Скрыть
И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел .

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его

Почему очищал гной не руками, не пальцами? Для того, чтобы такой способ попечения о язвах служил причиною большего мучения. А если сам не старался заботиться о себе, то как мог принять заботы других? Он был собственным палачом, не разрывающим тела, а снимающим текущий гной, мертвой глиной соскабливающим живую грязь. А почему сидел «на гноищи»? Чтобы отпадавшее от его тела зарывать в куче помета. А почему на открытом воздухе? Чтобы не задохнуться от зловония, чему бы подвергся, если бы укрылся в каком-либо чулане; впрочем, искуситель не оставил ему дома.

Тяжела была и потеря детей, но за этим великим несчастием следовало другое жесточайшее, и притом так, что он ни мало не отдохнул. А именно: следовали источники червей, потоки гноя, сидение на гноище, зловоние ран, производившее новый вид голода, не давая возможности прикоснуться к бывшей перед глазами пище и причинявшее мучение, сильнейшее голода, и это в продолжение не двух, десяти, двадцати или ста дней, а в течение многих месяцев. Для скорбящих немалым ободрением служит пример Иова, раны праведника и гноище, славнейшее царского престола. Те, которые видят царский престол, от этого не получают пользы, а одно временное удовольствие, не приносящее никакой прибыли; от созерцания же гноища Иова можно получить всякую пользу, научиться большому благоразумию, и ободриться в деле терпения. Поэтому многие в настоящее время предпринимают из отдаленных пределов земли длинное путешествие в Аравию, переплывают и море, чтобы видеть это гноище и, видя, облобызать землю, служившую поприщем для этого венценосца и принявшую кровь, драгоценнейшую всякого золота. Не имеет пурпур такого блеска, какой имело тогда это тело, орошавшееся не чужой, а собственной кровью, и эти раны, драгоценнейшие всех камней. Природа жемчуга не приносит пользы для нашей жизни, не удовлетворяет никакой насущной потребности имеющих его; а эти язвы служат утешением при всяком унынии. И для убеждения в том, что это правда, покажи тому, кто потерял родного и единственного сына, множество жемчуга, и увидишь, что ты не утешил его в горе, не облегчил печали. А напомнив ему об язвах Иова, легко можешь помочь, говоря так: «Что скорбишь, человек? Ты потерял одно дитя, а тот блаженный, после того, как лишился целого сонма детей, поражен был в самое тело и обнаженный сидел на гноище, обливаясь всецело гноем, при постепенном истощении плоти, он – праведный, благочестивый, имевший Бога свидетелем добродетели».

Если скажешь эти слова, то уничтожишь всякое уныние печалящегося, прекратишь всю его скорбь; и, таким образом, язвы праведника являются более полезными, чем жемчуг. Поэтому начертайте себе образ этого борца, имейте пред глазами то гноище и его самого, сидящего на нем, как бы золотую статую, как украшенного драгоценными камнями, как того… не знаю, что и сказать. Не нахожу такого драгоценного вещества, которое могло бы представить это окровавленное тело. Так природа этой плоти была гораздо драгоценнее всякого дорогого вещества и язвы светлее солнечных лучей – последние освещают телесные глаза, а те озаряют очи нашего разума; диавола они совершенно ослепили; поэтому после нанесения того удара он удалился, и не являлся более. Пойми же, возлюбленный, хотя из этого, как велика польза страдания. Когда праведник был богат и наслаждался покоем, диавол мог клеветать на него, хотя и лживо, но все-таки мог говорить: «разве даром богобоязнен Иов?» («еда туне Иов чтит Господа?») (Иов. 1:9–10). А когда лишил его всего и сделал нищим, не осмелился затем и пикнуть. Пока тот был богат, угрожал ему борьбой и надеялся победить; а когда довел до нищеты, лишив всего, и вверг в крайне бедственное состояние, тогда оставил его. Когда тело его было здорово, поднимал руки; а когда изранил плоть, удалился пораженный. Видишь ли, насколько для бодрствующих людей бедность лучше и полезнее богатства, болезнь – здоровья, искушение – покоя, и как претерпевающие несчастия делаются более славными и сильными? Кто видел, кто слышал о таком удивительном состязании? Борцы на обыкновенных состязаниях, когда разобьют головы противникам, объявляются победителями и награждаются венками; а этот, когда поразил тело праведника, покрыв его всякого рода ранами, и привел в изнеможение, тогда был побежден и удалился. Хотя пронзил его ребра со всех сторон, не сделал, однако, ничего больше; сокрытое сокровище не похитил, а сделал более явным для нас; чрез пронзенные ребра дал всем возможность посмотреть внутрь и узнать все его богатство; и когда надеялся взять верх, с большим стыдом отступил и не произнес ни одного звука.

Что случилось, диавол? Почему ты удалился? Разве не сделано всего, чего ты хотел? Разве не уничтожил ты овец, волов, стад коней, ослов? Разве не погубил ты сонма детей и не поразил всего тела? Почему же бежишь? – «Потому что сделано все, чего я хотел; но чего я особенно желал и ради чего все делал, этого не произошло – он не богохульствовал. Для того я все то и делал, чтобы произошло это; а как скоро этого не произошло, то я не извлек пользы из гибели имущества, умерщвления детей и поражения тела; вышло же противное тому, чего я желал: врага я сделал более известным и славным».

Понял, какая польза страдания? Красиво было тело и здорово, но оно стало более славным, когда изрыто было теми язвами. Хороша шерсть прежде окрашивания, а когда делается пурпурною, это чрезвычайно возвышает достоинство, придает ей много изящества. Если бы не лишил его всего, мы не знали бы силы победителя; если бы не пронзил тела его язвами, не просияли бы лучи извнутри; если бы не посадил его на гноище, мы не знали бы его богатства. Не так славен царь, восседающий на престоле, как знаменит и славен сидевший в то время на гноище, потому что после царского престола – смерть, а после этого гноища – небесное царство. Такую предложил я историю не для того, чтобы вы хвалили мои слова, а чтобы подражали добродетели мужа и терпению, чтобы из дел его видели, что ничто из бывающего с людьми не составляет несчастия, а только – грех: ни бедность, ни болезнь, ни поношение, ни оскорбление, ни бесчестие, ни то, что кажется величайшим из зол – смерть; все это названия только несчастий, в глазах любомудрствующих не имеющие действительного значения. Истинное несчастие состоит в оскорблении Бога и делании чего-либо неугодного Ему.

Остается сравнить между собою добрые дела и страдания, чтобы ты ясно видел, что не только за добрые дела, но и за страдания назначены награды, и награды весьма большие, и за страдания не меньшие, чем за добрые дела, а даже иногда большие, чем за последние. Для этого остановим, если угодно, свой взор на великом герое терпения, прославившемся тем и другим видом добродетели, чтобы видеть, от чего он более прославился. Сравнивая, увидим, когда он был славнее – тогда ли, когда служил общим пристанишем для нуждающихся, или когда переносил страдания и то, что причинило много печали; тогда ли, когда держал свой дом открытым для всех мимоидущих, или когда, по разрушении его, не произнес ни одного оскорбительного слова, а благословлял Бога? То было добрым делом, а это – страданием.

Скажи мне, когда он был светлее? Когда он приносил жертвы за детей и приводил их к согласию, или когда с большим спокойствием перенес то, что на них обрушился дом и они кончили жизнь так печально? Когда он больше сиял? В то ли время, когда шерстью его овец согревались тела бедных, или когда он, услышав: «огонь Божий упал с неба… и пожрал» («огнь спаде с небесе и пожже») стадо с пастырями» (Иов. 1:16), не смутился и не пришел в неистовство, а кротко перенес несчастие? Когда он был больше? Тогда ли, когда пользовался телесным здоровьем для защиты обижаемых, сокрушая зубы беззаконников, исторгая хищения из зубов, и служил пристанью для угнетаемых, или когда это самое тело, оплот притесняемых, увидел пожираемым червями и, сидя на гноище, очищал его, взявши черепок: «кожа моя, – говорит, – лопается и гноится» («обливаю… грудие земли, гной стружа») (Иов. 7:5)? А все то были добрые дела, все же это – страдания, и последние сделали его более славным, чем первые. Они составляли самую тяжелую часть его состязания и требовали наибольшей твердости, наибольшего душевного напряжения, возвышеннейшей мысли и большей любви к Богу. Поэтому-то, когда делались те (добрые дела), диавол, хотя бесстыдно и весьма дерзко, все-таки возражал, говоря: «разве даром богобоязнен Иов?» («еда туне Иов чтит Господа»); а произошли эти (страдания) – он со стыдом удалился, обратив тыл, не имея возможности набросить и тень каким-либо бесстыдным возражением.

Отрывки на (книгу) блаженного Иова

архиепископ Агафангел (Соловьев) (†1876)

И он взял себе черепок, чтобы скоблить себя им, а сам сидел посреди пепла.

Болезнь, которою было испытано благочестие Иова, по всей вероятности, была самая опасная проказа – Елефантиазис (слоновая болезнь), которая получила своё название от того, что ноги больного распухают до того, что делаются похожими на толстые ноги слона (См. Втор.28:27, Втор.28:35). Это видно особенно из Иов.7:4-6; Иов.13:14, Иов.28; Иов.16:14-16 . Древние и новые врачи – Цельс, Гален и другие описывают её следующим образом:
Елефантиазис начинается часто на лице, особенно близь носа, где производит пятна, похожие на веснушки. Если не оставят этой болезни без внимания, то она ещё излечима; худший вид болезни начинается чесанием колеи и оконечностей пальцев, так что больной ищет помощи в чесалке или черепке, как Иов говорит и о себе. Мало по малу пятна, увеличиваясь, раскидываются по телу и вся кожа принимает другой цвет; у одних она делается красною, у других свинцовою или чёрною. Иов представляет свою кожу чёрною, а чёрный Елефаитиазис неизлечим. Почерневшая кожа в иных местах складывается слоями, как кожа слона, а в других прорывается.
Тут появляются опухоли и желваки, в которых заводятся черви, доколе наконец всё тело не сделается как бы одним нарывом. Пальцы и ноги страшно пухнут и делаются чудовищно толсты. Дыхание, как у прокаженных, делается зловонным и нестерпимым, кости прогнивают, так что наконец отваливаются у больного целые члены, как то: нос, пальцы на руках и ногах. Глаза становятся мрачны и навислые распухшие брови дают лицу ужасный вид. Волосы на всём теле выпадают. Чувство делается меланхолическим, и больной при совершенной бессоннице страдает от страшных грёз, особенно от удушья. Голос мало по малу делается хриплым и когда по сгниении носовой кости нос заваливается, несчастный задыхается, хотя дыхание у него давно уже стало тяжело. Другие нечаянно умирают от слабой горячки. Так как эта болезнь неизлечима, хотя не всегда заразительна и может продолжаться несколько лет; так как все члены становятся больному в тягость, a другие люди, по причине отвратительного его вида, удаляются от него: то эти несчастные с нетерпением ждут смерти и ничего пламеннее не желают, как умереть скорее. Все черты этой ужасной картины совмещаются в страждущем Иове, как он сам изображает их в своих жалобах. Многие древние толковники полагали, что Иов претерпел многие болезни, а Св.Златоуст говорит, что он перенёс все болезни, которые только могут мучить человека.
Иов употребляет черепок вместо пальцев для чесания, потому что пальцы также распухли у него от проказы.
Иов сел в пепел или в кучу пыли, в знак крайней своей скорби (см. Иов.42:6; Ис.58:5; Иер.6:26; Иез.27:30; Ион.3:6). 70 переводчиков и Вулгата прибавляют еще: вне града, т. е. (как требовал и Моисеев закон – Лев.13:464Цар.15:5) Иов стал одинок и удалён от других людей, как страшилище, к которому никто не смел приблизиться.

Книга Иова в русском переводе с кратким объяснением

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел

Пораженный нечистою (Лев. 13:3, 11 и т. д. ) и, может быть, заразительною болезнью (см. Толковая Библия, 1 т., с. 448, ст. 33-34), Иов должен был удалиться «за пределы селения» (прибавка LXX, согласная с Лев. 13:46; Чис. 5:2-3; 4Цар. 7:3), где и сел в пепел, по славянскому тексту, «на гноищи». Наблюдаемое в настоящем случае разногласие между текстами стараются примирить тем соображением, что, по существующему на востоке обычаю, выносимые за город нечистоты и подверженные гниению разного рода отбросы постепенно сжигались, в результате чего получался пепел, превращавшийся от дождей в твердую массу. По своему происхождению, в своей основе пепел был, действительно, гноищем.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible