны Божии вследствие извращённых и ложных духовных стремлений их.
– От Бога исшёл, в смысле вечного происхождения (рождения) из существа Отца (Ин. 3:16, 27-28, 30:17, 8), и пришёл, в смысле особенного чрезвычайного посланничества от Бога в мир. Не Сам от Себя пришёл: подтверждение того, что Он от Бога, а не самозваный посланник, что Он не раз разъяснял в беседах с ними. Выражение не означает, что Он пришёл на землю не добровольно, а выражает единство воли Его с волею Отца относительно пришествия Его. – Почему вы не понимаете и пр.? Из всего учения Его видно, что Он – божественный посланник, а между тем слова Его к иудеям постоянно возбуждают пререкания и противоречия с их стороны, из чего ясно видно, что они не понимают речей Его. Почему? Господь указывает причину сего в том, что в душе их нет органа к познанию духовного: потому что вы не можете слышать слова МоегоРечь от слова различается здесь как форма от содержания, целое от сущности. Речь Моя, говорит Христос, потому непонятна для вас, что сущность её слово Моё недоступно вашему пониманию; вы стали не способны (не можете) вникать в смысл слов Моих, у вас закрылось духовное ухо (орган) для слышания Его.

 

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 42-43. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать сло́ва Моего.

Ст. 42-43. Рече же им Иисус: аще Бог Отец ваш бы был, любили бысте убо мене: аз бо от Бога изыдох и приидох: не о себе бо приидох, но той мя посла: Почто беседы моея не разумеете; яко не можете слышати словесе моего:
 

Господь указывает Иудеям главную причину, почему они не разумеют речи Его и не понимают слова Его: это отсутствие любви в сердцах огрубелых и черствых в эгоизме своем. Любовь даже при множестве прегрешений (Лк.7:47 «А потому сказываю тебе: прощаются грехи ея многие за то, что она возлюбила много») покрывает множество грехов, ибо Бог есть любовь (Иак.5:201Ин.4:8). И пришедший от Бога единородный и единосущный Отцу Слово есть любовь; «не любящий же брата своего не есть от Бога» (1Ин.3:10); посему Господь и указует Иудеям, что они любили бы Его, Господа Иисуса, если бы они были духовными чадами Божиими: «Аз бо от Бога изыдох и приидох». «Изыдох» как единосущный и «приидох» как посланный водворить волю Божию ни земле.

Но, говорит Господь, «почто беседы Моея не разумеете?» (и не хотите разуметь). Самое непонимание – настоящее или намеренное слов Господа, обращенных к Иудеям, доказывало, что они не были способны по тупости, по упрямству и по злобе войти в тот новый духовный мир правды и любви, который раскрывался человеку Господом нашим Иисусом Христом. Главного деятеля в развитии религиозного чувства – любви – не было в этих сердцах: «любовь, сорадующаяся истине» (1Кор.13:7-8), могла бы открыть Иудеям духовные очи; отсутствие же любви, – а тем более ненависть, которую они питали к Господу Иисусу, доказывали, что они не могли соделаться чадами Божиими. Если бы они были от овец Божественного Пастыря, то они бы узнали глас Его (Ин.10:3-4). Но они злословили и хулили Господа, исполняя давно предсказанное Псалмопевцем: «Злословия злословящих Тебя падают на меня» (Пс.68:10). В этом пророчестве указывалось, что ненавидящие Бога Израилева возненавидят и Сына Божия, воплощенного в образе человека, ибо, как сказал Иоанн Богослов о любви: «кто говорит – я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец» (1Ин.4:20). В таком именно состоянии находились Иудеи, сердце которых было полно и злобы и хищения и лукавства, но которые уверяли, что они любят Бога.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 41-43 Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего

Слушатели понимают, что Христос говорит об их духовном отце. Таким отцом мог быть назван какой-нибудь языческий бог, которого они могли иногда послушаться. Но современные Христу иудеи, по их собственному заявлению, не походят на своих предков, которые изменяли Богу истинному. Их отцы, т. е. ближайшие предки, начиная со времени восстановления иудейского государства после Вавилонского плена, в идолопоклонство не впадали уже ни разу. У них один Бог, общий Отец народа. Они свято чтят Его закон и далеки от всяких поползновений уклониться к политеизму (ср. Мал.2:10: «не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас?»). Христос, однако, не признает соответствующим истине и такое их заявление. Божии дети любили бы Его, потому что Он исшел от Бога и пришел сюда, на землю, по Его воле. Они любили бы Его как своего брата. Теперь же они смотрят на Него как на иноплеменника, они не понимают «речи Его» (λαλία), т. е. Его разговора, языка. Почему это? Потому, конечно – можно бы добавить здесь – что они на самом деле чужды Богу и Христу, Им посланному: Христос и они говорят как будто на разных языках.

«Потому что не можете слышать слова Моего». Эти слова – не ответ на вопрос, заключающийся в первой половине 43-го стиха. В самом деле, нежелание слушать, о котором здесь говорится, не является достаточной причиной, которая могла бы объяснить, почему мы не понимаем чужой речи. Можно и не желать слушать кого-нибудь и все-таки понимать, что этот человек говорит. Так и здесь непонимание речи Христа иудеями не зависело прямо от того, что они не в состоянии были понимать ее. Для этого могли быть и другие причины. Поэтому во второй половине 43-го стиха лучше видеть усиление мысли, высказанной в первой половине стиха, и весь стих можно передать в таком виде: «Почему вы не понимаете (т. е. не хотите понять) речи Моей (λαλίαν μου)? Так Я спрашиваю вас потому, что (как видно) вы даже не можете понять слова Моего (λόγον μου, т. е. учения Моего)».

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О лжеучителях.

Ин.8:41-43. Господь Христос свидетельствует, что Он не Сам от Себя пришел, т. е. не самозванный посланник, но от Бога исшел: Ин.13:3;16:27-28; о самозванных же «посланниках», лжехристах и не понимающих речи Христовой говорится: 2Петр.2:1-3; Мф.7:15.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible