Скрыть
Бог знает путь ее, и Он ведает место ее.

Святые отцы

Прочие

Дионисий Александрийский, сщмч. (†264)

Ст. 20-23 Откуда же исходит премудрость? и где место разума? Сокрыта она от очей всего живущего и от птиц небесных утаена. Аваддон и смерть говорят: ушами нашими слышали мы слух о ней. Бог знает путь ее, и Он ведает место ее

Единый источник премудрости есть Бог. Отыскать этот источник желает и Иов, когда постоянно говорит: премудрость же откуда обретеся и кое место есть разуму?, и когда, описывая недоступность и непостижимость ее для многих, прибавляет: утаися от всякаго человека. Полагая, что она известна одним святым, он замечает: Бог позна ея путь и т. д. А где она и откуда, он говорит в другом месте: у Него премудрость и сила, у Того совет и разум (Иов. XII, 13). Итак, один родитель и податель премудрости, и у кого она есть, тот получил ее от Него, ибо Господь дает премудрость, и от лица Его познание и разум, как показывает мудрая книга (Притч. II, 6) и как научает другое подобное писание словами: Той и премудрости предводитель есть, и премудрых исправитель (Прем. VII, 15). В руках Его и мы, и слова наши, и все разумение, и знание ремесел. Ничто из доброго и достойного удивления не пришло к нам из какого-либо другого места, но аще что благо – Его, и аще что добро – Его, говорит Захария (Зах. IX, 17). От него произросла и явилась вся полнота (τό τεσύστημα καίτὸ πλήρωμα) добродетелей. Поэтому и те, которые рассматривают все добродетели вместе, и те, которые определяют каждую из них в отдельности, приписывают их Богу, и прежде всего премудрость, так как она старее других и предводительствует ими, и в нас является как бы основанием для созидания остальных добродетелей. Ибо как един – благ, так и един премудр, седяй на престоле Своем (Сир. I, 7), говорит Сирах, и объясняя, почему он приписывает Ему это превосходное и единственное имя, прибавляет: Господь Сам созда ю, и излия ю на вся дела Своя (Сир. I, 8–9). И Варух приглашает нас к этому блаженному ведению, говоря: научися, где есть смышление, где есть крепость, где есть мудрость, еже разумети купно, где есть долгожитие и жизнь, где есть свет очес и мир? Кто обрете место ея и кто вниде в сокровища ея? (Вар. III, 14–15). Ибо место происхождения ее и сокровищница, откуда она выходит и раздается принявшим ее, есть Бог; вот почему Он предварительно и обличил не принимающих Его. Оставил еси, говорит он, источник премудрости; аще бы путем Божиим ходил еси, жил бы в мире во время вечное (Вар. III, 12–13). Это подробно истолковано также у других, которые разумеют под премудростью или ведение и созерцание сущего, или благочестие; я же кратко и ясно изложу то, что думаю об упоминаемой здесь премудрости. По моему мнению, мудрый и святой Иов говорит так: все прочее, как-то: металлические вещества, искусства, знания и все другое, – что он сам перечислил с изумлением, – человек приобрел посредством мудрости, а самую мудрость, спрашивается, откуда нашел он? Разве он копал землю и исследовал глубину моря, чтобы найти ее? Далеко нет: это приобретение есть дар Божий.

Из толкований на книгу Иова

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

Ст. 23-26 Бог знает путь ее, и Он ведает место ее. Ибо Он прозирает до концов земли и видит под всем небом. Когда Он ветру полагал вес и располагал воду по мере, когда назначал устав дождю и путь для молнии громоносной

Ибо Он прозирает до концов земли и видит под всем небом. Видеть для Бога значит восстановить все, что было потеряно и упущено, под Свою благодать. Потому написано: Царь, сидящий на престоле суда, разгоняет очами своими все злое (Притч. 20:8). Ибо, взирая, Он обуздывает зло нашего легковесия и дает нам великую ценность зрелости. Потому сразу же добавлено: Когда Он ветру полагал вес. Быстротой и пронзительностью ветров в священном Писании обыкновенно обозначаются души, как и через псалмопевца Божьего говорится: шествуешь на крыльях ветра (Пс. 103:3), то есть проникаешь в добродетели душ. Итак, положил ветру вес, потому что, когда высшая Премудрость наполняет души, она утяжеляет их внутренней зрелостью, но не той тяжестью, о которой говорится: «Сыны мужей, доколе тяжелы сердцем будете?» Ведь одно дело – быть весомым через [добрый] совет, а другое – через грех; одно дело – быть весомым верой, а другое – деланием зла. Одна тяжесть – груз бремени, другая – весомость добродетели. Итак, души принимают вес для того, чтобы уже никаким легковесным порывом не отступать от устремленности к Богу, но чтобы всем весом неизменного постоянства поселиться в Нем.

Книга нравственных поучений, или Толкования на книгу Иова

архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)

Бог знает путь ее, и Он ведает место ее

Один Бог знает все тайны премудрости, устроившей и сохраняющей мир. Нельзя не видеть здесь как бы предощущения великой истины, открытой христианам, об Ипостасной Премудрости – Слове и Сыне Божием, который Сам сказал о Себе: никтоже знает Сына, токмо Отец, ни Отца кто знает, токмо Сын, и Ему же аще волит Сын открыти. (Мф.11:27).

Книга Иова в русском переводе с кратким объяснением

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 23-24 Бог знает путь ее, и Он ведает место ее. Ибо Он прозирает до концов земли и видит под всем небом

Полнота знания мудрости принадлежит только одному вездесущему (Вар. 3:31-32) и всеведущему Богу.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible