Скрыть
и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 6-7 Сия рек, плюну на землю, и сотвори брение от плюновения, и помаза очи брением слепому, и рече ему: иди, умыйся в купели Силоамсте, еже сказается послан. Иде убо и умыся, и прииде видя

Сия рек, сказано, плюну на землю. Что же такое: сия? Да явится слава Божия, и: Мне подобает делати дела Пославшаго Мя (ст. 4). Не без намерения евангелист напомнил нам эти слова и затем прибавил: плюну, но с тем, чтобы показать, что слова Он подтвердил делами. Но зачем для брения употребил не воду, а плюновение? Он хотел послать слепого в Силоам, а потому, чтобы ты ничего не приписывал источнику, но познал, что именно исшедшая из уст Его сила и образовала и отверзла очи, – Он плюнул на землю. На это самое указывает и евангелист словами: и сотвори брение от плюновения. Затем, чтоб не подумали, что исцеление произошло от земли, повелел умыться. Но для чего было не сделать этого тут же, а послал в Силоам? Для того, чтобы ты видел веру слепого и чтобы сделать безответным неверие иудеев. Естественно, что все видели его, когда он шел с глазами, помазанными брением. Такою необычайностию он не мог не привлечь на себя взоры всех, знакомых и незнакомых, и, конечно, все смотрели на него со вниманием. Так как не легко признать, что слепой прозрел, то (Христос) наперед приготовляет дальностию пути многих свидетелей, а необычайностию зрелища – внимательных зрителей, чтобы они, хорошо заметив, не могли уже говорить: это – он, это – не он. Кроме того, посылая в Силоам, хочет и то показать, что Он не чужд закона и Ветхого Завета. А, наконец, нельзя было опасаться и того, что слава будет отнесена к Силоаму. Многие и много раз умывали в нем глаза, но не испытали ничего подобного. Нет, и тут действовала сила Христова, все содевающая. Потому-то евангелист присовокупляет нам и толкование. Сказавши: в Силоам, прибавил: еже сказается послан, – чтобы ты знал, что и тут исцелил его Христос, как говорит Павел: пияху бо от духовнаго последующаго камене; камень же бе Христос (1Кор. 10, 4). Значит, как духовным камнем был Христос, так и духовным Силоамом. А мне кажется, что и внезапное появление воды указывает нам на непостижимое таинство. На какое же именно? На нечаянное и неожиданное явление (Христово). Но обрати внимание на душу слепца, во всем послушную. Не говорил он: если брение или плюновение может даровать зрение, то какая мне нужда в Силоаме? А если нужен Силоам, то зачем брение? Зачем помазал мне глаза? Зачем приказал умыться? Нет, не думал он ничего подобного, но заботился только о том, чтобы во всем повиноваться Повелевающему, и не соблазнялся ничем происходившим. Если же кто спросит: как он прозрел, отложивши брение? – то не услышит от нас ничего другого, кроме того, что мы не знаем, как это произошло. И что удивительного, если мы не знаем? Не знал того ни евангелист, ни сам исцеленный. Он знал только, что произошло, а как – того не мог понять. И, когда спрашивали его об этом, он говорил: брение положи мне на очи, и умыхся, и вижу (ст. 15); а как это сделалось – он не может сказать, хотя бы тысячекратно спрашивали его.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим

См. Толкование на Ин. 9:6

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 6-7 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам (что значит: посланный). Он пошел и умылся и пришел зрячим

Сказав это, Иисус не остановился на словах, но присоединил к ним и дело. Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и брением помазал глаза слепому, показывая чрез брение, что и Адама тело образовал из брения Он же. Одни слова, что создал Адама Я, могли показаться соблазнительными для слушателей, но когда слова подтверждаются делом, не оставалось уже повода к соблазну. Устрояет глаза из брения, употребляя тот же способ творчества, каким сотворил и Адама. Не только устроил глаза и открыл их, но одарил зрением, а это показывало, что Он вдохнул и душу в Адама. Ибо без действия души глаз никогда бы не увидел, хотя бы и был устроен. Употребил и плюновение для одарения зрением. Так как Он намерен был послать слепца на Силоам, то, чтобы не приписали чуда воде источника, но познали, что образовала глаза слепому и открыла их сила, вышедшая из уст Его, для сего плюнул на землю и из плюновения уст сделал брение. Потом, чтобы ты не подумал, что чудо зависело от земли, повелевает умыться, чтобы брение совсем отстало. Впрочем, некоторые говорят это брение совсем не отпало, но превратилось в глаза. - Повелевает слепцу пойти на Силоам частью для того, чтобы обнаружилась степень веры его и послушания, ибо он не рассуждал, что не нужно идти на Силоам или умываться, если брение и плюновение делают его вполне зрячим, но повиновался Повелевшему; частью для того, чтобы заградить уста неразумных иудеев, ибо, естественно, многие смотрели на него, когда он шел с глазами, помазанными брением, и внимательно вглядывались в него, так что не могли впоследствии говорить: это он, это не он; и, наконец, для того, чтобы, посылая его на Силоам, о Самом Себе засвидетельствовать, что Он не чужд закона и Ветхого Завета. - Для чего евангелист прибавил объяснение имени Силоам? Для того чтобы ты знал, что и тут исцелил слепца Христос и что Силоам - образ Христа. Ибо Христос есть как Камень духовный (1Кор. 10, 4), так и Силоам духовный; и как ручей силоамский своим странным течением представлял нечто внезапное и поразительное, так и пришествие Господа, сокровенное и недоведомое ангелам, силою своею потопляет всякий грех.

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим

См. Толкование на Ин. 9:6

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О Миропомазании

 

Сектанты говорят: Для Духа Святого не нужны никакие действия, никакое масло, Он и Сам сходит (Ин.3:8).

Православный ответ: Господь Спаситель мог исцелить единым словом, однако, допускает, разные действия (Мк.7:32-35; Ин.9:6-7). И с получением даров Духа Святого случалось то же: Апостолы то возлагали руки на крещенных (Деян.8:17), то говорят о помазании (2Кор.1:21-22; 1Ин.2:20). Священнодействия эти даже Симону Волхву были понятны, и он хотел купить право на ннх, а сектанты не могут этого уразуметь.

Оружие правды

Николай Сербский, свт. (†1956)

Ст. 6-7 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим

Все то, что Господь до сего времени говорил ученикам Своим, Он говорил в присутствии слепого, специально для того, чтобы и слепой слышал слова Его. Ибо главною заботой Господа было даровать слепому духовное зрение. Отверзть человеку очи духовные труднее, нежели телесные, труднее и важнее. Дабы показать, что телесное зрение даровать легче, а также то, что оно является менее важным, Господь плюет на землю, делает брение из плюновения и помазывает глаза слепому. Словно говорит: вот, от презренного плюновения и праха, от презренного брения обретет он телесные глаза и прозреет! Но как ему прозреть духовно? Думайте о духовном более, нежели о телесном, ибо тело есть одежда и орудие души. Еще Господь хочет сим напомнить ученикам о создании человека из праха земного. Что Он был Тем Творцом, Который из праха создал тело человеческое, Он теперь доказывает, создавая из брения глаза слепому. Еще Господь хочет открыть ученикам, что Его Божественная сила струится из духа Его не только чрез слова Его, коими Он мертвых воскрешал и многим слепым подавал зрение; и не только чрез руки Его, кои Он возлагал на больных и делал их здоровыми; и не только чрез край одежды Его, лишь прикоснувшись к коему, исцелилась кровоточивая женщина; – но даже чрез Его плюновение.

Но почему Господь посылает слепого на купальню Силоам? Почему не дает ему зрение сразу, но посылает его, с глазами, помазанными брением, к воде, умыться? Это единственный случай в Евангелии, когда Господь при чудотворении пользуется сотворенными вещами. Возможно, тем Господь хотел однажды оказать честь и сотворенной природе. Не лишнее, что люди, болея, ищут помощи в природных лекарствах и минеральных водах. Но все-таки люди должны знать, что все лекарства природные и все воды минеральные суть слуги силы Божией. Без этой силы Божией все лекарства – ничто, и все купальни – стоячая вода. Сколько слепых дотоле умывалось в купальне Силоам, но без желаемого результата. Сколько раз, безусловно, и сей слепорожденный умывался в ней, но без успеха! Сила Христова исцелила его, а не купальня Силоам; без силы той он мог бы каждый день умываться в этой купальне и все-таки возвращаться домой слепым. Силоам, что значит: посланный, – объясняет Евангелист. Не символизировало ли таинственное имя сей целебной воды Чудотворца, Посланника и Врача Небесного, Господа нашего Иисуса Христа? Если взять более широкий духовный смысл всего этого события, можно сказать, что слепорожденный представляет собою род человеческий, а купальня Силоам – Самого Господа, Который есть Посланный с неба, Посланный, дабы живою водой Духа Святаго чрез Таинство Крещения возвратить духовное зрение роду человеческому, ослепленному грехом.

И как же кроток и послушен этот слепорожденный человек! Он не только позволяет, чтобы Господь брением помазал ему глаза, но и так, с помазанными глазами, сразу исполняет повеление и идет на купальню Силоам умыться. Говоря в присутствии его: Я свет миру, – Господь будит и отверзает дух слепого, дабы в духе его родилась вера. Теперь же Он учит его послушанию, потому и посылает его на купальню Силоам. Ибо вера не отделима от послушания. Верующий в Бога быстро и добровольно повинуется воле Божией. О братия мои, и вера нам не слишком поможет, если мы исполняем волю Божию без послушания и с ропотом! Посмотрите на этого слепого человека: с верою и послушанием он тут же пошел на Силоам, и умылся, и пришел зрячим! «Если кто-нибудь спросит: как он прозрел, умывшись? – то не услышит от нас ничего иного, кроме того, что мы не знаем, как сие произошло. Да и какое бы это было чудо, если бы мы знали? Сего не знал ни Евангелист, ни сам исцеленный» (Златоуст). Впрочем, к чему спрашивать об этом только в сем случае? Если кому-то хочется задавать вопросы, пусть спрашивает и о других сотнях и тысячах случаев исцелений Христовых. Пусть спрашивает весь мир, пусть спрашивают все века человеческой истории, как все это произошло, – они не получат никакого ответа. Сие есть тайна творческая. Даже сам апостол Павел, который был несомненно ученее и мудрее этого слепца, не смог бы объяснить, как им, Савлом, овладела слепота и как он прозрел, когда Анания во имя Христово возложил на него руки (Деян. 9:9–12) и сделал его Павлом.

Евфимий Зигабен (†1118)

И рече ему: иди, умыйся в купели Силоамсте

Повелевает умыться, показывая этим, что Он не нуждался в земле, но употребил ее для того только, чтобы показать, что Он и вначале создал тело Адама из земли. Посылает к купальне Силоамской, которая находилась далеко, чтобы обнаружилась через это вера и послушание слепого. Он не усомнился в том, что купель исцелит его, между тем как ежедневно купалось и мылось там много людей и никто никогда не получил там исцеления от какой-либо болезни.

Еже сказается послан

Еврейское название это – Силоам, в переводе значит: послан, – и названа была эта купальня именно потому, как мне кажется, что теперь этот слепой был послан туда. Название купели указывало собой именно на это будущее событие.

Иде убо и умыся, и прииде видя

Пошел нисколько не колеблясь, но беспрекословно повинуясь, хотя он мог бы сказать: «Что это значит? Может быть, Он не мог меня исцелить? Не насмехается ли Он надо мною и не напрасно ли послал? Часто я там мылся и ничего мне это не помогало», – или так: «Если брение меня исцелит, то зачем нужно омовение в указанной купели; а если эта последняя исцелит, то зачем нужно было брение?» Ничего такого слепой не сказал и не подумал, но поверил, что Иисус Христос сделал и повелел ему то, что послужит к его исцелению, послушался и пошел, и за такую веру он не обманулся в своей надежде.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,   и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим

 – Сделал брение из плюновения и помазал и пр.: Господь исцелял иногда слепых без употребления каких-либо внешних средств одним всемогущим словом Своим (Мф. 22:29; ср. Мк. 10:46), иногда же употреблял внешние символические действия при этом, между прочими и – плюновение (Мк. 7:33, 8:23). Так как Он не всегда употреблял внешние действия и не всегда одинаковые, то, очевидно, не в них заключалась целительная сила, а в Его божественной воле и слове. Внешние же действия употребляемы были или для возбуждения веры в исцеляемых, или для возбуждения веры в окружающих, или по неизвестным нам целям Его премудрости. Здесь Он употребляет не одно только плюновение, но делает брение из него и полагает его на глаза слепого, как бы усиливая ещё естественную слепоту искусственно.
  – Умойся в купальне Силоам; или в колодце, называемом Силоам (о местоположении его см. прим. к Лк. 13:4). Который из двух колодцев, называемых так, верхний или нижний, разумеется здесь – неизвестно.
  – Что значит – посланный: это – прибавленное к словам Христовым самим евангелистом пояснение значения названия источника Силоамским; Силоам значит посланный. Источник этот вытекал из-под священной горы Сионской (и Мориа), как места особенного присутствия Божия в Иерусалиме и храме, и потому как бы нарочито был дарован (послан) Богом народу Своему, как особенное благодеяние, почему он и считался священным источником, имеющим символическое значение (Ис. 8 и далее). Почему Господь в настоящем случае исцеления слепорождённого употребил эти внешние действия – помазание очей брением сделанным от плюновения, и омовение в колодце Силоамском? Точно ответить невозможно, ибо не объясняется это в Евангелии, догадок же сделано довольно много. Лучшая из них та, что Господь сделал сие для возбуждения веры в слепом, видя его душевное настроение, так как колодезь Силоамский имел священное значение и был, может быть, близко от места исцеления. Притом, была суббота, когда Господь сотворил это чудо исцеления (ст. 14); посему не хотел ли Господь показать обвинявшим Его за нарушение субботы, что Сам Бог, подав исцеление слепому от омовения в священном источнике, из которого бралась вода и для жертвы возлияния в день праздника кущей (Ин. 7:2), благоволит к этому делу милости в отношении к больному в день субботний? К сему, Господь в настоящее пребывание Своё в Иерусалиме на празднике кущей, как и прежде, указывал в Своих речах исполнение на Нём некоторых прообразов (Ин. 7:37 и прим.; 8 и пр.), не имел ли Он в виду сего и теперь, выразив теперь действием то, о чём прежде говорил речью? Он говорил прежде: Я духовная скала, из которой течёт вода живая, Я истинный свет, просвещающий людей: теперешним же действием не показывает ли, что Он есть истинный Силоам – посланный, осуществление всех божественных благословений, образом которых были истекающие из-под священной горы священные воды Силоама (ср. Феофил. и Злат.)?
  – Умылся и пришёл зрячим: так как ни брение, ни умовение сами по себе не имели целительной силы по естественным законам природы, то прозрение слепорождённого от сих действий было, несомненно, чудом, особенным действием Господа, превышавшим законы природы.
  – Пришёл: т. е. возвратился в дом свой или на место, где прежде сидел и просил милостыни, а не к Господу, ибо после уже Господь встретил его (ст. 35 и далее).

 

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 6-7 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.

Господь и в некоторых других случаях исцелял слюною уст Своих как косноязычного (Мк. 7:32-34) и слепого (Мк. 8:22-25). Во многих случаях (Мф. 8:3, 15; 9:25,29.) он исцелял прокаженных и слепых и больных и воскрешал мертвых, простирая святую руку Свою. Но мы знаем, что Он исцелял расслабленных (Мф. 9:6;) и воскрешал мертвых (Лк. 7 юношу в Наине; Ин. 11 Лазаря в Вифании.) единым словом Своим. Посему там, где Господу угодно было употребить действия особенные, может быть символические, там мы должны думать были особенные причины, не всегда нам открытые, почему Господь, так исцелял. Но в настоящем случае исцеления слепорожденного мы можем усмотреть ту причину, по которой Господь сделал брение и послал слепого умыться в купальне: Господь намеренно Сам нарушил обязательный для раввинистов субботний покой и заставил слепого нарушить его, чтобы с исцелением связать поучение и указать людям истинное значение сего дня, который дан Богом для успокоения от дел житейских, а не для того бесцельного и бессодержательного покоя, которого требовали школы Иудейские; потому-то и сказал Господь: «достоит в субботы добро творити» (Мф. 12:12. Господь сказал это по поводу исцеления Им словом Своим сухорукого в синагоге.). Дела Божии суть истинный покой духа человеческого в творящий их исполняет закон субботний, ибо покой и мир души человека – в Господе.

Но Иудеями до такой степени овладела обрядность, совершенно отрешенная от духа Закона Божия, что ее в некотором смысле можно сравнить с обрядностью идолопоклонников, которые придавали и придают значение самому обряду, под которым не скрывается никакого разумного значения. Господь пришел, как Он Сам сказал, «не нарушить закон, а исполнить» (Мф. 5:17.) и нарушением раввинистской субботы Он восстановлял закон Божий. Когда Он приказал слепорожденному после наложения брения на глава его идти в купель Силоамскую в умыться в субботу, Он требовал веры, и сие было поставлено человеку как испытание души его. Испытание сие было нужно не для Господа, а для человека, который должен был волею своею решить – подчиниться ли тому или другому взгляду, избрав сознательно между учителями Израиля и Господом руководителя своего (См. ниже как человек, избрав руководителя, твердо держится своего мнения перед фарисеями.). Человек слепорожденный избрал Господа, поверил Ему, нарушил заведомо по вере своей закон раввинистов и в награду получил зрение, т. е. на нем явились дела Божии, над ним произошел акт творчества, как он сам сознает (ниже ст. 32).

Слепорожденный по повелению Господа Иисуса идет на источник Силоам, вытекающий у подошвы горы Мориа (Ср. у Епископа Михаила на Иоанна стр. 326–327.). Слово Силоам, означающее посланный, высланный вперед, имело всегда и в пророчествах таинственное значение: так у Исайи пророка (Ис. 8:6-7) воды Силоама, воды тихие Божии, противопоставляются влияниям языческим, уподобляемым рекам бурным, разрушительным. Посему источник, струящийся в ущелье между двух священных гор Сиона и Мории, всегда чтился как источник священный. С точки зрения христианской в названии послан видели как бы преобразование будущей миссии Апостолов. Господь Сам уподоблялся живоносной струе из скалы (Ср выше на Ин. 7:37-38.), утоляющей жажду Израиля в пустыне; воды Силоамские суть по сему уподоблению посланные от Источника жизни Апостолы проповедники, несущие от живоносного Источника успокоение и радость и просветление очей материальных и душевных. В водах сих, освященных Духом Святым получали прозрение и свет миллионы людей, привлекаемые к живоносному источнику, Христу, проповедью Апостолов.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-7 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим

Такой же символический характер имеют и те действия, которые Христос употребил при исцелении слепорожденного. Вместо того, чтобы словом одним исцелить слепого, как совершал Свои чудеса Христос в других случаях (ср. Ин. 2:7, 4:50, 5:8, 6:10), Христос делает «брение из плюновения», помазывает очи слепому этим брением и посылает его умыться в Силоамской купальне. Сам евангелист, очевидно, придает большое значение этим деталям. Что означало первое действие? Широко открытые глаза слепого давали вид, что он как будто видит. Но Христос замазывает ему глаза грязью – пусть не кажется человек зрячим, если на самом деле он ничего не видит! Так и у человека, от природы не имеющего познания истины и даже неспособного познать ее, но который тем не менее воображает, будто такое познание у него имеется, у такого рукой Христа будет отнят этот фальшивый призрак зрения, чтобы он мог получить потом настоящее познание. K этому отрицательному действию присоединялось еще положительное, которое было обозначено повелением Христа слепому умыться в Силоамской купальне. Сам евангелист разъясняет нам смысл этого повеления. Название источника, куда Христос послал слепца, значит, по толкованию Иоанна, «посланный» (Силоам, точнее по-еврейски – Шилоах). Иоанн, очевидно, усматривает в Силоамском источнике символ посланного Богом для просвещения людей Мессии.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible