Скрыть
и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 20-21 Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно

Слова эти означают, что Иов не был покрыт преступлениями и злодействами, потому и вернулся бы наг, то есть чист и невинен, в чрево матери. Он столь стоек был в своей искренности, что легко себе представить: он никогда не уклонялся от праведности и никогда впредь не променял бы добродетель на порок.

Комментарий на Книгу Иова

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 20-21 Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно

Несомненно то, что, даже если от нас ускользают принципы домостроительства Божьего, мы все же способны воспринять результат домостроительства премудрого и любящего нас Бога, хотя это и трудно. В самом деле, Он знает, каким образом каждому устроить полезное и почему пределы жизни у нас неравные. Ибо есть некая причина, непостижимая для людей, по которой одни забираются отсюда быстрее, а другие оставляются дольше страдать в этой скорбной жизни. Поэтому мы должны за все благодарить Его человеколюбие и не сетовать, помня о том великом и славном возгласе, который произнес великий подвижник Иов, узнав, что десять его детей в краткий миг времени погибли за одной трапезой. Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось.

Давайте сделаем это чудо нашим. Равная награда у праведного Судии для являющих равные подвиги. Мы не лишились чада (Василий этим посланием утешал Нектария, который потерял сына), но вернули его Даровавшему. И его жизнь не угасла, но переменилась к лучшему. Не земля сокрыла нашего возлюбленного, но приняло небо. Давайте немного подождем и будем вместе с возлюбленным. Ибо, хотя он завершил путь [этой жизни] быстрее, все мы пройдем его, и всех ожидает одинаковое прибежище.

Послания

Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)

и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно

А если угодно правоту совершенной любви ко Господу узнать из святых богодухновенных Писаний; то смотри, как Иов совлекся, так сказать, всего, что имел у себя — детей, имения, скота, рабов и прочего достояния, и как он, совлекшись всего, бежал и спасал себя, даже самый хитон оставив и бросив сатане, ни словом не изрек хулы, ни сердцем, ни устами не возроптал пред Господом, а напротив того, благословлял Господа, говоря: «Господь даде: Господь отъят: яко Господеви изволися, тако бысть: буди имя Господне благословенно». Его почитали стяжавшим многое, но по испытании его Господом, оказалось, что Иов ничего не стяжал кроме единого Бога.

Собрание рукописей типа II. Беседа 5

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 20-21 Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно

Не думай, возлюбленный, что этот поступок означает поражение. Скорее это знак победы. Ибо если бы он ничего не сделал, то показался бы бесчувственным, но ныне он одновременно и любомудрый, и отец, и богобоязненный. Ибо чем он был омрачен? Он оплакивает не детей и не погибель скота, но способ их кончины. Кого не потрясло бы это? Какого мужественного человека? Ведь даже Павел испытывал сокрушение при виде слез, говоря: Что вы делаете? Что плачете и сокрушаете сердце мое? (Деян. 21:13). Но потому он и был дивен, так же как и Иов дивен потому, что, хотя страдание вынуждало его поступать так и страдать, он не произнес ничего дерзкого.

Комментарий на Книгу Иова

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 20-21 Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно

Люди, потерявшие свои земные богатства во время опустошения [Рима], если бы имели их так, как учит [апостол], который сам беден наружно, но богат изнутри, - иными словами, если бы они пользовались миром, словно не пользуясь им, - могли бы сказать, как Иов, тяжело пострадавший, но не сломленный: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! Как раб добрый, Иов почитал волю Господню своим величайшим имением и, следуя ей, обогащал душу свою; не печалился он расставанием еще при жизни с богатством, которое вскоре предстояло оставить, умерев.

А неокрепшие души, хотя и нельзя сказать о них, что они ставят земные богатства выше Христа, все же с неким пристрастием тянутся к ним: потеряв их, они узнали, как много они согрешили, любя их. И печали их от них самих, как в приведенных выше словах апостола: корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям (1Тим. 6:10). Потребовалось, чтобы отвергавшие столь долго наставления словом научились этому на опыте. Ведь, когда апостол говорит: А желающие обогащаться впадают в искушение (1Тим. 6:9) и далее, он в богатствах порицает не обладание ими, а стремление к ним. В другом месте он говорит: Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни (1Тим. 6:17-19).

Поступавшие так со своим богатством утешились за небольшие потери великими обретениями, наслаждаясь ими много более тех, с которыми легко расстались, нежели бы печалились об утрате того, что страшились потерять. Ведь на земле могло пропасть только то, что стыдно было бы взять с собой. Господь наш учит: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6:19-21). Слушавшие это наставление в пору испытания показали, сколь правильно были они наставлены не отвергать самого верного Наставника и самого надежного и сильного Стража своих богатств. Ведь если многие возрадовались тому, что их богатства оказались в месте, которое не обнаружил враг, то сколь большей оказалась радость тех, кто по наставлению Бога отправился с богатством своим туда, куда никакой враг войти не может!

О граде Божьем

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно

Исторический смысл

Но послушаем, что говорит тот, кто потерял все имущество, лишился детей, кто разодрал одежды, остриг голову и пал на землю:

Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь туда

О, сколь высоко стоял, руководимый внутренним благоразумием, тот человек, который лежал на земле в разорванных одеждах! Поскольку по суду Божию он все потерял, то, укрепляясь в терпении, он вспоминал то время, когда не обладал ничем из потерянного, и, видя, что когда-то он не имел этого, уменьшал скорбь лишения. Великое утешение при утрате вещей можно находить, вспоминая то время, когда мы не имели утраченного. Мы справедливо называем землю матерью, так как она нас всех родила. Потому и написано: «Тяжело иго на сынах Адама со дня исхода из чрева матери их, до дня возвращения к матери всех» (Сир. 40:1). Блаженный Иов, чтобы с терпением оплакивать потерянное, внимательно рассматривает то, как он сюда пришел. И еще прибавляет, искусно укрепляя терпение, вспоминая, каким образом он вернется туда, и говорит: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь туда» . Как если бы он сказал: «Нагим меня сюда земля принесла, нагим меня отсюда и примет земля. Итак, что же в том, что я потерял собственность, которую и должен был потерять?»

Но поскольку истинное утешение умножается не только от созерцания творения, но так же и от рассмотрения правосудия Творца, то добавляет:

Господь дал, Господь взял; как угодно было Господу, так и сделалось

Святой муж все потерял во время искушения противником, но, зная, что сатана не имел бы силы его искушать, если бы не дал ему Господь, не говорит: «Господь дал, дьявол забрал», но: «Господь дал, Господь взял» . Пожалуй, он должен бы был огорчиться из-за того, что Творец дал врагу забрать у него все. Но поскольку Тот, Кто Сам дал, не забирает, а возвращает Себе Свое, мы ничего своего не теряем. Почему же, получая от Бога то, чем мы пользуемся в этой жизни, мы столь скорбим, когда Самим Судьей лишаемся того, что щедро заимствовали? Потому всегда прав кредитор, который не связан определенным временем возвращения, и когда пожелает, лишает того, что дал. Поэтому и прибавлено: «Как угодно было Господу, так и сделалось». Когда в этой жизни мы не хотим того, от чего страдаем, необходимо склонять желание нашей воли к Тому, Кто не может желать ничего несправедливого. Конечно, когда нам что-то не нравится, мы находим великое утешение в том, что это в отношении нас устраивает Тот, Кому нравится только справедливое. И если мы знаем, что Господу нравится справедливое, следовательно мы ничего не потерпели неугодного Господу. Все, что мы терпим – справедливо, и крайне несправедливо, если мы ворчим во время справедливых страданий.

Мы уже услышали, каким образом мужественный оратор, сопротивляясь врагу, принял свою участь, теперь послушаем, каким образом в конце своей речи он благословил Судию. Он говорит: «Да будет имя Господне благословенно!» Так, все праведное, что он испытывал, он заключал благословением Господа. Видя это, враг стыдился бы своего поражения от победившего, так как он, еще пребывая в блаженстве, непокорно выступил против Самого Творца, Которому человек и среди несчастья воспевает гимн славы. Обратите внимание на то, что наш враг бьет нас столь многими стрелами, сколь многими ударяет искушениями. И действительно, мы ежедневно стоим в сражении, и ежедневно выдерживаем стрелы его искушений. Но и мы метаем против него стрелы, если, поражаемые мучениями, отвечаем смиренно. Итак, блаженный Иов, поражаемый потерей имущества и смертью сыновей, обращает множество скорбей в похвалу Создателя, и говорит: «Господь дал, Господь взял; как Богу угодно, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно» . Он сокрушает гордость врага смирением, а терпением поражает его безжалостность. Мы не верим, что наш воин принял раны и не ударил в ответ. Иов столько метнул в грудь врага стрел, сколько произнес слов терпения, восхваляя Бога; и он ударил намного сильнее, чем вытерпел сам. Поверженный, он потерял все земное, но, терпя скорбь со смирением, преумножил небесное.

Таинственный смысл

Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь туда

Матерью Искупителя по плоти явилась синагога, из которой Он вышел к нам видимым телесно. Но она хранила Его прикрытым в покрове своих Писаний, пока отказывалась открывать очи своего ума для духовного Его понимания. Так как она отказалась видеть скрытого в плоти человеческого тела Бога, то презирала смотреть на Него, считая Его нагим, лишенным Божества. Но «наг вышел из чрева матери» : потому что выходящий от синагоги плотью, видимым образом пришел к язычникам. Это хорошо изображено одеждой, которую оставил, убегая, Иосиф (см. Быт. 39:12). Ибо, когда женщина хотела скверно использовать его для прелюбодеяния, он, оставив одежду, выбежал из дома; так же, когда синагога верила, что Господь просто человек, она желала связать Его словно прелюбодейным обниманием, Он же оставил на ее глазах покрывало буквы, и народам, могущим познать силу Его Божественности, явил Себя видимым. Потому и апостол Павел сказал: «Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их» (2Кор. 3:15), потому что прелюбодейная женщина удержала у себя одежду, и упустила голым того, кого плохо держала. Тот, Кто вышел из синагоги и видимым образом явился для веры язычников, из утробы матери вышел наг. Но разве Он совсем ее покинул? И как понять, что пророком сказано: «Если будет число сынов Израилевых как песок морской, только остаток спасется» (Ис. 10:22, Рим. 9:27)? Или: «Пока войдет полнота язычников; и так весь Израиль спасется» (Рим. 11:25)? Будет время, когда Он явится видимым даже в синагоге. В конце мира несомненно будет время, когда Он станет известен как Бог остатку Своего народа. Поэтому сказано: «Наг и возвращусь туда» . Наг возвращается в чрево его матери, когда в конце этого мира Тот, Кто во время земной жизни презирался как человек, на глазах у синагоги явится Богом пред народами.

Господь дал, Господь взял; как угодно было Господу, так и сделалось: да будет имя Господне благословенно

Наш Искупитель, как истинный Бог, вместе с Отцом все дает; а как истинный человек, получает от Отца как и все. Он мог говорить об Иудее, когда она верила в тайну грядущего Его воплощения: «Бог дал» . И Он мог говорить об Иудее, когда она презрела присутствие ожидаемого Его воплощения: «Бог взял». Даяние есть, конечно, когда через некоторых она верила в будущее; но изгнав Спасителя, заслуженно предана своей слепоте, так как презрела почтить то, во что веровали некоторые.

Верующих в Него Он учил, чтобы пребывая в скорбях они благословляли Господа: «как угодно было Господу, так и сделалось: да будет имя Господне благословенно». Это подтверждается и Евангелием (Мф. 26:26), где сказано, что когда приблизились страдания, Он, принимая хлеб, воздал благодарение. Итак, воздал благодарение Тот, Кто подвергся чужой несправедливости. И Кто, не имея никакой вины достойной наказания, будучи ударяем, смиренно благословлял, этим ясно показывает, что следует делать каждому, находящемуся под ударами собственной вины, и когда Сам невозмутимо переносит удары чужой вины, показывает, что должен делать подвергнутый наказанию.

Нравственный смысл

Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь

Как если бы душа, застигнутая в искушении и немощи, говорила: «Нагим родила меня прежде благодать через веру, нагим та же благодать спасет меня при исходе». Есть великое утешение для искушаемой души, когда она, при нападении пороков, видя себя как будто обнаженной от добродетелей, прибегает к одной только надежде на милосердие; и тем самым не позволяет себя обнажить, что смиренно считает себя обнаженной от добродетелей. Так что, если кто-нибудь в искушении обнажается от какой-либо добродетели, но признает свою собственную немощь, то только лучше одевается самим смирением; и намного устойчивее лежит, чем прежде стоял тот, кто ничего из того, что имеет не приписывает себе, забывая о божественной помощи. Потому смиренно признает вскоре руку Утешителя и Судии, говоря:

Господь дал, Господь и взял

Так и возрастает наученный искушениями тот, кто познает щедрость Подателя в полученной благодати, и в лишении силы – власть Забравшего. Но эта духовная сила не исчезает совсем, а ослабляется искушением; смущенная же душа трепещет, думая, что лишилась ее, и благодаря этому навсегда смирившись, уже никогда не теряет.

Как угодно было Господу, так и сделалось: да будет имя Господне благословенно

Из того, что мы смущаемся внутренним искушением, следует, что мы должны прибегать к правосудию Творца; и именно потому наше сердце воздаст большие хвалы своему Помощнику, что после искушения вернее познает бессилие своей немощи.

Моралии на книгу Иова

Анастасий Синаит, прп. (†701)

и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно

Никто из приобретших богатство путем [грабежа] на войне, кровопролитием, воровством, клятвопреступлением, хищением и путем [прочих] неправд не может сказать, что он обогатился от Бога, но [такое богатство] от лукавого. Только стяжавшие [богатство] из праведных и безгрешных доходов могут вместе с Иовом сказать: «Господь даде, Господь отъят».

Вопросы и ответы

Климент Александрийский, пресв. (†215)

Ст. 20-21 Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно

Слова Иова более тонко можно понимать следующим образом: «я наг от порока и греха; как из чрева матери, я был создан в начале из земли, наг в землю и возвращусь». Наг не от имений, ибо это незначительно и обыденно, но от порока и лукавства и от следующего за неправедно прожившими безобразного образа. В более простом смысле, все мы, люди, рождаемся нагими и опять нагими выносимся, только окутанные погребальными пеленами. Ибо Бог предуготовил нам иное житие и настоящую жизнь соделал поприщем и путем к ней, предназначив средства от имения только для напутствия в этом пути. А по прошествии этого пути богатство имений уже не сопровождает нас.

Ибо ничто из того, что мы стяжали, нам не принадлежит, мы владельцы только одного имения - благочестия. Его не похитит у нас наступившая смерть, тогда как все иное она извергнет даже против нашей воли. Ибо все мы получили житейское имение во временное владение, и каждый, воспользовавшись им, отходит, оставив по жизни краткое воспоминание. Ибо это конец всякого благоденствия, это завершение житейских благ. Замечательно, что и младенец, выходящий из утробы, принимается тотчас плакать, а не смеяться. Ведь своим воплем он словно бы обвиняет жизнь, от которой уже в самом начале вкушает обреченные на смерть дары.

В самом деле, рожденное [дитя] тотчас пеленуется по рукам и ногам и берет грудь, будучи завернутым и окутанным. О, начало жизни, предтеча омертвения! Младенец только вступил в жизнь, и ему тотчас же принесено одеяние мертвецов, ибо природа напоминает рожденным о конце. Поэтому и рожденное дитя горько плачет, словно бы взывая плачем к матери: зачем, о матерь, ты родила меня в эту жизнь, в которой прибавление жизни есть продвижение к смерти? Зачем ты произвела меня на этот полный смятений свет, где началом [жизни] при моем рождении стали пелены? Зачем ты предала меня на такую жизнь, где и жалкая юность терзается прежде старости, и нежелательная старость подобна смертельному приговору? Ужасно, о матерь, ристалище жизни, имеющее конечным поворотом бегущих смерть! Мы проходим горький жизненный путь, имеющий пристанищем путников гроб. Мы переплываем суровое море жизни, ибо подкарауливающий пират - это ад. Человек рождается совершенно нагим, не имея ни оружия, ни сродной одежды, не потому, что он хуже других живых существ, но для того, чтобы нагота и непокрытость доставили тебе заботу, а забота обнаружила мудрость, изгнала праздность, от нужды произвела ремесла, породила разнообразные орудия. Ибо нагой [человек] многоизобретателен, уязвляемый нуждой, словно стрекалом: как ему избежать дождя, как обхитрить мороз, как заслониться от ударов, как возделать землю, как отпугнуть диких зверей, как укротить скотов. Промокнув, он изобрел кровлю, замерзнув, придумал одежды, терпя удары, изготовил панцирь, поранив о тернии голые руки при возделывании земли, в помощь себе создал орудия, обнаженный зверям на съедение, от страха нашел средство, устрашающее устрашающих. Нагота породила одно знание из другого, поскольку и нагота есть Владычний дар и милость. Итак, и Иов, став нагим от денег, имений, благочадия, многочадия и вскоре отвергнув все это, издал этот благодарный глас: Наг я вышел из чрева, наг и возвращусь туда, то есть к Богу и тому блаженному окончанию и отдохновению.

Фрагменты

архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)

И сказал: наг я вышел из чрева матери своей, наг и возвращусь туда (в недра матери – земли); Иегова дал, Иегова и взял; да будет имя Иеговы благословенно!

Я ничего не принёс на землю при своём рождении и ничего не возьму с собою с земли при своей смерти. За что же мне жаловаться на Бога при потере столь бренных благ земли? Ср. 1Тим. 6:7. Всё, что я имел, было незаслуженным даром Бога моего, который Он взял теперь у меня по премудрым причинами. Я благословляю Его за всё, что Он посылает на меня. Вот истинно благочестивые чувства, которым мы должны подражать! Всё, что мы имеем, есть дар Божий: будем делать из него лучшее употребление, но вместе с тем любить более Даятеля, нежели дар, и прославлять Его с благодарным сердцем, если Он опять возьмёт свои дары. В переводе 70 прибавлены здесь слова: яко Господеви изволился, тако бысть.

Книга Иова в русском переводе с кратким объяснением

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 20-22 Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге

Терпеливо перенеся гибель имущества, Иов не мог удержаться, чтобы не выразить глубокого волнения («встал», ср.: Ион. 3:6) и печали («разодрал одежду», ср.: 2Цар. 1:11, 3:31; «остриг голову», ср.: Ис. 15:2-3) при известии о смерти детей. Но она не только не переходит в отчаяние и ропот, но соединяется с глубокою покорностью воле Божией, выраженной и в действии («поклонился»), и в словах: «наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь» туда (шамма). Ничего не имеющим Иов готов возвратиться «туда», т. е. по контексту «в чрево матери», не матери в буквальном смысле (Ион. 3:4), а в недра матери-земли. Она называется «матерью» (Сир. 40:1), как начало, всепроизводящее, рождающее, даже и человека в виду его создания из земли. Сообразно с этим и еврейское слово «ерец» (земля) - женского рода, и отдельные страны, земли, носят женские имена: Палестина - название «девы Израилевой» (Ам. 5:2), Финикия - «девицы, дочери Сидона» (Ис. 23:12), Идумея «дщери Едома» (Плач. 4:21), Xалдея - «девицы, дочери Вавилона» (Иc.47:1, 5) и т. п. Источником покорности, терпения Иова является сознание, что Тот, Кто дал ему все блага, волен и отнять их (ст. 21).

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible