Скрыть
Какой совет подал ты немудрому и как во всей полноте объяснил дело!

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-4 И отвечал Иов и сказал: как ты помог бессильному, поддержал мышцу немощного! Какой совет подал ты немудрому и как во всей полноте объяснил дело! Кому ты говорил эти слова, и чей дух исходил из тебя

Отвечал же Иов и сказал: кому ты привержен или кому хочешь помогать? Не Тому ли, у кого многая крепость и сильная мышца? Кому ты дал совет? Не Тому ли, у кого вся премудрость? Кому ты повинуешься? Не Тому ли, у кого величайшая сила? Кому ты возвестил глаголы? Чье дыхание исходит из тебя? То есть, «я не порицаю тебя за то, что ты взял на себя роль Бога. Ибо так и надо было [поступить]. Однако не следовало осуждать меня». В самом деле, можно было говорить в защиту Бога, но и не выдвигать обвинений против Иова.

Комментарий на Книгу Иова

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Ст. 1-4 И отвечал Иов и сказал: как ты помог бессильному, поддержал мышцу немощного! Какой совет подал ты немудрому и как во всей полноте объяснил дело! Кому ты говорил эти слова, и чей дух исходил из тебя

«Кому ты дал совет? Может, тому, в ком нет мудрости?» Дать совет глупому – дело милосердия, мудрому – показное проявление, а давать его Самой Истине – извращенность. И поскольку те, которые, как мы уже сказали, являются прообразом еретиков, своими речами более следовали показному проявлению, чем пользе, то против Вилдада верно сказано далее: как во всей полноте объяснил дело. Всякий, кто истинно мудр, не бывает слишком мудр, потому что, согласно слову Павла, [такой человек] «не пытается быть мудрее той меры, в которой он должен быть мудрым». А в ком слишком много мудрости, тот не мудр, потому что, когда мудрость превышает необходимую меру, она уклонится в какую-нибудь сторону греха. Неуместную мудрость показывают те [люди], которые пытаются казаться мудрее других. Оттого большей частью и случается, что не умеющие быть смиренномудрыми говорят глупости.

Книга нравственных поучений, или Толкования на книгу Иова

архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)

Ст. 1-4 И отвечал Иов и сказал: Как ты помог бессильному, поддержал мышцу немощного! Какой совет подал ты немудрому и как во всей полноте объяснил дело! Кому ты говорил эти слова, и чей дух исходил из тебя?
     
     И отвечал Иов и сказал   Отселе Иов говорит один, и друзья его не отваживаются более отвечать ему. Изобразивши несравненно величественнее силу и величие Божие, он опять в Иов.27 говорит о своей невинности, которой он противопоставляет картину судьбы грешника, начертанную в духе его противников. В Иов.28 говорит он о неисследимой премудрости Божией в разделении счастия и несчастия, и об обязанности человека покоряться Богу при незаслуженных страданиях и оставаться верным добродетели. Потом в Иов.29 бросает взор на своё прежнее благоденствие, сравнивает с ним в Иов.30 своё настоящее бедствие и заключает в Иов.31 свои речи клятвою в своей невинности, которую снова защищает, опровергая вымышляемые на него преступления.
     Как ты помог бессильному, поддержал мышцу немощного! Бессильный и слабый, которого должна укрепить и утешить в бедствии эта речь, есть сам Иов.
    Какой совет подал ты немудрому и как во всей полноте объяснил дело! Какой совет и какое правило мудрости должен почерпнуть из твоей речи я (Иов), на которого ты смотришь, как на глупого!   
     Кому ты говорил эти слова, и чей дух исходил из тебя?  Неужели ты хочешь учить меня, как неведущего, и указывать мне пути Божественного провидения, которые, как ты мечтаешь, будто известны тебе. Какой это высший дух вдохнул тебе с неба истины и мысли, которые ты, в тоне вдохновенного, сообщил мне?

Книга Иова в русском переводе с кратким объяснением

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-4 Какой совет подал ты немудрому и как во всей полноте объяснил дело! Кому ты говорил эти слова, и чей дух исходил из тебя

Еще с большим сарказмом отзывается Иов о приведенных Вилдадом доказательствах в пользу мысли о божественном всемогуществе. Как полно и всесторонне освещен им этот вопрос («как во всей полноте объяснил дело»). Не получил ли он откровение свыше? («чей дух исходил из тебя?»). Все сказанное Вилдадом известно Иову, этому глупцу («не мудрому»), по мнению друзей.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible