Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Как во́ды, постигнут его ужасы; в ночи похитит его буря.
Святые отцы
Прочие
Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)
Ст. 19-23 ложится спать богачом и таким не встанет; открывает глаза свои, и он уже не тот. Как воды, постигнут его ужасы; в ночи похитит его буря. Поднимет его восточный ветер и понесет, и он быстро побежит от него. Устремится на него и не пощадит, как бы он ни силился убежать от руки его. Всплеснут о нем руками и посвищут над ним с места его
Поднимет его восточный ветер и понесет. Что в этом месте названо обжигающим ветром, как не злой дух, разжигающий в сердце пламя страстей, влекущее в вечное осуждение? Итак, говорится, что обжигающий ветер несет нечестивого потому, что строящий козни злой дух подстрекает всякого живущего к порокам, дабы уже умершего обречь на муки…
И словно вихрь похитит его с места его. Место нечестивого – наслаждение преходящей жизнью и похоти плоти. Итак, всякий человек, словно вихрем, поднят будет с места своего, когда в последний день, устрашенный, он будет оторван от всех своих наслаждений. А о последнем дне уместно говорится далее: устремится на него и не пощадит. Бог всякий раз, как исправляет грешника, поражая его, устремляет Свой бич, чтобы его пощадить. Но когда его жизнь Он приводит к концу, а он, несмотря на бичи, остается в грехе, тогда Он устремляет Свой бич, но не щадит. Тот, Кто устремляет бич, чтобы пощадить, однажды устремит его и для того, чтобы не щадить. Ибо в этой жизни Господь тем более стремится пощадить, чем более Он наказывает тех, которые этого ожидают. Вот что Сам Он сказал Иоанну голосом ангела: Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю (Откр. 3:19). И в другом месте сказано: Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12:6). И наоборот, о биче осуждения написано: Нечестивый уловлен делами рук своих (Пс. 9:17). Через Иеремию Господь говорит, что когда Он увидит множество неисправимых в их грехах людей, которых не считает уже сынами учения [Своего], но рассматривает как врагов, [достойных] суровых ударов, то скажет [им]: ибо Я поразил тебя ударами неприятельскими, жестоким наказанием за множество беззаконий твоих, потому что грехи твои умножились (Иер. 30:14).
Всплеснут о нем руками. Всплеснуть руками значит построить жизнь свою делами праведности. Потому и Павел говорит: укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени (Евр. 12:12). Когда они видят погибель другого, то в сердце своем призываются к тому, чтобы осознать и [возможность] своей: [по делам] один человек идет на муки, а другой от мук спасается. Всплеснет руками над ним потому, что в наказании другого увидит то, чего следует бояться; а когда увидит грешника пораженным, он свои дела, прежде расслабленные, наполнит крепостью праведности. Вот так бывает, что нечестивый при жизни многих людей соблазном греха вводит в грех, но смертью своей способен многих удержать от греха ужасом мучений…
И посвищут над ним с места его. Что еще означает свист, как не выражение удивления? Но если свист должен иметь другое значение, то, когда грешник умирает, видящие его исход складывают губы для свиста в том смысле, что они те духовные слова, которые прежде презирали, начинают воспринимать заново, так что и верят теперь и учат тому, во что не верили, видя, что нечестивый процветает. Ведь часто бывает так, что душа не крепких [в вере] тем более колеблется от слушания истины, чем более она видит, как процветают ее клеветники. Но когда справедливое возмездие настигает нечестивых, оно останавливает от грехов и других.
архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)
Как воды, постигнут его ужасы; в ночи похитит его буря.
Среди счастия, при совершенной безопасности, ужасная смерть восхищает нечестивого, подобно как нечаянное наводнение сносит рухлую хижину и ночной вихрь уносит неукреплённый шатёр.
Поднимет его восточный ветер и понесет, и он быстро побежит от него.
Та же картина, как и во второй половине предыдущего стиха. Вихрь, который Абиссинцы называют зендо или змеем, с непреоборимою силою поднимает на высоту и уносит с собой деревья, здания, людей и животных.
Устремится на него и не пощадит, как бы он ни силился убежать от руки его.
Нечестивый должен бежать от порывов восточного ветра, который без пощады гонит его с земли живых, и переселиться в царство мёртвых. В этом и следующем стихе вихрь олицетворяется.
Всплеснут о нем руками и посвищут над ним с места его!
Когда нечестивый лишается своего имения и изгоняется из своего жилища, то благочестивые берут его себе во владение и смеются над глупцом, который обольстился своим счастием, считая его неизменным.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 20-22 Как воды, постигнут его ужасы; в ночи похитит его буря. Поднимет его восточный ветер и понесет, и он быстро побежит от него. Устремится на него и не пощадит, как бы он ни силился убежать от руки его
Образное выражение мысли о смерти грешника. Он гибнет подобно тому, как гибнут от всесокрушающих вод (Иов. 14:19), от всеуносящего с собой потопа (Ис. 28:2), от ветра (евр. «кадим» – самум), не только палящего («καύσων» LXX), обжигающего (Быт. 41:23), но и уничтожающего (евр. «вейелак» ср. Иов. 14:20; Иов. 19:10), вырывающего с корнем (евр. «зеар», ср. Пс. 57:10). Все усилия спастись от гибели напрасны (ст. 22; ср. Иов. 20:24).