Скрыть
И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал:

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-3 И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал: станет ли мудрый отвечать знанием пустым и наполнять чрево свое ветром палящим, оправдываться словами бесполезными и речью, не имеющею никакой силы?

Поелику Иов сказал: «И у меня есть сердце, как у вас» (Иов. 12:3), и: «сколько знаете вы, знаю и я: не ниже (οὐκ εἰμὶ) я вас» («несмь неразумне… вас») (Иов. 13:2), то на основании этих слов Елифаз и нападает на него. «Вот, – говорит, – что отвечает мудрый, говорящий, что все знает! Наполнил болезнью чрево», – т.е., для своего утешения сказал эти слова и полон страдания. В укор говорит это Иову, порицая его за две вещи – за то особенно, что мудрый не выставляет напоказ мудрости, а потом и за то, что Иов сказал, как обличающий их и как, конечно, поистине страдающий и поражаемый в утробу ума (это и значат слова «наполнит болезнью чрево»), но сказал напрасно, бесполезно и без всякой надобности. «Ни того, ни другого мудрый не делает, а поступает обратно этому, и ответ дает разумный. Если как ревнитель скорбит за истину и хочет кого-либо обличить, то не произносит напрасных слов, какие не нужны, чтобы наполнить болезнью чрево, и не говорит оскорбительно, чтобы удовлетворить болезни и жару своего ума, что ты сделал».

Отрывки на (книгу) блаженного Иова

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Ст. 1-2 И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал: станет ли мудрый отвечать знанием пустым и наполнять чрево свое ветром палящим

Мы уже неоднократно говорили, что благословенный Иов олицетворяет Святую Вселенскую Церковь, и что его друзья выступают перед нами в подобии еретиков, которые, как это было, под предлогом защиты Господа ищут случай для пустословия, и говорят оскорбительные слова против хороших людей; им все неприятно, что думает верующий, как если бы его мысли были произнесены на ветер. Потому, теперь они говорят: станет ли мудрый отвечать, как будто говоря на ветер? Они не считают слова хорошего человека высказанными со смыслом, но, воспринимают их, как пример безумия. Потому он добавил: и заполнит ли свой живот жаром? В этих вещах, которые они хотят сказать путем оскорбления, они как бы склоняются в вежливости, чтобы смягчить их, как уже было сказано, якобы для того, чтобы защитить Господа. Потому Елифаз добавляет: Ты оправдываешься словами, что не подходят тебе, и ты говоришь, что не надлежит тебе (Иов. 15:3).

Книга нравственных поучений, или Толкования на книгу Иова

архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)

И отвечал Елифаз Феманский и сказал:

С этой главы начинается второе отделение книги Иова, и новый ряд бесед между ним и его друзьями. Елифаз, которому в другой раз приходит очередь говорить, говорит ещё сильнее, нежели прежде. Он называет слова Иова неосновательными, нелепыми и опасными для веры, потому что Иов потрясает её основание и отвергает молитву, как дело бесполезное (ст. 24); хочет своим дерзким языком только дать себе вид невинного, тогда как в самом деле он порочен (ст. 5:6). Елифаз обличает Иова в гордости, потому что он знает будто более своих друзей, презрительно смотрит на их учение о добродетели и пороке, о награде и наказании, отвергает их кроткое увещание и выдает себя за святого, каковым не может быть ни один человек (ст. 7–16). Елифаз держится мысли, что несчастие есть наследие порочных и бедность – следствие преступлений. Этому научил его опыт и это есть учение древних мудрецов, в песнях которых несчастие нечестивых представляется ужасным и неотвратимым (17–35 ст) .

Книга Иова в русском переводе с кратким объяснением

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible