Скрыть
А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.

Святые отцы

Прочие

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 13 - 14 Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи

«Ведоша его к фарисеом, иже бе иногда слеп. Бе же суббота, в онь же день брение сотвори Иисус и отверзе ему очи». Отводят человека к начальникам не с тою целью, чтобы они узнали бывшее над ним (чудо) и удивились, ибо неестественно было иметь когда-либо подобное настроение питавшим чрезмерную ненависть к Спасителю нашему Христу, но чтобы представить его в очевидное доказательство, как они думали, беззакония Его и обвинить как преступника закона тем, что сделал брение в субботу. Отвергая то, что было достойно удивления в этом чуде, они как бы хватаются за это, как за преступление, в доказательство содеянного предъявляя человека, на котором совершено чудо, а вместе с тем думают, что совершают благочестивое дело, соответствующее обычаям иудейским, и стремятся привести в исполнение постановление закона. Именно, во Второзаконии действительный и истинный Бог, научая, что ум боголюбивых людей не должен заблуждаться и никаких, кроме Него, не признавать богов, но повелевая признавать только Единого Истинного и вооружаться сильным гневом против тех, которые дерзновенно решатся думать что-либо другое, кроме этого, говорит так: «Если будет уговаривать тебя брат твой от отца твоего или от матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена твоя (находясь) на лоне твоем, или друг равный душе твоей, тайно говоря: пойдем и будем служить богам другим... не соглашайся с ним и не внимай ему, и да не пощадит его глаз твой, и не жалей его, и не прикрывай его: непременно возвести о нем» (Втор. 13:6, 8–9). Иудеи опять, смотря на одни только падения других и узаконенное относительно одного только дела неразумно простирая и на всякое, замеченных в чем-либо выходившем из ряда заповедей законных приводили к начальникам, воображая чрез это почтить и Законодателя. По этой, думаю, причине и искали Иисуса, говоря: «Где есть Он?» И оказавшись не в состоянии нигде отыскать Его, ведут, как бы в качестве второстепенного, над кем совершено чудо, своим заявлением как бы запечатлевающего, что закон нарушен Совершившим исцеление его в субботу.

А что они пылали неудержимым гневом за приготовление брения в субботу, это нам ясно заявляет блаженный Евангелист и искусно представляет достойным смеха, когда прибавляет слова: «Была же суббота в день, когда брение сделал» «Иисус».

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга VI

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 12-16 Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили, его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза; и я умылся и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря

Так как Господь, даруя исцеление и совершая чудо, обыкновенно укрывался по Своей скромности, то слепец на вопрос о том, где Иисус, говорит «не знаю», чтобы быть совершенно верным истине. - Ведут его к фарисеям, чтобы подвергнуть его более подробному и строгому допросу. - Евангелист замечает, что «была суббота», чтобы показать злобу их, как они ловят всякий случай против Христа: обвиняют Его в нарушении субботы и тем покушаются затемнить чудо. Посему не спрашивают его, как ты прозрел, но как Он отверз тебе очи, - во всем клевеща на Господа, как Действовавшего в субботу. Заставляют самого слепого припомнить, что Он сделал брение именно в субботу. Он, отвечая уже слышавшим, не упоминает ни об имени Иисуса, ни о том, что говорил ему Господь, а только говорит: брение положил Он на мои глаза, и я умылся и вижу. Ибо, вероятно, фарисеи прежде слышали от тех, которые привели к ним слепого, и, быть может, клеветали на Господа и сказали: вот что Иисус делает в субботу. Достойна замечания смелость слепца, что он безбоязненно ведет речь с фарисеями. Его привели с тем, чтобы он, пораженный страхом, отверг действительность исцеления, а он очень ясно возглашает: Я вижу. - Из фарисеев некоторые, не все, а более дерзкие, говорили: не от Бога этот Человек. А другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? Видишь ли, под влиянием чудес многие смягчаются. Вот эти люди - фарисеи, начальники, однако же вследствие сего чуда, пристыждаются и несколько защищают. «И была между ними распря». Распря эта происходила прежде в народе, ибо одни говорили, что Он обольщает народ, а другие, что Он добр (Ин. 7, 12. 43), а теперь начинается и между начальниками. И вот многие фарисеи, отделившись от прочих, защищают чудо. Однако же и по отделении говорят за Христа очень слабо и более сомнительно и двоедушно, чем твердо. Ибо слушай, что говорят: как может человек грешный творить такие чудеса? Видишь, как слабо возражают? Посмотри и на хитрость клеветников. Они не говорят, что Он не от Бога, потому что исцеляет в субботу, но что Он не хранит субботы; постоянно выставляют на вид не благодеяние, а нарушение дня. Примечай и то, что начальники на добро медлительнее, чем народ. Народ еще прежде разделился во мнениях, и не все говорили против Христа, а начальники уже после народа пришли к этому похвальному разделению. Ибо хорошо иногда бывает и разделение, как и Господь говорит: Я пришел принести на землю меч (Мф. 10, 34), то есть, без сомнения, разногласие из-за добра и благочестия.

Николай Сербский, свт. (†1956)

Ст. 13-17 Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк

Свет Христов, коим Он освещает мир и просвещает всякого человека, является пред нашими очами в истинном блеске своем только тогда, когда мы сравним его с тьмою человеческой. А то, что последовало за чудесным исцелением слепого, воистину представляет собою самую густую и ледяную тьму сердца и ума человеческого, тьму, которая в сегодняшнем Евангельском чтении лежит как мрачная тень под ярким светом Солнца – Христа. Сие есть страшная тьма слепого сердца и ума фарисейского. Фарисеи не только не обрадовались тому, что слепой нищий, сидевший у их храма, прозрел, но даже почувствовали себя оскорбленными и разгневались. Ведь их храм давно уже превратился в караульную будку Субботы, так же как и вся вера их превратилась в поклонение богине Субботе. Они не спрашивают исцеленного слепца с соучастием: «Как ты смог прожить столько лет слепым?» – они грубо набрасываются на него, вопрошая, словно стражники: «Как ты посмел прозреть в субботу? И как Тот, Кто тебя исцелил, посмел сделать сие в субботу?» Не от Бога Этот Человек, – говорят они, – потому что не хранит субботы. Для них, таким образом, от Бога тот человек, который всю субботу спит, никуда не выходя из своей комнаты, чтобы не оскверниться каким-нибудь шагом, делом или прикосновением; а не Тот, Кто в субботу даровал зрение слепорожденному! И по их полуночной логике, первый святит день субботний, а Второй – нет!

Но поскольку была между ними распря о Христе, они спросили слепорожденного, что он думает. Он сказал: это пророк. Вероятно, они спрашивали его совсем не для того, чтобы узнать истину, но для того, чтобы и от него добиться осуждения Христа как нарушителя субботы. Но слепорожденный отважно свидетельствовал о Христе, сказав о Нем то, что сам считал самым лучшим и самым сильным в мире. Наилучшими и наисильнейшими среди людей были пророки, о коих он не мог не слышать и не знать. Так он дотоле думал, потому и ответил: это пророк.

Беседы на Евангелие

Евфимий Зигабен (†1118)

Ведоша (же) его к фарисеом, иже бе иногда слеп. Бе же суббота, егда сотвори брение Иисус и отверзе ему очи

Ст.13-14: Не найдя Иисуса Христа, ведут его, чтобы доказать, что нарушена суббота.

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 14-16 А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.

Когда толпа соседей повела с шумом прозревшего слепца к синагоге, то едва ли она имела в виду формулировать обвинение о нарушении слепцом и исцелившим его субботы. Толпа эта, как всегда, не имела никакого мнения и в необыкновенных случаях шла к своим руководителям, чтобы они подсказали ей взгляд на известное событие. В данном случае Евангелист сам поясняет для понимания следующего повествования, что была суббота, когда Господь даровал зрение слепому. Но когда слепой был поставлен перед фарисеями, то сии последние немедленно сообразили, что в этом событии может быть найден или предлог к обвинению Господа Иисуса в нарушении субботы, или, как увидим ниже (Ин. 9:18), средство скрыть самое чудо, предположив, что человек, приведенный перед синагогу, не тот, который был всем известен, как слепой.

Прежде всего фарисеи ищут законного повода к обвинению Господа и снимают показание с прозревшего, надеясь в словах его найти нужные им доказательства. Но прозревший отвечает им кратко и как увидим ниже с полною разумностью приводит их самих в смущение, смело доказывая им, что дело, содеянное над ним, есть дело Божие.

Но и по первому его ответу в среде фарисеев происходит разделение. Более честные души, не ослепленные злобою, заявляют, что грешный человек не мог бы творить таковых чудес, и что поэтому они склоняются признать Чудотворца за человека святого, посланного от Бога. Но допущение таких мыслей не соответствовало видам партии непримиримых, ибо они очень хорошо понимали, что следующий за тем шаг был бы по необходимости признание Господа Иисуса Христом. Посему эта часть озлобленных фарисеев опирается на несоблюдение субботнего покоя и доказывает, что «несть сей от Бога человек, яко субботу не хранит». «И распря бе в них».

Но Господь Сам всегда указывал: «Мните ли, яко мир приидох дати на землю? Ни, глаголю вам, но разделение» (Лк. 12:51.). И Симеон Богоприимец, движимый Духом Божиим сказал о младенце Иисусе: «Се лежит сей на падение и на восстание многих во Израиле и в знамение пререкаемо» (Лк. 2:34. Посление два слова переводятся: «в предмет пререканий».).

 

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-14 Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи

Через некоторое время исцеленного слепца наиболее ревностные к исполнению закона Моисеева иудеи повели к фарисеям. Они никак не могли примириться с мыслью о том, что явился какой-то чудотворец, который совершает исцеления по субботам, когда запрещались и такие, собственно, незначительные работы, к каким принадлежало, например, приготовление брения из плюновения. Фарисеи, к которым повели Христа, считались специалистами по части различения того, что можно было делать в субботу и чего нельзя. Где находились в это время эти фарисеи не сказано.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 13-16 Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря

Для чего иудеи повели исцеленного слепого к фарисеям, и почему фарисеи так усердно занялись делом исцеления его, что не раз и самого его, и родителей его спрашивали об исцелении? Фарисеи были из числа иудейских судей. Так как исцеление совершено было в субботу, а фарисеи учили, что и оказывать врачебное пособие больному в субботу – грех. Не от Бога этот человек, потому что субботы не хранит, говорили даже по сему случаю некоторые из фарисеев и поспорили с теми, которые говорили противное: Как может человек грешный творить такие чудеса? Еще потому фарисеи очень усиленно занимались делом исцеления слепого, что никто из иудеев более них не противился вере в Иисуса Христа как Богочеловека и Спасителя мира и в совершаемые Им чудеса. Это противление их происходило от того, что они ненавидели их за обличение Иисусом Христом их пороков: гордости, злобы и др., и завидовали ему, так как народ любил Иисуса Христа больше, чем их.

Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible