Скрыть
А как Я истину говорю, то не верите Мне.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 45-46 Аз же зане истину глаголю, не веруете Мне: кто от вас обличает Мя о гресе; аще ли истину глаголю, почто вы не веруете Мне

Аз же зане истину глаголю, не веруете Мне (ст. 45). Какая последовательность в этих словах? Ни в чем не обвинив Меня, вы хотите убить Меня. Вы преследуете Меня, потому что вы враги истины. Если же не потому, то скажите вину Мою. Поэтому и присовокупил: кто от вас обличает Мя о гресе? (ст. 46). Иудеи еще говорили: мы от любодеяния несмы рождени. Хотя многие из них были рождены и от любодеяния, потому что у них были и незаконные браки, однако ж Он не обличает их в этом, а продолжает говорить о прежнем. Доказав всем вышесказанным, что они не от Бога, а от диавола, потому что и убивать есть дело диавольское, и лгать – дело диавольское, а вы делаете и то и другое, теперь показывает, что любовь есть признак происхождения от Бога. Почто беседы Моея не разумеете? Так как они всегда с недоумением спрашивали: что это Он говорит: аможе Аз иду, вы не можете приити? (ст. 22), то Он и отвечает: вы не разумеете беседы Моей потому, что не вмещаете в себе слова Божия. А это происходит с вами оттого, что ваши помышления пресмыкаются по земле, между тем как слова Мои гораздо выше. Что ж, если они и действительно не могли разуметь? Но здесь слово – не можете значит: не хотите, потому что вы приучили себя пресмыкаться долу и ни о чем великом не помышляете. А так как они говорили, что преследуют Его по ревности будто бы к Богу, то Он всюду старается показать, что преследовать Его – значит ненавидеть Бога; напротив, говорит, любить Его – значит знать Бога. Единаго Отца имамы, Бога. Вот чем хвалятся – честию, а не делами. Итак, что вы не веруете, это доказывает не то, будто Я чужд Богу; напротив, неверование ваше служит знаком того, что вы не знаете Бога. Причина же этому та, что вы хотите лгать и творить дела диавольские, а это происходит от бедности души, как говорит Апостол: идеже бо в вас зависти, и рвения, и распри, не плотстии ли есте? (1Кор. 3, 3). Почему вы не можете? Потому, что похоти отца вашего хощете творити, – (об этом) стараетесь, ревнуете.

Видишь ли, что слово: не можете означает нехотение? Сего Авраам несть сотворил (ст. 40). Какие же дела его? Кротость, снисходительность, послушание; а вы поступаете напротив: вы непокорны и жестоки. Но откуда им пришло на мысль прибегнуть к Богу? Христос показал, что они недостойны Авраама. Вот, чтобы избежать этого, они и прибегли к большему. Так как Он укорил их в убийстве, то они этим говорят, как бы в некоторое оправдание себе, что они мстят за Бога. Но (Христос) показывает, что и это самое служит признаком противников Божиих. Выражение: изыдох означает, что Он от Бога. Говорит – изыдох, указывая на Свое пришествие к нам. А так как можно было ожидать, что они скажут: Ты говоришь что-то странное и новое, то Он и прибавляет, что пришел от Бога. Поэтому, говорит, естественно, что вы не слушаете Моих слов, так как вы от диавола. В самом деле, за что вы хотите убить Меня? В чем можете обвинить Меня? Если же ни в чем, то почему не веруете Мне? Доказав, таким образом, из их лживости и склонности к убийству, что они происходят от диавола, Он вместе показал и то, что они чужды Аврааму и Богу, так как, с одной стороны, ненавидят человека, который не сделал ничего худого, а с другой– не слушают слова Его. Так Он всюду показывает, что Он не противник Божий и что они не по этой причине не веровали в Него, но потому, что были чужды Богу. В самом деле, если не веруют Тому, Кто греха не сотворил, Кто говорит, что Он пришел от Бога и от Него послан, Кто изрекает истину, и так изрекает истину, что вызывает всех опровергнуть, то очевидно, что неверующие не веруют в Него потому, что они люди плотские. Он знал, верно знал, что грехи уничтожают душу. Потому-то сказано: понеже немощни бысте слухи ваши (Евр. 5, 11). Подлинно, кто не может презреть вещей земных, тот может ли когда-нибудь любомудрствовать о небесном?

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

А как Я истину говорю, то не верите Мне

См. Толкование на Ин. 8:44

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 44-45 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне

Сказал: вы не можете слушать слова Моего вместо: не хотите. Потом приводит причину, по которой они не хотели слушать, то, что у них свой отец, именно диавол. Хотя вы безумно и приписываете себя в дети Богу, как отцу своему, но дела ваши свидетельствуют, что диавол для вас есть отец более родной. Вы хотите исполнять похоти его. Не сказал «дела», но «похоти», показывая, что они очень склонны ко лжи и убийству, двум видам зла, кои весьма свойственны диаволу. «Он был человекоубийца от начала». Посему и вы, ища убить Меня, уподобляетесь ему, убившему Адама. «Он и в истине не устоял», но есть отец лжи. И вы, когда лжете на Меня и говорите, что Я не от Бога, не стоите в истине, не пребываете в слове Моем, вы дети его, породившего ложь. Ибо он и людям клеветал на Бога, когда говорил Еве, что Он возбранил им древо познания добра и зла по зависти. Равно и Богу клеветал на людей, например на Иова, говоря, что Иов чтит Бога не даром. «Когда он говорит ложь, говорит свое». Люди, когда лгут, пользуются как бы чужою ложью. А диавол употребляет ложь как собственность, ибо она его порождение; и лжец в собственном смысле и отец лжи есть он сам. Он сказал Еве: в который день вкусите, будете как боги (Быт. 3:5). А они (Адам и Ева) получили смерть. – А Мне не верите, потому что Я говорю истину. – Не имея обвинить Меня ни в чем ином, кроме истины, вы за сие самое и восстаете против Меня, как сыны отца лжи.

Евфимий Зигабен (†1118)

Аз же зане истину глаголю, не веруете Мне

Если бы Я говорил ложь, то вы, конечно, поверили бы, как говорящему то, что свойственно отцу вашему; а так как Я учу истине, то вы не верите Мне, как учащему о том, что ему чуждо. Истиной называет как всякое другое Свое учение, так и то, что Он – Сын Божий.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

44. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи. 1Ин. 3:7 д.; Ин. 8:40; Прем. 2:24; Быт. 3:4; Иуд. 6:22Пет. 2:43Цар. 22:22.
45. А как Я истину говорю, то не верите Мне. Ин. 8:40; Рим. 1:18.

 Ваш отец диавол: после отрицания сыновства иудеев Аврааму и Богу, Господь прямо и положительно уже указывает, чьи они дети и кто их отец. Вы, говорит Христос, которые дерзаете считать себя детьми Бога, на самом деле по своим нравственным расположениям, стремлениям и качествам дети врага Бога и добра – дьявола; вы действуете так, как он, подражаете ему и, следовательно, можете быть названы детьми его (ср. 1Ин. 3:8, 12; Деян. 13:10). Диавол: см. прим. к Мф. 4 и парал. Хотите исполнять похоти отца вашего: слово хотите указывает, что они добровольно поступают так, вследствие сознательного извращения своей воли; исполнять похоти – быть орудиями исполнения того, чего он захочет, к чему он направит их (в чём состоят эти похоти, указывается далее). Поэтому-то, что они сознательно и добровольно делают то, чего захочет враг всякого добра и истины – дьявол, они и суть в нравственном смысле дети дьявола. Главнейшие характеристические черты дьявола, выражающиеся в похотях его, суть человекоубийство и ложь – те самые похоти или стремления, которые обнаруживали иудеи в отношении к Иисусу Христу, ища убить Его и отвергая истину Его учения.
– Он был человекоубийца от начала: т. е. от начала человеческого рода, с какового времени только он мог быть человекоубийцею, а не от начала своего бытия. Человекоубийство его от начала проявилось в том, что он самых первых людей – прародителей всего рода человеческого обольщением ввёл в грех, следствием которого явилась в мире смерть (Рим. 5:12), смерть не только духовная, как отчуждение духа человеческого от Бога, но и телесная.
– И не устоял в истине: греческое слово – не устоял означает не только действие прошедшее, но вместе и продолжающееся, не только – не устоял, но и теперь не стоит и никогда не стоял с тех пор, как раз не устоял. Указывается сим на первоначальное падение сотворённого добрым дьявола, отпадение от Бога как истины и уклонение в ложь, в области которой он с тех пор и вращается. Царство истины с тех пор для него закрылось, ложь стала для него жизненным началом, его непременной сферой, в которой он только и может жить и действовать. Истина и ложь берутся здесь в смысле общих понятий и исключают одна другую, как противоположности.
– Ибо нет истины в нём: внутреннее основание того, что он не стоит в истине; в его внутреннем существе не стало и нет истины, совершенно чужда ему.
– Когда он говорит ложь и пр.: ложь составляет его внутреннее существо, и потому ему свойственна только ложь; если бы он по какому-либо случаю сказал истину, то это было бы не его слово, а чуждое его природе, он может говорить только ложь и только тогда говорит своё и от себя, сообразное и свойственное его природе, когда говорит ложь (ср. Феофил. и Злат.).
– Он лжец и отец лжи: повторение и усиление предшествующего положения; он лжец и источник всякой лжи, а потому отец всех лжецов, каковы были и иудеи, коих теперь обвиняет Господь; поэтому они суть истинные дети дьявола, а не Бога, как они полагали в своём ослеплении. Это изречение Господа – совершенно прямое и безусловное доказательство, не подлежащее перетолкованию, бытия, личности и деятельности дьявола.
– А как Я истину говорю и пр.: от отца обращает речь опять к детям. Обыкновенно верят человеку потому, что он говорит истину, а иудеи так объяты тьмой лжи, что совсем наоборот поступают, – не верят Господу потому, что Он говорит им истину. Истина так стала чужда им, как и отцу их, что они именно потому и не веруют Христу, что Он говорит истину. «Ежели бы Я говорил ложь: вы поверили бы Мне, как говорящему свойственное отцу вашему» (Евф. Зиг.).

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 45-47. А как Я истину говорю, то не верите Мне. Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне? Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога.


Ст. 45-47. Аз же зане истину глаголю, не веруете мне: Кто от вас обличает мя о гресе; Аще ли истину глаголю, почто вы не веруете мне; Иже есть от Бога, глаголов Божиих послушает: сего ради вы не послушаете, яко от Бога несте.

Господь указует Иудеям, что они именно потому не веруют Ему, что Он глаголет истину. Если бы уста Его произнесли (что невозможно) не истину, то они поверили бы ей, потому что она сродна им, отвечала бы лживому сердцу их. Затем Господь переходит к другому роду доказательств: Он явно при всем народе спрашивает их, могут ли они бросить хотя бы тень подозрения на всю жизнь Его как человека? Но самые заклятые враги Господа молчат на этот вопрос и в следующем стихе отвечают лишь хулою. Господь (по человечеству говоря), как бы взывает к давно заглохшему чувству чести Иудеев и ставит им этот постоянно повторяющийся вопрос, на который они не могут дать ответа. Если вы не имеете в чем обвинить Меня, и если Я глаголю истину, почему вы не веруете Мне и словесам Моим? А что Я глаголю истину, то вы сами знаете, что в этом убеждает вас даже ваша испорченная душа.

«Но вы не верите, потому что вы не чада Божии». Самое безчувствие Иудеев свидетельствует о том, что они не принадлежали Богу. «Иже есть от Бога глаголов Божиих послушает», ибо сердце его не может оставаться оледенелым, слова Божии суть огнь, – или возжигающий в сердце человека огонь любви, или попаляющий недостойного, озлобленного и упорного.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

А как Я истину говорю, то не верите Мне

Иудеи показывают, что они дети диавола, тем самым, что не верят прямой истине, возвещенной Христом. Они любят ложь, как и их отец-диавол.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible