Скрыть
И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно

Диавол, скрыв поражение, дал такой первый ответ: «я ходил по земле и обошел ее» («и обшед всю землю приидох»). Бог же открывает то, что он скрыл из зависти; и так как спросивши не услышал от него о понесенном поражении, Сам объявляет о нем и возвещает о победе праведника. «Я ходил по земле и обошел ее». Что же? Для этого ты ходил? Этого искал? Не сказал ли ты: «Дай мне имение Иова»? Для чего умалчиваешь о борьбе? Для того, чтобы скрыть венец победы?» «И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный». Не пройди мимо сказанного, а обрати внимание на то, что в первом свидетельстве не было сказано: «незлобив» (άκακος – невинен). Не употребив прежде этого названия, теперь прилагает ему венец незлобия, потому что он с благодарностью перенес несчастия. Поэтому если в дальнейшем он является говорящим дерзновенно, то это должно быть приписано незлобию. И сам Иов говорит затем: «пусть взвесят меня на весах правды, и Бог узнает мою непорочность» («виде же Господь незлобие мое») (Иов. 31:6). А слово незлобивого никто не объясняет, как произнесенное по злобе, так как мы судим не по делам, а по намерению делающих. Если сын бесчестит отца, то это дело признается нечестивым, и он осуждается, как отцеубийца, потому что поднял голос (язык) против родителя и осмелился бесславить свой корень; а невинное дитя, если ударит отца или мать, то эта дерзость вожделеннее всякого удовольствия. Часто матери доводят детей до дерзости, утешаясь не ею, а незлобием, невинностью, простотою нрава. Так и Бог, видя, что говорит не по злобе, благосклонно принимает слова Иова, будучи призываем им на суд, потому что это слова невинности, а не злобы.

«Напрасно, – говорит, – позавидовав его благосостоянию, ты сказал, что благочестив муж по причине богатства. Он лишился имущества, но не отступил от благочестия. Не захотел ты, бесстыдный, поверить Мне, как Богу. Не должен ли, хотя из опыта, удостовериться в том, что Мой раб не меряет любомудрия счастьем? А смотри: не сказал, что вотще погубил имущество, но: «а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно» («ты же рекл еси имения его погубити вотще»), потому что он получил необыкновенную награду за это погубление.

Отрывки на (книгу) блаженного Иова

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно

Если праведный Иов предстает прообразом нашего Искупителя во время Его страдания, то как же сатане говорится Господом: а ты возбуждал Меня против него? Посредник между Богом и человеком, человек Иисус Христос пришел взять вину нашего преступления, понести бичи нашей смертной природы. Но как же о Том, Кто одной и той же самой природы с Отцом, Отец заявляет [если следовать типологическому толкованию], что сатана возбуждал Его против Иисуса, когда известно, что в согласии между Отцом и Сыном нет ни неравенства мощи, ни различия в волении? Однако Тот, Кто равен Отцу по Божественности, ради нас пришел для бичевания во плоти. И Он не смог бы принять бичи, если бы не воспринял обличие осужденного человека, совершая его искупление. И если бы первый человек [Адам] не совершил преступление, второй [Иисус] никогда бы не пришел для унизительного страдания.

Когда же первый человек был отлучен от Господа [Отца] сатаной, тогда Господь [Сын] облекся во второго человека. Итак, сатана возбуждал Господа [Отца] против [второго человека Иисуса], когда в раю с самой вершины праведности он вверг первого человека в грех непослушания. И если бы он не привел первого Адама через совершённый по собственной воле грех к смерти души, то второй Адам, не имеющий греха, не пришел бы принять добровольную смерть плоти.

Книга нравственных поучений, или Толкования на книгу Иова

архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)

И сказал Иегова сатане: обратил ли ты внимание своё на раба моего Иова? Ибо нет подобного ему на земле, – муж добрый, справедливый, боящийся Бога и удаляющийся порока; доселе он держится добродетели, a ты раздражал Меня против него, чтобы погубить его безвинно.
 

См. 1:6, 7, 8.

Книга Иова в русском переводе с кратким объяснением

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно

По сравнению с первым отзывом Господа об Иове (Иов. 1:6) второй содержит небольшую прибавку: «доселе тверд в своей непорочности». Она сделана в целях изобличить диавола в клевете на Иова (Иов. 1:9-11). Он потерял все, но остался верен Богу, тогда как, по уверению сатаны, должен был бы проклясть Господа (Иов. 1:9-11).

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible