Скрыть
Откуда же исходит премудрость? и где место разума?

Святые отцы

Прочие

Дионисий Александрийский, сщмч. (†264)

Ст. 20-23 Откуда же исходит премудрость? и где место разума? Сокрыта она от очей всего живущего и от птиц небесных утаена. Аваддон и смерть говорят: ушами нашими слышали мы слух о ней. Бог знает путь ее, и Он ведает место ее

Единый источник премудрости есть Бог. Отыскать этот источник желает и Иов, когда постоянно говорит: премудрость же откуда обретеся и кое место есть разуму?, и когда, описывая недоступность и непостижимость ее для многих, прибавляет: утаися от всякаго человека. Полагая, что она известна одним святым, он замечает: Бог позна ея путь и т. д. А где она и откуда, он говорит в другом месте: у Него премудрость и сила, у Того совет и разум (Иов. XII, 13). Итак, один родитель и податель премудрости, и у кого она есть, тот получил ее от Него, ибо Господь дает премудрость, и от лица Его познание и разум, как показывает мудрая книга (Притч. II, 6) и как научает другое подобное писание словами: Той и премудрости предводитель есть, и премудрых исправитель (Прем. VII, 15). В руках Его и мы, и слова наши, и все разумение, и знание ремесел. Ничто из доброго и достойного удивления не пришло к нам из какого-либо другого места, но аще что благо – Его, и аще что добро – Его, говорит Захария (Зах. IX, 17). От него произросла и явилась вся полнота (τό τεσύστημα καίτὸ πλήρωμα) добродетелей. Поэтому и те, которые рассматривают все добродетели вместе, и те, которые определяют каждую из них в отдельности, приписывают их Богу, и прежде всего премудрость, так как она старее других и предводительствует ими, и в нас является как бы основанием для созидания остальных добродетелей. Ибо как един – благ, так и един премудр, седяй на престоле Своем (Сир. I, 7), говорит Сирах, и объясняя, почему он приписывает Ему это превосходное и единственное имя, прибавляет: Господь Сам созда ю, и излия ю на вся дела Своя (Сир. I, 8–9). И Варух приглашает нас к этому блаженному ведению, говоря: научися, где есть смышление, где есть крепость, где есть мудрость, еже разумети купно, где есть долгожитие и жизнь, где есть свет очес и мир? Кто обрете место ея и кто вниде в сокровища ея? (Вар. III, 14–15). Ибо место происхождения ее и сокровищница, откуда она выходит и раздается принявшим ее, есть Бог; вот почему Он предварительно и обличил не принимающих Его. Оставил еси, говорит он, источник премудрости; аще бы путем Божиим ходил еси, жил бы в мире во время вечное (Вар. III, 12–13). Это подробно истолковано также у других, которые разумеют под премудростью или ведение и созерцание сущего, или благочестие; я же кратко и ясно изложу то, что думаю об упоминаемой здесь премудрости. По моему мнению, мудрый и святой Иов говорит так: все прочее, как-то: металлические вещества, искусства, знания и все другое, – что он сам перечислил с изумлением, – человек приобрел посредством мудрости, а самую мудрость, спрашивается, откуда нашел он? Разве он копал землю и исследовал глубину моря, чтобы найти ее? Далеко нет: это приобретение есть дар Божий.

Из толкований на книгу Иова

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 20-21 Откуда же исходит премудрость? и где место разума? Сокрыта она от очей всего живущего и от птиц небесных утаена

Эти слова предполагают, что, хотя Христос представлен через сходство, Он, тем не менее, выше любого сходства, образа или типа и никак не сравним со святыми. О Нем говорится, что Он подобен тайным высшим силам, но хорошо известно, что они даже не могут прямо взирать на Него.

Комментарий на Книгу Иова

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Ст. 20-21 Откуда же исходит премудрость? и где место разума? Сокрыта она от очей всего живущего и от птиц небесных утаена

Как весело и с каким удивлением смотрели люди патриархальные на птиц, парящих в высотах воздушных! Недаром они называли их небесными: их выспренний, небесный полет восторгал их самих.

Паук не знает, откуда у него такая премудрость – плести правильные, геометрически точные сетки; пчелы не знают, откуда они имеют способность выделывать соты; деревья и травы не смыслят, откуда у них мастерство образовывать изумительную ткань в своей древесине, корнях, листочках и цветах; сам человек производит часто изумительнейшие вещи, но весьма часто не постигает, как он их сделал, откуда взялась у него такая премудрость. Откуда же обретеся премудрость многоразличная и кое место есть ведения? Не весть, воистину не весть человек пути ея. Где же она? Бездна говорит, что в ней нет ее; море – тоже. Нельзя купить ее сокровищами света. Откуда премудрость? Пагуба и смерть говорят только, что они слышали ее славу, но не говорят, откуда она. Бог один хорошо знает ее место. Ибо Он прозирает до концов земли и видит под всем небом. Когда Он ветру полагал вес и располагал воду по мере… Он-то, Всеведущий, все исчислил и взвесил, и самые пути раскатов громовых. Он-то дал всякому созданию премудрость (видел ее и явил ее). Он сказал человеку: быть благочестивым – значит быть премудрым, а удаляться от зла – значит знать.

Дневник. Том I. 1856

архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)

Откуда же исходит премудрость? и где место разума?

Итак, какое средство остаётся для нас смертных достигнуть сию премудрость, или познать мудрые законы, по которым Бог разделяет счастие и несчастие?

Книга Иова в русском переводе с кратким объяснением

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Откуда же исходит премудрость? и где место разума

Если человек не в состоянии своими силами найти мудрость на земле, в бездне и море (ст. 13-14), не может приобрести ее за земные сокровища (ст. 14-19), то каким же образом можно ее постигнуть, к кому за этим следует обратиться?

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible