Скрыть
избавит и небезвинного, и он спасется чистотою рук твоих.

Святые отцы

Прочие

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Ст. 26-30 ибо тогда будешь радоваться о Вседержителе и поднимешь к Богу лице твое. Помолишься Ему, и Он услышит тебя, и ты исполнишь обеты твои. Положишь намерение, и оно состоится у тебя, и над путями твоими будет сиять свет. Когда кто уничижен будет, ты скажешь: возвышение! и Он спасет поникшего лицем, избавит и небезвинного, и он спасется чистотою рук твоих

Радоваться о Вседержителе значит наполниться яствами священного Писания в любви к Богу. В этих словах мы обнаруживаем столько радостей, сколько для нашего продвижения воспринимаем различий в значении. Просто история должна являться нашей пищей; сокрытая буквами текста нравственная аллегория должна освежать нас во всей полноте; что же до более глубоких [вещей], то к ним нас возвышает созерцание, которое среди мрака нашей жизни проливает на нас свет вечности.

Поднять к Богу лицо своё значит устремить сердце к поискам возвышенного. Как по нашему телесному лицу мы знакомы и опознаваемы для людей, так и по внутреннему содержанию мы известны Богу. Но по виновности в грехе мы принижены и опасаемся поднять лицо сердца нашего к Богу. Когда разум не опирается на уверенности в доброте дел, он наполняется страхом перед тем, чтобы лицезреть ввысь, потому что своим сознанием обвиняет себя. Но когда слезами раскаянья омываются грехи и совершается их оплакивание, в разуме рождается большая уверенность и лицо сердца нашего поднимается для созерцания радостей горнего воздаяния…

Помолишься Ему, и Он услышит тебя. Конечно, люди, пренебрегающие повелениями Господа, просят Его, но не заслуживают того, чтобы быть услышанными. Потому и написано: «Кто уклоняет ухо своё от слушания закона, того молитва – мерзость». И пока Елифаз считал, что блаженный Иов не был услышан, он принимал это за то, что Иов заблуждался в делах. Потому он и добавил [слова]: и ты исполнишь обеты твои. Кто дал обеты, но по немощи своей не способен их исполнить, [знать должен], что по вине греха происходит так, что желающих добра лишается возможности его совершить. Но как только пред взором внутреннего Судии устраняется грех, который этому препятствует, тотчас же следует и возможность исполнить обеты.

Далее: Положишь намерение, и оно состоится у тебя. Таковым имеет обыкновение быть суждение некрепких [в вере] людей, что человека они оценивают как праведника в той мере, в какой, по их наблюдениям, он обретает все то, что желает; мы же, однако, знаем, что иногда праведники лишаются земных благ, которыми щедро одариваются нечестивые. Когда больные отчаиваются, врачи велят им исполнять то, что предписывается; если же врачи видят, что больные могут выздороветь, они отказываются давать то, чего жаждут больные. Если Елифаз произнес суждения в отношении духовных даров, то следует знать, что намерение возникает и осуществляется, когда добродетель, к которой устремляется желание, с помощью Божьей осеняется счастьем результата. Потому к сказанному добавлено: и над путями твоими будет сиять свет. Свет, сияющий над путями праведников, – это свет, который распространяет свое сияние чудесными делами добродетелей; по мере продвижения вперед в намерениях они из сердца взирающих ввысь изгоняют ночь греха, зажигая примером дел своих свет праведности. Но какова бы ни была праведность дел, перед внутренним Судией она – ничто, если ее питает гордость ума. Потому и прибавлено: Когда кто уничижен будет, ты скажешь: возвышение! и Он спасет поникшего лицем. Это суждение не разнится с тем, что звучит из уст Истины: Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 14:11). Так и через Соломона говорится: Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе (Притч. 18:13). И верно сказано: кто поникнет глазами своими, тот и спасется, потому что, сколь можно понять по работе частей [тела], глаза обыкновенно первыми выдают гордость…

Избавит и небезвинного, и он спасется чистотою рук твоих. Это суждение, если оно рассматривается в отношении воздаяния Царства Небесного, соответствует истине в той мере, в какой о Боге говорится, что Он всякому воздаст по заслугам его. Того на последнем суде спасет праведность Судии вечности, кого здесь Его милость освобождает от дел нечистых. Однако если здесь утверждается, что кто-то спасется чистотой своих рук и своими силами станет невинным, то это, вне сомнения, заблуждение, потому что, если высшая милость не предварит совершающего зло, она никогда не найдет того, кому воздать за безгрешность. Вот, истинным голосом Моисея говорится, что никто из людей не без вины в очах Бога. Итак, небесная милость сперва что-то совершает в нас без нас, чтобы, с приложением нашей свободной воли, в нас совершалось добро, к которому нас уже влечет, – и за все это, данное милостью, на последнем суде Бог воздаст так, словно все исходило от нас самих.

Книга нравственных поучений, или Толкования на книгу Иова

архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)

Ст. 29-30 Когда кто уничижен будет, ты скажешь: возвышение! и Он спасет поникшего лицем, избавит и небезвинного, и он спасется чистотою рук твоих.

    Бог поможет и нечестивому, когда сей смиряется пред Ним: Он освобождает его от бедности, в которую низвергли его грехи его, и опять возвышает его(ст. 29).
    Множество совершённых тобою преступлений (ст. 5) не должно лишать тебя надежды. Благость Божия беспредельна. Бог освобождает от бедствия даже виновных, которые навлекли оное на себя своими грехами, и возвращает им прежнее их счастие, если они очистят руки, запятнанные неправедным достоянием, и исправятся (ст. 30).
    

 

Книга Иова в русском переводе с кратким объяснением

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 29-30 Когда кто уничижен будет, ты скажешь: возвышение! и Он спасет поникшего лицем, избавит и небезвинного, и он спасется чистотою рук твоих

Иов будет настолько тверд в благочестии, что бедствия невинных не поколеблют его праведности (Пс. 72:2-3, 12-14). При виде их он на основании личного опыта скажет, что они – не проявление Божественного неправосудия, ведут страдальца к возвышению и утверждению в добре: «ты скажешь: возвышение». Подобными рассуждениями он ободрит и самих страждущих, не даст им возможности впасть в грех отчаяния, неверия; они спасутся, благодаря ему: «он спасается чистотою рук твоих» (ст. 30).

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible