Скрыть
Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла.

Святые отцы

Прочие

Зенон Веронский, сщмч. (†371)

Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла

Священную историю, возлюбленные братие, для того передали нам Боговдохновенные писатели, чтобы мы, читая ее, научились, по мере возможности, подражать по-крайней-мере нравам предков, если уже не можем подражать их добродетелям; потому-что они столь благочестиво и свято жили, что уже одно знание дел их должно считать немаловажным счастием. Так, на пример, Иов был праведен, чист от суетных мирских желаний, непорочен во внешнем образе жизни, еще непорочнее в душе, и столько осмотрителен и безукоризнен во всех своих делах и мыслях, что заслужил похвалу даже от Бога. Но вместе с тем, возлюбленные братие, Иов, по моему мнению, был образом Спасителя нашего Иисуса Христа. Сравнение объяснит нам эту истину. Иов был праведен. Спаситель наш есть сама правда, источник нашей праведности; потому-что о Нем предречено было: се день грядет горящ яко пещ, и возсияет Солнце правды (Мал. 4:1-2). Иов был истинен. Господь наш есть подлинная, совершенная истина. Аз есмь, говорит Он, путь и истина и живот (Ин. 14:6).

Об Иове

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла

Хотя очень многие другие жили в земле Уц, никто не мог сравниться с Иовом в благочестии и невинности. Он пользовался великим почетом, и на устах у всех была хвала ему. И вот, дабы никто не подумал, что все это было у Иова благодаря его человеческим способностям, Бог никогда не попускал пропасть даже малой части имущества Иова. [Бог] говорил: «Мое желание в том, чтобы даже простой волосок, даже самая малая потеря вернулась к Иову и умножилась».

Комментарий на Книгу Иова

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла

Каждое из этих наименований Иова в отдельности способно показать красоту его души. Как влюбленный с великой обстоятельностью повествует о красоте возлюбленного им, так и здесь. Он был непорочен, говорит [Писание], то есть всецело добродетелен, и то же означает справедлив, и истинен, и богобоязнен, и удалялся от всякого злого дела. Причем сказано: от всякого, а не просто от одного [удалялся], а от другого нет. Где говорящие, что [человеческая] природа склонна скорее ко злу? Какой страх, какие суды, какие законы сделали его таким?

Отрывки на (книгу) блаженного Иова


Таков был и Адам прежде, чем послушался жены. Потому-то этот муж и не поддается влиянию своей жены, чтобы не потерпеть того же, что случилось с тем. Тот облечен был нетлением, по благости Творца, и за то, что послушался жены, сделался нагим и осужден. Этот был наг и не послушал совета жены своей, и за то, что не послушался ее, был увен­чан ангелами. Тот за то, что послушался жены своей, нис­пал из рая сладости, навлек проклятие на землю и полу­чил в удел смерть. Этот за то, что не послушался жены своей, получил избавление от ударов и навозной кучи и унаследовал Царство Небесное. Тот, оправдываясь, говорил Богу: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3:12). Какое неизвинительное оправдание! Она сказала: ешь, – а Я сказал: не ешь. Почему же ты жены послушал, а Бога не послушал? Но не так поступил блаженный Иов. Как же? С укором отвечал он жене: «ты говоришь как одна из безумных» (Иов. 2:10). «Был человек в земле Уц, имя его Иов». Для чего названа здесь страна? Для тебя, чтобы ты знал, что даже общение с грешниками не могло заставить праведника согрешать: так должна быть тверда и непоколебима в своих решениях воля благочестивых. Эта страна Аравия отличается темными и ис­порченными нравами ее жителей. Все они были беззаконными, враждовали против Бога, все непотребны, горды, подобно отцу своему Исаву преданы были греху. Но такое море нечестия не могло потушить светильника благочестия; такая страна злая не могла затмить красоту его чистоты. Тем больше побуждений имел диавол напасть на такого праведника. Почему именно? Потому что он видел, что тот обогащается больше милосты­ней, чем деньгами. Послушай, что Иов сам говорит не­ложно: «Я был глазами слепому и ногами хромому» (Иов. 29:15), и опять: «Не плакал ли я о том, кто был в горе? не скорбела ли душа моя о бедных?» (Иов. 30:25). И не только на словах, но и делами он преизобиловал, всю сокровищницу добрых дел обращая на нуждающихся. В самом деле, что говорит он в другом месте? «Благословение погибавшего приходило на меня, сердцу вдовы доставлял я радость»; «и не был ли он согрет шерстью овец моих» бедный (Иов. 29:13, Иов. 31:20). Очевидно, всеми средствами он обогащал свою сокровищницу – и словами, и делами, и милостыней, и заступничеством за нуждающихся.

О праведном и блаженном Иове

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла

Исторический смысл

Он был назван добрым среди злых, что является великой честью. Говорится, что этот святой человек проживал там, дабы явить важность его добродетели. Кто не знает, что Уц – это земля язычников? Язычество же, опутанное множеством пороков, появилось после того, как люди отвергли своего Творца. Следовательно, он может упоминаться проживающим там, чтобы он удостоился похвалы за то, что был добрым среди злых. Ибо не так достойно высоких похвал быть добрым среди праведников, как быть добрым среди нечестивых. Подобно тому, как тяжелейшее преступление среди добрых не быть добрым, так величайшая заслуга явиться добрым даже среди злых. Потому сам Иов свидетельствует о себе, говоря: «Я стал братом змей и другом страусов» (Иов. 30:29). Потому и Петр великой похвалой почтил Лота за праведную жизнь среди людей развращенных, говоря: «Бог праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил, – ибо сей праведник, живя между, ними ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» (2Пет. 2:7–8). Он, конечно же, мог бы и не мучиться, если бы не видел и не слышал этих скверных дел ближних. Но однако он именуется праведным и слухом и зрением, потому что порочная жизнь не должна была услаждать слух и зрение праведника, но ранила их. Потому и Павел так говорит своим ученикам: «Чтобы вам быть и чистыми, чадами Божьими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире» (Флп. 2:15). Потому и ангелу Пергамской Церкви сказано: «Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь Имя Мое и не отрекся от веры моей» (Откр. 2:13). Поэтому Святая Церковь в Песни любви так восхваляется гласом Жениха: «Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами» (Песн. 2:2). Значит, блаженный Иов, по справедливому выражению Жениха, обитая в выше упомянутой языческой стране среди нечестивых, явился лилией среди терния. К чему верно прибавлено:

Непорочен и справедлив

Непорочность и справедливость Иова. И то и другое необходимо и важно. Ибо некоторые столь просты, что пренебрегают справедливым. Они потому оставляют непорочность истинной простоты, что не устремляются к добродетели справедливости. Ибо поскольку они не знают, как посредством справедливости быть осмотрительными, они никоим образом не могут пребывать из-за простоты невинными. Так Павел увещевал своих учеников, говоря: «Желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло» (Рим. 16:19). Подобно и в другом месте сказано: «Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы» (1Кор. 14:20). Также Сама Истина говорит своим ученикам: «Будьте мудры, как змии и просты, как голуби» (Мф. 10:16). В наставлении по необходимости сочетается как одно, так и другое: хитрость змея, которая умудряет голубиную простоту, и простота голубя, которая умеряет змеиное лукавство. Равным образом, Дух Святой в явлении Своем людям открылся не только в виде голубя, но так же был подобным огню (Мф. 3:11, 16). Под образом голубя, конечно же, подразумевается простота, а под видом огня ревность. Итак, Он показался голубем и огнем, потому что все исполненные Им так покоряются кротости простоты, что возгораются против беззаконий грешников ревностью справедливости.

Был богобоязнен и удалялся от зла

Что значит бояться Бога? Добро, смешанное со злом, отвергается. Бояться Бога означает то, чтобы всякое доброе дело, которое необходимо совершить, не оставлять без должного внимания. Об этом говорил еще Соломон: «Кто Бога чтит, тот ничем не пренебрегает» (Еккл. 7:19). Но многие, хотя и делают нечто хорошее, все же запинаются, хоть и весьма редко, некоторыми прегрешениями, вследствие чего Иов верно именуется боящимся Бога и удаляющимся от зла. Ибо сказано: «Уклоняйся от зла и делай добро» (Пс. 36:27). Бог не принимает добрых дел, которые пред очами Его осквернены были примесью злого. Ибо премудрый Соломон говорил: «Кто согрешит в одном, тот погубит много доброго» (Еккл. 9:18). И Иаков свидетельствует об этом, говоря: «Кто соблюдает весь Закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2:10). О том же пишет Павел: «Малая закваска квасит все тесто» (1Кор. 5:6). Итак, блажен Иов, поскольку указано, насколько он был чист в добре, и искусно показывается, насколько он был чужд злу.

Почему добродетели Иова описываются в самом начале повествования? По обыкновению тех, кто занимается описанием состязаний, проходящих в палестре, сперва описываются члены тела борющихся: насколько широка и мощна грудь, насколько здоровы, полны и крепки плечи, насколько полон живот, который может выдержать большое напряжение и не теряет силу при расслаблении. Таким образом, как описываются части тела и орудия, употребляемые в соревновании, и лишь потом само соревнование, так и нрав Иова изображен прежде всего остального. И поскольку наш борец должен был состязаться с диаволом, писатель Священной истории, словно перед зрелищем боя, описывает части (membra) души Иова, перечисляя его духовные добродетели и говоря: «Был человек тот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла», чтобы, при познании могучего состояния частей тела, уже по причине силы самого этого состояния, предчувствовалась скорая победа.

Таинственный смысл

Был муж в земле Уц, именем Иов

Именем Иова изображается Христос. Мы верим, что эти слова осуществились в истории, но давайте посмотрим, как посредством аллегории раскрывается их смысл. И в самом деле, Иов, как мы сказали, переводится как страдающий, а Уц переводится как податель добрых советов. Следовательно, Кого еще своим именем блаженный Иов может изображать, если не Того, о Котором сказано пророком: «Он взял на себя наши немощи» (Ис. 53:4)? Он обитал в земле Уц, [где] и имел влияние на сердце народа советника. Так и Павел проповедовал Христа, [помазанника] сил Бога и Божью премудрость (1 Kop. 1:24). Да и Сама Премудрость говорит устами Соломона: «Я, Премудрость, обитаю в благоразумии и нахожусь среди рассудительного знания» (Пртч. 8:12). Следовательно, Иов обитает в земле Уц, так как Премудрость, которая претерпела страдания за нас, сделала своим жилищем сердца, преданные благоразумной жизни.

И был человек этот непорочен и справедлив

Иов достиг непорочности и справедливости. Справедливость видна в праведности, а в непорочности видна кротость. Обычно, когда мы стремимся к справедливости правосудия, то оставляем кротость, и наоборот, когда жаждем пребывать кроткими, то отклоняемся от справедливости правосудия. Но истинно воплотившийся Господь пребывал непорочным и справедливым, так как в кротости Он не оставил строгость правосудия, и, опять же, в строгости правосудия не оставил добродетель кротости. Поэтому Спаситель тем, которые, напав на женщину, взятую в прелюбодеянии, и хотели, дабы Он погрешил либо жестокостью, либо несправедливостью, ответил относительно и той, и другой: «Кто из вас без греха, первый бросит в нее камень» (Ин. 8:7). Кто из вас без греха, пусть покажет мягкость кротости, покажет ревность правосудия и тогда первый бросит в нее камень. Об этом и пророк говорит: «Поспеши, благоприятно приди и воцарись ради истины и кротости и правды» (Пс. 44:5). Бесспорно, стремясь к истине, Он сохранил кротость и правосудие, чтобы не потерять ревность о правосудии ради важности кротости, и, наоборот, не утратить стойкость кротости ради ревности о правосудии.

Чтущий Бога и удаляющийся от зла

Каким образом Он чтит Бога? О нем написано следующее: «И исполнит его дух страха Господня» (Ис. 11:3). Действительно, воплотившийся Господь явил в Самом Себе все то, что в нас Сам устроил, дабы показать примером преподанное в наставлении. Следовательно, согласно человеческой природе наш Искупитель боялся Бога. Чтобы искупить гордого человека, Он принял за него смиренный ум. [Истинность] этого хорошо подтверждается тем, что Иов именуется убегающим от зла. Спаситель, разумеется, Сам убежал от зла. Он не отверг то, что совершается [людьми] по необходимости, но то презрел, что было изобретаемо человеком, так как Он оставил этот ветхий образ жизни, который нашел, родившись на Земле, и новый, который принес с собой, запечатлел в податливых нравах.

Нравственный смысл

Был муж в земле Уц именем Иов

Иов символизирует избранных, забота (affection) которых направлена на земное и вечное. Если Иов зовется скорбящим, а [земля] Уц советником, то вполне заслуженно через то и другое имя каждый изображается избранным, потому что, бесспорно, явился там советником духа тот, кто скорбя спешил от настоящего к вечному. Ибо есть люди, которые пренебрегают своей жизнью, и когда жаждут мимолетного, то либо не понимают вечного, либо пренебрегают тем, что уже поняли, и не чувствуют скорби, и не знают, что значит посоветоваться. И когда они не видят Небесное, которое отвергли, – о, несчастные! – считают себя пребывающими в добре. Действительно они не поднимают глаз ума к свету истины, который оказался от них сокрытым, и уже не направляют внимание желаний своих к созерцанию вечного отечества, но самих себя в том, к чему более склонны, оставляют. Они вместо отечества любят изгнание, которое претерпевают, и в слепоте, в которой они пребывают, резвятся словно при ярком свете. И против избранных умов, ни во что вменяющих все ничтожное и мимолетное, которое остается сокрытым от них, ополчаются. И когда для их (избранных умов) удовлетворения ничто вне Бога не достаточно, сама мысль их, от процесса исследования утомленная, находит покой в надежде на Создателя, в Его созерцании, стремясь оказаться среди небесных граждан. И каждый из них, все еще пребывая в настоящем теле, разумом же поднимаясь выше настоящего, оплакивает горести изгнания, в котором находится, и потрясающими побуждениями любви побуждает себя к достижению небесного отечества. Когда, следовательно, страдая, ум видит, чем является вечное, которое он потерял, тогда получает спасительный совет пренебречь тем временным, мимо которого он проходит. И чем более он познает совет, чтобы оставить преходящее, тем более увеличивается страдание, поскольку он еще не достиг того, что остается неизменным. О чем через Соломона хорошо говорится: «Кто умножает познание, тот умножает скорбь» (Екл. 1:18). Потому как кто уже знает высшее, которого все еще не имеет, тот больше по причине низшего, в котором удерживается, страдает.

Обитают в земле Уц, то есть в совете. Следовательно, верно сказано, что Иов обитает в земле Уц, так как в совете знания дух каждого избранного, страдая, сохраняется. Необходимо понять, что в действии падения нет страдания ума. Ибо некоторые живут без совета, оставляют свои дела неисполненными и все же скорбью познания не мучаются. Кто искусно укрепляет свой разум в совете жизни, тот во всяком деле, требующем размышления, осторожно сам себя рассматривает. И при совершаемом деле неожиданный и страшный конец не застигает врасплох, поскольку тот легко движением ума, употребленным ранее, этот конец нащупывает. Он рассуждает, дабы страх не воспрепятствовал тому, что необходимо совершить, дабы пороки не превзошли его в открытой борьбе страстными желаниями и праведное, подстерегая, не исказили посредством пустой славы. Следовательно, Иов живет в земле Уц, в то время как разум избранного чем более старается жить с помощью совета, тем более утомляется по причине скорби, причиняемой теснотой этого пути.

Непорочен и справедлив, чтущий Бога и удаляющийся от зла

Непорочность и справедливость праведного. Всякий, кто стремится к вечному отечеству, непорочно и праведно живет без сомнения. Очевидно, непорочный в добре, праведный же верой. Непорочный в добре, которое в последствии совершает, справедливый же в совершенстве, которое ощущает в тайне. Но есть некоторые люди, которые в добрых делах не непорочны, поскольку ищут не внутреннего воздаяния, а внешнего одобрения. О чем через ту же самую премудрость говорится: «Горе грешникам приходящим на землю двумя путями» (Сирах. 2:14). Следовательно, грешник вступает на землю двумя путями, поскольку он и принадлежащее Богу показал делом, и принадлежащее миру посредством помышлений старался приобрести.

Начинает со страха, совершенствуется в любви. Хорошо говорится: «Чтущий Бога и убегающий от зла», – потому что Святая Церковь избранных начинает путь своей непорочности и справедливости страхом, но совершенствуется в любви. Тогда только кто-либо начинает совершенно убегать от зла, когда по причине любви к Богу уже начинает не желать грешить. Поистине, кто все еще делает доброе по причине страха, тот в глубине души от зла не убежал, поскольку уже тем самым согрешает, что желает грешить, если бы только мог грешить безнаказанно. Следовательно, справедливо говорится, что Иов боялся Бога, и именовался также убегающим от зла, так как когда любовь следует за страхом, тогда погрешность, которая умом отвергается, также подавляется посредством общего обзора мысли. И поскольку по причине страха всякий порок подавляется, а по причине любви рождаются добродетели, то правильно далее следует: «И родились у него семь сыновей и три дочери».

Моралии на книгу Иова

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла

Нельзя отрицать, говорит блаженный Августин (De Civitata Dei. XVIII, с. 47.), что были между народами языческими верные, которые могли быть причтены к истинным Иудеям, гражданам Иерусалима небесного; а кто будет это отрицать, тому опровержением будет служить пример Иова, сего мужа столь святого и удивительного, который не принадлежал к числу Израильтян, но происходил от народа, обитавшего в Идумее, где он родился и умер. Само слово Божие так превозносит этого праведника, что, говоря о его благочестии и правоте, утверждает, яко не бе таковаго от сущих на земли (Иов. 1:8). Сверх того, хотя летописи народа Еврейского и не указывают нам на время, когда он жил; но из того, что читается в книге, носящей его имя, и принятой Евреями в число канонических, мы можем заключить, что он жил в третьем поколении после Иакова. Несомненно, что Божественное Провидение устроило это для того, чтобы примером сего праведника убедить нас, что и между народами языческими могли быть святые, жившие по закону Божию, угодные Богу и принадлежавшие к Иерусалиму небесному. Но, вместе с сим, мы должны веровать, что этого удостоились только те, которым был предвозвещен единый Ходатай Бога и человеков - Иисус Христос. (1Тим. 2:5)

Бог восставил Иова, чтобы всем временам дать пример терпения, как говорит Священное Писание в книге Товита. Господь восставил его среди народов чуждых Святому Завету, как будто бы для того, чтобы язычникам дать залог будущего их присоединения к Церкви Иисуса Христа.

Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями

архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)

Был муж в земле Уц; Иов имя ему. Муж сей был добр, справедлив, боялся Бога и удалялся порока.

О положении земли Уц см. введение в сию книгу. Иов соединял в себе высокое нравственное достоинство с глубоким смирением пред Богом. Он обыкновенно мыслил и поступал так, как требовала справедливость; говорил, как думал и как позволяла истина, боялся Бога и удалялся зла.

Книга Иова в русском переводе с кратким объяснением

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла

Раскрываемая в начальных пяти стихах при помощи конкретного примера, - жизни Иова, общая мысль о соответствии благочестия земному благополучию начинается характеристикою религиозно-нравственной жизни главного лица книги. «Непорочный», т. е. преданный всем сердцем Богу и добру (Иов. 2:3; ср.: Иов. 1:21; Иов. 23:11-12; 21), Иов был безупречен в данном отношении, что подтверждается его «справедливостью» и «истинностью» (слав.), - соответствием мыслей делам. Частнее, в основе религиозности Иова, - отношения к Богу, лежал «страх», - благоговейное представление о Боге, возбуждаемое сознанием Его величия, совершенств (Иов. 15:4; Иов. 37:23-24), и переходящее в трепет, когда к нему присоединялась мысль о Боге, как о праведном Судии и Воздаятеле, не терпящем зла (Быт. 3:10; Быт. 18:15; Пс. 64:9). Представлением о Боге, не терпящем зла, определялась нравственность Иова: она сводилась, как и у всех ветхозаветных людей, к удалению от зла (Пс. 33:15, Пс. 36:27; Притч. 14:16). О месте жительства Иова см. во Введении.

Толковая Библия

Стих: Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible